Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции научной теории и ее структура.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наиболее сложной формой научного знания является теория (от греч. teoria – рассмотрение, исследование). Теория, в отличие от суждения или умозаключения, дает целостное отображение закономерных и существенных связей определенной сферой действительности. «Научная теория, по существу, является единственным завершенным продуктом любой полноценной науки, производящей экспертное знание. Только этим продуктом академической науки и могут пользоваться те, кто занят в любых сферах преобразующей и корректирующей практики. Только в виде теоретических моделей (независимо от того, в каком жанре знания они получены) собственно научное знание может быть передано представителям науки прикладной (разрабатывающими специфические средства практической деятельности - технологии) и практикующим специалистам. В развитых науках теоретические модели 1) опираются на эмпирически или экспериментально проверенные и неоднократно подтвержденные результаты наблюдений; 2) фиксируют взаимосвязь ограниченного перечня взаимодействующих переменных (последние описываются как система взаимосвязанных понятий); 3) представляют повторяемости наблюдаемых явлений; 4) фиксируют условия и ситуации, при которых наблюдаемые явления должны обязательно воспроизводиться; 5) дают объяснение им; 6) закладывают с учетом заданных ограничений предпосылки прогнозирования поведения объектов определенного класса. Именно и только это позволяет использовать теоретические модели в практической деятельности»[3]. Примером социологических теорий являются, например: теория социального действия М. Вебера или структурно-функциональный подход Т. Парсонса и Р. Мертона. Любая теория, с точки зрения К. Поппера, должна удовлетворять следующим требованиям: 1) быть непротиворечивой; 2) быть экспериментально проверяемой. Выделяют следующие элементы теории: 1. Исходные основания – понятия, аксиомы, законы и т.д. 2. Идеализированные объекты – аналитические модели исследуемых объектов. 3. Логика теории – совокупность определенных правил и способов доказательства. 4. Совокупность законов и законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории. Научные теории можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от возможности использования научного знания, выделяют фундаментальные и прикладные теории. В зависимости от того, насколько глубоко теория стремится проникнуть в сущность исследуемого объекта, выделяют феноменологические и нефеноменологические теории. Первые описывают наблюдаемые в опыте свойства и характеристики объекта, не вникая в их внутренние механизмы. К ним относятся многие теории естественных наук, социологические теории. С развитием научного знания феноменологические теории уступают место нефеноменологическим. Для последних характерно раскрытие внутреннего механизма изучаемых явлений – познание законов развития и функционирования объектов. Теории также классифицируются в зависимости от точности предсказаний, которые можно делать на их основе. При помощи одних теорий (из классической физики, химии) можно делать точные прогнозы. На основании других - так называемых стохастических – лишь вероятностные. П. Штомпка в статье «Формирование социологического воображения. Значение теории» пишет о следующих видах теории: 1) объяснительная теория – наиболее важный тип теории, смысл которого состоит в объяснении реальных социальных проблем (отвечающая на вопрос «почему?); 2) эвристическая теория – не проверяемая непосредственно, но предлагающая возможные варианты объяснения социального порядка (отвечающая на вопрос «как?); 3) аналитическая теория – обобщающая и классифицирующая объяснительные теории, создающая научный язык; 4) экзегетическая теория – систематизирующая и критикующая другие теории[4]. Специфическую структуру имеют теории социальных наук. Так, в структуре социологического знания выделяют: 1. Общесоциологическую теорию. С ее помощью происходит анализ социальной реальности в ее целостности. Она дает ответы на вопросы: «Что есть общество?», «За счет чего оно существует и сохраняет целостность либо, наоборот, распадается?», «Каковы основные структурные элементы общества и как они взаимодействуют?» и др. 2. Специальные социологические теории или «теории среднего уровня», как предложил именовать их Р. Мертон. Они занимают промежуточное положение между общесоциологическими теориями и первичным обобщением собранных эмпирических данных. У специальных социологических теорий собственный объект исследования, более узкий, чем «общество», и собственный предмет, представляющий собой аналитические модели тех или иных элементов социальной реальности. В теориях среднего уровня используются идеи и терминология из общесоциологической теории, но «суженные» до предела данного контекста. Например, понятие «мотивация» из общесоциологической теории «сужается» до категории «мотивация политического участия» в политической социологии. В отечественной социологии утвердился также термин «отраслевые социологии», не вполне совпадающий с понятием специальные социологические теории, но родственный с ним в отношении того, что в отраслевую социологию входит комплекс теоретического и эмпирического знания о специфическом предмете исследования. Формирование комплекса теорий среднего уровня и, в целом, отраслевых социологий также производно от того факта, что давать наиболее общие и универсальные ответы на вопросы о смысле социальной действительности становится все труднее как в силу того, что на многие из них уже ответы уже даны теми концепциями, которые были сформулированы на протяжении XIX-XX вв., так и потому, что сама социальная действительность, впрочем, как и социологическая наука, многократно усложнилась по сравнению со временем зарождения и начального развития социологии. Современным социологам все труднее быть универсалистами. Специальные социологические теории или отраслевые социологии можно сгруппировать в зависимости от типологической схожести их объекта: 1) теории или отрасли социологии, объектом которых являются различные социальные институты. К их числу относятся: социология политики, экономическая социология, социология культуры, социология семьи, социология религии, социология права, социология образования, социология армии, социология искусства, социология СМИ и др.; 2) теории или отрасли социологии, объектом которых являются уникальные либо типологически единые социальные общности и группы. К их числу относятся: социология молодежи, социология поколений, социология организаций, социология города, социология организаций, социология села и др.; 3) теории или отрасли социологии, объектом которых являются специфические социальные процессы. К их числу относятся: социология конфликта, социология девиантного поведения, социология миграции, социология войны, социология революции и др. Нетрудно заметить, что грань между понятиями «социальный институт», «общность» и «процесс» в ряде случаев достаточно условна. Так город – одновременно и институт и общность, девиантное поведение включает и процессуальный и институциональный компоненты, политика и экономические процессы – вообще представляют собой объекты междисциплинарных сфер науки и т.д. Точно так же не существует четких границ между отраслевыми социологиями. К основным функциям научной теории относятся: 1) синтетическая – объединения отдельных знаний в целостную систему; 2) объяснительная – выявление взаимозависимостей элементов изучаемого явления, его существенных характеристик, законов его развития; 3) методологическая – на базе теории разрабатываются методы и инструментарий исследования; 4) прогнозирующая – возможность определения вариантов развития объекта; 5) прагматическая – способствующая изменению действительности, влиянию на ход природных и социальных процессов. Ключевым элементом теории является закон – устойчивая связь (отношение) между явлениями и процессами. Эта связь характеризуется: 1) объективностью – независимостью от конкретного исследователя; 2) существенностью – любой закон присущ всем без исключения процессам и явлениям данного класса; 3) необходимостью – эта связь существует всегда; 4) повторяемостью. Вместе с тем, характеризуя формулирование закона как основную цель научного исследования, необходимо отдавать отчет в том, что далеко не во всех сферах действительность действуют такие законы. Например, в социологии можно с очень большой условностью вести речь о «законах», так как социальная действительность характеризуется очень большим разнообразием и изменчивостью. К тому же субъектами социального действия и взаимодействия являются люди и их группы, которые совершают не только рациональные, но и нерациональные поступки, руководствуются многообразием социальных норм и ценностей. Поэтому их поведение инвариантно и зачастую сложно прогнозируемо. Вопросы для повторения 1. В чем специфика эмпирического знания? 2. В чем специфика теоретического знания? 3. Каковы особенности взаимодействия субъекта и объекта в эмпирическом и теоретическом исследованиях? 4. В чем отличие гипотезы от теории? 5. Приведите примеры научных понятий? 6. В чем состоят функции научной теории? 7. Назовите основные типы научной теории (по П. Штомпке). Резюме по теме Научное знание (познание) существует в двух уровнях – эмпирическом и теоретическом. Они различаются в зависимости от характера взаимодействия субъекта и объекта исследования, назначения и используемых методов. Конечной целью познания является построение теории – целостного учения об объекте, включающего понимание его сущности и структуры и эмпирически достоверной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.240.14 (0.008 с.) |