Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознания: нормы, кодексы, принципыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
… Принципы поступков – это то, ради чего они совершаются… Аристотель Моральная культура должна основываться на принципах… И.Кант
К базовым элементам морального сознания относятся: моральные нормы, моральные кодексы и моральные принципы, освоение которых индивидом в процессе нравственной деятельности определяет его моральные качества и формирует его нравственные идеалы. Исходным базовым элементом и первоначальной «клеткой» морального сознания являются моральные нормы. Нормы морали – это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями о должном, правильном и справедливом. Любая норма морали содержит в себе определенное предписание, повеление, ориентирующее человека на должное поведение. «Ты должен!» содержится в каждой моральной норме, поскольку норма воплощает в себе определенный социально значимый опыт людей, складывающийся объективно. Следовательно, нравственные нормы имеют, во-первых, объективное содержание, что определяет их важное социальное значение для человека и общества. Например: «Не убий!», «Не лги!», «Подчиняйся нравственному долгу!» и многие другие. И, во-вторых, субъективное содержание, поскольку моральные нормы возникают как результат свободной волевой активности человека, а не как результат природной (естественной) или социальной причинности. В этом смысле моральные нормы – это субъективное образование, идеальная социальная форма общественного и индивидуального сознания. И как идеальная социальная форма, воплощающая закономерности объективной реальности, моральные нормы выступают как должное и противостоят реальному бытию – сущему, обращаясь к нему с позиции этого должного. Соответственно, моральная норма оказывается наиболее простой формой противоречивого единства в морали сущего и должного. Именно поэтому моральные нормы в отличие от других социальных регуляторов поведения побуждают человека к совершенству, ориентируя его поступки с точки зрения общественной необходимости в более совершенном строе отношений между людьми. Будучи освоены моральным сознанием индивидов, моральные нормы постепенно входят в их привычки, формируя общественные нравы. Но поскольку поведение людей далеко не всегда мотивируется моральными представлениями о должном, то моральные нормы выступают в своей совокупности как идеальный образец поведения и критерий при вынесении моральной оценки. При этом моральная норма может рассматриваться как подлинно моральная лишь тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как самовеление – субъективная необходимость. Таким образом, особенность моральных норм определяется диалектическим единством их объективной и субъективной сторон, которое и формирует их общеобязательную, общечеловеческую форму. Практическая значимость моральных норм состоит в том, что они выступают как метод и средство достижения общественного и личного блага. Но вместе с тем, подлинно моральные нормы не являются средством достижения какого-то полезного результата, конкретных целей. Напротив, именно цели и практические результаты, к которым стремится человек, должны быть согласованы и соотнесены с общеобязательными для всех людей моральными нормами. Моральные нормы складываются в моральном сознании в определенную систему взаимозависимости, образуя моральный кодекс, представляющий собой совокупность моральных норм, объединенных по общему основанию. Моральный кодекс – это достаточно обобщенная система морального мышления, которая способна представить всю совокупность моральных норм, выражающую закономерности развития нравственных отношений. Моральный кодекс воплощает законы нравственной жизни отдельной организации (например, корпоративный моральный кодекс), или общества в целом (например, «Моральный кодекс строителя коммунизма» в советском обществе). По сравнению с моральным кодексом более высоким этическим образованием является нормативно-этическая система, системоорганизующим элементом которой выступает моральный принцип, или принципы. Моральные принципы по своей смысловой и содержательной характеристике близки к моральным нормам, но они представляют собой более обобщенное выражение нравственного совершенствования. Они отражают не отдельные ситуации и поступки, а общую направленность жизнедеятельности человека, его жизненные ориентации. Например, общий принцип гедонистической этики – «Наслаждайся!»; эпикурейской этики – «Живи в своем кругу!»; христианской этики – «Люби Бога и ближнего!». Моральные принципы являются своеобразными несущими конструкциями морального сознания, поскольку выражают выработанные общественным моральным сознанием требования, определяющие саму сущность жизни человека и характер его взаимоотношений с другими людьми. Например, принцип гуманизма предполагает следование нормам уважения и любви к каждому человеку, готовность прийти ему на помощь, защитить его человеческое достоинство и социальные права как личности и гражданина. В нем воплощена также необходимость создания в обществе условий, способствующих развитию человека как социального существа и цели общественного развития. Отдельные моральные принципы взаимно дополняют, а иногда и противоречат друг другу. Например, принцип гуманизма дополняется в содержательном плане принципом коллективизма. А принципу коллективизма в содержательном плане противостоит принцип индивидуализма, хотя оба они ориентированы на самореализацию личности. Но в первом случае эта самореализация личности осуществляется в рамках коллективной деятельности, а во втором случае – в условиях преимущественно индивидуальной деятельности. Все вышеперечисленные моральные понятия: моральные нормы, кодексы, принципы - носят обобщающий характер, то есть они выражают моральные требования для всех людей. Их конкретизация осуществляется в понятии моральные качества личности. Древнегреческим эквивалентом этого понятия является термин «арете» - добродетель, то есть способность человека к деланию добра. Добродетель можно определить как этическое понятие, служащее обобщенной характеристикой положительных и устойчивых моральных качеств личности. Понятие морального качества личности (добродетели) органически соединяет в себе моменты ценности и долженствования. Добродетель – это и достойная черта характера человека (добродетель есть конкретное выражение идеи добра – щедрый, великодушный, отзывчивый и т. д.) и то, каким человек должен быть. Понятие добродетели конкретизирует нормативные формы поведения человека, рассматривая его через призму ценностных представлений морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном. В последующем историческом развитии морали в моральном сознании происходит выделение и актуализация самых ценных нравственных характеристик человека и соединение их в обобщенном идеальном образе нравственно-совершенной личности. Этот процесс приводит к формированию понятия нравственный эталон, а его дальнейшее развитие к понятию моральный идеал личности. Моральный идеал личности выступает как воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели, а потому представляющего собой образец для подражания. Понятие нравственного идеала внутренне противоречиво, поскольку по своей природе он воплощает некую отдаленную перспективу. Эта перспектива для отдельной личности на начальном этапе её становления кажется недосягаемым, но в то же время притягательным в силу своего совершенства эталоном. Поэтому нравственный идеал стимулирует социальную активность личности, направляя её на достижение данного нравственного стандарта. Это противоречие всегда активно используется в идеологической и воспитательной работе. Так, достаточно хорошо продумана модель совершенствования человека в религиозной идеологии. Каждая религия всегда имеет своих пророков, которые выступают провозвестниками идей Бога – Творца и одновременно просто людьми, живущими по его заповедям. В христианстве таким нравственным идеалом выступает Иисус Христос, который представлен в Библии Богочеловеком, воплотившим в себе недоступную простому смертному Божественную мудрость. Но одновременно он является человеком и в нем воплощена человеческая природа. Он рожден земной женщиной – Девой Марией, но воплотил в себе Святой Дух Бога – Отца. Таким образом, моральный идеал играет в моральном сознании индивида важнейшую организующую роль. Он объединяет моральные нормы, моральные принципы и качества личности на основе высокой моральной цели, которой они должны служить. И одновременно он задает самый общий масштаб оценки моральных норм, принципов и моральных качеств личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.117 (0.011 с.) |