Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методологические подходы в социальных науках.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В социальных науках сформировалось несколько основных методологических подходов к исследованию социальной реальности. Институциональный подход. Он означает анализ институциональных ограничений, существующих в рамках социальной системы. В соответствии с неоинституциональным подходом институт представляет собой совокупность санкционируемых правил в единстве с социальным механизмом их защиты. С этой точки зрения структура и эволюция системы управления во многом будет зависеть от действенности и укорененности социальных институтов. В анализе влияния социальных институтов особое место занимает государство и те ограничения, которые оно накладывает на системы управления посредством правового и силового регулирования, степень развития рыночных институтов, а также неформальные институты, такие как коррупционные ожидания участников, клиентелы, клановость и др. Сложность применения институционального подхода состоит в том, что одновременно функционирует множество социальных институтов, как формальных, так и неформальных. Причем их действенность и регулятивный потенциал различаются. Формальные институты системы управления представляют собой поддерживаемые большинством нормы и правила, находящие воплощение в официальных документах, официальной управленческой иерархии. Неформальные институты поддерживаются, как правило, меньшинством наиболее ресурсно обеспеченных участников системы, и воплощены они в теневых нормах и практиках, в неофициальной иерархии. В условиях свободы выбора акторы выбирают более эффективные с точки зрения минимизации издержек институты. И в ряде случаев неформальные институты оказываются более действенными. Но их анализ затруднен именно из-за их латентности. К тому же сами институты изменяются, адаптируясь к тем изменениям, которые происходят в ходе социальных процессов. Динамический подход. Для динамического подхода к исследованию социальных процессов характерен первостепенный анализ временных аспектов процесса. Ими являются: продолжительность, стадии (фазы), интенсивность, направление, ритм. Стадии (фазы) социального процесса – определяются тем, насколько качественны изменения объекта. Например, формирование малой группы проходит следующие стадии: стадия конгломерата, когда люди объединяются в группу под влиянием внешнего воздействия; стадия дифференциации, когда определяется индивидуальность каждого участника; стадия структурирования в соответствии с функциональными ролями и личными предпочтениями; стадия интеграции. Направление социального процессаопределяется, исходя из разницы в конечном и начальном состояниях объекта. Однако такую разницу можно определить лишь пост-фактум, когда процесс завершился. Если же он только начался, его направление можно определить лишь гипотетически – как возможный сценарий. Исходной гипотезой в этом случае могут служить декларации, цели и интересы наиболее ресурсно обеспеченных участников процесса. Продолжительность социального процесса – время от начальной до конечной стадии. Началом процесса и началом его первой стадии является состояние объекта, нарушающее сложившееся равновесие. Завершением – вновь наступившее после определенных изменений состояние равновесия. Продолжительность процесса часто характеризует его значимость для социальной среды. Например, процесс перехода от традиционного общества к современному в странах Европы занял несколько веков и коренным образом повлиял на весь остальной мир. С другой стороны, социальный процесс может проходить в течение неизмеримо меньшего времени и оказывать столь же существенное воздействие. Это относится к социальным процессам с высокой степенью интенсивности – например, революциям. Интенсивность процесса – характеристика, означающая насыщенность социального процесса событиями. Социальное событие – это такое изменение, которое «переживается в своей полноте и несомненности участниками социальной жизни»[7]. Чем более насыщен процесс событиями, тем выше его интенсивность. Для конкретных типов социальных процессов можно выделить и специфические события, которые являются индикаторами их интенсивности. Для войны – боевые столкновения, смерть людей, расход боеприпасов и др. Для социализации – количество агентов социализации, с которыми контактирует индивид, количество единиц информации, им подученных и т.д. Ритм социального процесса – это равномерность распределения однопорядковых событий на всех стадиях процесса. В этой связи процессы могут быть ритмичными и аритмичными, когда большая часть значимых для данного процесса событий происходят на некоторых стадиях. Впрочем, аритмичность, в той или иной мере по большому счету свойственна большинству социальных процессов. Стабильный ритм, как правило, характерен для так называемых циклических процессов, и то далеко не во всех случаях. Динамический подход к исследованию социально-экономических и политических процессов может быть достаточно эффективным. Однако перед исследователем зачастую встает проблема определения точек начала и завершения социального процесса. Что считать началом его первой стадии – событие или то, что это событие вызвало. Что считать началом избирательной кампании – ее официальный старт, заданный законодательным актом, или агрегацию частных и корпоративных интересов потенциальных кандидатов и их спонсоров. Факторный подход подразумевает анализкомплекса факторов, воздействующих на развертывание, ход и завершение социального процесса. В связи с динамикой социального процесса можно выделить факторы старта, факторы интенсивности, факторы ритма, факторы изменения направления, факторы эскалации, факторы затухания, факторы стагнации, факторы завершения, факторы продолжительности процесса. Факторы старта чаще всего – это структура объекта, в которой основную роль играют распределение социальных ресурсов (статусов, денег, власти, норм, информации и т.д.) между акторами (индивидами, группами, организациями, институтами) и их цели. Выявление целей крайне сложно из-за их многообразия, недостаточной осознанности самими акторами, и высокой степени латентности. Цели декларируемые и латентные (скрытые) вообще могут не иметь точек соприкосновения. Цель функционирования муниципального учреждения может быть задекларирована как организация социальной помощи гражданам. Латентной же целью большинства сотрудников вполне может являться получение «статусной ренты» в виде взяток с клиентов. И, в целом, вместо стабилизации социальной ситуации в регионе или муниципалитете, функционирование этой организации может стать фактором роста социальной напряженности. Факторы интенсивности процесса находятся в сферах степени несовпадения интересов и целей акторов, различия их ресурсной обеспеченности, ценностной значимости процесса для его участников. Если цели участников конфликта – взаимное уничтожение – такой процесс может достичь высшей степени интенсивности – физического столкновения сторон со смертью большинства участников и распадом социальных структур. Факторы ритма могут быть самыми разнообразными. Это и динамика ресурсной обеспеченности, и стратегии акторов, и неравномерность воздействия внешней среды, и институциональные ограничения. Например, интенсивность избирательных кампаний чаще всего снижается после активного старта и вновь увеличивается незадолго до выборов. Это – результат воздействия избирательных технологий, которые диктуют необходимость яркого позиционирования кандидата для фиксации его образа в сознании электората и восстановления этой «картинки» непосредственно перед выбором – чтобы восстановить этот образ. Факторы эскалации часто редуцируются к реконфигурации акторов, их ресурсов и интересов. Часто также они заданы институциональными ограничениями – как в вышеописанном случае. То же можно сказать и о факторах затухания и о факторах изменения направления процесса. Факторы завершения могут находиться в сфере достижения конечных целей участников процесса. Процесс может также завершиться с выбыванием акторов из взаимодействия или утратой ими первоначальной заинтересованности в конкретном результате. У них также могут иссякнуть ресурсы. Либо временные рамки процесса могут быть заданы изначально – избирательная кампания, образовательный цикл и др. Приблизительно такой же характер имеют факторы продолжительности. Как и предыдущие теоретические походы, факторный тоже имеет свои ограничения и сложности. Его применение возможно лишь в случае четкого понимания динамики процесса. Иначе факторная составляющая социального процесса не будет соответствовать реальной ситуации. Исследователь может диагностировать факторы конфликта на стадии его эскалации, но технология по урегулированию конфликта, предложенная им, может оказаться неэффективной из-за непонимания факторов, вызвавших данный конфликт. Необходимо понимать, что автономность всех этих подходов и парадигм носит чисто теоретический характер. Просто на первый план в парадигме исследования выходит та или иная составляющая – динамика, институты или факторы. В значительной степени ограничения этих исследовательских парадигм преодолевает системный подход к изучению социальных процессов. Системный подход. Основу системного подхода к исследованию социальной жизни заложили еще социологические концепции О.Конта и в особенности Г.Спенсера, проводившие аналогии между обществом и живым организмом и тем самым подчеркивавшие жесткую функциональную связь между отдельными элементами социального объекта. Однако окончательно системный подход сформировался к середине XX в. в работах Л.Берталанфи «Общая теория систем: критический обзор», Н.Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», Т.Парсонса «Социальная система», «Общая теория систем» и др. Сущность системного подхода состоит прежде всего в двух базовых постулатах. Во-первых, система представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (структуру), связи между которыми прочнее, нежели их связи с внешними по отношению к системе объектами. Это позволяет системе находиться в состоянии относительного равновесии и, следовательно, сохраняться и самовоспроизводиться. Во-вторых, данная система имеет границы и взаимосвязана с внешней средой, которая оказывает на нее воздействие и может вызывать внутренние изменения системы. Аспект взаимодействия «система – среда» в наибольшей степени нашел отражение в теории политических систем (К.Дойч, Г.Алмонд, С.Верба). С этих позиций функционирование политической системы – это непрерывное реагирование на те требования (вызовы), которые предъявляет к системе внешняя среда (избиратели, группы интересов, политические системы других стран и др.). Соответственно, главными последовательными фазами системного анализа социальных процессов являются: 1) определение границ процесса, то есть его структуры. Структура социального процесса включает: а) участников (акторов), обладающих набором ресурсов; б) цели, к достижению которых они стремятся; в) действия, которые они совершают; г) нормы и институты, которыми руководствуются участники; 2) определение внешней среды процесса, оказывающей воздействие на его ход. Внешняя среда также структурирована. В ней действуют различные социальные агенты, которые могут оказать или оказывают влияние на процесс в соответствии со своими целями. Они действуют на основании комплекса норм, которые могут отличаться от внутренних социальных регуляторов процесса. И в том, и в другом случаях анализ интересов внутренних и внешних социальных агентов и институциональных ограничений, которые заданы, составляет основу теоретической модели социального процесса с точки зрения системного подхода. В качестве примера такого анализа можно рассмотреть электоральный процесс в регионе. Акторы (участники) и их ресурсы: кандидаты (политическая биография, статус, опыт общественной и политической, в том числе властной деятельности и участия в выборах, степень их харизматичности, известность, рейтинг доверия/недоверия, избирательный рейтинг, связи с местной и федеральной экономической и политической элитами), избирательные штабы кандидатов их расположение, количественный состав и профессионализм участников, наличие приглашенных со стороны специалистов), региональные отделения политических партий (рейтинг доверия/недоверия, избирательный рейтинг, количественный и возрастной состав региональных отделений, представленность в органах законодательной и исполнительной власти региона), избиратели (количественный состав, возрастная, территориальная, социоэкономическая структура, электоральная активность, электоральные предпочтения), органы региональной власти (степень их ротации, степень их воздействия на политический процесс, связь в кандидатами), экономические субъекты, имеющие интересы в регионе (объем инвестиций в региональную экономику, общий объем капиталов, связи с кандидатами и представителями региональной власти). Цели: победа на выборах, завоевание известности, рост рейтинга, власть, достижение преференций в хозяйственной деятельности, автономное или мобилизованное участие, продвижение «своего» кандидата и «отсечение» чужака, продвижение идеологии и др. Действия: выдвижение кандидатур, методы агитации, степень личного участия кандидата в избирательной кампании, их визиты в федеральный Центр, объем средств наглядной агитации и политической рекламы в СМИ, использование административного ресурса, подкуп избирателей, заявляемая избирательная активность граждан, проведение замеров общественного мнения, выбросы компромата, формирование избирательных фондов кандидатов и др. Нормы и институты: избирательная система и избирательное законодательство, степень контролируемости политического процесса региональной элитой, политическая активность населения, в том числе отдельных его групп. Затем определяются «точки соприкосновения» данного процесса с внешней средой: степень заинтересованности в исходе выборов федеральных структур (администрация Президента РФ, аппарат полпредства в федеральном округе, ФПГ и др.), которая обусловлена ресурсной обеспеченностью региона и степенью личных связей кандидатов с внешними игроками; визиты федеральных политиков в регион и поддержка ими кандидатов. Недостатками системного подхода является то, что сведение процесса к его структурным компонентам часто нивелирует динамику процесса. То, что было актуально на момент анализа, может оказаться менее значимым, чем иные факторы, вступившие в действие позже. Проблемой является и определение границ процесса. Внешние акторы могут становиться внутренними при усилении степени их вовлеченности. Внешние институциональные ограничения также могут оказаться более существенными. Чем сложнее система, тем более сложно определить ее масштаб, границы и структуру. Так, простые системы включают относительно небольшое количество составляющих их элементов. Эти элементы, как правило, жестко детерминированы. Они почти не зависят от внешней среды и мало изменчивы во времени. Примером достаточно простой системы может служить небольшое подразделение учреждения, фирмы. Его цели заданы извне. Отношения участников носят по преимуществу профессиональный и лишь отчасти личный характер. Над действиями участников осуществляется детальный контроль посредством норм трудового распорядка и конечного оценивания эффективности. Функционирование подразделения носит циклический характер. Сложные системы состоят из большого количества элементов, отношения между которыми многообразны и изменчивы. Влияние внешней среды также многообразно и противоречиво из-за ее обширности и неоднородности. Отдельные подсистемы могут иметь собственные цели, не всегда совпадающие с целями системы в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.110.171 (0.012 с.) |