Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Социология социальной работы
Квалификация (степень) «бакалавр»
Форма обучения
Очная,
Заочная
Москва 2012 г. Рабочая программа учебной дисциплины «Социология социальной работы» подготовлена Осадчей Галиной Ивановной, д.с.н., профессором кафедры социологии социальной работы
Издание 2-е, дополненное и переработанное.
Рецензенты:
1. Гембаренко В.И., д.соц.н., доцент Начальник Электростальского управления Министерства социальной защиты населения Московской области
2. Сазонова А.Л., к.соц.н., доцент кафедры социологии социальной сферы и социальной антропологии
Рабочая программа учебной дисциплины «Социологии социальной работы» утверждена на заседании кафедры социологии социальной работы (Протокол № 11 от «27» марта 2012 г.).
1. Цели освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины является введение в предметное поле социологии социальной работы, формирование навыков использования социологического знания для повышения эффективности социальной работы
Задачи изучения дисциплины
· усвоение теоретических основ социологического анализа социальной эффективности социальной работы
· углубление представлений о качестве социального обслуживания населения
· овладение методическими навыками социологического анализа эффективности социальной работы
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социология социальной работы» читается в гуманитарном, социальном и экономическом цикле ООП (Б1.Б.8) по направлению подготовки 040100.62 – Социальная работа для всех профилей.
Она знакомит студентов с возможностями социологического анализа эффективности социальной работы и дает первые навыки использования социологического инструментария в этой работе. Дисциплина «Социология социальной работы» развивает и углубляет знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины «Социология», способствует формированию общекультурных, профессиональных компетенций, решению организационно-управленческих, исследовательских и профессиональных задач учебного процесса. Для профиля «Социология социальной работы» является вводным курсом в дисциплины профиля.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-1,2,9,10,17-19;ПК-1,7,13,14,16-21,23,31-33
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу и восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
| ОК-1
| Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
| ОК-2
| Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| ОК-9
| Использует в профессиональной деятельности основные законы естественно - научных дисциплин, в том числе медицины, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
| ОК -10
| Способен учитывать специфику и современное сочетание глобального и национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни
| ОК-17-
| Владеет способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуално-сетевого, технологического и феноменологического
| ОК18
| Способен использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы
| ОК-19
| Быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества,
| ПК-1
| Готов решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента
| ПК-7
| Способен исследовать особенности, культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных культуры, благополучия, поведения в социальной сфере, различных национально этнических и половозрастных групп, а также социально-классовых групп
| ПК-13
| Владеет способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп
| ПК-14
| Способен определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия
| ПК- 16
| Готов к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья
| ПК - 17
| Способен составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований
| ПК- 18
| Готов представлять результаты исследований в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений
| ПК- 19
| Способен к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи
| ПК- 20
| Способен к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия
| ПК- 21
| Способен учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия
| ПК- 23
| Способен учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы
| ПК- 31
|
Готов к разработке инновационных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи
| ПК- 32
| Способен участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы
| ПК- 33
|
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ*
| Основные социологические школы социологии социальной работы, основные концепции социологии личности, семьи, молодежи, методы сбора первичной информации
1. ОК-1, 9, ПК-1,7,14,23
| УМЕТЬ*
| Давать объективную оценку социальным явлениям и процессам, учитывать специфику анализируемого явления, социального факта, логически обосновывать высказанное положение, понимать потребности общества, личности, группы в решении возникающих проблем, использовать социологический инструментарий как механизм регулирования социальных действий
1. ОК-2,9,10, 17-19;ПК-1,7, 21,23, 31-33
| ВЛАДЕТЬ*
| Понятийным аппаратом социологии социальной работы, методами социологического анализа
1. ОК-17-19; ПК-13,14,16-21,23,31-33
| 4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
| | Социология социальной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Э
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2,5
|
| Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 108 часов
Аудиторные занятия* 48 часов, в том числе интерактивных занятий 24 часов**
Самостоятельная работа 60 часов 24+ экз 36
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
| Всего
| Самос-
тоят. работа
| Аудиторные занятия
| Всего
| Лекционные
| Групповые (семинары, практические)
| Лабораторные
| Конт. раб.
| Рефераты / эссе
| Курсов. раб/ проект
| Расчетно-графическая работа
| Зачет*
| Экзамен
| Контр. точки
по мод.-рейтинг.
системе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1 Теоретические основы социологического анализа социальной работы как социального процесса и социального действия
|
| Социальная работа: социологическая интерпритация понятия
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социологическая теория в анализе социальной работs
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная точка по разделу
| Х
| Раздел 2.. Социологические практики анализа эффективности социальной работы
|
|
Количественная стратегия в оценке эффективности социальной работы
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Качественная стратегия в оценке эффективности социальной работы
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особенности социологического анализа социальной работы в регионе
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социологическое обеспечение деятельности социальных учреждений и социальных служб
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольная точка по разделу
| Х
| Раздел 3 Объекты социологического анализа эффективности социальной работы
|
| Социологический анализ эффективности социальной работы с дезадаптированными семьями
|
|
|
|
|
| -
|
| Х
|
|
|
|
|
|
| Социологический анализ эффективности социальной работы с инвалидами
|
|
|
|
|
| -
|
| Х
|
|
|
|
|
| 8.
| Социологический анализ эффективности социальной работы с детьми и подростками
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
|
Социологический анализ эффективности социальной работы с пенсионерами
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная точка по разделу
| Х
| Общая трудоемкость
| часы
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | з.е.3
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Количество часов по учебному плану
(заочная форма обучения)
Всего 108 часов
Аудиторные занятия* 8 часов, в том числе интерактивных занятий 4 часов**
Самостоятельная работа 91 часов + 9
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
| Всего
| Самос-
тоят. работа
| Аудиторные занятия
| Всего
| Лекционные
| Групповые (семинары, практические)
| Лабораторные
| Конт. раб.
| Рефераты / эссе
| Курсов. раб/ проект
| Расчетно-графическая работа
| Зачет*
| Экзамен
| Контр. точки
по мод.-рейтинг.
системе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1 Теоретические основы социологического анализа социальной работы как социального процесса и социального действия
|
| Социальная работа: социологическая интерпритация понятия
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социологическая теория в анализе социальной работs
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная точка по разделу
| Х
| Раздел 2.. Социологические практики анализа эффективности социальной работы
|
|
Количественная стратегия в оценке эффективности социальной работы
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Качественная стратегия в оценке эффективности социальной работы
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Особенности социологического анализа социальной работы в регионе
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социологическое обеспечение деятельности социальных учреждений и социальных служб
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольная точка по разделу
| Х
| Раздел 3 Объекты социологического анализа эффективности социальной работы
|
| Социологический анализ эффективности социальной работы с дезадаптированными семьями
|
|
|
|
|
| -
|
| Х
|
|
|
|
|
|
| Социологический анализ эффективности социальной работы с инвалидами
|
|
|
| -
|
| Х
|
|
|
|
|
| 8.
| Социологический анализ эффективности социальной работы с детьми и подростками
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
|
Социологический анализ эффективности социальной работы с пенсионерами
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная точка по разделу
| Х
| Общая трудоемкость
| часы
|
|
|
|
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | з.е.3
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| | | | | | | | | | | | | | | | |
5. Содержание дисциплины
№
п/п
| Наименование разделов и
тем дисциплины
| Содержание темы
| Раздел 1 Теоретические основы социологического анализа социальной работы как социального процесса и социального действия
| Тема 1
| Социальная работа: социологическая интерпретация понятия
| Социальная работа как процесс, как социальный институт, как социальная структура, как вид профессиональной деятельности. Определение "масштабов" социальной работы: индивид, общества, сообщества, глобальное человечество. Способность увидеть общее в частном. Индивидуальность в социальном контексте. Понятия «социальные факт», «социальная реальность» и «социальное действие». Проблема социального взаимодействия в социальной работе. Макроуровневые взаимодействия в социальной работе: социальные структуры, перемены, конфликты интересов основных социальных групп. Микроуровневые взаимодействия в социальной работе: личность, семья, возрастные группы, адресная помощь/защита и др.
..
| Тема 2
| Теоретическая социология в анализе социальной работы
| Применение социологического подхода в социальной работе. Практическое использование социологических парадигм в анализе социальной работе. Структурно-функциональная парадигма. Определение структурно-функциональных механизмов социальной работы по содействию устойчивости социальной системы. Парадигма социального конфликта. Решение конфликтов социального неравенства через систему социальной работы. Парадигма символического интеракционизма. Социальная работа как непрерывный процесс символической интеракции. Теоретико - методологические основания социологических концепций социальной работы. Системно- теоретическая концепция, концепция социального действия, социолого-ориентированный подход (марксистско-социологический), кризисная концепция социальной работы, теоретическая концепция социальных сетей, социальная работа как
явление и профессиональная деятельность, опирающаяся на традиции, нормы и ценности общества, концепции социальной работы как теории организации взаимодействия социального работника и клиента, практической деятельности
| Раздел 2Социологические практики анализа эффективности социальной работы
| Тема 3
| Количественная стратегия в оценке эффективности социальной работы
| Основы социологического исследования в социальной работе. Обоснование категорий социальной работы в социологическом анализе. Понятия, переменные и измерение. Исследование с помощью вопросов: опрос. Полевое исследование: включенное наблюдение. Проверка гипотезы: эксперимент. Использование уже имеющихся данных: вторичный и исторический анализ. Мониторинг как повторное социологическое исследование. Взаимодействие теории и метода. Интерпретативные и критические координаты социологического исследования социальной работы.Особенности количественной методологии в социологии, обусловленность позитивными, классически рациональными представлениями о возможности измерения общества и общественных отношений. Понятие и виды социологических исследований. Проблематика количественных исследований. Показатели эффективности социальной работы. Измерение и типы шкал. Количественные методы сбора первичной информации. Программа социологического исследования Понятие и построение выборки в классическом исследовании.Обработка и обобщение социологической информации в количественном исследовании. Оценка качества социологического исследования в количественном подходе. Требования к отчету по итогам социологического исследования
| Тема 4
| Качественная стратегия в оценке эффективности социальной работы
| Качественная методология как изучение микропроцессов, практики повседневной жизни, социальной реальности производится с позиции действующего индивида, интерпретирующего мир вместе с другими людьми и действующего в нем в соответствии со своими интерпретациями. Проблематика качественных исследований в социальной работе. Показатели эффективности и их измерение. Качественные методы сбора первичной информации. Программа качественного социологического исследования Организация качественного исследования,интерпретация и уровни репрезентации информации. Анализ и представление результатов качественного исследования. Истина и качество в качественном исследовании
| Тема 5
| Особенности социологического анализа социальной работы в регионе
| Социологические исследования социальной работы в регионе. Проблематика. Обоснование категорий социальной работы в социологическом анализе. Понятия, переменные и измерение. Прикладное исследование. Работа в поле Использование уже имеющихся данных: вторичный и исторический анализ. Мониторинг как повторное социологическое исследование. Взаимодействие теории и метода. Интерпретативные и критические координаты социологического исследования социальной работы.
Методология мониторинга как повторного социологического исследования.
Мониторинг качества социального обслуживания как части государственной системы социальной защиты населения и одного из секторов социальной сферы. Стандарты в области социального обслуживания, виды стандартов, применяющихся в сфере социального обслуживания в России, группы стандартов, действующих в области социального обслуживания в России, типы учреждений социального обслуживания, виды учреждений социального обслуживания.
Выбор методов социологической оценки качества социального обслуживания населения, система показателей мониторинга, категории информации в системе мониторинга результативности, типичные характеристики качества услуг для мониторинга результативности, выборка, периодичность, использование результатов, практическая значимость.
| Тема 6
| Социологическое обеспечение деятельности социальных учреждений и социальных служб
| Социологическая культура социального работника, социологические службы, методы и методики социологической оценки эффективности социальных технологий помощи конкретным людям. Понятие технология помощи, типы и виды технологий помощи конкретным людям, понятие и показатели эффективности, способы, методы и методики измерения, оценки и интерпретации, методы и методики обработки данных, презентации результатов
| Раздел 3Объекты социологического анализа эффективности социальной работы
| Тема 7
| Социологический анализ эффективности социальной работы с дезадаптированными семьями
| Семья как социальный институт и малая группа, структура и функции социального института семьи, социокультурная природа девиаций семейных отношений, общесоциологические предпосылки исследования социально-дезадаптированной семьи,
специально-социологические основания изучения социально-дезадаптированной семьи, социально-дезадаптированная семья как объект социологического исследования, типологический анализ социально-дезадаптированных семей, показатели эффективности социальной работы социально-дезадаптированных семей.
| Тема 8
| Социологический анализ эффективности социальной работы с инвалидами
| Семья инвалида в социальной структуре общества,
социальная дифференциация, механизмы социальной эксклюзии и инклюзии инвалидов. функциональная система эффекта эксклюзии и социальная интеграция, социальные индикаторы выявления уязвимых категорий населения,
методики измерения, оценки и интерпретации социальных показателей и индикаторов (бедность, нуждаемость, безработица, сиротство и т.п.).
| Тема 9
| Социологический анализ эффективности социальной работы с детьми и подростками
| Социальные общности и группы, отклоняющегося поведения школьника
Понятия «человек», «индивид», «индивидуум», «личность», личность как активный субъект. Структура и факторы формирования личности; социальный статус и социальная роль; ролевые концепции личности; социально-ролевой конфликт; социальные неравенство, мобильность, маргинальность личности; социализация, инкультурация, аккультурация, интернализация/интериоризация культурного опыта и социальная адаптация личности; механизм социальной адаптации, типология личности;
| Тема 10
| Социологический анализ эффективности социальной работы с пенсионерами
| Пенсионеры как особая социально-демографическая группа, факторы социальной дезадаптации, компенсаторные поведенческие реакции, позитивное конструирование старосты, ресоциализация пожилых людей, направления социальной работы с социальной группой, показатели эффективности
| | | | | 6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
Семинар. Тема 1. Социальная работа: социологическая интерпретация понятий
Цель занятия: Изучение взаимосвязи социологического знания и социальной работы, оценка возможностей социологии в повышении эффективности социальной работы. Овладение понятийным аппаратом социологии социальной работы, формирование следующих компетенций:
Владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу и восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
| ОК-1
| Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| ОК-9
| Способен учитывать специфику и современное сочетание глобального и национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни
| ОК-17-
| Способен исследовать особенности, культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных культуры, благополучия, поведения в социальной сфере, различных национально этнических и половозрастных групп, а также социально-классовых групп
| ПК-13
| Владеет способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп
| ПК-14
|
Вопросы для обсуждения:
..
1. Социальная работа как процесс, как социальный институт, как социальная структура, как вид профессиональной деятельности.
2. Взаимосвязь социологии и социальной работы.
3. Социологическое воображение в социальной работе на контактном и организационном уровне социальной работы.
4. Социологическое знание в социальной работе. Категории индивид, личность, группа, общность, общество. Понятия «социальные факт», «социальная реальность» и «социальное действие».
5. Социологические проблема социального взаимодействия в социальной работе на макро и микро уровнях. Понятия: социальные структуры, социальные изменения, конфликты интересов основных социальных групп, семья, возрастные группы, адресная помощь/защита и др.
6. Социология социальной работы: предметное поле
Темы докладов/рефератов:
1. Социология для социальной работы: критический анализ.
2. Социологическое воображение в повседневной социальной жизни и анализе социальных проблем.
3. Сценарии практической социальной работы в контексте социологических теорий.
4. Социологические перспективы социальной работы с конкретными группами населения.
5. Социологическое понимание социальной работы.
6. Социологические исследования как фактор повышения эффективности социальной работы
Образовательные технологии
o Моделирование семинарского занятия с использованием технологии кейс-стади;
o Использование мультимедийных технологий.
Задания для самостоятельной работы студентов
o Подготовка сообщений и докладов
Формы контроля самостоятельной работы студентов
o Опрос
|