Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные задачи и вокально-хоровые навыки

Поиск

ПРОГРАММА

«ХОРОВОЙ КЛАСС» (КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ)

ДЛЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ И ХОРОВЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ

Редакция А. Снитко для портала HOR.by (2010 год)

МОСКВА — 1988

Авторский колектив:

В. С. Попов — художественный руководитель и дирижер Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, народный артист РФ;

Л. В. Тихеева — преподаватель ДМШ № 1 им. С. Прокофьева (г. Москва), заслуженный работник культуры РФ;

М. Р. Иодко — старший методист Методического кабинета по среднему специальному, начальному музыкальному и художественному образованию Главного Управления культуры исполкома Моссовета, заслуженный работник культуры РФ;

П. В. Халабузарь — доцент Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры Министерства культуры СССР, кандидат искусствоведения

Данная программа может быть использована в студиях и кружках при дворцах и домах культуры детей и молодежи, общеобразовательных школах и других учреждениях с учетом специфики их работы. В представленной редакции изъяты одиозные сочинения советских композиторов (о советской власти, В. Ленине, КПСС, комсомоле, пионерии и др.), исполнение которых в современный период не представляется актуальным. Также внесены некоторые коррективы, учитывающие действующие учебные планы в Республике Беларусь, и другие особенности хорового обучения в детских школах искусств (ДМШ и ДШИ).

СОДЕРЖАНИЕ:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА —— 2

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ —— 3

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ —— 4

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА —— 5

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК —— 6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровой класс в детской музыкальной школе и школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.

В последние годы появились новые формы привлечения детей к хоровому искусству — хоровые отделения музыкальных школ и школ искусств.

В детских музыкальных школах, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Задача руководителя хорового класса — привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение — наиболее доступный вид подобной деятельности.

В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора. При организации занятий хорового класса необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями детей, сколько их возрастом.

На занятиях должны активно использоваться знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к. пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения.

Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших группах), т. к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом могут разучиваться достаточно сложные одноголосные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение — мощное средство духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-
эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.

Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.

Могут быть использованы также такие приемы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы и не превращаться в способ демонстрации «эффектов».

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса дли выявлении своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

Хоровой класс организуется на инструментальных и хоровых отделениях ДМШ и ДШИ. Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся.

Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одной из обязательных дисциплин, способствующих формированию навыков коллективного музицирования (особенно на начальном этапе обучения, когда их исполнительские возможности ограничены и не позволяют активно участвовать в оркестровых классах).

На хоровых отделениях хоровой класс является основной, ведущей дисциплиной.

Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных учебными планами, нельзя забывать о том, что хор — это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над всеми компонентами хоровой звучности. Так, при организации учебного процесса в школе (составлении расписания и пр.) целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, объединенными и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.

Учитывая необходимость бережного отношения к детскому голосу, полезно организовывать периодические консультации для всех учащихся у врачей-фониатров или ларингологов, специализирующихся в области фониатрии. Только заключение специалиста может быть основанием для определения певческого режима ребенка.

При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава — младший (1-3 классы) и старший (4-8 классы). Младший состав могут представлять две группы: дети первого года обучения (подготовительный или первый классы) и учащиеся средних (2-3) классов.

Старший хор объединяет учащихся старших классов (4-8 классы). В отдельных случаях, при условии отличной успеваемости учащегося и высоким уровнем развития вокально-слуховых навыков, по усмотрению заведующего отделением отдельные учащиеся 3 класса могут включаться в состав старшего хора.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в университетах культуры, на праздниках песни, в Неделе музыки для детей и юношества и пр.), обменные концерты с коллективами других музыкальных школ.

За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений —

младшие группы: инструментальные отделения— 10—12, хоровые отделения— 10—15;

старшие группы: инструментальные отделения— 8—10, хоровые отделения— 15—20.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. При оценке учащегося за четверть учитывается также его посещаемость занятий и участие в выступлениях хорового коллектива.

Звуковедение и дикция

Младшая группа

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Нюансы (mF, mP, P, F).

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Старшая группа

Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах P и PP.

Ансамбль и строй

Младшая группа

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Старшая группа

Закрепление навыков, полученных в младшей группе. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.

Для подвинутых групп — более сложные навыки многоголосия.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Русские народные песни

«Козлик» (обр. В. Добровольского)
«Как на тоненький ледок» (обр. Т. Попатенко)
«Во поле береза стоила» (обр. Н. Римского-Корсакова)
«Во сыром бору тропина» (обр. Л. Абелян)
«Сеяли девушки яровой хмель» (обр. А. Лядова)
«Я на камушке сижу» (обр. Н. Римского-Корсакова)
«Горн, гори ясно» (обр. Л. Абелян)
«Земелюшка-чернозем» (обр. А. Лядова)
«Сидит дрёма» (обр. А. Лядова)
«Я пойду ли, молоденька» (обр. А. Лядова)
«Не летай, соловей» (обр. А. Егорова)
«На лугу было, на лужочке» (обр. Л. Абелян)
«Перед весной» (обр. П. Чайковского)
«Блины» (обр. А. Абрамского)
«Возле речки, возле мосту» (обр. М. Иорданского)
«Горы крутые, высокие» (обр. Л. Абелян)
«Дома ль воробей» (обр. А. Юрлова)
«Как о матери любимой» (обр. В. Попова)
«Заинька по синичкам» (обр. А. Абрамского)
«Как по лугу» (обр. Л. Абелян)
«Комарочек» (обр. А. Абрамского)
«Как по мостику было, мосточку» (обр. Л. Абелян)
«Как во поле, поле белой лен» (обр. А. Лядова)
«На горе, горе петухи поют» (обр. Л. Абелян)
«На улице гагара да кулик» (обр. Л. Абелян)
«Посеяли девки лен» (обр. А. Гречанинова)
«Прялица» (обр. А. Абрамского)
«Славное море — священный Байкал» (обр. И. Пономарькова)
«Ты рябинушка белкудрявая» (обр. А. Лядова)
«Узник» (обр. Н. Будашкина)
«Ой, па дворе дождь» (обр. В. Попова)
«Старенький дедка» (обр. В. Попова)
«Сквозь волнистые туманы» (обр. В. Попова)
«Как кума-то к куме» (обр. А. Юрлова)
«Летел соколик» (обр. В. Попова)

Песни народов СССР

«Я тетерку пасу» (белорусская народная песня, обр. Р. Рустамова)
«Сел комарик на дубочек» (белорусская народная песня, обр. С. Полонского)
«Дудочка-дуда» (белорусская народная песня, обр. С. Полонского)
«Козел и коза» (украинская народная песня, обр. В. Соколова)
«Колыбельная» (украинская народная песня, обр. Г. Лобачева)
«Ой, есть в лесу калина» (украинская народная песня, обр. Л. Абелян)
«Солнце» (грузинская народная песня, обр. А. Аракишвили)
«Где ты был так долго» (латышская народная песня, обр. О. Гравитиса)
«Весна» (молдавская народная песня, обр. Л. Тихеевой)
«Счастливое детство» (якутская народная песня, обр. Н. Пейко)
«Песня о рыбаке» (нанайская народная песня, обр. М. Грачева)

Песни народов мира

«Дед Алеку» (румынская народная песня, обр. Н. Ионеску)
«Прощай, зеленый лес» (немецкая народная песня, обр. В. Попова)
«Макароны» (итальянская народная песня, обр. В. Сибирского)
«Жаворонок» (французская народная песня, обр. Н. Пейко)
«Мой двор» (американская народная песня, обр. М. Раухвергера)
«Камертон» (норвежская народная песня, обр. В. Попова)
«Потанцуем» (японская народная песня, обр. А. Барганского)

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Русские народные песни

«Горы крутые, высокие» (обр. Л. Абелян)
«Дуня-тонкопряха» (обр. Л. Абелян)
«Дома ль воробей» (обр. А. Юрлова)
«Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)
«Не летай, соловей» (обр. В. Попова)
«Пойду ль, выйду ль я» (обр. В. Соколова)
«Ты Россия, ты Россия» (обр. В. Попова)
«Как у нас было па Дону» (обр. Л. Абелян)
«Как у нас во садочке» (обр. В. Калинникова)
«Посею лебеду» (обр. В. Кашперова)
«Ванюша мой» (обр. В. Попова)
«Во лузях» (обр. В. Попова)
«Дрема» (обр. В. Попова)
«Дубравушка» (обр. А. Свешникова)
«Жил у нашей бабушки черный баран» (обр. В. Попова)
«Поднялась погодка» (обр. А. Свешникова)
«Колыбельная» (обр. А. Лядова)
«Повянь, повянь, бурь-погодушка» (обр. В. Соколова)
«Скворцы прилетели» (обр. В. Калистратова)

Песни народов СССР

«Заповіт» (украинская народная песня, гармонизация К. Стеценко)
«Дударик» (украинская народная песня, обр. А. Леонтовича)
«Бригадир» (узбекская народная песня, обр. А. Ленского)
«Веснянка» (белорусская народная песня, обр. В. Соколова)
«До чего же мне не везет» (эстонская народная песня, обр. В. Тормиса)
«Вей, ветерок» (латышская народная песня, перелож. В. Соколова)

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Асафьев Б. О хоровом искусстве.— Л. 1980
Музыка в школе: Журнал, 1983—1988
Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1 /Ред.- сост. Л. Баренбойм. — М., 1978; Вып. II.— М., 1985
Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1 —17.— М., 1961—1986
Попов В. Русская народная песня в детском хоре.— М., 1985
Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1.— М., 1986
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: Пособие для детских музыкальных школ и школ исскуств.— М., 1988 (Вступительная статья)
Работа с детским хором: Сб. статей/Под ред. В. Соколова.— М., 1981
Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. Вып. 2 (Вступительная статья).—М., 1987
Соколов В. Работа с хором 2-е изд.— М., 1983
Струве Г. Хоровое сольфеджио.— М., 1988
Струве Г. Школьный хор. М., 1981
Эстетическое воспитание в школах искусств: Сб. статей/Сост. П. Халабузарь.—М., 1988

 

ПРОГРАММА

«ХОРОВОЙ КЛАСС» (КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ)

ДЛЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ И ХОРОВЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ

Редакция А. Снитко для портала HOR.by (2010 год)

МОСКВА — 1988

Авторский колектив:

В. С. Попов — художественный руководитель и дирижер Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, народный артист РФ;

Л. В. Тихеева — преподаватель ДМШ № 1 им. С. Прокофьева (г. Москва), заслуженный работник культуры РФ;

М. Р. Иодко — старший методист Методического кабинета по среднему специальному, начальному музыкальному и художественному образованию Главного Управления культуры исполкома Моссовета, заслуженный работник культуры РФ;

П. В. Халабузарь — доцент Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры Министерства культуры СССР, кандидат искусствоведения

Данная программа может быть использована в студиях и кружках при дворцах и домах культуры детей и молодежи, общеобразовательных школах и других учреждениях с учетом специфики их работы. В представленной редакции изъяты одиозные сочинения советских композиторов (о советской власти, В. Ленине, КПСС, комсомоле, пионерии и др.), исполнение которых в современный период не представляется актуальным. Также внесены некоторые коррективы, учитывающие действующие учебные планы в Республике Беларусь, и другие особенности хорового обучения в детских школах искусств (ДМШ и ДШИ).

СОДЕРЖАНИЕ:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА —— 2

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ —— 3

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ —— 4

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА —— 5

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК —— 6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хоровой класс в детской музыкальной школе и школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня.

В последние годы появились новые формы привлечения детей к хоровому искусству — хоровые отделения музыкальных школ и школ искусств.

В детских музыкальных школах, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Задача руководителя хорового класса — привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение — наиболее доступный вид подобной деятельности.

В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора. При организации занятий хорового класса необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями детей, сколько их возрастом.

На занятиях должны активно использоваться знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к. пение по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения.

Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших группах), т. к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом могут разучиваться достаточно сложные одноголосные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог, помимо прочего, должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение — мощное средство духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-
эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.

Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.

Могут быть использованы также такие приемы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы и не превращаться в способ демонстрации «эффектов».

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса дли выявлении своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

Хоровой класс организуется на инструментальных и хоровых отделениях ДМШ и ДШИ. Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся.

Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одной из обязательных дисциплин, способствующих формированию навыков коллективного музицирования (особенно на начальном этапе обучения, когда их исполнительские возможности ограничены и не позволяют активно участвовать в оркестровых классах).

На хоровых отделениях хоровой класс является основной, ведущей дисциплиной.

Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных учебными планами, нельзя забывать о том, что хор — это коллектив. Лишь исходя из этого можно профессионально строить работу над всеми компонентами хоровой звучности. Так, при организации учебного процесса в школе (составлении расписания и пр.) целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, объединенными и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.

Учитывая необходимость бережного отношения к детскому голосу, полезно организовывать периодические консультации для всех учащихся у врачей-фониатров или ларингологов, специализирующихся в области фониатрии. Только заключение специалиста может быть основанием для определения певческого режима ребенка.

При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава — младший (1-3 классы) и старший (4-8 классы). Младший состав могут представлять две группы: дети первого года обучения (подготовительный или первый классы) и учащиеся средних (2-3) классов.

Старший хор объединяет учащихся старших классов (4-8 классы). В отдельных случаях, при условии отличной успеваемости учащегося и высоким уровнем развития вокально-слуховых навыков, по усмотрению заведующего отделением отдельные учащиеся 3 класса могут включаться в состав старшего хора.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в университетах культуры, на праздниках песни, в Неделе музыки для детей и юношества и пр.), обменные концерты с коллективами других музыкальных школ.

За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений —

младшие группы: инструментальные отделения— 10—12, хоровые отделения— 10—15;

старшие группы: инструментальные отделения— 8—10, хоровые отделения— 15—20.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. При оценке учащегося за четверть учитывается также его посещаемость занятий и участие в выступлениях хорового коллектива.

Основные задачи и вокально-хоровые навыки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.100 (0.014 с.)