Тема: целеполагание и его значение в технологическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: целеполагание и его значение в технологическом процессе



Семинар № 1

Тема: Технология социальной работы как наука, практика, учебная
дисциплина.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Технология социальной работы как отрасль научного знания.

2. Технология социальной работы как вид профессиональной деятельности.

3. Технология социальной работы как учебная дисциплина.

4. Технология социальной работы и социальная технология: общее и особенное.

Задание 1. Разработать схему взаимосвязи учебного курса (науки) «Технология социальной работы» с другими учебными дисциплинами (науками), указав формы взаимосвязи.

 

Литература:

1. Афанасьев, В.Т. Общество: системность, познание и управление / В.Т. Афанасьев. - М., 1981.

2. Ерохин, Ю.С. Процессы цикличности в технологии социальной работы / Ю.С. Ерохин // СОТИС. - 2004. – № 2. – С. 4-11.

3. Кононова, Л.И. Социальная работа как предмет исследования / Л.И. Кононова // Ученые записки. - 2003. – № 1. – С. 5-17.

4. Кононова, Л.С. Социальная работа как инновационная социальная технология / Л.С. Кононова // Инновационные и компаративные исследования. - М.: МГСУ, 1998. – С. 67-72.

5. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. академика РАН В.И. Жукова. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 412 с.

6. Социальная работа: история, теория, технология. - Ярославль, 1997.

7. Стефанов, Н. Общественные науки и социальная технология / Н. Стефанов. - М., 1978.

8. Теория социальной работы / под ред. П.Я. Циткилова. - Ростов н/Д., 1998.

9. Черемошкина, Л.В. Профессиональные способности специалистов по социальной работе / Л.В. Черемошкина // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – № 1. – С.76-87.

Семинар № 2

Тема: Технологический процесс: его сущность и содержание.

Вопросы для обсуждения:

1. Структурная модель технологического процесса.

2. Специфика технологического процесса в социальной сфере.

3. Проблемы технологизации социального пространства.

4. Технологический подход как условие современной социальной деятельности.

 

Задание 1. Подготовить письменный доклад на тему: «Технологический потенциал социальной работы».

Задание 2. Подобрать нормативно-правовые документы для разработки технологий социальной работы по решению конкретных проблем (не менее 3-х):

- пожилых людей;

- инвалидов;

- бездомных;

- алкоголиков;

- наркоманов;

- молодежи;

- детей и подростков;

- мигрантов и т.д.

 

Литература:

1. Белова, Е.А. Технологические аспекты института социальной работы / Е.А. Белова // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. – № 4. – С. 12-18.

2. Иванов, В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. – М: ЗАО Издательство «Экономика», 2001.

3. Патрушев, В.И. Социальные технологии / В.И. Патрушев, В.Н. Иванов. – М.: МГСУ, 1999.

4. Патрушев, В.И. Становление и развитие социально-технологической теории как фактор и условие модернизации анализа проблем социальной работы / В.И. Патрушев // сб. науч. статей «Социальное образование России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы». – М., 2006. – С. 144-156.

5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 1998.

6. Теория и методика социальной работы: учеб. пособие. - М.: Союз, 1994. – 199 с. (Часть II)

7. Чалдини, Р. Новейшая психологическая энциклопедия. Психологический атлас поведения человека / Р. Чалдини. – СПб., 2008.

 

Семинар № 3

Тема: Целеполагание и его значение в технологическом процессе

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность целеполагания в социальной работе.

2. Соотношение цели и способов ее достижения в практике социальной работы.

3. Творческий подход к выбору форм и методов социальной работы.

Задание 1. Разработать модель «Дерево целей» для решения проблем клиентов социальной работы (на выбор):

- пожилых людей;

- инвалидов;

- бездомных и т.д.

Задание 2. Письменно обосновать соотношения понятий «цель», «целеполагание», «целевой».

Задание3. Составить библиографию по теме.

 

Литература:

1. Акофф, Р. Целеустремленные системы / Р. Акофф. - М., 1982.

2. Наумова, Н.Ф. Целеполагание как системный процесс / Н.Ф. Наумова. - М., 1982.

3. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. - М., 1998.

4. Манько, Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. – СПб.: ИД «Петрополис», 2008.

5. Мартынюк, И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизм формирования / И.О. Мартынюк. - М., 1988.

6. Отюцкий, Г.П. Философия социальной работы / Г.П. Отюцкий // СОТИС. - 2007. – № 2. – С. 6-18.

7. Персональный менеджмент: учебник / С.Д. Резник. – М., 2008. – С. 58-74.

 

Практическое занятие № 4-5

Тема: Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения

Цель: отработка профессиональных умений и навыков применения различных методов социальной диагностики.

Задание 1. Подобрать от 3 до 5 диагностических методик, необходимых в практической деятельности специалиста по социальной работе (выбор объекта, проблемы методики осуществлять с учетом потребностей практики и профессиональных интересов).

Задание 2. Описать технологический процесс диагностики в социальной работе.

Задание 3. Подготовить эссе на тему: «Проблемы объективности социального диагноза».

 

Литература:

1. Аленикова, С.Н. Методика определения степени нуждаемости граждан в социальном обслуживании на дому / С.Н. Аленикова // Социальное обслуживание. - 2004. – № 1. – С. 6-16.

2. Дорш, Д.А. Управление социальными процессами на селе: диагностика и пути оптимизации / Д.А. Дорш. - М., 1994.

3. Зборовский, К.Э. Социальный диагноз и технология исследования социального статуса человека с ограничениями жизнедеятельности вследствие дефектов здоровья / К.Э. Зборовский // Социальная работа. - 2008. – № 4. – С. 10-13.

4. Кондратьев, М.Ю. Социально-психологическая диагностика межличностных отношений подростков / М.Ю. Кондратьев. - М., 1993.

5. Краснова, О.В. Исследование социальной интеграции пожилых людей / О.В. Краснова // Психология зрелости и старения. - 2009. – № 1(45). – С. 26-63.

6. Методика социально-психологической диагностики личности и группы. - М., 1990.

7. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М., 2004.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2000.

9. Щербина, В.В. Средства социальной диагностики в системе управления / В.В. Щербина. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

10. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и личностных групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Психотерапия, 2009.

Семинар №6

Тема: Социальная адаптация

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная адаптация: сущность, виды, методы.

2. Проблемы социальной адаптации на современном этапе.

3. Программа адаптации - основа профессиональной деятельности по регулированию адаптационных процессов.

Задание 1. Разработать адаптационную программу для студентов I курса БГПУ им. М.Танка в г. Минске (вариант решения не менее 5 типичных социальных проблем).

Задание 2. Разработать анкету для изучения адаптационных проблем на производстве, в образовании, медицине и т.д.

Задание 3. Представить инновационный опыт решения адаптационных проблем.

 

Литература:

1. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин. – М., 2005.

2. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – М., 2002.

3. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. – № 1. - С. 16-24.

4. Светова, И.Н. Социальная адаптация пожилых людей как теоретическая проблема / И.Н. Светова // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. – № 2. – С. 32-35.

5. Технология социальной работы: учеб. пособие / под ред. П.Я. Циткилова. – Новочеркасск, Ростов н/Д., 1998. – С. 72-89.

6. Юшина, О.В. Роль клубов по интересам в социализации людей пожилого возраста / О.В. Юшина // Социальное обслуживание. - 2008. – № 5. – С. 36-44.

7. Яркина, Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы / Т.Ф. Яркина. - М., 1996. - С. 40-60.

 

Семинар № 7

Семинар № 8.

Тема: Социальная терапия.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная терапия: сущность и ее виды.

2. Основные методы социальной терапии, применяемые в практике социальной работы.

Задание 1. Подготовить сообщение с элементами демонстрации на одну из предложенных тем:

1. Психоаналитическое направление (З. Фрейд).

2. Аналитическая психология К. Юнга.

3. Индивидуальная психология А. Адлера.

4. Бихевиористская психотерапия.

5. Гуманистическая психотерапия.

6. Телесно-ориентированная психотерапия.

7. Гештальт-терапия.

8. Нейролингвистическое программирование.

9. Трансактный анализ Э. Берна.

10. Экзистенциальная психотерапия.

11. Медитативная психотерапия.

12. Дианетика.

13. Цветотерапия.

14. Музыкотерапия.

15. Библеотерапия.

16. Логотерапия.

17. Натуртерапия.

18. Арттерапия и др.

Задание 2. Составить каталог педагогических или психологических методов, которые используются в технологии социальной терапии.

Задание 3. Представить инновационный опыт терапевтической деятельности, направленный на решение одной из актуальных проблем социальной работы.

 

 

Литература:

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / под ред. Е.А. Медведева [и др.]. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

2. Бэндлер, Р. Семейная терапия / Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, В. Сатир. - М., 2000.

3. Коттлер, Д. Современная психотерапевтическая работа с трудными клентами / Д. Коттлер. – СПб.: Питер, 2002.

4. Научные основы технологи психосоциальной работы / под ред. В.И. Жукова, Е.А. Беличевой, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2008. – С. 59-70.

5. Польстер, И. Интегрированная гештальт-терапия / И. Польстер, М. Польстер. - М., 1999.

6. Психология социальной работы / под ред. М.А. Гулиной. – СПб., 2000. – С. 220.

7. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / под ред. С.А. Беличевой. - М., 1999.- С. 21-94.

8. Романин, А.Н. Основы психотерапии / А.Н. Романин. - М., 1999.

9. Сандомирский, М.Е. Психосоматика и телесная терапия / М.Е Сандомирский. – М., 2005.

10. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – М., 2002. – С. 292-316.

11. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии. - М., 2000.

12. Чалдини, Р. Новейшая психологическая энциклопедия. Психологический атлас поведения человека / Р. Чалдини. – СПб., 2008.

13. Чеснокова, М.А. Арт-технологии в социальной работе с гражданами пожилого возраста / М.А. Чеснокова // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. – № 1. – С. 67-69.

Семинар № 9.

Семинар № 10

Практическое занятие № 11

Тема: Социальная экспертиза

 

Цель: закрепить теоретические знания по теме «Социальная экспертиза» и использовать их для решения практических задач.

 

Задание 1. Подготовить заключение о результатах анализа статистических данных по проблеме курсового исследования.

Задание 2. Представить экспертную оценку социального проекта, проекта законов (на выбор) по теме курсового исследования.

Задание 3. Разработать классификацию методов социальной экспертизы.

Задание 4. Подготовить материал для заполнения таблицы на тему: «Независимая социальная экспертиза: «за» и «против»».

 

Литература:

1. Гуревич, М.А. Опыт социального мониторинга в городе / М.А. Гуревич, Т.Ю. Радиловская // Социологические исследования. - 2001. - № 9.

2. Луков, В.А. Социальная экспертиза / В.А. Луков. – М.: Ин-т молодежи, 1996.

3. Манько, Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. – СПб., 2008.

4. Митрошенков, О.А. Экспертиза и политика в России: коллизии роста отношений / О.А. Митрошенков // Личность. Культура. Общество. – 2005. - Вып.1 (25). – С. 160-182.

5. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе / В.М. Сафронова. – М., 2008.

6. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. академика РАН В.И. Жукова. – М., 2008. – 412 с.

7. Теория и методика социальной работы. – М., 1997.

8. Технология социальной работы: учеб. пособие / под ред. Е.И. Холостовой – М., 2001.

9. Якобс, Д. Супервизорство: техника и материалы корректирующего консультирования / Д. Якобс. – СПб., 1997.

 

Семинар № 14

Тема: Методы преобразования жизненных ситуаций

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические методы в технологии социальной работы.

2. Социологические методы в технологии социальной работы.

3. Педагогические методы в технологии социальной работы.

4. Экономические методы в технологии социальной работы.

5. Организационно-управленческие методы в технологии социальной работы.

Задание 1. Разработать граф (на выбор) по 1 из представленных проблем.

Задание 2. Представить опыт социальной деятельности по применению конкретной группы методов в преобразовательном процессе, направленный на решение одной из актуальных проблем социальной работы.

Задание 3. Составить библиографию по теме.

 

Литература:

1. Горянина, В.А. Преобразование жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии / В.А. Горянина, И.Н. Масалков. - М., 1999.

2. Горянина, В.А. Психология общения / В.А. Горянина. – М., 2002. – С. 255, 279, 289.

3. Душков, Б.А. Психосоциология человекознания / Б.А. Душков. – М., 2003.

4. Ерохин, Ю.С. Технология социальной: цикл и ритм. – М.: Экон-Информ, 2009. – С. 136-209.

5. Модели и технологии социальной работы в кризисных ситуациях / учеб.-метод. пособие / под ред. В.И. Жукова, Л.Г. Лантьева. – М.: Из-во. «Гном и Д», 2008. – С. 9-28.

6. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. академика РАН В.И. Жукова. – М., 2008. – 412 с.

7. Социальная энциклопедия. – М.: БРЭ, 2000.

8. Технология социальной работы: учеб. пособие / под ред. Е.И. Холостовой – М., 2001.

9. Технология социальной работы: учеб. пособие / под ред. И.Г. Зайнышева. – М., 2000.

10. Фирсов, М.В. Технология социальной работы / М.В. Фирсов. – М., 2007.

Семинар № 15

Практическое занятие №16

Тема: Порядок оформления и осуществления усыновления,

Опеки и попечительства.

Цель: закрепить теоретические знания при решении конкретных задач социальной опеки и попечения.

 

Задание 1. Разработать модель оформления и осуществления усыновления, опеки и попечительства (на выбор).

Задание 2. Подобрать инструментарий для оформления социальной опеки над детьми.

Задание 3. Подобрать инструментарий для оформления социального попечительства взрослых.

 

Литература:

1. Гуслякова, Л.Г. Сборник задач и упражнений по социальной работе / Л.Г. Гуслякова, В.А. Кувшинникова, Л.К. Слыцова. - М., 1994.

2. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – М., 2003.

3. Манько, Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. – СПб., 2008.

4. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / П.Д. Павленок. – М., 2009. – 272 с.

5. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. академика РАН В.И. Жукова. – М., 2008. – 412 с.

6. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб.-метод. пособие / под ред. Г.И. Климантовой. – М., 2008. – 192 с.

 

Семинар № 20.

Семинар № 21.

Семинар № 22.

Тема: Технология социальной работы с пожилыми и лицами
с ограниченными возможностями здоровья.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Международный и государственный механизм социальной защиты инвалидов (пожилых).

2. Технологии интеграции инвалидов (пожилых) в современном обществе.

3. Развитие внутреннего потенциала и жизненных сил людей с ограниченными возможностями здоровья (пожилых) на различных возрастных этапах.

4. Проблемы социального обслуживания инвалидов (пожилых).

 

Задание 1. Разработать (на выбор) граф «Дерево целей» для инвалида – ребенка;

· инвалида - взрослого человека;

· инвалида - пожилого человека;

· инвалида – женщины – инвалида 1 группы.

Задание 2. Подобрать инновационный опыт социальной работы с инвалидами (пожилыми).

Задание 3. Составить аналитическую записку о состоянии социального обслуживания в отделениях дневного пребывания ТЦСОН.

 

Литература:

1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов. – М., 2003.

2. Зозуля, Т. В. Психологическое здоровье пожилых людей: метод. пособие для социальных работников / Т.В. Зозуля. – М.: АНО «СПО» Сотис». – 2008.

3. Направления и технологии социальной интеграции инвалидов: учеб.-метод. пособие / под. ред. В.И. Жукова, Л.Г. Лаптьева [и др.]. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2008.

4. Опыт образовательной и досуговой работы с гражданами пожилого возраста в учреждениях социального обслуживания Кировской области // Социальное облуживание. - 2009. – № 2. – С. 34-45.

5. Социальная геронтология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие / сост. Т.П. Ларионова. – М., 2009.

6. Социальное обслуживание пожилых людей на селе: инновационные формы и методы /отв. ред. И.Н.Бондаренко - М., 2008.

7. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации // под ред. А.В. Царяк. – М., 2003.

8. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и Ко, 2006.

9. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова. – М., 2002. – С. 292-316.

10. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. – СПб.: Питер, 2004.

11. Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология / Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая. – М.: ВЛАДОС, 2000.


Семинар № 23.

Семинар № 24.

Экскурсия № 25.

Семинар № 26.

Экскурсия № 27.

Практическое занятие № 29.

Семинар № 30.

Семинар № 31.

Семинар № 32.

МЕТОДЫ

                                                   
       
 
 
         
 
 
       
         

 

 


?????

 

15. Составьте граф логической структуры темы (на выбор): «Технологическая культура», «Синдром профессионального выгорания», «НОТ в социальной работе».

16..Разработайте граф по теме (на выбор):

«Взаимосвязь технологии социальной работы с другими науками» (психология, философия, математика, история, социология и др.) Представить существующие связи в прошлом и настоящем; смоделировать связи в будущем (показать формы и содержание).

17. Заполните таблицу по теме: «Социальная диагностика»

 

Достоинства диагностики Недостатки диагностики
·     ·     ·     ·

 

18. Разработайте методические рекомендации по профилактике синдрома профессионального выгорания для педагогов, медицинских работников, специалистов социальной работы (на выбор).

19. Разработайте 1 из вариантов рекламной продукции по теме курсового проектирования. Представьте к защите авторский вариант рекламы.

20. Продолжите перечень мифов (до 5)

§ о детях с ограниченными возможностями здоровья:

· дети-инвалиды появляются в основном в неблагополучных семьях;

· дети-инвалиды – «заразны», т.к. от них можно «заразиться» «странностями поведения»;

§ по проблеме насилия в семье;

§ об алкоголизме;

§ наркомании;

§ системе образования, здравоохранения, бездомных, пожилых и т.д.

21. Как вы понимаете слова китайского философа Лао-Цзы: «Отличный руководитель тот, о существовании которого люди догадываются. Посредственный – кому подчиняются и бурно приветствуют. Плохой – кого боятся и презирают. Но если руководитель поистине прекрасный, то подчиненные говорят: «Мы это сделали сами»».

22. Установите соответствие и оформите таблицу по теме: «Социальная работа с подростком в трудной жизненной ситуации»

Семейный ресурс подростка Программа работы с подростком
Подросток адекватно + относится к семье, а семья готова принять подростка и имеет достаточный ресурс для помощи ребенку в социальной интеграции Предоставить подростку информацию о его правах и путях их реализации, собрать информацию о пособиях (алиментах), на которые ребенок имеет право, других родственниках, которые могут помочь
Подросток идеализирует ресурс семьи и хочет жить в семье. Родственники ведут такой образ жизни, который может спровоцировать подростка к правонарушениям Рассмотреть с подростком все варианты развития взаимоотношений с родственниками – обсудить возможные манипуляции с их стороны и пути противостояния в тренинге «Уверенное поведение»
Подросток идеализирует отношения в семье. Семья – социально-положительная, но не стремится к интенсивной поддержке подростка   Определить возможность корректировки поведения подростка в рамках тренингов перспективы жизни и уверенного поведения
Подросток адекватно негативно относится к семье (поскольку семья асоциальна) и считает, что должен отделиться от семьи, т.к. существует реальная угроза асоциального поведения подростка   Обсудить с подростком риск рецидива в связи с тем, что семья не всегда может поддержать его в социальной реабилитации; проработать роль семьи в тренинге временной перспективы; ввести в занятия элементы системной семейной терапии – принятии и любви семьи такой, какая она есть, при постепенной автономии от семьи
Подросток относится к родителям потребительски и ждет от семьи решения всех своих проблем   Предоставить семье информацию об организациях, которые могли бы помочь подростку организовать социально одобряемые пути заработка и досуга

23. Подготовьте календарь социальных дат и событий на 1 месяц (по дате рождения) с учетом международных, республиканских и региональных знаменательных дат.

24. По теме курсовой работы подготовьте методические рекомендации для специалистов социальной сферы по оптимизации социального взаимодействия с конкретной категорией клиентов (пожилые, инвалиды, несовершеннолетние правонарушители, бездомные, беженцы, приемная семья и т.д.).

25. Установите отличия между «безнадзорностью» и «беспризорностью» в ситуации социальной работы.

26. «Уличная работа» как профессиональная основа социальной работы: прошлое, настоящее и будущее.

27. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта в социальной рекламе продолжите перечень основных тем:

· Безопасность жизнедеятельности города;

· Проблемы достижения равных прав и социальных гарантий;

· Декларация ценностей;

· Тенденции развития общества…

28. Разработайте граф на тему:

· «Социальные проблемы пожилых людей»;

· «Социальные проблемы бездомных женщин»;

· «Социальные проблемы молодой семьи»;

· «Студенческой группы»;

· «Социальные проблемы трудового коллектива».

29. Составите примерный план работы (на один месяц, шесть месяцев, один год – на выбор):

Молодежного центра;

Школы ответственного родительства;

Кризисного центра для женщин.

30. Очертите границы применения принципов в социальной работе на основе рефлексии практической подготовки:

· Гуманизм;

· Адресность;

· Конкретность;

· Законность;

· Системность и т.д.

31. Составьте социально-демографический портрет объекта социальной работы:

· Несовершеннолетний правонарушитель;

· Бездомный;

· Безработный;

· Неблагополучная семья и т.д.

32. Подберите диагностический инструментарий для изучения социальных проблем любой категории населения (на выбор) – не менее 5.

33. Заполните таблицу на тему:

«Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности»

 

Сфера жизнедеятельности Социальная проблема Объект социальной работы
Образование    
Производство    
   

34. Составите программу саморегуляции с использованием медитативных техник (АТ и т. д.). Опишите условия для проведения сеансов.

35. Разработайте модель деятельности специалиста социальной работы в ситуации насилия с учетом основных этапов технологического процесса (категория населения по выбору)

36. Представите с помощью графа классификацию социальных технологий и технологий социальной работы.

37. Разработайте рекомендации о продуктивных способах адаптации к новым условиям жизнедеятельности для любой категории населения (беженцы, дети сироты, пожилые, молодые специалисты, студенты…) - на выбор.


 

Семинар № 1

Тема: Технология социальной работы как наука, практика, учебная
дисциплина.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Технология социальной работы как отрасль научного знания.

2. Технология социальной работы как вид профессиональной деятельности.

3. Технология социальной работы как учебная дисциплина.

4. Технология социальной работы и социальная технология: общее и особенное.

Задание 1. Разработать схему взаимосвязи учебного курса (науки) «Технология социальной работы» с другими учебными дисциплинами (науками), указав формы взаимосвязи.

 

Литература:

1. Афанасьев, В.Т. Общество: системность, познание и управление / В.Т. Афанасьев. - М., 1981.

2. Ерохин, Ю.С. Процессы цикличности в технологии социальной работы / Ю.С. Ерохин // СОТИС. - 2004. – № 2. – С. 4-11.

3. Кононова, Л.И. Социальная работа как предмет исследования / Л.И. Кононова // Ученые записки. - 2003. – № 1. – С. 5-17.

4. Кононова, Л.С. Социальная работа как инновационная социальная технология / Л.С. Кононова // Инновационные и компаративные исследования. - М.: МГСУ, 1998. – С. 67-72.

5. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. академика РАН В.И. Жукова. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 412 с.

6. Социальная работа: история, теория, технология. - Ярославль, 1997.

7. Стефанов, Н. Общественные науки и социальная технология / Н. Стефанов. - М., 1978.

8. Теория социальной работы / под ред. П.Я. Циткилова. - Ростов н/Д., 1998.

9. Черемошкина, Л.В. Профессиональные способности специалистов по социальной работе / Л.В. Черемошкина // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – № 1. – С.76-87.

Семинар № 2

Тема: Технологический процесс: его сущность и содержание.

Вопросы для обсуждения:

1. Структурная модель технологического процесса.

2. Специфика технологического процесса в социальной сфере.

3. Проблемы технологизации социального пространства.

4. Технологический подход как условие современной социальной деятельности.

 

Задание 1. Подготовить письменный доклад на тему: «Технологический потенциал социальной работы».

Задание 2. Подобрать нормативно-правовые документы для разработки технологий социальной работы по решению конкретных проблем (не менее 3-х):

- пожилых людей;

- инвалидов;

- бездомных;

- алкоголиков;

- наркоманов;

- молодежи;

- детей и подростков;

- мигрантов и т.д.

 

Литература:

1. Белова, Е.А. Технологические аспекты института социальной работы / Е.А. Белова // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. – № 4. – С. 12-18.

2. Иванов, В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. – М: ЗАО Издательство «Экономика», 2001.

3. Патрушев, В.И. Социальные технологии / В.И. Патрушев, В.Н. Иванов. – М.: МГСУ, 1999.

4. Патрушев, В.И. Становление и развитие социально-технологической теории как фактор и условие модернизации анализа проблем социальной работы / В.И. Патрушев // сб. науч. статей «Социальное образование России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы». – М., 2006. – С. 144-156.

5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 1998.

6. Теория и методика социальной работы: учеб. пособие. - М.: Союз, 1994. – 199 с. (Часть II)

7. Чалдини, Р. Новейшая психологическая энциклопедия. Психологический атлас поведения человека / Р. Чалдини. – СПб., 2008.

 

Семинар № 3

Тема: Целеполагание и его значение в технологическом процессе

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность целеполагания в социальной работе.

2. Соотношение цели и способов ее достижения в практике социальной работы.

3. Творческий подход к выбору форм и методов социальной работы.

Задание 1. Разработать модель «Дерево целей» для решения проблем клиентов социальной работы (на выбор):

- пожилых людей;

- инвалидов;

- бездомных и т.д.

Задание 2. Письменно обосновать соотношения понятий «цель», «целеполагание», «целевой».

Задание3. Составить библиографию по теме.

 

Литература:

1. Акофф, Р. Целеустремленные системы / Р. Акофф. - М., 1982.

2. Наумова, Н.Ф. Целеполагание как системный процесс / Н.Ф. Наумова. - М., 1982.

3. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. - М., 1998.

4. Манько, Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. – СПб.: ИД «Петрополис», 2008.

5. Мартынюк, И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизм формирования / И.О. Мартынюк. - М., 1988.

6. Отюцкий, Г.П. Философия социальной работы / Г.П. Отюцкий // СОТИС. - 2007. – № 2. – С. 6-18.

7. Персональный менеджмент: учебник / С.Д. Резник. – М., 2008. – С. 58-74.

 

Практическое занятие № 4-5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.205 с.)