ТОП 10:

Базовые навыки психосоциального консультирования.



Базовые навыки психосоциального консультирования.

Авторы: Бурнард Ф., Шнейдер Л.Б.

Психосоциальное консультирование– вид социальной помощи, в которой особое внимание уделяется психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента, и воздействие осуществляется не только на личность клиента, но и на его социальное окружение с целью помощи клиенту в контексте социальной (ре)адаптации, реабилитации и концепции независимой жизни. Иначе говоря, ПС.К. имеет место тогда, когда оказываемая помощь предполагает использование как личностных, так и социальных ресурсов.

Совокупность методов и способов консультирования направлена на: 1) соз­дание моделей проблем и проблемных ситуаций; 2) разъяснение сути их; 3) создание условий для обучения и самообучения чело­века способам самодиагностики и разрешения проблем; 4) приме­нение в предшествующий кризисам (проблемам) период. Алешина Ю.Е. определяет психологическое консультирова­ние как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом по­строенная беседа.

Цель консультирования – культурно-продуктивная лич­ность, обладающая чувством перспективы, действующая осоз­нанно, способная разрабатывать различные стратегии поведе­ния и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Литература по теории консультирования весьма многочисленна. На основе этой литературы можно выделить следующие категории навы­ков консультирования:

• навыки слушания;

• навыки предоставления информации;

• навыки предложения советов;

• навыки, позволяющие «разговорить» собеседника;

• навыки провоцирования;

• навыки оказания поддержки.

Слушание

Навык слушания – самый важный навык в консультировании. Это процесс «слышания» другого человека. Сюда относится восприятие не только произносимых им слов, но, в равной степени, и множества других аспектов общения.

Здесь можно выделить три аспекта слушания. Лингвистические аспекты речи относятся непосредственно к словам, употребляемым клиентом, к выбираемым им словосочетаниям и метафорам, которые он использует для того, чтобы сообщить о возникающих у него чув­ствах. Паралингвистические аспекты – это все те аспекты речи, которые не имеют непосредствен­ного отношения к самим словам. Это темп речи, высота и громкость голоса, особенности произношения. Паралингвистические аспекты могут дать нам лишь информацию относительно того, что, возможно, чувствует другой человек. Важно, чтобы мы вместе с клиентом про­веряли, насколько эта информация соответствует его реальным ощу­щениям.

К невербальным аспектам общения относится «язык тела» – это внешние проявления, достигаемые посредством использования тела. То есть выражение лица, жесты, положение тела и его движения, рас­стояние, на котором сидит клиент по отношению к консультанту, при­косновения к консультанту – все это дает дополнительную информа­цию о внутреннем состоянии клиента, стоящую за используемыми им словами; информацию, которая может быть «услышана» вниматель­ным консультантом. В рамках консультирования предпочтительнее просто обращать внимание клиента на то, как он сидит, или на то, с каким вы­ражением лица он сидит, а не предлагать ему по этому поводу уже го­товые интерпретации.

Предоставление информации

Количество информации, предоставляемой в ходе консультационной сессии, будет зависеть от характера терапевтических отношений. Можно с уверенностью сказать, что предпочтительнее предоставлять информацию в отношении конкретных вопросов, а не в отношении личных вопросов.

Можно с легкостью допустить, что поскольку в на­шей жизни имели место различные события (тяжелые утраты, разры­вы отношений и т. д.), мы можем поделиться полученным опытом с другими людьми для того, чтобы им помочь. И в то время как само­раскрытие со стороны консультанта имеет иногда важное значение, предположение о том, что ситуация, в которой оказался клиент, точ­но воспроизводит нашу собственную ситуацию, обычно не имеет под собой никаких оснований. Все мы живем в разных мирах, все мы пе­реживаем одни и те же вещи по-разному. Мы не можем высказывать предположения ни в отношении того, как другие люди проживают свою жизнь, ни в отношении того, что они чувствуют по поводу раз­личных событий, в этой их жизни происходящих.

Консультант не должен ни постоянно сравнивать свой жизненный опыт с жизненным опытом клиента, ни пребывать в постоянной готовности поделиться с ним своим личным опытом, исходя из благих намерений, но совер­шая при этом малоэффективную попытку ему помочь.

Предложение советов

Многие из нас очень легко начинают давать советы другим людям. Предложить совет – это чем-то похоже на предоставление информа­ции, но советы не имеют под собой объективных оснований: в них изначально заложено оценочное суждение. С советами связаны многочисленные проблемы, и консультант, давая совет, может по­пасть в одну из следующих ловушек.

· Люди редко пользуются предлагаемыми им советами, даже осо­знавая их «правильность», обычно предпочитая решать самостоя­тельно, как им лучше поступить.

· У некоторых людей может сформироваться зависимость от чужих советов. Перспектива использовать советы других людей кажется весьма соблазнительной. Но как только другой человек станет ду­мать за вас, очень легко стать зависимым от него.

· Люди могут испытывать по отношению к вам негативные чувства из-за того, что вы даете советы, которые себя не оправдывают.

· Каждый раз, когда вы что-нибудь советуете другому челове­ку, вы крадете у него возможность что-то для себя понять, други­ми словами, давая совет, вы можете тормозить тем самым процесс развития.

Навыки, позволяющие «разговорить» собеседника

Одни из самых полезных вмешательств в консультировании – те, ко­торые позволяют помочь клиенту вербализовать свои мысли или чув­ства. Если консультирование – это форма «лечения разговором», то предоставление клиенту возможности говорить – один из его самых важных аспектов. Приведем примеры вмешательств, помога­ющих «разговорить» клиента:

· Открытые вопросы. Это вопросы, на которые не существует един­ственно верного ответа или на которые обычно невозможно дать односложный ответ. Пример открытого вопроса: «Что вы почув­ствовали, когда это произошло?»

· Закрытые вопросы. Это вопросы, на которые обычно отвечают «да» или «нет». Если говорить о необходимости «разговорить» клиента, то в данном случае закрытые вопросы не столь полезны, как открытые, но они могут помочь в прояснении некоторых впол­не конкретных моментов. Вот пример такого вопроса: «Обсужда­ли ли вы эту тему со своей женой?»

· Рефлексия – это процесс повторения нескольких последних слов, произнесенных клиентом.

Провоцирование

Иногда оказывается полезным поставить под сомнения слова клиен­та. Хотя провоцирование и конфронтация не всегда ассоциируются с консультированием, существуют ситуации, в которых их использова­ние вполне уместно. Например, в случае если:

· клиент делает заведомо ложное утверждение (например: «В этой организации нет ни одного человека, с которым можно было бы поговорить»);

· клиент начинает клеветать на себя (например, «Мне никогда ни­чего не удавалось. Я всегда был неудачником, начиная с раннего детства»);

· клиент, по-видимому, избегает определенных вопросов (напри­мер, «У меня все хорошо... совсем хорошо... На самом деле, мне интересно, и чего же я это здесь сижу и разговариваю с вами»).

Провоцирование в консультировании также должно быть поддер­живающим. Никогда не следует сообщать клиенту о том, что вы его намеренно провоцировали. Цель, с которой используется провоциро­вание, состоит в том, чтобы помочь клиенту немного продвинуться вперед, дать ему возможность взглянуть на собственную проблему с другой стороны. Как и в случае с советами, это вмешательство также следует применять очень осторожно и тактично. Его нельзя исполь­зовать в форме дисциплинарного воздействия, кроме того, консуль­танту не надо объяснять клиенту, что это был «разговор в открытую».

Оказание поддержки

Весь процесс консультирования представляет собой акт поддержки. Никогда целью консуль­тирования не ставится чтение нотаций или «исправление жизни» другого человека. На самом деле задача консультирования заключа­ется в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду определенных самим клиентом жизненных проблем.

 


2. Процесс консультирования в психосоциальной работе.

Психосоциальное консультирование– вид социальной помощи, в которой особое внимание уделяется психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента, и воздействие осуществляется не только на личность клиента, но и на его социальное окружение с целью помощи клиенту в контексте социальной (ре)адаптации, реабилитации и концепции независимой жизни. Иначе говоря, ПС.К. имеет место тогда, когда оказываемая помощь предполагает использование как личностных, так и социальных ресурсов.

Составляющие консультирования: 1) личность клиента и его переживания; 2) личность консультанта; 3) взаимоотношения между клиентом и консультантом; 4) процедуры (методы, техники) консультирования, направленные на решение проблем клиента.

Консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве клиентов рассматриваются как здоровые, так и больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. Важно, что клиент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы.

В литературе выделено три основных подхода в консультировании, базирующихся на фундаментальных теориях психологических школ:

1. Проблемно-ориентированное консультирование. Направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения.

2. Личностно-ориентированное консультирование, центром внимания которого является анализ индивидуальных причин проблемы, деструктивных личностных стереотипов и их предупреждение в будущем.

3. Консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.

Выделяют две основных цели консультирования:

1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;

2) развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.

Перед консультантом в социальной сфере стоят разнообразные конкретные задачи, например помочь клиенту справиться с текущими социально-профессиональными или индивидуально-личностными проблемами либо помочь клиенту психологически и социально выйти из кризисной (экстремальной) ситуации, помочь семье в решении тех проблем, в которых они испытывает наибольшие затруднения.

Для осуществления целей и задач консультирования специалисты пользуются определенными методами.Метод(от греч. methodos- путь исследования или познания, теория, учение) определяется в науке как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) деятельности.

Единой классификации методов консультирования не существует, однако выделяют несколько оснований для классификации:

1) исследование проблем (сбор информации, диагностика);

2) снятие эмоционального напряжения;

3) определение приоритетов проблем и работа над ее решением;

4) психопрофилактика.

К первой группе методов относятся: беседа (интервью), наблюдение, тестирование, анкетирование, биографический метод и т. д.

Основным методом консультирования является определенным образом организованная беседа как системная ситуация общения (условие взаимодействия) клиента и консультанта, в процессе которого имеет место принятие последним профессиональных решений в отношении проблем клиента.

Метод наблюдения - это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственной регистрации фактов (событий и условий), значимых с точки зрения целей исследования (в ситуации консультирования - исследование консультантом клиента как личности, особенностей его жизненной ситуации и проблем и т.д.). Данный метод используется в процессе консультирования на всех этапах, в результате чего появляется возможность уточнения запроса клиента (над чем именно он готов работать в данный момент), формулирования, проверки и корректировки консультантом возникающих у него гипотез относительно проблем клиента.

Тестированиеможет проводиться консультантом в форме опроса, эксперимента, краткосрочного задания. Тест отличается от других психодиагностических методик своей стандартизованностью (существование задания, четкой инструкции, прописанной процедуры тестирования, стандартными являются и способы обработки и интерпретации тестовых заданий). Особенно популярны в отечественной психосоциальной работе проективные тесты, которые применяются при самых разных направлениях в консультировании: выявлении отношения клиента к собственной жизни, к членам семьи, друзьям и коллегам (рисуночные тесты "Дом, дерево, человек", "Несуществующее животное" и т.д.). Более глубокие результаты исследования получают при комплексном применении методов беседы, наблюдения, тестирования.

Анкетирование позволяет собрать материал об интересах, особенностях личности, психологических проблемах и поступках клиента. Прежде чем начать анкетирование, для достоверности результатов необходимо наладить рабочий контакт с клиентом, включающий доверительные отношения, искренность и открытость. Содержание вопросов анкеты может быть направлено на изучение планов на будущее; особенностей поведения; социального положения; уровня знаний и т.д.

Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Источником данного метода служат: опрос близких людей, анализ документов (дневников, писем и т.д.), биографические методики (сочинения, диаграммы жизненных изменений и т.д.).

Вторая группа методовнаправлена на снятие эмоционального напряжения клиента. Они могут использоваться в любом направлении консультативной работы. Такие методы называют катарсическими. Эмоциональное состояние клиента, безусловно, оказывает влияние на процесс консультирования, в этой связи снятие напряжения, создание безопасной и благоприятной атмосферы - одна из задач консультанта. Создание такой обстановки возможно с помощью применения следующих методов: вербальная и невербальная поддержка, нерефлексивное слушание, дыхательные методы, арт-терапия.

Третья группа методов: определение приоритетов проблем и работа над ее решением. Используются для анализа проблем, анализа факторов, вызывающих проблему, анализа взаимного влияния этих факторов, сравнения различной информации и др., что позволяет определить степень важности проблем и срочность их решения. К таким методам относят, например, метод ранжирования альтернатив, с помощью которого возможно упорядочить все варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные.

Четвертая группа методов направлена на психопрофилактику. Это деятельность по психопросвещению клиента или его семьи: библиотерапия (использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения), тренинги на темы: поиск работы, сексуальные отношения, распределение времени, отношение к деньгам и многие другие важные для клиентов социальной сферы темы.

Консультирование в социальной сфере может осуществляться как в индивидуальном, так и в групповом формате.Индивидуальное консультирование позволяет создать камерную, интимную атмосферу, в которой человеку бывает проще раскрыть свои секреты, довериться консультанту и проанализировать возможности изменений своей жизни. В групповой работе бывает трудно уделить внимание исследованию глубоких личных проблем клиента, однако работа с группой дает возможность специалисту выделить типичное, общее для клиентов социальной сферы, сформировать группу на основе общих проблем и интересов. Группы могут использоваться: в исправительных целях; для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста; для решения общих проблем данной категории клиентов; в целях психообразования.

К желательным результатам консультативной помощи относят психоэмоциональную стабилизацию; лучшее понимание себя, своей ситуации и других людей; принятие решения и реализацию клиентом решения. В работе с семьей критерием эффективности работы консультанта является изменение отношения в таких семьях к детям; способности родителей, членов семьи наладить быт и функционирование семьи для создания безопасной эмоциональной и физической атмосферы, способствующей развитию личности каждого члена семьи.

 


3. Телефонное консультирование в психосоциальной работе с клиентами.

Телефонная помощь для людей, находящихся в состоянии психологического кризиса или решивших расстаться с жизнью, возникла почти полвека назад. Местом ее рождения стал Лондон, а зачинателем и впоследствии руководителем одного из международных движений телефонной помощи - английский священник Чад Вара.

В настоящее время на разных континентах существует несколько крупных международных служб телефонной помощи. Это Междуна­родная федерация служб неотложной телефонной помощи - IFOTES , международные линии жизни (Life Line), движение Самаритян (Befriending International) .

В 1982 году в Москве открыт первый в Советском Союзе Телефон Доверия. Его основателем стала профессор Айна Григорьевна Амбрумова. Сегодня Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи объединяет 245 служб. Более 2500 консультантов в разных концах России 24 часа в сутки оказывают поддержку своим соотечественникам.

Маскированные обращения

"Это вызов такси? . А куда это я попал? А что это у вас за Телефон Доверия? . А могу я вам довериться?" — нередко за такими фразами скрываются очень серьезные психологические проблемы.

Сексуальные звонки.

Имеются различия между звонками людей, имеющими сексуальные проблемы, в связи с которыми они ищут помощи, и манипулирующей разновидностью "сексуальных звонков". "Сексуальные звонки" быва­ют от людей (преимущественно мужчин), получающих половое удов­летворение обычно путем мастурбации, при фантазиях о каком-то виде интимных отношений с телефонным консультантом (обычно женщиной).

У абонента может возникнуть половое возбуждение, в то время как телефонный консультант ничего об этом не знает. В этом случае, когда в середине откровенного значительного разговора абонент внезапно оборвет беседу, то дежурная сотрудница телефона может узнать, что ее, таким образом, просто "использовали" и может быть шокирована. Из-за приятных аспектов такого разговора для абонента он может стремиться повторить свои действия с другим консультантом в следующий раз. Для некоторых такое использование телефона может стать обычным спосо­бом для удовлетворения сексуальных потребностей.

Из-за трудностей такого звонка и из-за того, что такие требования явно выхо­дят за рамки и не соответствуют целям службы, многие центры устано­вили политику прерывания таких звонков. Другие центры, признавая потребность, идущую от низкой само­оценки и малой веры в себя, которые обычно имеются у таких абонен­тов, сделали попытку найти к "сексуальному абоненту" особый подход. Самаритяне в Лондоне, например, создали специальную группу теле­фонных консультантов, названных "Бренда", к которым направляются такие абоненты. Как только "сексуальный звонок" идентифицирован, консультант говорит что-то типа: "Вам следует позвонить Бренде . Она дежурит в .час, пожалуйста позвоните тогда".

Обсуждение ложной проблемы.

Важно помнить, что проблемы абонента могут состоять не в описываемой ситуации, а в эмоциональном его состоянии. Если звонит мать по поводу сына, подозреваемого в совершении криминальных действий, краже вещей из дома. То тревога, испытываемая ею, касается, прежде всего, ее самой, а ситуация, на которую она ссылается, может быть всего лишь предположением или поводом для разговора о собственных переживаниях. В этих случаях стоит работать с чувствами, коррекция которых поможет предотвратить опрометчивые поступки абонента.

Взгляд сверху.

Следует остерегаться смотреть свысока на чувства или проблемы абонента, не говоря уже о его личности. В случае повторных или манипулятивных обращений иногда возникает соблазн саркастического отношения, но такое отношение-это всегда взгляд сверху.

Чрезмерное отождествление.

Может случиться, что чувства или ситуация абонента оказываются близкими консультанту или не до конца пережитыми им, и тогда эмпатическое выслушивание, очень лабильное по своей природе, совершает крен в сторону чрезмерного отождествления.

Обвинение и экспертиза.

Роль обвинителя или эксперта неприемлема для консультанта. Это прямой путь к распаду диалога. Обвиняющие интонации умаляют человеческое достоинство абонента, принижают значимость его собственных чувств или существенность ситуации.

Выделяют следующие этапы телефонного диалога:

1. Введение в диалог. Им начинается общение с собеседником. Активное слушание на этом этапе имеет наибольший удельный вес и проявляется, прежде всего, в понимании, заботливости и открытости по отношению к абоненту.

2. Исследование чувств и проблем.Оно включает поощрение к выяснению чувств и проблем, по возможности четкое их определение, обсуждение и размышление над путями их изменения или коррекции. Как и на предыдущей стадии, сохраняется понимающее, заботливое, открытое и эмпатическое отношение к собеседнику. Наряду с этим, большое значение в активном слушании приобретает объективность.

3. Исследование решений и альтернатив.Все части активного слушания сохраняются на этом этапе в качестве обязательного фона. Решающее значение приобретает " мозговой штурм" - совместная работа над поиском решений и альтернатив выхода из проблемной ситуации. Их обсуждение изменяет эмоциональное и рациональное отношение абонента к проблеме.
Сделанный им в итоге выбор должен быть обязательно поддержан консультантом.

4. Завершение диалога. Этот этап требует большого искусства консультанта. Следует кратко и определенно подытожить результаты беседы и закрепить положительные эмоциональные изменения у собеседника, показав положительную перспективу.

 


4. Динамика группового процесса, характеристики группы.

Термин "групповая динамика" ввел К. Левин.Школа "групповой динамики" представляет собой наиболее "психологическое" направление в исследовании малых групп. Американский период деятельности К. Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального Центра по изучению групповой динамики. Направление исследований в этом центре опиралось на ряд теоретических идей К. Левина: о природе групп, условиях их формирования, взаимосвязи их с индивидами и другими группами, об условиях их успешного функционирования. Большое внимание было уделено исследованию таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад.

Состав, композиция, структура, групповые процессы (динамика) – составляющие характеристики некоторой "статики" малой группы.

Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы:

– как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются в малой группе;

– каков механизм, посредством которого малая группа доводит до личности всю систему общественных влияний, в частности содержание ценностей, норм, установок, сформированных в больших группах;

– каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния группы и осуществляет определенную отдачу;

– как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы.

Рассмотрим процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, то и способы их образования различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. Например, производственная бригада создастся в связи с возникновением нового производства, школьный класс – в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда – в связи с развитием спорта в каком-то учреждении и т.д.

Развитие малой организованной группы идет от низших уровней к высшим. Высшим уровнем развития группы считается коллектив. От момента, когда ряд незнакомых людей собирается вместе для совместной деятельности, до периода, когда малую организованную группу можно назвать коллективом, проходит иногда значительное время.

В зависимости от характера совместной деятельности, степени внутреннего единства при ее выполнении в социальной психологии выделяют уровни развития группы: ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив.

1. Ассоциация. Люди объединены общей целью, но не все в равной мере принимают ее, деятельность группы осуществляется, хотя действия ее членов разобщены. Группа постоянно нуждается во вмешательстве руководителя, актив сс только начинает складываться. Личностные отношения устанавливаются довольно быстро, но в форме приятельских компаний, они не определяются делом.

2. Кооперация. Более выражено единство действий членов группы, существуют общие взгляды на основные ее ценности, стремление к ним. Группа обладает реально и успешно функционирующей организованной структурой. Личностные отношения и общение имеют деловой характер, подчинены достижению общих целей. Однако на этом уровне еще не очень значима направленность деятельности группы, и поэтому возможно как положительное ее движение – к коллективу, так и отрицательное – к корпорации.

3. Коллектив. Характерная черта коллектива – сплоченность. Она проявляется в том, что все мысли, чувства и усилия ее членов объединены стремлением к достижению общей цели. Групповые нормы и ценности реализуются в практических действиях при выполнении совместной деятельности. Деловые отношения максимально слаженны, четки, обеспечивают взаимодействие всех членов группы. Личностные отношения, с одной стороны, опосредованы делами, с другой – достаточно широки, гуманны, характеризуются чуткостью и внимательностью, доброжелательностью членов коллектива друг к другу. Каждый член группы чувствует себя ее частицей, удовлетворен своим положением в группе, готов к самоотдаче ради общих интересов дела.

4. Корпорация. Группа характеризуется организационной сплоченностью, четким взаимодействием, но замкнута, оторвана от других групп, ее деятельность направлена на узкогрупповые цели. В корпорациях нет согласованности цели с целями и задачами общества. Групповые цели могут быть даже антисоциальными (например, в религиозных сектах).

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена.

Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни.

Вторая характеристика индивида в группе – это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые «предписаны» группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов.


5. Общие принципы индивидуальной психосоциальной работы.

В процессе развития психосоциальной практики оформляются подходы в индивидуальной социальной работе, получившие определение — социальная индивидуальная работа, или индивидуальная работа со случаем (social casework).

Одной из первых, кто дал определение этого направления индивидуальной работы, была X. Перлман.Индивидуальную социальную работу она трактовала как «процесс, используемый социальными агентствами, чтобы помочь индивидам более эффективно справляться с их проблемами в социальном функционировании». Однако по мере развития психосоциальной практики не только происходит смещение акцентов, но изменяется само базисное видение этого метода. И если помощь в социальном функционировании у X. Перлман является стержнем, то в основе подхода у Ф.Холлис лежит понятие «человек-в-ситуации», где взаимодействие между всеми тремя компонентами определяет специфику метода.

С развитием практики как методов индивидуальной работы, так и социальной работы в целом определились системные черты этого подхода, что позволило исследователям выйти на рабочее определение социальной индивидуальной работы. Сегодня ее принято трактовать как «деятельность профессиональных социальных работников, основанную на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющую системные ценности, помогающую индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими, проблемами развития, осуществляющуюся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу».

Метод индивидуальной социальной работы, или социальной работы с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник решает личностные и социальные проблемы клиента. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются: эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, семейные конфликты, проблемы на производстве и в школе, потеря работы и т.п.

Я стадия: оценка

Оценка заканчивает начальную стадию работы социального работника с клиентом и начинает стадию определения и понимания проблемы. На этапе оценки интервьюирование клиента социальным работником как метод получения информации может быть расширено и уточнено за счет посещения семьи клиента, анкетных опросов окружающих.Цель состоит в том, чтобы как можно больше собрать различной информации для анализа ситуации клиента.

Я стадия: контракт

После завершения стадии планирования социальный работник и клиент заключают контракт. Контракт может существовать как в устной, так и в письменной форме. В нем оговариваются частота встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон за взятые обязательства.

8-я стадия: подготовка к интервенции

На данной стадии происходит обсуждение программы и формирование системы действий.

Идентифицированные системы в процессе изменения должны быть определены и вовлечены во взаимодействие. Социальный работник должен формировать положительную мотивацию у клиента, поощрять его, осуществлять поддержку, для того чтобы состоялся процесс изменения.

 

Я стадия: оценка барьеров

В процессе взаимодействия социальный работник может сталкиваться со многими барьерами. Согласно концепции Фишера, их причинами могут быть:

· внутренние конфликты клиента;

· отсутствие навыков взаимодействия у клиента;

· давление окружающей среды, препятствующей процессу изменения;

· проблемы взаимодействия между социальным работником и клиентом

Я стадия: эволюция

При конструктивном изменении, достаточно длительном и постоянном, клиент должен достигнуть необходимых перемен и отношения между социальным работником и клиентом должны быть прекращены. Пожелание о завершении контактов оговаривается контрактом, поэтому стороны приходят к согласию о завершении взаимодействия.

Эгопсихология

Концепции эгопсихологии в групповой работе позволяют объяснить внутреннюю самоорганизацию индивидуума, его отношения с внешним миром.

Эти концепции дают возможность понимать социальному работнику поведение клиента как отдельного индивидуума и как члена группы, осмыслять процесс индивидуального приспособления человека к действительности и к другим членам сообщества, как он встречается с внешним давлением, как формируется внутреннее беспокойство.

Социальный работник в процессе групповой работы стремится актуализировать навыки психологической защиты индивидуумов, с помощью группы помогает их развить, найти в процессе групповой работы различные варианты функционирования в зависимости от разных форм агрессии со стороны среды .

Основываясь на концепции эгопсихологии, сопротивление в групповой работе рассматривается не как конфликт, а как диалог индивидуума со средой. Отсюда сопротивление и конфликт - компоненты развития группы, отправные точки для дифференциации ее членов.

Сопротивление - не только интрапсихический процесс, реакция на групповую ситуацию, но защитный механизм в ситуации развития групповых отношений. В понятиях эгопсихологии основное предназначение работы с группой – поддержка психического здоровья личности, его идентичности, создание условия для самореализации личности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.224.8 (0.05 с.)