Основные направления и технологии социальной работы с семьёй 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления и технологии социальной работы с семьёй

Поиск

Основные направления и технологии социальной работы с семьёй

Понятие «семья». Семья как система и малая группа. Типология семей. Суть понятия «семьи группы риска». Критерии «нормальной» семьи. Семья как клиент. Условия присоединения социального работника к семье, позволяющие соблюсти права человека и семьи. Этика профессионального взаимодействия специалиста социальной работы с членами семьи. Направления, виды и методы социальной работы с семьёй. Общая схема технологизации социальной деятельности с семьями.

Смысл социальной работы с семьями – обеспечение устойчивого развития психически и психологически здорового человека и общества.

Цель – социальная поддержка семьи как института социализации подрастающих поколений, укрепление семьи как опоры государства, профилактика случаев нарушения функционирования семьи.

Содержание социальной работы с семьями:

1) материальная помощь (выплаты и кредиты)

2) социально-медицинская (услуги медицинского консультирования)

3) психосоциальная работа с семьями (индивидуальное и групповое психологическое консультирование, индивидуальная и групповая психотерапия семьи)

4) социокультурная помощь в сфере семейного досуга

5) юридическая (льготы и компенсации)

6) образовательные услуги (Школы молодых родителей. Школы молодых мам. Подготовка детей к школе и др.)

7) помощь членам семьи в выборе карьеры и профессионально-трудовой занятости

Организация социальной работы с семьями осуществляется в зависимости

А) от жизненного цикла семьи

Процесс семейной жизни составляют сменяющие друг друга и различные по своим задачам стадии. Однако все они при благоприятном варианте реализации объединяются общей идеей – обеспечить конструктивное взаимодействие членов семьи.

Уже на первой стадии семейной жизни (в период от 0 до 4-х лет) семья может оказаться в ситуации раннего семейного неблагополучия в силу целого ряда причин: краткость добрачного знакомства, брак ранее 21 года, влияние неудачного брака родителей, добрачная беременность, расхождение супругов во мнениях о профессиональной занятости жены, споры по количеству детей и времени их рождения, споры по поводу проведения свободного времени, споры по поводу распределения обязанностей в семье,

борьба супругов между собой и с родителями за власть в семье и др.

Главными задачами этого периода семейной жизни являются:

а) вхождение супругов в мир друг друга,

б) распределение труда и обязанностей в семье,

в) решение жилищной проблемы,

г) решение финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем,

д) вхождение в роль мужа и жены,

е) дозревание и доформирование личностей обоих супругов,

ж) процесс приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания.

Стадия семейной жизни, именуемая как «молодые браки», существующие 5-9 лет, предполагает разрешение супругами следующих проблем:

а) принятие нового члена семьи - ребенка и приспособление к напряжённому бюджету времени,

б) научиться преодолевать физическую и нервную усталость,

в) благоразумное разрешение проблемы профессионального развития обоих супругов,

г) благополучное разрешение проблемы изменения любви в пользу укрепления дружбы.

Если семья успешно разрешает их, то закономерно переходит на новый этап своего функционирования, т.е. в категорию средних по продолжительности браков.

В период прохождения семьёй стадии «средние браки» (10 -19 лет) супруги

а) достигают стабилизации семейных взаимоотношений,

б) укрепляют супружескую дружбу,

в) практикуют взаимную поддержку,

г) регулируют бытовые труд и обязанности,

д) обеспечивают прочность материального положения,

е) имеют подросших и становящихся самостоятельными детей.

К концу этой стадии становятся очевидными факторы либо сплочения супружеской пары, либо распада семьи.

Стадия семейной жизни «пожилые браки» ( 20 и более лет ) включает:

а) обострение супружеских проблем, связанное с приобретением детьми самостоятельности и независимости,

б) усталость друг от друга,

в) дисгармония сексуальных потребностей и возможностей,

г) психологическое отчуждение.

На каждой из этих стадий семья может сталкиваться с рядом трудностей, создающих угрозу семейной системе. Если эти деструктивные факторы своевременно обнаруживаются супругами или одним из них и они готовы к объединению «против проблемы», то в процессе её разрешения семья сплачивается. Такие семьи самостоятельно принимают меры или обращаются за помощью на стадии раннего семейного неблагополучия.

Если между супругами отсутствует взаимопонимание и желание объединиться во имя достижения более прочного семейного положения, то специалисты уже имеют дело с неблагополучным брачным союзом, который может соответствовать одному из трёх типов:

Тип 1. – конфликтный брачный союз. Он характеризуется а) наличием постоянных сфер, где интересы, потребности, намерения и желания супругов приходят в столкновение; б) сильными и продолжительными отрицательными эмоциональными состояниями; в) брак сохраняется за счёт взаимных уступок и других факторов, вынуждающих супругов сохранять семью.

Тип 2. - кризисный брачный союз. Он становится таковым, когда а) противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важнейшие сферы жизнедеятельности семьи; б) супруги занимают непримиримые и враждебные позиции; в) компромиссы исключаются;

г) семья балансирует на грани распада.

Тип 3. - проблемный брачный союз. Брак становится таким, когда перед супругами возникли особо трудные жизненные ситуации, проверяющие семью на прочность, - это утрата или инвалидизация ребёнка (как правило, мужчина в этом случае покидает семью), тяжёлая болезнь; бедствие, лишившее семью жилья, и т.п.

Во всех этих случаях в соответствии с запросом супружеской пары ей может быть оказана психотерапевтическая помощь. В целях достижения максимально возможного эффекта в её процессе могут принимать участие и другие члены семьи. Этот вид психосоциальной практики называется семейной психотерапией.

Б) от типа семейной системы (типология семей)

Психологи, в свою очередь, предлагают критерии «нормальной семьи». С их точки зрения, это семья, обеспечивающая требуемый минимум материального благосостояния; это семья, обеспечивающая требуемый минимум социальной защиты;

это семья, способствующая продвижению и личностному развитию её членов;

это семья, создающая потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

· Общим критерием транскультурального понимания того, что такое «нормальная семья», является факт того, что за семью как целое ответственность несёт отец; он - кормилец и глава (М. Мид).

Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. исследовали закономерности, обнаруживающиеся в функционировании семейных систем:

каждая семейная подсистема выдвигает специфические требования к членам семьи и нуждается в определённой независимости; она требует ясных границ внутри семейной системы.

Развитие супружеских отношений требует автономии от прародителей и детей, а также от вмешательства внесемейных факторов.

Границы между подсистемами остаются ясными до тех пор, пока чётко определены: а) взаимная ответственность, б) функции подсистемы, в) степень власти или влияния подсистем.

Нормально функционирующие семьи – это семьи с ясными границами между подсистемами.

Нарушения в семейных системах обнаруживаются, если а) между семейными подсистемами сформировались слишком жёсткие границы, когда родители не знают, что на самом деле происходит в жизни их детей; б) между семейными подсистемами границы размыты, тогда любое негативное событие (дурной поступок ребёнка или отказ от еды) воспринимается как глобальная внутрисемейная проблема.

Психологи, изучавшие семьи больных шизофренией, указывают на спутанность границ между семейными подсистемами; отношения к женщинам в них не отличаются от отношений к мужчинам; нарушены границы между поколениями, например, мать делится с дочерьми своими проблемами во взаимоотношениях с мужьями.

К деструктурированным психологи также относят и эмоционально отчуждённые семьи. Характерными признаками семей этого типа являются: прекращённая половая жизнь между супругами; формальное сохранение супружества; дети демонстрируют «дурное поведение».

К ним примыкают псевдовзаимные семьи, в которых практикуется псевдосолидарность и псевдосотрудничество, т.е. разрешено выражать только позитив, а злость, боль, гнев, обиду запрещено; члены семьи их подавляют. А также псевдовраждебные, когда о хорошем и по-хорошему говорить не принято, а враждебные чувства тут же изливаются.

Функционирование семейной системы оказывается затруднённым, если семья подпадает под определение одного из следующих типов:

· семья из трёх поколений: прародители + родители + дети. Основную трудность представляет необходимость разграничить семейные контексты, т.е. разделить ролевое межличностное взаимодействие и функции членов в прародительской и родительской семьях, иначе семейные роли перепутаются, семья окажется деструктурированной и обусловит психопатологизацию подрастающего поколения.

· Семья типа «ПА-ДЕ-ДЕ» - симбиоз, слияние двух людей. В астрологии это называют векторным браком; внеличностное функционирование двух индивидов.

· Семья типа «Башмак», где старшие дети воспитывают младших и тем самым становятся между подсистемами детей и родителей, т.е. «выродками», т.к. природа таких ролей не предусматривает.

· Семья типа «Аккордеон»: один член семьи долго отсутствует, его роль передаётся другому, но при его возвращении он входит в неё снова. Примером тому сегодня могут служить не только семьи моряков.

· Семья с призраком: умерший член семьи продолжает незримо присутствовать среди живых, его именем принимаются решения; живущие члены семьи периодически ощущают упадок сил.

· Флуктурирующая семья, т.е. часто переезжающая с места на место. Её члены довольствуются малым – это быт походного типа, а у жены нет возможности контролировать мужа.

· Семья по типу «Амазонки»: в ней царствуют женщины, мужу отведена роль «козла отпущения», часто это единственный случайно уцелевший в семье мужчина.

· Семья по типу «Джентльмены»: в ней мужчины имеют численное преимущество и либо дружно эксплуатируют женщину, либо самозабвенно служат ей.

· Семья по типу «Чья возьмёт?». Это семья с неродным ребёнком. Дети борются за место рядом с родными матерью или отцом.

· Семья по типу «Замещение» - это ситуация, когда один из родителей в семье отсутствует и его роль берёт на себя ребёнок.

· Семья типа «Только ты!». Чаще всего это пожилые родители. Мать объединяется с ребёнком и посвящает себя тому, что делает ему карьеру, совершенно позабыв о муже. Сексуальные отношения между супругами отсутствуют.

· Семья с синдромом годовщины. В ней принято в одно и то же число, время года впадать в депрессию, создавать критические ситуации, переживать несчастные случаи.

· Семья с «мёртвой матерью»: женщина переживает период острого горя, как правило, утрату близкого человека. Она занята переживанием сильных чувств и погружена в себя. Для остальных членов семьи она закрыта. Особо опасной эта ситуация оказывается для нерождённого ребёнка, если женщина беременна, и для малолетних детей, нуждающихся в её эмоциональной отзывчивости.

· Семья с замещающим ребёнком: это случаи, когда родители желали ребёнка определённого пола, но их ожидания не сбылись; и это ситуации, когда супруги дают жизнь очередному ребёнку в надежде компенсировать смерть одного из своих детей или утрату близкого человека – родственника, подруги, друга или любовника.

Представленные выше типы семейных систем создают мало подходящие для гармоничного развития ребёнка социально-психологические условия. Тем не менее при желании такие семьи имеют возможность устранить названные деструктивные факторы и выйти на новый уровень функционирования. Специалисту-семьеведу несложно отыскать ресурсы семьи для того, чтобы, оперевшись на них, помочь её членам осуществлять свои подлинные роли в ней.

Современные исследователи проблем духовного развития человека считают, что неблагополучная семья - «это семья, создающая такую поведенческую структуру, которая позволяет членам семьи избегать проблем, пытаться их оправдывать, скрывать, а также тщательно хранить тайны, отказываясь их раскрыть. Люди, живущие в такой системе, позволяют себе сильные разрушительные эмоции, скрывают свои истинные чувства, уклоняются от решения своих проблем; осуждают, критикуют, обвиняют или пытаются контролировать других. Они регулярно нарушают границы личности другого человека или остаются отчуждёнными, воздвигая прочные эмоциональные и психологические защиты». (К.Гроф).

Психиатры относят к неблагополучным следующие типы семей: 1) алкоголизированные семьи, 2) асоциально-аморальные, 3) конфликтные, 4) криминальные, 5) семьи с психически больными родителями, 6) педагогически несостоятельные семьи, 7) наркотические

Пример: Технология социальной работы «Молодая семья Псковской области».

Методы оценки эффективности: социологические опросы, анализ статистических данных, социально-психологическое обследование семей.

Критерии эффективности:

1) среднедушевой доход молодой семьи Псковской области заметно возрастает по сравнению с предыдущим годом и ростом инфляции

2) семья имеет собственное жильё из расчёта не менее 9 м.кв. на 1 члена семьи

3) оба супруга имеют возможность работать и/или делают согласованный выбор профессионально-трудовой занятости

4) супруги планируют рождение очередного ребёнка (второго или третьего)

5) члены семьи оптимистически оценивают своё будущее

Сегодня помощь семье оказывается по линии нескольких ведомств (социальная защита, образование, культура, медицина). Однако в каждом конкретном случае взаимодействие с семьей имеет свою специфику. Объединяет же все подходы понимание того, что семья для человека в идеале должна являться источником духовности и жизненных сил его личности. С этой целью в современных условиях российской действительности предпринимаются попытки создать систему психосоциальной деятельности, ориентированной на оказание помощи семьям, в т.ч. психологической и социальной. В частности, семья может оказаться «клиентом» специалиста по психосоциальной работе семьями.

 

 

 

9. Этические дилеммы в социальной работе и пути их разрешения.

Этическая дилемма как ситуация, характеризующая профессиональные отношения «социальный работник – клиент».

Внутренний конфликт личных и профессиональных ценностей в деятельности социального работника.

Профессиональная этика, профессиональный долг, ответственность и этическая дилемма.

Характеристика конкретной этической дилеммы и её решения.

Проблемы морально-нравственного выбора специалиста в сфере социальной работы.

Независимость и манипулирование.

Этический кодекс социального работника.

Этическая дилемма- ситуация, в которой с.р. не может одновременно реализовать этические обязательства без нарушения приверженности к одному или другому участнику взаимодействия. Выбор в силу личных качеств соц. работника, его проф.ценностей и осущ. В соответствии с требованиями этического кодекса с. работника. Все ценности разделяются на группы: идеальные (свобода, благополучие, достоинство, справедливость); ближайшие (право на аборт, право воспитывать по-своему); инструментальные (ответственность, доброта, забота, толерантность). Идеальные являются ключом к решению этич. дилеммы.

 

 

10. Конфликтология в социальной работе.

Понятие «социальный конфликт»; виды социальных конфликтов; стадии развития конфликта; конфликты, компромиссы и консенсусы в социальной работе; модели разрешения конфликтов в процессе социальной работы.

Что делают?

Что чувствуют?

О чём думают?

Стадии развития любого социального конфликта:

1. Предконфликтная стадия

2. Собственно конфликт

3. Разрешение конфликта

4. Постконфликтная стадия

Факторы межличностных конфликтов:

1) объективные (сокращение штатов, конкурс при отборе на работу или зачислении в вуз);

2) субъективные: а) стереотипы; б) негативные установки; в) недоразумения; г) конфликтные установки; д) межличностная (не)совместимость.

Формы межличностных конфликтов в социальной работе:

1) соперничество, т.е. стремление взять верх;

2) спор – разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;

3) дискуссия – обсуждение спорного вопроса.

Стили выхода из конфликта:

1). КОНФРОНТАЦИЯ

2) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

3) УЗБЕГАНИЕ или УХОД

4) КОМПРОМИСС

5) СОТРУДНИЧЕСТВО

Философия социальной работы

 

Философия социальной работы – это область философии, которая осмысляет следующие феномены:

Духовность Смысл жизни Жизненный путь Судьба Гуманизм Ответственность Бедность Нищета Добро Помощь Справедливость Нужда и др.

Клиенты социального работника в зависимости от восприятия мира могут осмыслять его на следующих уровнях:

На религиозно-мифологическом

На философско-духовном

На рационально-научном

На технологическом

На эмоционально-обыденном.

Это означает, что люди по-разному выстраивают картину мира и видят себя в нём.

Социальному работнику важно знать, что

· более 60% его клиентов религиозны, т.е. им свойственно осмыслять мир с религиозно-мифологической позиции;

· что фрагментарное восприятие мира повергает человека в состояние тревоги, зависимости, опасения;

· что социальному работнику важно выработать собственное мировоззрение и сформировать целостную картину мира.

 

Это означает, что соц. работнику-профессионалу наиболее адекватен философско-духовный уровень осмысления бытия.

 

Социальный работник может использовать следующие способы философского постижения мира: 1) Личный жизненный опыт 2) Эмпатия 3) Интуиция.

Когда он активно их использует, пытаясь понять себя, мир и людей, то становится жизнелюбом, судьбоведом, жизневедом. Тогда он способен воспринимать социум как сложную систему взаимоотношений, видеть причины и следствия человеческих поступков и состояний.

 

В государственном образовательном стандарте определены требования к профессиональному сознанию социального работника:

1. социальный работник должен обладать генетической предрасположенностью к гуманитарно-философскому мышлению;

2. социальный работник должен целостно воспринимать судьбу человека и мир, в котором он живёт;

3. социальный работник должен обладать глубоким философским юмором и развивать своё философское мышление посредством жизненного опыта.

 

 

2. Технология психосоциальной работы с населением

Понятие «психосоциальная работа». Причины и актуальность организации психосоциальной работы с населением на данном этапе общественного развития России. Направления и методы психосоциальной работы. Правовые основы осуществления психосоциальной работы с различными группами населения. Содержание и методика психосоциальной работы в организациях и учреждениях социального обслуживания, образования, здравоохранения, армии, в системе правоохранительных органов с различными группами населения. Место и роль психосоциальной работы с населением в системе социальной работы.

Содержание и объём медико-социальной помощи различным группам клиентов: длительно, часто и тяжело болеющим, инвалидам, больным СПИДом и пр. в трудоустройстве; динамика медицинского статуса.

Модель социально-медицинской работы с инвалидами (принцип компенсации и изоляции, принцип социальной защиты инвалидов). Дифференциация базовой модели медико-социальной работы профилактической и патогенетической направленности по работе с больными сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, туберкулёзом, болезнями, передающимися половым путём и др.

 

17. Базовая модель социально-медицинской работы. Определение, цель и объекты медико-социальной работы. Принципы построения и организации базовой модели медико-социальной работы. Формы и методы работы.

Основные направления медико-социальной работы: содержание медико-социальной работы профилактической и патогенетической направленности.

Медико-социальная экспертиза. Порядок признания больного инвалидом.Система взаимодействия: социальный работник, врач общей практики, клиент.

Медико-социальная работа – организованное соц. обслуживание в больнице или вне её, с особым упором на связанные со здоровьем соц. проблемы.

Контингенты – лица, с выраженными медицинскими и социальными проблемами.. Астма – помещения. Длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные, инвалиды, одинокие престарелые, сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий и др.

Принципы организации медико-социальной работы:

- экосистемность;

- полимодальность- различные подходы и способы действия;

- солидарность – согласованное взаимодействие с другими структурами;

- конструктивная стимуляция (научить добывать);

- консинуальность (непрерывность с анализом и коррекцией планов).

Базовая модель: 1 принцип 5 групп клиентов: 1. повышенного риска; 2.члены семьи;

3. больные с соц. проблемами; 4. Длительно и часто болеющие; 5. инвалиды.

2 принцип. С. работник выполняет медико- социальную работу

Патогенентической

направленности(помощь для излечения)

профилактической направленности

(предупреждение ухудшения)

Приказ от 29.11.2004 №287 «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации»

Инвалиды, выд. федеральным учреждениям медико-социальные экспертизы.

Инвалидность: Акт на производстве о несчастном случае. При начислении пособий учитыв. Вина пострадавших. Нет срока давности. Надо заявление и много документов.

Для того, чтобы их реабилитировать нужен индивидуальный подход (медицинский, социальный. Профессиональный)

М,С,Р, профилактической направленности:

1. предупреждение усугублений мед. последствий и преждевременной смертности

2. участие в предупреждении общественно-опасных действий(психические больные)

3. участие в разработке комплексных программ

4. организация медико-социальной экпертизы

5.определение оснований для признания человека инвалидом.

6.определение потребностей инвалидов в различных видах соц. защиты

7. участие в определении степени утраты проф. трудоспособности

8. содействие инвалидам в реализации его прав

9.содействие в обеспечении родительских функций

10. содействие в получении пенсий и других выплат

11. содействие в решении жилищных проблем

12. помещение клиента в стационарное учреждение соц. обслуживания

13. социально-правовое консультирование

М,С,Р, патогенетической направленности:

1.содействие в организации лечения и мед. контроля

2.псхотерапия и психокоррекция, семейное консультирование

3.участие в разработке индивидуальных программ реабилитации

4.проведение мер мед. и соц. реабилитации инвалидов (восстановительное и санаторно-кур.лечение, создание безбарьерной среды жизнедеятельности)

5.проведение мер проф.реабилитации (содействие в изм.режима труда, переквалификации, содействие в трудоустройстве)

6. обеспечение преемственности во взаимодействии со специалистами смежных профессий

7. организация психологической поддержки

8. вовлечение членов семьи в Д. само и взаимопомощи

9. содействие в создании реабилитационной социально-бытовой среды и ифраструктуры

 

25. Технология социальной работы с бедными и малоимущими.

Понятие «бедность», «нужда», «малоимущие», «малообеспеченные», «нищета», «обнищание населения», «качество жизни», «прожиточный минимум», «семейный бюджет».

Позиции россиян по отношению к своей бедности.

Роль нормативно-законодательных актов в технологизации социальной работы с бедными слоями населения. Общая схема технологизации социальной работы с бедными. Виды превентивной деятельности социального работника с бедными семьями и детьми из бедных семей.

Технология индивидуальной (консультирование) и групповой работы с бедными.

Концепция профессионализма и концепция самопомощи как основа социальной работы с бедными.

 

Бедные – это……………………………………………………………….

Малоимущие – это…………………………………………………………..

Многие российские люди пристрастились к бедности и выработали механизмы психологической защиты, позволяющие им уклоняться от проявления активности для изменения своего имущественного положения.

Социологи выделяют 5 позиций клиентов по отношению к своей бедности:

1 ). Смирение (Их житейская философия - «Бывает хуже…»);

2). Морализирующее отрицание рынка («Деньги не открывают новых возможностей, а лишь сбивают с пути истинного…»);

3). Бедность – норма сегодняшней жизни («Все нормальные честные люди сегодня бедны…»);

4). Самоизоляция («Никто не должен узнать и увидеть, что мы бедные, а значит, хуже других…»);

5). Мы не бедные, мы средние («Вот кто настоящие бедные…») – пытаются уйти от переживания чувства униженного положения путём указания на тех, кто беднее и таким образом защитить свой образ «среднего» человека.

При разработке ТСР с данными категориями клиентов следует учитывать их житейскую философию и психологические защиты, иначе в работе с ними не удастся реализовать концепцию самопомощи и придётся укреплять их иждивенческую позицию и маргинализацию.

Смысл технологизации деятельности с бедными и малоимущими – обеспечение достойного образа жизни человека на Земле, в частности, населения РФ; обеспечение социальной справедливости: «Люди рождаются равными и свободными».

Цель – реализация идеи прав человека: «Каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определённые блага».

Создание условий для удовлетворения потребностей более высокого уровня, т.е. духовных.

Содержание технологии социальной работы с бедными и малоимущими слоями населения зависит: 1) от задач, которые нужно решить, примеры:

а) обеспечение профессиональной занятости и таким образом – повышение уровня жизни; б) профилактика безработицы;

в) защита прав собственника (при разделе имущества; законное возвращение жилья и имущества в собственность её владельца после тюремного заключения, проживания в детском социальном учреждении, незаконного выселения и т.п.);

г) восстановление трудоспособности и работоспособности;

2) от возраста клиента и причины его бедности;

3) от той категории бедных, социальную деятельность с которой нужно технологизировать, - они трудоспособные или нет; это семьи «группы риска» (хронически безработные) или семьи, временно оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

4) от уровня технологизации этой деятельности:

а) федеральный уровень (например, технология социальной работы, направленной на оздоровление рынка труда);

б) региональный уровень (технология социальной работы с молодёжью в Псковской области);

в) местный уровень (технология социальной работы по трудоустройству людей с ограниченными возможностями в г. Пскове; технология «Планирование карьеры» для старшеклассников и студентов).

Средства и методы

1) социально-медицинские (обследование, лечение, оздоровление организма, трудотерапия);

2) социально-правовые (консультации, помощь в оформлении документов);

3) средства и методы индивидуальной и групповой социальной работы с бедными:

а) социально-педагогической направленности;

б) психосоциальной направленности (психологическое консультирование и

психотерапия; тренинги развития коммуникативных навыков и умений поиска работы);

в) социально-превентивной направленности (профилактика маргинализации, построение позитивного образа будущего, отказ от деструктивного жизненного сценария);

4) средства и методы социального контроля за бедными (патронаж, патронат, учёт по месту прибытия после отбывания срока наказания; лечение, например, у нарколога, психиатра и т.д.).

Уровень квалификации сотрудников: социальные работники, специалисты социальной работы, сотрудники служб занятости,психиатры, психологи,наркологи, юристы, социальные педагоги, общественные деятели, сотрудники НКО, религиозные деятели, спонсоры и меценаты, волонтёры

Критерии эффективности

1) уменьшение количества бедных и малоимущих по всем категориям по сравнению с предыдущим годом;

2) увеличение количества трудоустроившихся лиц в результате успешной социально-реабилитационной помощи;

3) увеличение количества клиентов из числа молодёжи, впервые трудоустроившихся и решивших жилищный вопрос;

3) увеличение количества детей, обретших семью с достаточным воспитательным потенциалом;

5) совершенствование государственных программ социальной поддержки малоимущих слоёв населения;

6) повышение квалификации сотрудников, причастных к разрешению проблем бедности;

7) совершенствование законодательства, регулирующего систему социальной защиты населения, - социальное обеспечение, социальное обслуживание и социальное страхование.

 

20. Технология индивидуальной работы с клиентами (консультирование и посредничество) в социальной работе.

Клиенты социального работника.

Общая схема технологизации индивидуальной социальной работы с клиентом: а) при психосоциальном консультировании; б) при исполнении посреднической функции. Этапы консультативной беседы.

Базовые принципы консультирования. Технология ведения консультативной беседы на каждом из этапов индивидуальной психосоциальной помощи клиенту.

Структура и технология делового общения с клиентом (при посредничестве).

Посредническая беседа

состоит из 4-х этапов:

1). Ориентация в ситуации общения

2). Вступление в контакт с клиентом

3). Оптимизация общения и взаимодействия

4). Выход из ситуации общения.

 

23. Технология социальной работы с клиентами с ограниченными возможностями

Понятие «клиент с ограниченными возможностями». Категории клиентов с ограниченными возможностями. Основные проблемы клиентов с ограниченными возможностями в зависимости от их возраста и специфики ограничения. Законодательная основа социальной работы с инвалидизированными клиентами.

Основные подходы и принципы, обеспечивающие эффективное профессиональное взаимодействие специалиста и клиента с ограниченными возможностями. Основные принципы организации взаимодействия с инвалидами в сфере обслуживания: формы социального обслуживания, виды реабилитации.

Технология социальной работы (смысл, цель, содержание, организация, средства и методы, специалисты, критерии эффективности технологии) с определённой категорией клиентов с ограниченными возможностями (по выбору студента).

Смысл разработки и внедрения технологий социальной работы с инвалидами – укреплении позиции социального оптимизма, проявление гуманизма со стороны общества по отношению к слабым, подтверждение ценности жизни даже в её ограниченном варианте.

Цель – обеспечение условий для формирования независимого образа жизни человека с ограниченными возможностями.

Содержание технологии социальной работы с клиентами с ограниченными возможностями:

специальная медицинская помощь в зависимости от причины инвалидности и возраста клиента

образовательные программы для инвалидов в зависимости от возраста и специфики ограничения

условия для профессионально-трудовой деятельности трудоспособных инвалидов

организация культурно-досуговой деятельности инвалидов в зависимости от способностей, возраста и типа ограничения

подготовка кадров для работы по программам социальной абилитации и реабилитации инвалидов в центрах социального обслуживания и специальных учреждениях соответственно возрасту обслуживаемых клиентов и специфики ограничений

обустройство окружающей среды с учётом категории населения «люди с ограниченными возможностями»

Организация деятельности по реализации технологии социальной работы с инвалидами:

выявление случаев инвалидности и определение проблем инвалидов с последующей разработкой карт реабилитации

разработка технологий, способствующих разрешению выявленных проблем инвалидов (социальное проектирование)

совершенствование законодательной базы социальной работы с инвалидами

организация специальных социальных учреждений для клиентов с ограниченными возможностями с учётом их возраста и специфики ограничения

организация массовых мероприятий с участием инвалидов (участие в мероприятиях мирового масштаба, государственного уровня, областного, городского, районного и местного уровней)

поддержка общественных инициатив самих инвалидов, их общественных организаций

организация индивидуальной и групповой работы с клиентами с ограниченными возможностями (технология социальной работы «Управление случаем»)

Средства и методы, используемые при реализации технологии социальной работы с инвалидами:

социально-политические

социально-правовые

социальная диагностика

социально-медицинские

социальная реабилитация

социально-бытовая адаптация

социально-педагогические

методы психосоциальной работы (индивидуальное и групповое консультирование, индивидуальная и групповая психотерапия)

социальное обеспечение (выплаты пенсий и пособий)

социальное обслуживание (перечень услуг по запросу инвалида)

социальное страхование

Уровень квалификации сотрудников, реализующих технологию социальной работы с инвалидами:

социальные политики, врачи, психологи, социальные педагоги, специалисты социальной работы и социальные работники, воспитатели, няни, сиделки, волонтёры, спонсоры и меценаты, сотрудники НКО и общественных фондов.

Средства и методы

А) социально-правовые (определение социального статуса ребёнка и его дальнейших перспектив жизнеобустройства)

Б) социально-диагностические (восстановление биографии ребёнка, определение ситуации его социального развития, выявление индивидуально-личностных особенностей)

В) социально-превентивные, т.е. упреждение детской преступности, насилия над детьми, вторичного сиротства;

Г) средства и методы социальной помощи, применяемые в индивидуальной и групповой работе с детьми, лишёнными родительского попечения:

1) средства и методы, применяемые в системе образо


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.116.61 (0.014 с.)