Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность морали и ее структураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мораль представляет собой особый способ духовно-практического освоения людьми окружающего их мира. Как форма общественного сознания, мораль опирается на ценностно-императивное отношение человека к самому себе и другим людям, с которыми он связан совместной деятельностью и отношениями. Взаимодействуя в процессе социальной практики друг с другом и с окружающим их миром, люди вырабатывают в соответствии с исторически складывающимся уровнем хозяйственно-экономического развития общественной жизни и своего собственного духовного развития представления о тех ценностях, в которых воплощаются закономерности природного и социального мира, а также вырабатывают нормы и принципы своего собственного поведения. При этом они надеются на то, что применение на практике выработанных ими ценностных представлений позволит им гармонизировать интересы отдельных людей, направив их действия в рамках совместной деятельности на достижение общего Блага. Мораль, формирующаяся в процессе этого духовно-практического освоения мира, выступает как сложный системный регулятор, охватывающий системой моральных отношений весь социум, то есть взаимоотношения между людьми во всех сферах духовной и практической жизни. Единство и диалектическая взаимосвязь всех этих сторон обеспечивается нравственной деятельностью людей – совокупностью поступков, осуществляемых ими на основе ценностно-императивного освоения мира. Формирование морали как социального регулятора жизнедеятельности людей включает следующие этапы: ♦ Совместная трудовая деятельность людей, начиная с родоплеменной организации социальной жизни. ♦ Формирование в процессе трудовой деятельности устойчивых отношений между людьми и возникновение на этой основе устойчивых социальных сообществ, члены которых объединены общими потребностями и интересами. ♦ Формирование в рамках этих сообществ различных социальных регуляторов, упорядочивающих совместную деятельность: табу, обычаи, традиции, являющихся предпосылкой морали. ♦ Возникновение собственно морали как высшей формы социального регулирования, основанного на свободном выборе индивидом должного поведения, то есть поведения, основанного на гармонизации в системе социума общественных и личных интересов индивидов. Мораль формирует стабильность общества и создает оптимальные условия для самореализации каждого отдельного индивида и его достойной жизни, исходя из тех объективных условий, в которые он поставлен самой жизнью. Логика формирования морали как социального регулятора определяет её структуру, которая включает: ♦ моральные отношения; ♦ моральное сознание; ♦ нравственную деятельность. Сущность моральных отношений определяется диалектическим единством их ценностной и императивной сторон, благодаря взаимодействию которых и формируется моральное отношение человека к самому себе как социально значимой личности, к другим людям и окружающему миру в целом. Ценностный аспект моральных отношений складывается благодаря осознанию людьми важности тех социальных факторов, которые делают их жизнь упорядоченной, гармоничной и счастливой. Этими ценностями выступают: упорядоченная общественная жизнь, регулируемая правовыми законами государства; права и свободы человека – труд, образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, право на личную жизнь и т.д. Именно ценностные отношения формируют мотивацию поведения человека, поскольку на основе своих ценностных представлений человек самостоятельно, свободно и осознанно осуществляет свой выбор должного поведения и этот выбор делается им на основе его собственных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, правильном, должном и необходимом. Это его собственный выбор, а потому он несёт за него ответственность. Императивный аспект моральных отношений(лат. imperativus – повелительный) содержит в себе указание на необходимость осуществления действий, имеющих определенную ценностную значимость, а также на причину того, почему эти действия должны осуществляться субъектом моральных отношений. Как правило, эти причины носят безличный характер и отражают интересы того целостного сообщества, к которому принадлежит данный индивид. В качестве сообщества выступают: семья, социальная группа (трудовой коллектив, или студенческая академическая группа), общество в целом, а также универсум – природа, частью которой человек является и в рамках которой осуществляется его творчески-преобразовательная деятельность. В качестве примера при анализе ценностно-императивной характеристики моральных отношений можно назвать моральный аспект трудовых отношений. В эти отношения люди вступают для осуществления трудовой деятельности, целью которых является создание материальных и духовных благ, необходимых для поддержания жизни общества и отдельных людей. Именно поэтому труд выступает высшей социальной ценностью и одновременно нравственной нормой для каждого человека. И в морали всех народов присутствует эта норма, истоки которой уходят в глубокую древность. В соответствии со структурно-уровневой организацией общества в системе морального регулирования социальной деятельностью представляется возможным выделить следующие уровни: ♦ индивидуально-личностный уровень, на котором механизм морального регулирования определяется моральным выбором морально-ответственного индивида, осуществляющего поступки на основе присущих ему морально-ценностных ориентаций и установок; ♦ организационный (корпоративный) уровень, охватывающий моральные отношения социального сообщества, выступающего коллективным субъектом этих отношений и несущего коллективную ответственность за проявляющуюся в его деятельности нравственную позицию; ♦ социально-системный уровень, охватывающий моральные отношения общества в целом и объединяющий все три уровня в системное целое, функционирующее по законам морали этого общества. Все виды социальных отношений и деятельности, как материальные, так и духовные, включают в себя моральный аспект, позволяющий судить о ценностных ориентациях и установках людей, объединившихся с целью осуществления разнообразных видов социальной практики: хозяйственно-экономической, политической, правовой и других видов. Проблема долга и ответственности человека за осуществление этих действий определяется его включенностью в систему морального регулирования, которая выстраивается в рамках диалектической взаимосвязи: единичное (отдельный индивид) – особенное (социальная группа) – общее (социум в целом) – всеобщее (природа). И в этой системе диалектических взаимосвязей именно человек, осуществляющий свои поступки на основе собственного морального выбора, является исходным элементом всей системы моральных отношений и определяющим фактором её функционирования. При этом он не имеет права переносить ответственность за выбранный им вариант поведения на ту группу, к которой он принадлежит, защищаясь от ответственности убеждением, что он поступает так, как поступают все остальные, утверждая: «Я – как все». В сфере морали все люди равны независимо от их пола, возраста, статуса, этнической принадлежности, поскольку все они являются представителями единого рода человеческого (homo sapiens) – общности, в рамках которой они только и могут реализовать себя как социально значимые личности. Только общаясь с другими людьми в рамках совместной коллективной деятельности, каждый отдельный индивид может обрести способность мыслить, действовать со знанием дела, общаться с себе подобными, не ущемляя их интересов и в то же время, утверждая себя как самодостаточную личность, что является условием самостоятельного выстраивания им своей собственной судьбы.Соответственно, реализация в социальной практике норм и принципов морали обеспечивает диалектическое единство и снимает противоречивость интересов отдельного человека и рода (общества, класса, группы). Поскольку мораль представляет собой сложноорганизованный системный регулятор, охватывающий все общество, то каждый отдельный человек включен в эту регулирующую систему как субъект (носитель): ♦ моральных отношений; ♦ морального сознания; ♦ нравственной деятельности. Выделяемые в морали как социальном регуляторе исходные структурные элементы: 1) моральные отношения; 2) моральное сознание и 3) нравственная деятельность также выступают как системные образования. Остановимся на общей характеристики этих образований. Моральные отношения представляет собой систему моральных аспектов всей совокупности общественных отношений социума: хозяйственно-экономических, политических, семейно-бытовых и др., складывающихся на организационном (корпоративном) и системном уровнях. Причем, моральные отношения формируются людьми целенаправленно и осознано, поскольку задача морали как социального регулятора состоит в гармонизации личных и общественных интересов в условиях совместной деятельности. Поэтому моральные отношения формируются при прямом участии морального сознания, а точнее они опосредуются ценностями, нормами и принципами морального сознания. Моральное сознание общества является одной из форм общественного сознания. Оно формируется в процессе творческого осмысления людьми условий своей жизни с позиции добра и зла, должного и справедливого, отражающих их потребности и интересы. В соответствии со структурно-уровневой организацией общества в моральном сознании также можно выделить три основных формы его функционирования: индивидуальное моральное сознание, групповое (корпоративное), общественное (системный уровень). Моральное сознание общества представляет собой сложноинтегрированное системное целое, охватывающее ценностные представления, моральные идеалы, моральные чувства людей данного общества. В нем отражаются наиболее социально значимые элементы морального сознания отдельных индивидов и социальных групп. В структуре морального сознания на всех уровнях его проявления – у отдельного индивида, социальных групп и социума в целом представляется возможным выделить три сферы – объективную, субъективную, мировоззренческую: ♦ объективная сторона морального сознания: отражает объективные закономерности развития общества и включает рационально-интеллектуальные аспекты морали, на основе которых осмысливаются принципы долженствования и ответственности лица, включенного в систему социальной деятельности (я – должен, я – обязан, я – несу ответственность); ♦ субъективная сторона морального сознания: отражает отношение индивида к этим принципам и включает эмоционально-чувственные аспекты его сознания (стремления, желания, предпочтения: хочу – не хочу, нравится – не нравится, буду – не буду); ♦ мировоззренческая ориентация морального сознания: интегрирует его субъективную и объективную стороны и определяет моральный выбор индивида. Исходными моральными понятиями рационально-интеллектуальной сферы являются понятия: Нравственный идеал, определяющий содержание понятий Добра и Зла, и связанные с ними понятия моральных норм и принципов, а также понятия свобода воли, смысл жизни. В эмоционально-чувственной сфере морального сознания формируются такие нравственные представления как долг, совесть, ответственность, стыд, честь, счастье. Мировоззренческая ориентация морального сознания субъекта моральных отношений (индивида, социальной группы) проявляется в его деятельности как эгоистическая или альтруистическая тенденции. При этом нужно иметь ввиду, что функционирование морального сознания на всех уровнях его организации (индивидуально-личностном, групповом, системном) осуществляется на основе диалектики сущего и должного. Сущее имеет приоритетное значение в условиях повседневной деятельности людей, и оно задается обыденным уровнем морального сознания индивидов. А должное задается на теоретическом уровне интеллектуально-рациональной сферой морального сознания индивидов. Нравственная деятельность выступает как система нравственных аспектов всех тех видов деятельности людей, которые осуществляются ими в вышеперечисленных общественных отношениях социума: хозяйственно-экономических, политических и всех остальных. Анализ нравственной деятельности (нравов, сложившихся в обществе) позволяет понять мотивацию поступков индивидов, совокупность которых и определяет эту деятельность. Поступок – это субъективно мотивированное действие, имеющее определенное значение для совместной деятельности людей, а потому он вызывает определенную оценку как самого индивида, так и других людей. Соответственно, нравственный поступок содержит три компонента: ♦ мотив – нравственно-осознанное побуждение свершить поступок; ♦ результат – материальное или духовное последствие поступка, имеющее определенное социальное значение; ♦ оценка поступка в соответствии с его мотивами и результатом; оценка осуществляется на основе объективно сформировавшихся в обществе норм и принципов, поэтому она имеет для отдельного индивида императивный характер. Вступая в моральные отношения, люди возлагают на себя определенные обязательства – они должны поступать определенным образом. Но в то же время они имеют определенные права – самостоятельно выстраивать свои поступки, не нарушая при этом интересы других людей. Соответственно, поступки могут рассматриваться как: ♦ моральные – при условии гармонизации личных и общественных интересов индивидов; ♦ аморальные – при условии игнорирования индивидом интересов других людей; ♦ внеморальные – при отсутствии в поступке морального мотива. Чтобы раскрыть механизм функционирования современной морали, необходимо обратиться к истокам человеческой истории, выявить те основания, которые породили моральные чувства людей, а также представления о Добре и Зле, определившие моральные нормы и принципы, моральные идеалы. Необходимо проследить эволюцию морали в ходе исторического развития человечества и охарактеризовать основные этапы этого развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.27 (0.009 с.) |