Объект и предмет исследования этики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет исследования этики



Как философское учение, исследующее закономерности взаимосвязи человека с другими людьми, а также обществом и природным миром в целом, этика ориентирована на выявление ценност­ных ориентаций и установок людей, определяющих их поступки. Соответственно, объектом исследования этики является нравственная жизнь общества, которая определяется моральным выбором индивидов, включенных в эту жизнь. Человеческая жизнь, такая сложная и противоречивая, тем не менее, складывается из отдельных поступков, совершая которые, свободный и осознающий свои интересы человек делает выбор, определяющий направленность его поведения. Моральный выбор – это правильный выбор, поскольку он расширяет диапазон возможностей человека. Но выбор может быть неправильным (аморальным). Тогда диапазон возможностей человека сужается, поскольку ограничивается его участие в коллективной деятельности людей. Ситуация морального выбора возникает тогда, когда актуализируются и проявляют себя противоречия между личными интересами индивида, совершающего поступок, и имеющимися в его распоряжении возможностями, не позволяющими в полной мере эти интересы удовлетворить. Данные противоречия определяют, с одной стороны, материальные и духовные условия жизнедеятельности индивида, объективно сложившиеся в момент осуществления им поступка, а с другой стороны, его субъективность – ценностные ориентации и установки, определяющие мотивацию его поступков. Мотивация – это сложное системное образование, которое определяет выбор индивидом определенного типа поведения в зависимости от силы воздействия мотивов (потребностей, интересов, желаний, целей), а также стимулов и ожидаемых результатов. Соответственно, в системе мотивации можно выделить следующие аспекты:

1) утилитарный – свидетельствующий о том, к каким практическим результатам может привести данный поступок;

2) технологический – определяющий возможности, приобретаемые индивидом, благодаря предметно-преобразовательной стороне поступка;

3) гедонистический – определяющий удовольствие, полученное благодаря осуществлению поступка (греч. hedone – наслаждение);

4) нравственный – раскрывающий значимость поступка в соответствии с пользой или вредом, которые данный поступок приносит обществу, а также тем, в какой мере он позволяет индивиду развивать, или не развивать собственные социально-ценные качества (трудолюбие, ответственность, чувство долга, милосердие и др.).

Современный американский философ и психоаналитик Эрих Фромм (1900-1980 гг.) пишет: «Если мы знаем движущие силы мотивации поведения, мы не только понимаем сиюминутное поведение, но можем также обоснованно предположить как, скорее всего, будет действовать человек в изменившихся обстоятельствах»[1]. Мы можем проследить на конкретном примере, как проявляется мотивация поведения человека в ситуации конкретного выбора, определяющего его действия. Молодой человек, ориентированный на успех в обществе, стремится получить высшее образование. Известно, что для поступления в ВУЗ он должен иметь определенные стартовые возможности, которые определяются:

Во-первых, объективными условиями его жизнедеятельности. К ним следует отнести:

1) материальные условия, которые ему обеспечивают семья, предприятие, оплачивающее его обучение (контракт), государство, формирующее и финансирующее систему высшего образования;

2) духовные условия – интеллектуальный капитал абитуриента, воплощенный в знаниях, благодаря наличию которых он может сдать вступительные экзамены и пройти по конкурсу, что и является исходным условием для получения высшего образования.

И, во-вторых, субъективные условия – глубоко осознанную мотивацию своих действий, базирующуюся на понимании ценности высшего образования в современном обществе для достижения жизненного успеха.

Но его знаний может оказаться недостаточно и молодой человек не выдерживает экзамены, или не проходит по конкурсу. Тогда и он, и его близкие предпринимают различные усилия:

1) нравственные, позволяющие ему много и упорно работать, подготовиться и все же сдать вступительные экзамены и стать студентом;

2) безнравственные (бесчестные) – деньги, протекция и т.д., использование которых игнорирует принцип состязательности, позволяющий при равных условиях выявить на конкурсной основе наиболее достойных претендентов на ограниченное количество мест в данном вузе.

Таким образом, объектом этического исследования выступают:

1) реально существующие нравы, определяющие поведение людей;

2) сам социальный индивид, включенный в систему социальных связей и отношений и обладающий некоторым уровнем морального сознания, определяющего его моральный выбор и поведение.

Изучая нравственную жизнь общества как сферу, в которой прояв­ляются характеры людей, их жизненные стремления и ценностные ориен­тации, этика выделяет в ней стороны, обеспечивающие стабильность об­щества и его упорядоченность, создающие условия для полноценной и достойной жизни, как для каждого отдельного человека, так и для общества в це­лом. Эти стабилизирующие социальную жизнь духовные факторы аккумули­руются в этических идеях: о Добре и Зле, о Благе, о должном и спра­ведливом, о назначении человека и смысле его жизни, а также в соци­ально значимых нравственных идеалах, принципах и нормах поведения людей. Эти идеи определяются в своей со­вокупности как мораль, представляющую собой учение о должном поведении и достойной чело­века жизни. Следовательно, в самом общем плане предметом этики является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которых этот выбор совершается. Таким образом, этика является философским учением о морали, она объясняет мораль и учит морали. Но как показывает жизнь, успехи этического просвещения и воспитания более чем скромные. Люди достаточно часто пренебре­гают общественными интересами, если их собственные интересы приходят в противоречие с ними. Или решают свои проблемы за чужой счёт, если пре­доставляется такая возможность.

В чём же причины подобных расхождений теории и практики?

Э. Фромм, глубоко исследовавший в целом ряде своих трудов – «Бегство от свободы», «Человек для самого себя», «Иметь или быть», «Революция надежды» и других психологические аспекты этики, показал, что этика сможет решить стоящую перед ней задачу: научить человека искусству достойно жить, если она сможет объяснить ему его собственную сущность и тем самым сможет высвободить и дать продуктивное направление и применение дремлющим в нём сущностным силам. Э. Фромм, опираясь на ранние философские труды К. Маркса и прежде всего его «Экономическо-философские рукописи 1844 г.», определяет родовой харак­тер людей как «свободную сознательную деятельность», благодаря ко­торой человек связан с этим миром и утверждает себя в нём. Именно благода­ря осуществляемой им социальной деятельности, раскрывается его собственная человеческая сущность как человеческая субъективность - мир его страстей, стремлений и ценностных ориентаций. Поэтому ценностные ориентации человека, являющиеся ориентирами его деятельности, не могут быть привнесены в его сознание извне и не могут быть навязаны чуждой его жизненным интересам идеологией. Они формируются условиями его жизни, естественно прорастая из богатейшего мира его собственной человеческой субъективности.

Человеческая субъектив­ность - это те стороны сознания человека, которые ориентируют его на самостоятельное решение стоящих перед ним задач. Она охватывает духовность человека: понимание им свободы и возможностей её исполь­зования, мотивацию поведения в соответствии с его желаниями и стремлениями, и как итог - нравственный выбор, который он делает для себя, выби­рая свой образ жизни, характер своей деятельности и, соответственно, - свою судьбу. Эриха Фромма, как социального психолога, особенно восхищает обоснование К. Марксом динамизма человеческой природы, кото­рая выражается в том, что человек, стремясь удовлетворить свои потребности, развивает свои сущностные силы и раскрывает свои способнос­ти, преобразуя окружающий мир, а не используя его только как средство для удовлетворения своих физиологических потребностей.

Жизненные силы и способности, присущие человеку как родовому существу, а также энергия, заложенная в каждой способности (мыслить, действовать со знанием дела, общаться с себе подобными, а также самостоятельно строить свою судьбу), нуждаются в социально-практическом выражении, которое с наибольшей полнотой проявляется в условиях свободной, творчески-созидательной деятельности, когда «человек знает как производить в соответствии с надлежащими мерками объекта... И он творит по законам красоты» (К. Маркс). Таким образом, сама жизнь предстаёт для человека как трудное и сложное ис­кусство, ибо его собственная жизнедеятельность, т.е. процесс развёр­тывания и реализации его сущностных сил и потенций становится сферой его творческих усилий, где он одновременно выступает как «художник и модель, скульптор и мрамор, врач и пациент» (Э. Фромм).

Каким же образом этика решает эти задачи? Каким образом она формирует мораль, ориентирующую человека на должное поведение? Решение этих задач определило функции этики и, соответственно, её структуру.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.011 с.)