Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая диагностика и коррекция в социальной работе с молодежью
В качестве психологических методов сбора данных о клиенте в социальной работе, помимо наблюдения и эксперимента, применяются: беседа, опросы, биографические методы, метод экспертных оценок, а также большая группа методов психодиагностики. Беседа — метод получения информации путем свободного устного диалога с клиентом. При оказании психологической помощи применяется клиническая беседа, которая используется для осознания клиентом внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, ассоциации), но и его поведением (тон, запинки, паузы, жесты, аффективные реакции). Опрос — способ получения данных при помощи заранее сформулированных вопросов. Различают устный опрос (интервью) и письменный (анкетирование). В социальных науках опрос производится для выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого. Биографический метод — способ анализа жизненного пути человека, цель которого — оптимизация жизненных программ, сценариев развития личности, пересмотр неадекватных целей, изменение ценностей и проектирование перспектив жизни. В качестве источников в биографическом анализе используются свидетельства очевидцев (опрос близких людей), анализ документов (дневников и писем), а также специальные биографические методики (сочинения, опросники). Метод экспертных оценок широко применяется в психологии личности и социальной психологии. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, соседи и проч. Экспертам предлагается качественно описать и количественно оценить те или иные свойства личности и особенности поведения испытуемых. В социальной работе экспертам обычно предлагается дать обобщенную характеристику испытуемого, а также высказать личное мнение о причинах возникновения его жизненных затруднений. Психологическая диагностика в социальной работе с молодежью направлена на обследование конкретного клиента с целью оценки его индивидуально-психологических свойств. В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы:
1) сбор данных; 2) обработка и интерпретация данных; 3) постановка психологического диагноза. Отличие методов психодиагностики от других способов получения психологической информации заключается в возможности количественного измерения психологических характеристик и сравнения их с некоторым эталоном, критерием или нормой. Для этого в психодиагностике разработаны методы тестирования. Тест (проба) — это стандартизированное испытание, представляющее собой систему специальных заданий, позволяющих выявить и оценить определенные психологические качества конкретного человека. Тест сконструирован таким образом, что его результаты не зависят от экспериментальной ситуации и личности психолога, обеспечивая тем самым важнейшее свойство теста — его надежность. Тест отличается от других психодиганостических методик своей стандартизованностью. В тесте стандартизированы: тестовый материал (задания, которые выдаются испытуемому); инструкция (указания испытуемому о том, как выполнять задания); процедура тестирования (способ предъявления заданий, время и темп выполнения заданий, форма записи ответов, последовательность работы и т. д., вплоть до формата и плотности бумаги и твердости карандашей в рисуночных тестах). Кроме того, стандартными являются способы обработки и интерпретации тестовых данных: перевод сырых оценок в балльные, подсчет баллов, качественная оценка полученных количественных показателей, сравнение со стандартными возрастными нормами, полученными на большой группе испытуемых. Благодаря такой обширной стандартизации возможна сопоставимость полученных индивидуальных данных с нормативными: таким образом достигается измеримость психологических свойств. В этом заключается главное свойство теста — его валид- ностъ (ценность), т. е. способность измерять те или иные заранее определенные психологические свойства и параметры. Тесты весьма разнообразны. Есть множество их классификаций по различным основаниям: тесты вербальные и невербальные, тесты интеллекта и тесты личности, тесты бланковые и аппаратурные, тесты групповые и индивидуальные — в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения.
Для психосоциальной работы с молодежью наибольший интерес представляют личностные тесты — методы психодиагностики, которые измеряют различные стороны личности: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивацион- но-волевые и коммуникативные свойства личности, типичные формы поведения. Известно несколько сотен разновидностей личностных тестов, поэтому крайне важно их верное понимание, толкование и ответственное использование результатов. В социальной работе обычно применяют следующие формы личностных тестов: опросники и проективные методы. Личностный опросник представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или не согласиться. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с разных точек зрения. Личностные опросники позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого, — от особенностей его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов. При разработке опросника вопросы группируются так, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо одно свойство индивида. Эти сгруппированные вопросы называются личностными шкалами и различаются по наименованию изучаемого свойства, например: шкала тревожности, шкала лидерства, шкала агрессивности и проч. При обработке теста данные опроса переводятся в баллы и суммируются отдельно по каждой шкале. Каждый опросник предназначен для определенного возраста испытуемых. Опросники создаются в рамках той или иной теории личности. Некоторые из них предназначены для оценки одновременно многих сторон личности и имеют для этого несколько шкал (например, опросник MMPI), но большинство изучают только отдельные свойства. Основной недостаток личностных опросников в том, что испытуемые могут вольно или невольно искажать сообщаемые сведения. Для защиты опросников от неверной информации в них включены специальные шкалы, повышающие их валидность: шкала лживости, шкала соглашательства-отрицательства и др. Проективные методы исследования личности дают информацию, основанную на косвенных данных, а не на прямых вопросах. Проективные методы обращены к бессознательной сфере и сконструированы таким образом, чтобы человек, помимо своей воли и минуя сознательный контроль, обнаруживал свои глубинные личностные проблемы, переживания, установки. В основе проективных методов лежит принцип проекции, смысл которого в том, что в каждом акте поведения человек обнаруживает значимую информацию о себе, проецируя внутренний мир на внешние объекты. В проективных методах задания имеют большую неопределенность и предполагают некоторую свободу испытуемого, например: описать пятно или нечеткую фотографию, закончить рисунок или написать сочинение на заданную тему. Материал, применяемый в этих методиках, как правило, небезразличен испытуемому, а неопределенность способствует проявлению его собственных личностных смыслов и отношений.
В отличие от опросников проективные методы не позволяют дать количественную оценку выраженности тех или иных свойств. Более того, они направлены не на изучение отдельных свойств, а на системную оценку личности в целом. Проективные методы с трудом поддаются стандартизации, однако и среди них есть надежные и валидные тесты, например: тест чернильных пятен Роршаха, цветовой тест Люшера, тест незаконченных предложений, рисуночные тесты и др. Рисуночные тесты стали особенно популярны в отечественной психосоциальной работе с молодежью, так как дешевы и просты в применении. Наиболее известные из них: "несуществующее животное", "автопортрет", "рисунок семьи", "дом-дерево- человек" Инструкция испытуемому дается предельно краткая, например: "Придумай и нарисуй несуществующее животное" При интерпретации оцениваются положение рисунка на листе, размер рисунка, характер линий, размеры и соотношение отдельных элементов фигуры, смысловое содержание рисунка. Необходимо отметить, что интерпретация всех проективных методов требует кроме высокой квалификации исследователя и большого опыта работы с конкретной методикой, так как одни и те же факты в разных случаях могут иметь прямо противоположную интерпретацию и высока вероятность постановки неверного диагноза. Психокоррекционные методы весьма разнообразны. Для снятия болезненных эмоций, состояний и переживаний в практической психологии используются катарсические методы, основанные на реагировании, выплеске эмоций. Дыхательные методы основаны на тесной связи психических процессов и дыхания человека. Каждому психическому состоянию соответствует определенный "рисунок" дыхания. Воздействуя на ритм, глубину и частоту дыхания, можно вызвать или погасить эмоции, изменить функциональное состояние психики. Также дыхание дает энергетический ресурс для психической деятельности, управляя им можно активизировать или успокоить те или иные процессы. Арт-терапия — психологический метод исцеления творчеством. В процессе свободного рисования, лепки, конструирования происходит выведение болезненного содержания психики вовне, а затем его повторное восприятие и осознавание. Темы сеансов подбираются в соответствии с проблематикой клиента. Близко к арт-терапии находится трудотерапия, суть которой в том, что лица с неустойчивой психикой стабилизируются в процессе монотонного ручного труда. Телесно-ориентированные психотехники — это комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения, благодаря чему улучшается способность к управлению движением. Игротерапия направлена на развитие общения через игру. Сказкотерапия помогает осознать чувство и пережить страхи, осознать некоторые закономерности в жизни.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.64 (0.009 с.) |