Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Счастье как моральное понятиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. К. Гельвеций Счастлив тот, кто устроил своё существование так, что оно соответствует особенностям его характера. Г.В.Ф. Гегель «Человек создан для счастья, как птица для полета». В этом крылатом изречении народная мудрость зафиксировала то обстоятельство, что счастье относится к глубинным сторонам человеческого существования, к самой его природе. И уже только поэтому понятие счастья должно выражать определенный срез нравственной жизни человека. Посредством понятия «счастье» нравственная жизнь получает определенность личной жизненной цели. Вопрос о счастье — это, прежде всего, вопрос о том, в чем заключается хорошая жизнь и к чему человек должен стремиться в первую очередь. В связи с этим понятие счастья носит отчетливо выраженный ценностно-нормативный характер, так как через него выражается представление о желаемом порядке вещей. Что же такое счастье? Какой смысл вкладывают люди в это понятие? Обычно счастьем называют высшее состояние радости, чувство от обретенности предмета сильного желания, глубокой удовлетворенности от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и конкретное понимание счастья у них различается. Однако имеется общее: во всех случаях счастье рассматривается как позитивное переживание, причем переживание достаточно сильное, напряженное. Итак, счастье – это сильное переживание, состояние удовлетворения. Но это не мимолетное удовлетворение от пережитого наслаждения, которое иногда называют «мигом счастья». Счастье — это устойчивое длительное удовлетворение. С эмоционально-психологической точки зрения счастьем называют достаточно сильное переживание полноты бытия, состояние высшей удовлетворенности своей жизнью. Таким образом, в случае счастья удовлетворение продолжительно во времени. Оно охватывает жизнь в целом. Последнее уточнение относительно жизни в целом может навести на мысль, что по-настоящему счастливый человек может почувствовать себя таковым лишь в конце жизненного пути — на смертном одре, когда ничто уже не может изменить его впечатления о прожитой жизни. В связи с этим следует сделать важное уточнение. Жизнь в целом — это жизненный путь. Счастье не поддается количественным меркам. Счастье заключается в полноте удовлетворенности жизнью на протяжении жизненного пути, в единстве разных сторон, жизни как образа жизни и в этом смысле: жизни в целом. И это будет качественная характеристика жизни. Счастье всегда радостно. Радость и счастье как душевные состояния психологически очень близки. Иногда говорят, что радость связана с переживанием единичного события, благоприятного самовыражения индивида, а счастье — длительное переживание радости. Однако счастье — это не просто эмоционально более насыщенная и растянутая во времени радость. В радости обнаруживает себя ощущение полноты жизни; радость преодолевает себя в восторге. В счастье же обнаруживает себя сознание достоинства жизни. Радость эмоциональна — счастье может быть и сдержанным. Известный американский психолог А.Маслоу со счастьем связывал очень мощные, глубоко впечатляющие позитивные переживания, которые он назвал пиковыми переживаниями. Эти переживания могут явиться человеку в самые разные моменты его жизни: в час творчества или в час любви, в момент посещения храма или при обычной прогулке, когда он созерцает природу и приобщается к ней. Пиковые переживания представляют собой состояния чистой радости, самоцельные и самоценные, которые не служат для достижения чего-то другого. Это самодостаточный опыт. Человек испытывает сильнейшие позитивные эмоции просто от того, что живет, от того, что видит вокруг себя или познает, от общения с тем, кого он любит. Это счастье прямого приобщения к Бытию, глубоко бытийная радость. В такие моменты люди забывают о целедостижении, о стремлении преобразовать и переделать мир, внести человеческий порядок в окружающий хаос. Мир предстает в такие минуты как гармоничное целое, которое вовсе не нуждается в доработке и переработке, в наших отчаянных субъективных усилиях. Он и так хорош сам по себе, и мы как его часть тоже хороши и прекрасны. Вот почему в пиковых переживаниях отсутствует малейший момент прагматизма, утилитарности, а значит, озабоченности или тревожности. В подобных состояниях человек испытывает при всей силе радости глубокое спокойствие, чувство укорененности в действительности, глубинной связи с ней. Он не знает в такие моменты одиночества, он не одинок и не покинут, а естественно вписан в грандиозную и сияющую совершенством картину мироздания. Пиковые переживания очаровательны и восхитительны, они наполняют человека ощущением, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Индивиду одномоментно является простота и красота мироздания, его уникальность и неповторимость. В то же время эти моменты несказанного блаженства несут выраженный нравственный оттенок: мир переживается не только как осмысленный и прекрасный, но и как законосообразный, справедливый, всему полагающий должное место и должную роль. В нем отсутствуют страхи и обиды, в которые мы нередко погружены при обычной жизни, исполненной спешки, конкурентности и труда. Напротив, индивид испытывает глубокое радостное доброжелательство к людям, сочувствие и сострадание ко всему живому, он ничем не ущемлен и желает лишь передать другим свое благоговение и бытийный восторг. Пиковые переживания длятся очень недолго. Это, по словам Маслоу, ситуативное достижение, пик, вершина. Да они и не могут сопровождать всю жизнь человека, обитающего в физическом теле и вынужденного решать множество сугубо практических житейских вопросов, ибо предрасполагают к созерцательности, а не к упорной борьбе за выживание и самоутверждение. Возникают такие переживания спонтанно, независимо от нашего стремления, их нельзя сознательно организовать. Они приходят и уходят, оставаясь в памяти людей как лучшие, самые светлые мгновения их жизни, когда среди обычных забот и хлопот им вдруг открылась вечная тайна Бытия, и это было настоящее счастье. Представления о счастье в различные исторические эпохи, в различных этических системах менялось. Так, в древнегреческой этике сформировалось направление гедонизма, которое в качестве цели человеческой жизни рассматривало достижение счастья как переживания удовольствия, наслаждения. К гедонизму примыкает и другое направление — эвдемонизм, который в качестве главной жизненной цели человека провозглашает стремление к счастью. Если гедонизм целью жизни объявляет достижение удовольствий, то эвдемонизм рассматривает счастье как систему жизни, в которой совокупность удовольствий перевешивает страдания. Именно в достижении счастливой жизни эвдемонизм видит абсолютное благо, все остальное считает лишь средством для ее достижения. Наряду с представлением о счастье как переживании удовольствия в античной этике имело широкое распространение понимание счастья как везения, удачи, счастливого стечения обстоятельств, судьбы. Обладание счастьем связывалось с вмешательством в жизнь человека сверхъестественных сил: в древнегреческой мифологии — богини судьбы Тите, в древнеримской мифологии — богини судьбы Фортуны. Строго говоря, древнегреческое слово счастье — «эвдёмония» (eia dai-monia eu — добро, daimon — божество) этимологически, дословно означает судьбу человека, находящегося под покровительством богов. Так и русское слово «счастье» имеет корнем «часть», что помимо прочего значило «судьба», «удел» (это легко просматривается в слове «участь»). Быть счастливым и понималось, как находиться под милостью высших сил, быть удачливым, быть приобщенным (соучастником) судьбе. Зависимость жизни человека от внешних условий, не зависящих от него обстоятельств, от капризов судьбы несомненна. И если бы понимание счастья как зависимости от судьбы сводилось к этому, тогда бы счастье нельзя было бы трактовать как этическую категорию; моральная сторона жизнедеятельности человека отсутствовала бы. Однако в совокупность обстоятельств, определяющих качество жизни человека, входит также его собственная позиция и активность — его сознательная воля. Судьба неравномерно распределяет среди людей свои награды и наказания. Но и люди по-разному реагируют на превратности судьбы и по-разному могут справляться с ними — одни пасуют перед незначительными трудностями, другие оказываются на высоте даже перед лицом великих бедствий. Представление о счастье как о везении, удаче, счастливом стечении обстоятельств, судьбе содержит в себе также и определенный ответ на вопрос о том пути, который ведет к обладанию высокого качества жизни, обладанию благами жизни. Люди далеко не всегда получают все сразу, а проходят долгий извилистый путь, иногда тратят целую жизнь на то, чтобы приобрести желаемые ими блага, те самые, за которыми для них маячит призрак счастья — обладания. В данном случае счастье-удача понимается как максимально легкий путь, не отягощенный препятствиями, как естественное и благоприятное стечение событий. Когда все помогает осуществлению намеченной цели, можно считать, что человек находится в ладу с действительностью, что он правильно выбрал и свою цель, и способ действия, призванный к ней привести. Если же одни трудности громоздятся на другие и путь к цели не усыпан розами и тернист, есть причина задуматься о том, верно ли избрана цель, принесет ли она искомое счастье. Наиболее широкое распространение получило представление о счастье как обладании неким высшим благом или благами. В этике Аристотеля счастье как высшее благо — это цель целей, нечто завершенное и самодостаточное, самоценное. Это полнота жизни, когда человеку уже ничего не нужно. B христианской этике истинным счастьем считается быть приобщенным к Богу, соединенность с высшим Божественным началом бытия. В этике эпикуреизма счастье состоит в обладании благом невозмутимости — идеального духовного состояния, достигаемого избавлением от страха перед богами, смертью, загробным миром, необъяснимыми природными явлениями и другими тревогами мира. Счастлив тот, кого не терзают тревоги мира, кто отстранен, уравновешен и взирает на людскую суету с высоты своей холодной отрешенности. Счастье стоиков — это апатия (бесстрастие), независимость от внешних обстоятельств, а также аскеза — отрешение от внешнего мира. Представление о счастье стоиков хорошо передает римский стоик Сенека. «Счастливым можно назвать того, кто, благодаря разуму, не ощущает ни страстного желания, ни страха. С исчезновением всяких страхов наступает вытекающее из познания истины великая и безмятежная радость, приветливость и просветление духа». Для людей, не претендующих на контакт с Божественным миром, или на обретение особых качеств мудреца, достижение счастья связывается с обладанием благами обыденной жизни. B разных обществах и в разные периоды истории на первый план в понимании счастья выходят разные блага. Однако они всегда включают моменты здоровья и внешней привлекательности, материальной обеспеченности, социального статуса, личных отношений и индивидуального развития. При этом счастье в отличие от простой удовлетворенности предполагает обладание этими благами как бы выше среднего уровня — счастье означает превосходную степень. Поэтому как о счастливых, или счастливчиках, говорят о людях: — здоровых, крепких, красивых, живущих долгую жизнь; — получивших большое богатство, а с ним и повышенную свободу действий; —обладающих достаточно высоким социальным статусом и соответствующим уважением сограждан и соплеменников; — приобретших исключительно гармоничную любовь и дружбу; — максимально успешно выражающих себя в труде и творчестве. Ну а если все эти удачные линии жизни сливаются в судьбе одного человека, то о нем можно сказать как об идеально счастливом. Собственно, осознавая это или нет, большинство людей стремятся к такому идеальному счастью, когда все пять или, по крайней мере, четыре из пяти перечисленных видов благ оказываются представлены полностью. Действительно, нельзя сказать как о счастливом, о человеке, который богат и сановит, но всегда хворает и мучится множеством болезней. И вряд ли речь может идти о счастье, если талантливый творец влачит свои дни в глубокой нищете, да к тому же обделен любовью. Правда, можно быть счастливым и без высокого социального положения и славы, однако для многих людей именно этот момент находится на первом месте. Счастье — хоть и очень желанное состояние, но достаточно редкое. Для его осуществления необходимо благоприятное сочетание объективных и субъективных факторов. Эти факторы не гарантируют наступления счастья, но они, по крайней мере, в определенной степени ему благоприятствуют. Объективные факторы — те, которые в основном не зависят от сознания и воли человека. Субъективные — те, которые в значительной мере созидаются самим человеком. К объективным факторам относят, прежде всего, естественные условия (климат, географическое положение, отсутствие природных катаклизмов и др.), состояние общества (мир или война, наличие элементарного порядка, справедливости и др.). Если в стране произошло стихийное бедствие, опасная эпидемия, гражданская война и др., то в подобной ситуации весьма сложно быть счастливым. Не случайно есть такое выражение: «Пир во вредя чумы». Такой пир — это моральный нонсенс, оскорбление страдающих. К объективным обстоятельствам в определенной степени можно отнести и здоровье человека. Возможности достижения счастья у инвалида резко ограничены. К субъективным факторам относят миросозерцание индивида, его убеждения, круг интересов и т.д. Миросозерцание связано с позитивной или негативной оценкой мира в целом и собственной жизни, в частности. Позитивная, радостная, оптимистическая оценка мироздания позволяет индивиду чувствовать себя бытийно-счастливым и уверенным даже при больших объективных трудностях. Минорное, страдательное, пессимистическое отношение к реальности делает человека глубоко несчастным. Человек с широким кругом интересов, приносящий в свою деятельность, в свой труд элементы творчества, имеет больший шанс почувствовать себя счастливым, ибо творческий труд способен приносить не только элементарное удовлетворение, но и ощущение полноты бытия. Проблема объективных и субъективных факторов достижения счастья имеет и другой аспект, а именно, является ли счастье сугубо субъективным состоянием или же счастье предполагает определенные объективные признаки? Коротко ответ на этот вопрос может звучать так: быть счастливым значит чувствовать себя таковым. Человек может обладать всеми социально признанными составными счастья: здоровьем, богатством, любовью, уважением, творчеством и т.д. и чувствовать себя несчастным. И наоборот, человек, не имеющий всего этого, может чувствовать себя субъективно счастливым. Однако можно ли игнорировать объективные составляющие счастья и свести его к состоянию сознания? Видимо, нет. Дело в том, что состояние счастья, оторванное от объективных корней, может быть создано искусственным путем. Например, в результате приема наркотиков, алкоголя или через приобщение к компьютерной виртуальной реальности. Принимающий наркотики человек испытывает эйфорию, блаженство, но при этом объективно он физически и морально разрушается, не реализует заложенных в нем возможностей, разрывает свои реальные связи с другими людьми. Субъективное удовольствие при объективном распаде не может быть названо счастьем, это лишь иллюзия, мираж. Поэтому отсутствие объективных составных счастья делает человека, живущего повседневной жизнью, несчастливым. Нищета, тяжелые болезни, отсутствие заботы близких и возможностей самореализации делают несчастным даже того, кому от природы дан веселый и благожелательный нрав. В то же время субъективная сторона счастья играет не меньшую роль. Эта субъективная сторона не сводится только к ощущению физического комфорта, хорошего настроения, радостей и чувственных удовольствий. В субъективное переживание счастья входит и удовлетворенность собой в связи с моральными критериями. Индивид может недополучить психологических «поглаживаний», развлечений и удовольствий, но он может считать, что честно выполнял свой долг, что совесть его чиста как перед собой, так и перед другими людьми. Он может испытывать спокойствие и радость от того, что успешно трудится, творит и по мере сил делает добро другим людям. Очень важно для субъективного переживания и осознания счастья понимание того, что ты честен с самим собой и твои дела, служащие предметом гордости и удовлетворения, — не фантазия, не фикция, а реальность. Поэтому формула: быть счастливым — значит чувствовать себя таковым – должна быть дополнена: но чувствовать с достаточным к тому основанием. Подводя итог рассмотрению понятия счастья, можно сделать вывод, что в самом общем виде понятием счастья обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах. Счастливой именуется жизнь, состоявшаяся во всей полноте желаний и возможностей. Это удавшаяся жизнь, гармоничное сочетание всех ее проявлений, включая и обладание социально ценимыми благами, и везение в делах и встречах с людьми. 4.8. Нравственное содержание понятия «смысл жизни» Древние … говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде! Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах. К. Маркс Понятие счастья тесно сопряжено с понятием смысла жизни. Счастье возможно только тогда, когда человек чувствует свою жизнь осмысленной. Обладание смыслом жизни придает человеку уверенность в собственных силах, помогает уяснить значимость его собственной жизни, придать ей ясность и целеустремленность. Люди, лишенные смысла жизни, — это глубоко несчастные люди. Именно они пополняют ряды самоубийц, наркоманов, алкоголиков, именно они совершают немотивированные жестокие преступления. Они страдают от одиночества и собственной никчемности. В целом можно сказать, что жизнь, лишенная смысла, — это неполноценная жизнь. Человек без смысла жизни не является творцом собственной жизни, а движется как бы по траектории, приданной ему внешней необходимостью. Однако отношения счастья и смысла жизни не симметричны. Если счастье невозможно без смысла жизни, то смысл вполне может присутствовать в жизни человека, поддерживая и направляя его при самых неблагоприятных поворотах судьбы. Хотя, в основном, переживания смысла связано с положительными эмоциями, оно не гарантирует ни удовлетворенности, ни радости, ни умиротворенности, ни творческого расцвета, а может реализоваться в постоянном, изматывающем душу преодолении себя, в терпеливом и смиренном выполнении долга, в самоутверждении через все препятствия и в других жизненных процессах. Смысл жизни возможен у человека и в период его тяжелой болезни, и перед лицом смерти, когда о счастье не приходится говорить по чисто объективным причинам. Поэтому можно сказать, что смысл жизни в определенном отношении гораздо фундаментальнее счастья, он существует и без него. Смысл жизни — это наиболее общая, как бы итоговая ценностная позиция человека. В самом общем плане проблема смысла жизни формулируется следующим образом: имеется ли для индивида нечто более высокое и важное, чем его непосредственная жизнь. Постановка вопроса, таким образом, связана с осознанием реальной ограниченности человеческого существования во времени, осознанием своей смертности. Но если каждый человек смертен, то ради чего он живет, ради чего вообще стоит жить. Есть ли какой-нибудь смысл в человеческой жизни? Этическая мысль выработала различные ответы на этот фундаментальный вопрос человеческого бытия. Христианская этика утверждает, что жизнь на Земле — очень важный этап бытия индивида. Она имеет для индивида собственную ценность и значение в том смысле, что человек может обрести счастье в этой жизни. Но главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в иной жизни. Земная жизнь истолковывается в христианстве как время «спасения души», преодоления наследственного греха, способ соединения человека с Богом. Секулярные1 концепции этики утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы, как отмечалось ранее, учили: живи, т.е. удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся. Перестанешь это делать, значит, тебя не будет, не будет никаких переживаний, никаких страстей. Будет — ничто. Иначе говоря, для тебя больше ничего не будет. Такая этическая позиция имеет определенные положительные черты, ориентируя человека на самоценность жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку, как правило, мало просто жить. Ему хочется жить «для кого-то», и во «имя чего-то», жизнь каждого человека должна обладать внутренним смыслом. С этой точки зрения, смысл жизни следует рассматривать как направленность жизнедеятельности человека, которая базируется на тех или иных нравственных ценностях. Иными словами, смысл жизни — это генеральная линия жизни индивида на базе определенных нравственных ценностей. Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Это трансцендентные ценности: представления о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Это ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его история, этнонациональные ценности (традиция, язык, искусство и культура, сохранение самобытности и индивидуального мира народа) и т.д. Ценности личной жизни, протекающей в мире повседневности: здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенная деятельность и успех в ней, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, добрые отношения с окружающим миром и т.д. Эти ценности часто играют в жизни человека роль ведущих смыслов. Ведущие смыслы выступают в качестве единых ценностей и в смысловом отношении объединяют людей. В иерархизированных и деспотических обществах ведущие смыслы предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои, и у них не возникает сомнения по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться во имя Господа или Родины, нации, семьи, т.е. во имя того, что и другие считают важным и значимым. В демократическом обществе происходит утрата единых ценностей, и в этом случае на передний план выходит личный выбор. Следует отметить, что смыслы, задаваемые обществом через ценности, — это еще не вся полнота смысла. Для каждого конкретного индивида эти ценности должны приобрести личностный смысл. Каждый человек интерпретирует общественный смысл, принимает его или не принимает. Личностный смысл — это результат интериоризации, внутреннего освоения ценностей, которые сопровождаются положительным эмоциональным переживанием. Поскольку смысл жизни всегда носит личностный характер, то, может быть, вполне справедливо утверждение: сколько людей, столько и смыслов жизни. Однако это многообразие может быть сведено к нескольким обобщающим тенденциям. Выделяют эгоистическую и альтруистическую концепции смысла жизни. Первая из них эгоцентрична, замкнута на собственном «Я». Существование человека, выбравшего такую направленность, посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личному благосостоянию, личному самоусовершенствованию, личному «спасению» и т.д. Второй вариант ответа на вопрос о смысле жизни сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого индивида и понимается как служение Богу, обществу, Родине, великой Идее, Науке, Делу и т.д. Сам индивид рассматривается при таком подходе лишь как средство достижения этой внешней цели. Очень ярко альтруистическую позицию смысла жизни высказал в свое время властитель дум российской молодежи 40 — 50-х годов XIX века В.Г. Белинский: «Отрекись от себя, подави свой эгоизм, попри ногами твое своекорыстное я, дыши для счастья других, жертвуй всем для блага ближнего, Родины, для пользы человечества». Эгоистическая и альтруистическая позиция, хотя и встречаются в жизни нередко, но все же представляют собой крайности, которых избегает большинство людей. Они в своей реальной жизни стараются держаться «золотой середины», формулируя для себя смысл жизни с ориентацией на личное благополучие, но это благополучие связывается с благополучием других: близких, родных, соотечественников. Вероятно, одна из самых распространенных версий смысла жизни состоит в служении семье. Семья рассматривается как главная ценность в жизни: сохранение и укрепление семьи, благополучие семьи, оказание помощи всем членам семьи является смыслом жизни обыкновенного человека. В кругу семьи индивиду дана возможность обрести признательность, благодарную память о себе. Он продолжает жить в памяти людей, в своих детях, внуках, в более дальних потомках.
ВЫВОДЫ: 1. Основные понятия морали определяются системой ценностей, формирующихся в обществе в процессе исторического развития его духовной культуры. Представляется возможным выстроить следующую типологию ценностей. 1.1. С точки зрения социокультурного смысла типология ценностей выстраивается следующим образом: ♦ терминальные (целевые) ценности: личностные и социальные; они реализуются в жизни как отдельного человека, так и общества в целом; к этим ценностям относятся: ценность человеческой жизни, семьи, свободы, труда, межличностных отношений и другие; ♦ инструментальные ценности (отражают средства достижения целей); к ним относятся: норма поведения, моральные качества, способности людей. 1.2. По культурно-генетическому признаку ценности различаются: ♦ как традиционные; ♦ современные, отражающие духовный опыт исторически конкретного общества; ♦ общечеловеческие, отражающие ценностные ориентации человечества в целом. 1.3. По социальному отношению: ♦ позитивные ценности (одобряемые обществом); ♦ антиценности (ценности, отрицаемые обществом). 1.4. По месту в статусно-иерархической структуре системы ценностей: ♦ ценности высшего статуса – ценностное ядро; ♦ ценности среднего статуса – структурный резерв; ♦ ценности ниже среднего статуса – периферия; ♦ ценности низшего статуса – бытовой уровень. 2. Структурирование системы этических понятий в соответствии с их функциональным назначением позволяют выделить две группы: ♦ структурные моральные понятия (фиксируют основные компоненты структуры морали); к ним относятся: нормы, принципы, оценки, нравственный идеал, нравственные чувства, отношения, поведение; ♦ сущностные моральные понятия (выражают основное содержание, специфику морали); к ним относятся: добро и зло, благо, долг и совесть, долг и ответственность, честь и достоинство, справедливость, любовь, счастье и смысл жизни. 3. Основные категории этики: 3.1. Добро и зло (фиксируют наиболее общие критерии моральной оценки): ♦ добро – нравственно положительное, благо, должное, абсолютное; ♦ зло – нравственно отрицательное, предосудительное, относительное. 3.2. Долг и совесть (фиксируют морально-психологические механизмы самоконтроля личности): ♦ долг – осознанная необходимость соблюдения личностью определенных моральных обязанностей перед обществом и собой: отражает механизм взаимодействия людей; в исполнении долга проявляется автономия личности; долг содержит элемент морально-волевого принуждения; действует в соответствии с принятой в обществе системой ценностей; ♦ совесть – способность личности осуществлять моральный самоконтроль: совесть выступает как моральный саморегулятор поведения личности во всех случаях жизни; совесть автономна, независима от мнения окружающих; формируется в процессе социализации и воспитания. 3.3. Честь и достоинство (фиксируют отношения к человеку как высшей ценности): ♦ честь – общественная оценка человека, признание его достоинства; связана с конкретным общественным положением индивида, родом его деятельности, признаваемыми моральными заслугами; связана с понятиями «репутация», «доброе имя», «слава»; ♦ достоинство – форма индивидуальной самооценки, самоосознания индивидом собственной ценности; особое моральное отношение человека к самому себе и отношения к нему со стороны общества; внутреннее самоуважение личностью себя. 4. Высшие нравственные ценности: 4.1. Счастье – достаточно сильное переживание полноты бытия, состояние высшей удовлетворенности своей жизнью; исследование данной этической категории позволяет выделить следующие аспекты, раскрывающие её сущность: ♦ модели счастья: удовольствие, наслаждение; везение, удача; судьба; богатство; материальные блага; почет, успех; ♦ факторы, благоприятствующие счастью: а) объективные: состояние общества; политический режим; природные условия жизни; культурные традиции этноса; род занятий; здоровье индивида; б) субъективные: убеждения личности; круг её интересов; преобладающие настроения; увлечения; ♦ парадокс счастья – чем меньше мы за ним гонимся, тем чаще мы его ощущаем: «Чем меньше мы гонимся за счастьем, чем больше заняты делом своей жизни, тем больше положительного удовлетворения, счастья мы находим», - С.Л. Рубинштейн. 4.2. Смысл жизни заключается в её объективной направленности, в установках и ценностях, которым она посвящена: это генеральная линия жизни; варианты направленности жизни: ♦ эгоистическая направленность – существование индивида посвящено исключительно благополучию собственной персоны; ♦ альтруистическая направленность – смысл существования индивида выносится за рамки его жизни; это – служение обществу, идеям, Богу и другим ценностям; ♦ «разумный эгоизм» - смысл существования индивида определяется разумной реализацией собственного интереса, что способствует благу других людей и общества в целом.
Вопросы и задания; 1. Каково место нравственного идеала в системе морали? 2. В чем смысл морального идеала как основы долженствования и критерия добра и зла? 3. Как потребности и интересы человека отражаются в его ценностных представлениях? 4. Каково отношение добра и зла как ценностей к нравственному идеалу? 5. В чем заключается общность и различия между совестью и стыдом? 6. Каковы основные значения понятия «моральная свобода»? Почему свобода может истолковываться и как своеволие индивида и как условие его творчества? 7. Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек иногда спешит избежать? 8. Каков смысл кантовского высказывания о добродетели как «силе в исполнении своего долга»? 9. Каковы различные мнения о счастье, встречавшиеся в истории этики? 10. В чем состоит парадокс счастья? Список литературы: 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. – М.: Гардарика, 1998. Раздел II. Общие моральные понятия: Тема 15. Идеал. – С. 227-240. Тема 16. Добро и зло. – С. 241-252. Тема 17. Долг и совесть. – С. 253-265. Тема 18. Свобода. – С. 266-280. Тема 19. Добродетели и порок. – С. 281-294. Тема 20. Счастье. – С. 295-308. 2. Зеленкова И.Л. Этика: учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – Минск. ТетраСистемс, 2003. – С. 171-214. 3. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 247-272.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.015 с.) |