![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая диагностика и коррекция в социальной работе с молодежью
В качестве психологических методов сбора данных о клиенте в социальной работе, помимо наблюдения и эксперимента, применяются: беседа, опросы, биографические методы, метод экспертных оценок, а также большая группа методов психодиагностики. Беседа — метод получения информации путем свободного устного диалога с клиентом. При оказании психологической помощи применяется клиническая беседа, которая используется для осознания клиентом внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. В таких беседах психолог интересуется не только явным содержанием ответа клиента (факты, мнения, чувства, ассоциации), но и его поведением (тон, запинки, паузы, жесты, аффективные реакции). Опрос — способ получения данных при помощи заранее сформулированных вопросов. Различают устный опрос (интервью) и письменный (анкетирование). В социальных науках опрос производится для выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого. Биографический метод — способ анализа жизненного пути человека, цель которого — оптимизация жизненных программ, сценариев развития личности, пересмотр неадекватных целей, изменение ценностей и проектирование перспектив жизни. В качестве источников в биографическом анализе используются свидетельства очевидцев (опрос близких людей), анализ документов (дневников и писем), а также специальные биографические методики (сочинения, опросники). Метод экспертных оценок широко применяется в психологии личности и социальной психологии. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, соседи и проч. Экспертам предлагается качественно описать и количественно оценить те или иные свойства личности и особенности поведения испытуемых. В социальной работе экспертам обычно предлагается дать обобщенную характеристику испытуемого, а также высказать личное мнение о причинах возникновения его жизненных затруднений. Психологическая диагностика в социальной работе с молодежью направлена на обследование конкретного клиента с целью оценки его индивидуально-психологических свойств. В психодиагностическом обследовании выделяются основные этапы: 1) сбор данных; 2) обработка и интерпретация данных; 3) постановка психологического диагноза. Отличие методов психодиагностики от других способов получения психологической информации заключается в возможности количественного измерения психологических характеристик и сравнения их с некоторым эталоном, критерием или нормой. Для этого в психодиагностике разработаны методы тестирования. Тест (проба) — это стандартизированное испытание, представляющее собой систему специальных заданий, позволяющих выявить и оценить определенные психологические качества конкретного человека. Тест сконструирован таким образом, что его результаты не зависят от экспериментальной ситуации и личности психолога, обеспечивая тем самым важнейшее свойство теста — его надежность. Тест отличается от других психодиганостических методик своей стандартизованностью. В тесте стандартизированы: тестовый материал (задания, которые выдаются испытуемому); инструкция (указания испытуемому о том, как выполнять задания); процедура тестирования (способ предъявления заданий, время и темп выполнения заданий, форма записи ответов, последовательность работы и т. д., вплоть до формата и плотности бумаги и твердости карандашей в рисуночных тестах). Кроме того, стандартными являются способы обработки и интерпретации тестовых данных: перевод сырых оценок в балльные, подсчет баллов, качественная оценка полученных количественных показателей, сравнение со стандартными возрастными нормами, полученными на большой группе испытуемых. Благодаря такой обширной стандартизации возможна сопоставимость полученных индивидуальных данных с нормативными: таким образом достигается измеримость психологических свойств. В этом заключается главное свойство теста — его валид- ностъ (ценность), т. е. способность измерять те или иные заранее определенные психологические свойства и параметры. Тесты весьма разнообразны. Есть множество их классификаций по различным основаниям: тесты вербальные и невербальные, тесты интеллекта и тесты личности, тесты бланковые и аппаратурные, тесты групповые и индивидуальные — в зависимости от тестового материала, диагностируемых особенностей и формы проведения. Для психосоциальной работы с молодежью наибольший интерес представляют личностные тесты — методы психодиагностики, которые измеряют различные стороны личности: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивацион- но-волевые и коммуникативные свойства личности, типичные формы поведения. Известно несколько сотен разновидностей личностных тестов, поэтому крайне важно их верное понимание, толкование и ответственное использование результатов. В социальной работе обычно применяют следующие формы личностных тестов: опросники и проективные методы. Личностный опросник представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или не согласиться. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с разных точек зрения. Личностные опросники позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого, — от особенностей его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов. При разработке опросника вопросы группируются так, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо одно свойство индивида. Эти сгруппированные вопросы называются личностными шкалами и различаются по наименованию изучаемого свойства, например: шкала тревожности, шкала лидерства, шкала агрессивности и проч. При обработке теста данные опроса переводятся в баллы и суммируются отдельно по каждой шкале. Каждый опросник предназначен для определенного возраста испытуемых. Опросники создаются в рамках той или иной теории личности. Некоторые из них предназначены для оценки одновременно многих сторон личности и имеют для этого несколько шкал (например, опросник MMPI), но большинство изучают только отдельные свойства. Основной недостаток личностных опросников в том, что испытуемые могут вольно или невольно искажать сообщаемые сведения. Для защиты опросников от неверной информации в них включены специальные шкалы, повышающие их валидность: шкала лживости, шкала соглашательства-отрицательства и др. Проективные методы исследования личности дают информацию, основанную на косвенных данных, а не на прямых вопросах. Проективные методы обращены к бессознательной сфере и сконструированы таким образом, чтобы человек, помимо своей воли и минуя сознательный контроль, обнаруживал свои глубинные личностные проблемы, переживания, установки. В основе проективных методов лежит принцип проекции, смысл которого в том, что в каждом акте поведения человек обнаруживает значимую информацию о себе, проецируя внутренний мир на внешние объекты. В проективных методах задания имеют большую неопределенность и предполагают некоторую свободу испытуемого, например: описать пятно или нечеткую фотографию, закончить рисунок или написать сочинение на заданную тему. Материал, применяемый в этих методиках, как правило, небезразличен испытуемому, а неопределенность способствует проявлению его собственных личностных смыслов и отношений. В отличие от опросников проективные методы не позволяют дать количественную оценку выраженности тех или иных свойств. Более того, они направлены не на изучение отдельных свойств, а на системную оценку личности в целом. Проективные методы с трудом поддаются стандартизации, однако и среди них есть надежные и валидные тесты, например: тест чернильных пятен Роршаха, цветовой тест Люшера, тест незаконченных предложений, рисуночные тесты и др. Рисуночные тесты стали особенно популярны в отечественной психосоциальной работе с молодежью, так как дешевы и просты в применении. Наиболее известные из них: "несуществующее животное", "автопортрет", "рисунок семьи", "дом-дерево- человек" Инструкция испытуемому дается предельно краткая, например: "Придумай и нарисуй несуществующее животное" При интерпретации оцениваются положение рисунка на листе, размер рисунка, характер линий, размеры и соотношение отдельных элементов фигуры, смысловое содержание рисунка. Необходимо отметить, что интерпретация всех проективных методов требует кроме высокой квалификации исследователя и большого опыта работы с конкретной методикой, так как одни и те же факты в разных случаях могут иметь прямо противоположную интерпретацию и высока вероятность постановки неверного диагноза. Психокоррекционные методы весьма разнообразны. Для снятия болезненных эмоций, состояний и переживаний в практической психологии используются катарсические методы,основанные на реагировании, выплеске эмоций. Дыхательные методы основаны на тесной связи психических процессов и дыхания человека. Каждому психическому состоянию соответствует определенный "рисунок" дыхания. Воздействуя на ритм, глубину и частоту дыхания, можно вызвать или погасить эмоции, изменить функциональное состояние психики. Также дыхание дает энергетический ресурс для психической деятельности, управляя им можно активизировать или успокоить те или иные процессы. Арт-терапия — психологический метод исцеления творчеством. В процессе свободного рисования, лепки, конструирования происходит выведение болезненного содержания психики вовне, а затем его повторное восприятие и осознавание. Темы сеансов подбираются в соответствии с проблематикой клиента. Близко к арт-терапии находится трудотерапия, суть которой в том, что лица с неустойчивой психикой стабилизируются в процессе монотонного ручного труда. Телесно-ориентированные психотехники — это комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения, благодаря чему улучшается способность к управлению движением. Игротерапия направлена на развитие общения через игру. Сказкотерапия помогает осознать чувство и пережить страхи, осознать некоторые закономерности в жизни. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.174.50 (0.006 с.) |