Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В качестве конкретного механизма поступательного развития духовной культуры вообще и науки в частности выступает диалектика традиций и новаторства, взаимодействие накопленного человечеством социокультурного опыта и его творческого продолжения применительно к новым историческим условиям. Раскрывая этот механизм, следует, прежде всего, уяснить само понятие традиции, образующее, образно говоря, "скелет" и культуры в целом, и такой ее части, как наука. Традиция (лат. Traditio - передача, предание) - это, полагают современные исследователи, универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов указанного опыта и столь же универсальный способ его передачи сменяющимся человеческим поколениям, что обеспечивает устойчивую историко-генетическую преемственность в развитии общечеловеческой культуры. В структуре традиции заключено, таким образом, и то, что передается (отбор здесь производит сама история, сохраняя все жизнеспособное и изживая и преодолевая архаичное, отжившее свой век), и то, как реализуется эта передача. Так констатируется детерминация настоящего и будущего общечеловеческой культуры ее прошлым состоянием - уже ставшим, материализовавшимся массивом культуры, выступающим как культурное наследие и являющимся необходимым условием дальнейшего социокультурного развития. Соответственно и то новое, что вливается в ходе истории в культуру и науку, только тогда "приживается" в них, когда оно согласуется с комплексом уже имеющихся в наличии традиций или если, опираясь на накопленное культурное наследие, порождает новые, не существовавшие прежде традиции. Такова, в общем, природа традиции. Но этих общих соображений недостаточно, если учесть, во-первых, сложный, противоречивый состав культурных традиций и, во-вторых, их существенную модификацию применительно к разным видам культуры (например, различия в проявлении традиций в науке и в искусстве: в науке это преемственность знаний и методов исследования, в искусстве - преемственность стиля и мастерства). О неоднородности, а значит и противоречивости традиций свидетельствует не только различение в их структуре прогрессивных и регрессивных элементов, но и выделение в ней "первичных" и "вторичных" традиций. "Первичные" традиции, считает В.Л.Абушенко, лишь статично репродуцируют прошлое, сводя их до уровня обычая, т.е. постоянно и массово воспроизводимой формы; именно о таких традициях ведут речь, когда говорят об их "консервативности", "инертности", "косности" и т.д.; развитие в их рамках носит исключительно экстенсивный характер, совершаясь лишь по закрепленной в данном обычае и данном ритуале матрице. Применительно к науке роль такой матрицы, по Т.Куну, играет парадигма, или достаточно общепризнанная теоретическая концепция (например, система Коперника, механика Ньютона и др.), в рамках которой осуществляется не поиск нового, а следование сложившейся традиции, являющееся необходимым условием ускоренного накопления знаний как базы для последующих радикальных научных открытий. Классический пример "вторичных" традиций - авторская традиция, предполагающая уяснение закрепленных в той или иной культуре смыслов и архетипов и осмысление их относительного характера, что предопределяет возможность изменения, применительно к новым историческим условиям, укорененных в данной культуре матриц и необходимость поиска иных, новых матриц, отвечающих изменившимся реалиям; так осуществляется переход от экстенсивного развития культуры к ее интенсивному развитию. В науке - это понимание того, что обнаруживаются в процессе исследований такие факты и явления, которые необъяснимы с позиций имеющейся парадигмы, и их аутентичное объяснение требует разработки такой парадигмы, которая была бы адекватна им. Говоря о неоднородности традиций, М.А.Розов указывает и на наличие в их составе как явно выраженных элементов (их форма бытия - текст, вербализация), так и существующих в форме неявного (невербализованного или вербализованного лишь частично) знания - имеются в виду, прежде всего, ценностные системы, имплицитно содержащиеся в проводимых научных исследованиях и в своей совокупности составляющие "научный менталитет"; он же - одно из проявлений менталитета эпохи. Учет этого дуализма элементов в структуре научных традиций позволяет уяснить субъективную сторону организации и систематизации знаний, понять, чем управляется ход научного исследования, какова форма фиксации полученных результатов и как строятся, на основе уже имеющихся образцов решения конкретных научных задач и проблем, новые теории. Объективную же сторону этих проявлений активности ученого составляют внутренние закономерности научного прогресса. Но как возникает в научном познании новое в аспекте взаимодействия традиций? В коллективном труде "Философия и методология науки" (М., 1996) анализируется несколько вариантов ответа на этот вопрос. Первый, сравнительно простой пример - концепция "пришельцев": в данную отрасль науки приходит исследователь "со стороны"; не будучи связан традициями данной научной дисциплины, он привносит в нее методы и подходы, отсутствовавшие в ней, но помогающие по-новому поставить или решить сложные проблемы, не получавшие своего разрешения в русле традиций указанной отрасли знания. Классический пример - Луи Пастер (1822 - 1895 гг.), химик по специальности, использовал экспериментальный метод, как он сложился в химии, для решения острейшей биологической "проблемы самозарождения". Здесь, таким образом, налицо взаимодействие традиций разных отраслей знания, дающее в итоге позитивный научный результат. Другой, более сложный пример подобного рода - соотношение традиций и побочных результатов исследования: желая одного, ученый в ходе исследования получает нечто иное, им вовсе не ожидаемое. Так, Шарль Кулон изобрел крутильные весы и исследовал упругость и прочность проволоки на кручение; эти исследования им были "приложены" к изучению взаимодействия точечных электрических зарядов и магнитных полюсов; в итоге им был открыт в 1785 году основной закон электростатики, определяющий силу указанного взаимодействия; но - сам этот закон не мог быть вскрыт в рамках теории упругости, а работа крутильных весов объяснена в рамках учения об электричестве; разгадка этого феномена - "в точке взаимодействия указанных традиций, соединении их неповторимым образом" (цит. источник, стр. 235). Наконец, новации в науке могут возникать и при переносе образцов решения проблем из одной отрасли знания в другую в форме своеобразных метафор. Пример, относящийся уже к нашему времени: экология, возникнув как биологическая дисциплина (изучает отношения организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой), породила немало "близнецов" - культурную экологию, экологию народонаселения, техническую экологию, экологию города, экологическую этику. экологию преступности и др. Здесь, как видим, одна теория оказывается метафорическим истолкованием другой. Общий вывод: научный прогресс (как в прошлом, так и особенно в настоящем) в качестве одного из условий своей результативности и эффективности предполагает умение ученых работать в разных традициях и их способность комбинировать эти традиции. Но что есть новое в науке? Его проявления весьма многообразны. Это - обнаружение неизвестных прежде явлений и фактов, постановка и решение новых проблем, разработка новых экспериментальных методов исследования, создание новых теорий и возникновение новых научных дисциплин, сенсационные открытия и др. Особенно же важны научные революции, поскольку они ведут к радикальному пересмотру не только специальной, но и общей картины мира, в которой интегрируются наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук. Поэтому на анализе понятия "научная революция" необходимо остановиться особо.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.007 с.) |