Общее понятие мировоззрения и его основные виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие мировоззрения и его основные виды.



Общее понятие мировоззрения и его основные виды.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на окружающий его естественный и искусственный мир и на самого себя, как творца искусственного мира.

Мировоззрение:

1. Обыденное.

2. Мифологическое.

3. Религиозное.

4. Художественное.

5. Философское и др.

Философия является одним из видов мировоззрения. Она – особый научно-теоретический тип мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Предмет философии. Специфика философского знания.

Предметом философии является круг вопросов и проблем, изучаемых философией.

Разделы философского знания:

1. Онтология (учение о бытии).

2. Гносеология (теория познания).

3. Антропология (учение о человеке).

4. Социология (учение об обществе).

5. Этика (учение о морали и нравственности).

6. Эстетика (учение о прекрасном).

7. Логика (учение о законах, которым подчиняется мышление человека).

8. Аксиология (учение о ценностях)

9. История философии (учение о развитии философских знаний и философской системы).

Философия – предельное обобщение всего существующего знания (высшее теоретическое мировоззрение).

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. философское знание имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, а также предельным обобщением накопленных человеком знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой другой науки, философия обобщает и интегрирует другие науки.

Функции философии.

1. Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека.

2. Гносеологическая функция. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания.

3. Методологическая функция. Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т.е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности.

4. Информационно-коммуникативная функция. Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.

5. Ценностно-ориентирующая функция. Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы.

6. Критическая функция. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека.

7. Интегрирующая функция. Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности.

8. Идеологическая функция. В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию.

9. Воспитательная функция. Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека.

10. Прогностическая функция. Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее.

11. Проектировочная функция. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы.

Основной вопрос и основные направления философии.

Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886 г.) писал, что великий вопрос всей философии – вопрос об отношении мышления к бытию, т.е. отношение человеческого мышления к этому миру:

1. Что первично: материя или сознание? Какова сущность мира? (онтологическая сторона).

2. Познаваем ли мир? (гносеологическая сторона).

Направления онтологической стороны:

1. Материализм (линия Демокрита) – направление в философии, сторонники которого полагали, что в соотношениях материального и идеального начал первичным является материальное начало (материя).

2. Идеализм (линия Платона) – направление в философии, сторонники которого полагали, что в соотношениях материального и идеального начал первичным является идеальное начало (дух, сознание, идея).

üобъективный (реально существуют только идеи, независимо от сознания человека (субъекта), и весь мир делится на мир идей и мир вещей);

üсубъективный (субъективные идеалисты считали, что все существует только в разуме человека).

3. Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, несводимыми друг к другу, двух начал: идеального и материального.

Направления гносеологической стороны:

1. Гностицизм.

2. Агностицизм.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен. Он является извечной неразрешимой проблемой.

Экзистенциализм – одно из крупнейших направлений философии в XX в. Предтечи: Кьеркегор, Ницше, Достоевский, Бердяев. Они заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии (проблема существования человека, управление собственным духовным миром; проблема взаимоотношений человека с обществом; проблема свободного выбора человека, поиска смысла жизни и своего места в ней).

Основные направления экзистенциализма:

1. Религиозный (Ясперс, Бердяев, Шестов).

2. Атеистический (Хайдеггер, Сартр, Бовуар).

Философия древнего конфуцианства.

Конфуцианство – древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551-479 гг. до н. э., главным источником учения – произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

1. Как необходимо управлять людьми?

2. Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям. Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; быть человечным.

Учение Демокрита. Атомизм.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) – основоположник материалистического направления в философии, написал свыше 50-и трактатов. Основные положения:

1. Весь материальный мир состоит их атомов.

2. Атом – мельчайшая частица, первый элемент всего сущего.

3. Атом неделим.

4. Атомы имеют различную величину и различную форму.

5. Между атомами существует пространство, заполненное пустотой.

6. Атомы находятся в вечном движении. Хаотичное движение атомов порождает вихри, которые образуют тела, а затем миры. Существует множество миров. Один мир может быть уничтожен и поглощен другим миром.

7. Существует круговорот атомов. Живые организмы существуют, распадаются.

8. Атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Во времена Демокрита не было микроскопов. С Демокритом завершается период философия досократического периода.

Сократические школы.

1. Мегарская школа. Одна из сократических школ, основана Евклидом из Мегары, существовала на протяжении IV – начала III в. до н.э. Основное внимание в раннем учении Мегарской школы (Евклид) было сосредоточено на этике (влияние учения Сократа о едином благе) и метафизике (влияние учения элеатов о едином бытии); позднее – исключительно на логике («эристики» и «диалектики»), что также можно возвести к тем же источникам – сократовскому методу вопросов-и-ответов и парадоксам Зенона Элейского.

2. Элидо-Эретрийская школа. Одна из сократических школ, существовала c IV до 1-ой пол. III в. до н.э. Основана Федоном из Элиды и была известна как «элидская». Во времена Федона и Плистена в школе обсуждались традиционные софистические темы «воспитания нравственности» с особым акцентом на образовательной и преобразовательной силе философии; одной из популярных школьных тем было обсуждение роли удовольствия для добродетельной жизни.

3. Киренская школа. Греческая философская школа IV – первой четверти III вв. до н.э., возводившая свое учение к сократику Аристиппу из Кирены. Киренская школа отрицала науки о природе как не дающие надежных знаний и бесполезные для счастливой жизни. Основной раздел философии – этика, основной раздел этики – учение об удовольствии как основе счастливой жизни, отчего учение киренаиков классифицируется как гедонистическое. Неприятных ощущений избегают, приятным оказывают предпочтение, это естественно и свойственно как животным и детям, так и мудрецам. Удовольствия бывает только чувственно-телесными, но некоторые представители школы (Анникерид) причислял к удовольствиям и дружеское расположение, и чувство благодарности, гордости за отечество.

4. Киническая школа. Основателем кинической школы был Антисфен (вторая половина V – первая половина IV в. до н. э.), слушавший софистов, а затем примкнувший к Сократу. Антисфен резко выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом «видах», или «идеях». Из учеников Антисфена выделился Диоген из Синопа, прославившийся невозмутимой последовательностью, с какой он осуществлял развитый им идеал этического поведения. Идеи кинической этики обнаруживают свою силу еще в III в. до н. э., но в дальнейшем киническая школа сливается со стоицизмом.

5. Академия Платона – религиозно философская школа (385 г до н.э.). Исследование философских проблем, почитание Богов, просуществовала 1000 лет. Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества.

Платон. Учение об идеях.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – выдающийся философ Древней Греции, родоначальник объективного идеализма. Подлинное имя Платона – Аристокл.

Платон является основателем идеализма, он полагал, что материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование. Окружающий нас мир, мир вещей, временен, изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция. Реально существуют лишь чистые безынтересные идеи – эйдосы, которые истинны, вечны и постоянны. Идеи, существующие вне чувственного, материального мира являются прообразами вещей. Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи.

Весь мир является отображением царства идей, которое обладает своей иерархией. Между идеями существуют отношения подчинения и соподчинения. Внизу находятся идеи конкретных объектов, выше – общие идеи, а венчает пирамиду идея блага или единого мира идей.

Идея блага – это единство добродетелей и счастья, прекрасного и полезного, нравственно доброго и приятного. Все направляется к благой цели, и идея блага стягивает все множество идей в единство.

По Платону – для человека верховная цель – счастье. Она состоит именно в обладании благом, и лишь при руководстве идеи блага, и знания, и имущество, и все другое становится пригодным и полезным. Без идеи блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезными.

Историческое значение философии Платона:

1. Оставлено целое собрание фундаментальных произведений.

2. Положено начало идеализму, как одному их философских направлений.

3. Глубоко исследована проблема общества и государства.

4. Создана философская школа (академия Платона), просуществовавшая около 1000-и лет.

5. Платон оказал большое влияние на последующую европейскую и русскую философию.

Теория познания И. Канта.

В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания. Он пишет трактаты: «Критика чистого разума» (1781 г.) – концепт «Истина», «Критика практического разума» (1788 г.) – концепт «Добро», «Критика способности суждения» (1790 г.) – концепт «Красота».

Формула философской системы Канта: Истина, Добро и Красота, взятые в их единстве, замкнутые на человеке, в его культурном творчестве, которое направляет художественная интуиция.

Кант считал, что духовные интересы человека можно выразить следующими философскими вопросами:

1. «Что я могу знать?» (метафизика; основной концепт – «Истина»).

2. «Что я должен делать?» (мораль, этика; основной концепт – «Добро»).

3. «На что я могу надеяться?» (религия; основной концепт – «Вера в Бога»).

4. «Что такое человек, и чем он может сам стать?» (философская антропология).

Данные вопросы намечают основу философской системы Канта, в центре внимания которой стоит человек. Кант, прежде всего, анализирует познавательную деятельность человека (гносеологический подход). Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. невозможности познания окружающей действительности до конца.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия Кант назвал антиномиями:

1. Ограниченность пространства: «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве», «Мир не имеет начала во времени и безграничен».

2. Простое и сложное: «Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых», «В мире нет ничего простого».

3. Свобода и причинность: «Существует не только причинность по законам природы, но и свобода», «Свободы не существует, все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы».

4. Наличие Бога: «Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего», «Бога нет, нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего».

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

В «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

1. «Вещь в себе» (ноумен) – внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Это невоспринимаемая и непознаваемая

2. «Вещь для нас» (феномен) – совокупность чувственно воспринимаемых предметов и явлений, закрепленных в образах сознания. Это трансцендентальный мир.

3. Апостериорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Это знание не может претендовать на всеобщность.

4. Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

1. Собственные, внутренние для разума границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия (антиномии).

2. Внешние границы, т.е. внутреннюю сущность вещей в себе.

Этическое учение И. Канта.

Главные вопросы трактата И. Канта «Критика практического разума»:

1. «Какой должна быть мораль?».

2. «Что есть моральное и нравственное поведение человека?».

Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:

ü чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

ü между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

ü мораль и поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

1. Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех.

2. Человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.

3. Все поступки человека должны быть ориентированы на общее благо.

Этика Канта – это этика долга, долга по отношению к другим людям – делать добро; долга по отношению к себе – сохранять свою жизнь и прожить ее достойно.

Философия Н.А. Бердяева.

Философия Бердяева есть философия духа. Дух же для него есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект.

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешел от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству: единственный механизм творчества – свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа; царство природы; объективация – невозможность преодолеть рабские оковы царства природы; трансцендирование – творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике – это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она – не от Бога. Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве – «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории – это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

Общее понятие мировоззрения и его основные виды.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на окружающий его естественный и искусственный мир и на самого себя, как творца искусственного мира.

Мировоззрение:

1. Обыденное.

2. Мифологическое.

3. Религиозное.

4. Художественное.

5. Философское и др.

Философия является одним из видов мировоззрения. Она – особый научно-теоретический тип мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.071 с.)