Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Николай бердяев (1874 – 1948 гг. )↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Из работы «Смысл творчества. (Опыт оправдания человека)» В чем вечная ценность христианской морали, в чем её ценность для грядущей этики жизни, этики творческой? Моральные оценки распадаются на целый ряд антитез. Есть мораль слабости и мораль силы; мораль сострадания, блага людей, альтруизма и мораль ценностей, творческого повышения; мораль рабьей обиды и мораль свободной вины; мораль аристократического благородства духа и мораль духа рабски-плебейского. Ницше признал христианскую мораль рабьей, плебейской, моралью слабости и возненавидел её. Он противопоставил ей мораль господскую, аристократически-благородную, мораль силы. Ницше сказал о христианстве много замечательного, волнующего, ценного для морального возрождения человека, ибо, поистине, он был одним из величайших моралистов всех времен в благороднейшем смысле этого слова. Но всё сказанное Ницше о христианстве нужно перевернуть, взять наоборот. Мотивы ницшеанской критики христианской морали глубоки и ценны, но сама критика совсем не верна. Ницше говорит как религиозный слепец, лишённый дара видения последних тайн. Религия Христа совсем не то, за что Ницше ее принимал. Христианская мораль не рабски-плебейская, а аристократически-благородная, мораль сынов Божьих, их первородства, их высокого происхождения и высокого предназначения. Христианство — религия сильных духом, а не слабых. В христианской святости был подбор сильных духом, было накопление духовной мощи. Христианская этика — этика духовной победы, а не поражения. Побеждающие «мир», жертвующие благами этого мира — самые сильные, самые подлинные победители. И по сравнению с силой и победой духа Христова всякая сила и победа в этом мире ничтожна и призрачна. Сильные мира сего — слабые, побежденные в Духе. Подлинная христианская мораль возлагает на человека, усыновленного Богом, свободную ответственность за свою судьбу и судьбу мира и исключает для сынов Божьих возможность чувствовать рабьи-плебейскую, неблагородную обиду на судьбу, жизньи людей. Переживание свободной вины — переживание силы; переживание рабьей обиды — переживание слабости. Кто сопричислен к царству сынов Божьих, тот свободен. И кто жаждет искупить вину свою, и грех свой, тот жаждет силы и из силы, а не слабости и из слабости, тот участвует в избавлении мира. Бессилие человека искупить собственными природными силами грех, обращение к помощи Искупителя есть бессилие падшей человеческой природы, бессилие разъединения с Богом. Но, поистине, все достоинство человека в его сопричастности Богу и Божественной жизни, в его подъеме. И помощь человеку Искупителя-Богочеловека есть не внешняя для человека помощь, чуждая его природе, а внутренняя ему помощь, раскрывающая его собственную богоподобную, причастную к Божественной жизни природу, внутренний подъем человека. Христос не вне нас, а в нас, Он — Абсолютный Человек в нас. Он — наша причастность Святой Троице. И религия Христа есть религия высшей силы человека, она противоположна всякой слабости и подавленности человека. Христианство есть путь раскрытия в каждом человеке Абсолютного Человека. Но в мировую эпоху искупления Абсолютный Человек раскрывается в аспекте жертвенном, и мораль христианская — жертвенная мораль. Другой аспект Абсолютного Человека раскрывается в творчестве. Поэтому путь христианской морали — через жертву к творчеству, через отречение от мира сего и его соблазнительных благ к творчеству мира иного и иной жизни. В жертвенности — подлинный пафос христианской морали. Жертвенность предполагает силу духа и исключает слабость духа. Только сила — жертвенна. Жертвенность всегда благородна, всегда аристократична. Плебейство духа — не жертвенно. Христианская жертва «миром» и его благами всегда есть жертва безопасностью, безопасным положением в мире, всегда отречение от устроенности в мире. Это — согласие пойти вслед за Христом через богооставленность. Жертвенность христианской морали прямо противоположна всякой буржуазности. Поэтому подлинная христианская мораль должна признать добродетель небезопасного положения, добродетель, которую в высшей степени признавал Ницше, и должна отвергнуть добродетели буржуазные. Но жертва в христианстве никогда не есть жертва во имя благополучия людей, во имя добродетелей буржуазных, а — жертва во имя Бога и во имя ценностей творческих, ценностей восхождения. Это путь ввысь через расщепление. Христианская жертва всегда горняя и поднимающая, а не дольная и распределяющая. Христианская мораль есть мораль ценностей, творческого повышения жизни, а не мораль благополучия людей, не альтруистически распределительная мораль. Христианство не допускает понижения качества во имя количества, оно все в качестве, т.е. и ценности аристократической. Мировой кризис культуры, о котором много было говорено, есть также кризис морали, революция морального сознания. Аморализм — такой же феномен мирового кризиса морали, как декадентство — феномен мирового кризиса искусства. Мораль как каноническая, общеобязательная культурная ценность надломлена, так же перезрела и надломлена, как и все канонические, общеобязательные ценности культуры, как и наука, как и классически прекрасное искусство, как и семья и всё т.п. Есть глубокая бездна между моралью и бытием, и бездна эта ныне разверзлась. Это частный, но очень яркий случай разрыва между культурой и бытием. Путем морали недостижима высшая ступень бытия, иная жизнь. Аморализм есть лишь болезненный, нередко поверхностный симптом глубокого кризиса мораликак закона, морали ветхозаветно-канонической. Подобно этому аномалии пола являются болезненным симптомом кризиса рода, надлома в старом поле. В мировом кризисе морали прорывается жажда морального творчества, морали как творчества, а не послушания. Кризис морализма, бунт против закона морального послушания есть также предварение новой мировой эпохи, эпохи творческой. В жизни моральной, как и в жизни познавательной, художественной, половой новый человек жаждет творить новую жизнь, а не только нести послушание последствиям греха, не только приспособляться к условиям этого мира. В канонической морали всех эпох не рождалось еще нового общения людей. Мораль, подобно всякому закону, скорее изобличала зло, чемтворила высшую правду жизни. Ныне мораль перерастает уже закон послушания, изобличающий зло и приспособляющийся к его условиям. Мораль хочет быть творчеством высшей правды жизни и высшего бытия. Мораль как дифференцированная сфера культурной жизни перестает вдохновлять, мертвеет и вырождается. Она сознается как препятствие на пути к творчеству бытия. Мораль серединная, мораль безопасности, мораль, задерживающая наступление конца, закрывающая пределы бытия, должна раньше или позже сама прийти к концу и быть преодолена творческим напряжением человеческого духа. В этом кризисе серединно-задерживающей, безопасной морали огромно значение Ницше. Творческий дух его возжелал стать по ту сторону безопасной середины канонической морали. Каноническая мораль всегда была выразительницей духа средне-общего, а не духа индивидуальных высот. Ницше был великим изобличителем серединно-общего духа гуманизма. Мораль гуманизма не есть мораль конца и вершины, это — мораль середины и плоскости. Мораль гуманизма — все еще мораль послушания, а не творчества, мораль рода, а не богочеловечества. Гуманистическая мораль — распределительная, а не производительная, Ницше — жертвенный предтеча новой моральной эпохи. Но сам он весь переходный, он не кузнец новых ценностей. Новая творческая эпоха будет сверхморальной, как и сверхкультурной, а не доморальной и не докультурной. Доморальность, аморальность есть нигилизм, как и всякая докультурность, как и всякий отрицательный анархический бунт, не созидающий космос, а расковывающий хаос. Мировой кризис морали должен идти к концу, а не возвращаться к началу. В кризисе морали велико также значение Ибсена. В ибсеновском творчестве та же атмосфера горного воздуха, героического восхождения, что и у Заратустры. То же восстание качественно восходящей индивидуальности против духа серединно-общего. Ницше и Ибсен — величайшие моралисты нового времени, но все еще религиозно слепые. Знаменательна также пламенная ненависть безумного католика Леона Блуа против буржуазного мира и буржуазных моральных ценностей. <...> В Л. Блуа трепещет и гневается все, что было подлинно благородного в католичестве, буржуазному миру не послушного. Но в пламенной ненависти Л. Блуа есть неверие в победу благородства над буржуазностью. В Блуа есть творческое бессилие, как и у всех великих французских католиков XIX века. Неисповедимая судьба сделала Ницше творчески дерзновенным и религиозно слепым, а Л. Блуа религиозно зрячим и творчески бессильным. В чем же сущность морального кризиса? Сущность эта, прежде всего, в революционном переходе от сознания, для которого мораль есть послушание серединно-общему закону, к сознанию, для которого мораль есть творческая задача индивидуальности. Это — освобождение от остатков гетерономной морали1. Общеобязательная мораль закона была лишь изобличением зла и греха и уравнением всех в зле и грехе. Закон должен быть исполнен, т.е. должно не делать зла, освободиться от греха. В этом преодолении нет ничего индивидуального и творческого. Но высшая задача человека — творчество новой жизни. Творчество новой жизни проходит через тайну индивидуальности. Творческая мораль не есть исполнение закона, она есть откровение человека. И это откровение человека в моральном творчестве — всегда индивидуально-качественное, а не серединно-общее, где-то воссоединяется с моралью евангельской, с моралью св. Франциска, с индивидуальной поэзией новозаветной жизни, не знающей закона. То, что сказано здесь, не есть аномизм1. Закон должен быть внутренне изжит, а не бунтарски отвергнут. Греховная сторона человеческой природы остается обращенной к закону, но творческая ее сторона из закона выходит. Традиционную христианскую мораль слишком исключительно строили на страхе и заботе о спасении души. Мораль творческая должна быть построена на мужественности и на заботе о творческом восхождении. Панический страх гибели унижает человека и вконце концов становится безнравственным и нерелигиозным по своим мотивам. Страх этот неблагороден и некрасив. Вечное трусливое дрожание за свою душу уничтожает образ Божий в человеке. От ужаса готов человек отказаться от всех творческих ценностей, лишь бы не погибнуть. Это — особая, очень непривлекательная форма религиозного эгоизма. Эгоизм и трусость внутренне связаны. Так же связаны между собой жертвенность и мужественность. Бесстрашие и храбрость — религиозные добродетели. Бесстрашие духа, дерзновение перед Господом — высшие, жертвенные добродетели религиозного пути. Эгоистический страх собственной гибели, доводящий человека до отказа от чести, должен уступить место страху собственной низости, уродства и неблагородства. Великая клевета на христианство — будто ему чуждо чувство чести. Подлинное чувство чести только и возможно на почве христианской, ибо христианство — откровение о личности. Честь не есть духовная гордость и самоутверждение. Честь — блюдение в человеке образа и подобия Божьего, который не должен быть унижен. Честь блюдет ценность Божественную и потому является одной из вечных основ морали. Самоотречение истребляет безбожную природу в человеке. Честь утверждает божественную природу человека. Отречение от безбожного самоутверждения и блюдение чести сходятся в одной добродетели — в раскрытии Божественного Человека. В рыцарстве было подлинное моральное творчество. Идея рыцарства предваряла откровение о человеке. Но рыцарство никогда не было осуществлено. <...> [2; С. 466—472]
Вопросы и задания: 1. Почему принятие христианства является, по мнению Н.А. Бердяева, определяющим условием для творческого самовыражения человека? 2. В чём состоит истинное достоинство и честь человека? 3. Чем было обусловлено непонимание Ф. Ницше сущности христианства? 4. В чём состоит отличие морали христианской от морали буржуазной? 5. Какую задачу, по мнению Н.А. Бердяева, должна решить христианская мораль?
Список литературы: 1. B.C. Соловьев. Смысл любви // Соч.: в 2 т. Т. 2. – М., 1988. 2. Н.А. Бердяев. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ: Зачем студенту технического вуза следует знать этику?...............................................................................................3 ГЛАВА 1. ЭТИКА – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МОРАЛИ. ЕЁ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА………………………………………….6 1.1. Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность»..………6 1.2. Объект и предмет исследования этики……………………………………...8 1.3. Функции этики и её структура……………………………………………..11 1.3.1. История нравов и социология морали…………………………………...11 1.3.2. Теоретико-методологический раздел этики…………………………….11 1.3.3. Нормативный раздел этики………………………………………….12 1.4. Этика гуманистическая и авторитарная…………………………………...13 ВЫВОДЫ……………………………………………………………..16 ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ. ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ……………………………………………………………18 2.1. Сущность морали и ее структура…………………………………………..18 2.2. Истоки морали и её формирование как социального регулятора в условиях родоплеменного и рабовладельческого социумов: IV – I тысячелетия до н.э………………………………………………………..23 2.3. Религиозная мораль Средневековья: V – XV века………………………..26 2.4. Мораль эпохи Возрождения: XIV – XVI века…………………………….27 2.5 Мораль эпохи Реформации: XVI – XVII века……………………………...28 2.6. Мораль Нового времени: XVII – XIХ века………………………………..28 2.7. Мораль Новейшего времени: XX – XXI века……………………………..29 2.8. Основные концепции морали………………………………………………30 2.8.1. Религиозная концепция морали………………………………………….30 2.8.2. Натуралистическая концепция морали………………………………….31 2.8.3. Социологическая концепция морали…………………………………….33 2.8.4. Культурологическая концепция морали ………………………………33 2.9. Основные функции морали………………………………………………...33 ВЫВОДЫ…………………………………………………….................35 ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ЭТИЧЕСКИК УЧЕНИЯХ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО………………………………………...39 3.1. Методологическое основание этических исследований…………………39 3.2. Исходные принципы историко-этических исследований………………..39 3.2.1. Принцип историзма, или конкретно-исторического подхода………….39 3.2.2. Принцип детерминизма………………………………………………...40 3.2.3. Принцип развития и принцип преемственности в этом развитии этических идей…………………………………………………………………..40 3.2.4 Принцип социально-классового подхода………………………………..40 3.3. Основные этические направления…………………………………………41 ВЫВОДЫ……………………………………………………………..44 3.4. Этические идеи Древнего Востока: I тысячелетие до н.э………………...45 3.4.1. Этико-философские системы Древней Индии………………………….45 3.4.2. Этико-философские учения Древнего Китая………………………….49 ВЫВОДЫ…………………………………………………………..52 3.5. Этика античности: Этические учения Древней Греции и Древнего Рима: I тысячелетие до н.э. – середина I тысячелетия н.э……………………………53 3.5.1. Провозглашение власти всеобщего над человеком…………………….54 3.5.2. Обоснование самоценности человеческой личности и идея единства человека и государства………………………………………………………….55 3.5.3. Противопоставление человека миру Бытия и уход его в свой внутренний духовный мир……………………………………………………...62 ВЫВОДЫ…………………………………………………………..64 3.6. Христианская этика Средневековья: V-XV века………………………….66 3.6.1. Евангельская моральная доктрина…………………………….................67 3.6.2. Основные идеи Библейской этической концепции……………………..67 ВЫВОДЫ……………………………………………………………70 3.7. Этика эпохи Возрождения и Реформации: XIV – XVII вв……………….72 3.8. Этико-философские концепции Нового времени: ХVII - ХIX вв..……...80 3.8.1. Натуралистическая ориентация в этике Нового времени……………...80 3.8.2. Этико-философские концепции немецкой классической философии………………………………………………………………………..83 ВЫВОДЫ……………………………………………………………..90 3.9. Основные этические теории конца XIX – XX столетий………………….92 3.9.1. Этические идеи в марксистской концепции исторического материализма…………………………………………………………………….92 3.9.2. Натуралистическая (эволюционная) этика……………………………...94 3.9.3. «Философия жизни». Иррационалистическая (психоаналитическая) этика…………………………………………………….95 3.9.4. Этика экзистенциализма………………………………………………...101 ВЫВОДЫ………………………………………………………...104 3.9.5. Этические искания в русской философии……………………………..107 ВЫВОДЫ………………………………………………………………...112 ГЛАВА 4. ОБОСНОВАНИЕ В ЭТИКЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ МОРАЛИ…………………………………………………...114 4.1. Нравственный идеал в системе моральных ценностей. Его взаимосвязь с понятиями добра и зла…………………………………….114 4.2. Нормативная сущность базовых элементов морального сознания: нормы, кодексы, принципы………………………………………...121 4.3. Проблема нравственного выбора личности: свобода и необходимость, долг и ответственность……………………………………...124 4.4 Справедливость как системоорганизующее понятие морального сознания …………………………………………………………..127 4.5 Этические категории, определяющие нравственные чувства личности: совесть, стыд, вина, честь и достоинство…………………………129 4.6 Любовь как нравственное чувство………………………………………...138 4.7 Счастье как моральное понятие…………………………………………...143 4.8 Нравственное содержание понятия «смысл жизни»……………………..149 ВЫВОДЫ……………………………………………………………152 Краткий словарь этических терминов по программе элективного курса «Этика и нормы морали»………………………………………………………155 Фрагменты из философско-этических текстов по программе учебного пособия «Этика – учение о морали: история и теория»……………………..158 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Список персоналий, рекомендуемых для изучения в элективном курсе «Этика и нормы морали»…………………………………………...………….159 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Список текстов, рекомендуемых для изучения по программе элективного курса «Этика и нормы морали»………………………………………….……160 ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ I…………………………………………………...161 ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ II…………………………………………………..172 ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ III. РАЗДЕЛЫ 3.4.1. – 3.4.2. Этико-философские системы Древней Индии……………………………...180 ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛАМ: 3.5.1. – 3.5.3. Этика античности. Этические учения Древней Греции и Древнего Рима..186 ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ 3.6 – 3.6.2. Христианская этика Средневековья: V – XV вв..…………………………….203 ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛАМ 3.7 – 3.8. Новое время…………….……………………………………………………….210 ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ 3.9.3. «Философия жизни»….………………………………………………………...234 ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ 3.9.4. Философия экзистенциализма…………………………………………………247 ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ 3.9.5. Этические искания в русской философии…………………………………….251
Учебное пособие
Беленкова Оксана Архиповна
Этика – учение о морали: история и теория Учебное пособие по элективному курсу «Этика и нормы морали»
Редактор Н.В. Исхакова. Компьютерный набор и верстка М.Ю. Лысенкова Подписано в печать 27.09.06. Бумага офсетная №2. Формат 60х84 1/16 Гарнитура «Таймс». Печать трафаретная. Усл. печ. л. 16,2. Уч.-изд. л. 14,6. Тираж 300 экз. Заказ
Издательство Уфимского государственного нефтяного технического университета
Типография Уфимского государственного нефтяного технического университета
Адрес издательства и типографии: 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1 1 Кант И. (1724 – 1804 гг.) – немецкий философ. 1 Энштейн А. (1879 – 1955 гг.) – один из основоположников современной физики. [1] Фромм Э. Революция надежды // Психоанализ и этика. / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993. – С. 227. 1 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. - М.: 1998.- С. 393. 1 Ницше Ф. (1844 – 1900 гг.) – немецкий философ, поэт, эссеист. 1 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Формы, предшествующие капиталисти-ческому производству // К.Маркс, Ф. Энгельс Собр. соч. – Т.46. – Ч.1. – С. 486. 1 См. Апресян Р.Г. Талион и золотое правило нравственности: критический анализ сопряженных контекстов // Вопросы философии. – 2001. – №3. – С. 73-74. 1 Концепция (лат. conceptio) – 1. Система взглядов, определенное понимание явлений, процессов. 2. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль научного исследования. 2 Религиозная концепция морали – наиболее полно эта концепция изложена в разделе 3.6. Христианская этика Средневековья. См. также приложение: 3.6. Фрагменты из Библии. 1 Натуралистическая концепция морали. См. раздел 3.9.2. Натуралистическая (эволюционная) этика: Ч.Дарвин, П.А.Кропоткин, Г.Спенсер, Т.Гексли. 1 Фрейдизм. См. раздел 3.9.3. «Философия жизни». Иррационалистическая (психоаналитическая) этика. 1 Социологическая концепция морали. См. раздел 3.9.1. Этические идеи в марксисткой концепции исторического материализма. 2 Функция в философском смысле раскрывает отношения двух объектов, в котором изменению одного сопутствует изменение другого. Соответственно, термин функция раскрывает роль какого-либо объекта в его взаимосвязи с другими объектами. 1 Шиллер Ф. (1759-1805 гг.) – немецкий поэт, теоретик искусства. 1 Соловьев В.С. Лекция «Исторические дела философии» // Вопросы философии. – 1988. №8. – С. 118-125. 1 Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – С. 70. 1 Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона, пер. с англ; под ред. В.Н. Садовского. – М.: Феникс, 1992. – Т.1. – 448 с. 1 Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990. – С.230. 1 Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4. – М., 1984. – С. 84. 1 Панэтизм – идея о первостепенной значимости этики, призванной охватить все философское знание, основанная на представлении о всеобъемлющем характере нравственности. 2 Франк С.Л. Смысл жизни. – М., 1994. – С. 502. 1 Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. – М., 1994. – С. 62. 1 Горький М.А. (наст. имя Алексей Максимович Пешков – 1868 – 1936 гг.) – русский писатель. 2 Мур Джордж Эдуард (1873 – 1958 гг.) – английский философ. 3 Карлейль Томас (1795 – 1881 гг.) – английский писатель и историк. 1 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. – М., 1998. – С. 228. 1 Шелли Перси Биши (1792-1822 гг.) – английский поэт-романтик, автор эссе «Защита поэзии». 1 Секулярный (лат. saecularis - светский) – освобожденный от церковного влияния. 1 Парацельс (1493-1541 гг.) – естествоиспытатель, врач, философ. 2 Протагор (ок. 490-ок. 420 гг. до н.э.) – представитель софистов старшего поколения. 1 Спенсер Г. (1820-1903 гг.) – английский философ, социолог, один из основоположников позитивизма. 1 См.: Эккерман. Разговоры с Гёте (Gespräche). Когда Эккерман рассказал Гёте, как птенчик, выпавший из гнезда после того, как Эккерман (зоолог) подстрелил его мать, был подобран матерьюдругого вида, Гёте сильно взволновался. «Если,— сказал он, — это окажется общераспространенным фактом, то это объяснит «божественное в природе». Зоологи начала XIX века,изучавшие жизнь животных на американском материке, еще не заселеннымлюдьми, и такой натуралист, как Брем, подтвердили, что действительно факт, отмеченный Эккерманом, нередко встречается в жизни животных. 1 Впоследствии он пошел, впрочем, дальше. Из его «Философской теории Веры», изданной им в 1792 году, видно, что если он начал с того, что хотел противопоставить рациональную этику антихристианским учениям того времени, то кончил он тем, что признал «непостижимость нравственной способности, указывающей на ее божественное происхождение» (Кант. Соч. Изд. Hartenstein'a. Т. 6. С. 143— 144) 1 Этика не скажет ему: «Ты должен так-то поступить», а спросит его: «Чего ты хочешь,— определенно и окончательно, а не в силу минутного настроения» (Paulsen F. System der Ethik: В 2 т. Б., 1896. Т. 1. С. 20). 1 Гёте И.-В. Собр. соч. – М., 1977. – Т. 4. – С. 293. 2 Гюйо М. Нравственность без обязательства и санкции. 1 Рака – пустой человек. 2 Синедрион – верховное судилище. 1 Мытари – сборщики податей. 1 Маммона – богатство. 1 Несчастная душа, исполненная забот о будущем (лат.). 1 Мы искусственно удлинили горестные пути судьбы (лат.). 1 У Канта это разъясняется так: «Это есть практическое положение, которое не выводит воления поступка аналитически из другого, уже предположенного воления (так как мы не обладаем такой совершенной волей), а связывает его непосредственно с понятием воли разумного существа как нечто в нем не содержащееся». 2 Кант это поясняет таким образом: «Максима есть субъективный принцип совершения поступков, и ее должно отличать от объективного принципа, а именно от практического закона. Максима содержит практическое правило, которое разум определяет сообразно с условиями субъекта (чаще всего с его неведением или же его склонностями), и, следовательно, есть основоположение, согласно которому субъект действует; закон же есть объективный принцип, имеющий силу для каждого разумного существа, и основоположение, согласно которому такое существо должно действовать, т.е. императив».
1 Сочинение Гегеля состоит из трех частей: «Абстрактное право», «Моральность», «Нравственность», — отражающих логику развития духа и становление свободы. Этика Гегеля изложена, преимущественно, во второй и третьей частях книги.
1 «Да свершится справедливость» не должно иметь своим следствием «пусть погибнет мир». (Кант И. Сочинения. – Т. 6. – С. 299-300.)
1 Post factum poentitet actum – задним числом возникает явление. 1 Паренезы – авторское осмысление сложившихся принципов. 2 Максима – этический принцип, выраженный в краткой форме; правило; норма поведения. 1 Duo cum faciunt idem, non es idem – с другими мы такие же, как с собой (лат.). 2 Мифический Библейский патриарх Мафусаил прожил 969 лет. 3 Probatum est – это проверено (лат.) 1 Porcedes – деяние (фр.) 2 Parler sans accent – говорить без ударения (фр.) 3 Parler avec accent – говорить с ударением (фр.) 1 В этих трех абзацах имеется ввиду персы, евреи и немцы. 2 В индогерманском этимологическом контексте слово «человек» обозначает мыслящий, наделенный духом, соответственно, способный оценивать. 1 Афоризм – законченная мысль, выраженная сжато и емко. 2 Интермедия – в данном контексте соединяющее положение. 1 Ясперс К. (1883 – 1969 гг.) – представитель немецкого экзистенциализма. 2 Габриэль О.М. (1889 – 1973 гг.) – французский философ и драматург. 3 Хайдеггер М. (1889 – 1976 гг.) – немецкий философ. 1 Понж Ф. (род. 1899 г.) – французский поэт, творчество которого Сартр считает близким духу экзистенциализма. 1 Гетерономная мораль – [гр. heteros – иной; гр. nomos - закон] – в идеалистической этике И.Канта отвергаемое им выведение нравственности из не зависящих от воли субъекта морали причин. 1 Аномизм – отклонение от закона.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.011 с.) |