ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ



ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Под ред. А.Г.Троегубова

 

Учебное пособие для вузов

Издание второе

 

Тула 2008

УДК 1:001(075.8)

 

 

Авторский коллектив:

А.Г.Троегубов (руководитель авт. коллектива) к.филос.н., доц. – предисловие, Глава 1

Н.А.Бородина к.филос.н., доц. – Глава 8

Н.А.Краминская к.филос.н., доц. – Глава 5

В.С.Морозов к.филос.н., доц. – Глава 4

Л.В.Савина к.филос.н., доц. – Глава 2

Т.Н.Серегина к.филос.н., доц. – Глава 7

С.Н.Соколова – Глава 1

И.А.Тюрин к.филос.н., доц. – Глава 3

Ю.М.Щукин док. филос.н., проф. – Глава 6

 

 

Философия науки /под ред. А.Г.Троегубова: учебное пособие для вузов. – Тула: ТулГУ, 2008. – 136с.

 

 

 

Учебное пособие написано в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов и соискателей и предназначено для студентов высших учебных заведений, аспирантов, всех интересующихся философскими вопросами науки. Его цель - не только подготовка к экзамену, но и выработка целостного представления о мире научного познания, формирование разумного понимания своей профессиональной деятельности в сфере науки, социальной значимости этой деятельности и моральной ответственности за возможные последствия ее реализации для людей.

 

 

©Авторский коллектив под ред. А.Г.Троегубова, 2008

 

Предисловие

 

 

В настоящее время наука превращается в объект всеобщего внимания со стороны многих дисциплинарных направлений. Философско-методологический анализ этого социокультурного феномена занимает при этом особое место в силу использования философией исторически выработанных универсальных способов объяснения и понимания исследуемых явлений.

Целью философии науки оказываются такие ее характеристики как сущность, принципы ее организации и функционирования, ее производительные и творческие возможности, место и роль в познавательной деятельности и в практике. При этом осуществляется подход к науке как динамической структуре, характеризующей ее историзм и преемственность в формировании нового знания оказывающего непосредственное влияние на непрерывную смену стратегии научной деятельности.

Философия науки ориентирована на исследование структурных изменений, определяющих динамику и темпы развития наук, историческую смену способов и форм образования нового знания, механизмы и факторы воздействия на эти процессы.

Наряду с этим исследуется эволюция форм научной рациональности, определяемых не только сменой предметных оснований науки, но и изменениями, происходящими в общественной жизни людей.

В рассматриваемом аспекте предмет философии науки представляется как выявление и обоснование всеобщих принципов и закономерностей возникновения, функционирования и развития наук, являющихся специфической формой деятельности людей по производству новых знаний оказывающих определяющее влияние на природные и социальные процессы и явления.

Настоящее учебное пособие построено на анализе проблем возникающих из философско-методологического анализа науки и научного познания в целом, определяется цель философии науки на современном этапе научного познания: выявление сущности науки, принципов ее организации и функционирования в новых условиях (глобализация), ее творческие возможности, и место в формирующейся качественно новой системной картине мира. В качестве необходимого условия выявления сущности научного познания и его гуманистической ориентации дается анализ развития представлений о науке, начиная с античности и до настоящего времени, которые всегда имели цель (и в этом состоит их единство) исследование структуры, динамики и общих закономерностей ее развития.

В учебном пособии реализуется подход к науке, определяющий ее как структуру динамическую, саморазвивающуюся, включающую в свою эволюцию не только преемственность, но и периоды революционных изменений. С этой целью рассматриваются различные способы (методология) исследования структурных изменений, определяющих динамику и формы развития наук, историческую смену типов нового знания (научные революции), механизмы и факторы воздействия на процессы научного познания.

Авторами пособия подчеркивается единство таких взаимосвязанных процессов как развитие наук, их качественная трансформация и формирование исторических типов научной рациональности, определяемых не только сменой оснований науки (картина мира, идеалы, нормы), но и социокультурными изменениями жизнедеятельности людей.

Особенность философского анализа современного этапа развития науки, подчеркивается в работе, определяется исследованием сложных развивающихся систем, характеризующихся «синергетическим эффектом», включающих в качестве структурного компонента человека и его деятельность. Исследование таких объектов предполагает сближение естественнонаучного и гуманитарного знания. Такого рода исследования способствуют преодолению традиционных иллюзий, выражающихся в стремлении создания универсального метода познания и деятельности. Философский анализ науки выявил историческую изменчивость не только конкретнонаучных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих тот или иной тип научной рациональности.

Глава 1.

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 

Библиографический список

1. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

2. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции. - Структура и развитие науки. – М., 1978.

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – Учебное пособие. – М., 2001.

4. Полани М. Личностное знание. – М., 1985.

5. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

6. Пыхтин В.Г., Пыхтина Т.Ф. Наука как социальный и гносеологический феномен. – Новосибирск, 1991.

7. Рузавин Г.И. Философия науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005.

8. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1996.

9. Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

10. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук. – М., 2006.

11. Философия ХХ века. Учебное пособие. – М., 1997.

12. Философия науки \ под ред. С.А.Лебедева: учебное пособие для вузов. – М., 2005.

 

Глава 2

НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Глава 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ

ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

 

 

Преднаука и ее особенности.

В истории возникновения и развития науки необходимо выделить две стадии. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова. Преднаука изучает преимущественно те вещи и процессы, с которыми человек многократно сталкивался в обыденном опыте. Он стремился при этом построить модели объектов и процессов с тем, чтобы предвидеть результаты практических действий. Предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных в практической деятельности.

Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами заменяющими объекты реального мира. При этом, деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов.

Объединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эпохи.

Происшедший переход от мифологии к преднауке связан с формированием эмпирического, утилитарного и технологического знания, функционирующего как система индуктивных обобщений и технических навыков. Исторически этот познавательный процесс совпадает с существованием древневосточной культуры. Наиболее развитые до VI века до н.э. в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточные цивилизации (Египет, Индия, Китай) выработали определенные в этих областях практические знания. Эти цивилизации располагали знаниями, которые накапливались, хранились, передавались от поколения к поколению, что давало возможность рационально организовывать разнообразную деятельность. При этом, знания вырабатывались путем индуктивных обобщений непосредственного практического опыта и распространялись в обществе в форме наследственного профессионализма, знания квалифицировались как идущие от бога-покровителя данной профессии.

Процесс формирования и накопления знаний протекал стихийно при отсутствии критической и рефлексивной деятельности по оценке знаний, а их признание и использование осуществлялось на бездоказательной основе и функционировало как набор готовых рецептов деятельности.

Особенностью знаний древневосточных цивилизаций является отсутствие фундаментальности, поскольку она была ориентирована на решение прикладных, практических задач, даже астрономия реализовалась в форме астрологии, тогда как в Древней Греции астрономия реализовалась в форме астрологии, тогда как в Древней Греции астрономия понималась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.

Знания на стадии преднауки в полном смысле не были рациональными и причины этого во многом определялись характером социально-политического устройства древневосточных цивилизаций. Отсутствие предпосылок обоснования и доказательства знаний в конечном счете приводили к фетишизации. Знание, оставаясь рационально необоснованным, освященное божественным именем, превращалось в предмет поклонения, таинство.

Случайное применение знаний, выполнение различных вычислений, носящих частный нетеоретический характер, мешало знания в древневосточных цивилизациях систематичности и логической последовательности. Например математики Египта и Вавилона умели решать многие задачи и уравнения, но никаких доказательств, обосновывающих применение того или иного приема, необходимость вычислять требуемые величины именно так, а не по другому не приводилось.

В проводимых исследованиях и наблюдениях внимание концентрировалось на частных практических задачах, а теоретическое рассмотрение предмета или процесса не приводилось. Поскольку поиск, ориентированный на нахождение практических рецептов не предполагал выделение универсальных доказательств, основания для соответствующих решений были профессиональной тайной, приближая познание к магическому действию. Отсутствие доказательного в логическом плане рассмотрения объектов в общем виде лишало возможности вывести необходимую о нем информацию. Очевидно, восточные ученые вынуждены были руководствоваться громоздкими таблицами, позволяющих решение той или иной конкретной задачи.

Следовательно, наука в ее современном понимании, не могла сложиться в древневосточных цивилизациях. Культура этого периода и соответствующее сознание не выработало таких способов познания, которые опираются на теоретические суждения, а не на рецепты, догмы и прорицания, возникающих с позиций социальных и теологических предрассудков. Т.о., исторический тип познания, который сложился в древневосточных цивилизациях, соответствует донаучной стадии познавательной деятельности и знания.

 

Античная наука.

Для перехода к собственно научному способу получения знания, с чего ориентацией на исследование необычных (неэмпирических) предметных связей, необходим был другой тип цивилизации, культуры. Такой цивилизацией, создавшей предпосылки для формирования подлинной науки, была демократия древней Греции с ее социальным динамизмом, активизмом и состязательностью. Наука сформировалась в рамках античной натурфилософии (естествознание) и одновременно возникли предпосылки дисциплинарной организации науки. С возникновением натурфилософии связано появление первых образцов теоретических исследований: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомное учение Демокрита, астрономические идеи Птолемея, учение о числах Пифагора, что вывело математику на теоретический уровень.

В рамках формирующейся античной науке особое внимание уделяется логике и диалектике, что указывает на процесс всеобщей рационализации мышления, оперирующему абстрактными понятиями и категориями. Дальнейшее развитие натурфилософии превращает ее зание в рационально оформленное.

В Греции впервые возникает теоретическая система математики, в рамках которой было введено математическое доказательство. Платон, например, утверждал, что математика имеет отношение у управлению государством, воспитывая возвышенный строй души и приобщаться к миру вечного бытия (идеи), где царят порядок, гармония симметрия.

Важным завоеванием античной науки было утверждение о противоречивости физического мира (Гераклит), в котором движение представляет собой важнейший атрибут материи. Логический анализ движения привели античного математика и философа Зенона Элейского к формулировке знаменитых апорий, связанных с противоречием между чувственными данными (наблюдение) и логического (мысленного) анализа. Ценность этих идей заключается в том, что утверждалось о противоречивом характере движения и невозможность его описания непротиворечивым способом.

Большое значение для развития научного познания имела деятельность софистов (Протагор и др.), сосредоточивших свои исследования на методах аргументации, логической обоснованности и достоверности суждений. Разработанные методы аргументации софистами стали прообразом формальной логики, получившей широкое применение в европейской науке.

В греческой науке преобладала идея гармонии, симметрии, упорядоченного космоса. Атомистики (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций) в споре с логиками, утверждали, что все сущее состоит из атомов, взамодействующих в пустоте и характеризуется неделимостью. Мир вечен, текуч, сохраняет неизменность, во времени и пространстве. Установление законов сохранения бытия и движения сопровождалось выявлением закона причинности, утверждающего, что все происходит в силу причинной связи и необходимости.

Первую попытку систематизации знаний осуществил Аристотель (IV в. до н.э.). Он делил все науки на теоретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведением (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (эстетика, риторика, искусство). По Аристотелю физика исследует сущность и природу вещей, а механика постигает искусство построения машин.

Аристотелевская логика осуществила классификацию высказываний (общие, частные, отрицательные, утвердительные), выявила их модальность: возможность, случайность, невозможность, необходимость, определялись законы мышления: закон тождества, закон исключения противоречия, закон исключенного третьего. У Аристотеля физика претендует на роль базисной науки, все что следует за физикой определяется как метафизика. В целом античная физика была нацелена на поиск первоосновы (субстанции) сущего (архэ) и его элементов, стихий (стоихенон).

К предпосылкам возникновения в Античной Греции комплекса естественнонаучных представлений необходимо отнести следующее. Во-первых, утвердившееся в ходе борьбы с антропоморфизмом представление о природе как некоем естественно возникшем образовании, имеющем основание в самом себе. Во-вторых, обоснование идеи онтологической нерелятивности бытия, явившееся следствием критики наивно эмпирического мировоззрения перманентного изменения. Философский и теоретический вариант этого мировоззрения разработал Гераклит в качестве центрального понятия своей системы становления бытия. Суть этой идеи выражается в законе взаимоперехода, непрестанного самовозвращения, противоборства, обновления субстанций, источник, принципы движения которых уподобляется подвижной природе огня – первоосновы сущего (одно и то же живое и мертвое и т.п.).

В-третьих, становление взгляда на мир как на взаимосвязанное целое (космос), проникающее все сущее и доступное сверхчувствительному созерцанию. Это представление имело существенное гносеологическое значение. Оно способствовало утверждению фундаментального для науки принципа как каузальность (причинность).

В качестве основного вклада античности в формировании науки являются изменения в культуре того периода (демократия и новый тип рациональности), которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования. Это событие вызовет следующий этап (в становлении подлинной науки в Новое время, когда научный способ мышления стал достоянием естествознания – становление как эксперимента (экспериментальное естествознание)), как основного метода исследования природы, соединение математического метода с экспериментом и формирование теоретического естествознания.

 

Глава 4

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

 

Научное знание и его формы.

 

Человек - существо познающее. Посредством познания окружающего мира и самого себя он обретает знания, опираясь на которые организует практическую деятельность, строит свою жизнь. Видов и форм знания достаточно много, и все они связаны, во-первых, с характером мира предметов и явлений, отражением которого является, во-вторых, с особенностями самого человека как субъекта познания, в –третьих, с формами организации знания и методами процесса познания.

Обычно выделяют два вида познавательной деятельности, которые осуществляют люди, - обыденный («житейский») и научный. Обыденное познание опирается на повседневный жизненный опыт человека. Сфера действия обыденного познания достаточна широка, но она имеет и свои границы. Практика жизни, растущие потребности вывели человека на определенном историческом этапе его развития за эти границы, вывели его в мир таких проблем, которые с помощью обыденного познания решить оказалось невозможно. На этой основе возникла потребность в совершенно новой форме познания, которая позволила бы глубже и обстоятельнее постигать тайны бытия, раскрывать такие стороны и связи действительности, которые недоступны обыденному познанию. Исторически эта потребность была удовлетворена фактом появления научного знания, науки.

Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и сумму полученных в ходе этой деятельности знаний. Непосредственные цели и задачи науки связаны с раскрытием, объяснением, описанием и предсказанием фактов, процессов и явлений.

Научное знание - это не хаотическое нагромождение сведений, информации об окружающем, а довольно сложная система, имеющая определенную структуру. В качестве элементов его структуры выступают, во-первых формы, в которых знание представлено, во-вторых, уровни, в рамках которого оно организовано, в –третьих, основания, на базе которых оно существует.

К формам научного знания относятся понятия, суждения, умозаключения, которые используются и в донаучном познании, а также принципы, парадигмы, законы, эмпирические факты, научные проблемы, гипотезы, теории, в которых выражена специфика научного знания. Раскроем их содержание.

Понятие является такой формой мышления, формой знания, которая отражает предметы и явления в их общих и существенных признаках. В понятии отражается не отдельное свойство единичного предмета или явления, а общее свойство, присущее определенному множеству, группе предметов или явлений того или иного рода. В речи, в языке понятия выражаются посредством отдельных слов или словосочетаний. Человек мыслит, думает понятиями, а говорит, т.е. внешне выражает свои мысли, словами и словосочетаниями. В понятиях отражаются лишь существенные признаки и свойства предметов и явлений. От несущественных признаков мы при этом отвлекаемся, абстрагируемся, не принимаем их во внимание. В мыслительной деятельности, на основе которой происходит формирование научных знаний, понятие занимает особое место, т.к. мыслительный процесс осуществляется прежде всего путем образования понятий и оперирования ими. Наиболее общие понятия называют категориями.

В мышлении человека понятия существуют не изолированно друг от друга, они взаимосвязаны. Упорядоченная взаимосвязь понятий образует суждение. Суждение - это мысль, в которой о предмете или явлении что- либо утверждается или отрицается. Языковым выражением суждения является предложение. Свою мыслительную деятельность человек осуществляет прежде всего в форме суждений. Суждения позволяют раскрывать связи между предметами и явлениями действительности.

Соотнося и сопоставляя одни суждения с другими, можно сделать вывод, умозаключение, в котором будет содержаться новое знание. Умозаключение - это умственная операция, в которой из двух или большего количества суждений выводится по определенным логическим правилам новое суждение. Например, все элементарные частицы имеют корпускулярно-волновую природу. Электрон - элементарная частица. Следовательно, электрон имеет корпускулярно-волновую природу. Нередко умозаключения представляют собой довольно сложную систему связанных друг с другом и выводимых друг из друга суждений. Многие научные открытия ученые делали, как говорят, на «кончике пера», т.е. посредством умозаключений. Таким образом делались теоретические выводы о существовании планет (Нептун, Плутон), химических элементов (галлий, скандий, германий), формулировались исходные принципы научных теорий (теорий относительности), открывались социальные законы. Роль умозаключений, иначе говоря, в развитии научного знания весьма значительна.

Характер решения научных проблем во многом зависит от тех принципов, которыми руководствуется ученый в исследовательской деятельности. Принцип (от лат.principium – начало, основа) представляет собой базисное положение, исходную установку, определяющее начало научного знания и его формы, такие, как гипотеза, теория и др. Разные принципы, разные базисные установки накладывают свою печать на разные решения одних и тех же проблем. Существуют, например, разные версии происхождения человека. Одна из них исходит из того, что человек явился продуктом эволюции живой природы, а другая появление человека на Земле связывает с волеизъявлением Бога. Переоценка ценностей в системе принципов приводит к далеко идущим трансформациям развития научных знаний, приводит к научным революциям.

В функциональном отношении к принципам близки парадигмы (от греч. рaradeigma – пример, образец). Под парадигмой понимаются те или иные фундаментальные теоретические установки и положения, научные достижения, которые в течении определенного времени используются как образцы, как модели постановки и решения научных проблем. Парадигма позволяет успешно решать вопрос о выборе нужной теории. Выбор системы аргументов в пользу той или иной теории всегда в какой-то мере зависит от парадигмы как принятой в данном сообществе системе ценностей. Парадигма предстает как своеобразная матрица, как единая система, совокупность установок, теорий и методов, обеспечивающая особый способ видения, понимания мира либо той или иной области его. Отведенную ей роль парадигма выполняет в течении какого-то периода. Рано или поздно под давлением «аномалий», т.е. проблем, которые в рамках данной парадигмы оказываются неразрешимыми, этот период заканчивается. В системе научного знания тем самым наступает кризис, который разрешается научной революцией, открывающий дорогу новой парадигме, что знаменует начало нового периода в развитии научного знания. Овладевая содержанием новой парадигмы, ученые «видят» мир уже иначе, воспринимают и принимают его сквозь призму новых принципов и установок.

К парадигме как устойчивому знанию в известной мере примыкают законы науки. Сам по себе закон – это понятие, отображающее существенные, необходимые, повторяющиеся связи между предметами и явлениями действительности. Законы природы и общества объективны, т.е. они существуют и действуют независимо от воли и сознания людей. По своему желанию люди их не могут ни уничтожить, ни изменить, ни преобразовать. Раскрыть и понять законы может только наука как знание, постигающее сущностные связи и отношения. Законы природы и общества, познанные человеком, известны нам как законы механики, физики, химии, биологии, социологии, т.е. как законы науки. А законы науки есть не что иное, как теоретическая форма знания, отражающая объективные связи предметов и явлений действительности. Законы науки, отображающие общие и устойчивые знания между предметами и явлениями, формулируются с помощью общих высказываний.

В отличие от закона науки эмпирический факт представляет собой форму научного знания, фиксирующую единичное явление, событие, процесс. В эмпирическом познании мы имеем дело прежде всего с эмпирическими фактами. Но эмпирический факт не следует отождествлять с реальными явлениями и событиями. Если события и явления могут существовать вне отношения к человеку как субъекту познания, то факты вне такого отношения не существуют. Факт есть результат взаимодействия субъекта и объекта познания. Эмпирический факт – это форма знания, включающая в себя как констатацию реального существования объекта, так и чувственный образ этого объекта у субъекта познания.

Причем, установление эмпирического факта является следствием не только визуального или иного наблюдения. Любой факт всегда существует в рамках определенной теоретической конструкции, имеет, иначе говоря, ту или иную теоретическую «нагрузку».

Познание, как говорил К.Поппер, начинается не с наблюдений и фактов, «оно начинается с проблем». А проблема возникает тогда, когда появляется напряженность между знанием и незнанием, когда обнаруживается, что с нашим знанием что-то не в порядке, что в нем существует какое-то внутреннее противоречие. Научная проблема возникает тогда, когда старое знание обнаруживает свою недостаточность и невозможность поэтому на его основе объяснить новые факты действительности. В таких случаях в науке возникает «проблемная ситуация», выражающая противоречие между достигнутым уровнем знания и невозможностью на его основе решить те или иные задачи, незнанием путей, средств и способов их решения. Научная проблема обычно предполагает необходимость выхода за пределы имеющегося, уже достигнутого знания. Причем, решение одних проблем , как правило , сопровождается появлением новых проблем. Таким образом, от постановки одних проблем к их решению, а от него к постановке других новых проблем и происходит развитие научного знания.

В процессе решения научных проблем обычно выдвигаются различного рода гипотезы. Гипотеза – это знание, в основе которого лежит предположение значительной степени вероятности. Все наши научные знания гипотетичны по своему происхождению. Любая теория первоначально рождается как гипотеза. Многие из тех знаний, которыми мы располагаем сегодня, представлены в виде гипотез. Примером тому могут быть гипотезы об образовании Земли и Солнечной системы, о возникновении жизни на Земле, о происхождении человека, о возможности существования внеземных цивилизаций и т.п. Поскольку гипотеза не имеет опытного подкрепления, она всегда включает в себя момент неопределенности, являет собой предположение того или иного рода. Для объяснения явлений и процессов, природа которых не раскрыта, обычно выдвигается несколько гипотез, и все они со временем могут обнаружить свою несостоятельность, несоответствие фактам и умереть. Гипотеза, не получившая подтверждения, опровергнутая фактами, становится ложным знанием, т.е. не соответствующим действительности и тем самым она перестает быть гипотезой. А та гипотеза, которая получает подтверждение, приобретает статус истинного знания и на этом основании так же прекращает свое существование как гипотеза, превращаясь в теорию. Происходит это тогда, когда обнаруживается, что она подкрепляется фактами, аргументировано и доказательно объясняет и описывает те или иные явления и процессы природы и общества. Таким образом, гипотезы либо опровергаются и отвергаются, либо подтверждаются и трансформируются в теории.

Теория представляет собой систему знаний, адекватно истолковывающих, объясняющих и описывающих определенную совокупность явлений и процессов некоторой области действительности. Теория выступает как высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях тех или иных сторон объективного мира. Таковы, например, эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождении и развитии биологических видов посредствам естественного отбора, теория электромагнетизма Д. Максвелла, общая и специальная теории относительности А. Эйнштейна и др. Костяк теории составляют ее основные законы и фундаментальные принципы. Теория обычно появляется не сразу в готовом виде. Она развивается, принимая все более совершенные формы. Основная цель построения теории состоит в том, чтобы свести в единую систему все знания, накопленные в определенной области исследования. Теория дает возможность предвидеть, предсказывать ход будущих событий, выявлять тенденции и закономерности их развития. Однако объяснительно-предсказательные возможности теории не беспредельны. Рано или поздно любая теория обнаруживает свою ограниченность и уступает место новой теории, которая раскрывает явления и процессы некоторой области действительности глубже, основательнее и полнее.

Все формы научного знания, существуя относительно самостоятельно, вместе с тем диалектически взаимосвязаны друг с другом, образуя единую систему научного познания.

 

Глава 5

ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ

НОВОГО ЗНАНИЯ

 

Подход к научному исследованию как к исторически развивающемуся процессу означает, что сама структура научного знания и процедуры его формирования должны рассматриваться как исторически изменяющиеся. Представляется целесообразным выделить следующие основные ситуации, характеризующие процесс развития научных знаний: взаимодействие оснований науки и опытных фактов, формирование первичных теоретических моделей и законов, становление развитой теории (в классическом и современном вариантах).

Глава 6

НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.

ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

 

Постнеклассическая наука.

Соответственно трем крупным стадиям исторического развития на уки отмечаются и три типа научной рациональности. Первый тип - классическая рациональность - соответствует классической науке в ее додисциплинарном и дисциплинарно организованном состоянии и сформировалась в ходе первых двух глобальных научных революций. Классическую рациональность характеризует то, что она центрирует внимание на объекте, исключая все то, что относится к субъекту, средствам и операциям его познавательной деятельности; это - необходимое условие получения общественно-исторического знания о мире. На этом этапе цели и ценности науки, определяющие стратегию и способы фрагментации мира, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями; при этом классическая наука не осознает этих детерминаций. Второй тип - неклассическая рациональность (соответствует неклассической науке и сформировалась в ходе третьей глобальной научной революции) как раз учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Раскрытие их выступает как условие общественно-исторического описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями по-прежнему не являются предметом рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (т.е. определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Третий тип - постнеклассическая рациональность (соответствует постнеклассической науке и рождена в ходе четвертой глобальной научной революции) существенно расширяет поле рефлексии над познавательной деятельностью. Она учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем, раскрывается связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Завершая свое изложение, отметим, что у каждого типа рациональности имеются свои основания науки, выделяющие соответствующие типы изучаемых объектов - простые, сложные, саморазвивающиеся системы. Вместе с тем между этими типами рациональности имеется преемственность: последующий не уничтожает предыдущий, а лишь ограничивает сферу его действия, лишая его статуса доминирующего и определяющего облик науки.

И еще: не следует думать, что включение человека в исследуемые объекты блокирует получение объективно-истинного знания о них. Более того, "техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегии научного поиска" (Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996, с. 306).

 

Глава 7.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ.

ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА.

 

Наука на современном этапе переживает глобальные изменения. Эти изменения характеризуют как четвертую глобальную революцию. Причины смены мировоззрения: самоочевидное знание классической эпохи оказалось не способным отразить мир открытых, саморазвивающихся систем, создание неевклидовой геометрии, небулевых алгебр, квантово-релятивистских посторенний, ограничительные результаты Геделя, Тарского, Бора, Гейзенберга.

 

Постнеклассическая наука .

Наука вступила в новый период своего существования – постнеклассический. Постнеклассическая наука – наука, в рамках которой знание «функционирует как знание-инструмент, ориентированное на утверждение человека в мире. Раньше целью познания считалось знание бытия, с настоящего момента в качестве такой цели все более утверждается знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам». (1)



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.23.193 (0.022 с.)