ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 3. Система и принципы ЗП.



Система – внутреннее строение, совокупность правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от значимости роли содержания обусловленных характером регулируемых ими отношений (определение Иконитской).

Система:

1. Общая часть: право собственности и иные права на землю, управление в сфере использования и охраны земель, правовое регулирование платы и оценка земель, ответственность за нарушение законодательства.

2. Особенная часть включает институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель (всего семь категорий): правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта и иного специального назначения, правовой режим особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса.

В учебную дисциплину также включается и специальная часть – Международно-правовой режим охраны и использования, а также охраны и использования земель в зарубежных странах.

 

Принципы права(Марченко)основные идеи, исходные положения, ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования, они характеризуют сущность и содержание права, внутренне строение, статику, процесс его применения и динамику.

Общетеоретическая классификация принципов права:

1. Общие принципы, которые распространяются на всю систему права и являются юридической базой для всего российского права, закреплены в Конституции, они составляют конституционные основы ЗП: равенство всех право собственности и их равная правовая защита.

2. Межотраслевые принципы охватываю две или более отрасли права, как правило, тесно связанные между собой (экологическое, земельное, природоресурсное, гражданское право) – например, рациональное использование природных ресурсов, платность пользования природными ресурсами.

3. Отраслевые принципы закреплены в статье 1 ЗК РФ[3]. Голиченков, Волков предлагают их классифицировать на:

a. Принципы, устанавливающие экологические основы регулирования земельных отношений (1, 2, 6 принципы);

b. Принципы, устанавливающие социальные основы регулирования земельных отношений (3,4,11 принципы);

c. Принципы, устанавливающие экономические основы (5,7 принципы);

d. Правовые основы (8,9,10 принципы, также принцип разграничения норм гражданского и земельного законодательства и государственное регулирование приватизации земель).

Принципы в соответствии с пунктом 1 статьи 1 ЗК РФ:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. С одной стороны, по общему правилу подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков; это правило развито и в других статьях Кодекса. С другой - при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон (ст. 273 ГК РФ).

В силу пункта 4 статьи 35 ЗК РФ Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

· отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

· отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 35 ЗК РФ, не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Вопрос № 4. Источники ЗП.

НПА,содержащие земельно-правовые нормы. Классификацию НПА, являющихся источниками, можно проводить по объему правового регулирования:

· Специфические источники ЗП. Основным является ЗК РФ.

· НПА, которые регулируют земельные отношения в составе экологических или в совокупности с иными природоресурсными отношениями.Это ЛК РФ, Водный кодекс, Закон о недрах, ФЗ об охране окружающей среды и др.

· НПА иных смежных отраслей. Это ГК РФ и др.

Земельные отношения – предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ, согласно статьи 72 Конституции РФ. Следовательно, классификация источников по юридической силе выглядит в соответствии с совместным ведением.

Помимо НПА источниками ЗП являются международные нормы, и подзаконные акты, и др.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

"СПРАВОЧНИК ЮРИСТА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ"

(2-е издание)

21.05.2007

СУХОВА Е.А.

 

Ныне действующее земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из:

1) Конституции РФ;

2) Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ);

3) федеральных законов, нормы которых должны соответствовать ЗК РФ;

4) законов субъектов РФ, принимаемых в соответствии с федеральными законами;

5) указов Президента РФ;

6) постановлений Правительства РФ;

7) ведомственных актов;

8) нормативных правовых актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Конституция РФ - Основной Закон государства, предусматривающий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Следовательно, положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу. Земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Тем самым Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация.

Конституция РФ содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.

Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции РФ:

1) ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

2) ст. 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

3) ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

4) ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

5) ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

В ч. 1 ст. 9, например, закрепляется принцип использования и охраны земли и других природных ресурсов как основы жизнедеятельности народов в Российской Федерации, который определяет отношение общества и государства к этим природным ресурсам как составной части природы, являющейся необходимым условием существования самой человеческой жизни. Данный конституционный принцип требует рационального использования и охраны земли и других природных ресурсов как среды обитания народов, проживающих на территории РФ. Вся деятельность, связанная с использованием и охраной земли и других природных ресурсов, должна основываться на учете значения земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человека. Поэтому использование земли и других природных ресурсов в целях обеспечения устойчивого развития и жизнедеятельности народов, проживающих на территории РФ, должно осуществляться при условии сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений. В ч. 2 ст. 9 устанавливается множественность форм собственности на землю и другие природные ресурсы, возможность нахождения их в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности.

Статья 36 (ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах указанная статья вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы при этом не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц.

Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:

- о гарантировании экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8);

- о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);

- об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 <1> является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний ЗК РСФСР 1991 г. давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами.

Кодекс создает правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан; устанавливает приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости; приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель; приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

Земельный кодекс РФ восполнил пробелы, возникшие в земельном законодательстве в предшествующие годы, а также создал ряд новых правовых норм. В частности, урегулированы отношения собственности на землю, изменены порядок и условия предоставления земельных участков в постоянное бессрочное пользование, введено понятие делимых и неделимых земельных участков. Важное место занимают положения, предусматривающие основания и порядок прекращения прав на землю, отсутствующие в ЗК РСФСР. В ЗК РФ позитивным моментом является также установление платности землепользования.

Земельным законодательством устанавливаются нормы, специально регламентирующие использование земель сельскохозяйственного назначения. Так, в целях установления правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами и пользователями, в том числе и арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности на уровне Российской Федерации был принят Федеральный закон от 16.07.1998 "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". Предметом правового регулирования названного Закона являются среди прочих деятельность по обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями, технологиями, техникой, а также деятельность по осуществлению агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозийных и иных мероприятий по проведению научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Вопросам особой охраны сельскохозяйственных угодий как главного средства производства посвящен также Закон РФ от 10.01.1996 "О мелиорации земель". В данном Законе устанавливаются правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определяются полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.

Вопросы осуществления функции ведения государственного земельного кадастра регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Данный Закон включает в себя 5 глав, в которых последовательно закреплен порядок ведения государственного земельного кадастра и использования содержащихся в нем сведений.

Значительное число земельных норм содержится в федеральных законах, затрагивающих наряду с иными вопросы охраны, использования и оборота земель. Так, отношения, связанные с государственной регистрацией прав на земельные участки, регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 112-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Правовые режимы земель, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, а также гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируют соответственно Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" и Федеральный закон от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях".

Особенности правового режима отдельных категорий земель определены в Законах: от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"; в Лесном, Водном, Градостроительном кодексах и иных.

К федеральным законам, содержащим нормы земельного права, также относятся Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Так, ГК РФ содержит гл. 17, регулирующую право собственности и иные вещные права на землю. В КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная и уголовная ответственность.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Среди нормативных правовых актов, принятых субъектами РФ в области регулирования земельных отношений в рамках компетенции, установленной ЗК РФ, можно назвать: Закон г. Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве"; Закон Кемеровской области N 56-ОЗ от 18.07.2002 "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области"; Закон Рязанской области от 04.11.2004 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области"; Закон Калининградской области от 03.06.2005 N 596 "О резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд" и др.

Особое место в системе законодательства занимают указы Президента РФ, объявленного в соответствии со ст. 80 Конституции РФ главой государства. Подзаконными они считаются потому, что не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

Правительство РФ во исполнение своих полномочий также активно участвует в формировании земельного законодательства. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. ст. 110, 115 Конституции РФ). Правительством, в частности, в последние годы были приняты следующие Постановления:

- "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" от 19.08.2004 N 418;

- "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" от 7 мая 2003 г. N 262;

- "О государственном земельном контроле" от 19.11.2002 N 833;

- "О методике определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий" от 22.04.2002 N 261.

К ведомственным актам принято относить приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Центральный банк, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и др.). Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства.

Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:

- Приказ Росземкадастра от 27.01.2003 N П/6 "Об утверждении бланков документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля";

- Приказ Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель поселений";

- Приказ Минимущества России, МНС России, Минфина России и Росземкадастра от 23.04.2001 N 87/БГ-3-04/130/109/П/77 "О проведении совместных мероприятий по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю в федеральный бюджет Российской Федерации";

- Приказ Минсельхозпрода России от 03.03.1997 N 80 "Об организации использования мелиорированных пастбищ региона Черные земли".

На основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления также в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

 

Следовательно, ЗП – самостоятельная отрасль в системе Российского права.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.113.182 (0.017 с.)