Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мораль Новейшего времени: XX – XXI векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начиная с первых десятилетий XIX столетия и на протяжении всего последующего развития человеческой истории в евро-американской морали окончательно утверждаются принципы прагматизма. Нравственно то, что приносит успех. Успех и неудача – суть первичные категории жизни, - утверждал американский философ Джеймс Дьюи (1859 – 1952 гг.). Философия прагматизма явилась отражением в нравственных отношениях требований рынка как определяющего регулятора хозяйственно-экономической деятельности людей ХХ столетия. В наибольшей степени принцип прагматизма проявлялся в сфере бизнеса в США. Исторические события ХХ столетия нанесли особенно серьёзный урон моральным ценностям человечества. Глобальные исторические катаклизмы – первая мировая война, охватившая практически все страны Западной Европы, Россию и даже США, Октябрьская революция и гражданская война в России, жесткое классовое противостояние в развитых капиталистических странах в период Великой Депрессии (1929 – 1933 гг.) привели к обострению международных противоречий в социально-экономической и политической сферах и в конечном счете к образованию двух тоталитарных держав – Германии и Советского Союза. Германский Рейх, стремившийся утвердить во всем мире человеконенавистническую идеологию фашизма, развязал вторую мировую войну, в которой были уничтожены десятки миллионов людей. В СССР, несмотря на значительные социалистические преобразования и повышение общей культуры общества, также процветали террор и насилие по отношению к тем слоям общества, которые исповедовали принципы демократии и свободы в политической и хозяйственно-экономической сферах. В социально-нравственной политике обеих стран были преданы забвению общечеловеческие ценности и уважение к человеческой личности. И когда была развязана вторая мировая война, то в ней проявились, с одной стороны, жестокость и насилие все еще не изжитые человечеством, а с другой стороны, - величие человеческого духа, ориентирующего людей на свободу и достойную жизнь. Прогрессивные слои человеческого сообщества сумели объединиться и уничтожить гитлеровский фашизм. Однако и после окончания этой разрушительной войны проблемы сохранения мира, выживания человечества и сохранения нравственных ценностей стоят необычайно остро. К важнейшим морально-нравственным проблемам современности следует отнести: ♦ уничтожение угрозы ядерной войны, способной уничтожить все живое на планете; ♦ обретение людьми социальной перспективы, что необходимо для блокирования духовно-нравственной опустошенности определенной части населения во многих странах мира; ♦ решение целого ряда глобальных проблем современности, важнейшими из которых являются: экологический кризис, демографические проблемы, противостояние развитого Севера и нищего Юга, различие в идеологических ориентациях Запада и Востока, которые в условиях кризиса современной цивилизации приводят к насилию и террору, развязываемых фундаменталистами структурами Ислама; ♦ проблемы молодежи во всех странах мира, которые порождают молодежный протест против бессмысленности и жестокости современного мира с его насилием и войнами; наиболее ярко этот протест проявился в развитых странах Европы и Америки в 60-70-х годах прошлого столетия, породившего движение хиппи; они провозглашали главной моральной ценностью – любовь, утверждая, что нужно заниматься любовью, а не войной.
Основные концепции1 морали 2.8.1. Религиозная концепция морали2 Религиозные концепции морали сложились в рамках мировых религий: буддизма, христианства, ислама. Религиозные идеи содержатся в моральных концепциях китайских мудрецов Конфуция и Лао-Цзы, а также античных философов Сократа, Платона, Аристотеля. Они продолжают сохраняться в системе моральных взглядов многих европейских и русских философов вплоть до настоящего времени. Религиозные концепции морали, как правило, выделяют в системе морали как социальном регуляторе три уровня. Первый – высший уровень морали охватывает нормы и принципы должного поведения, источником которых является Бог – Творец. Творец выступает также гарантом соблюдения этих норм и воздаёт вознаграждение – вечное блаженство бессмертной души каждому человеку при наличии его веры в Бога – Творца и соблюдении им установленных Богом норм. Вторая ступень религиозной морали – это естественный нравственный закон. Он заложен в человеческой душе актом Божественного творения. Этот закон вытекает из самой природы человека, являющегося творением Бога, и его смысл состоит в ориентации души человека на единение с Богом. Основанием религиозной нравственности является приоритетное развитие духовных потребностей человека, направляющих всю его деятельность на обретение посмертного блаженства его души. Подобная ориентация блокирует полноту жизненного бытия человека и наносит ущерб удовлетворению его жизненно-практических, телесных потребностей. Третья ступень религиозной нравственности – это позитивный человеческий закон. Он устанавливается обществом, однако является воплощением в повседневной жизни «естественного закона», а через него и вечного Божественного закона морали. Высшие законы морали носят вечный характер, а потому Добро всегда есть Добро, носителем которого является Бог, и соблюдение законов, установленных Богом, есть Добро и проявление нравственности. 2.8.2. Натуралистическая концепция морали1 Натуралистические концепции морали утверждают, что поскольку человек есть живой организм, часть природы, то его бытие протекает по общим законам живой природы. Истоки нравственности следует искать в избирательной способности жизни самой природы, проявляющейся, как в борьбе за выживание, так и в стремлении отдельных сторон природы к гармонии в рамках целостного универсума. Ещё в античной этике сложились такие натуралистические концепции морали как эвдемонизм и гедонизм, в которых абсолютизируется феномен наслаждения и радости бытия, получаемых человеком от жизни. Определяющую роль в утверждении в западно-европейской культуре натуралистической концепции морали в Новое время имели труды европейских философов Ф. Бэкона, Б. Спинозы, Г. Спенсера, О. Конта, исследовавших закономерности и механизмы функционирования социальной жизни в условиях утверждавшегося капитализма. Но особую роль в формировании целостной натуралистической концепции морали имели труды английского ученого натуралиста Чарльза Дарвина «Происхождение видов» и «Происхождение человека». Ч. Дарвин считал, что животным присущи почти все те нравственные понятия, которые имеют место в человеческом сообществе, например, солидарность, коллективизм, любовь к своему потомству и т. д. Однако, в животном мире эти действия обусловлены самой природой, поскольку они заложены в генетической программе животных. Животные не могут делать выбор осознанно, преследуя при этом какую бы то ни было нравственную цель. С позиции натуралистической концепции морали этические теории строились, опираясь на методологию экспериментальных данных естественных наук. Положительным моментом здесь является попытка объяснения происхождения морали на основе проявления «естественной» природы человека. Эта концепция направлена против представлений о сверхъестественном источнике морали – Боге. И на начальном этапе формирования натуралистической концепции морали был активизирован научный интерес к исследованию механизмов проявления природных сторон человеческого существования. Однако, абсолютизация роли природного аспекта в объяснении причин возникновения морали приводит к социал-дарвинизму, когда действующие в мире животных законы внутри – и межвидовой борьбы переносятся на человеческое общество. Биологизация нравственной сущности человека осуществляется также евгеникой – наукой об искусственном улучшении человеческой породы. Евгеника исходит из того, что социальные формы поведения, в том числе и моральные, заложены в человеке генетически, а потому нравственность человека, также как и его характер, обусловлены его родословной. Однако данные современной генетики отрицают это утверждение. Нравственность – это результат длительного историко-культурного развития и нравственные понятия формируются и передаются от человека к человеку только через социальные программы. Фрейдизм1 – еще одна теория происхождения морали в рамках натуралистической концепции. Австрийский психиатр З. Фрейд считал, что поступок человека – это компромиссный вариант между инстинктом (либидо – ИД) и сверхстрогим требованием морали общества – Супер-Эго. Человеческое Я-Эго вынуждено подавлять свои подсознательные влечения, важнейшими из которых являются сексуальные. Подавление этих влечений может привести к различным комплексам или неврозам. Невозможность подавить эти влечения приводит к агрессивности или порождает у индивида чувство вины, депрессию, влечение к алкоголю и наркотикам. Идеи фрейдизма широко используются в западно-европейском искусстве. Наиболее значимыми произведениями художественной литературы, в которых нашли отражение идеи З. Фрейда, являются романы американского писателя С.Фитцжеральда «Ночь нежна» и немецкого писателя Э.М.Ремарка «Черный обелиск». ИдеиЗ. Фрейда о психофизиологической детерминированности морали углубил его ученик американский социальный психолог, философ и социолог немецкого происхождения Э. Фромм. Он считал, что нравственная регуляция порождена невозможностью для человека в одиночку выживать в природе. И что именно биологическое несовершенство человека обусловило появление цивилизации. Осмысление этих идей через призму социальной психологии позволило Э. Фромму обосновать этические нормы и принципы с позиции психофизиологического анализа. Его исследования положили начало интеграции социальной психологии и этики, что нашло выражение в формировании неофрейдизма. 2.8.3. Социологическая концепция морали1 Социологическая концепция связывает возникновение морали с социально-историческим развитием общества. В качестве причины возникновения морали эта концепция рассматривает социально-исторические и, прежде всего, производственно-экономические условия социальной жизни, а также формирующиеся в процессе трудовой деятельности потребности и интересы людей. Утверждающаяся мораль способствует организации поведения человека и его взаимоотношений с другими людьми наиболее удобным для общества образом, обеспечивая его оптимальное существование. С позиций социально-исторической детерминации поведения людей объясняет возникновение морали марксистко-ленинская этика, отвергая все другие концепции. 2.8.4. Культурологическая концепция морали Культурологическая концепция происхождения морали – дает обобщающий, интегративный подход, изначально предполагая включенность морали в исторический процесс развития общества, а потому объясняет феномены морали на основе анализа конкретных социокультурных условий общественной жизни, которые формируются в процессе исторического развития общества как отражение в духовной сфере социально-экономических и других материальных условий сферы общественного бытия. Эти взаимосвязи будут исследованы в третьей главе учебного пособия на основе анализа этических учений: конфуцианство, протестантизм, а также идей М. Вебера о роли религии протестантизма в становлении капиталистического уклада в странах Европы.
Основные функции2 морали Выступая как способ духовно-практического освоения людьми окружающего их мира, мораль является надежным средством ориентации человека в мире социальных отношений, регулируя поведение человека и всю систему общественных отношений с точки зрения поддержания единства и сплоченности общества, развития и совершенствования общественных отношений и самого человека. Эта социальная роль морали конкретизируется в присущих ей функциях, среди которых важнейшими являются: регулятивная, оценочно-императивная, воспитательно-гуманистическая, познавательная, идеологическая, прогностическая. Все эти функции морали взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга в целостной системе морального регулирования общественных отношений. Это регулирование осуществляется посредством выработки требований и ценностей, самого ценностного отношения и воспитания у человека потребностей в добровольном и сознательном следовании этим ценностям. В то же время можно говорить о каждой из функции морали отдельно. Регулятивная функция морали определяется необходимостью осознания и практического выполнения человеком и обществом моральных требований, а также следования определенным моральным ценностям, что обеспечивает для индивида реализацию его сущностных сил в условиях стабильного общества. Эффективность выполнения моралью своей регулятивной функции зависит от того, насколько человек оказывается способным сделать предъявляемые к нему требования своим личным мотивом поведения. В свою очередь, это зависит от того, выражают ли заложенные в моральных нормах ценности потребности и интересы этого человека, а также насколько эти ценности универсальны и соответствуют интересам человека как родового существа, обеспечивая тем самым стабильность общества в целом. Если в обществе складывается относительно устойчивый и равновесный баланс интересов, положение человека в нем относительно стабильно, а потребности и интересы признаны и гарантированы, то ему гораздо легче воспринимать провозглашаемые моралью ценности и следовать обращенным к нему требованиям. Однако общественное не совершенство не освобождает индивида от необходимости следовать своему долгу, общим смыслом которого является служение этому обществу с целью его совершенствования. Только выполняя свой долг, человек может сохранить самоуважение и свое человеческое достоинство. Конкретизирует регулятивную функцию морали её оценочно-императивное содержание, проявляющееся в соответствующей функции. Оценочно-императивная функция морали выражается в формулировании повеления, исходя из представлений идеального долженствования. Также она включает в себя процедуру моральной оценки поступка – установление соответствия этого поступка сложившимся в обществе моральным ценностям. Воспитательно-гуманистическая функция морали проявляется в формировании этической культуры общества. Приобщение людей к моральным ценностям, исторически сложившимся в обществе, воспитание моральных чувств, высоких духовных идеалов, способности сопереживания, сочувствия, милосердия – всего того, что делает человека человеком и моральным существом, - составляет содержание воспитательно-гуманистической функции морали. Поскольку мораль, как форма общественного сознания, специфическим образом отражает в моральных ценностях объективные закономерности исторического развития общества и отдельного человека как субъекта морали, то изучение морали имеет для людей исключительно важное значение для понимания самих себя, своего настоящего и будущего. Соответственно, мораль как социальный регулятор интегрирует в процессе своего функционирования познавательную, идеологическую и прогностическую функции. Освоение основ морального знания раскрывает перед человеком и обществом более широкий диапазон возможностей в направлении дальнейшего совершенствования. Поэтому мораль является важным аспектом идеологии общества. В условиях формирующегося в России демократического общества мораль активно используется в политической жизни страны как инструмент воздействия на сознание электората, т.е. той части населения, которая принимает участие в формировании представительных органов управления социальной жизнью. Поскольку в демократическом обществе политическая борьба разворачивается на глазах у всех граждан страны, то каждая политическая группа, стремящаяся к власти, старается обосновать свои притязания, апеллируя к моральным ценностям общества. И только высокая этическая культура избирателей позволяет им сделать правильный выбор, отдав свои голоса за тех кандидатов, которые будут решать государственные проблемы во имя благополучия и процветания общества. Эта способность морали усиливать, или ослаблять политические позиции отдельных социальных групп общества может быть названа её идеологической функцией. Прогностическая функция морали заключается в том, что она ориентирует деятельность людей на все большую гармонизацию интересов людей с целью утверждения в обществе стабильности и гармонии. Но поскольку достижение подобной гармонии на основе доброй воли людей достаточно проблематично в силу самодостаточности каждого отдельного индивида и его ориентации преимущественно на достижение личного успеха, то моральное регулирование в развитом гражданском обществе дополняется правовым регулирование, гарантом соблюдения законов которого выступает правовое государство. Именно правовое государство, обеспечивающее равенство в рамках закона всех граждан, дополняет и укрепляет мораль ибо именно мораль воспитывает человека сознательной и духовно развитой личностью, способной в рамках правовых законов вести свободную и достойную жизнь. Эта проблема исследована в этической концепции Гегеля (См. раздел 3.8.2 – Этико-философские концепции немецкой классической философии).
ВЫВОДЫ: 1. В теоретической этике представлены два кардинально различающихся подхода к пониманию процесса возникновения морали. Одни ученые считают, что мораль возникла в истории человечества очень рано, была вызвана совершенно очевидной для современного исследователя взаимозависимостью людей в процессе жизнедеятельности и необходимостью их трудовой кооперации. В этом смысле мораль появляется даже раньше религии. К ранним этапам развития общества относят мораль и те ученые, которые считают, что она развивается из первых фундаментальных запретов, таких как экзогамный запрет (браки между кровными родственниками), запрет употребления в качестве пищи мяса тотемического животного, т.е. животного, который является священным покровителем рода, запрет пролития крови своих соплеменников. Другие ученые, наоборот, считают, что мораль возникает на достаточно поздних этапах общественного развития. Она сформировалась как средство упорядочивания разделения труда в условиях родоплеменной организации. Но только в процессе возникновения классового общества, когда перед людьми встают сложные мировоззренческие вопросы и появляется определенная свобода выбора, тогда и проявляется истинная природа морали как социального регулятора, основывающегося на представлениях людей о Добре и Зле, Должном и Справедливом. 2. Идея всеобщей формы выражения морального требования по существу получает свое завершенное теоретическое осмысление лишь в этике Нового времени. Однако, учитывая исходный нравственный смысл, заключенный в основании любой моральной нормы, можно утверждать, что элементы морального самосознания индивидов появляются уже в первобытной нравственности. Её формирование начинается с первых запретов – «табу» и продолжается на протяжении всей истории человечества вплоть до настоящего времени. Достаточно развитое нравственное самосознание, соответствующее требованиям современного уровня цивилизационного развития, проявляется через следующие феномены морального сознания индивидов: ♦ Осмысление угрызений совести. ♦ Развитие представлений о справедливости, опирающихся на идеи гармонии и поддержания равновесия в обществе. ♦ Осознание значения трудовой взаимопомощи. ♦ Протест против несовершенства мира и желание исправить его за счет собственного совершенствования. ♦ Стремление к утверждению личного достоинства. 3. Историческая эволюция морали обусловлена изменением социально-экономических и социокультурных условий социальной жизни, поэтому мораль изменяется от эпохи к эпохе, формируя нравственные нормы и принципы, соответствующие потребностям и интересам конкретного общества. Например, различается отношение к моральным ценностям между цивилизациями Востока и Запада. На Востоке абсолютизируется стабильность общества и безмятежное состояние человеческого духа. Запад абсолютизирует роль творчески-преобразовательного начала в социальной жизни. Отсюда культ науки, техники и технологии, а также абсолютизация индивидуального начала в человеке и его права на свободу в рамках закона. Этика марксизма видит эти различия в объективных экономических отношениях производства. А Э. Фромм объясняет развитие морали изменением места (роли) человека в системе социальных связей и отношений. Так, неразвитость социально-экономических отношений в первобытном обществе делает человека рабом и не позволяет ему выступать субъектом моральных отношений. С другой стороны, мораль формирует тип нравственного человека в соответствии с уровнем развития социально-экономических отношений в обществе и определенным социальным заказом. Соответственно, в условиях развитых капиталистических отношений именно отношение человека к собственности определяет его социальную роль и возможность морального выбора. Однако имущественное положение и социальный статус далеко не всегда определяют моральность индивида. 4. Исследование роли морали на различных этапах развития общества позволяет проследить тесную связь морали как формы общественного сознания с другими феноменами духовной культуры: политикой, правом, религией, искусством, наукой, философией. В определенной степени мораль формируется под влиянием этих форм, но, в свою очередь, оказывает значительное воздействие на их функционирование. Так, в современном обществе мораль в наибольшей мере связана с политикой и экономикой. В определенной мере решение глобальных проблем современности: войны и мира, экологии, развитие самого человека и применение наукоемких технологий во всех сферах общественного производства испытывает влияние морали. 5. Тенденции развития современной морали проявляются в следующем: ♦ демократизация моральных отношений и формируемых ими моральных принципов и норм; равным образом с позиции общечеловеческой морали оцениваются поступки, как высших представителей власти, так и других слоев населения; (например, всегда осуждается общество злоупотребление служебным положением, нарушение супружеской верности, предательство интересов близких людей и другие); ♦ плюрализм (терпимость) морали, проявляющейся в снисходительном отношении в современном обществе к гомосексуальным и внебрачным связям; ♦ индивидуализация и гуманизация морали – возрастание роли личного морального выбора индивида при осуществлении им различных социальных действий; ♦ возвращение к традиционным моральным ценностям, которые обозначаются в современной морали как общечеловеческие ценности; (например, ценность самой жизни, семьи, здоровья, любовь к своей стране и осознание необходимости её защиты от внешнего посягательства со стороны врагов).
Вопросы и задания: 1. Благодаря чему мораль способна выступать в качестве социального регулятора поведения людей? 2. Каков механизм функционирования морали? 3. Какие факторы определяют эволюцию морали? 4. Назовите основные этапы эволюции морали. Покажите преемственность в развитии морального сознания и объясните причины этой преемственности.
Список литературы: 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. - М.: Гардарика. -1998.- С. 29 - 40. Тема 2. Мораль в жизни человека. 2. Кондрашов В.А. Этика. Гл. 3. Проблема происхождения и природы морали. – С. 145 – 169; Гл. 4. Основные этапы исторического развития нравственности. – С. 170 – 211 // В.А. Кондрашов Этика. Е.А. Чичина Эстетика. – Ростов н/Д: «Феникс». – 2004. 3. Кропоткин П.А. Этика. – М.: Политическая литература, 1991. – С. 35–41; 43-44. (См. приложение к главе II учебного пособия) 4. Разин А.В. Этика. М.: Академический проект, 2004. – С. 40 – 94.
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ЭТИЧЕСКИК УЧЕНИЯХ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце. Ф. Ш и л л е р1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.011 с.) |