Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этические направления

Поиск

Исторически формировавшиеся с древнейших времён этические идеи и учения объясняли мораль и высшие моральные ценности, исходя преимущественно из при­роды самого человека. Причём материалистически детерминированные этические учения абсолютизировали роль природной сущности человека, рассматривая её в биопсихическом плане. Поэтому считалось, что мораль должна не подавлять человека, подчиняя его общественным интересам, а наоборот, она должна служить формой и инструментом выражения его собственных жизненных устремлений.

Исторически основные этичес­кие направления и соот­ветствующая этим направлениям моральная ориентация людей начинают складываться в античной этике. Однако их можно проследить на протяжении всего последующего развития истории этики в этических учениях как идеалистической, так и материалистической направленности. Об этом более под­робно будет изложено в истории этических учений. К основным этическим направлениям относят следующие:

Эвдемонизм – (rp. eudaimonia – счастье) - этическое напра­вление, которое рассматривает в качестве высшего блага – счастье, достижение которого объявляется высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. При этом сущность счастья и, соответст­венно, моральное поведение человека, ориентированного на его достижение, трактовались философами по-разному.

Сократ (470-399 гг. до н.э. ) – основоположник классической античной философии; положил начало в этике эвдемонистической традиции; для Сократа счастье – это высшее благо в жизни человека, определяемое постижением её смысла.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – философ эпохи расцвета греческого полиса; рассматривал счастье как особый случай наслаждения, как устойчивое и гармоническое удоволь­ствие, достигаемое индивидом, благодаря гармонизации его личных интересов и общественных интересов полиса; эта гармонизация интересов обеспечивала жизненный успех индивида и благополучие полиса.

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) – философ эпохи эллинизма; рассматривал в качестве источника счастья самого человека, которому присуще естественное, обусловленное его природой стремление тянуться к удо­вольствиям и избегать страдания; добродетель выступает для Эпикура лишь средством для достижения блаженства - высшей цели нравственной жизни.

Фома Аквинский (1225/6 - 1274 гг.) – идеолог средневекового европейского католицизма считал, что счастье - это обре­тение гармонии Духа в человеке, благодаря его сопричастности Божест­венному Разуму.

В философии Нового Времени (Д.Юм, французские мате­риалисты ХVIII столетия) счастье рассматривалось как конечная цель исто­рического развития общества, а также всякой полезной деятельности людей. Именно в достижении счастья осуществляется подлинное назна­чение человека.

В современной западной этике проблемам счастья посвя­щена этика О. Нейрата, который называет своё учение фелицетология.

В конечном счёте, эвдемонизм как этическое учение не отвечает критериям научности, ибо в его обосновании используются субъективные представления людей, в которых отражаются их индивидуально-личностные представления и ценности.

Гедонизм – (гр.hedоne – наслаждение) - этическое направле­ние, в котором абсолютизируется стремление человека к наслаждению и избежанию страданий. В гедонизме утверждается, что эти стремления присущи всем людям, а потому они должны рассматриваться как основное движущие социальное начало в человеке и основной принцип нравственности. Идеи гедонизма присутствуют в этических учениях античности - Демокрита, Аристиппа, Эпикура, Лукреция Кара. В средние века гедонизм осуждался. Идеи гедонизма возрождаются в этических учениях Нового Времени, в частности у Т. Гоббса, Дж. Локка, П. Гассенди, Б.Спинозы и других материалистов XVIII столетия. В этих учениях идеи гедонизма интерпретируются с позиции материального благополучия человека, которое, в конечном счёте, является составной частью общечеловеческого блага. Принцип гедонизма, хотя и позволяет раскрыть важ­ные аспекты нравственных устремлений людей, тем не менее, будучи субъектив­ным по своей природе и отражая преимущественно индивидуалистическую направленность интересов личности, не позволяет сформировать научные критерии морали. Поскольку насла­ждения, к которым стремятся люди, имеют конкретно-историческую при­роду, то их содержание неодинаково в разные исторические эпохи и у разных социальных групп. Критерии обоснования роли наслаждений в моральном регулировании следует искать в социальной практике, в которой всесторонне проявляется человеческая индивидуальность.

Утилитаризм – (лат. utilitas – польза) - этическая теория, отразившая интересы и умонастроения британской либеральной буржуазии эпохи расцвета капитализма в Англии в первой половине XIX столетия. В теории утилитаризма продолжились традиции эвдемонизма и гедонизма, но они интерпретировались с позиций нового социального класса – класса буржуа. Основные пред­ставители утилитаризма Иеремия Бентам, Джеймс Милль, Джон Ст. Милль. В осно­ве этики утилитаризма лежит выдвинутый Бентамом «принцип полезности», согласно которому любые действия следует поощрять, или порицать в зависимости от их тенденции усиливать, или ослаблять приносимую ими пользу для отдельного индивида или группы лиц. По мнению Бентама, принцип полезности имеет абсолютно фундаментальный характер. Впоследствии он обозначил этот принцип как принцип достиже­ния «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». Он считал, что все законы и общественные институты следует оценивать с точки зрения того, насколько они способствуют достижению пользы для людей. Однако он также понимал, что абсолютное счастье невозможно и нужно стремиться лишь к достижимому счастью. Соответственно, правителям и законодателям важно точно определить минимально необходимое наказание за проступок и поощрения за достойное поведение. При этом моральный выбор, с точки зрения Бентама и его последователей, должен совершаться путём простого подсчёта тех выгод и потерь, кото­рые влекут за собой различные поступки.

Дж. Ст. Милль дополнил прин­цип личного счастья требованием солидарности и согласованности инте­ресов всех людей. Однако в теории утилитаризма не был учтён опреде­ляющий фактор развития буржуазного общества - рыночная конкуренция, а также классовые противоречия социальных групп, которые были обус­ловлены их различным отношением к средствам производства. В теории утилитаризма сформировалось понимание такого типа социального по­ведения, в котором всё подчинено эгоистическому расчёту и материаль­ной выгоде. В конце XIX-XX столетиях утилитаризм стал трактоваться как узкий практицизм, отрицание возвышенных моральных мотивов, минимизация роли духовных интересов в социаль­ной практике человека. Наиболее полно эти идеи проявились в этическом учении американского философа Дж. Дьюи (1859-1952 гг.) – основоположника инструменталисткой версии прагматизма.

В осуществляемой людьми нравственной жизни этические идеи, раз­работанные в вышеперечисленных этических направлениях, в чистом виде встречаются крайне редко. Это обусловлено как сложностью социально-практической жизни людей, так и многогранностью природы самого человека. Однако понимание сущности этих идей позволяет правильно ориентироваться в мотивах поведения людей, преследующих свои цели, и в общении с ними аргументировано выстраивать свою собственную нравственную позицию. Правильное понимание моральной ориентированности поведения людей определяет также знание человеком следующих этических понятий:

Альтруизм – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма.

Аскетизм – моральный принцип, предписывающий человеку самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений.

Нигилизм (моральный) – отрицание общих для всех людей моральных норм, принципов и идеалов.

Прагматизм – направление в морали, основанное на принципе: добро есть то, что отвечает потребностям человека и способствует их удовлетворению.

Ригоризм – строгое и неукоснительное соблюдение нравственных норм.

Скептицизм (моральный) – воззрение на человека, принижающее его моральные возможности.

Стоицизм – этическое учение, согласно которому жить надо «сообразно природе», соблюдать умеренность в потребностях и мужественно переносить удары судьбы.

Цинизм – презрительное отношение к культуре общества, к его духовным, и в особенности нравственным ценностям.

 

ВЫВОДЫ:

1. Определяющими методологическими основаниями исследования истории этических учений являются:

♦ принцип конкретно-исторического подхода, требующий учета всех обстоятельств, порождающих определенные философско-этические феномены (идеи, нормы, принципы);

♦ принцип детерминизма, предполагающий рассмотрение этих феноменов в контексте существующих в обществе закономерностей, роли его материальной и духовной сторон;

♦ принцип развития и преемственности в этом развитии глубинной сущности моральных норм и принципов.

2. При анализе философско-этических феноменов возможны два подхода:

♦ теоретико-логический, позволяющий выявить в истории развития этических учений определенные закономерности;

♦ эмпирико-исторический, ориентирующий на доскональное изучение событий и явлений, с которыми связано возникновение этических феноменов.

Оба подхода в ходе этического анализа должны дополнять друг друга, что является условием постижения сущности морально-этических феноменов.

 

Вопросы и задания:

1. Почему исследование морально-этических феноменов должно осуществляться на основе диалектики должного и сущего?

2. Чем вызвано возникновение различных этических направлений?

3. Назовите и охарактеризуйте каждое из основных этических направлений.

 

Список литературы:

1. Зеленкова И.Л. Этика: учеб. пособие. – Минск. ТетраСистемс, 2003. – С. 8-115.

2. История этических учений / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Гардарика, 2003. – 911 с.

3. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 13-144.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 5425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.013 с.)