Групповая арт-терапевтическая работа с созависимыми клиентами



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповая арт-терапевтическая работа с созависимыми клиентами



Головань Е.
В начале 60 гг. ХХ века людей, пристрастившихся к алкоголю или наркотикам, стали называть химически зависимыми, а людей страдающих от их поведения - созависимыми.
Созависимость – это заболевание, имеющее множество форм и выражений, и, как правило, возникающее у людей, страдающих патологическим нарциссизмом. Большое значение для развития данного заболевания имеет опыт переживания психологических травм, полученных в детстве. Созависимость является деструктивным состоянием для всех членов семейной системы.
Как показывает опыт коллег из Великобритании, арт-терапевтические методы психологической работы лучше всего подходят для выражения не признаваемых тяжелых переживаний созависимых.

Данная статья посвящена описанию опыта арт-терапевтической работы с группой созависимых клиентов, которая проводилась в Городской Наркологической Больнице Санкт-Петербурга весной 2007 года.
На базе ГНБ были организованы и проведены арт-терапевтические группы, всего 6 встреч продолжительностью 1,5 часа один раз в неделю для родственников зависимых, в основном это были жены и матери со стажем выздоровления от 1 года до 5 лет. Под стажем выздоровления подразумевается добровольная работа по программе «12 Шагов» в группах взаимопомощи «Ал-Анон» и «Нар-Анон», а также индивидуальная работа с психологом, посещение еженедельных лекций психиатра на тему «созависимость», ведение дневника чувств и пр. Группу посещало от 5 до 12 человек. В работе с клиентами использовались студийные открытые группы. С группой работало два специалиста.
Слова «открытая» в названии этой группы означает, что она, как правило, не имеет постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединяться новые участники. Кроме того, участники могут в любое время прекратить свои посещения. «Студийной» такая группа называется, потому что изобразительная деятельность ее участников напоминает работу в художественной студии. Студийную группу можно определить как «неструктурированную».
Занятия строятся по модели краткосрочной терапии (4).

Поскольку арт-терапевтические группы были открытыми, то проходили по следующей схеме:
- знакомство участников (5-7 мин);
- рассказ об основных принципах арт-терапевтической работы (3-5 мин);
- принятие правил поведения в группе, обеспечивающих конфиденциальность и безопасность (5-10 мин);
- творческая работа (15-35 мин.);
- групповая дискуссия (15-35 мин).

Группа первая. «Образ моего имени»
Задачи группы: знакомство и запоминание имен, устранение психологических барьеров, налаживание сотрудничества, создание и оформление хранилища для личных работ.
Пришло на первую встречу 5 женщин по рекомендации психолога.
Для того чтобы облегчить процедуру знакомства, участницам группы было предложено «нарисовать свое имя», используя любые художественные средства, которые участницы группы смогут найти в студии. Предварительно им показали места хранения мелков, красок, кистей и пр.

Группа вторая. «На пути к гармонии»
Задачи группы: снижение внутреннего напряжение, выражение чувств.

На группу пришло 12 человек.
После процедуры знакомства и выработки правил группе было предложено «рисовать разными руками поочередно», сосредоточившись на эмоциях и ощущениях, и постараться ослабить сознательный контроль. До начала упражнения была проведена медитация.

АНАЛИЗ групповой динамики. Второй этап процесса художественной экспрессии, этап «преодоление границ». Он связан с непосредственным отреагированием чувств, потребностей и фантазий в поведении (7) и работе с художественными средствами (8). Как правило, проявляются такие первичные факторы психотерапевтического взаимодействия в группе, как катарсис (9) в творчестве; универсальность переживаний (10), а также имитационное поведение (11), как в творчестве, так и при коммуникации, и межличностное научение. Отмечен рост эмоциональной вовлеченности членов группы в процессе художественной экспрессии, а так же проявление любопытства, досады, обиды, раздражения, гнева и.т.д.

Группа третья. Музыка моей души
Задачи группы: безопасное самораскрытие, укрепление «я» через интеграцию эмоциональных, познавательных и поведенческих процессов в творчестве. Осознание общности и различий в проблемах и опыте участников группы, достижение взаимопонимания.

Анализ групповой динамики. На данном занятии группа обратилась к освоению новых художественных материалов, ранее не использованных. Если раньше участники боялись использовать гуашь, акрил, цветной картон, пастель - то сейчас они смело брали то, что им нравилось, вступив в фазу экспериментирования.
Коммуникация, как в процессе творчества, так и в дискуссии, имела не только внутриличностную, но и межличностную, а в отдельных случаях и общегрупповую направленность (12). Например, клиенты, которые были на группе впервые, несмотря на сопротивление, смогли открыть свои чувства. Они принимали поддержку от других, также поддерживали, делились опытом, а в конце сессии испытывали глубокие позитивные переживания. Группа «существовала, как единый живой организм».

Группа четвертая. «Линия жизни»
Задачи группы: Коррекция эмоционального состояния. Арт-терапевтическая работа со страхами.
В работе группы приняло участие 6 женщин.
Участницам группы было предложено сформировать две 2 мини – группы по три человека.

АНАЛИЗ групповой динамики.

Группа перешла на третью стадию, которая называется «хаос».
Наблюдалось наиболее тесное взаимодействие членов группы в процессе художественной экспрессии и при этом участники использовали максимально широкий диапазон различных способов коммуникации.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.004 с.)