![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология индивидуальной психосоциальной работы с детьми, имеющими особенности в развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность пользоваться социальными льготами и пособиями. Таких детей всегда называли детьми-инвалидами. Сейчас в психолого-педагогической литературе также часто используется термин "проблемные дети".В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения. Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). Дети с отклонениями от усредненного уровня развития и жизнедеятельности здорового ребенка – это дети с физическими и /или психическими недостатками: с различными формами умственной отсталости и дисгармоничным психическим развитием, с нарушениями развития моторной сферы, тугоухостью и глухотой, ослабленным зрением и слепотой. Эти дети, чьи отношения с окружающим миром нарушены вследствие выраженных дефектов развития, вызывают наибольшую тревогу и становятся особым объектом общественной заботы. Все эти категории детей нуждаются в специфических формах образования и социальной защиты. Многие из них с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении, усиливает соматические заболевания и психосоциальные отклонения. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребенка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности. Поэтому для специалистов, представляющих социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности, — воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных педагогов и социальных работников — определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительности отношений. Ребенок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых — благотворительной помощи, воспитания, обучения, коррекции, исправления и т.д. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий, т. е. деятельность, организуемая взрослыми, должна носить совместный характер. Это подразумевает ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребенком в процессе социально-педагогической деятельности: • создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребенок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям; • уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребенка о событиях своей жизни; • чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, настроении и состоянии ребенка, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями; • четко знать критерии оценки ведущих проблем ребенка, уметь дифференцированно ставить функциональный психолого-педагогический диагноз того или иного отклонения в развитии и прогнозировать выбор индивидуальной программы развития и образования с использованием возможностей всех медицинских, социальных и образовательных учреждений; • формировать социально-педагогическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий; • владеть технологиями социальной диагностики семейного, средового, образовательного пространства, а также технологиями социального проектирования, т. е. уметь вычленять основные проблемы в ближайшем окружении ребенка и проектировать пути их эффективного решения. Детям с отклонениями в развитии нужны такие же условия для роста и развития, как и обычным детям. Однако существуют специфические особенности социализации каждой из перечисленных категорий детей. Знание этих особенностей необходимо для обеспечения эффективности социальной адаптации и интеграции таких детей в общество. Успешность этих процессов напрямую связана с социальной макро- и микросредой, которые выступают для ребенка с ограниченными возможностями источником его социального и психофизического развития. Для обеспечения эффективности психолого-педагогической помощи проблемному ребенку необходимо, чтобы: 1. Первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше. 2. Специальная помощь начиналась сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и коррекционные мероприятия должны начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т. е. на реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность "сгладить" имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практический опыт их применения со всей очевидностью показывают: раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых дней жизни ребенка позволяют предупредить появление вторичных и третичных отклонений, скоррегировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной дезадаптации детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.
Групповая работа как форма психосоциальной работы – динамичная среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу. В социальной реабилитации и адаптации групповая работа важна и эффективна, а индивидуальная дополняет её и помогает ей стать более успешной. Групповая работа стимулирует пациентов к размышлениям и действиям, она формирует активные установки в отношении организации своей жизни. И, несомненно, оказывает терапевтическое действие не только на психическое, но и на физическое самочувствие человека. Групповые занятия с детьми являются важной частью психосоциального вмешательства, призванного удовлетворить нематериальные потребности ребенка и помочь ему в преодолении социально опасных ситуаций, улучшить психоэмоциональное состояние и укрепить социальные связи, повысить его устойчивость. Этому способствует создание безопасного пространства для игр, общения, отдыха и неформального обучения. Рост самоуважения и уверенности в своих силах, развитие навыков вербального и невербального общения, взаимоуважение, сотрудничество и взаимная поддержка детей и взрослых, детей и родителей, – все это результаты благотворного влияния групповых психосоциальных занятий с детьми. Пример группы арт-терапии для детей с отклонениями в развитии Цели и содержание занятий тематически ориентированной группы определяются рядом факторов: имеющимся отклонением в развитии (например, при работе с группой лиц с недоразвитием интеллекта основная цель может сводиться к тренировке их познавательных возможностей и умений), составом группы (при работе со смешанной группой – детей и взрослых – налаживание коммуникации и достижение лучшего взаимопонимания между участниками и т.д.). Этапы работы группы: 1) введение и разогрев (10–25 % от общего времени занятия) – предполагается знакомство, правила поведения во время занятий. «Разогрев» представляет собой разные виды физической активности, упражнения на релаксацию, несложные изобразительные приемы. 2) изобразительная работа – «исполнение» темы (30–40 % общего времени занятия) – предполагает выбор темы и ее разработку с применением изобразительных приемов. При работе с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие нарушения, могут использоваться темы, позволяющие выражать и исследовать сильные чувства и привычные способы поведения, например, «жизнь на необитаемом острове», «джунгли» и т.д. Следует учитывать разную скорость работы детей: те, кто уже завершил работу, могут, не мешая другим, рассмотреть свое произведение, попить чай и отдохнуть в «чистой» зоне. 3) Этап обсуждения и завершения занятия (35–40 % от общего времени). Обсуждение проходит в «чистой» зоне и предполагает рассказ детей о своей изобразительной работе, причем иногда автор может ограничиться несколькими словами, иногда – сопровождать рассказом или стихотворением. Ребенку можно задавать вопросы, связанные с изображением, но воздерживаться от комментариев или оценки. Выбор группы в первую очередь определяется показаниями к работе, в основе которых лежит причина нарушения и степень выраженности отклонения. При легкой степени умственной отсталости можно использовать практически весь арсенал арттерапевтических методов, в том числе большинство тем и упражнений, обычно применяемых в тематически ориентированных группах. При более выраженной степени умственной отсталости у детей могут наблюдаться определенные сложности в осмыслении задания, плохое понимание условий групповой работы и снижение коммуникативных возможностей. Поэтому работа с ними должна проводиться в условиях открытых студийных групп или в тематически ориентированных, но с более ограниченным, чем обычно, набором тем и упражнений. Предпочтение отдается упражнениям, предполагающим несложную работу с различными материалами (главным образом, для того чтобы активизировать детей и развивать сенсомоторные навыки), включая песок, глину и другие материалы. Следует учитывать, что у таких детей при встрече с новыми материалами может возникнуть сильная тревога, реакции протеста, поэтому им нередко бывает необходима индивидуальная помощь. Применяются и несложные техники для совместной групповой работы
Находящийся в кризисе человек не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, это ощущение безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой — в этот момент человек максимально открыт новому опыту. ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.01 с.) |