Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы научной рациональности: классическая, неклассическая иСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Постнеклассическая наука. Соответственно трем крупным стадиям исторического развития на уки отмечаются и три типа научной рациональности. Первый тип - классическая рациональность - соответствует классической науке в ее додисциплинарном и дисциплинарно организованном состоянии и сформировалась в ходе первых двух глобальных научных революций. Классическую рациональность характеризует то, что она центрирует внимание на объекте, исключая все то, что относится к субъекту, средствам и операциям его познавательной деятельности; это - необходимое условие получения общественно-исторического знания о мире. На этом этапе цели и ценности науки, определяющие стратегию и способы фрагментации мира, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями; при этом классическая наука не осознает этих детерминаций. Второй тип - неклассическая рациональность (соответствует неклассической науке и сформировалась в ходе третьей глобальной научной революции) как раз учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Раскрытие их выступает как условие общественно-исторического описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями по-прежнему не являются предметом рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (т.е. определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Третий тип - постнеклассическая рациональность (соответствует постнеклассической науке и рождена в ходе четвертой глобальной научной революции) существенно расширяет поле рефлексии над познавательной деятельностью. Она учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем, раскрывается связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. Завершая свое изложение, отметим, что у каждого типа рациональности имеются свои основания науки, выделяющие соответствующие типы изучаемых объектов - простые, сложные, саморазвивающиеся системы. Вместе с тем между этими типами рациональности имеется преемственность: последующий не уничтожает предыдущий, а лишь ограничивает сферу его действия, лишая его статуса доминирующего и определяющего облик науки. И еще: не следует думать, что включение человека в исследуемые объекты блокирует получение объективно-истинного знания о них. Более того, "техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегии научного поиска" (Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996, с. 306).
Глава 7. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА.
Наука на современном этапе переживает глобальные изменения. Эти изменения характеризуют как четвертую глобальную революцию. Причины смены мировоззрения: самоочевидное знание классической эпохи оказалось не способным отразить мир открытых, саморазвивающихся систем, создание неевклидовой геометрии, небулевых алгебр, квантово-релятивистских посторенний, ограничительные результаты Геделя, Тарского, Бора, Гейзенберга.
Постнеклассическая наука. Наука вступила в новый период своего существования – постнеклассический. Постнеклассическая наука – наука, в рамках которой знание «функционирует как знание-инструмент, ориентированное на утверждение человека в мире. Раньше целью познания считалось знание бытия, с настоящего момента в качестве такой цели все более утверждается знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам». (1) Современная постнеклассическая наука обладает рядом характерных особенностей. 1. Результаты научных исследований применяются во всех сферах человеческого бытия. Достижения прикладных наук, изначально имеющих прагматический характер, органично сочетаются с достижениями в фундаментальных науках. Такое сотрудничество носит необходимый характер. 2. Результаты научной деятельности стали доступны широкому кругу людей. Это стало возможно благодаря достижениям в области кибернетики, т.к. изменились способы хранения и передачи научных знаний. 3. Широкое распространение получают исследования, ориентированные на междисциплинарный характер. 4. Изменились объекты исследований: в ХХ в. основными объектами исследований были системы равновесные и закрытые, в ХХI в. изучаются отрытые системы, далекие от равновесности и характеризующиеся саморазвитием. Еще более сложный тип систем, который изучают современные ученые – это исторически развивающиеся системы. Анализируя такие системы необходимо не просто произвести структурно-функциональный анализ современного состояния, но и выяснить, как изменялась система с течением времени. Целью современных исследований является не изучение субстанции, а проблемы креативизма; онтология перестала быть основным разделом философии, предметом изучения стала телеология. 5. Вместо традиционных аксиоматических, дедуктивно-индуктивных методов применяют теоретические описания, основанные на применении метода аппроксимации, все чаще используются компьютерные программы. Метод исторической реконструкции применяется не только в гуманитарных, но и естественнонаучных исследованиях. Изменяются и методы эмпирических исследований. Эксперимент в классической науке отличало свойство повторяемости, воспроизводимости. В постнеклассической науке объекты находятся в постоянном изменении, развитии, так что ни о какой повторяемости не может быть и речи. Объекты изучаются с учетом вероятностных линий развития. 6. Изменения объекта исследований привело к изменению норм, идеалов и ценностей современной науки. Наука перестала быть ценностно-нейтральной. Все современные исследования не просто предполагают их оценку, как это было в период классической и неклассической науки, а необходимо включают аксиологический аспект. Этика науки становится обязательным этапом любого научного исследования. В связи с этим изменяется цель научных исследований: поиск истины должен быть соотносим с гуманистическими ценностями. Особенностью постнеклассического этапа развития науки является соотнесенность внутринаучных целей с вненаучными и социальными ценностями и целями. 7. Бытие стало носить гуманизированный характер, основная задача ученых разных дисциплин – понимание смысла и цели существования нашего мира и как результат, выяснение путей оптимального развития человечества. Техногенная цивилизация вступила в новую стадию, когда гуманистические ориентиры являются исходными в определении стратегии научного поиска. Ученые предполагают, что эти особенности в дальнейшем проявят себя еще более контрастно и ярко. Но следует помнить, что постнеклассическая наука не уничтожила основные принципы и характерные особенности неклассической науки. Преемственность существует не только между классической и неклассической наукой, но и между постнеклассической и неклассической науками. Постнеклассическая наука ограничила сферу действия неклассической науки. Перейдем к изучению основных направлений в постнеклассической науке. Научному мировоззрению ХIХ в. присуща идея развития. Она сформировалась под влиянием открытий в физике (статическая механика и равновесная термодинамика). Объектом изучения классической и неклассической науки являются замкнутые, закрытее обратимые во времени системы, которые стремились к состоянию равновесия. Но оставался открытым вопрос: почему вопреки действию возрастания энтропии, который характеризует стремление материальных систем к состоянию теплового равновесия к беспорядку, окружающий нас мир демонстрирует высокую степень организации. Но ученые вскоре пришли к выводу, что большинство систем во Вселенной – это открытые системы, которые обмениваются с окружающей средой веществом, энергией, информацией и находится в состоянии далеком от механического и термодинамического равновесия. Особый интерес на современном этапе представляют самоорганизующиеся биологические и социальные системы. Такая тенденция связана с гуманизацией современного знания. С 70-х гг. ХХ века начинает развиваться наука о самоорганизующихся системах. Она получила название синергетика. Синергетика – наука о самоорганизации сложных, неравновесных (колебательных) систем, о превращении хаоса в порядок вдали от механического и термодинамического равновесия. Термин «синергетика» образован от греческого «синергиа», который означает «совместное действие, сотрудничество». Цель синергетики как науки – выявление закономерностей, которые управляют возникновением, структурированием и функционированием открытой системы. Развитие синергетики идет по двум направлениям: синергетика (Г. Хакен), неравновесная термодинамика (И.Р. Пригожин). Выводы, к которым пришли ученые, анализируя открытые системы. Процессы разрушения и созидания равноценны. Хаос может быть и созидателен. Развитие проходит через стадию хаоса. В синергетике хаос, как и в античности, предстает как начало и конец мироздания. Все процессы созидания проходят по единой схеме, независимо от характера системы и условий, в которых она существует. Развитие открытых систем носит нелинейный характер, т.е. предполагает несколько, абсолютно равноправных вариантов развития. Случайность стала необходимым моментом существования системы, в отличие от классической и неклассической науки, где случайность понималась как аномалия в развитии, которую необходимо избегать. Оказалось очевидным спонтанное возникновение порядка из беспорядка, решающим фактором здесь является существование петли обратной связи системы и среды. При этом система самоорганизовывается и не разрушается окружающей средой. Открытые системы могут развиваться в любом направлении. По мере развития системы количество направлений уменьшается, выявляются основные, определяющие направления в развитии, все остальные же направления подстраиваются под них. Эти направления - аттракторы. В классической науке согласно второму закону термодинамики существует один аттрактор – максимальная энтропия. Система переживает критические точки развития – точки бифуркации, здесь, в системах наблюдаются флуктуации (колебания). В таком состоянии случайность может стать определяющим фактором дальнейшего структурирования системы или ее распада. Переход от хаоса к порядку поддается математическому моделированию, ученые полагают, что в природе существует ограниченное число моделей перехода. Основные свойства самоорганизующихся систем. 1. Открытость. Согласно второму закону термодинамики, в замкнутых системах энтропия не убывает, а возрастает, но только до тех пор, пока не достигнет максимума. Но запас энергии должен иссякнуть и Вселенную ожидает в будущем «тепловая смерть». Воспрепятствовать росту энтропии невозможно и в результате во Вселенной организованные структуры должны будут распасться. Запас энергии иссякает, энтропия увеличивается, различия в системе нивелируются. В итоге мы должны получить однородное будущее. Открытие Дарвина показало, что эволюция приводит не к снижению уровня организации, а к усложнению структуры. Таким образом, Вселенная, развиваясь, усложняет свою структуру. В мире действуют две тенденции: первая - структурирование, выявление неоднородностей, которое обеспечивает существование явления самоорганизации, и вторая - деструктурализация, рассеивание неоднородностей, в результате действия которой система превращается в хаос. Второе свойство самоорганизующихся систем - нелинейность. Неравновесные системы благодаря избирательности к внешним воздействиям среды воспринимают различия во внешней среде и учитывают их в своем функционировании. Процессы изменений могут быть плавными, а могут быть скачкообразными. Для каждой системы существует оптимальный «коридор нелинейности», который способствует образованию структуры. Нелинейные системы, взаимодействуя со средой, создают условия для дальнейших изменений в своей структуре. Результаты взаимодействия непредсказуемы. И третье свойство – диссипативность. Диссипативность - это особое состояние открытой, неравновесной системы, своеобразное макроскопическое проявление процессов, протекающих на микроуровне, характеризующееся размыванием структуры, но в нелинейных системах может способствовать организации. Понятие диссипативности связано с понятием хаоса. Для классического и неклассического естествознания хаос разрушителен и пассивен, окончательный продукт разложения и дезорганизации. В синергетике хаос - материальное начало, которое не только разрушает, но и созидает. Благодаря ему материя деструктурируется и насыщается неопределенностью, порождает структурные организации и оказывается способной к самоорганизации. Таким образом, хаос в нелинейных, открытых системах проявляет себя как творческое начало. Универсальный эволюционизм. Следующей важной идеей стала идея развития мира. Вплоть до второй половины ХХ века фактор времени не играл роли, даже переход от классической ньютоновской физики к неклассической (квантовой и релятивисткой) ничего не изменил. Правда, были введены понятия энтропии и «стрелы времени». К концу ХХ века появляется единая модель универсальной эволюции. Представители: И. Пригожин, Н. Моисеев, В Казютинский. Были выявлены общие законы природы, которые связали в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма. В этой концепции Вселенная предстает как развивающееся во времени природное целое, а вся история Вселенной от Большого Взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой. Материальный мир развивается, его структура усложняется. Глобальный эволюционизм – это не просто признание временности в развитии материи, но и понимание логики развития Вселенной. Главным принципом является принцип отбора. Наименее эффективные линии развития не переходят на следующий уровень организации материи, но при этом, находясь на более высоком уровне развития, материя впитывает весь предыдущий опыт. Основная проблема глобального эволюционизма – выявление условий, при которых стало возможно саморазвитие Вселенной. Спектр таких условий очень узкий. Более того, переход на каждый новый, более высокий уровень организации является все менее и менее вероятным. Однако возможность такого перехода рано или поздно реализуется. Причем существует закономерность глобального ускорения развития: для перехода на очередной уровень качественной организации материи требуется все меньше времени. Это значит, что каждый более высокий уровень организации материи более разнообразен, поле возможных путей эволюции у него намного шире, кроме того, он более динамичный, чем предыдущий, протекающие в нем процессы более интенсивны, их скорость более высокая. Это позволяет быстрее выбрать тот путь, который ведет на следующую ступень организации материи. В настоящее время идея глобального эволюционизма дает представление о мире как о целостности, позволяет мыслить общие законы бытия в их единстве. Ориентирует современное естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации. Развитию Вселенной свойственна направленность, несмотря на отсутствие цели. В результате непрерывного возникновения все более и более сложных материальных образований во Вселенной возникает жизнь. А на этой основе возникает и разум. Вселенная обрела в лице человека способность познавать себя, законы своего развития. Воля человека способна вмешиваться в процессы самоорганизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.176 (0.01 с.) |