Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основания научного знания. Наука и философия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Многообразие знаний организуется в единую систему во многом благодаря основаниям, на которые эти знания опираются. Можно выделить три главных компонента оснований научной деятельности, результатом которой являются научные знания: 1) идеалы и нормы; 2) научная картина мира и 3) философские основания науки. Разберем их по порядку. Как любая форма деятельности, научное познание регулируется определенными идеалами и нормами, в которых выражены представления о целях научной деятельности, способах их достижений и реализации. В идеалах науки утверждаются ценностные ориентации научного познания, а реализуются они через соответствующие нормы. Ориентация на поиск объективной истины издавна рассматривалась как высшая ценность в сообществе ученых. Древние греки идеалом научности провозгласили достоверное, доказательное знание, противопоставив его мнению. В Новое время в систему идеалов научности вошел экспериментальный метод как критерий проверки истинности знания. Идеалом научности в Новое время считалась так же непогрешимая вера в истинность научных законов и особую надежность научных методов. Именно поэтому идеалы науки признавались как единственно надежные критерии обоснованности полученного знания. Нормы, фиксирующие роль науки и ее ценность в общественной жизни людей, регулируют сам процесс научной деятельности, его направления и те отношения, которые складываются между исследователями, научными сообществами и учреждениями, а также между ними, с одной стороны, и государством, обществом, с другой. Для процесса познания и всех научных знаний обязательными являются такие нормы, как непротиворечивость высказываемых суждений, их прямая или косвенная проверяемость. Такие нормы, как аргументированность и доказательность научного знания, его отличие от простого мнения, «работали» на всех этапах развития науки: в Античные и Средние века, в Новое и Новейшее время. Идеалы определяют общую цель и стратегию процесса познания, а нормы регулируют конкретные условия достижения цели на отдельных этапах исследования. Идеалы и нормы научного исследования непосредственно связаны с основными функциями, осуществляемыми наукой, которые состоят, во-первых, в систематизации и организации научного знания, во-вторых, в описании и объяснении существующих фактов, в-третьих, в предсказании новых фактов, и, в-четвертых, в обосновании и доказательстве полученного знания. Идеалы и нормы научного познания должны быть поэтому приспособлены к наилучшему осуществлению этих основных функций науки. Идеалы и нормы не остаются одними и теми же на всем протяжении развития науки. Претерпевают изменения мировоззренческие установки, принципы, ценностные ориентации ученых, что находит свое отражение в идеалах и нормах познания. Если в Средние века познание предметов и явлений природы рассматривалось как средство прикосновения человека к миру небесных сущностей как цели познания, то в Новое время цель познания видится прежде всего в изучении и раскрытии природных свойств и связей предметов и явлений, в обнаружении естественных причин и законов природы. Существенную перестройку идеалы и нормы претерпели в XVII-XVIII веках, когда происходило становление теоретического естествознания, а также XX веке, когда развертывалась научно-техническая революция. Восторженный взгляд на науку, на ее беспредельные возможности, господствовавший в эпоху Просвещения, сменился в наше время более реалистическим представлением о ней как феномене, заключающем в себе не только благо, но и скрытые угрозы. Наряду с идеалами и нормами, весьма важное основание научного знания образует научная картина мира, предстающая как модель мира, методологическое и информативное значение которой трудно переоценить. Мир оказывается объектом исследования многих наук, и каждая наука формирует свое видение, понимание мира. Надо сказать, что термин «мир» употребляется для обозначения, с одной стороны, мира в целом, а с другой, его определенной части или области. В первом смысле он близок по значению к таким словам, как «Вселенная», «природа», а во втором смысле он используется в таких словосочетаниях, как «физический мир», «астрономический мир», «биологический мир» и т.д., которые являются объектами исследования специальных наук. Содержание их надо отличать от того значения, которое вкладывается в понятие «общенаучная картина мира», синтезирующая те картины природы и общества, которые фигурируют в конкретных науках. Поскольку естествознание в известном смысле образует основу современного научного знания, постольку и естественнонаучная картина мира может рассматриваться как базис общенаучной картины мира. Однако, последняя к первой сведена быть не может, поскольку она включает в себя и картину общества, создаваемую социальными и гуманитарными науками. Общенаучная картина мира дает целостное, единое представление о фундаментальных принципах бытия и развития природы и общества. Между природой и обществом есть существенное различие и внутренняя связь, что и находит свое выражение в общенаучной картине мира. Любая картина мира включает в себя представление: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии, классификации изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях взаимодействия объектов. Все эти представления могут быть выражены в принципах, раскрывающих содержание картины исследуемой реальности и выступающих как основание соответствующих научных теорий. Такие, например, принципы, как мир состоит из неделимых корпускул, взаимодействие корпускул осуществляется как мгновенное передача сил по прямой, корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени, описывают картину физического мира, сложившуюся во второй половине XVII в. и получившую название механической картины мира. Научной картине мира предшествовали мифологическая, религиозная, стихийно-эмпирическая, натурфилософская картины мира. С углублением и расширением сферы познания исследуемой реальности происходит смена научных картин мира. Так, во второй половине XIX в. произошел переход от механической к электродинамической картине мира, а в первой половине ХХ в. – от электродинамической к квантово-релятивистской картине мира, построение которой еще не завершено. И период этот сопровождался изменением системы принципов физики. Аналогичные смены картин мира происходили и в других науках. Смена картин мира осуществлялась на основе действия принципа преемственности. Старая картина мира не отбрасывалась целиком, а в известной мере сохраняла свое значение в границах ее применимости. Так, электромагнитная картина мира в физике не отвергла механическую, а уточнила область ее применения. Точно так же и квантово-релятивистская картина мира не отбросила электромагнитную, а указала переделы ее применимости. По мере развития науки и практики в утвердившуюся научную картину мира вносятся изменения, исправления, дополнения того или иного характера. Она обретает новые качественные характеристики, не принимая в то же время вид абсолютной, окончательной истины. Она всегда сохраняет возможность для дальнейшего совершенствования. Как общенаучная картина мира связана с картинами мира отдельных наук, так и философия, образующая ее теоретическую основу, находится во взаимосвязи с конкретными, частными науками. Их не следует отделять друг от друга китайской стеной, как это иногда делается. Правда, взаимосвязь философии и конкретных наук не всегда была одинаковой. В прошлом вплоть до начала XIX в. философию представляли как некую «науку наук», парящую над другими науками и диктующую им свою волю и принципы. Такой приоритет философии у ряда ученых позитивистской ориентации в середине XIX в. вызвал противодействие, которое нашло выражение в получившем известность афоризме: «Физика, бойся метафизики!». Конкретные науки, с их точки зрения, могут самостоятельно, без помощи философии решить все вопросы, волновавшие умы в течении столетий. В философии, мол, все обще, абстрактно, расплывчато, туманно, неконкретно. Она не в состоянии внести позитивный вклад в решение практических задач. Такого рода взгляды среди профессиональных философов не очень популярны, но среди части специалистов конкретных областей знания они имеют место и в наши дни. Подобное нигилистическое отношение к философии игнорирует ее специфику, ее особые задачи, которые лишь к научно-познавательным задачам сведены быть не могут. Сегодня однако все большее признание получает иная точка зрения, согласно которой философия и конкретные науки находятся в общем ряду единого научного знания. Никто из них не имеет и не должен иметь какого-то особого приоритета. И философия, и конкретные науки решают свои познавательные задачи, которые отнюдь не одинаковы. Они исследуют один и тот же объективный мир, но раскрывают его в разных аспектах и «срезах». Если конкретные науки изучают связи и законы, действующие в отдельных областях действительности, то философия акцентирует внимание на наиболее общих связях и законах, действующих во всех областях реального мира, т.е. в природе, обществе и мышлении. Между философией и конкретно-научным знанием существуют отношения не конкуренции, а взаимосвязи и взаимного дополнения. Философия дает возможность не утонуть в «море фактов», не утонуть в деталях, в частностях. Она вооружает частные науки общей теорией и общим методом для нахождения верных решений, опираясь, в свою очередь, в выводах и обобщениях на результаты исследований, на данные частных наук. Вместе же они дают возможность создать как целостную картину мира, так и научное представление о нем в деталях.
Глава 5 ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Подход к научному исследованию как к исторически развивающемуся процессу означает, что сама структура научного знания и процедуры его формирования должны рассматриваться как исторически изменяющиеся. Представляется целесообразным выделить следующие основные ситуации, характеризующие процесс развития научных знаний: взаимодействие оснований науки и опытных фактов, формирование первичных теоретических моделей и законов, становление развитой теории (в классическом и современном вариантах).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.207 (0.009 с.) |