ТОП 10:

Этапы разработки и реализации инновационного проекта в социальной работе с молодежью



Для процесса инновационного проектирования в социальной работе с молодежью характерен ряд этапов.

1. Изучение общественного мнения в молодежной среде.

Основные задачи: проанализировать социальную ситуацию;

составить отчет о проведенном исследовании; сформулировать выводы.

Первичная информация может быть представлена в разной форме: ответы молодых людей в ходе интервью, заполненные бланки анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др. Объем этой информации зависит от масштаба проводимого исследования. После обработки материала полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т. д. Затем они анализируются и делаются соответствующие выводы. Выводы не должны быть самоцелью, главное — практические действия, которые вытекают из проведенного исследования.

Данный этап позволит изучить исходное состояние социальной проблемы в молодежной среде и приступить к ее формулировке, которая должна стать объектом дальнейших практических действий.

2. Формулирование актуальной социальной проблемы.

Основные задачи: сформулировать социальную проблему

(или проблемы), в решении которой может принять участие молодежь; определить причины существования данной социальной молодежной проблемы.

Проблема — осознание молодым человеком невозможности разрешать трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, посредством имеющихся знаний и ранее полученного опыта. Исходя из такого определения проблемы, следует разрабатывать инновационный молодежный проект, с помощью которого возможны решение самой проблемы, устранение ее причин, а не ликвидация ее внешних проявлений.

Для более глубокого понимания сути социальных проблем необходимо собрать и проанализировать молодежную прессу, справочники и т. д. Это поможет составить более полное представление о том, какие вообще социальные проблемы молодежи есть в мире, стране, регионе и городе. Такой подход поможет избежать ошибки при определении социальной проблемы, которая будет в центре молодежного проекта. Необходимо всесторонне обсудить те варианты социальных проблем, которые могут стать объектом такого проекта.

Использовать возможности обсуждения целесообразно для того, чтобы еще раз проверить правильность выводов, которые были сделаны после изучения общественного мнения среди молодежи.

Затем необходимо проанализировать социальные проблемы по ряду критериев: важность данной молодежной социальной проблемы для региона (города, поселка, села); ее масштабность; возможность практического решения проблемы силами конкретных молодых людей.

Следующим смысловым моментом будет формулировка социальной проблемы, над решением которой предстоит работать. Это необходимо для того, чтобы составить четкую программу подготовки и реализации молодежного инновационного проекта. Данный этап позволит выбрать из нескольких социальных проблем молодежи одну и четко ее сформулировать.

3. Определение цели и задач инновационного молодежного проекта.

Основные задачи: определить ту молодежную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен проект; сформулировать основную цель деятельности, раскрывающую содержание работы по решению социальной проблемы молодежи.

Важнейший элемент, над которым следует работать на этом этапе, — формулировка цели молодежного проекта — осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия молодого человека.

Не менее важным является вопрос о конкретных задачах работы над социальной проблемой, над теми трудностями, которые были выявлены на первом этапе. Задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают ее объем и указывают (перечисляют) конкретные дела, которые необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат.

Данный этап позволяет сформулировать основную цель работы над решением молодежной социальной проблемы, ожидаемый результат, а также конкретизировать мероприятия по достижению поставленной цели.

4. Составление плана работы.

Основные задачи: определить перечень основных мероприятий по осуществлению целей и задач проекта; определить ответственных за каждый пункт плана; указать необходимые ресурсы и источники их получения.

План реализации любого социального проекта, включая и молодежный, должен обладать рядом свойств: должен быть сформулирован в четких и ясных выражениях, написан конкретно, с указанием точных цифр и дат; должен быть достижимым, т. е. реальным для команды и выполнимым по срокам; должен быть составлен коллективно и принят всеми членами команды, которые будут нести ответственность за его осуществление; план должен касаться не только конечных результатов, но и путей их достижения (т. е. решения конкретных задач, с помощью которых и достигается указанная цель); по каждому пункту плана необходимо указать все, что необходимо для его реализации (материальные, финансовые, людские ресурсы).

Данный этап позволяет представить объем работы, сроки ее выполнения, назначить ответственных за каждый пункт и составить реально выполнимый план.

5. Реализация молодежного инновационного проекта.

На данном этапе авторы молодежного проекта непосредственно приступают к реализации намеченного плана, осуществляют замыслы и, решая одну задачу за другой, постепенно двигаются к достижению намеченной цели.

6. Оценка и контроль выполнения плана.

Основная задача: качественная и количественная оценка проведенных мероприятий.

Необходимо отметить, что оценка проведенных мероприятий не должна быть формальной. Очень удобно пользоваться методикой "лист контроля", которая позволяет отслеживать состояние подготовки каждого планового мероприятия и вовремя корректировать ситуацию, если в этом есть необходимость. Данная работа позволяет подвести промежуточные итоги, соотнести их с показателями, которые были определены в качестве основы системы оценки работы.

7. Анализ результатов работы над инновационным молодежным проектом.

Любая завершенная работа нуждается в анализе ее процесса и итогов. Это нужно для того, чтобы увидеть реальный результат, по возможности объективно оценив достигнутое. Основой такого анализа является система оценки, которая утверждена заранее. Опираясь на систему критериев и показателей, следует всесторонне обсудить то, что реально получилось, сравнивая с тем, что было запланировано молодежной командой на этапе подготовки инновационного проекта. Анализируется выполнение отдельных задач, качество мероприятий. При этом обращается внимание на степень реализации плановых мероприятий, отдельно обсуждаются те обстоятельства, которые отрицательно повлияли на результаты молодежного проекта.

Основным итогом данного этапа является аналитический документ — отчет о работе над молодежным проектом.

Любой инновационный проект в социальной работе с молодежью имеет определенную структуру текстового описания.

В первом разделе проекта содержится его название, которое должно отражать его основную идею. Например: "Социальный молодежный патруль", "Центр молодежных социальных инициатив", "Молодежный клуб "Выбор" и т. п.

Второй раздел — актуальность инновационного проекта. Раздел включает, во-первых, характеристику молодежных проблем, решаемых с помощью данного проекта (т. е. обозначение противоречий, недостатков, сложностей, проблем в той или иной сфере социальной жизни); во-вторых, определение приоритетных направлений и видов социальной деятельности в данном направлении. В совокупности это и есть обоснование актуальности проекта, т. е. ответ на вопрос "почему?"

В этом же разделе дается полная характеристика избранной проблемы, потребностей, интересов молодежи, особенностей данной категории (ответ на вопрос "для кого?").

Третий раздел — цель и задачи инновационного молодежного проекта (ответ на вопрос "зачем?"). Цель, как правило, фиксирует желаемое состояние молодежной проблемы, которое необходимо достичь в результате реализации проекта. Задачи — более конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно обеспечить (решить) соответствующими мероприятиями.

Четвертый раздел — форма реализации инновационного молодежного проекта. В зависимости от замысла, содержания деятельности и имеющихся ресурсов формы его реализации могут быть разнообразными. Молодежи могут быть адресованы такие проекты, как "Клуб социальной помощи", "Школа молодежного милосердия "Надежда", "Телефон доверия", "Мы всё можем" (фестиваль искусств молодых инвалидов), отдельное мероприятие или цикл мероприятий (диспутов, дискуссий, конференций, аукционов), акций (социальных, политических, экологических и т. д.), конкурсная программа для молодежи и др.

Пятый раздел — содержание инновационного молодежного проекта. Ответ в рамках проекта на вопрос "как?" может быть представлен по следующей схеме: направления деятельности — содержание деятельности — база реализации — исполнители и соисполнители — сроки реализации. Направления деятельности — это конкретные шаги по решению основных задач проекта, они зависят как от характера молодежной проблемы и основной идеи проекта, так и от возможностей (потенциала, ресурсов) исполнителей.

Шестой раздел — необходимые ресурсы и источники их получения — кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение, назначение их расходования.

Седьмой раздел — предполагаемые результаты реализации инновационного проекта для молодежи.

Таким образом, разработка и реализация инновационного молодежного проекта проходят несколько последовательных этапов, обеспечивая строгое логическое следование по цепи развития. На каждом этапе выдвигаются новые задачи и требования, которые, будучи принципиально новыми, в то же время опираются на опыт деятельности в данной сфере. Кроме того, любой инновационный проект в социальной работе с молодежью имеет определенную структуру текстового описания.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.013 с.)