Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология психосоциальной работы с населениемСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психосоциальная работа – это психологическая помощь психически здоровому клиенту с целью преодоления социальной дезадаптации и социально-психологического неблагополучия, которое может проявиться как в системе профессиональных, так и семейно-бытовых отношений и привести к различным формам социальной дезадаптации (С.А.Беличева). ПСР – это одно из 4-х направлений социальной работы. Поводами для обращения за психосоциальной помощью могут выступать социальные, социально-экономические, медико-социальные причины внешнего характера, такие, как: а) потеря работы; б) потеря близких; в) инвалидность или хроническая болезнь; г) смена места жительства, работы и привычных условий жизнедеятельности; д) трудности адаптации после возвращения из мест лишения свободы; е) психологические последствия военных конфликтов или техногенных катастроф; ж) возрастные кризисы; з) развод; и) острое горе, влекущее за собой изменение социально-психологического статуса и т. д. Причинами внутреннего характера могут быть: а) личностные расстройства; б) неадекватные самооценка и уровень притязаний; в) нарушения эмоционально-коммуникативной и мотивационно-нравственной сферы; г) нарушение процессов саморегуляции; д) негативные фиксированные установки и комплексы; е) посттравматические стрессовые расстройства; ж) биографические кризисы; з) психосоматические заболевания и другие. Среди проблем, разрешаемых методами психосоциальной работы, чаще всего встречаются: 1.) осложнения и трудности в детско-родительских отношениях (задержки психического развития и нервно-психические заболевания детей; кризисы возрастного развития; индивидуально-психологические особенности детей, не понимаемые и не принимаемые родителями; неправильный стиль отношений и закрепившиеся отрицательные стереотипы внутрисемейного общения; насилие в семье и т.д.); 2.) затруденения и кризисы в супружеских отношениях; 3.) конфликтные отношения в сфере труда, вызванные различными причинами (дискриминация по признаку пола, разводы; посттравматические стрессовые расстройства, которые наблюдаются у бывших участников и жертв военных конфликтов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, жертв насилия, в том числе семейного, и др.). В зависимости от сложности случая, с которым обращается клиент, и предпочтительного варианта его разрешения, применяют следующие виды психосоциальной работы: 1.) индивидуальная работа с клиентом (психосоциальная технология «управление случаем»): а) индивидуальное психологическое консультирование; б) индивидуальная психотерапия; 2.) индивидуальная психосоциальная помощь в условиях привлечения к разрешению ситуации других её участников (например, обратившаяся за помощью жена просит мужа посещать консультации вместе с ней): а) психосоциальное консультирование; в) социоцентрированная психотерапия; 3) групповая работа: а) психосоциальная помощь (психологическая и психотерапевтическая) в условиях группового общения и взаимодействия; б) семейное социально-психологическое консультирование и семейная психотерапия. Технологиями психосоциальной работы являются: 1) различные модели индивидуального и группового социально-психологического консультирования; 2) различные модели индивидуальной и групповой психотерапии: а) различные виды социально-психологических тренингов коммуникативных умений, ассертивного поведения; б) деловые игры; в) игротерапевтические методы по коррекции эмоционально-волевых и коммуникативных отношений; г) социодрама и психодрама, в процессе которых происходит рефлексия и коллективное отрабатывание различных социальных ролей и эмоциональных состояний. На развитие психосоциальной работы в России в большей степени оказывают влияние основные психологические подходы и теории следующих направлений: 1) психодинамического (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм, Э.Эриксон; в период неофрейдизма и эго-психологии к данной модели обратились Холлиз, Перлман, Тимс, Сейнсбери, Шайдлиенгер, Стрин, Вассерман); социальный работник, используя психодинамические модели, должен понять систему индивидуальной психологической защиты клиента, исследовать природу его осознанного и неосознанного конфликта; делается анализ жизненного стиля, отношений между клиентом и психотерапевтом, оценивается система и стратегия помощи, определяются стадии помощи; 2) поведенческого (Э.Л.Торндайк, И.П.Павлов, Д.Б.Уотсон, Б.Ф.Скиннер, А.Бандура и др.); в основе лежит бихевиористская психология и поведенческая психотерапия. Человек рассматривается как индивид, имеющий проблемы с поведением; важны модели социальной адаптации, социализации, изменения поведения; 3) экзистенциально-гуманистического (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мэй и др.) - в них человек рассматривается как уникальная самореализующаяся личность с собственной Я-концепцией. Помощь социального работника необходима тогда, когда в процессе реализации жизненного сценария человек ощущает экзистенциальную вину, социальное отвержение, он самоотчуждается, затрудняется сделать очередной выбор, утрачивает смысл жизни и не в состоянии защитить собственные жизненные ценности; социальный работник здесь выступает в роли друга, советчика, компаньона, «реального» человека. Методики и приёмы психосоциальной работы также содержатся в руслах методов психотерапии, выделенных в качестве основных в 1979 г. на IIIМеждународном симпозиуме по психотерапии: 1. Психоаналитический метод, включивший: а) методику ортодоксального психоанализа З.Фрейда; б) методику индивидуальной психотерапии А.Адлера; в) методику аналитической психотерапии К.Г.Юнга; г) методику ускоренного психоанализа Штекеля; методики неофрейдизма К.Хорни, Г.С.Салливена, Э.Фромма. 2. Бихевиористский метод, содержащий: а) методику поведенческой психотерапии Айзенка; б) методику реципрокного торможения Вольпе; в) методику «наводнения»; г) методику «парадоксальной интенции» Франкла; д) методику оперантного обеспечения. 3. Экзистенциально-гуманистический метод, куда вошли: а) методика недирективной клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса; б) методика гештальт-терапии Ф.Перлса. 4. Метод рациональной психотерапии Дюбуа. 5. Личностноориентированный метод: а) методика индивидуальной патогенной психотерапии; б) методика групповой патогенной психотерапии. 6. Метод семейной психотерапии. 7. Метод суггестивной психотерапии, включающий: а) методику внушения в состоянии бодрствования; б) методику внушения в состоянии гипнотического сна; в) методику внушения в состоянии наркотического сна; г) методику косвенного (опосредованного) сна; д) методику плацеботерапии. 8. Метод саморегуляции: а) методика прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону; б) методика самовнушения по Куэ; в) методика аутотренинга Шульца; г) методика направленной органотренировки Клюмбиес-Кляйнзорге; д) методика биологической обратной связи. 9. Метод трансактного анализа Э.Берна. 10. Метод Морита-терапии. 11. Метод эстетотерапии: а) методика музыкотерапии; б) методика библиотерапии; в) методика натурпсихотерапии; г) методика арт-терапии. 12. Метод игровой психотерапии (имаготерапия). 13. Метод психодрамы Морено. В эту классификацию не вошли с успехом применяемые отечественными психосоциальными работниками методики, возникшие в русле телесно-ориентированной психотерапии В.Райха; психосинтеза Р.Ассаджиоли; нейролингвистического программирования; позитивной конфликт-центрированной психотерапии Х.и Н.Пезешкианов. Современные зарубежные школы и направления социальной работы в большей степени пользуются идеями З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга, К.Роджерса, А.Маслоу, Э.Эриксона и других, т.к. они позволяют более ясно понять и объяснить поступки человека, его поведение среди людей, эмоциональные реакции и состояния в определённых ситуациях. С их помощью выработаны подходы к пониманию клиентов, их запросов, а также методов работы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.166.127 (0.007 с.) |