Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и основные концепции современной философии науки

Поиск

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Под ред. А.Г.Троегубова

 

Учебное пособие для вузов

Издание второе

 

Тула 2008

УДК 1:001(075.8)

 

 

Авторский коллектив:

А.Г.Троегубов (руководитель авт. коллектива) к.филос.н., доц. – предисловие, Глава 1

Н.А.Бородина к.филос.н., доц. – Глава 8

Н.А.Краминская к.филос.н., доц. – Глава 5

В.С.Морозов к.филос.н., доц. – Глава 4

Л.В.Савина к.филос.н., доц. – Глава 2

Т.Н.Серегина к.филос.н., доц. – Глава 7

С.Н.Соколова – Глава 1

И.А.Тюрин к.филос.н., доц. – Глава 3

Ю.М.Щукин док. филос.н., проф. – Глава 6

 

 

Философия науки /под ред. А.Г.Троегубова: учебное пособие для вузов. – Тула: ТулГУ, 2008. – 136с.

 

 

 

Учебное пособие написано в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов и соискателей и предназначено для студентов высших учебных заведений, аспирантов, всех интересующихся философскими вопросами науки. Его цель - не только подготовка к экзамену, но и выработка целостного представления о мире научного познания, формирование разумного понимания своей профессиональной деятельности в сфере науки, социальной значимости этой деятельности и моральной ответственности за возможные последствия ее реализации для людей.

 

 

©Авторский коллектив под ред. А.Г.Троегубова, 2008

 

Предисловие

 

 

В настоящее время наука превращается в объект всеобщего внимания со стороны многих дисциплинарных направлений. Философско-методологический анализ этого социокультурного феномена занимает при этом особое место в силу использования философией исторически выработанных универсальных способов объяснения и понимания исследуемых явлений.

Целью философии науки оказываются такие ее характеристики как сущность, принципы ее организации и функционирования, ее производительные и творческие возможности, место и роль в познавательной деятельности и в практике. При этом осуществляется подход к науке как динамической структуре, характеризующей ее историзм и преемственность в формировании нового знания оказывающего непосредственное влияние на непрерывную смену стратегии научной деятельности.

Философия науки ориентирована на исследование структурных изменений, определяющих динамику и темпы развития наук, историческую смену способов и форм образования нового знания, механизмы и факторы воздействия на эти процессы.

Наряду с этим исследуется эволюция форм научной рациональности, определяемых не только сменой предметных оснований науки, но и изменениями, происходящими в общественной жизни людей.

В рассматриваемом аспекте предмет философии науки представляется как выявление и обоснование всеобщих принципов и закономерностей возникновения, функционирования и развития наук, являющихся специфической формой деятельности людей по производству новых знаний оказывающих определяющее влияние на природные и социальные процессы и явления.

Настоящее учебное пособие построено на анализе проблем возникающих из философско-методологического анализа науки и научного познания в целом, определяется цель философии науки на современном этапе научного познания: выявление сущности науки, принципов ее организации и функционирования в новых условиях (глобализация), ее творческие возможности, и место в формирующейся качественно новой системной картине мира. В качестве необходимого условия выявления сущности научного познания и его гуманистической ориентации дается анализ развития представлений о науке, начиная с античности и до настоящего времени, которые всегда имели цель (и в этом состоит их единство) исследование структуры, динамики и общих закономерностей ее развития.

В учебном пособии реализуется подход к науке, определяющий ее как структуру динамическую, саморазвивающуюся, включающую в свою эволюцию не только преемственность, но и периоды революционных изменений. С этой целью рассматриваются различные способы (методология) исследования структурных изменений, определяющих динамику и формы развития наук, историческую смену типов нового знания (научные революции), механизмы и факторы воздействия на процессы научного познания.

Авторами пособия подчеркивается единство таких взаимосвязанных процессов как развитие наук, их качественная трансформация и формирование исторических типов научной рациональности, определяемых не только сменой оснований науки (картина мира, идеалы, нормы), но и социокультурными изменениями жизнедеятельности людей.

Особенность философского анализа современного этапа развития науки, подчеркивается в работе, определяется исследованием сложных развивающихся систем, характеризующихся «синергетическим эффектом», включающих в качестве структурного компонента человека и его деятельность. Исследование таких объектов предполагает сближение естественнонаучного и гуманитарного знания. Такого рода исследования способствуют преодолению традиционных иллюзий, выражающихся в стремлении создания универсального метода познания и деятельности. Философский анализ науки выявил историческую изменчивость не только конкретнонаучных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих тот или иной тип научной рациональности.

Глава 1.

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 

Библиографический список

1. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

2. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции. - Структура и развитие науки. – М., 1978.

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – Учебное пособие. – М., 2001.

4. Полани М. Личностное знание. – М., 1985.

5. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

6. Пыхтин В.Г., Пыхтина Т.Ф. Наука как социальный и гносеологический феномен. – Новосибирск, 1991.

7. Рузавин Г.И. Философия науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

8. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1996.

9. Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

10. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук. – М., 2006.

11. Философия ХХ века. Учебное пособие. – М., 1997.

12. Философия науки \ под ред. С.А.Лебедева: учебное пособие для вузов. – М., 2005.

 

Глава 2

НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Глава 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ

ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

 

 

Преднаука и ее особенности.

В истории возникновения и развития науки необходимо выделить две стадии. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова. Преднаука изучает преимущественно те вещи и процессы, с которыми человек многократно сталкивался в обыденном опыте. Он стремился при этом построить модели объектов и процессов с тем, чтобы предвидеть результаты практических действий. Предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных в практической деятельности.

Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами заменяющими объекты реального мира. При этом, деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов.

Объединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эпохи.

Происшедший переход от мифологии к преднауке связан с формированием эмпирического, утилитарного и технологического знания, функционирующего как система индуктивных обобщений и технических навыков. Исторически этот познавательный процесс совпадает с существованием древневосточной культуры. Наиболее развитые до VI века до н.э. в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточные цивилизации (Египет, Индия, Китай) выработали определенные в этих областях практические знания. Эти цивилизации располагали знаниями, которые накапливались, хранились, передавались от поколения к поколению, что давало возможность рационально организовывать разнообразную деятельность. При этом, знания вырабатывались путем индуктивных обобщений непосредственного практического опыта и распространялись в обществе в форме наследственного профессионализма, знания квалифицировались как идущие от бога-покровителя данной профессии.

Процесс формирования и накопления знаний протекал стихийно при отсутствии критической и рефлексивной деятельности по оценке знаний, а их признание и использование осуществлялось на бездоказательной основе и функционировало как набор готовых рецептов деятельности.

Особенностью знаний древневосточных цивилизаций является отсутствие фундаментальности, поскольку она была ориентирована на решение прикладных, практических задач, даже астрономия реализовалась в форме астрологии, тогда как в Древней Греции астрономия реализовалась в форме астрологии, тогда как в Древней Греции астрономия понималась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.

Знания на стадии преднауки в полном смысле не были рациональными и причины этого во многом определялись характером социально-политического устройства древневосточных цивилизаций. Отсутствие предпосылок обоснования и доказательства знаний в конечном счете приводили к фетишизации. Знание, оставаясь рационально необоснованным, освященное божественным именем, превращалось в предмет поклонения, таинство.

Случайное применение знаний, выполнение различных вычислений, носящих частный нетеоретический характер, мешало знания в древневосточных цивилизациях систематичности и логической последовательности. Например математики Египта и Вавилона умели решать многие задачи и уравнения, но никаких доказательств, обосновывающих применение того или иного приема, необходимость вычислять требуемые величины именно так, а не по другому не приводилось.

В проводимых исследованиях и наблюдениях внимание концентрировалось на частных практических задачах, а теоретическое рассмотрение предмета или процесса не приводилось. Поскольку поиск, ориентированный на нахождение практических рецептов не предполагал выделение универсальных доказательств, основания для соответствующих решений были профессиональной тайной, приближая познание к магическому действию. Отсутствие доказательного в логическом плане рассмотрения объектов в общем виде лишало возможности вывести необходимую о нем информацию. Очевидно, восточные ученые вынуждены были руководствоваться громоздкими таблицами, позволяющих решение той или иной конкретной задачи.

Следовательно, наука в ее современном понимании, не могла сложиться в древневосточных цивилизациях. Культура этого периода и соответствующее сознание не выработало таких способов познания, которые опираются на теоретические суждения, а не на рецепты, догмы и прорицания, возникающих с позиций социальных и теологических предрассудков. Т.о., исторический тип познания, который сложился в древневосточных цивилизациях, соответствует донаучной стадии познавательной деятельности и знания.

 

Античная наука.

Для перехода к собственно научному способу получения знания, с чего ориентацией на исследование необычных (неэмпирических) предметных связей, необходим был другой тип цивилизации, культуры. Такой цивилизацией, создавшей предпосылки для формирования подлинной науки, была демократия древней Греции с ее социальным динамизмом, активизмом и состязательностью. Наука сформировалась в рамках античной натурфилософии (естествознание) и одновременно возникли предпосылки дисциплинарной организации науки. С возникновением натурфилософии связано появление первых образцов теоретических исследований: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомное учение Демокрита, астрономические идеи Птолемея, учение о числах Пифагора, что вывело математику на теоретический уровень.

В рамках формирующейся античной науке особое внимание уделяется логике и диалектике, что указывает на процесс всеобщей рационализации мышления, оперирующему абстрактными понятиями и категориями. Дальнейшее развитие натурфилософии превращает ее зание в рационально оформленное.

В Греции впервые возникает теоретическая система математики, в рамках которой было введено математическое доказательство. Платон, например, утверждал, что математика имеет отношение у управлению государством, воспитывая возвышенный строй души и приобщаться к миру вечного бытия (идеи), где царят порядок, гармония симметрия.

Важным завоеванием античной науки было утверждение о противоречивости физического мира (Гераклит), в котором движение представляет собой важнейший атрибут материи. Логический анализ движения привели античного математика и философа Зенона Элейского к формулировке знаменитых апорий, связанных с противоречием между чувственными данными (наблюдение) и логического (мысленного) анализа. Ценность этих идей заключается в том, что утверждалось о противоречивом характере движения и невозможность его описания непротиворечивым способом.

Большое значение для развития научного познания имела деятельность софистов (Протагор и др.), сосредоточивших свои исследования на методах аргументации, логической обоснованности и достоверности суждений. Разработанные методы аргументации софистами стали прообразом формальной логики, получившей широкое применение в европейской науке.

В греческой науке преобладала идея гармонии, симметрии, упорядоченного космоса. Атомистики (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций) в споре с логиками, утверждали, что все сущее состоит из атомов, взамодействующих в пустоте и характеризуется неделимостью. Мир вечен, текуч, сохраняет неизменность, во времени и пространстве. Установление законов сохранения бытия и движения сопровождалось выявлением закона причинности, утверждающего, что все происходит в силу причинной связи и необходимости.

Первую попытку систематизации знаний осуществил Аристотель (IV в. до н.э.). Он делил все науки на теоретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведением (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (эстетика, риторика, искусство). По Аристотелю физика исследует сущность и природу вещей, а механика постигает искусство построения машин.

Аристотелевская логика осуществила классификацию высказываний (общие, частные, отрицательные, утвердительные), выявила их модальность: возможность, случайность, невозможность, необходимость, определялись законы мышления: закон тождества, закон исключения противоречия, закон исключенного третьего. У Аристотеля физика претендует на роль базисной науки, все что следует за физикой определяется как метафизика. В целом античная физика была нацелена на поиск первоосновы (субстанции) сущего (архэ) и его элементов, стихий (стоихенон).

К предпосылкам возникновения в Античной Греции комплекса естественнонаучных представлений необходимо отнести следующее. Во-первых, утвердившееся в ходе борьбы с антропоморфизмом представление о природе как некоем естественно возникшем образовании, имеющем основание в самом себе. Во-вторых, обоснование идеи онтологической нерелятивности бытия, явившееся следствием критики наивно эмпирического мировоззрения перманентного изменения. Философский и теоретический вариант этого мировоззрения разработал Гераклит в качестве центрального понятия своей системы становления бытия. Суть этой идеи выражается в законе взаимоперехода, непрестанного самовозвращения, противоборства, обновления субстанций, источник, принципы движения которых уподобляется подвижной природе огня – первоосновы сущего (одно и то же живое и мертвое и т.п.).

В-третьих, становление взгляда на мир как на взаимосвязанное целое (космос), проникающее все сущее и доступное сверхчувствительному созерцанию. Это представление имело существенное гносеологическое значение. Оно способствовало утверждению фундаментального для науки принципа как каузальность (причинность).

В качестве основного вклада античности в формировании науки являются изменения в культуре того периода (демократия и новый тип рациональности), которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования. Это событие вызовет следующий этап (в становлении подлинной науки в Новое время, когда научный способ мышления стал достоянием естествознания – становление как эксперимента (экспериментальное естествознание)), как основного метода исследования природы, соединение математического метода с экспериментом и формирование теоретического естествознания.

 

Глава 4

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

 

Научное знание и его формы.

 

Человек - существо познающее. Посредством познания окружающего мира и самого себя он обретает знания, опираясь на которые организует практическую деятельность, строит свою жизнь. Видов и форм знания достаточно много, и все они связаны, во-первых, с характером мира предметов и явлений, отражением которого является, во-вторых, с особенностями самого человека как субъекта познания, в –третьих, с формами организации знания и методами процесса познания.

Обычно выделяют два вида познавательной деятельности, которые осуществляют люди, - обыденный («житейский») и научный. Обыденное познание опирается на повседневный жизненный опыт человека. Сфера действия обыденного познания достаточна широка, но она имеет и свои границы. Практика жизни, растущие потребности вывели человека на определенном историческом этапе его развития за эти границы, вывели его в мир таких проблем, которые с помощью обыденного познания решить оказалось невозможно. На этой основе возникла потребность в совершенно новой форме познания, которая позволила бы глубже и обстоятельнее постигать тайны бытия, раскрывать такие стороны и связи действительности, которые недоступны обыденному познанию. Исторически эта потребность была удовлетворена фактом появления научного знания, науки.

Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и сумму полученных в ходе этой деятельности знаний. Непосредственные цели и задачи науки связаны с раскрытием, объяснением, описанием и предсказанием фактов, процессов и явлений.

Научное знание - это не хаотическое нагромождение сведений, информации об окружающем, а довольно сложная система, имеющая определенную структуру. В качестве элементов его структуры выступают, во-первых формы, в которых знание представлено, во-вторых, уровни, в рамках которого оно организовано, в –третьих, основания, на базе которых оно существует.

К формам научного знания относятся понятия, суждения, умозаключения, которые используются и в донаучном познании, а также принципы, парадигмы, законы, эмпирические факты, научные проблемы, гипотезы, теории, в которых выражена специфика научного знания. Раскроем их содержание.

Понятие является такой формой мышления, формой знания, которая отражает предметы и явления в их общих и существенных признаках. В понятии отражается не отдельное свойство единичного предмета или явления, а общее свойство, присущее определенному множеству, группе предметов или явлений того или иного рода. В речи, в языке понятия выражаются посредством отдельных слов или словосочетаний. Человек мыслит, думает понятиями, а говорит, т.е. внешне выражает свои мысли, словами и словосочетаниями. В понятиях отражаются лишь существенные признаки и свойства предметов и явлений. От несущественных признаков мы при этом отвлекаемся, абстрагируемся, не принимаем их во внимание. В мыслительной деятельности, на основе которой происходит формирование научных знаний, понятие занимает особое место, т.к. мыслительный процесс осуществляется прежде всего путем образования понятий и оперирования ими. Наиболее общие понятия называют категориями.

В мышлении человека понятия существуют не изолированно друг от друга, они взаимосвязаны. Упорядоченная взаимосвязь понятий образует суждение. Суждение - это мысль, в которой о предмете или явлении что- либо утверждается или отрицается. Языковым выражением суждения является предложение. Свою мыслительную деятельность человек осуществляет прежде всего в форме суждений. Суждения позволяют раскрывать связи между предметами и явлениями действительности.

Соотнося и сопоставляя одни суждения с другими, можно сделать вывод, умозаключение, в котором будет содержаться новое знание. Умозаключение - это умственная операция, в которой из двух или большего количества суждений выводится по определенным логическим правилам новое суждение. Например, все элементарные частицы имеют корпускулярно-волновую природу. Электрон - элементарная частица. Следовательно, электрон имеет корпускулярно-волновую природу. Нередко умозаключения представляют собой довольно сложную систему связанных друг с другом и выводимых друг из друга суждений. Многие научные открытия ученые делали, как говорят, на «кончике пера», т.е. посредством умозаключений. Таким образом делались теоретические выводы о существовании планет (Нептун, Плутон), химических элементов (галлий, скандий, германий), формулировались исходные принципы научных теорий (теорий относительности), открывались социальные законы. Роль умозаключений, иначе говоря, в развитии научного знания весьма значительна.

Характер решения научных проблем во многом зависит от тех принципов, которыми руководствуется ученый в исследовательской деятельности. Принцип (от лат.principium – начало, основа) представляет собой базисное положение, исходную установку, определяющее начало научного знания и его формы, такие, как гипотеза, теория и др. Разные принципы, разные базисные установки накладывают свою печать на разные решения одних и тех же проблем. Существуют, например, разные версии происхождения человека. Одна из них исходит из того, что человек явился продуктом эволюции живой природы, а другая появление человека на Земле связывает с волеизъявлением Бога. Переоценка ценностей в системе принципов приводит к далеко идущим трансформациям развития научных знаний, приводит к научным революциям.

В функциональном отношении к принципам близки парадигмы (от греч. рaradeigma – пример, образец). Под парадигмой понимаются те или иные фундаментальные теоретические установки и положения, научные достижения, которые в течении определенного времени используются как образцы, как модели постановки и решения научных проблем. Парадигма позволяет успешно решать вопрос о выборе нужной теории. Выбор системы аргументов в пользу той или иной теории всегда в какой-то мере зависит от парадигмы как принятой в данном сообществе системе ценностей. Парадигма предстает как своеобразная матрица, как единая система, совокупность установок, теорий и методов, обеспечивающая особый способ видения, понимания мира либо той или иной области его. Отведенную ей роль парадигма выполняет в течении какого-то периода. Рано или поздно под давлением «аномалий», т.е. проблем, которые в рамках данной парадигмы оказываются неразрешимыми, этот период заканчивается. В системе научного знания тем самым наступает кризис, который разрешается научной революцией, открывающий дорогу новой парадигме, что знаменует начало нового периода в развитии научного знания. Овладевая содержанием новой парадигмы, ученые «видят» мир уже иначе, воспринимают и принимают его сквозь призму новых принципов и установок.

К парадигме как устойчивому знанию в известной мере примыкают законы науки. Сам по себе закон – это понятие, отображающее существенные, необходимые, повторяющиеся связи между предметами и явлениями действительности. Законы природы и общества объективны, т.е. они существуют и действуют независимо от воли и сознания людей. По своему желанию люди их не могут ни уничтожить, ни изменить, ни преобразовать. Раскрыть и понять законы может только наука как знание, постигающее сущностные связи и отношения. Законы природы и общества, познанные человеком, известны нам как законы механики, физики, химии, биологии, социологии, т.е. как законы науки. А законы науки есть не что иное, как теоретическая форма знания, отражающая объективные связи предметов и явлений действительности. Законы науки, отображающие общие и устойчивые знания между предметами и явлениями, формулируются с помощью общих высказываний.

В отличие от закона науки эмпирический факт представляет собой форму научного знания, фиксирующую единичное явление, событие, процесс. В эмпирическом познании мы имеем дело прежде всего с эмпирическими фактами. Но эмпирический факт не следует отождествлять с реальными явлениями и событиями. Если события и явления могут существовать вне отношения к человеку как субъекту познания, то факты вне такого отношения не существуют. Факт есть результат взаимодействия субъекта и объекта познания. Эмпирический факт – это форма знания, включающая в себя как констатацию реального существования объекта, так и чувственный образ этого объекта у субъекта познания.

Причем, установление эмпирического факта является следствием не только визуального или иного наблюдения. Любой факт всегда существует в рамках определенной теоретической конструкции, имеет, иначе говоря, ту или иную теоретическую «нагрузку».

Познание, как говорил К.Поппер, начинается не с наблюдений и фактов, «оно начинается с проблем». А проблема возникает тогда, когда появляется напряженность между знанием и незнанием, когда обнаруживается, что с нашим знанием что-то не в порядке, что в нем существует какое-то внутреннее противоречие. Научная проблема возникает тогда, когда старое знание обнаруживает свою недостаточность и невозможность поэтому на его основе объяснить новые факты действительности. В таких случаях в науке возникает «проблемная ситуация», выражающая противоречие между достигнутым уровнем знания и невозможностью на его основе решить те или иные задачи, незнанием путей, средств и способов их решения. Научная проблема обычно предполагает необходимость выхода за пределы имеющегося, уже достигнутого знания. Причем, решение одних проблем, как правило, сопровождается появлением новых проблем. Таким образом, от постановки одних проблем к их решению, а от него к постановке других новых проблем и происходит развитие научного знания.

В процессе решения научных проблем обычно выдвигаются различного рода гипотезы. Гипотеза – это знание, в основе которого лежит предположение значительной степени вероятности. Все наши научные знания гипотетичны по своему происхождению. Любая теория первоначально рождается как гипотеза. Многие из тех знаний, которыми мы располагаем сегодня, представлены в виде гипотез. Примером тому могут быть гипотезы об образовании Земли и Солнечной системы, о возникновении жизни на Земле, о происхождении человека, о возможности существования внеземных цивилизаций и т.п. Поскольку гипотеза не имеет опытного подкрепления, она всегда включает в себя момент неопределенности, являет собой предположение того или иного рода. Для объяснения явлений и процессов, природа которых не раскрыта, обычно выдвигается несколько гипотез, и все они со временем могут обнаружить свою несостоятельность, несоответствие фактам и умереть. Гипотеза, не получившая подтверждения, опровергнутая фактами, становится ложным знанием, т.е. не соответствующим действительности и тем самым она перестает быть гипотезой. А та гипотеза, которая получает подтверждение, приобретает статус истинного знания и на этом основании так же прекращает свое существование как гипотеза, превращаясь в теорию. Происходит это тогда, когда обнаруживается, что она подкрепляется фактами, аргументировано и доказательно объясняет и описывает те или иные явления и процессы природы и общества. Таким образом, гипотезы либо опровергаются и отвергаются, либо подтверждаются и трансформируются в теории.

Теория представляет собой систему знаний, адекватно истолковывающих, объясняющих и описывающих определенную совокупность явлений и процессов некоторой области действительности. Теория выступает как высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях тех или иных сторон объективного мира. Таковы, например, эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождении и развитии биологических видов посредствам естественного отбора, теория электромагнетизма Д. Максвелла, общая и специальная теории относительности А. Эйнштейна и др. Костяк теории составляют ее основные законы и фундаментальные принципы. Теория обычно появляется не сразу в готовом виде. Она развивается, принимая все более совершенные формы. Основная цель построения теории состоит в том, чтобы свести в единую систему все знания, накопленные в определенной области исследования. Теория дает возможность предвидеть, предсказывать ход будущих событий, выявлять тенденции и закономерности их развития. Однако объяснительно-предсказательные возможности теории не беспредельны. Рано или поздно любая теория обнаруживает свою ограниченность и уступает место новой теории, которая раскрывает явления и процессы некоторой области действительности глубже, основательнее и полнее.

Все формы научного знания, существуя относительно самостоятельно, вместе с тем диалектически взаимосвязаны друг с другом, образуя единую систему научного познания.

 

Глава 5

ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ

НОВОГО ЗНАНИЯ

 

Подход к научному исследованию как к исторически развивающемуся процессу означает, что сама структура научного знания и процедуры его формирования должны рассматриваться как исторически изменяющиеся. Представляется целесообразным выделить следующие основные ситуации, характеризующие процесс развития научных знаний: взаимодействие оснований науки и опытных фактов, формирование первичных теоретических моделей и законов, становление развитой теории (в классическом и современном вариантах).

Глава 6

НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.

ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

 

Постнеклассическая наука.

Соответственно трем крупным стадиям исторического развития на уки отмечаются и три типа научной рациональности. Первый тип - классическая рациональность - соответствует классической науке в ее додисциплинарном и дисциплинарно организованном состоянии и сформировалась в ходе первых двух глобальных научных революций. Классическую рациональность характеризует то, что она центрирует внимание на объекте, исключая все то, что относится к субъекту, средствам и операциям его познавательной деятельности; это - необходимое условие получения общественно-исторического знания о мире. На этом этапе цели и ценности науки, определяющие стратегию и способы фрагментации мира, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями; при этом классическая наука не осознает этих детерминаций. Второй тип - неклассическая рациональность (соответствует неклассической науке и сформировалась в ходе третьей глобальной научной революции) как раз учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Раскрытие их выступает как условие общественно-исторического описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями по-прежнему не являются предметом рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (т.е. определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Третий тип - постнеклассическая рациональность (соответствует постнеклассической науке и рождена в ходе четвертой глобальной научной революции) существенно расширяет поле рефлексии над познавательной деятельностью. Она учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем, раскрывается связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Завершая свое изложение, отметим, что у каждого типа рациональности имеются свои основания науки, выделяющие соответствующие типы изучаемых объектов - простые, сложные, саморазвивающиеся системы. Вместе с тем между этими типами рациональности имеется преемственность: последующий не уничтожает предыдущий, а лишь ограничивает сферу его действия, лишая его статуса доминирующего и определяющего облик науки.

И еще: не следует думать, что включение человека в исследуемые объекты блокирует получение объективно-истинного знания о них. Более того, "техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегии научного поиска" (Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996, с. 306).

 

Глава 7.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ.

ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА.

 

Наука на современном этапе переживает глобальные изменения. Эти изменения характеризуют как четвертую глобальную революцию. Причины смены мировоззрения: самоочевидное знание классической эпохи оказалось не способным отразить мир открытых, саморазвивающихся систем, создание неевклидовой геометрии, небулевых алгебр, квантово-релятивистских посторенний, ограничительные результаты Геделя, Тарского, Бора, Гейзенберга.

 

Постнеклассическая наука.

Наука вступила в новый период своего существования – постнеклассический. Постнеклассическая наука – наука, в рамках которой знание «функционирует как знание-инструмент, ориентированное на утверждение человека в мире. Раньше целью познания считалось знание бытия, с настоящего момента в качестве такой цели все более утверждается знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам». (1)

Современная постнеклассическая наука обладает рядом характерных особенностей. 1. Результаты научных исследований применяются во всех сферах человеческого бытия. Достижения прикладных наук, изначально имеющих прагматический характер, органично сочетаются с достижениями в фундаментальных науках. Такое сотрудничество носит необходимый характер. 2. Результаты научной деятельности стали доступны широкому кругу людей. Это стало возможно благодаря достижениям в области кибернетики, т.к. изменились способы хранения и передачи научных знаний. 3. Широкое распространение получают исследования, ориентированные на междисциплинарный характер. 4. Изменились объекты исследований: в ХХ в. основными объектами исследований были системы равновесные и закрытые, в ХХI в. изучаются отрытые системы, далекие от равновесности и характеризующиеся саморазвитием. Еще более сложный тип систем, который изучают современные ученые – это исторически развивающиеся системы. Анализируя такие системы необходимо не просто произвести структурно-функциональный анализ современного состояния, но и выяснить, как изменялась система с течением времени. Целью современных исследований является не изучение субстанции, а проблемы креативизма; онтология перестала быть основным разделом философии, предметом изучения стала телеология. 5. Вместо традиционных аксиоматических, дедуктивно-индуктивных методов применяют теоретические описания, основанные на применении метода аппроксимации, все чаще используются компьютерные програ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.77 (0.013 с.)