Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы научного исследования и их классификация↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ме́тод (от греч. мЭипдпт — «способ») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Классификация: 1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др. 2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые как бы выступают в качестве своеобразной “промежуточной методологии” между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как “информация”, “модель”, “структура”, “функция”, “система”, “элемент”, “оптимальность”, “вероятность” и др. 3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. Методы психолого-педагогического исследования, о которых далее будет идти речь, относятся к частнонаучным методам. 4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования. 5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных исследований и программ. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Их различие проводится по различньм основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т.п.
Эмпирический — это такой уровень научного исследования, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На эмпирическом уровне исследование ориентировано на познание явлений. Соответственно предмет исследований на этом уровне составляют характеристики наблюдаемых явлений и их соотношения. На эмпирическом уровне используются средства реального наблюдения, измерения, которые должны обеспечивать материальное взаимодействие исследователя с познаваемыми при родными или социальными объектами. Главной формой является научный (эмпирический) факт. Он должен быть адаптирован как к специфике наблюдаемых объектов и явлений, так и к особенностям их теоретического объяснения. На теоретическом уровне исследование направлено на выяв ление сущности исследуемого объекта (явления, процесса) как совокупности присущих ему законов, т.е. основная задача теоретического исследования — объяснение явлений. Непосредственный предмет исследования в данном случае представлен в виде системы моделей, представляющих, замещающих реальные объекты, где интересующие исследователя процессы проявляются как бы и в чистом виде. Поэтому они же являются и основным средством теоретических исследований. Результаты научных исследований на теоретическом уровне фиксируются в форме понятий, законов, принципов, категорий, а в идеале — в форме развитой теории. Основные формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория) Формы научного познания характеризуют этапы получения и развития знания. Схема соотношения форм научного познания: Факт–>Проблема–>Идея–>Гипотеза–>Теория. Факт – достоверное эмпирическое знание о произошедшем событии. Но факт констатирует, а не раскрывает сущность. Факт складывается из следующих стадий: 1. данные наблюдений; 2. очищение (обработка) данных наблюдений; 3. интерпретация очищенных данных. Проблема – «знание о незнании», факт недостаточности знания. Ее нельзя объяснить уже существующими знаниями. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают: 1)неразвитые-это задачи, к-рые характеризуются след. чертами: а) это естандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, к-рая возникла как закономерный результат познания, в) задача - решение к-рой направ-но на устранение противоречия, возникшего в познании, г) задача, путей решения к-ой не видно.
Гипотеза – новое обоснованное знание, к-рое признано объяснить возникшее противоречие. Является системным, обоснованным, но еще вероятное, не достоверное. Переход от проблемы к гипотезе очень сложен, он не является непрерывным, а характеризуется поиском, озарением и творчеством. Здесь нет логики открытия, а есть логика, способствующая открытию (гибкость мышления, творчество…). Гипотеза должна быть непротиворечивой; объяснять больше явлений, чем потребовалось для ее создания; логичной; желательно, чтобы была простой (без излишеств, минимальное кол-во элементов, изящность. Простота – это не упрощенность). Гипотеза становится теорией, когда предсказывает ранее невиданные явления, к-рые впоследствии обнаруживаются на практике. Превращение гипотезы в теорию не меняет содержания гипотезы, ибо развитая, обоснованная гипотеза представляет собой сложную, развернутую систему знаний. Теория – высшая форма научного познания. Это достоверное, системное, раскрывающее сущность знание. Как система знаний теория меет сложуню структуру. Основными структурными компонентами теории явл-ся теор модель, т.е. система абстрактных объектов. Относительно к-рых строятся все высказывания теории. Эта теор модель сложным образом связана с матем-м аппаратом теории Научные революции Качественно особые фазы (периоды) в русле интенсивного развития научны дисциплин представляют собой научные революции. Научная революция — это процесс коренных изменений в определенной области знаний или отдельной дисциплине, происходящих в сравнительно короткое время. В настоящее время революционные изменения в науке связывают, во-первых, с построением новых фундаментальных теорий, радикально меняющих наиболее общие представления об исследуемой реальности и принципы объяснения исследуемых объектов, явлений, процессов. Примеры научных революций, связанных со сменой фундаментальных теорий: создание релятивистской механики, разработка эволюционной теории в биологии, пришедшей на смену теории катастроф, последовательная разработка фундаментальных экономических теорий (меркантилистской, физиократической, трудовой теории стоимости). Во-вторых, с разработкой и использованием новых научных средств и методов. Классические примеры: создание и использование в научной работе телескопа, микроскопа, радиотелескопа, туннельного сканирующего микроскопа, ускорителя, лазера, компьютера. В-третьих, с перестройкой оснований науки (прежде всего сменой научной картины мира, идеалов и норм исследования). Последний вариант представляет собой наиболее глубокие и радикальные изменения в научном способе познавательного освоения реальности. Примерами такого рода изменений являются процессы, связанные с эволюцией схем объяснения в русле перехода от классической науки к неклассической, от неклассической науки к постнеклассической.
Современные научные революции активно стимулируются запросами производственно-технической сферы и в свою очередь оказывают на нее мощное обратное воздействие. Учитывая эту важную особенность, их часто квалифицируют как научно-технические. Так квалифицируют события, связанные с разработками в области энергетики, создания новых материалов, автоматизацией производства, созданием новых систем искусственно! и интеллекта, новых поколений компьютеров и др.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.102 (0.011 с.) |