ТОП 10:

Психосоциальные технологии в работе с молодежью



Психосоциальная технология — это психотехнология, адаптированная к организационным формам социальной работы. Можно выделить следующие виды психосоциальных технологий:

• Превентивные — направленные на профилактику психических и социальных девиаций.

• Реабилитационные — направленные на восстановление психики после полученного деструктивного влияния.

• Социализирующие — направленные на повышение социальной адаптации клиента.

• Коррекционные — направленные на исправление негативных тенденций в психике.

• Интегративные — технологии повышения целостности психики. Под целостностью понимается взаимосвязанность, согласованность, системность всех уровней психической деятельности, а также непротиворечивость содержания субъективного опыта индивида. Интегративные психотехнологии представляют собой комплексные программы групповой и индивидуальной психологической работы, направленные на все уровни психики: двигательную сферу, эмоционально-волевую сферу, сознание и самосознание, социальные и личные отношения, духовную сферу. В интегративных психотехнологиях используются разнообразные оптимизирующие, развивающие, катарсические и трансформационные методы, которые конструктивно сочетаются между собой таким образом, чтобы обеспечить системный результат воздействия. Он выражается в следующем:

1) улучшение здоровья (физического, психического и социального);

2) развитие психических функций и способностей;

3) повышение уровня самостоятельности и независимости личности.

Целостная психика эффективно функционирует и развивается, нарушенная психика функционирует неэффективно.

В жизни это проявляется в дезадаптации, неспособности справляться с проблемами. Клиент социальной работы — это человек с дезинтегрированной психикой, и для оказания ему помощи необходимо восстановить целостность психики. Существует ряд факторов, которые нарушают эту целостность: травмы, болезни, физические и моральные страдания, недостаток любви и ласки в детстве, негативные эмоции (страх, горе, вина, неприятие, злость, ненависть, зависть), одиночество, унижение, отверженность, эмоциональная и физическая беззащитность, насмешки, обесценивание личности, а также результатов творчества и деятельности, включение в антисоциальные и девиантные группы, неблагополучие в семье, стыд за родителей, деструктивные внушения и установки ("я никому не нужен", "из меня ничего не выйдет", "я слабый", "я тупой", "я буду всех ненавидеть" и т. д.).

При оказании психологической и социальной помощи ребенку, подростку и молодому человеку нужно прежде всего исключить или нейтрализовать действие этих негативных факторов, а также устранить последствия этих влияний. Необходимо извлечь молодого человека из деструктивной среды и обеспечить ему нормальные социальные условия, основанные на уважении к его личности и чувствам, воспитывать его в духе преодоления негативного жизненного опыта и веры в свои возможности. Кроме того, необходимо восстановление целостности психики, а для этого нужно оптимизировать интегративные механизмы, при помощи которых сама психика восстанавливает свою целостность.

Основные интегративные механизмы психики: сон, связное дыхание, спонтанное движение, творчество и созидательная деятельность, положительные эмоции, осознавание, проговор, социальное участие.

Восстановление глубокого, спокойного сна и ровного дыхания позволяет оптимизировать нарушенную психическую деятельность и эмоциональную сферу, для этого применяются методы релаксации и дыхательные методы. Подавленные эмоции (невыраженный плач, смех, гнев) нарушают психическую деятельность, как бы "застревают" в бессознательной сфере, а при их выражении наступает успокоение. На этом основаны методы эмоционального катарсиса (очищения), а также игровые и боевые виды спорта.

Расслабление и спонтанное движение тела оптимизируют психическое и физическое состояние. Этому способствуют танцы, подвижные игры на свежем воздухе, особенно с использованием спортивных снарядов.

Положительные эмоции интегрируют психику и являются предпосылкой для творчества и деятельности. События, приносящие ребенку и подростку радость, являются наилучшим способом психологической реабилитации.

Творчество и созидательная деятельность, особенно коллективная, способствуют гармонизации психики, преодолению негативного опыта, являются необходимой предпосылкой для адаптации в коллективе, для развития мышления и сознания.

Проговор событий жизни внимательному собеседнику позволяет проявить эмоции и лучше осознать жизненный опыт.

Социальная востребованность, включенность в жизнедеятельность социальной группы является важнейшим фактором интеграции человека и общества, развития личности и самосознания. Особенно важным является ощущение успеха и собственной значимости для группы.

Особенностью социальной работы с молодежью является то, что многие психологические проблемы преодолимы методами социального воспитания и не требуют вмешательства психотерапевта. Обязательно нужно включить ребенка или подростка в нормативную социальную группу: кружок по интересам, спортивную секцию, лагерь, где бы он мог усваивать социально одобряемые способы жизни, поведения, взаимоотношений под руководством чуткого педагога. В этом случае коррекция психики происходит естественным путем, за счет психологических ресурсов группы. Необходимо отметить, что в группу социально здоровых личностей можно включить не более 20% клиентов с отклонениями в поведении, и они не должны обособляться, отвергаться группой. Основную группу надо настроить на психологическую терпимость и помощь трудным подросткам. При этом применение педагогических методов необходимо сочетать с восстановлением интегративных механизмов сна, связного дыхания, спонтанного движения, эмоций и творчества.

Для обеспечения эффективного использования психотехнологий в социальной работе необходимо соблюдение следующих организационных и методических принципов:

1. Добровольность. Психологическая диагностика, коррекция должны осуществляться на строго добровольной основе. В случае, если получателем психологической помощи является несовершеннолетний, необходимо согласие родителей или лиц, их заменяющих. Исключением могут быть случаи, когда сам ребенок обратился за помощью.

2. Научность. Методы, применяемые для оказания психологической помощи, должны быть научно обоснованы.

3. Профессионализм. Психологические техники, технологии должны применяться профессиональными психологами.

4. Внерелигиозность. В социальной работе недопустимо применение религиозных практик, техник и ритуалов в качестве оказания психологической помощи, недопустима подмена психологической помощи отправлением религиозных культов, а также привлечение священнослужителей в качестве агентов психологической помощи.

5. Принцип постепенности. Любое воздействие является определенной нагрузкой на психику, к которой человек должен адаптироваться. Мера таких нагрузок выражается в следующем: в длительности и интенсивности воздействия, глубине погружения в бессознательный материал, количестве новых психологических навыков, количестве коммуникаций и т. д. Все эти нагрузки должны возрастать постепенно.

6. Принцип последовательности. Начинать интенсивное психологическое воздействие необходимо с проработки телесного уровня (дыхания, сна), затем эмоционального и творческого. Интегративный результат при этом проявится на всех уровнях психики.

7. Учет возрастных особенностей. При работе с детьми и подростками необходимо учитывать психологические особенности данного возраста и не применять психотехнологии, рассчитанные на другой возраст.

8. Комплексное использование психотехнологий. В рамках одной психосоциальной программы могут сочетаться различные психотехники для обеспечения оптимального результата. При этом необходимо учитывать совместимость психотехник в рамках одной программы.

9. Наблюдаемость результатов. Использование психотехнологий должно приводить к очевидному для самого человека и окружающих улучшению физического, психического и социального здоровья. Ненаблюдаемый результат есть отсутствие результата.

10. Применимость. Важной целью психологической помощи является применение клиентом полученных психологических навыков в жизни для ее улучшения.

11. Просоциальная ориентация. Все психокоррекционные программы независимо от их целей должны включать технологии коммуникации и технологии взаимопомощи.

12. Культуросообразность. При использовании психотехник необходимо учитывать культурную среду: язык, религию, доминирующую идеологию. Использование чуждых в данной культуре терминов, идей и способов коммуникации деструктивно.

13. Психологический климат. Психолог должен создать общий психологический климат принятия другого человека, в котором отсутствуют осуждение и оценивание.

При использовании детских и подростковых программ учитываются следующие особенности возраста: относительная сохранность естественных механизмов интеграции психики, высокая скорость всех психических процессов, низкий уровень развития сознания, большая открытость бессознательного и высокая внушаемость, высокая спонтанность и пластичность психики.

Основными видами деятельности у ребенка являются игра и учеба, общение также имеет в основном игровые формы. Это накладывает дополнительные условия при конструировании психосоциальных программ для детей: все они должны иметь игровой формат, опираться на телесные техники и включать творческую работу с образами.

Все словесные инструкции должны минимизироваться, необходимо абсолютно исключить оценивание и жесткие команды. Смысловая настройка должна иметь метафорическую форму — сказки, фантазии — и быть предельно обобщенной и положительной по содержанию: добро, радость, жизнь. Сложные контексты преодоления, борьбы, а также темы страданий ("страшная сказка") можно использовать лишь в специфических терапевтических целях (например, при реабилитации детей- беженцев, сирот и т. п.).

При работе с подростками можно использовать больше элементов учебного формата. У подростков более выражено подавление эмоций, они уже не столько времени проводят в подвижных играх и творчестве, в связи с этим необходимы более сложная корректировка дыхания, обучение навыкам саморегуляции, восстановление процесса естественного сна.

Продолжительность занятий для детей и подростков не должна быть более 2 часов.

Профессиональная этика психолога — это необходимость придерживаться в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения. В первую очередь это касается взаимоотношений с испытуемыми, респондентами, клиентами, обращающимися за психологической помощью.

Практический психолог не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство клиентов или их интересы. Психолог должен соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных сведений. Ему следует информировать клиентов о целях работы и сути назначенных мер. При проведении психотерапевтических процедур психолог исходит из принципа ненанесения вреда клиенту, соблюдает принципы деонтологии и врачебной этики. Психолог не должен использовать клиентов для решения своих личных проблем. Необходимо отметить, что в настоящее время нет юридических оснований для деятельности психологов, вследствие чего профессиональная этика специалиста является единственной гарантией от недобросовестной работы и злоупотребления.

Психолог — агент интенсивного влияния на человека, и в большинстве психотехнологий его личность является важнейшим фактором психологического воздействия. В связи с этим кроме этических и профессиональных требований большое значение имеют человеческие качества психолога: физические, психические, социальные и духовные.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое психосоциальная работа, каковы ее цели, содержание, принципы и методы?

2. Приведите примеры диагностических и коррекционных методов.

3. Что такое психосоциальная технология?

4. Какие виды психосоциальных технологий существуют и для решения каких задач они предназначены?

5. Каковы организационные и методические принципы применения психотехнологий в социальной работе?

6. Приведите пример дезинтегрирующих влияний на психику.

7. Перечислите интегративные механизмы психики.

8. Каковы особенности психотехнологий для детей и молодежи?

9. Почему важна профессиональная этика психолога?

Рекомендуемая литература

Лексикон социальной работы / Под. ред. С. М. Кибардина, С. И. Михайлова, О. М. Чернышева. 2-е, изд. испр. и доп. М., 2001.

Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К. М. Гу- ревича, Е. М. Борисовой. М., 1997.

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997.

Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. М.,

1998.

Современная психология: Справочное руководство. М., 1999.

Шемет И. С. Интегративные психотехнологии в социальной работе. М., 2004.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.01 с.)