История и методология социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История и методология социальной работы



Пояснительная записка

 

Государственный междисциплинарныйэкзамен по направлению 040100 «Социальная работа» (далее именуется – междисциплинарный экзамен) является одним из видов итоговой государственной аттестации (ИГА) выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе высшего профессионального образования, и проводится в соответствии с Положением об ИГА выпускников высших образовательных учреждений.

Программа государственного междисциплинарного экзамена по социальной работе для выпускников социально-психологического факультета Кемеровского Государственного университета построена в соответствии с образовательной профессиональной программой, с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040400.68 – «Социальная работа», утвержденным приказом Минобразования РФ 10.03.2000г. (№ государственной регистрации 83 мжд/СП).

Цель междисциплинарного экзамена – установление степени профессиональной подготовки выпускника магистранта социальной работы к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом стандартом уровне.

Программа междисциплинарного экзамена разрабатывается членами Государственной аттестационной комиссией и утверждается ректором вуза.

Государственный междисциплинарный экзамен наряду с требованиями к содержанию дисциплин (общепрофессиональные и специальные) учитывает квалификационные требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренные государственным образовательным стандартом по специальности.

В состав экзаменационной программы входят:

- экзаменационные материалы, определяющие весь объем проверяемых теоретических знаний и практических умений в соответствии с государственными требованиями и дополнительными требованиями вуза;

- форма проведения экзамена по дисциплине;

- условия подготовки и проведения экзамена;

- литература для подготовки к государственному междисциплинарному

- экзамену;

- экзаменационные вопросы и критерии оценки знаний выпускников.

Для сдачи междисциплинарного экзамена магистранты должны:

- свободно владеть основными научными категориями и понятиями, иметь представление о месте социальной работы в системе других наук, ее предмете, принципах, системе методов исследования и деятельности, содержании и основных направлениях социальной работы;

- продемонстрировать понимание существующих социальных проблем, многообразия подходов к построению социальной работы;

- владеть знаниями о специфике социальных проблем различных групп населения;

- владеть знаниями о конкретном опыте социальной работы, о совершенствовании путей, средств и методов решения задач социальной политики государства и т. д.

Экзаменационные материалы составлены на основе действующих программ учебных дисциплин и охватывают ее наиболее актуальные разделы и темы. Перечень вопросов и заданий по дисциплинам, выносимым на государственный междисциплинарный экзамен, разрабатывается преподавателями факультета, участвующими в реализации данной образовательной программы.

Вопросы, включаемые в экзаменационные билеты, и рекомендуемая литература для изучения этих дисциплин приведены в имеющихся на выпускающих кафедрах рабочих программах, известны магистрантам по изучению дисциплин в учебном процессе. Перечень вопросов и рекомендуемая литература периодически корректируются с учетом обновления рабочих программ и появления новой учебной и научной литературы.Магистранты обеспечиваются программой (вопросами) междисциплинарного экзамена; им создаются необходимые для подготовки условия – читаются обзорные лекции, проводятся консультации. Порядок проведения государственного междисциплинарного экзамена Государственный междисциплинарный экзамен по социальной работе принимается экзаменационной комиссией, входящей в состав Государственной аттестационной комиссии. Экзаменационная комиссия формируется из ведущих преподавателей выпускающих кафедр, как правило, преподающих учебные дисциплины, включенные в состав итогового междисциплинарного экзамена. В состав экзаменационной комиссии могут включаться также специалисты учреждений социальной защиты населения, ведущие преподаватели и научные сотрудники других вузов. Председателем экзаменационной комиссии, являющимся по «Положению» об итоговой государственной аттестации заместителем председателя государственной аттестационной комиссии, как правило, назначается заведующий выпускающей кафедрой.Состав экзаменационной комиссии, включая ее председателя и секретаря, утверждается ректором.Ежегодно за шесть месяцев до даты приема итогового междисциплинарного экзамена на заседании выпускающих кафедр обсуждаются, корректируются и утверждаются перечень и содержание вопросов дисциплин, включаемых в итоговый экзамен. Характер указанных корректировок своевременно доводится до сведения магистрантов.В период подготовки к экзамену, проводимому для выпускников, обучающихся по профессиональной образовательной программе магистра, после завершения и получения зачета по преддипломной практике магистрантам предоставляются необходимые консультации по каждой вошедшей в междисциплинарный экзамен дисциплине. Государственная аттестационная комиссия определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов, которые разрешается иметь на экзамене.

Экзамен проводится в учебном кабинете по установленному расписанию.

На экзамене магистранты получают экзаменационный билет, содержащий вопросы из входящих в государственный экзамен дисциплин. При подготовке к ответу магистранты делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарем экзаменационной комиссии листах бумаги со штампом факультета. На подготовку к экзамену, который проводится в устной форме, магистранту дается академический час. В процессе подготовленного ответа и после его завершения по всем вопросам экзаменационного билета магистранту членами экзаменационной комиссии с разрешения председателя комиссии могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах перечня, вынесенного на итоговый экзамен.

После завершения ответа магистранта на все вопросы и объявления председателем комиссии окончания опроса экзаменуемого члены экзаменационной комиссии проставляют в своем протоколе оценки за ответы экзаменуемого на каждый вопрос и по их совокупности.По завершению экзамена экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает характер ответов каждого магистранта, анализирует проставленные каждым членом комиссии оценки и проставляет каждому магистранту согласованную оценку по экзамену в целом по системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». В случае расхождения мнения членов экзаменационной комиссии по итоговой оценке на основе оценок, проставленных членами комиссии, решение экзаменационной комиссии в соответствии с «Положением» принимается на закрытом заседании простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Итоговая оценка по экзамену заносится в протокол заседания экзаменационной комиссии, сообщается магистранту и проставляется в зачетную книжку магистранта, где расписывается председатель и члены экзаменационной комиссии (равно как и в протоколе). В случае получения магистрантом по междисциплинарному экзамену итоговой оценки «неудовлетворительно» он не допускается к выполнению и защите выпускной квалификационной работы и отчисляется из вуза с получением академической справки или, по его просьбе, диплома о неполном высшем образовании. Листы с ответами магистрантов на экзаменационные вопросы вместе с копией протокола об итогах экзамена подшиваются секретарем комиссии в отдельную папку «Государственный междисциплинарный экзамен» и хранятся в течение трех лет на выпускающей кафедре, а затем сдаются в архив вуза.

Критерии оценок за государственный междисциплинарный экзамен

В критерии оценки знаний по междисциплинарному экзамену входят:

- уровень освоения магистрантом материала, предусмотренного учебной программой;

- умение магистранта использовать теоретические знания при выполнении заданий и задач;

- обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.

Отметка «отлично» ставится, если:

- знания отличаются глубиной и содержательностью, даны логично построенные, полные, исчерпывающие ответы, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные, заданные членами ГЭК;

- магистрант при ответах на вопросы демонстрирует способность к анализу положений существующих научных теорий, научных школ, оперирует научными понятиями;

- при ответе на вопросы используются дополнительные материалы;

- ответ иллюстрируется примерами из практики, подтверждающими теоретические положения;

- магистрант демонстрирует умение вести научную дискуссию.

Отметка «хорошо» ставится, если:

- знания имеют достаточный содержательный уровень; раскрыто содержание билета, однако имеются определенные затруднения в ответе на уточняющие вопросы;

- в ответе имеют место несущественные фактические неточности;

- недостаточно раскрыто содержание по одному из вопросов билета;

- в ответе делаются не вполне законченные выводы или обобщения.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если:

- знания имеют фрагментарный характер, имеются определенные неточности и погрешности в формулировках, возникают затруднения при ответе на уточняющие вопросы;

- при ответе на вопросы билета магистрант не может обосновать закономерности, принципы, объяснить суть явления; допущены фактические ошибки;

- магистрант продемонстрировал слабое неумение формулировать выводы и обобщения, приводить примеры практического использования научных знаний.

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:

- не раскрыто содержание вопросов билета, обнаружено незнание или непонимание сущности вопросов;

- допущены существенные фактические ошибки при ответах на вопросы;

- магистрант обнаруживает неумение оперировать научной терминологией, незнание положений существующих научных теорий, научных школ;

- в ответе не приводятся примеры практического использования научных знаний;

- на большую часть дополнительных вопросов членов ГЭК магистрант затрудняется дать ответ или дает неверные ответы.

Содержание дисциплин государственного

междисциплинарного экзамена

по направлению подготовки магистр «Технологии социальной работы»

Актуальные проблемы социальной науки и социального образования

Вопрос 1. Социальное образование как социокультурный феномен. Функции и компоненты социального образования

 

Современные трактовки социального образования. (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В. Н. Ярская); социальное образование как социокультурное явление. Социальное образование как фактор воспроизводство социальной культуры общества. Подходы к пониманию сущности и направлений исследования социального образования. Основные характеристики, объект и предмет социального образования, аспекты социального образования. Функции и компоненты социального образования.

 

Вопрос 2. Приоритеты, успехи и проблемы высшего профессионального

образования

Общемировые тенденции в образовании и специфика их проявлений в России. Непрерывное образование. Компетентностный подход. Настройка образовательных структур в Европе. Болонский процесс и проблемы, сопровождающие его реализацию. Кредитно-модульная технология обучения. Понятие «модуль образовательной программы». Связь кредитов и результатов обучения. Современные проблемы воспитания.

 

И их последствия

Вопрос 1. Кризисные состояния и их последствия

Понятие кризисной ситуации. Подходы к пониманию кризисной ситуации. Классификации кризисных ситуаций. Влияние кризисной ситуации на жизнедеятельность личности. Психологические последствия кризисных ситуаций, факторы возникновения кризисных состояний. Особенности экстренной психосоциальной помощи в кризисных ситуациях.

Вопрос 2. Посттравматический стресс: понятие, диагностика, стратегия

психосоциальной помощи

Понятие посттравматического стресса и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Типы травматических ситуаций. Особенность протекания травматического стресса в зависимости от различных типов травмирующих ситуаций. Посттравматические стрессовые реакции, состояния, изменения личности, немедленные и отдаленные последствия. Диагностические критерии ПТСР по DSM-IV и МКБ-10. Теории ПТСР. Анализ методов психодиагностики ПТСР (опросник депрессивности Бека, Миссисипсикая шкала для оценки посттравматических реакций, Шкала оценки влияния травматического события, опросник Котенева, клиническое интервью и др.). Общие подходы к психосоциальной помощи при ПТСР. Методы работы с ПТСР.

 

Вопрос 3. Психосоциальная работа с лицами, пережившими утрату

 

Синдром утраты. Определения понятия горя, феноменология, динамика горя – стадии и задачи горя. Горе как синдром с психологической и соматической симптоматикой. Синдром острого горя. Возрастные особенности переживания горя. Горе «нормальное» и «патологическое». Факторы переживания горя. Формы осложненного синдрома потери (хроническое горе, преувеличенное горе, маскированное горе, неожиданное, отставленное, отсутствующее горе). Потеря близкого человека, семейные кризисы и развод как утрата. Работа с горем. Основные принципы психосоциальной работы. Особенности помощи детям, переживающим утрату. Особенности консультирования клиента, пережившего утрату.

 

Вопрос 4. Понятие психологической помощи. Цели, задачи, общая

стратегия психологической помощи

Общее представление о психологической помощи. Стратегия, цели и задачи психологической помощи. Виды психологической помощи: профессиональная и непрофессиональная. Виды психологических технологий в социальной работе. Частные (сквозные) технологии: психологическая экспертиза, психологическая профилактика, психологическое интервью, психодиагностика. Общие технологии: психологическое консультирование, психотерапия, психологическая коррекция.

Участники процесса психологической помощи: консультант, заказчик, клиент, пользователь. Сферы компетенции социального работника.

Вопрос 5. Арт-методы в психосоциальной практике: виды, показания

к применению, способы работы

 

Понятие и психотерапевтические эффекты арттерапии. Виды арттерапии. Показания к применению арттерапии. Проективный рисунок, задачи его использования. Принципы выбора изобразительного материала. Темы и типы заданий и их соответствие целям психологической помощи. Анализ рисунка: принципы, особенности. Способы работы с готовым рисунком.

 

 

Вопрос 6. Работа с жизненном сценарием в практике

психосоциальной помощи

 

Понятие жизненного сценария. Теория жизненного сценария Э. Берна, И. Стюарт, В. Джойнс. Теория «скриптов» в когнитивной психологии (Ж.Ф. Лейнс, Б. Дарден, С. Фиске). Типы жизненных сценариев.

Способы исследования и коррекции жизненного сценария. Вопросы целесообразности работы по изменению сценария. Работа с жизненным сценарием через метафору. Особенности данной формы работы. Методы работы с метафорой: рисунок, притча, рассказ, танец, сон, сказка.

 

Маркетинг социальных услуг

Вопрос 1. Социальные услуги: проблемы и перспективы оценки
результативности

Специфика услуг, их отличия от товаров: неосязаемость, неотделимость от поставщика, непостоянство качества, недолговечность, отсутствие собственности. Сущность социальных услуг, их назначение. Виды социальных услуг. Опережающая направленность социальных услуг (профилактическая ориентация).

Потребности, интересы, запросы населения как основа формирования услуги. Влияние человеческого фактора на социальные услуги. Проблемы стандартизации услуг. Ресурсное оснащение социальных услуг. Принципы предоставления социальных услуг.

Назначение маркетинговых исследований в социальной сфере. Планирование исследования Виды маркетинговых исследований: первичное и вторичное исследование, точечное и лонгитюдное. Методы исследований: опросные методы, метод фокус-групп, эксперимент.

Организация и планирование маркетингового исследования. Составление программы. Подбор интервьюеров и модератора. Проектирование инструментария. Организация сбора эмпирических данных. Анализ данных и составление итогового отчета. Возможные ошибки в маркетинговом исследовании и способы их устранения.

 

Вопрос 2. Маркетинговое проектирование социальных услуг

Модели маркетинга услуг. Субъекты, предоставляющие социальные услуги. Структура маркетингового проекта. Цели маркетинга: количественные и качественные характеристики. Определение целевых маркетинговых групп, сегментирование рынка социальных услуг. Определение места организации на рынке услуг. Общественные организации как субъекты, предоставляющие социальные услуги.

Разработка маркетинговой стратегии. Планирование услуг. Кадровое обеспечение маркетингового проекта. Реализация маркетингового проекта: основные этапы. Оценка эффективности маркетинга социальных услуг, специфика показателей эффективности, методика их оценки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальные проблемы социальной науки и социального образования

Основная литература

1. Социальная работа [Текст]: учеб.пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2011. – 361 с.

2. Тощенко, Ж. Т. Социология управления [Текст]: учеб.пособие / Ж. Т. Тощенко. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. – 300 с.

3. Холостова, Е.И. Социальная политика и социальная работа [Текст]: учеб.пособие / Е. И. Холостова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2011. – 205 с.

4. Лихачев, Б.Т. Социология воспитания и образования [Текст]: курс лекций по соц. пед. / Б. Т. Лихачев. - М.: Владос, 2010. – 295 с.

5. Филатова, Е. В. Актуальные проблемы социальной науки и социального образования [Текст]: учеб.пособие / Е. В. Филатова, К. М. Грабчук; Кемеровский гос. ун-т. – Кемерово: ИНТ, 2010. – 64 с.

 

Дополнительная литература

1. Васильева, Н. Ю. Психологический портрет социального работника [Текст] //Социальная работа. – СПб. - Вып. 5. – 1992. – С.35.

2. Волонтеры (работа добровольцев Российской армии спасения) / [Текст] /Социальная защита.- 1996. - № 9. – С. 27.

3. Григорьев, С.И., Гуслякова, Л.Г., Демина, Л.Д. Опыт разработок профессиограммы социального работника [Текст] // Социальные службы / Ред. Гуслякова Л.Г. – Барнаул,1991. – С. 22.

4. Зимняя, И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность [Текст]/ /Социальная работа. – Вып. 2. - М., 1992.

5. Зимняя, И.А. Функционально-ролевой аппарат и методы социальной работы [Текст] //Российский журнал социальной работы. - М., 1996.

6. Престиж и привлекательность профессий [Текст] // Социологические исследования.- 1989. – № 4.

7. Профессиональные роли и профессиональные обязанности социального работника (на примере США). [Текст] - М., 1992.

8. Роли и функции социальных работников [Текст] // Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация/Под ред. И.М. Лаврененко, И.С. Мещанкиной. - М., 1993.

9. Сидоров, В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. [Текст] – М., 2000.

Их последствия

Основная литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебник / Г. С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 811 с.

2. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования [Текст]: учеб.пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. – М.: Академический проект, 2010. – 382 с.

3. Глуханюк, Н. С. Психодиагностика [Текст]: учеб.пособие / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Щипанова. – М.: Академия, 2011. – 237 с.

4. Линде, Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и опыт [Текст] учеб.пособие / Н. Д. Линде. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 255 с.

5. Серый, А. В. Основы психологического консультирования и психотерапии [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. В. Серый, А. В. Полетаева; Кемеровский гос. ун-т, Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий. – Кемерово: [б. и.], 2010. – 42 с.

Дополнительная литература

1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989.

2. Копытин А. И. Системная арт-терапия. – СПб., 2001. – 224 с.

3. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии: Учебное пособие. – СПб., 2002. – 208 с.

4. Лебедева Л. Д. Практика по арт-терапии: походы, диагностика, система занятий. – СПб., 2003. – 256 с.

5. Осипова А. А Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2004.

6. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. – М., 2000. – 240 с.

7. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1994.- 237 с.

8. Бурлачук Л.Ф., Грабская И.А., Кочарян А.С. Основы психотерапии. – К., 1999. –320 с.

9. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т. 2. - М., 1996. - 208 с.

10. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика//Психологический журнал. – 1985. – Т. 6. – № 6. – С.107 – 115.

11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.

12. Василюк, Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. – Т. 16 – 1995. – № 3. – С. 90-101.

13. Изард К.Е. Эмоции человека. – М.: МГУ, 1980. Гл. 12: Горе, страдание и депрессия. – С. 251 – 289.

14. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

15. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. – М.: МГУ, 1984. – С. 212 – 219.

16. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций– М.: МГУ, 1984. – С. 203 – 211.

17. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М., 1997. Глава 4; Психология горя. – С. 38 – 59.

18. Грининг, Т. Посттравматический стресс с позиций экзистенциально-гуманистической психологии / Т. Грининг // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 92-96.

19. Клиническая психология/под. Ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2002. – 1312 с.

20. Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация//Вестник МГУ. Серия психология. – 1996. – №4. – С. 26 -35.

21. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. – М., 2002.

22. Пушкарев А.Л., Доморацикий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство.

Компьютерные технологии в социальной работе и образовании

Основная литература

1. Гасумова, С. Е. Информационные технологии в социальной сфере [Текст]: учеб.пособие / С. Е. Гасумова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2011. – 246 с.

2. Киселев, А. Г. Теория и практика массовой информации [Текст]: учебник / А. Г. Киселев. – М.: КноРус, 2009. – 431 с.

3. Математика [Текст]: учеб.-метод. пособие. Ч. 2. Дискретная математика. Теория вероятностей и математическая статистика / сост.: Е. С. Каган, Т. А. Невзорова. – Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 2011. – 68 с.

4. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза [Текст]: метод.пособие / [Н. Э. Касаткина [и др.]]; [отв. ред. Н. Э. Касаткина]; Кемеровский гос. ун-т. – Кемерово: КРИРПО, 2011. – 183 с.

5. Шипачев, В. С. Основы высшей математики [Текст]: учеб.пособие / В. С. Шипачев. – 7-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2009. – 479 с.

 

Конфликтов

 

Основная литература

1. Бекоева, Д. Д. Практическая психология [Текст]: учеб.пособие / Д. Д. Бекоева. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

2. Белинская, А. Б. Конфликтология в социальной работе [Текст]: учеб.пособие / А. Б. Белинская. – М.: Дашков и К°, 2010. – 222 с.

3. Веракса, Н. Е. Социальная психология [Текст]: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – 1-е изд. – М.: Академия, 2011. – 224 с.

4. Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: учеб.пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.

5. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учеб.пособие / [Л. А. Головей др.]; под ред.: Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2010. – 693 с.

Дополнительная литература

1. Александрова, Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. – М., 1993.

2. Анцупов, А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход. – М., 1996.

3. Анцупов, А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

4. Голан, Н. Вмешательство в кризисную ситуацию // Энциклопедия социальной работы. Т. 1. В 3-х т. – М., 1994.

5. Гришина, Н.Н. Психология конфликта. – СПб, 2000.

6. Давыдов, Л.В. Государство и безопасность в современной России // Конфликтология. № 4. 2007.

7. Данакин, Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. – Белгород, 1995.

8. Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта // Социс, 1994. - № 5.

9. Дмитриев, А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1998.

10. Дмитриев, А. В. Социальный конфликт. Общее и особенное. – М., 2002.

11. Зайцев, А.К. Социальный конфликт. – М., 2000.

12. Козырев Г.И. Конфликтология. М.: Инфра-М, 2010. 304 с.

13. Разрешение конфликтов. Пособие по обучению методам анализа и разрешения социальных конфликтов. – М.: Международная тревога, 1999.

14. Платонов, Ю.П. Психология конфликтного поведения. – СПб.: Речь,

2009. - 544 с.

15. Светлов, В.А. Управление конфликтами. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. – СПб., 2003.

16. Сулимова, Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. – 171 с.

17. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. 1991 – 1998 (№ 1, 1991; № 3, 1992; № 3, 1993).

18. Степанов, Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. – М., 1996.

19. Степанов, Е.И. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. Вып. 20. – М.: «Едиториал УРСС». – 2003. – 464 с.

20. Шейнов, В.П. Управление конфликтами. Теория и практика. М.: Харвест, 2010. – 912 с.

 

Маркетинг социальных услуг

Основная литература

1. Агапов, Е. П. Методика исследований в социальной работе [Текст]: учеб.пособие / Е. П. Агапов. – М.: Дашков и К°; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. – 223 с.

2. Басовский, Л. Е. Маркетинг [Текст]: курс лекций / Л. Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2011. – 219 с.

3. Курбатов, В. И. 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы [Текст]: учеб.пособие / В. И. Курбатов. – М.: КноРус, 2010. – 191 с.

4. Социальная работа [Текст]: учеб.пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2011. – 361 с.

5. Тощенко Ж.Т. Социология управления [Текст]: учеб.пособие / Ж.Т. Тощенко. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. – 300 с.

 

 

Дополнительная литература

1. Беляевский, Я. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / Я. К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.

2. Вербицкий, А. Маркетинг некоммерческой организации / А. Вербицкий // Вестник благотворительности. – № 4 (26), июль-август. – 1996. – С. 10

3. Голодец, Б. М. Технология социального маркетинга: автореф. дис.... канд. социол. наук: 22.00.08. / Б. М. Голодец. – СПб., 2002. –

4. Голубков, Е. П Основы маркетинга / Е. П. Голубков. – М.: Дело и Сервис, 1999.

5. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. М. Голубков: Финпресс, 2000.

 

Их последствия

11. Кризисные состояния и их последствия.

12. Посттравматический стресс: понятие, диагностика, стратегия психосоциальной помощи.

13. Психосоциальная работа с лицами, пережившими утрату.

14. Понятие психологической помощи. Цели, задачи, общая стратегия психологической помощи.

15. Арт-методы в психосоциальной практике: виды, показания к применению, способы работы.

16. Работа с жизненном сценарием в практике психосоциальной помощи.

Маркетинг социальных услуг

42. Социальные услуги: проблемы и перспективы оценки результативности.

43. Маркетинговое проектирование социальных услуг.

 

Пояснительная записка

 

Государственный междисциплинарныйэкзамен по направлению 040100 «Социальная работа» (далее именуется – междисциплинарный экзамен) является одним из видов итоговой государственной аттестации (ИГА) выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе высшего профессионального образования, и проводится в соответствии с Положением об ИГА выпускников высших образовательных учреждений.

Программа государственного междисциплинарного экзамена по социальной работе для выпускников социально-психологического факультета Кемеровского Государственного университета построена в соответствии с образовательной профессиональной программой, с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040400.68 – «Социальная работа», утвержденным приказом Минобразования РФ 10.03.2000г. (№ государственной регистрации 83 мжд/СП).

Цель междисциплинарного экзамена – установление степени профессиональной подготовки выпускника магистранта социальной работы к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом стандартом уровне.

Программа междисциплинарного экзамена разрабатывается членами Государственной аттестационной комиссией и утверждается ректором вуза.

Государственный междисциплинарный экзамен наряду с требованиями к содержанию дисциплин (общепрофессиональные и специальные) учитывает квалификационные требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренные государственным образовательным стандартом по специальности.

В состав экзаменационной программы входят:

- экзаменационные материалы, определяющие весь объем проверяемых теоретических знаний и практических умений в соответствии с государственными требованиями и дополнительными требованиями вуза;

- форма проведения экзамена по дисциплине;

- условия подготовки и проведения экзамена;

- литература для подготовки к государственному междисциплинарному

- экзамену;

- экзаменационные вопросы и критерии оценки знаний выпускников.

Для сдачи междисциплинарного экзамена магистранты должны:

- свободно владеть основными научными категориями и понятиями, иметь представление о месте социальной работы в системе других наук, ее предмете, принципах, системе методов исследования и деятельности, содержании и основных направлениях социальной работы;

- продемонстрировать понимание существующих социальных проблем, многообразия подходов к построению социальной работы;

- владеть знаниями о специфике социальных проблем различных групп населения;

- владеть знаниями о конкретном опыте социальной работы, о совершенствовании путей, средств и методов решения задач социальной политики государства и т. д.

Экзаменационные материалы составлены на основе действующих программ учебных дисциплин и охватывают ее наиболее актуальные разделы и темы. Перечень вопросов и заданий по дисциплинам, выносимым на государственный междисциплинарный экзамен, разрабатывается преподавателями факультета, участвующими в реализации данной образовательной программы.

Вопросы, включаемые в экзаменационные билеты, и рекомендуемая литература для изучения этих дисциплин приведены в имеющихся на выпускающих кафедрах рабочих программах, известны магистрантам по изучению дисциплин в учебном процессе. Перечень вопросов и рекомендуемая литература периодически корректируются с учетом обновления рабочих программ и появления новой учебной и научной литературы.Магистранты обеспечиваются программой (вопросами) междисциплинарного экзамена; им создаются необходимые для подготовки условия – читаются обзорные лекции, проводятся консультации. Порядок проведения государственного междисциплинарного экзамена Государственный междисциплинарный экзамен по социальной работе принимается экзаменационной комиссией, входящей в состав Государственной аттестационной комиссии. Экзаменационная комиссия формируется из ведущих преподавателей выпускающих кафедр, как правило, преподающих учебные дисциплины, включенные в состав итогового междисциплинарного экзамена. В состав экзаменационной комиссии могут включаться также специалисты учреждений социальной защиты населения, ведущие преподаватели и научные сотрудники других вузов. Председателем экзаменационной комиссии, являющимся по «Положению» об итоговой государственной аттестации заместителем председателя государственной аттестационной комиссии, как правило, назначается заведующий выпускающей кафедрой.Состав экзаменационной комиссии, включая ее председателя и секретаря, утверждается ректором.Ежегодно за шесть месяцев до даты приема итогового междисциплинарного экзамена на заседании выпускающих кафедр обсуждаются, корректируются и утверждаются перечень и содержание вопросов дисциплин, включаемых в итоговый экзамен. Характер указанных корректировок своевременно доводится до сведения магистрантов.В период подготовки к экзамену, проводимому для выпускников, обучающихся по профессиональной образовательной программе магистра, после завершения и получения зачета по преддипломной практике магистрантам предоставляются необходимые консультации по каждой вошедшей в междисциплинарный экзамен дисциплине. Государственная аттестационная комиссия определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов, которые разрешается иметь на экзамене.

Экзамен проводится в учебном кабинете по установленному расписанию.

На экзамене магистранты получают экзаменационный билет, содержащий вопросы из входящих в государственный экзамен дисциплин. При подготовке к ответу магистранты делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных секретарем экзаменационной комиссии листах бумаги со штампом факультета. На подготовку к экзамену, который проводится в устной форме, магистранту дается академический час. В процессе подготовленного ответа и после его завершения по всем вопросам экзаменационного билета магистранту членами экзаменационной комиссии с разрешения председателя комиссии могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах перечня, вынесенного на итоговый экзамен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.137 с.)