Общенаучные теоретические методы. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общенаучные теоретические методы.



К наиболее значимым методам теоретического познания относятся: формализация, аксиоматический метод, индуктивный, гипотетико-дедуктивный методы.

Формализация – это отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Этими знаками могут быть формулы или отдельные символы. Формализация является предпосылкой количественной обработки информации, операций не с самим знанием, а с его символами, ускоряющих процесс анализа.

Аксиоматический метод – это способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы, из которых все остальные положения выводятся логическим путем. Так, в основе логики лежит именно аксиоматический метод.

Индуктивный метод – это движение мысли от единичного к общему, выведение на основании ряда фактов, случаев тенденций, закономерностей и законов.

Среди индуктивных методов выделяют методы установления причинных связей (так называемые правила Бэкона – Милля). Это метод единственного сходства и метод единственного различия. Первый отображается следующей формулой:

 

АBC→K

UBP→K,

следовательно, причиной К является В.

Второй – формулой

АBC→K

АBP→K,

следовательно, причиной К не являются Р и С.

Гипотетико-дедуктивный метод – это метод, сущность которого заключается в формулировании гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Данный метод целесообразно применять в условиях ограниченности эмпирического опыта. И нужно иметь в виду, что конечные утверждения будут иметь чаще всего вероятностный характер.

Моделирование – это метод исследования объектов на их моделях, воспроизводящих объекты либо предметно, либо аналитически.

Системный подход – это метод исследования, заключающийся в рассмотрении объектов как систем. Для этого необходимо: 1) определить основные структурные элементы объекта, определить его границы; 2) выявить основание целостности системы – скрепляющий ее фактор – явление эмерджентности; 3) выявить взаимосвязь элементов системы.

Структурно-функциональный метод – разновидность системного подхода – заключается в определении структуры объекта и описании функций, которые выполняют отдельные элементы объекта в целях целостности и функциональности объекта.

Вероятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Названные методы опираются на теорию вероятностей. Например, среди множества людей обязательно будут мужчины и женщины или лица, разделяющие те или иные взгляды. А если отбор осуществлялся при помощи случайных методик, то удельный вес отдельных групп, в принципе, будет соответствовать их долям в составе генеральной совокупности.

В статистических методах предсказания носят не достоверный, а вероятностный характер. Статистическая закономерность позволяет прогнозировать не поведение одного человека (или иных элементов исследуемой общности), а совокупности людей. Вероятностно-статистические методы широко применяются в физике, социологии.

Вопросы для повторения

1. Что такое методология научного исследования?

2. В каких значениях используется понятие «методология»?

3. Что такое нормативная и дескриптивная методология?

4. Приведите основные классификации методов исследования.

5. В чем разница общенаучных и частнонаучных методов?

6. Приведите примеры индукции и дедукции?

6. Приведите пример научного обобщения.

7. Приведите пример научного абстрагирования.

Резюме по теме

Итак, методология выступает как система знаний о способах достижения нового знания, то есть способов получения информации; ее анализа; интерпретации и объяснения. Существуют общие методологические принципы научного исследования, но при этом они имею конкретное применение в зависимости от конкретной науки.

Тема 4. Методология и методы социальных наук.

Цель и задачи занятия: Сформировать представление о специфике социальных исследований, их методологии и методике.

Специфика социальных наук.

Специфика социального познания состоит, прежде всего, в объекте исследования. В отличие от естественных наук, которые изучают природные объекты, существующие в реальном физическом мире, социальные науки исследуют социальные явления и процессы. Специфика социального бытия состоит в том, социальные факты имеют объективный характер лишь условно. Факт становится таковым в значительной степени по мере того, как он получает наименование и осмысление. Например, глобализация – это аналитическая модель, описывающая разнохарактерные и противоречивые социальные явления и процессы, происходящие на различных уровнях социального бытия. Этот процесс имеет свою логику и тенденции, но он развивается не в силу изначальной заданности именно такого вектора развития, а в связи с коллективными интересами (государств, корпораций, личностей и др.).

Вследствие этого, исследование социальных процессов уже есть своего рода их конструирование. «Когда мы говорим, что социологическое суждение истинно, то подразумеваем, что оно согласуется со своим предметом. Это согласование может быть понято в двух различных смыслах: с одной стороны, научное суждение может соответствовать социальному явлению, выступающему предметом социологического исследования, а с другой — социальное явление может приводиться в соответствие с социологическим суждением. Итак, либо социологическое познание уподобляется феномену социального мира, либо, напротив, явление уподобляется продукту научного производства, каковым является социологическое суждение»[5]

Во-вторых, результаты социальных исследований гораздо в большей степени, нежели результаты естественнонаучных, зависят от субъективной составляющей научного знания – методики и процедуры получения научного знания и того, кто их формирует и использует. Та же глобализация может иметь позитивный либо негативный контекст в зависимости от того, какого рода факты видит и использует исследователь для ее описания. Это так называемая постнеклассическая научная парадигма.

Итак, субъект-объектный характер социальных процессов, их существование на разных уровнях социального бытия и множественность способов их исследования обусловливают плюрализм их теоретических и эмпирических описаний.

Таким образом, на результаты исследования социальных процессов напрямую влияют методология, методика, техника и процедура исследования.

Любое знание о различных сторонах социальной действительности может быть основано на различных способах познания. Источниками знания и способами его получения могут быть: интуиция, прозрение; опора на научный авторитет; традиция; здравый смысл. Все это характеризует донаучное, внерациональное знание. Научное познание предполагает возможность измерения того или иного объекта, которое затем может быть подвергнуто проверке. Результатом научного исследования является описание фактов и установление соответствия между фактами. Такова логика научного исследования, сложившаяся еще в XVII-XVIII вв.

Классическая парадигма социального познания предполагает, что объект исследования существует объективно и сам по себе представляет собой факт. Следовательно, исследование имеет своей конечной целью описание свойств объекта и представление этого описания как своего рода истины. Объект один и истина тоже одна. Целостность и непротиворечивость – главные качества объекта исследования и его описания. Классическая парадигма господствовала в социальных исследованиях до конца XIX в. В особенности ее иллюстрируют социологические теории О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, видевших в обществе жесткую конструкцию, складывающуюся из взаимозависимых элементов, с линейной логикой развития. Познание заведомо действующих законов структуры и развития общества и есть главная задача исследования.

На смену классической парадигме пришла неклассическая, которая главное внимание уделяла методологии и методам познания. Ее основоположником считается М. Вебер. Основной вопрос неклассической парадигмы не «Что познавать?», а «Как познавать?». И основная проблема познания – не объяснение, а понимание.

И, наконец, постнеклассическая парадигма главное внимание уделяет субъекту познания, его исследовательской и общей культуре, знаниям и стереотипам.

Поэтому достаточно часто можно встретить следующую оценку социологии: «…Современная социолоия – не просто "не наука", она больше и сложнее, чем собственно "наука", поскольку включает изощренное искусство наблюдения и интерпретации социальной реальности»[6].

Итак, под методологиейсоциальногоисследования понимается система принципов и способов организации и регулирования познания, обоснование методов и процедур, при помощи которых возможно исследование данного социального объекта. Например, методология исследования общественного мнения исходит из принципиальной возможности его исследования, во-первых, и из наибольшей эффективности массового опроса для реализации этих целей, во-вторых. В-третьих, предполагается принципиальная невозможность и ненужность опроса каждого участника исследуемой совокупности и, следовательно, необходимость использования выборки. В-четвертых, методология исследования устанавливает связь принципиальную между конкретным суждением респондента и аналитической моделью. Например, массовое ожидание респондентами ухудшения политической ситуации в стране является основанием построения гипотетической модели процесса негативной динамики политических ожиданий населения.

На основании методологии строится методика исследования – комплекс приемов, посредством которых осуществляются сбор, анализ и обработка данных. Исследование общественного мнения включает комплекс методов, в частности, теоретические методы анализа понятия «общественное мнение» и его операционализации, метод отбора исследуемой совокупности – метод квотной выборки, метод сбора информации – анкетный опрос, метод обработки информации – линейное распределение данных.

Каждый метод включает комплекс последовательных операций – технику исследования. Например, опрос предполагает использование открытых и закрытых вопросов.

И, наконец, последовательность применения методов, общая система действий и способов организации исследования составляют процедуруисследования.

Особое значение при проведении собственного исследования имеет составление программы исследования. Программа – это изложение общей концепции исследовательского проекта, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-практической деятельности.

Программа включает три основных раздела:

1) теоретико-методологический (содержит определение научной проблемы и описание способов ее решения);

2) методический (содержит характеристику основных способов сбора данных и описание ожидаемых результатов);

3) организационный (включает определение основных этапов исследования и сроков их выполнения).

Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: методологической части (формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования) и методической части (определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ).

Выделяют следующие основные этапы составления программы исследования:

- формулировка проблемы;

- определение цели, задач, объекта и предмета исследования;

- логический анализ основных понятий;

- выдвижение гипотез;

- определение выборочной совокупности;

- составление инструментария;

- полевое обследование;

- обработка и интерпретация полученных данных;

- подготовка научного отчета.

Формулировка проблемы. Проведение исследования и составление программы начинается с правильной постановки проблемы. В исследовании социальная проблема выступает как своего рода состояние знания о незнании определенных сторон (количественных и качественных характеристик) явления или процесса. Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Это может быть незнание причин роста молодежной преступности, увеличения безработицы, или снижения жизненного

Определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Задачи исследования могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины.

Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком - люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа - студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т. п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Причины неуспеваемости в вузе - это предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Логический анализ основных понятий. В этом разделе программы предусматриваются такие методологические процедуры, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепцию исследования, а значит, реализовать его цель и проверить правильность выдвинутых гипотез. Их суть состоит в логическом структурировании основных понятий, определяющих предмет исследования. Логический анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе - уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он поможет правильно объяснить полученные результаты. Результатом подобной процедуры выступает теоретическая модель предмета исследования.

Выдвижение гипотез. Их совокупность отражает богатство и возможности теоретической концепции, общую направленность исследования.

Создание теоретической модели предмета исследования. Теоретическая модель предмета исследования - это представляющая внутри себя единое логическое целое совокупность абстрактных объектов, которые описывают проблемное поле, попавшее в сферу вашего теоретического интереса. Теоретическая модель предмета исследования - основной путеводитель социолога в безбрежном море эмпирической информации. Она напоминает план города, без которого турист бессмысленно блуждает в лабиринте улиц. Теоретическая модель связывает в единое целое а) одни понятия с другими, б) одни факты с другими фактами, наконец, в) факты и понятия между собой. Прежде всего, она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков.

Итак, центральным моментом разработки программы исследования выступает создание теоретической модели.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.252.84 (0.009 с.)