Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этические теории конца XIX – XX столетийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вторая половина XIX – начала XX столетий явилась временем конца классической и становления современной (modern) философии и этики. Классическая философия человека и морали базировалась на культе Разума и рациональности и стремилась к пониманию закономерностей, определяющих возможности разумной и справедливой организации социальной жизни, а также поведения людей в рамках совместной деятельности. Именно на Разум возлагалась задача открыть и сформулировать определяющие принципы устройства мира на началах гуманизма, добра и красоты. А мораль, в свою очередь, должна была убедить и вдохновить людей на практическое осуществление в нравственной жизни общества этих принципов. Однако ход истории опроверг эти ожидания. Несмотря на выдающиеся достижения в области естественно-научных знаний и развития на этой основе техники и технологии промышленного производства, духовная жизнь во всех развитых странах западной культуры становилась всё более ожесточенной и внутренне противоречивой. Иначе и не могло быть, поскольку в духовной культуре общества отражались все более обострявшиеся в хозяйственно-экономической сфере противоречия капиталистического способа производства. Наиболее решительную попытку сохранить классическое наследие западно-европейской философии и осмыслить проблемы морали с позиций рационализма, гуманизма и идеи социального прогресса предпринял марксизм. 3.9.1. Этические идеи в марксистской концепции исторического материализма К. Маркс (1828 — 1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820 — 1895 гг.) разработали в рамках материалистического понимания истории этические идеи, которые явились значительным шагом в развитии этики Нового времени. Критически переработав всё классическое наследие в области этики, они заложили основы принципиально новой концепции морали. Гегелевская концепция развития и принцип историзма, давшие импульс для выведения морали и нравственности из анализа общественно-исторического процесса, получили в учении Маркса и Энгельса новое звучание. На основе принципа материалистического истолкования истории мораль стала осмысливаться не как особая сфера Духа — Божественной воли, Вселенского Разума, противостоящая косной бездуховной материи, но как способ духовно-практического освоения действительности, сфера общественного сознания, формирующегося и развивающегося на основе функционирования и развития общественного бытия. С их точки зрения, источником моральных ценностей, целей и идеалов является общественно-исторический процесс, развертывающийся на основе хозяйственно-экономической жизни общества, его материального производства. Принцип материалистического понимания истории позволил подойти к изучению явлений нравственной жизни с позиций материалистического детерминизма. Общественное развитие имеет свою логику, которая специфическим образом осознается (отражается и выражается) моралью в присущей ей императивно-ценностной форме, в форме выработки требований к человеку и его ценностей. Их содержание исторически обусловлено и имеет объективный характер, поэтому может быть выявлено не при помощи субъективной рефлексии, а посредством анализа логики общественного развития. Тем самым этика получает возможность объективного познания и обоснования моральных ценностей и требований и может не просто описывать и систематизировать рефлексии морального сознания, но проникать мыслью в само содержание морали, научно осмысливая закономерности ее развития и функционирования. Одновременно через сопоставление и сравнение морали с другими формами общественного сознания и духовного опыта человека этика оказалась способной выявить специфику морали и её особое место в структуре духовного освоения людьми социальной практики. Значительной заслугой Маркса и Энгельса является также их объяснение природы этических заблуждений. Источник этих заблуждений классики марксизма видели не в ошибках мыслителей, не в сфере сознания, а вне ее — в социальной действительности. Иллюзии и заблуждения морального сознания есть следствие того, что они формируются в социальной реальности, существующей в извращенном виде. Этические теории прошлого, по мысли Маркса и Энгельса, отражали действительные противоречия исторического процесса, порождаемых различными формами социального отчуждения, источником которого является стихийное общественное разделение труда и закрепляющая его частная собственность. По Марксу и Энгельсу, только введение в этическую теорию социальной практики, направленной на преобразование общественного бытия и преодоление социальных антагонизмов, обусловленных частной собственностью, способно преодолеть отчуждение и обеспечить моральное возвышение жизни и освобождение морального сознания от иллюзий и заблуждений. Таким образом, этика Маркса и Энгельса основывается на убеждении во всесилии социальной практики, способной коренным образом преобразовать систему общественных отношений и тем самым человеческую природу. Этика Маркса и Энгельса пронизана историческим оптимизмом. Этот оптимизм основывается на вере в созидательные силы человека, в то, что человек способен изменить характер общественных отношений и построить общество на основе идеалов добра и справедливости. Всё вышеизложенное является несомненным достижением, вкладом Маркса и Энгельса в развитие этики. Однако наряду с этими прогрессивными идеями в этике Маркса и Энгельса имеется учение о классовой сущности морали, ее подчинении политике как более непосредственному и конструктивному способу реализации классовых интересов. Тем самым мораль лишается своего своеобразия, специфики, превращаясь в средство оправдания утилитарной практики тех социально-политических сил, которые в определенные моменты истории присваивали себе право решать собственные классовые задачи от имени прогрессивного человечества. Эти слабые стороны этической теории Маркса и Энгельса получили свое развитие у их последователей, в том числе и у российских большевиков и были реализованы в практике социалистической революции, строительства социализма и коммунизма в нашей стране. В результате этой практики грандиозные и блестящие предначертания классиков марксизма оказались лишь карикатурами на идеалы достойной и праведной жизни. Все это вглазах общественности и ученых дискредитировало марксистскую этику. В результате огульной критики наряду со всем вредным, наносным была отброшена одна из наиболее плодотворных концепций морали. 3.9.2. Натуралистическая (эволюционная) этика Представителями этого этического направления являются: Ч. Дарвин (1809 – 1882 гг.), П.А. Кропоткин (1842 – 1921 гг.), Т.Гексли (1825 – 1895 гг.). Натуралистическая этика опиралась на естественнонаучный фундамент в виде эволюционной теории Ч. Дарвина. Ч. Дарвин вскрыл закономерности эволюционного развития живой природы и показал, что основой органической эволюции является естественный отбор, определяемый приспособляемостью живых организмов к изменяющейся среде их обитания, а также внутри- и межвидовой борьбой. Эта теории наносила удар по религиозно-идеалистической концепции человека и позволяла рассматривать высшие способности человека – его сознание, мышление, язык, мораль как результат природной эволюции живых организмов. Основы эволюционной этики заложили труды Г. Спенсера и П.А. Кропоткина. Г. Спенсер в объяснении морали полностью опирался на эволюционную теорию Ч.Дарвина. Он считал, что человек, как и все животные организмы, приспосабливается к условиям своего существования и его действия направлены на удовлетворение своих потребностей. Удовлетворяя свои потребности, он тем самым служит удовлетворению потребностей всего общества и его органической эволюции. Именно в ходе органической (биологической) эволюции совершенствуется как человек, так и общество. Соответственно, критерием морали является то, что способствует органическому совершенствованию человека и тем самым гармонизации общественных отношений. Г. Спенсер выступал против революционных преобразований в обществе, считая, что только время и естественный ход событий способны отбраковать разрушающие социальную жизнь антиобщественные элементы. П.А. Кропоткин считал, что основным законом природы и главным фактором органической эволюции является принцип взаимопомощи, условием реализации которого, в свою очередь, является принцип общительности живых существ в природе. Именно общительность и взаимопомощь служат естественным основанием для развития в обществе морали и нравственных способностей человека. Из общительности рождается привычка не делать другим того, чего не желаешь себе, которая означает признание равноправия всех людей и представление о справедливости. В то же время натуралистическая этика не могла объяснить того, почему в природе человека присутствуют склонности как к добру, так и к злу. Причем, другой представитель эволюционной этики Т.Гексли абсолютизировал в качестве определяющего фактора в процессе эволюции природы не взаимопомощь живых организмов, а их борьбу за существование. Т. Гексли считал, что методы борьбы за существование, свойственные диким животным, есть сущность эволюционного процесса, который включает и человека. Поэтому человеческая мораль противоположна законам эволюции природы, а поэтому приходится признать её сверхъестественное, божественное происхождение. Т. Гексли был основоположником социал-дарвинистского направления в социологии, методология которой не позволила объяснить многие явления духовной жизни в обществе, в том числе и феномены морали. Несмотря на естественно-научную методологию, социал-дарвинизм деформировал в своей теории гуманистические идеалы общества и духовную сущность человека, заложив в морали основы радикального нигилизма. Эти идеи получили дальнейшее развитие в философии Ф. Ницше, который продолжил линию иррационализма философии XIX столетия, связанную с именами А.Шопенгауэра и С.Кьеркегора. 3.9.3. «Философия жизни». Иррационалистическая (психоаналитическая) этика Ф.Ницше (1844 — 1900 гг.) Ницше стремился преодолеть представление о морали как объективной системе норм и запретов, не зависящих от человека, отчужденных от него и подавляющих его. Стремясь представить мораль как сферу свободы, он выдвинул лозунг «переоценки ценностей». В своих работах Ницше обрушился с резкой критикой традиционных ценностей и идеалов, обосновывая их противоестественную направленность и нигилистический характер. Мораль в ее исторически сложившемся виде, считает Ницше, умаляет достоинство человека, убивает волю к развитию, творчеству, совершенствованию. Методологической основой ницшеанской «переоценки ценностей» является учение о воле к жизни как воле к власти. В разнообразных проявлениях человеческой культуры Ницше стремился обнаружить инстинктивное стремление жизни к самоутверждению. Жизнь понимается им как неупорядоченное и хаотичное развертывание внутренне присущей бытию энергии хаоса, ниоткуда не выводимым и никуда не направленным потоком, подчиняющимся безумию органического начала и полностью свободным от всяких нравственных характеристик и оценок. Энергия жизни проходит в своем развертывании периоды подъема и спада, созидания и разрушения жизненных форм, усиления и ослабления инстинктивного стремления к самоосуществлению. В целом же эта суровая и беспощадная борьба различных проявлений жизни имеет в своей основе «волю к жизни как волю к власти». Таким образом, в своей концепции морали Ницше исходит из волевого начала в человеке как самого специфичного и существенного его признака. Понятие воли, как основы всего сущего, Ницше заимствовал у А.Шопенгауэра. Однако если для А.Шопенгауэра воля служит основанием Бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственный оттенок. Воля человека, по его мнению, это, прежде всего, воля к власти. «Воля к власти» — это наиболее значительный критерий любого типа поведения, любого общественного явления. «Что хорошо? – вопрошает Ницше. – Всё что укрепляет сознание власти и саму власть человека. «Что дурно? — всё, что вытекает из слабости». Из права сильного, «воли к власти» Ницше выводит все основания морали. Он утверждает, что мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает из чувства превосходства одних людей над другими: господ, аристократов (лучших) над рабами (худшими). Мораль «господ» - это «преимущественная мораль». Она изначальна, естественна, самодостаточна, произрастает из торжествующего самоутверждения человека как необузданной силы природы. Воля к мощи, силе, власти у неудачников, слабых, униженных порождает явление ressentiment, которое Ницше описывает как превращенную форму этой роли, духовную месть рабов, в результате которой происходит ценностное переворачивание морали. Наивысшее развитие духовная месть рабов получила в христианстве. По словам Ницше, аристократическое уравнение «ценностей» (хороший = знатный = могучий = прекрасный = счастливый = любимец Бога) христианская мораль с ужасающей последовательностью вывернула наизнанку. По логике этой морали только одни несчастливые, бедные, бессильные, низкие — хорошие, только страждущие, терпящие лишения, больные, уродливые — благочестивы, блаженны. Только им предназначено блаженство, а знатные, могущественные — злые, жестокие и похотливые — отвергнуты Богом, и им навсегда быть проклятыми и отверженными. Христианство, по Ницше, представляет собой «чудовищное заболевание воли» и возникает из страха и нужды, среди слабых и убогих носителей ослабевшей воли к жизни. Оно поэтому пронизано ненавистью и отвращением к здоровой жизни, маскируемой верой в «совершенную небесную жизнь», которая изобреталась только для того, чтобы лучше оклеветать эту, земную. Все христианские фантазии являются признаком глубокого истощения и оскудения жизни настоящей, ее болезни и усталости, так что само христианство живет наркотизацией человеческих бедствий. Однако, оставаясь проявлением, хоть и больной, но все же воли к жизни, христианство, чтобы выжить среди сильных и жестоких, изобретает узду для сильных и бесстрашных посредством самого необузданного морализаторства, отождествления себя с моралью. Через культивирование моральных ценностей христианства больная жизнь улавливает здоровую и губит ее, причем тем вернее, чем глубже распространяются идеалы самоотречения, самопожертвования, милосердия и любви к ближнему. Христианская мораль, по мнению Ницше, вырастает из рабского состояния и стремится распространить его на своих поработителей, изобретая для этого Бога. Вера в Бога требует сознательного принесения ему в жертву своей свободы, гордости, достоинства, открытого самоунижения человека, обещая взамен небесное блаженство. Ницше очень тонко обыгрывает основные положения христианской морали, показывает, как она переворачивает ценности в пользу слабых, униженных, «рабов». «Кто унижает себя, тот хочет возвыситься», — исправляет он проповедь Христа. Требование самоотверженности и бескорыстия, «не искать выгоды» он расшифровывает как моральный фиговый листок для выражения бессилия — «я уже не умею найти своей пользы...». Невыносимое для слабой воли сознание, что «я ничего не стою», приобретает в христианской морали вид «все ничего не стоит, и жизнь эта тоже ничего не стоит». Аскетический идеал святости, культивирование бесстрастия и страданий есть для него попытка придать смысл бессмысленности страдания, когда от него из-за собственной слабости невозможно избавиться, ибо любой смысл лучше полной бессмысленности. Бесстрастие есть лишь духовная кастрация человека а, подрывая корень человеческих страстей, можно только уничтожить саму жизнь. Сострадание и любовь к ближнему есть лишь оборотная сторона болезненной ненависти к себе, ибо эти и другие добродетели явно вредны самому их обладателю, а полезны и поэтому лицемерно восхваляемы они его конкурентами, стремящимися с их помощью связать их обладателя. «Поэтому, заключает Ницше, - если у тебя есть добродетель, значит, ты ее жертва!» Кроме того, посредством милосердия и сострадания христианская мораль искусственно поддерживает слишком многое из того, что должно было бы погибнуть и дать дорогу более властным проявлениям жизни. Близкой по духу христианской морали, с точки зрения Ницше, является мораль фанатиков братства: социалистов и демократов. «Фанатики братства», также как и христианская мораль, игнорируют законы природы, стремясь ликвидировать эксплуатации), преодолеть природное неравенство людей и навязать им «общее стадное счастье земных пастбищ». Это неизбежно будет приводить к одинаковому результату — ослаблению и деградации человека, ибо человек всегда развивается в борьбе и соперничестве, а неравенство и эксплуатация есть необходимое условие жизни. В морали социалистического общества воля Бога заменяется выводимой из истории общественной пользой и общим благом, на страже которого ставится государство. И поскольку интересы отдельного человека при этом ничего не значат, то Ницше рассматривает социализм как младшего брата деспотизма, при котором государство стремится превратить человека из личности в орган коллектива, а средством насаждения верноподданнических чувств, сознания и покорности поступков выступает в решении этой задачи государственный терроризм. Государство проводит уравнительную политику, нивелируя всех, естественно, по низшему уровню. Вследствие чего демократическая форма правления есть, по Ницше, форма измельчания и обесценивания человека и низведения его на уровень посредственности. Первая критическая часть переоценки вечных ценностей, направленная на доказательство необходимости отказа от морали рабов, заканчивается лозунгом: мы должны освободиться от морали, чтобы суметь жить морально! Вторая позитивная часть ницшеанской программы переоценки ценностей направлена на восстановление прав жизни и возрождение морали господ. В основе «морали господ», с точки зрения Ницше, должны лежать следующие принципы: 1) «ценность жизни» есть единственная, безусловная ценность; 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти»; 3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами. В качестве нравственного идеала Ницше выдвигает идею сверхчеловека — «белокурой бестии». Сверхчеловек, у Ницше, носитель двойной морали. В отношении к другому сверхчеловеку он соблюдает определенные правила и нормы. В своем кругу – это снисходительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди. Но по отношению к «чужим» они немногим лучше необузданных зверей. Здесь они свободны от моральных тормозов и руководствуются в своих действиях инстинктами. Таким образом, «мораль господ, по Ницше, - это мораль силы и эгоизма». Она доступна только для повелителей, сильных и свободных умов, носителей несокрушимой воли, владеющих собственным мерилом ценностей и назначающих себе меру уважения и презрения к другим. Иррационалистические тенденции, отчетливо выразившиеся в этике Ф.Ницше, продолжает и углубляет психоаналитическое направление в этике. Его основателем и наиболее ярким представителем является австрийский врач — психопатолог З. Фрейд. З. Фрейд (1856 — 1939 гг.) разработал основы психоанализа, который основывается на идее, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько сферой бессознательного. Сознание же представляет собой вторичную рационализацию бессознательного. Фрейд сравнивал бессознательную сферу психики человека с лошадью, а сознание — с всадником. По его мнению, всадник далеко не всегда правит лошадью. Более того, чаще бывает так, что лошадь совсем не слушается всадника. Это происходит, по мнению Фрейда, потому, что бессознательное составляет наиболее крупный и глубинный слой человеческой психики. Этот слой человеческой психики функционирует на основе природных инстинктов, «первичных влечений». Фрейд представил бессознательное как неосознаваемую энергетическую силу, которая давит на психику изнури, обусловливая ее переживания и их осознание. Содержанием бессознательного является присущее всему живому стремление к самосохранению — индивидуальному и родовому. Оба эти стремления находят полноту своего выражения в сексуальном инстинкте, в котором совпадает стремление к продолжению рода и сильнейшее удовольствие. Поэтому первоначальный уровень психической жизни, по Фрейду, подчиняется принципу удовольствия, а сущностью бессознательного является либидо, или Эрос — сильнейшее сексуальное влечение, стремление к удовольствию и избавление от страдания, причиняемого напряжением неразрядившейся психической энергии. Наряду с либидозными инстинктами, направленными на сохранение жизни, Фрейд выделяет также инстинкты разрушения и смерти, стремящиеся вернуть материю в неорганическое состояние — Танатос. Таким образом, по мысли Фрейда, индивидом управляют бессознательные силы психики, которые проявляют себя в двух фундаментальных инстинктах: Эрос — как влечение к жизни и Танатос — как влечение к смерти. Фрейд полагал, что само существование человека представляет собой своеобразный компромисс между этими двумя инстинктами. Бессознательное движет всеми побуждениями и действиями человека и поэтому, по Фрейду, представляет собой базовый, первичный уровень психической жизни, обусловливающий содержание сознания и всех форм культурной деятельности, включая мораль и религию. Обозначив бессознательное термином «Оно», а сознание термином «Я», Фрейд вводит в структуру психики третий важнейший элемент — «Сверх-Я». «Сверх-Я» в объективном выражении это социокультурная среда, содержанием которой являются механизмы социальной регламентации поведения человека: обычаи, традиции, запреты, требования религии и моральные нормы, которые с детства внушаются человеку. «Сверх-Я» -культура играет опосредующую роль между «Оно» и «Я». По учению Фрейда, между «Я» и «Оно» постоянно существует борьба. В прямом столкновении «Я» - сознание не может постоянно успешно сдерживать бессознательные инстинкты. Чтобы подчинить себе примитивное влечение сознания, «Я» ищет обходные пути, в том числе и через подмену целей для реализации энергии бессознательного. Эта подмена осуществляется на основе механизма сублимации. Сублимация истолковывается Фрейдом как преобразование и переориентация сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии на несексуальные объекты, прежде всего, в сферу культуры, включая и мораль. Таким образом, «Сверх-Я» рождается также, как индивидуальное сознание — из столкновения энергии бессознательного с реальностью общественной жизни, из стремления подавить и обуздать разрушительный потенциал бессознательного в человеке и направить его на культурные цели. «Сверх-Я» оказывается у Фрейда и результатом сублимации бессознательного и его дальнейшей предпосылкой. Оно рождается борьбой сознания с бессознательными влечениями и переключением их энергии на культурные виды деятельности, но оно же все более подчиняет и связывает человека, навязывая ему авторитарные догмы религии и нормы морали, чувство долга и совести, опутывая его моральными обязательствами и лишая главного удовлетворения и счастья. Субъективно, в структуре психики индивида «Сверх-Я» выступает в качестве внутреннего цензора, совести личности, подавляющей её бессознательные влечения с позиций общественной морали. Таким образом, по Фрейду, мораль изначально является сферой давления, принуждения и несвободы. Поскольку человек никогда не может избавиться от своих инстинктов, реализующихся в проявлении алчности, вожделении, жадности, агрессивности, стремлении подчинить других и возвышаться над ними любыми средствами, постольку он всегда в глубине души является противником морали. По сути дела, человек, по Фрейду, живет между двумя альтернативами: «или попытаться быть счастливым, отбросив условности сознания и культуры, переступив все барьеры и свободно реализуя свои желания, или пользоваться достижениями цивилизации и культуры, постоянно натыкаясь на ограничения и запреты, чувствуя себя подавленным, несвободным и несчастным». Фрейд пессимистически оценивал возможность благоприятного для человека и человечества разрешения этого противоречия: бессознательных инстинктивных стремлений с одной стороны и требований социальной организации и рациональности с другой. Иногда он высказывал мнения об отказе от благ культуры во имя удовлетворения естественного стремления человека к счастью, но чаще он обращался к созданной им теории и практике психоанализа, посредством которого создается возможность проникновения в глубины духовной жизни индивида с целью осознания заключенных там опасностей. Сам Фрейд допускал возможность достижения на основе практики психоанализа оптимального баланса в сознании индивида между сферой бессознательного и требованиями сознания и культуры. Однако его идеи были использованы для наступления на культуру. Мораль долга и ответственности, взаимных обязательств и прав, чувство совести и стыда были объявлены некоторыми представителями западной культуры ложными и мешающими жить предрассудками, избавление от которых якобы раскрепощает человека и делает его счастливым, или, по крайней мере, свободным человеком, не смотря на трагизм его положения. 3.9.4. Этика экзистенциализма Еще одним весьма значительным направлением, оказавшим огромное влияние на развитие западной культуры, является этика экзистенциализма – философии существования. Представителями экзистенциализма являются французские философы Ж.-П. Сартр (1905 —1980 гг.), Г.Марсель (1889 — 1973 гг.), А.Камю (1913 — 1960 гг.), немецкие философы М.Хайдеггер (1889 — 1976 гг.), К.Ясперс (1883 — 1969 гг.). Идеи экзистенциализма нашли свое яркое выражение в художественном творчестве писателей Эриха Марии Ремарка, Скотта Фитцжеральда, Эрнеста Хэмингуэя идругих представителей западной культуры ХХ столетия. Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Его представители попытались осмыслить положение человека в кризисных ситуациях и выработать определенные ценностные установки, позволяющие ему достойно выходить из ситуации кризиса. Исходное положение экзистенциализма — существование человека предшествует его сущности и определяет её. Человек сначала существует, действует итолько потом в процессе своего существования он определяется. Человеческая реальность поэтому не есть «факт», «событие», некая «твердая субстанция», а динамически развертывающийся из себя процесс самосозидания и самоопределения человеком самого себя. Человек открыт для будущего и он проецирует себя в будущее сам. Именно эта открытость будущему, внутренняя незаполненность и первоначальная готовность к свободному самоопределению из самого себя иесть подлинное существование, экзистенция. И если в мире вещей и объектов господствует детерминизм, то в мире экзистенции человек свободен. Человек — это свобода. Свобода — самая фундаментальная характеристика человека. Экзистенциалисты утверждают, что человек не определяется никакой сущностью, ни природными, ни общественными закономерностями. Все, воздействующие на человека причины и факторы, обязательно опосредуются его свободным выбором. Человек постоянно должен выбирать ту или иную линию своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного экзистенциализма главный момент выбора: «за» или«против» Бога. «За» — означает путь веры, любви и смирения. В результате человека ждет бесконечное блаженство. «Против » — означает отречение от Бога, чреватое божественной карой. Религиозная разновидность экзистенциализма (Г.Марсель, К.Ясперс) обосновывает, исходя из трагизма положения человека в мире, традиционные установки христианской морали. Более оригинальны и внутренне последовательны представления о свободе и ответственности секулярной (светской) разновидности экзистенциализма, представленные в творчестве Ж.-П. Сартра, М.Хайдеггера, А.Камю. В секулярной разновидности экзистенциализма главный момент выбора связан с формой самореализации личности. Эта самореализация определяется фактом случайности человеческого бытия, его заброшенностью в этот мир. Заброшенность означает, что человек никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая, и ему не на что опереться. Бога нет. Бог умер, утверждают представители секулярного экзистенциализма. Ни христианская мораль, ни любая другая светская мораль не укажет человеку, как ему действовать, поскольку «в мире нет знамений». Мы не можем опираться ни на какие предписания, которые бы оправдывали наши поступки. Человек сам их формирует: ходе своей деятельности и общения. Выбирая те или иные ценности и идеалы, совершая те, или иные поступки, индивид формирует себя как личность. Ничто не определяет и не может определить характер его выбора кроме него самого. Как пишет Ж.-П. Сартр, «человек сам себя выбирает». Но выбирая себя, он тем самым выбирает образ всех других людей. Каждое наше действие создает образ другого человека, каким он должен, по нашим представлениям, быть. Выбирать себя одновременно означает утверждать те ценности и идеалы, которые мы выбираем. Экзистенциалистская этика в качестве основы нравственного поведения человека полагает свободу. Свобода в экзистенциализме — это, прежде всего, свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида. Своей постановкой проблемы свободы экзистенциалисты отразили главное основание морали, поскольку деятельность людей направляется, главным образом, не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями. Это проявляется в том, что каждый отдельный человек в тех или иных обстоятельствах ведёт себя по-своему. От каждого отдельного человека зависит очень многое, а потому не следует в случае отрицательного развития событий ссылаться на «обстоятельства». Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности. В каждый конкретно-исторический момент существует не одна, а несколько возможностей. При наличии реальных возможностей развития событий не менее важно и то, что люди свободны в выборе средств для достижения поставленных целей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает оказывать влияние на последующие события. Свобода человека теснейшим образом связана с его ответственностью. Без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если он в своих действиях постоянно детерминирован, определен какими-то духовными или материальными факторами, то он, с точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за свои действия, а значит, не является и субъектом моральных отношений. Более того, индивид, не осуществляющий свободный выбор, отказавшийся от свободы, утрачивает тем самым главное качество человека и превращается в простой материальный объект. Иными словами, такого индивида уже нельзя считать человеком в подлинном смысле этого слова, ибо он утратил качество подлинного существования. Вместе с тем, реальная жизнь показывает, что для многих людей подлинное существование оказывается непосильным бременем. Ведь свобода требует от человека самостоятельности и мужества, предполагает ответственность за выбор, придающий тот или иной смысл будущему, определяющему, каким будет мир дальше. Именно эти обстоятельства вызывают те неприятные переживания метафизического страха и тревоги, постоянного беспокойства, которые толкают человека в сферу «неподлинного существования». «Неподлинная сфера» - это сфера, в которой человек отказывается от себя – своей свободы и ответственности за счет «растворения собственного существования в способе существования других», «в суетной повседневности» общественной жизни. Это сфера безлично-анонимного существования, где каждый живет не как неповторимая личность, а «как все», в качестве усредненной и омассовленной единицы, чье существование задано, а поведение расписано и регламентировано. Это мир социальной организации, рациональности и целесообразности, в котором человек принимает на себя социальную роль и превращается в винтик машины, объект воздействия на него внешних механических сил. Поэтому здесь он не испытывает мучительной неопределенности за свой выбор и освобождается от ответственности. Здесь каждому предначертаны его роль, правила поведения, жизненные интересы и цели, тут можно забыться, отождествив себя с коллективом и стать «как другие». Однако попытка бегства от свободы и ответственности мстит человеку обострением мучений от утраты своей личности, потери самостоятельности, невозможности творческой самореализации и, в конечном счете, утраты смысла жизни и саморазрушения. Экзистенциалистская этика призывает противостоять всяким формам коллективизма, который всегда есть способ закабаления индивида. Это прямой способ – путем насилия и подавления, шантажа и угроз, либо косвенный — путем утешения иллюзорными надеждами на возможность рационального и эффективного, справедливого и человечного переустройства жизни. Для человека должно быть очевидно, что всякое отождествление себя с другими — коллективом, классом, партией, нацией, хотя и создает некую стабильность, иллюзию спокойствия и устойчивости, в действительности навязывает человеку чуждые интересы и делает его объектом манипулирования враждебных сил. Поэтому необходимо ясно осознать свое одиночество и заброшенность, свободу и ответственность, бессмысленность и трагизм собственного существования и, соответственно, набраться сил и мужества жить в самых неблагоприятных ситуациях бесперспективности и безнадежности. Экзистенциалистская этика развивается в русле стоицизма. Логика экзистенциализма, по сути дела, воспроизводит логику стоицизма: нравственное смятение и отчаяние человека, утрата им своего достоинства и крепости духа есть не столько результат столкновения нашего разума и морали с бессмысленностью человеческой жизни и неспособностью добиться благополучия в ней, сколько результат разочарования в этих наших надеждах. До тех пор, пока человек будет желать и надеяться на благополучный исход своих начинаний, он будет терпеть неудачи и впадать в отчаяние, ибо ход жизни не в его власти. От человека не зависит, в какие ситуации он может попасть, но от него целиком зависит, как он из них выйдет — сломавшись и отказавшись от своего «я», самоуважения и достоинства, или сохранив величие духа и достоинство даже ценой физической гибели. Для этого нужно опираться только на то, что в его власти, — необходимо вооружиться сознанием неустранимости трагизма человеческою бытия и готовностью сохранять внутреннее благородство, порядочность, честность перед лицом постоянной угрозы физической при нравственной гибели, постоянного искушения предать самого себя или других. Ибо, хотя человека можно уничтожить, его никогда нельзя победить, пока он сопротивляется. Всякое сопротивление, борьба есть внутренняя победа даже в самом поражении. Таким образом, констатируя трагизм положения человека в этом мире, экзистенциалистская этика не пасует перед этим трагизмом. «Цвет трагедии» в экзистенциализме белый. Экзистенциалистская этика мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции, сохранение человеком достоинства в самых тяжелых ситуациях. В трудные времена Второй мировой войны,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2092; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.019 с.) |