Неклассическая наука и постнеклассическая наука.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неклассическая наука и постнеклассическая наука.



Фронтальное банкротство и разрушение классической модели познания и науки были обусловлены (конец XIX в., нач. XX в.) следующими факторами – формирование неэвклидовых геометрий, квантоворелятивистская теория, аксиоматическая конструкция оснований фундаментальных теорий, формирование математической логики, теория относительности Энштейна и др. Все эти радикальные мировоззренческие и научные трансформации вызывали необходимость пересмотра классического идеала и об раза науки и перевода ее в неклассическую доктрину, опирающуюся на существенно иные, часто противоположные предпосылки и основания.

Ревизию нерелятивистской макроскопической науки подготовили внутренние затруднения в рамках классической науки. Усилия преодолеть возникшие сложности и породили то новое явление, что получило определение как неклассическая наука.

Переход от классики к неклассике – это преодоление мировоззренческого барьера, заключающегося в несовместимости способов и форм мышления. Исходные слагаемые неклассики следующие.

Психоанализ: 1) мотив непрозрачности субъективного, признание в нем затемнений, пустот, требующих специализированной рефлексии; 2) мотив слитности психического, мотив общих психических механизмов символизации и кодирования – идея инвариантов в способах фиксации информации.

Психологизм – представление психологически очевидного, достигаемого в результате конструктивных и операциональных процедур (интуиционизм, конструктивизм), опирающихся на принципах наблюдаемости и интерсубъективности.

Феноменологизм – представление о возможности конструирования действительности из субъективной спонтанности (абстрактное моделирование и интенсивная теоретизация).

Персонализм – изначальное отрицание монизма и панлогизма на фоне допущения множественности субъективных возможностей; мир человека - арена бытия, а не мир бытия; индивид как сгусток воли, цели самостоятельно творит законы и выносит их в природу.

Модернизм – подчеркнутый отход от наглядности, борьба с традиционным, устоявшимся, допущение новых типов реальности, опора на условность, эксперимент, ревизия вечных истин, сращение реального и нереального.

Анархизм и волюнтаризм – человек (ученый) – бунтарь, восстающий против, традиционного, устоявшегося, релятивизация норм, индивидуализация ценностей, ставка на нетрадиционность, подрыв универсалий, абсолютов, канонов.

Прагматизм – идея инструментальности, эффективности, свободы поиска, волеизъявления.

Полифундаментальность – разрушение монистического субстанциализма с принятием образа ценностной, многоуровневой системной реальности.

Интегратизм – идея многомерной, поливариантной действительности, в которой целое и части самодостаточны, (часть не миниатюра целого) они обладают суверенностью, не редуцируемы, не проникаемые друг в друга.

Синергизм – представление о системах как самоорганизующихся, неравновесных, нестационарных, открытых.

Холизм – интерпретация действительности как иерархии целостностей.

Антисозерцательность – деятельностный подход в виде ориентации не на репродукцию (воспроизведение) заданных структур, формирование объекта с включением субъекта и инструментов познания в научные исследования.

Релятивизм – идея естественного предела значений как величин, так и способов их фиксации. Релятивизм не есть гносеологический анархизм, отрицание обязательных познавательных норм, объективных критериев познания; он не исключает признания абсолютов – законов освоения предметности.

Дополнительность – характеристика сознательного использования в исследованиях (наблюдение, описание) групп взаимоисключающих понятий.

Когерентность – идея синхронизации различных событий, которые налагаются друг на друга и усиливают или ослабляют системные связи. Это новая модель причинения, характеризующаяся коллективной несиловой структурой детерминации явлений, понимаемых как система кооперативных связей, дающих начало новым процессам. Это модель самоформирования макроскопических масштабов событий из внутренней потенциальности.

Нелинейность – идея конструктивной роли случайности, определяющей становление новых форм в неустойчивой форме через флуктуации, дающим начало новым эволюционным изменениям объектов и процессов.

Симметрия – принцип логико-алгебраического подхода,идея детерминации качеств геометрических объектов правилами их задания: каждая геометрия определяется специфической группой преобразований пространства.

В неклассических науках мыслительная обработка явлений зачастую производится в обход эмпирических исследований. Теоретический поиск опирается в этом случае на сверхэмпирические регулятивы (простота, красота, сохранение, соответствие), к которым принадлежит и принцип симметрии.

Утрата наглядности. Ответственные за рост знания операции определяются не обобщением факторов, а математизацией, исключающей исходную, содержательную, понятийную ясность которая в классических науках предшествует пониманию математических структур.

Поворот от «бытия» к «становлению» - ревизия традиционного принципа объективности и разрушение привычной дискретно-телесной интуиции реальности и понимание неоднозначности онтологии вещности, переход от анализа «существующего» к анализу «возникающего». Этот факт свидетельствует о появлении эволюционной науки. Формирующаяся модель глобального эволюционизма в рамках современной науки представляет собой синтез космогонии, антропогонии и социогонии и в ближайшем будущем будет свидетельствовать о повороте научного познания к глобальному исследованию «становления» во всех его многообразных формах.

Компьютеризация. Процесс моделирования поведения больших сложных систем компьютерными методами размывает традиционные границы экспериментальных и концептуальных исследований. Возникает нетрадиционный синтетический тип научной деятельности, определяемый как машинная имитация. Особенностями этой деятельности являются: 1) удаление от натурального эксперимента; 2) переход на трудно воспроизводимый, одноразовый эксперимент; 3) обострение проблемы выявления систематической ошибки в эксперименте и т.д.

Интертеория - новый (неклассический) тип строения знания, исключающий «монополизм» из концептуальной сферы. Принимается каскадный принцип организации, проводящий исходно плюралистичную, множественную установку: теория развертывается как пучок сериал относительно самостоятельных моделей-описаний предметной области. Упор делается не на конфронтацию, а координацию подходов, обеспечивающих объемное объективное видение, в частности, за счет перебора логически и фактически допустимых альтернатив.

Т.о. неклассическая наука в целом представляет собой целостный, однородный пласт духовного развития человечества, подготовленном качественными научными и мировоззренческими процессами на рубеже XIX первой четверти ХХ вв. Реальная незавершенность интеллектуальной фазы неклассической науки не дает возможности решать вопрос датировок: известно лишь местно и время старта, начала этих процессов, но невозможно установить время финиша.

Преодолевая некритические догмы классической науки современная наука не порывает связей с ней. Органическая связь между ними просматривается в плане толкования предназначения научного знания. И классическая и неклассическая науки тождественны в одном: задача и цель науки – раскрытие природы бытия, постижение истины. Замыкаясь на натуралистическом отношении «познание-мир», «знание-описание реальности», они одинаково отстраняются от аксиологических отношений «познание-ценности», «знание-предписание реальности». Обоснованием выделения и обособления неонеклассического этапа выступает, следовательно, фактор ценности: концентрация внимания на вопросе понимания не того, «что есть» (истина о мире), а что должно быть (потребная модель мира).

 

 

Глава 4

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

 

Научное знание и его формы.

 

Человек - существо познающее. Посредством познания окружающего мира и самого себя он обретает знания, опираясь на которые организует практическую деятельность, строит свою жизнь. Видов и форм знания достаточно много, и все они связаны, во-первых, с характером мира предметов и явлений, отражением которого является, во-вторых, с особенностями самого человека как субъекта познания, в –третьих, с формами организации знания и методами процесса познания.

Обычно выделяют два вида познавательной деятельности, которые осуществляют люди, - обыденный («житейский») и научный. Обыденное познание опирается на повседневный жизненный опыт человека. Сфера действия обыденного познания достаточна широка, но она имеет и свои границы. Практика жизни, растущие потребности вывели человека на определенном историческом этапе его развития за эти границы, вывели его в мир таких проблем, которые с помощью обыденного познания решить оказалось невозможно. На этой основе возникла потребность в совершенно новой форме познания, которая позволила бы глубже и обстоятельнее постигать тайны бытия, раскрывать такие стороны и связи действительности, которые недоступны обыденному познанию. Исторически эта потребность была удовлетворена фактом появления научного знания, науки.

Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и сумму полученных в ходе этой деятельности знаний. Непосредственные цели и задачи науки связаны с раскрытием, объяснением, описанием и предсказанием фактов, процессов и явлений.

Научное знание - это не хаотическое нагромождение сведений, информации об окружающем, а довольно сложная система, имеющая определенную структуру. В качестве элементов его структуры выступают, во-первых формы, в которых знание представлено, во-вторых, уровни, в рамках которого оно организовано, в –третьих, основания, на базе которых оно существует.

К формам научного знания относятся понятия, суждения, умозаключения, которые используются и в донаучном познании, а также принципы, парадигмы, законы, эмпирические факты, научные проблемы, гипотезы, теории, в которых выражена специфика научного знания. Раскроем их содержание.

Понятие является такой формой мышления, формой знания, которая отражает предметы и явления в их общих и существенных признаках. В понятии отражается не отдельное свойство единичного предмета или явления, а общее свойство, присущее определенному множеству, группе предметов или явлений того или иного рода. В речи, в языке понятия выражаются посредством отдельных слов или словосочетаний. Человек мыслит, думает понятиями, а говорит, т.е. внешне выражает свои мысли, словами и словосочетаниями. В понятиях отражаются лишь существенные признаки и свойства предметов и явлений. От несущественных признаков мы при этом отвлекаемся, абстрагируемся, не принимаем их во внимание. В мыслительной деятельности, на основе которой происходит формирование научных знаний, понятие занимает особое место, т.к. мыслительный процесс осуществляется прежде всего путем образования понятий и оперирования ими. Наиболее общие понятия называют категориями.

В мышлении человека понятия существуют не изолированно друг от друга, они взаимосвязаны. Упорядоченная взаимосвязь понятий образует суждение. Суждение - это мысль, в которой о предмете или явлении что- либо утверждается или отрицается. Языковым выражением суждения является предложение. Свою мыслительную деятельность человек осуществляет прежде всего в форме суждений. Суждения позволяют раскрывать связи между предметами и явлениями действительности.

Соотнося и сопоставляя одни суждения с другими, можно сделать вывод, умозаключение, в котором будет содержаться новое знание. Умозаключение - это умственная операция, в которой из двух или большего количества суждений выводится по определенным логическим правилам новое суждение. Например, все элементарные частицы имеют корпускулярно-волновую природу. Электрон - элементарная частица. Следовательно, электрон имеет корпускулярно-волновую природу. Нередко умозаключения представляют собой довольно сложную систему связанных друг с другом и выводимых друг из друга суждений. Многие научные открытия ученые делали, как говорят, на «кончике пера», т.е. посредством умозаключений. Таким образом делались теоретические выводы о существовании планет (Нептун, Плутон), химических элементов (галлий, скандий, германий), формулировались исходные принципы научных теорий (теорий относительности), открывались социальные законы. Роль умозаключений, иначе говоря, в развитии научного знания весьма значительна.

Характер решения научных проблем во многом зависит от тех принципов, которыми руководствуется ученый в исследовательской деятельности. Принцип (от лат.principium – начало, основа) представляет собой базисное положение, исходную установку, определяющее начало научного знания и его формы, такие, как гипотеза, теория и др. Разные принципы, разные базисные установки накладывают свою печать на разные решения одних и тех же проблем. Существуют, например, разные версии происхождения человека. Одна из них исходит из того, что человек явился продуктом эволюции живой природы, а другая появление человека на Земле связывает с волеизъявлением Бога. Переоценка ценностей в системе принципов приводит к далеко идущим трансформациям развития научных знаний, приводит к научным революциям.

В функциональном отношении к принципам близки парадигмы (от греч. рaradeigma – пример, образец). Под парадигмой понимаются те или иные фундаментальные теоретические установки и положения, научные достижения, которые в течении определенного времени используются как образцы, как модели постановки и решения научных проблем. Парадигма позволяет успешно решать вопрос о выборе нужной теории. Выбор системы аргументов в пользу той или иной теории всегда в какой-то мере зависит от парадигмы как принятой в данном сообществе системе ценностей. Парадигма предстает как своеобразная матрица, как единая система, совокупность установок, теорий и методов, обеспечивающая особый способ видения, понимания мира либо той или иной области его. Отведенную ей роль парадигма выполняет в течении какого-то периода. Рано или поздно под давлением «аномалий», т.е. проблем, которые в рамках данной парадигмы оказываются неразрешимыми, этот период заканчивается. В системе научного знания тем самым наступает кризис, который разрешается научной революцией, открывающий дорогу новой парадигме, что знаменует начало нового периода в развитии научного знания. Овладевая содержанием новой парадигмы, ученые «видят» мир уже иначе, воспринимают и принимают его сквозь призму новых принципов и установок.

К парадигме как устойчивому знанию в известной мере примыкают законы науки. Сам по себе закон – это понятие, отображающее существенные, необходимые, повторяющиеся связи между предметами и явлениями действительности. Законы природы и общества объективны, т.е. они существуют и действуют независимо от воли и сознания людей. По своему желанию люди их не могут ни уничтожить, ни изменить, ни преобразовать. Раскрыть и понять законы может только наука как знание, постигающее сущностные связи и отношения. Законы природы и общества, познанные человеком, известны нам как законы механики, физики, химии, биологии, социологии, т.е. как законы науки. А законы науки есть не что иное, как теоретическая форма знания, отражающая объективные связи предметов и явлений действительности. Законы науки, отображающие общие и устойчивые знания между предметами и явлениями, формулируются с помощью общих высказываний.

В отличие от закона науки эмпирический факт представляет собой форму научного знания, фиксирующую единичное явление, событие, процесс. В эмпирическом познании мы имеем дело прежде всего с эмпирическими фактами. Но эмпирический факт не следует отождествлять с реальными явлениями и событиями. Если события и явления могут существовать вне отношения к человеку как субъекту познания, то факты вне такого отношения не существуют. Факт есть результат взаимодействия субъекта и объекта познания. Эмпирический факт – это форма знания, включающая в себя как констатацию реального существования объекта, так и чувственный образ этого объекта у субъекта познания.

Причем, установление эмпирического факта является следствием не только визуального или иного наблюдения. Любой факт всегда существует в рамках определенной теоретической конструкции, имеет, иначе говоря, ту или иную теоретическую «нагрузку».

Познание, как говорил К.Поппер, начинается не с наблюдений и фактов, «оно начинается с проблем». А проблема возникает тогда, когда появляется напряженность между знанием и незнанием, когда обнаруживается, что с нашим знанием что-то не в порядке, что в нем существует какое-то внутреннее противоречие. Научная проблема возникает тогда, когда старое знание обнаруживает свою недостаточность и невозможность поэтому на его основе объяснить новые факты действительности. В таких случаях в науке возникает «проблемная ситуация», выражающая противоречие между достигнутым уровнем знания и невозможностью на его основе решить те или иные задачи, незнанием путей, средств и способов их решения. Научная проблема обычно предполагает необходимость выхода за пределы имеющегося, уже достигнутого знания. Причем, решение одних проблем , как правило , сопровождается появлением новых проблем. Таким образом, от постановки одних проблем к их решению, а от него к постановке других новых проблем и происходит развитие научного знания.

В процессе решения научных проблем обычно выдвигаются различного рода гипотезы. Гипотеза – это знание, в основе которого лежит предположение значительной степени вероятности. Все наши научные знания гипотетичны по своему происхождению. Любая теория первоначально рождается как гипотеза. Многие из тех знаний, которыми мы располагаем сегодня, представлены в виде гипотез. Примером тому могут быть гипотезы об образовании Земли и Солнечной системы, о возникновении жизни на Земле, о происхождении человека, о возможности существования внеземных цивилизаций и т.п. Поскольку гипотеза не имеет опытного подкрепления, она всегда включает в себя момент неопределенности, являет собой предположение того или иного рода. Для объяснения явлений и процессов, природа которых не раскрыта, обычно выдвигается несколько гипотез, и все они со временем могут обнаружить свою несостоятельность, несоответствие фактам и умереть. Гипотеза, не получившая подтверждения, опровергнутая фактами, становится ложным знанием, т.е. не соответствующим действительности и тем самым она перестает быть гипотезой. А та гипотеза, которая получает подтверждение, приобретает статус истинного знания и на этом основании так же прекращает свое существование как гипотеза, превращаясь в теорию. Происходит это тогда, когда обнаруживается, что она подкрепляется фактами, аргументировано и доказательно объясняет и описывает те или иные явления и процессы природы и общества. Таким образом, гипотезы либо опровергаются и отвергаются, либо подтверждаются и трансформируются в теории.

Теория представляет собой систему знаний, адекватно истолковывающих, объясняющих и описывающих определенную совокупность явлений и процессов некоторой области действительности. Теория выступает как высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях тех или иных сторон объективного мира. Таковы, например, эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождении и развитии биологических видов посредствам естественного отбора, теория электромагнетизма Д. Максвелла, общая и специальная теории относительности А. Эйнштейна и др. Костяк теории составляют ее основные законы и фундаментальные принципы. Теория обычно появляется не сразу в готовом виде. Она развивается, принимая все более совершенные формы. Основная цель построения теории состоит в том, чтобы свести в единую систему все знания, накопленные в определенной области исследования. Теория дает возможность предвидеть, предсказывать ход будущих событий, выявлять тенденции и закономерности их развития. Однако объяснительно-предсказательные возможности теории не беспредельны. Рано или поздно любая теория обнаруживает свою ограниченность и уступает место новой теории, которая раскрывает явления и процессы некоторой области действительности глубже, основательнее и полнее.

Все формы научного знания, существуя относительно самостоятельно, вместе с тем диалектически взаимосвязаны друг с другом, образуя единую систему научного познания.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.011 с.)