Понятие и состав земель специального назначения, характеристика правового режима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и состав земель специального назначения, характеристика правового режима.



Особенности правового режима отдельных видов земель специального назначения.

Вопрос № 1.

Глава 16 ЗК РФ.

Статья 87 ЗК РФ определяет земли специального назначения как земли, расположенные за границами населенных пунктов, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Это самостоятельная категория в соответствии со ст. 7 ЗК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 84 ЗК в федеральной собственности располагаются объекты атомной энергетики, федеральной энергетической системы и иные объекты, отнесенные к ведению РФ в соответствии со ст. 71 К РФ.

Земли этой категории классифицируются на:

1. Земли промышленности.

2. Земли энергетики.

3. Земли транспорта.

4. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики.

5. Для обеспечения космической деятельности.

6. Земли обороны и безопасности.

Общие характеристики видового режима отражены в статьях 80-83 ЗК РФ, а особенности отражены в специальных НПА.

Общие черты земель специального назначения:

1. Выполняют функцию пространственного базиса, т.е. они предназначены для размещения объектов различных отраслей экономики РФ и эксплуатации этих объектов. Эти объекты не являются землями сельскохозяйственного назначения, плодородие для этих земель важным не является.

2. Земли специального назначения не являются единым массивом. Задачей является рациональное использование земель для обеспечения сохранности более ценных земель.

3. В качестве субъектов прежде всего выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Граждане выступают в качестве вторичных землепользователей. Например, работники транспорта имеют право на получение служебного земельного надела.

4. Нормирование земель осуществляется при предоставлении земельных участков на основании утвержденных норм отвода, либо в соответствии с проектно-технической документацией.

5. Перевод земельных участков из состава этой категории осуществляется без ограничений, кроме случаев, предусмотренных пп. 2,3 ст. 9 ФЗ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» - перевод земельных участков, загрязненных или застроенных зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу, допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации. Аналогичное правило предусмотрено для перевода земельных участков с нарушенным почвенным слоем, который осуществляется только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации за исключением случаев, когда такой перевод инициируется органами государственной власти или МСУ.

6. В состав земель специального назначения включаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования. Эти зоны устанавливаются для обеспечения безопасности населения (например, санитарно-промышленные зоны предприятий обязательно устанавливать как элемент правового режима). Второй целью является обеспечение нормального функционирования эксплуатации объектов транспорта, телевидения и иных объектов на этих землях. Земельные участки, которые находятся на этой территории, в этих зонах, не изымаются у собственников, землевладельцев, землепользователей. Однако в границах этих участках устанавливается особый режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления этих зон (например, рядом с газопроводом нельзя проводить взрывные работы, разводить костер и т.д.).

7. Порядок использования земель специального назначения и установления особых зон определяется в отношении федеральных земель Правительством РФ, в отношении земель субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов, в отношении муниципальных земель – органами МСУ.

 

Правовой режим земель специального назначения – это установленный законодательством порядок должного поведения субъектов земельных правоотношений, направленный на обеспечение рационального использования земель данной категории, экологической безопасности населения, реализацию специальных задач организаций различных отраслей экономики, безопасную и эффективную эксплуатацию их объектов.

Согласно ст. 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов промышленности и права на которые у участников земельных отношений возникли по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. На данных землях размещаются промышленные объекты, промышленные здания и сооружения, их промышленные объекты, средства внутризаводского транспорта, объекты инженерных коммуникаций, складские и иные вспомогательные подсобные помещения. Именно промышленные объекты являются источниками повышенной опасности с точки зрения экологических требований, поэтому правовой режим данных земель включает в себя нормы экологической безопасности.

Весь хозяйственный процесс подразделяется на три этапа:

1. Доэксплуатационный (размещение объекта, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию).

2. Эксплуатационная стадия (включает в себя деятельность, связанную с экологической паспортизацией предприятий, получением разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов.

3. Размещение утилизации отходов.

 

Экологические требования при размещении объекта предусмотрены статьями с 34 по 38 Закона об охране окружающей среды:

· При размещении объекта должны учитываться требования экологической безопасности населения, охраны здоровья населения, мероприятия по охране природы, мероприятия по охране природы, рационального использования природных ресурсов и их воспроизводства, оздоровление окружающей среды.

· При предоставлении земельного участка должны учитываться как ближайшие, так и отдаленные экологические, демографические, экономические перспективы. Экологическая емкость территории – определенная территория может выдержать только определенную антропогенную нагрузку.

Определение места строительства осуществляется с учетом требований ЗК РФ (ст. 30-32 ЗК РФ), санитарного законодательства, экологического законодательства и зависит от класса опасности предприятия, степени вредных выбросов этого предприятия. Например, предприятия 1 и 2 класса опасности могут строиться и размещаться только за пределами городов (нефтеперерабатывающие предприятия, химические комбинаты, некоторые предприятия добывающей промышленности и т.д.). Порядок установления функционирования санитарно-защитных зон утвержден Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 в ред. От 10.04.2008 года – утвержден САНПИН 2.2.1/2.1.1. 1200-03. В соответствии с п. 2.1. этого САНПИНа санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Критерием определения размера зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных веществ в атмосферном воздухе и ПДУ (предельно допустимый уровень) воздействия на атмосферный воздух. Все предприятия с опасным производством обязаны отделять промышленные объекты от территорий жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, санаториев и т.д. Для промышленных объектов 1 класса опасности СЗЗ устанавливается в 1 тысячу метров, 2 класс – 500 метров, 3 класс – 300 метров, 4 класса – 100 метров, 5 класса – 50 метров.

 

Земли энергетики.

Ст. 89 ЗК РФ определяет земли энергетики как земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных правоотношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В этой статье говорится и о целях предоставления земельных участков. Земельные участки предоставляются для:

1. Размещения, установки электростанций.

2. Для размещения объектов электросетевого хозяйства (ЛЭП).

 

Существует три вида электростанций: Гидроэлектростанции (ГЭС), теплоэлектростанции (ТЭС), Атомные электростанции (АЭС).

Положительным для ГЭС является то, что в результате работы этих станций получается дешевая электроэнергия, при работе ГЭС происходит экономия не возобновляемых природных ресурсов. Отрицательным является то, что при строительстве ГЭС необходимо затопление огромных массивов земель для создания водохранилищ, в результате происходит создание огромных водохранилищ, созданных на лесных землях, землях с/х назначения и т.д.

Правила создания, строения и проектирования ГЭС предусмотрены в п. 3 ст. 40 ФЗ «Об охране окружающей среды». При размещении проектировании ГЭС необходимо учитывать реальную потребность региона в электроэнергии, ландшафт, обеспечивать сохранность природных ресурсов и т.д.

Специальные требования функционирования ГЭС предусмотрены в ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года – обязательным условием функционирования этих объектов является наличие декларации безопасности гидротехнического сооружения, которая содержит сведения о соответствии объекта критериям безопасности. Декларация является основанием для внесения ГЭС в Российский регистр гидротехнических сооружений.

 

ТЭС для РФ считаются основными источниками электроэнергии, но при этом существуют две большие экологические: уничтожение не возобновляемых природных ресурсов (уголь, газ, нефть и т.д.), а также загрязнение окружающей среды, т.к. в результате деятельности ТЭС происходит загрязнение.

Закон предусматривает правила размещения, строительства и проектирования ТЭС, существует требование оснащения ТЭС высококачественными, чувствительными фильтрами, существуют и требования по использованию безопасных видов топлива и безопасного размещения отходов.

 

В АЭС опасно все! АЭС, являясь опасными источниками, функционируют на основании общих требований МАГАТЭ – АЭС не могут размещаться на территориях с большой концентрацией населения, а также в курортных, рекреационных зонах, сейсмически опасных, а также вблизи крупных водоемов. Кроме того, МАГАТЭ требует обеспечить экологическую надежность атомных реакторов. П. 4 ст. 40 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает конкретные требования:

1. Охрана окружающей среды от радиационного воздействия.

2. Соблюдение норм и нормативов технологического процесса.

3. Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии и обеспечение мер полной радиационной безопасности окружающей среды и населения.

4. Подготовка и поддержание квалификации работников таких станций.

 

Размещение АЭС возможно только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В ФЗ от 21.11.1995 года «Об использовании атомной энергии», в котором предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения о месте размещения ядерных установок, находящихся в федеральной собственности или имеющих межрегиональное значение, проводят государственную экологическую экспертизу и принимают решения о размещении таких объектов. Для АЭС должны быть санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в целях обеспечения безопасности населения и окружающей среды. Их размеры определяются в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного Санэпиднадзора. В санитарных зонах запрещается размещение жилых зданий, детских учреждений, лечебно-оздоровительных и т.д., а в зоне наблюдения ведется наблюдение за радиационным уровнем.

 

Земли, на которых располагаются объекты электросетевого хозяйства. К системе электросетевого хозяйства относят следующие объекты: воздушные (надземные) линии, подземные (могут быть и подводными) линии, опоры воздушных линий, специальные устройства, здания, сооружения для обслуживания этих линий. Правила определения размеров земельных участков утверждены постановлением Правительства РФ № 486 от 11.08.2003 года. Трассы должны располагаться, как правило, вдоль дорог и линий севооборота (расположения с/х культур). К этому постановлению есть приложение и градация размеров от мощности. Для обеспечения безопасности населения, а также безопасности объектов устанавливаются охранные зоны. Порядок установления определяется Правительством РФ (постановление Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 года): в пределах этих зон устанавливаются ограничения и запреты на определенные виды деятельности. Так, например, п. 8 этих Правил предусматривает, что запрещается размещать любые объекты, которые могут препятствовать доступу объектов электросетевого хозяйства, запрещается размещать свалки, работать электроударным механизмом. Все лица обязаны обеспечивать доступ работников электросетевого хозяйства для предотвращения или устранения аварий, а также для ремонта хозяйства.

 

 

Земли транспорта.

Ст. 90 ЗК РФ определяет земли транспорта как земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов транспорта и права на которые у участников земельных отношений возникли по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов.

Земли транспорта подразделяются на подвиды:

1. Земли железнодорожного транспорта.

2. Земли автомобильного транспорта.

3. Земли морского и внутреннего водного транспорта.

4. Воздушного транспорта.

5. Трубопроводного транспорта.

 

Земли железнодорожного транспорта. ФЗ «О железнодорожном транспорте» от 10.01.2003 года в ст. 10 определяет, что земли железнодорожного транспорта используются в соответствии с земельным, санитарным, экологическим и противопожарным законодательством, а размеры земельных участков, в том числе и полосы отвода определяются проектно-сметной документацией. Данные земли предоставляются для размещения железнодорожных путей, для эксплуатации, расширения, реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе и железнодорожных вокзалов и станций, различных устройств и объектов, обслуживающих железнодорожный транспорт, для установления полос отвода и охранных зон). Порядок установления полос отвода и охранных зон определяется Постановлением Правительство № 611.

Полоса отвода – это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных систем, защитных полос лесов, производственных зданий, строений и сооружений, иных объектов железнодорожного транспорта. Свободные временно не используемые участки могут предоставляться гражданам, юридическим лицам, для оказания услуг пассажирам, разгрузочно-погрузочных работ и т.д. (эти участки предоставляются гражданам и ЮЛ в аренду). В границах полосы отвода в соответствии с Постановлением Правительства № 611 устанавливаются определенные ограничения в целях обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта.

Для земель железнодорожного транспорта характерны охранные зоны, создаваемые в целях обеспечения безопасности движения, работников, пассажиров, населения, в местах, подверженных оползням, селям, размывам, а также в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны. Охранные зоны – это земельные участки, которые необходимы для обеспечения сохранности, прочности, устойчивости объектов железнодорожного транспорта, а также участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта. В п. 10 данного Положения установлен перечень видов деятельности, запрещенных в охранных зонах.

 

Земли автомобильного транспорта предоставляются:

1. Для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов.

2. Для размещения автовокзалов, автостанций, других объектов автомобильного транспорта.

3. Для установления полосы отвода автомобильных дорог.

 

ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» № 257-ФЗ от 8.11.2007 года – автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств, включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода, а также конструктивные элементы, дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью. Дороги могут находиться в соответствии с этим законом в государственной собственности, муниципальной собственности, в частной собственности.

Ст. 5 предусматривает классификацию дорог:

1. Автомобильные дороги федерального значения.

2. Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения.

3. Дороги местного значения.

4. Частные автомобильные дороги.

 

В зависимости от вида разрешенного использования выделяют автомобильные дороги общего пользования и не общего пользования.

Полоса отвода автомобильных дорог – это совокупность земельных участков, предназначенных для размещения конструктивных элементов, а также инженерных сооружений автомобильной дороги, а также иных объектов, являющихся ее технологической частью.

Запрещается в пределах полосы отвода выполнять работы, не связанные со строительством дорог, а также их ремонтом, реконструкцией, размещением объектов дорожного сервиса.

Запрещается размещение зданий. Строений, сооружений, не предназначенных для обслуживания автомобильных дорог, запрещается распашка земель и т.д.

В отличие от иных видов транспорта, для автомобильных дорог предусматриваются придорожные полосы – территории, которые прилегают к автомобильной дороге с обеих сторон, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения безопасности.

В зависимости от класса дороги устанавливаются размеры придорожных полос.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 2540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.043 с.)