Объект и предмет исследования этики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет исследования этики



Как философское учение, исследующее закономерности взаимосвязи человека с другими людьми, а также обществом и природным миром в целом, этика ориентирована на выявление ценност­ных ориентаций и установок людей, определяющих их поступки. Соответственно, объектом исследования этики является нравственная жизнь общества, которая определяется моральным выбором индивидов, включенных в эту жизнь. Человеческая жизнь, такая сложная и противоречивая, тем не менее, складывается из отдельных поступков, совершая которые, свободный и осознающий свои интересы человек делает выбор, определяющий направленность его поведения. Моральный выбор – это правильный выбор, поскольку он расширяет диапазон возможностей человека. Но выбор может быть неправильным (аморальным). Тогда диапазон возможностей человека сужается, поскольку ограничивается его участие в коллективной деятельности людей. Ситуация морального выбора возникает тогда, когда актуализируются и проявляют себя противоречия между личными интересами индивида, совершающего поступок, и имеющимися в его распоряжении возможностями, не позволяющими в полной мере эти интересы удовлетворить. Данные противоречия определяют, с одной стороны, материальные и духовные условия жизнедеятельности индивида, объективно сложившиеся в момент осуществления им поступка, а с другой стороны, его субъективность – ценностные ориентации и установки, определяющие мотивацию его поступков. Мотивация – это сложное системное образование, которое определяет выбор индивидом определенного типа поведения в зависимости от силы воздействия мотивов (потребностей, интересов, желаний, целей), а также стимулов и ожидаемых результатов. Соответственно, в системе мотивации можно выделить следующие аспекты:

1) утилитарный – свидетельствующий о том, к каким практическим результатам может привести данный поступок;

2) технологический – определяющий возможности, приобретаемые индивидом, благодаря предметно-преобразовательной стороне поступка;

3) гедонистический – определяющий удовольствие, полученное благодаря осуществлению поступка (греч. hedone – наслаждение);

4) нравственный – раскрывающий значимость поступка в соответствии с пользой или вредом, которые данный поступок приносит обществу, а также тем, в какой мере он позволяет индивиду развивать, или не развивать собственные социально-ценные качества (трудолюбие, ответственность, чувство долга, милосердие и др.).

Современный американский философ и психоаналитик Эрих Фромм (1900-1980 гг.) пишет: «Если мы знаем движущие силы мотивации поведения, мы не только понимаем сиюминутное поведение, но можем также обоснованно предположить как, скорее всего, будет действовать человек в изменившихся обстоятельствах»[1]. Мы можем проследить на конкретном примере, как проявляется мотивация поведения человека в ситуации конкретного выбора, определяющего его действия. Молодой человек, ориентированный на успех в обществе, стремится получить высшее образование. Известно, что для поступления в ВУЗ он должен иметь определенные стартовые возможности, которые определяются:

Во-первых, объективными условиями его жизнедеятельности. К ним следует отнести:

1) материальные условия, которые ему обеспечивают семья, предприятие, оплачивающее его обучение (контракт), государство, формирующее и финансирующее систему высшего образования;

2) духовные условия – интеллектуальный капитал абитуриента, воплощенный в знаниях, благодаря наличию которых он может сдать вступительные экзамены и пройти по конкурсу, что и является исходным условием для получения высшего образования.

И, во-вторых, субъективные условия – глубоко осознанную мотивацию своих действий, базирующуюся на понимании ценности высшего образования в современном обществе для достижения жизненного успеха.

Но его знаний может оказаться недостаточно и молодой человек не выдерживает экзамены, или не проходит по конкурсу. Тогда и он, и его близкие предпринимают различные усилия:

1) нравственные, позволяющие ему много и упорно работать, подготовиться и все же сдать вступительные экзамены и стать студентом;

2) безнравственные (бесчестные) – деньги, протекция и т.д., использование которых игнорирует принцип состязательности, позволяющий при равных условиях выявить на конкурсной основе наиболее достойных претендентов на ограниченное количество мест в данном вузе.

Таким образом, объектом этического исследования выступают:

1) реально существующие нравы, определяющие поведение людей;

2) сам социальный индивид, включенный в систему социальных связей и отношений и обладающий некоторым уровнем морального сознания, определяющего его моральный выбор и поведение.

Изучая нравственную жизнь общества как сферу, в которой прояв­ляются характеры людей, их жизненные стремления и ценностные ориен­тации, этика выделяет в ней стороны, обеспечивающие стабильность об­щества и его упорядоченность, создающие условия для полноценной и достойной жизни, как для каждого отдельного человека, так и для общества в це­лом. Эти стабилизирующие социальную жизнь духовные факторы аккумули­руются в этических идеях: о Добре и Зле, о Благе, о должном и спра­ведливом, о назначении человека и смысле его жизни, а также в соци­ально значимых нравственных идеалах, принципах и нормах поведения людей. Эти идеи определяются в своей со­вокупности как мораль, представляющую собой учение о должном поведении и достойной чело­века жизни. Следовательно, в самом общем плане предметом этики является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которых этот выбор совершается. Таким образом, этика является философским учением о морали, она объясняет мораль и учит морали. Но как показывает жизнь, успехи этического просвещения и воспитания более чем скромные. Люди достаточно часто пренебре­гают общественными интересами, если их собственные интересы приходят в противоречие с ними. Или решают свои проблемы за чужой счёт, если пре­доставляется такая возможность.

В чём же причины подобных расхождений теории и практики?

Э. Фромм, глубоко исследовавший в целом ряде своих трудов – «Бегство от свободы», «Человек для самого себя», «Иметь или быть», «Революция надежды» и других психологические аспекты этики, показал, что этика сможет решить стоящую перед ней задачу: научить человека искусству достойно жить, если она сможет объяснить ему его собственную сущность и тем самым сможет высвободить и дать продуктивное направление и применение дремлющим в нём сущностным силам. Э. Фромм, опираясь на ранние философские труды К. Маркса и прежде всего его «Экономическо-философские рукописи 1844 г.», определяет родовой харак­тер людей как «свободную сознательную деятельность», благодаря ко­торой человек связан с этим миром и утверждает себя в нём. Именно благода­ря осуществляемой им социальной деятельности, раскрывается его собственная человеческая сущность как человеческая субъективность - мир его страстей, стремлений и ценностных ориентаций. Поэтому ценностные ориентации человека, являющиеся ориентирами его деятельности, не могут быть привнесены в его сознание извне и не могут быть навязаны чуждой его жизненным интересам идеологией. Они формируются условиями его жизни, естественно прорастая из богатейшего мира его собственной человеческой субъективности.

Человеческая субъектив­ность - это те стороны сознания человека, которые ориентируют его на самостоятельное решение стоящих перед ним задач. Она охватывает духовность человека: понимание им свободы и возможностей её исполь­зования, мотивацию поведения в соответствии с его желаниями и стремлениями, и как итог - нравственный выбор, который он делает для себя, выби­рая свой образ жизни, характер своей деятельности и, соответственно, - свою судьбу. Эриха Фромма, как социального психолога, особенно восхищает обоснование К. Марксом динамизма человеческой природы, кото­рая выражается в том, что человек, стремясь удовлетворить свои потребности, развивает свои сущностные силы и раскрывает свои способнос­ти, преобразуя окружающий мир, а не используя его только как средство для удовлетворения своих физиологических потребностей.

Жизненные силы и способности, присущие человеку как родовому существу, а также энергия, заложенная в каждой способности (мыслить, действовать со знанием дела, общаться с себе подобными, а также самостоятельно строить свою судьбу), нуждаются в социально-практическом выражении, которое с наибольшей полнотой проявляется в условиях свободной, творчески-созидательной деятельности, когда «человек знает как производить в соответствии с надлежащими мерками объекта... И он творит по законам красоты» (К. Маркс). Таким образом, сама жизнь предстаёт для человека как трудное и сложное ис­кусство, ибо его собственная жизнедеятельность, т.е. процесс развёр­тывания и реализации его сущностных сил и потенций становится сферой его творческих усилий, где он одновременно выступает как «художник и модель, скульптор и мрамор, врач и пациент» (Э. Фромм).

Каким же образом этика решает эти задачи? Каким образом она формирует мораль, ориентирующую человека на должное поведение? Решение этих задач определило функции этики и, соответственно, её структуру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.007 с.)