ТОП 10:

Поддержка молодых мигрантов на рынке труда



Важным направлением социальной работы является поддержка молодых мигрантов на рынке труда. Молодые люди активно включаются в трудовые миграции чаще всего по материальным и финансово-экономическим причинам (выезд на заработки). Кроме того, среди причин переезда они называют "стремление быть самостоятельным", "выйти из-под опеки родителей", "желание заработать деньги", "приобрести престижный автомобиль". Эти причины в своей основе также имеют материальное происхождение. К этому могут присоединяться и авантюристические мотивы: "любопытство", "желание увидеть мир", "стремление разнообразить жизнь", "поступить как все" В качестве места поиска работы молодые трудовые мигранты выбирают крупные города либо выезд за рубеж. Этот факт объясняется ими тем, что в данных местах "легче найти работу", "возможно быстро заработать значительные средства", "кроме работы можно развлечься, весело провести время", "найти возможности остаться там навсегда" Таким образом, типичными для молодых мигрантов можно назвать трудовые миграции (легальные и нелегальные) в крупные города и международные трудовые миграции.

Принимая решение об участии в трудовой миграции, молодой человек часто не имеет достоверной и полной информации о будущем месте работы. Он опирается в своем выборе либо на рекламные буклеты, либо на впечатления от подобных поездок своих друзей и знакомых, значительно реже — на объективные источники информации. На принятие окончательного решения о выезде на заработки оказывают влияние различные ситуативные факторы. Среди них: наличие ближайших или дальних родственников, друзей, знакомых, которые находятся (проживают или работают) на принимающей территории и которые обещают помочь с трудоустройством; обсуждение и принятие решения о поездке на семейном совете; информация о наборе на работу (от государственной структуры, частной фирмы, физического лица). То есть основным фактором, оказавшим окончательное влияние на принятие решения о поездке на заработки, выступают неформальные источники, составляющие непосредственное, ближнее окружение потенциального трудового мигранта. Более того, чаще всего ближнее окружение выступает тем "социальным буфером", который облегчает и смягчает процессы социальной адаптации и начальной интеграции молодого трудового мигранта в новый социум во всем многообразии ее проявлений и проблем. Государственные структуры практически не представлены на этом "поле влияния"

Большое значение для процесса социальной адаптации и интеграции в принимающее общество оказывает правовой статус (легальный — нелегальный) нахождения трудового мигранта. Подавляющее большинство трудовых мигрантов находится на принимающей территории нелегально. Один из существенных недостатков российской политики в области трудовой миграции заключается в сложности трансформации нелегального статуса в легальный, в целом ограничительный характер миграционной политики. Молодые трудовые мигранты активно предпринимают усилия для собственной легализации (фиктивный брак, приобретение фальшивых документов).

Нелегальный статус ставит трудового мигранта вне социума. Все его отношения с принимающим обществом приобретают неравноправный и неправовой характер. Это касается всего комплекса отношений "трудовой мигрант — принимающее общество" как в сфере трудовой деятельности, так и в сфере жизнедеятельности. Подавляющее большинство нелегальных молодых трудовых мигрантов в Российской Федерации оформляет трудовые отношения посредством устной договоренности, что нередко выступает основанием и риском для нарушения трудового соглашения. Трудовой контракт является большой редкостью. Часто мигранты сталкиваются с отсутствием техники безопасности, ненормированным рабочим днем.

В данном контексте следует рассматривать и проблему, связанную с наличием медицинской страховки и медицинским обслуживанием в случае получения производственной травмы или болезни. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов стремится лечиться дома, не обращаться за помощью к врачу или в медицинское учреждение в стране (городе, территории) пребывания. Это объясняется как нелегальным статусом мигранта, так и высокой стоимостью медицинских услуг.

Существенным фактором, влияющим на процесс адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающее общество, являются жилищные условия, в которых они находятся и проводят определенную часть своей жизни. Подавляющее большинство молодых трудовых мигрантов попадают в ситуацию жилищной неустроенности. Варианты стандартные: снимают квартиру, проживают в общежитии, в гостинице, в оборудованных и необорудованных вагончиках, живут у родственников. Важным компонентом жизни трудового мигранта является питание. Как правило, молодые люди стремятся сэкономить на собственном питании. Питание становится неполноценным, некачественным и несистематическим.

Молодые трудовые мигранты имеют негативный опыт социальных взаимодействий и с местным населением. Трудовые мигранты нередко выступают в качестве замкнутой общины, противостоящей принимающему обществу. Данное обстоятельство минимизирует возможность полноценного знакомства мигрантов и принимающего общества, взаимного культурного обмена и кросскультурного поведения, преодоления существующих стереотипов восприятия и поведения. А это затрудняет процессы адаптации и интеграции в новый социум.

Другой существенной причиной, оказывающей влияние на нетерпимость принимающего общества, является опасение, что трудовые мигранты отнимают у местного населения работу. Хотя реально проблема конкуренции на рынке труда не столь однозначна. Конкуренция за рабочие места зачастую носит более сложный, иерархизированный характер, исходит из наличия секторов экономики, созданных специально для трудовых мигрантов, где конкуренции для местных работников реально нет. А конкуренция имеет место среди трудовых мигрантов, между старыми и новыми трудовыми мигрантами, как свидетельствует опыт исследований в странах ЕС. В то же время имеются секторы экономики, где конкуренция с местным населением — реальность. Но эта реальность касается нередко малоквалифицированных категорий рабочей силы (в том числе и в силу пониженного социального и профессионального статуса молодых трудовых мигрантов, обусловленного их нелегальным статусом, и т. д.). В этих секторах конкуренция между трудовым мигрантом и местным работником часто носит надуманный характер, потому что местный работник изначально в силу различных причин не желает включаться в трудовой процесс. И конкуренция возникает не в силу наличия в этих сегментах рынка труда местных работников, а вопреки этому — в силу их отсутствия.

Молодые трудовые мигранты имеют ограниченные контакты с институтами гражданского общества (кроме правоохранительных органов по вопросам регистрации и легализации пребывания на данной территории). Это объясняется в том числе и тем, что трудовые мигранты не ожидают помощи ни от государственных органов принимающей стороны, ни от структур гражданского общества. Они рассчитывают только на себя, своих ближних.

Государственная социальная поддержка молодых трудовых мигрантов направлена в первую очередь на оказание помощи легальным молодым мигрантам, трудоустраивающимся либо на государственные предприятия и организации, либо в те отрасли экономики, которые малопривлекательны для коренного населения. В отношении нелегальных трудовых мигрантов государственная миграционная политика направлена на выявление, контроль и выдворение их из страны. Но, учитывая тот факт, что легально может трудоустроиться лишь незначительная часть трудовых молодых мигрантов (ввиду отсутствия соответствующего образования, квалификации, опыта работы), государственные меры социальной поддержки данной категории мигрантов не могут быть названы достаточными.

Функции социальной защиты и помощи молодым трудовым мигрантам в сложившейся ситуации часто берут на себя общественные организации и фонды. Велико значение деятельности национально-культурных автономий и объединений. Они в своей деятельности имеют возможность оказания адресной помощи мигрантам — представителям определенных национальностей в процессе социальной адаптации.

Примером эффективной деятельности подобных организаций может служить работа коалиции "Ангел", основанной на базе еврейских национально-культурных объединений России. Целью коалиции "Ангел" является помощь девушкам и молодым женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в процессе работы за рубежом или в крупных городах России. Данная организация оказывает просветительскую, консультационную, посредническую и экстренную социально-психологическую помощь молодым женщинам — жертвам различных видов принуждения и насилия.

Таким образом, отличительными особенностями молодых трудовых мигрантов являются: недостаток жизненного опыта; низкая профессиональная квалификация (либо ее отсутствие); низкая правовая грамотность и компетентность; авантюризм; социальная незащищенность. Данные особенности обостряются при отсутствии у молодого человека статуса легального трудового мигранта. Следовательно, данная категория населения нуждается в социальной помощи и поддержке. Но, к сожалению, они обращаются за помощью лишь в критических случаях, стараясь справиться с возникающими проблемами самостоятельно. На сегодняшний день в России сложились целые секторы экономики, ориентированные на использование рабочей силы молодых трудовых мигрантов, но они слабо контролируются государством, поэтому молодые люди, занятые в них, сознательно обрекают себя на марганализацию.

Миграции с целью получения образования

являются одним из государственно поддерживаемых миграционных потоков. Данные миграции имеют свои особенности. Во-первых, распределение их по территории государства жестко задано. Большое число студентов-мигрантов сосредоточено в крупных городах, где находятся средние специальные и высшие учебные заведения. Во-вторых, данные миграции имеют строгие ограничения по времени — на период обучения. В-третьих, мигранты примерно равны по возрастным показателям. Следовательно, эти миграционные движения в большинстве своем носят легальный и легко контролируемый характер, а студенты-мигранты испытывают круг сходных проблем, в решении которых им организуется целенаправленная помощь и поддержка.

Собирательный социальный образ студента-мигранта, основываясь на исследованиях Н. Н. Загрядской, можно представить как совокупность некоторых черт. Во-первых, в ситуациях, которые не являются экстремальными, студенты-мигранты стремятся к безопасности, обеспечивающей охрану достигнутого и возможность дальнейших достижений. Это связано, помимо всего прочего, с тем, что психическая деятельность имеет ярко выраженный адаптивный характер. Однако не следует забывать, что на пути к цели нормальному человеку свойственно по возможности минимизировать напряжение, избегать страданий, стремиться к радости, т. е. избирать оптимальные варианты своей социальной жизни.

Во-вторых, студенты-мигранты тяготеют к такому уровню уверенности, который дает им возможность предвидеть будущее. Иными словами, у молодого человека возникает требование видеть четкую перспективу становления себя как специалиста и быть уверенным в том, что требования, предъявляемые в процессе обучения в вузе, повлекут большее, быть может, предельное напряжение интеллектуальных и нравственных сил, однако будут соответствовать его возможностям.

В-третьих, студенты-мигранты стремятся к обретению чувства собственного достоинства и значимости. Удовлетворение этих потребностей, основанное на объективной оценке достижений, — едва ли не кратчайший путь к росту знаний студента, его добросовестности.

В-четвертых, студенты-мигранты стремятся достигнуть внутренней эмоциональной гармонии. Это, в свою очередь, требует трактовать процесс обучения в вузе не только как изучение определенных наук, но и как деятельность, формирующую способность творчески мыслить, чувствовать, оценивать, действовать, — словом, направленную на выработку активной жизненной позиции будущего специалиста с высшим образованием.

Для организации социальной поддержки различных категорий студентов в вузах и ссузах создаются специальные подразделения — отделы социальной работы. Их деятельность определяется уставом учебного заведения и включает в себя несколько направлений: планирование и организация социальной защиты и социальной помощи различным категориям студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала; координация деятельности различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся категориям студентов, аспирантов и сотрудников университета; контроль, учет и комплексный анализ деятельности по защите прав, предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат различным категориям нуждающихся; оказание консультативной помощи по различным вопросам социальной защиты студентам, аспирантам и сотрудникам университета; организация помощи в трудоустройстве выпускникам и студентам университета. Кроме того, права студентов защищает студенческий профсоюз.

Важным видом социальной поддержки студентов-мигрантов является их жилищное обеспечение на период учебы в вузе или ссузе. Студенческие общежития являются обязательным атрибутом учебных заведений профессионального образования. Правила заселения и проживания в общежитии составляются каждым учебным заведением Российской Федерации самостоятельно на основании постановления Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 4 и письма Госкомвуза России от 28 апреля 1994 г. № 407.

Другой формой социальной поддержки студентов можно назвать введение компенсаций за транспортные расходы в виде льготных проездных билетов на городские и пригородные (для студентов, включенных в маятниковые миграции) маршруты. Месячные льготные именные проездные билеты студентов дают право проезда на автомобильном (в некоторых регионах РФ — и на железнодорожном) транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения между указанными в нем пунктами. Для организации обеспечения студентов льготными проездными билетами учебное заведение перед началом учебного года обязано представить списки студентов, нуждающихся в данном виде услуг, в транспортную компанию региона, выигравшую в данный период времени тендер на осуществление подобных перевозок. Студент может приобрести месячный льготный именной проездной билет в кассах вышеуказанной транспортной компании при предъявлении им студенческого билета в сроки, оговоренные компанией-перевозчиком.

Одной из важных форм социальной поддержки студентов-мигрантов является их социально-экономическая поддержка, осуществляемая в форме стипендиального обеспечения. Положения о стипендиальном обеспечении самостоятельно разрабатываются учебными заведениями. В высших учебных заведениях основой для разработки такого положения являются: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3226-1 "Об образовании", Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Типовое положение от 5 апреля 2001 г. № 264 "Об образовательном учреждении высшего профессионального образования", постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487 "Об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов", устав университета и другие законодательные акты.

Подобные положения определяют порядок выплаты стипендий и оказания других форм материальной поддержки студентов. Стипендия является денежной выплатой студентам, назначаемой успешно обучающимся по очной форме обучения. На сегодняшний день в Российской Федерации установлены следующие виды стипендий: стипендии Президента РФ и специальные государственные стипендии Правительства РФ; государственные (муниципальные) стипендии для аспирантов и докторантов; государственные (муниципальные) академические стипендии; государственные (муниципальные) социальные стипендии; именные стипендии.

Стипендии Президента РФ и специальные государственные стипендии Правительства РФ назначаются студентам и аспирантам, достигшим выдающихся успехов в учебной и научной деятельности. Государственные (муниципальные) академические стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности. Государственные (муниципальные) социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи (детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; лицам, признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп; лицам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; студентам, являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий). Именные стипендии учреждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, университетом и другими юридическими и физическими лицами и назначаются студентам, аспирантам, докторантам.

Размер государственной (муниципальной) академической стипендии устанавливается по решению ученого совета вуза на основании результатов экзаменационной сессии и в пределах стипендиального фонда (формируемого за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) и выплачивается по приказу ректора при согласовании с профсоюзным комитетом студентов, но не может быть меньше размера стипендии, установленного федеральным законом. Размер государственной (муниципальной) социальной стипендии устанавливается по такой же процедуре и не может быть меньше полуторакратного размера стипендии, установленной законом для учреждений соответствующего уровня профессионального образования.

Кроме стипендии студенты-мигранты имеют право на другие формы материальной социальной поддержки. Студентам очной формы обучения (в первую очередь остронуждающимся) один раз в год может быть выделена единовременная материальная помощь на основании заявления студента и согласия профсоюзного комитета. Студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения, ежегодно выплачивается пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Предусмотрены компенсации в связи с удорожанием питания в студенческих столовых, оплаты льготного проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте, оплаты санаторно-курортного лечения. Они могут быть выделены студенту по решению администрации учебного заведения, по согласованию со студенческой профсоюзной организацией в зависимости от материального положения студента.

За успехи в учебной, научной, спортивной, культурно-массовой деятельности, победы в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, за активную общественную и организаторскую деятельность в студенческих коллективах, социальной сфере, культурно-массовых мероприятиях, руководство студенческими группами, за успешное выполнение индивидуальных учебных планов и другую деятельность по овладению своей специальностью (согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования) студентам может быть назначена персональная надбавка или премия по представлению деканатов, общественных организаций, руководителей подразделений по согласованию с профкомом студентов и при наличии бюджетных средств.

Кроме того, студенту-донору, сдавшему безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально-допустимым дозам, на основании Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 39-Ф3 "О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" в течение шести месяцев выплачивается надбавка к стипендии в размере 25% при условии получения им стипендии. Надбавка назначается на основании справки установленного образца, выданной соответствующим лечебным учреждением.

Новой формой социальной поддержки студентов — вынужденных мигрантов является дополнительное квотирование для них мест в профессиональных учебных заведениях. Приказ

Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию от 27 июля 2005 г. № 737 "О дополнительном выделении объема государственного задания (контрольных цифр приема) на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием" гласит: "Утвердить дополнительное выделение объема государственного задания (контрольных цифр приема) высшими учебными заведениями на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по специальностям и направлениям подготовки в 2005 году по очной форме обучения для организации целевого приема выпускников образовательных учреждений республик Южного федерального округа". Всего в приказе заявка адресована 131 вузу Российской Федерации по специальностям в основном юридических, экономических, технических направлений. В меньшей степени — по гуманитарным специальностям.

Учебные заведения ведут непрерывный поиск форм социальной поддержки студентов-мигрантов. Одной из них является организация социально-психологической поддержки данной категории студентов. В качестве основных целей социально- психологической поддержки студентов-мигрантов выделяют: психологическое обеспечение свободного и гармоничного развития личности в процессе адаптации к изменившимся социальным условиям жизнедеятельности; предупреждение негативных тенденций в психологии студентов-мигрантов; преодоление трудностей личностного роста; коррекция отклоняющегося поведения; устранение конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с окружающими.

Итак, социальной работе по отношению к студентам-мигрантам в среднеспециальных и высших учебных заведениях уделяется большое внимание как на федеральном, так и на региональном уровне, а также на уровне конкретного учебного заведения. В целом категорию студентов-мигрантов можно назвать наиболее социально защищенной группой молодых мигрантов.

Таким образом, социальная работа с молодыми мигрантами направлена на поддержку и адресное оказание помощи отдельным категориям легально проживающих на территории Российской Федерации молодых мигрантов, таких как внутренние и внешние студенты-мигранты и молодые специалисты. Она основана на принципах государственной молодежной и миграционной политики. Основными направлениями социальной работы с молодыми мигрантами можно назвать социально-экономическую, индивидуальную правовую, социально-психоло- гическую помощь и поддержку легальных трудовых мигрантов и студентов-мигрантов.

Особая позиция государства сложилась в отношении нелегальных мигрантов. Подразделения Федеральной миграционной службы совместно со службами правопорядка и специалистами социальных учреждений осуществляют выявление, регистрацию и выдворение из страны представителей данной категории мигрантов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы особенности молодых мигрантов как социально уязвимой категории населения?

2. Что является преобладающими причинами включения молодых людей в миграционные движения?

3. Почему процессы социальной адаптации у молодых мигрантов протекают легче, чем у мигрантов других возрастных категорий?

4. Каковы основные направления социальной поддержки студентов-мигрантов?

5. Почему необходимо контролировать нелегальную трудовую миграцию молодежи?

Рекомендуемая литература

1. Грищвнко Г., Соловьев Ю. Проблемы миграции рабочей силы в странах СНГ // Общество и экономика. 2003. № 1.

2. Плисецкий Е. Л. Современные миграционные процессы в России // СОЦИС. 2002. № 10.

3. Региональные особенности социальной адаптации мигрантов: Материалы международной научно-практической конференции / Ред.-сост. О. Б. Скрябина. Кострома, 2005.

4. РыбаковскийЛ. Л. Изучение миграционных процессов в России и формирование научных направлений // Миграция населения. Вып. 1. М., 2001.

5. Социальная работа с мигрантами //Основы социальной работы / Под ред. Н. Ф. Басова. М., 2005.

6. Юдина Т. Н. Социология миграции. М., 2006.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.011 с.)