Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология индивидуальной психосоциальной работы с детьми, имеющими особенности в развитии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность пользоваться социальными льготами и пособиями. Таких детей всегда называли детьми-инвалидами. Сейчас в психолого-педагогической литературе также часто используется термин "проблемные дети".В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения. Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). Дети с отклонениями от усредненного уровня развития и жизнедеятельности здорового ребенка – это дети с физическими и /или психическими недостатками: с различными формами умственной отсталости и дисгармоничным психическим развитием, с нарушениями развития моторной сферы, тугоухостью и глухотой, ослабленным зрением и слепотой. Эти дети, чьи отношения с окружающим миром нарушены вследствие выраженных дефектов развития, вызывают наибольшую тревогу и становятся особым объектом общественной заботы. Все эти категории детей нуждаются в специфических формах образования и социальной защиты. Многие из них с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении, усиливает соматические заболевания и психосоциальные отклонения. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребенка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности. Поэтому для специалистов, представляющих социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности, — воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных педагогов и социальных работников — определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительности отношений. Ребенок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых — благотворительной помощи, воспитания, обучения, коррекции, исправления и т.д. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий, т. е. деятельность, организуемая взрослыми, должна носить совместный характер. Это подразумевает ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребенком в процессе социально-педагогической деятельности: • создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребенок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям; • уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребенка о событиях своей жизни; • чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, настроении и состоянии ребенка, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями; • четко знать критерии оценки ведущих проблем ребенка, уметь дифференцированно ставить функциональный психолого-педагогический диагноз того или иного отклонения в развитии и прогнозировать выбор индивидуальной программы развития и образования с использованием возможностей всех медицинских, социальных и образовательных учреждений; • формировать социально-педагогическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий; • владеть технологиями социальной диагностики семейного, средового, образовательного пространства, а также технологиями социального проектирования, т. е. уметь вычленять основные проблемы в ближайшем окружении ребенка и проектировать пути их эффективного решения. Детям с отклонениями в развитии нужны такие же условия для роста и развития, как и обычным детям. Однако существуют специфические особенности социализации каждой из перечисленных категорий детей. Знание этих особенностей необходимо для обеспечения эффективности социальной адаптации и интеграции таких детей в общество. Успешность этих процессов напрямую связана с социальной макро- и микросредой, которые выступают для ребенка с ограниченными возможностями источником его социального и психофизического развития. Для обеспечения эффективности психолого-педагогической помощи проблемному ребенку необходимо, чтобы: 1. Первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше. 2. Специальная помощь начиналась сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и коррекционные мероприятия должны начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т. е. на реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность "сгладить" имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практический опыт их применения со всей очевидностью показывают: раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых дней жизни ребенка позволяют предупредить появление вторичных и третичных отклонений, скоррегировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной дезадаптации детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.
Групповая работа как форма психосоциальной работы – динамичная среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу. В социальной реабилитации и адаптации групповая работа важна и эффективна, а индивидуальная дополняет её и помогает ей стать более успешной. Групповая работа стимулирует пациентов к размышлениям и действиям, она формирует активные установки в отношении организации своей жизни. И, несомненно, оказывает терапевтическое действие не только на психическое, но и на физическое самочувствие человека. Групповые занятия с детьми являются важной частью психосоциального вмешательства, призванного удовлетворить нематериальные потребности ребенка и помочь ему в преодолении социально опасных ситуаций, улучшить психоэмоциональное состояние и укрепить социальные связи, повысить его устойчивость. Этому способствует создание безопасного пространства для игр, общения, отдыха и неформального обучения. Рост самоуважения и уверенности в своих силах, развитие навыков вербального и невербального общения, взаимоуважение, сотрудничество и взаимная поддержка детей и взрослых, детей и родителей, – все это результаты благотворного влияния групповых психосоциальных занятий с детьми. Пример группы арт-терапии для детей с отклонениями в развитии Цели и содержание занятий тематически ориентированной группы определяются рядом факторов: имеющимся отклонением в развитии (например, при работе с группой лиц с недоразвитием интеллекта основная цель может сводиться к тренировке их познавательных возможностей и умений), составом группы (при работе со смешанной группой – детей и взрослых – налаживание коммуникации и достижение лучшего взаимопонимания между участниками и т.д.). Этапы работы группы: 1) введение и разогрев (10–25 % от общего времени занятия) – предполагается знакомство, правила поведения во время занятий. «Разогрев» представляет собой разные виды физической активности, упражнения на релаксацию, несложные изобразительные приемы. 2) изобразительная работа – «исполнение» темы (30–40 % общего времени занятия) – предполагает выбор темы и ее разработку с применением изобразительных приемов. При работе с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие нарушения, могут использоваться темы, позволяющие выражать и исследовать сильные чувства и привычные способы поведения, например, «жизнь на необитаемом острове», «джунгли» и т.д. Следует учитывать разную скорость работы детей: те, кто уже завершил работу, могут, не мешая другим, рассмотреть свое произведение, попить чай и отдохнуть в «чистой» зоне. 3) Этап обсуждения и завершения занятия (35–40 % от общего времени). Обсуждение проходит в «чистой» зоне и предполагает рассказ детей о своей изобразительной работе, причем иногда автор может ограничиться несколькими словами, иногда – сопровождать рассказом или стихотворением. Ребенку можно задавать вопросы, связанные с изображением, но воздерживаться от комментариев или оценки. Выбор группы в первую очередь определяется показаниями к работе, в основе которых лежит причина нарушения и степень выраженности отклонения. При легкой степени умственной отсталости можно использовать практически весь арсенал арттерапевтических методов, в том числе большинство тем и упражнений, обычно применяемых в тематически ориентированных группах. При более выраженной степени умственной отсталости у детей могут наблюдаться определенные сложности в осмыслении задания, плохое понимание условий групповой работы и снижение коммуникативных возможностей. Поэтому работа с ними должна проводиться в условиях открытых студийных групп или в тематически ориентированных, но с более ограниченным, чем обычно, набором тем и упражнений. Предпочтение отдается упражнениям, предполагающим несложную работу с различными материалами (главным образом, для того чтобы активизировать детей и развивать сенсомоторные навыки), включая песок, глину и другие материалы. Следует учитывать, что у таких детей при встрече с новыми материалами может возникнуть сильная тревога, реакции протеста, поэтому им нередко бывает необходима индивидуальная помощь. Применяются и несложные техники для совместной групповой работы
Находящийся в кризисе человек не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, это ощущение безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой — в этот момент человек максимально открыт новому опыту. ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.252 (0.014 с.) |