Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этические направленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исторически формировавшиеся с древнейших времён этические идеи и учения объясняли мораль и высшие моральные ценности, исходя преимущественно из природы самого человека. Причём материалистически детерминированные этические учения абсолютизировали роль природной сущности человека, рассматривая её в биопсихическом плане. Поэтому считалось, что мораль должна не подавлять человека, подчиняя его общественным интересам, а наоборот, она должна служить формой и инструментом выражения его собственных жизненных устремлений. Исторически основные этические направления и соответствующая этим направлениям моральная ориентация людей начинают складываться в античной этике. Однако их можно проследить на протяжении всего последующего развития истории этики в этических учениях как идеалистической, так и материалистической направленности. Об этом более подробно будет изложено в истории этических учений. К основным этическим направлениям относят следующие: Эвдемонизм – (rp. eudaimonia – счастье) - этическое направление, которое рассматривает в качестве высшего блага – счастье, достижение которого объявляется высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. При этом сущность счастья и, соответственно, моральное поведение человека, ориентированного на его достижение, трактовались философами по-разному. Сократ (470-399 гг. до н.э. ) – основоположник классической античной философии; положил начало в этике эвдемонистической традиции; для Сократа счастье – это высшее благо в жизни человека, определяемое постижением её смысла. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – философ эпохи расцвета греческого полиса; рассматривал счастье как особый случай наслаждения, как устойчивое и гармоническое удовольствие, достигаемое индивидом, благодаря гармонизации его личных интересов и общественных интересов полиса; эта гармонизация интересов обеспечивала жизненный успех индивида и благополучие полиса. Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) – философ эпохи эллинизма; рассматривал в качестве источника счастья самого человека, которому присуще естественное, обусловленное его природой стремление тянуться к удовольствиям и избегать страдания; добродетель выступает для Эпикура лишь средством для достижения блаженства - высшей цели нравственной жизни. Фома Аквинский (1225/6 - 1274 гг.) – идеолог средневекового европейского католицизма считал, что счастье - это обретение гармонии Духа в человеке, благодаря его сопричастности Божественному Разуму. В философии Нового Времени (Д.Юм, французские материалисты ХVIII столетия) счастье рассматривалось как конечная цель исторического развития общества, а также всякой полезной деятельности людей. Именно в достижении счастья осуществляется подлинное назначение человека. В современной западной этике проблемам счастья посвящена этика О. Нейрата, который называет своё учение фелицетология. В конечном счёте, эвдемонизм как этическое учение не отвечает критериям научности, ибо в его обосновании используются субъективные представления людей, в которых отражаются их индивидуально-личностные представления и ценности. Гедонизм – (гр.hedоne – наслаждение) - этическое направление, в котором абсолютизируется стремление человека к наслаждению и избежанию страданий. В гедонизме утверждается, что эти стремления присущи всем людям, а потому они должны рассматриваться как основное движущие социальное начало в человеке и основной принцип нравственности. Идеи гедонизма присутствуют в этических учениях античности - Демокрита, Аристиппа, Эпикура, Лукреция Кара. В средние века гедонизм осуждался. Идеи гедонизма возрождаются в этических учениях Нового Времени, в частности у Т. Гоббса, Дж. Локка, П. Гассенди, Б.Спинозы и других материалистов XVIII столетия. В этих учениях идеи гедонизма интерпретируются с позиции материального благополучия человека, которое, в конечном счёте, является составной частью общечеловеческого блага. Принцип гедонизма, хотя и позволяет раскрыть важные аспекты нравственных устремлений людей, тем не менее, будучи субъективным по своей природе и отражая преимущественно индивидуалистическую направленность интересов личности, не позволяет сформировать научные критерии морали. Поскольку наслаждения, к которым стремятся люди, имеют конкретно-историческую природу, то их содержание неодинаково в разные исторические эпохи и у разных социальных групп. Критерии обоснования роли наслаждений в моральном регулировании следует искать в социальной практике, в которой всесторонне проявляется человеческая индивидуальность. Утилитаризм – (лат. utilitas – польза) - этическая теория, отразившая интересы и умонастроения британской либеральной буржуазии эпохи расцвета капитализма в Англии в первой половине XIX столетия. В теории утилитаризма продолжились традиции эвдемонизма и гедонизма, но они интерпретировались с позиций нового социального класса – класса буржуа. Основные представители утилитаризма Иеремия Бентам, Джеймс Милль, Джон Ст. Милль. В основе этики утилитаризма лежит выдвинутый Бентамом «принцип полезности», согласно которому любые действия следует поощрять, или порицать в зависимости от их тенденции усиливать, или ослаблять приносимую ими пользу для отдельного индивида или группы лиц. По мнению Бентама, принцип полезности имеет абсолютно фундаментальный характер. Впоследствии он обозначил этот принцип как принцип достижения «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». Он считал, что все законы и общественные институты следует оценивать с точки зрения того, насколько они способствуют достижению пользы для людей. Однако он также понимал, что абсолютное счастье невозможно и нужно стремиться лишь к достижимому счастью. Соответственно, правителям и законодателям важно точно определить минимально необходимое наказание за проступок и поощрения за достойное поведение. При этом моральный выбор, с точки зрения Бентама и его последователей, должен совершаться путём простого подсчёта тех выгод и потерь, которые влекут за собой различные поступки. Дж. Ст. Милль дополнил принцип личного счастья требованием солидарности и согласованности интересов всех людей. Однако в теории утилитаризма не был учтён определяющий фактор развития буржуазного общества - рыночная конкуренция, а также классовые противоречия социальных групп, которые были обусловлены их различным отношением к средствам производства. В теории утилитаризма сформировалось понимание такого типа социального поведения, в котором всё подчинено эгоистическому расчёту и материальной выгоде. В конце XIX-XX столетиях утилитаризм стал трактоваться как узкий практицизм, отрицание возвышенных моральных мотивов, минимизация роли духовных интересов в социальной практике человека. Наиболее полно эти идеи проявились в этическом учении американского философа Дж. Дьюи (1859-1952 гг.) – основоположника инструменталисткой версии прагматизма. В осуществляемой людьми нравственной жизни этические идеи, разработанные в вышеперечисленных этических направлениях, в чистом виде встречаются крайне редко. Это обусловлено как сложностью социально-практической жизни людей, так и многогранностью природы самого человека. Однако понимание сущности этих идей позволяет правильно ориентироваться в мотивах поведения людей, преследующих свои цели, и в общении с ними аргументировано выстраивать свою собственную нравственную позицию. Правильное понимание моральной ориентированности поведения людей определяет также знание человеком следующих этических понятий: ♦ Альтруизм – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма. ♦ Аскетизм – моральный принцип, предписывающий человеку самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений. ♦ Нигилизм (моральный) – отрицание общих для всех людей моральных норм, принципов и идеалов. ♦ Прагматизм – направление в морали, основанное на принципе: добро есть то, что отвечает потребностям человека и способствует их удовлетворению. ♦ Ригоризм – строгое и неукоснительное соблюдение нравственных норм. ♦ Скептицизм (моральный) – воззрение на человека, принижающее его моральные возможности. ♦ Стоицизм – этическое учение, согласно которому жить надо «сообразно природе», соблюдать умеренность в потребностях и мужественно переносить удары судьбы. ♦ Цинизм – презрительное отношение к культуре общества, к его духовным, и в особенности нравственным ценностям.
ВЫВОДЫ: 1. Определяющими методологическими основаниями исследования истории этических учений являются: ♦ принцип конкретно-исторического подхода, требующий учета всех обстоятельств, порождающих определенные философско-этические феномены (идеи, нормы, принципы); ♦ принцип детерминизма, предполагающий рассмотрение этих феноменов в контексте существующих в обществе закономерностей, роли его материальной и духовной сторон; ♦ принцип развития и преемственности в этом развитии глубинной сущности моральных норм и принципов. 2. При анализе философско-этических феноменов возможны два подхода: ♦ теоретико-логический, позволяющий выявить в истории развития этических учений определенные закономерности; ♦ эмпирико-исторический, ориентирующий на доскональное изучение событий и явлений, с которыми связано возникновение этических феноменов. Оба подхода в ходе этического анализа должны дополнять друг друга, что является условием постижения сущности морально-этических феноменов.
Вопросы и задания: 1. Почему исследование морально-этических феноменов должно осуществляться на основе диалектики должного и сущего? 2. Чем вызвано возникновение различных этических направлений? 3. Назовите и охарактеризуйте каждое из основных этических направлений.
Список литературы: 1. Зеленкова И.Л. Этика: учеб. пособие. – Минск. ТетраСистемс, 2003. – С. 8-115. 2. История этических учений / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Гардарика, 2003. – 911 с. 3. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 13-144.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 5425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.68 (0.007 с.) |