Технология индивидуальной психосоциальной работы с детьми, имеющими особенности в развитии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология индивидуальной психосоциальной работы с детьми, имеющими особенности в развитии.



Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность пользоваться социальными льготами и пособиями. Таких детей всегда называли детьми-инвалидами. Сейчас в психолого-педагогической литературе также часто используется термин "проблемные дети".В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Дети с отклонениями от усредненного уровня развития и жизнедеятельности здорового ребенка – это дети с физическими и /или психическими недостатками: с различными формами умственной отсталости и дисгармоничным психическим развитием, с нарушениями развития моторной сферы, тугоухостью и глухо­той, ослабленным зрением и слепотой. Эти дети, чьи отношения с окружающим миром нарушены вследствие выраженных дефек­тов развития, вызывают наибольшую тревогу и становятся осо­бым объектом общественной заботы. Все эти категории детей нуж­даются в специфических формах образования и социальной за­щиты.

Многие из них с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с пере­живанием страха, тревоги, физической боли, что негативно ска­зывается на их поведении, усиливает соматические заболевания и психосоциальные отклонения. Такое состояние может длиться го­дами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребенка, что зна­чительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Поэтому для специалистов, представляющих социальные ин­ституты коррекционно-компенсаторной направленности, — вос­питателей, учителей, врачей, психологов, социальных педагогов и социальных работников — определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительности отношений. Ребенок не должен чувствовать себя объектом деятельности взрослых — бла­готворительной помощи, воспитания, обучения, коррекции, ис­правления и т.д. Он должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий, т. е. деятельность, орга­низуемая взрослыми, должна носить совместный характер.

Это под­разумевает ряд рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребенком в процес­се социально-педагогической деятельности:

• создавать атмосферу доверительного общения для того, что­бы ребенок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

• уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребенка о событиях своей жизни;

• чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, на­строении и состоянии ребенка, не преуменьшать и не преувели­чивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

• четко знать критерии оценки ведущих проблем ребенка, уметь дифференцированно ставить функциональный психолого-педаго­гический диагноз того или иного отклонения в развитии и про­гнозировать выбор индивидуальной программы развития и обра­зования с использованием возможностей всех медицинских, социальных и образовательных учреждений;

• формировать социально-педагогическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий;

• владеть технологиями социальной диагностики семейного, средового, образовательного пространства, а также технологиями социального проектирования, т. е. уметь вычленять основные про­блемы в ближайшем окружении ребенка и проектировать пути их эффективного решения.

Детям с отклонениями в развитии нужны такие же условия для роста и развития, как и обычным детям. Однако существуют специфические особенности социализации каждой из перечис­ленных категорий детей. Знание этих особенностей необходимо для обеспечения эффективности социальной адаптации и инте­грации таких детей в общество. Успешность этих процессов напря­мую связана с социальной макро- и микросредой, которые вы­ступают для ребенка с ограниченными возможностями источником его социального и психофизического развития.

Для обеспечения эффективности психолого-педагогической помощи проблемному ребенку необходимо, чтобы:

1. Первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше.

2. Специальная помощь начиналась сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии независимо от возраста ребенка.

Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и коррекционные мероприятия должны начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т. е. на реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка.

Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность "сгладить" имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практический опыт их применения со всей очевидностью показывают: раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых дней жизни ребенка позволяют предупредить появление вторичных и третичных отклонений, скоррегировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной дезадаптации детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.

 


43. Технология групповой психосоциальной работы с детьми, имеющими особенности в развитии

Групповая работа как форма психосоциальной работы – динамичная среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения достигать своих целей. В группе возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу.

В социальной реабилитации и адаптации групповая работа важна и эффективна, а индивидуальная дополняет её и помогает ей стать более успешной. Групповая работа стимулирует пациентов к размышлениям и действиям, она формирует активные установки в отношении организации своей жизни. И, несомненно, оказывает терапевтическое действие не только на психическое, но и на физическое самочувствие человека.

Групповые занятия с детьми являются важной частью психосоциального вмешательства, призванного удовлетворить нематериальные потребности ребенка и помочь ему в преодолении социально опасных ситуаций, улучшить психоэмоциональное состояние и укрепить социальные связи, повысить его устойчивость. Этому способствует создание безопасного пространства для игр, общения, отдыха и неформального обучения. Рост самоуважения и уверенности в своих силах, развитие навыков вербального и невербального общения, взаимоуважение, сотрудничество и взаимная поддержка детей и взрослых, детей и родителей, – все это результаты благотворного влияния групповых психосоциальных занятий с детьми.

Пример группы арт-терапии для детей с отклонениями в развитии

Цели и содержание занятий тематически ориентированной группы определяются рядом факторов: имеющимся отклонением в развитии (например, при работе с группой лиц с недоразвитием интеллекта основная цель может сводиться к тренировке их познавательных возможностей и умений), составом группы (при работе со смешанной группой – детей и взрослых – налаживание коммуникации и достижение лучшего взаимопонимания между участниками и т.д.).

Этапы работы группы:

1) введение и разогрев (10–25 % от общего времени занятия) – предполагается знакомство, правила поведения во время занятий. «Разогрев» представляет собой разные виды физической активности, упражнения на релаксацию, несложные изобразительные приемы.

2) изобразительная работа – «исполнение» темы (30–40 % общего времени занятия) – предполагает выбор темы и ее разработку с применением изобразительных приемов. При работе с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие нарушения, могут использоваться темы, позволяющие выражать и исследовать сильные чувства и привычные способы поведения, например, «жизнь на необитаемом острове», «джунгли» и т.д. Следует учитывать разную скорость работы детей: те, кто уже завершил работу, могут, не мешая другим, рассмотреть свое произведение, попить чай и отдохнуть в «чистой» зоне.

3) Этап обсуждения и завершения занятия (35–40 % от общего времени). Обсуждение проходит в «чистой» зоне и предполагает рассказ детей о своей изобразительной работе, причем иногда автор может ограничиться несколькими словами, иногда – сопровождать рассказом или стихотворением. Ребенку можно задавать вопросы, связанные с изображением, но воздерживаться от комментариев или оценки.

Выбор группы в первую очередь определяется показаниями к работе, в основе которых лежит причина нарушения и степень выраженности отклонения. При легкой степени умственной отсталости можно использовать практически весь арсенал арттерапевтических методов, в том числе большинство тем и упражнений, обычно применяемых в тематически ориентированных группах. При более выраженной степени умственной отсталости у детей могут наблюдаться определенные сложности в осмыслении задания, плохое понимание условий групповой работы и снижение коммуникативных возможностей. Поэтому работа с ними должна проводиться в условиях открытых студийных групп или в тематически ориентированных, но с более ограниченным, чем обычно, набором тем и упражнений. Предпочтение отдается упражнениям, предполагающим несложную работу с различными материалами (главным образом, для того чтобы активизировать детей и развивать сенсомоторные навыки), включая песок, глину и другие материалы. Следует учитывать, что у таких детей при встрече с новыми материалами может возникнуть сильная тревога, реакции протеста, поэтому им нередко бывает необходима индивидуальная помощь. Применяются и несложные техники для совместной групповой работы


44. Технология кризисной интервенции.

Находящийся в кризисе человек не видит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, это ощущение безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой — в этот момент человек максимально открыт новому опыту.
• Кризис может являться результатом длительно развивающегося процесса или внезапного действия одного либо нескольких факторов.
• Кризис может возникнуть как в ответ на катастрофу, так и на незначительное событие (по типу «последней капли»),
• Кризис может привести к положительным личностным переменам и явиться важным жизненным опытом.
• Кризис ограничен во времени 2 - 6 неделями.
Три стадии развития кризисного процесса
Данная классификация имеет важное практическое значение. Если человек, находящийся на первой стадии развития кризиса, совсем не обязательно оказывается клиентом психолога-консультанта, поскольку еще есть возможность задействовать внутренние адаптационные механизмы, то, начиная со второй стадии, пробуждается готовность в получении помощи специалиста, а на третьей стадии такая помощь является просто необходимой.
1. Стадия нормальной адаптации. Характеризуется ростом напряжения, стимулирующим привычные способы решения проблем. Вначале, при столкновении с проблемной ситуацией, для того чтобы с ней справиться, человек использует прошлый опыт. На этой стадии: используются привычные для человека способы решения проблем и механизмы защиты; задействуются знакомые ресурсы; сохраняется гибкость в решении проблемы; напряжение и релаксация сбалансированы.
Если привычные способы решения проблем не срабатывают, наступает вторая стадия.
2. Стадия мобилизации. Характеризуется дальнейшим ростом напряжения: растет ощущение неуверенности и страха; еще больше возрастает напряжение; происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних источников помощи; пробуждается готовность для новых путей преодоления ситуации; уменьшается гибкость в подходе к проблеме; напряжение преобладает над релаксацией.
На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и открыт ей. Если по тем или иным причинам он/она не может получить помощи, наступает следующая стадия.
3. Критическая стадия. Характеризуется повышением тревоги, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности: проявляется эмоциональная и интеллектуальная дезорганизация, ощущение хаоса; разрушаются привычные механизмы преодоления; происходит крах системы поддержки (семья и близкие больше не воспринимаются как источник помощи); человек может обращаться к таким способам разрешения ситуации, как суицид, убийство и другие противоправные действия.
На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам и, если не решить проблему (не все проблемы в принципе решаемы), то все же увидеть возможности выбора.
Кризис может завершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или обнаружится решение. На любой из этих стадий может закончиться развитие кризисного процесса.
Особый метод психологической помощи при кризисе, называемый кризисной интервенцией, это работа с интенсивными чувствами и актуальными проблемами. Кризисная интервенция — это: работа, направленная на выражение сильных эмоций; уменьшение смятения благодаря процессу повторения; открытие доступа к исследованию острых проблем; формирование понимания текущих проблем для поддержки клиента; создание фундамента для принятия людьми пережитого опыта.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ
1. Кризисная интервенция центрирована на проблеме, а не на личности.
2. Кризисная интервенция — это не консультирование и не психотерапия, при кризисной интервенции не нужно вскрывать старые раны, потому что у человека нет сил с ними справиться.
3. Кризисная интервенция сосредоточена на актуальной ситуации.
4. Нерешенные «исторические» проблемы вплетены в кризисную ситуацию, эмоциональное топливо прошлого подогревает актуальный конфликт. Иногда клиент осознает это, иногда — нет. Важно идентифицировать эти «исторические» проблемы, обозначить их место в нынешней ситуации, а затем сконцентрироваться на актуальной проблеме.
5. Для эффективной кризисной интервенции важно четко определить проблему.
6. Навыки активного слушания (перефразирование, отражение чувств, прояснение, присоединение чувств к содержанию) позволяют уменьшить хаос и облегчить восстановление контроля.
ТРИ СТАДИИ РАБОТЫ С КРИЗИСОМ
Кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить ее. Многие проблемы, порождающие и поддерживающие кризис, невозможно решить быстро.
Первая стадия: Сбор информации
1. Помогите клиенту идентифицировать и выразить чувства и связать их с содержанием. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение и, кроме того, делает возможным определение кризиса через отдельные события и проблемы.
2. Уделите время тому, чтобы максимально полно исследовать проблему вместе с клиентом. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет получить немедленное облегчение. У консультанта кризисной службы может возникнуть искушение поскорее перескочить от исследования проблемы к ее решению, чтобы снизить интенсивность переживаний клиента. При таких преждевременных попытках решения важная информация может быть упущена, и вы рискуете толкнуть клиента на повторение его же собственных ошибок.
3. Идентифицируйте событие, вызвавшее кризис, и постарайтесь отделить «исторические» проблемы от актуальной ситуации.
Вторая стадия: Формулирование и переформулирование проблемы
1. Результатом исследования ситуации может явиться переформулирование проблемы, поскольку: формулируя свою проблему, клиент мог не учесть ее важных аспектов. Классическим примером может быть отрицание алкоголизма. Признание факта зависимости может полностью изменить формулирование семейной проблемы;
• проблема может быть слишком глобальной, и для того, чтобы с ней справиться, ее потребуется разделить на более мелкие;
• формулируя проблему, клиент может смешивать актуальные и «исторические» проблемы.
2. Проясните, что клиент уже предпринимал для решения проблемы. Повторение неэффективных способов решения может стать частью картины кризиса. Отделив проблему от неэффективных способов ее решения, можно переформулировать проблему и подойти к ней по-новому.
3. Спросите клиента, что помогало ему справляться с проблемой раньше. С вашей помощью клиент может обнаружить, что он владеет многими полезными навыками. Кроме того, это помогает переформулировать проблему — она уже не выглядит совершенно недоступной контролю, клиент понимает, что может с ней справиться хотя бы частично.
4. Что делать, если определение проблемы застопоривается:
• перейти от более обобщенного определения к более конкретному, частному;
• перейти от частного, конкретного определения к более обобщенному;
• проверить, не пропущено ли какое-то действующее лицо при определении проблемы;
• исследовать, нет ли каких-то подспудных, скрытых проблем.
Третья стадия: Альтернативы и решения
1. Откажитесь от попыток решения проблемы. Это часто является ключевым моментом работы, потому что иногда неудачные решения вносят существенный вклад в развитие кризиса. Переключайтесь на работу с проблемой. Такой прием имеет смысл применить в следующих случаях:
• когда клиент пытается контролировать события, которые он в принципе контролировать не может;
• когда решение усугубляет проблему.
2. Откажитесь от цели. Это полезно делать тогда, когда цели, которые ставит перед собой клиент, нереалистичны или недостижимы в данный момент.
3. Выясните, есть ли что-то такое, что мог бы предпринять клиент для улучшения ситуации, если невозможно полностью исправить ее.
4. Спросите, что помогало раньше в аналогичной ситуации.
5. Выявите ложно направленную потребность контроля и переключите внимание клиента на работу с проблемой.
6. Избегайте попадания в ловушку преждевременных решений.
Кризис наносит удар по привычным представлениям человека о себе и об окружающем мире, утрачивается контроль, неопределенными становятся представления о будущем. «Но даже когда невозможность существовать в прежней системе представлений очевидна, человек продолжает цепляться за них. „Хочу, чтобы все было как раньше", „Почему это произошло со мной?" — подобные мысли могут принимать характер навязчивости».
В кризисном состоянии человек настолько захвачен своими переживаниями, что он просто не может говорить и думать ни о чем другом, даже объективно более значимом.

ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ
Предупреждающие знаки:
• сниженное настроение;
• нарушения сна, режима питания;
• злоупотребление алкоголем, наркотиками;
• саморазрушительное поведение;
• разговоры о смерти, обращение к песням, стихам, литературным произведениям, в которых говорится о само- убийстве, смерти, жизни после смерти;
• социальное отчуждение;
• снижение внимания к себе (неопрятность, неряшливость, прогулы);
• резкое изменение состояния — например, внезапное просветление после периода длительной депрессии;
• резкие изменения в поведении — человек, который был застенчивым и тихим, внезапно становится шумным и экстравагантным, а тот, кто был общительным и дружелюбным, отстраняется от людей;
• приведение дел в порядок — составление завещания, улаживание всех мелких ссор с друзьями и соседями, раздача долгов, устройство на попечение домашних животных (для подростка раздаривание любимых кассет, книг, безделушек);
• разговор об отсутствии смысла жизни, о собственной ненужности, о безвыходности своей ситуации.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ
Прежде всего, дать возможность человеку говорить о своих чувствах, демонстрируя понимание и принятие. Важно определить, какую проблему пытается человек решить с помощью суицида, какую потребность он хочет удовлетворить таким образом — это желание обрести покой, избавиться от боли, выразить свою злость, наказать кого-то, заставить прислушаться к себе или попросить о помощи? Консультанту важно «прочитать» это скрытое сообщение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.012 с.)