Психологическая диагностика и коррекция в социальной работе с молодежью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая диагностика и коррекция в социальной работе с молодежью



В качестве психологических методов сбора данных о клиенте в социальной работе, помимо наблюдения и эксперимента, применяются: беседа, опросы, биографические методы, метод экспертных оценок, а также большая группа методов психодиагностики.

Беседа — метод получения информации путем свободного устного диалога с клиентом. При оказании психологической помощи применяется клиническая беседа, которая используется для осознания клиентом внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, ассоциации), но и его поведением (тон, запинки, паузы, жесты, аффективные реакции).

Опрос — способ получения данных при помощи заранее сформулированных вопросов. Различают устный опрос (интервью) и письменный (анкетирование).

В социальных науках опрос производится для выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.

Биографический метод — способ анализа жизненного пути человека, цель которого — оптимизация жизненных программ, сценариев развития личности, пересмотр неадекватных целей, изменение ценностей и проектирование перспектив жизни. В качестве источников в биографическом анализе используются свидетельства очевидцев (опрос близких людей), анализ документов (дневников и писем), а также специальные биографические методики (сочинения, опросники).

Метод экспертных оценок широко применяется в психологии личности и социальной психологии. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, соседи и проч. Экспертам предлагается качественно описать и количественно оценить те или иные свойства личности и особенности поведения испытуемых. В социальной работе экспертам обычно предлагается дать обобщенную характеристику испытуемого, а также высказать личное мнение о причинах возникновения его жизненных затруднений.

Психологическая диагностика

в социальной работе с молодежью направлена на обследование конкретного клиента с целью оценки его индивидуально-психологических свойств. В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы:

1) сбор данных;

2) обработка и интерпретация данных;

3) постановка психологического диагноза.

Отличие методов психодиагностики от других способов получения психологической информации заключается в возможности количественного измерения психологических характеристик и сравнения их с некоторым эталоном, критерием или нормой. Для этого в психодиагностике разработаны методы тестирования.

Тест (проба) — это стандартизированное испытание, представляющее собой систему специальных заданий, позволяющих выявить и оценить определенные психологические качества конкретного человека. Тест сконструирован таким образом, что его результаты не зависят от экспериментальной ситуации и личности психолога, обеспечивая тем самым важнейшее свойство теста — его надежность.

Тест отличается от других психодиганостических методик своей стандартизованностью. В тесте стандартизированы: тестовый материал (задания, которые выдаются испытуемому); инструкция (указания испытуемому о том, как выполнять задания); процедура тестирования (способ предъявления заданий, время и темп выполнения заданий, форма записи ответов, последовательность работы и т. д., вплоть до формата и плотности бумаги и твердости карандашей в рисуночных тестах). Кроме того, стандартными являются способы обработки и интерпретации тестовых данных: перевод сырых оценок в балльные, подсчет баллов, качественная оценка полученных количественных показателей, сравнение со стандартными возрастными нормами, полученными на большой группе испытуемых.

Благодаря такой обширной стандартизации возможна сопоставимость полученных индивидуальных данных с нормативными: таким образом достигается измеримость психологических свойств. В этом заключается главное свойство теста — его валид- ностъ (ценность), т. е. способность измерять те или иные заранее определенные психологические свойства и параметры.

Тесты весьма разнообразны. Есть множество их классификаций по различным основаниям: тесты вербальные и невербальные, тесты интеллекта и тесты личности, тесты бланковые и аппаратурные, тесты групповые и индивидуальные — в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения.

Для психосоциальной работы с молодежью наибольший интерес представляют личностные тесты — методы психодиагностики, которые измеряют различные стороны личности: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивацион- но-волевые и коммуникативные свойства личности, типичные формы поведения. Известно несколько сотен разновидностей личностных тестов, поэтому крайне важно их верное понимание, толкование и ответственное использование результатов. В социальной работе обычно применяют следующие формы личностных тестов: опросники и проективные методы.

Личностный опросник представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или не согласиться. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с разных точек зрения. Личностные опросники позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого, — от особенностей его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов. При разработке опросника вопросы группируются так, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо одно свойство индивида. Эти сгруппированные вопросы называются личностными шкалами и различаются по наименованию изучаемого свойства, например: шкала тревожности, шкала лидерства, шкала агрессивности и проч. При обработке теста данные опроса переводятся в баллы и суммируются отдельно по каждой шкале. Каждый опросник предназначен для определенного возраста испытуемых.

Опросники создаются в рамках той или иной теории личности. Некоторые из них предназначены для оценки одновременно многих сторон личности и имеют для этого несколько шкал (например, опросник MMPI), но большинство изучают только отдельные свойства.

Основной недостаток личностных опросников в том, что испытуемые могут вольно или невольно искажать сообщаемые сведения. Для защиты опросников от неверной информации в них включены специальные шкалы, повышающие их валидность: шкала лживости, шкала соглашательства-отрицательства и др.

Проективные методы исследования личности дают информацию, основанную на косвенных данных, а не на прямых вопросах. Проективные методы обращены к бессознательной сфере и сконструированы таким образом, чтобы человек, помимо своей воли и минуя сознательный контроль, обнаруживал свои глубинные личностные проблемы, переживания, установки.

В основе проективных методов лежит принцип проекции, смысл которого в том, что в каждом акте поведения человек обнаруживает значимую информацию о себе, проецируя внутренний мир на внешние объекты.

В проективных методах задания имеют большую неопределенность и предполагают некоторую свободу испытуемого, например: описать пятно или нечеткую фотографию, закончить рисунок или написать сочинение на заданную тему. Материал, применяемый в этих методиках, как правило, небезразличен испытуемому, а неопределенность способствует проявлению его собственных личностных смыслов и отношений.

В отличие от опросников проективные методы не позволяют дать количественную оценку выраженности тех или иных свойств. Более того, они направлены не на изучение отдельных свойств, а на системную оценку личности в целом.

Проективные методы с трудом поддаются стандартизации, однако и среди них есть надежные и валидные тесты, например: тест чернильных пятен Роршаха, цветовой тест Люшера, тест незаконченных предложений, рисуночные тесты и др.

Рисуночные тесты стали особенно популярны в отечественной психосоциальной работе с молодежью, так как дешевы и просты в применении. Наиболее известные из них: "несуществующее животное", "автопортрет", "рисунок семьи", "дом-дерево- человек" Инструкция испытуемому дается предельно краткая, например: "Придумай и нарисуй несуществующее животное" При интерпретации оцениваются положение рисунка на листе, размер рисунка, характер линий, размеры и соотношение отдельных элементов фигуры, смысловое содержание рисунка.

Необходимо отметить, что интерпретация всех проективных методов требует кроме высокой квалификации исследователя и большого опыта работы с конкретной методикой, так как одни и те же факты в разных случаях могут иметь прямо противоположную интерпретацию и высока вероятность постановки неверного диагноза.

Психокоррекционные методы весьма разнообразны.

Для снятия болезненных эмоций, состояний и переживаний в практической психологии используются катарсические методы, основанные на реагировании, выплеске эмоций.

Дыхательные методы основаны на тесной связи психических процессов и дыхания человека. Каждому психическому состоянию соответствует определенный "рисунок" дыхания. Воздействуя на ритм, глубину и частоту дыхания, можно вызвать или погасить эмоции, изменить функциональное состояние психики. Также дыхание дает энергетический ресурс для психической деятельности, управляя им можно активизировать или успокоить те или иные процессы.

Арт-терапия — психологический метод исцеления творчеством. В процессе свободного рисования, лепки, конструирования происходит выведение болезненного содержания психики вовне, а затем его повторное восприятие и осознавание. Темы сеансов подбираются в соответствии с проблематикой клиента.

Близко к арт-терапии находится трудотерапия, суть которой в том, что лица с неустойчивой психикой стабилизируются в процессе монотонного ручного труда.

Телесно-ориентированные психотехники — это комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения, благодаря чему улучшается способность к управлению движением.

Игротерапия направлена на развитие общения через игру.

Сказкотерапия помогает осознать чувство и пережить страхи, осознать некоторые закономерности в жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.64 (0.009 с.)