Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические проблемы социальной работы с группой

Поиск

Методология — учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета

Согласно Г. Конопка, социальная групповая работа – это практический метод социальной работы, который помогает личности расширять свое социальное функционирование и, используя целенаправленный опыт группы, более эффективно справляться с индивидуальными, групповыми ситуациями или проблемами в микросоциуме.

Термин "социальная групповая работа" предложен Г. Конопка и другими исследователями, чтобы показать специфику данного вида деятельности и ее отличие от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемах, связанных с социальным функционированием, то в групповой психотерапии – на эмоциональных и психологических процессах у больных людей. Сегодня методы групповой психотерапии применяются в практике социальной работы с группой, что расширяет ее познавательные границы. В связи с этим используется два понятия: "групповая терапия" и "групповая работа".

Групповая терапия рассматривается в двух смыслах:

• как практическая деятельность социального работника, призванного, уменьшая страдания клиента, улучшать степень его индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Это традиционное значение данного понятия;

• как вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы.

Социальная групповая работа – это метод интерперсональной помощи развития в профессиональной социальной работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей. Социальная групповая работа, как и социальная работа со случаем, включает различные подходы поведенческого обмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповых ориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена достаточно широко: от группового консультирования до терапевтических подходов.

В социальной групповой работе различают следующие виды деятельности:

1) развитие целой группы и отдельного члена группы;

2) развитие взаимопомощи и поддержки среди членов группы;

3) использование группового процесса для жизнедеятельности группы;

4) развитие автономности в группе.

Социальная групповая работа традиционно применяется в практике работы в микросоциуме, с детьми, в социальных агентствах. Здесь используются развивающие, реабилитационные, организационно-реабилитационные подходы, а также социально-психологические тренинги и тренинги социальной компетенции проблемы, возникающие при работе с группой

Двойная задача: работа с группой в целом и работа с каждым участником отдельно. Возникает смешанная форма, состоящая из двух моделей: терапии индивида в группе и терапии группы, включающей в себя индивида. За каждым участником группы тянутся нити межличностных отношений, и все они образуют «паутину», представляющую собой основу, или «матрицу», для «вышивания» новых отношений. Исходя из этого, специалист стремится понять участника и определять его положение в «паутине», прилагая все усилия для того, чтобы разглядеть «матрицу», а не вышитые на ней узоры. Каждый участник группы привносит в нее элементы своей биографии и непреодоленные конфликты, а также свои страхи и паттерны сопротивления.

В психоанализе сопротивлением именуют те стереотипы поведения, которые направлены против осознания целительных, значимых и симптоматичных конфликтов и их составляющих. Основанием для сопротивления является гордость, чувство собственного достоинства, самолюбие и стыд. Любой человек хочет выглядеть достойным в собственных глазах и в глазах окружающих. Но чаще всего сопротивление возникает из‑за того, что клиент боится потерять контроль над собой.

 

10. Психологические основания работы с группой.

Психологические и социальные основания работы с группой

Методология и технология социальной работы с группой основывается на психологических теориях, позволяющих анализировать интерактивные процессы в межличностном взаимодействии, а также осуществлять помощь на уровне группы.

Общая теоретическая модель социальной работы с группой была обоснована исследователями Папел и Ротман, основными психологическими концептами в данной модели являлись концепты из эгопсихологии, когнитивной теории и теории социального научения, ролевых теорий и теории коммуникации.

Эгопсихология

Концепции эгопсихологии в групповой работе позволяют объяснить внутреннюю самоорганизацию индивидуума, его отношения с внешним миром.

Эти концепции дают возможность понимать социальному работнику поведение клиента как отдельного индивидуума и как члена группы, осмыслять процесс индивидуального приспособления человека к действительности и к другим членам сообщества, как он встречается с внешним давлением, как формируется внутреннее беспокойство.

Социальный работник в процессе групповой работы стремится актуализировать навыки психологической защиты индивидуумов, с помощью группы помогает их развить, найти в процессе групповой работы различные варианты функционирования в зависимости от разных форм агрессии со стороны среды.

Основываясь на концепции эгопсихологии, сопротивление в групповой работе рассматривается не как конфликт, а как диалог индивидуума со средой. Отсюда сопротивление и конфликт - компоненты развития группы, отправные точки для дифференциации ее членов.

Сопротивление - не только интрапсихический процесс, реакция на групповую ситуацию, но защитный механизм в ситуации развития групповых отношений. В понятиях эгопсихологии основное предназначение работы с группой – поддержка психического здоровья личности, его идентичности, создание условия для самореализации личности.

Когнитивные теории и теории социального научения позволяют социальным работникам интерпретировать и анализировать мотивы поведения индивидуумов в межгрупповом взаимодействии, определять ценностные ориентации клиентов. Большое место уделяется формированию знания о мире, ситуации без вступления в непосредственный контакт. Опыт группового взаимодействия формирует ценностные ориентации, позитивные ожидания, компетентность и навыки социального взаимодействия.

Теория отношений позволяет осмыслять межличностные отношения как фактор взаимовлияния людей друг на друга. Применительно к групповой работе отношения - определенные устойчивые связи, помогающие клиенту осознать свои обязанности в межгрупповом взаимодействии, научиться сосуществовать совместно с другими членами группы в изменяющихся обстоятельствах, сформировать необходимые навыки для "выстраивания" психологической дистанции в процессе межгруппового общения.

Ролевая теория личности. В соответствии с данной теорией в процессе межличностного взаимодействия индивид обучается определенным образцам поведения, соответствующим тем или иным ролям. Такой подход обеспечивает социального работника знанием о ролевых ожиданиях, ролевых конфликтах, ролевых отношениях, формирующихся в процессе групповой работы. Для социального работника важно создать условия для личностного роста клиента, улучшить его социальное функционирование в обществе, а в данном случае роль может выступать обучающей моделью поведения.

Теория коммуникации. В основе лежат представления о динамическом обмене информацией между субъектами. Коммуникация в групповом процессе выступает как ролевой обмен информацией, формализованный в своих проявлениях, нацеленный на достижение определенного результата. Поэтому в данном аспекте коммуникация выступает в качестве определенного инструментария для решения задач групповой работы. Теория коммуникаций дает возможность социальному работнику наблюдать в процессе групповой динамики специфические препятствия, осложняющие социальное функционирование субъекта, строить программы по их преодолению, развивать навыки выражения индивидуальных ощущений и представлений в групповом общении.

Основные концепты данных теорий, а также другие психологические и социальные концепции позволяют понимать динамику основных процессов в группе, которые получают свое развитие как на уровне группы, так и ее отдельных членов, а также при помощи групповых механизмов способствовать решению проблем клиента.

11. Группа как психосоциальный феномен в межличностном взаимодействии.

Под группой понимается реально существующее образование, в которых люди объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Социальная группа– устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.

Классификация групп:

1) По наличию взаимоотношений между членами группы: условные – реальные. Условныегруппы – искусственно выделяемые исследователем объединения людейпо какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой. Реальные группы – действительно существующиеобъединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

2) Лабораторные - естественные. Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез. Естественные группы - группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.

3) По количеству членов группы: большие - малые, Большие группы - количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных). К организованным длительно существующим группам относятся нации, партии, общественные движения, клубы.

Малая группа - немногочисленная по составу группами, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

4 ) По уровню развития: становящиеся - высокоразвитые. Становящиеся группы - группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью. Сложившиеся группы - группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными и взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

5 ) По форме организации: формальные и неформальные. Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы. Примером такой группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда.

Неформальные группы складываются стихийно, в них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда (например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то о6щим интересом. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже.

Структура группы. Под структурой группы мы понимаем следующие ее компоненты:

1.формальное лидерство;

2.роли;

3.нормы;

4.статус;

5.размер;

6. состав.

1.Формальное лидерство. Почти каждая группа имеет своего формального лидера. Типичные формальные лидеры группы: начальник подразделения, руководитель проекта, председатель комитета, президент ассоциации. Значение лидера для успеха работы группы крайне велико. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и в конечном счете эффективность его работы

2. Роли. За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли, т.е. модели поведения, ожидаемые от членов групп в соответствии с тем местом в группе, которое они занимают. При этом не возникает проблем, если каждый постоянно играет только одну роль.

3. Нормы. Для того чтобы успешно трудиться, все группы вырабатывают определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство норм, которыми руководствуются группы, носят неформальный характер. Вместе с тем именно они могут оказывать наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы.

4. Статус. Под статусом в группе понимается положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этой группы другими ее членами. Статус также может быть формальным (например, победитель конкурса «Лучший по профессии») и неформальным (уважение, соответствующее заслугам, знаниям и т.п.).

5. Размер группы. Эффективность работы группы наряду с другими факторами определяется ее размером. Результаты исследований показывают, что при выполнении конкретной задачи малые группы (примерно 7 человек) оказываются наиболее продуктивными, в то время как при обсуждении и коллективном принятии решения лучшие результаты показывают группы, в которые входят 12 человек и более.

6. Состав группы. Работа, выполняемая в группах, как правило, требует различных знаний, умений, навыков и личностных качеств. В этой связи принято считать, что разнородные по составу группы (по полу, возрасту, стажу работы в организации) работают более эффективно, чем группы относительно однородные по своему составу. Вместе с тем в разнородных по составу группах могут возникать такого рода проблемы, как конфликты из-за недопонимания среди их членов, борьба за власть, более высокая текучесть кадров. Однако при умелом управлении эти проблемы весьма успешно преодолеваются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.120 (0.01 с.)