Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная работа как опредмечивание социального долгаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная работа призвана оказывать помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации и не имеющим возможности самостоятельно решить свои проблемы. Но и общество в целом не может оставаться равнодушным, если отдельные граждане или тем более целые социальные группы обладают сниженными возможностями в реализации прав и нуждаются в помощи. В этой связи государством принимаются меры, и в первую очередь законодательные и организационные, посредством которых обеспечивается возможность активного участия общества в оказании помощи гражданам и группам, нуждающимся в ней. В нашей стране в 1995 году принят закон, согласно которому физические и юридические лица могут на добровольной основе участвовать в особого рода деятельности — благотворительной деятельности1. Этот закон позволяет участвовать в благотворительной деятельности на официальной постоянной основе и тем самым создает условия для частичного решения проблем общества и его отдельных групп силами самого общества как субъекта деятельности. Участие членов общества в благотворительной деятельности возможно как в составе группы, которая действует в рамках организации, учреждения или фонда, так и в индивидуальном порядке в соответствии с их личными установками. Вместе с тем не все формы и виды помощи человеку, нуждающемуся в ней, не всегда легитимизируются и, как показывает практика, далеко не всегда нуждаются в приобретении официального статуса. Например, оказание бытовой, психологической и иной помощи престарелому родственнику, больному другу, коллеге, соседу и т.п., наконец, просто незнакомому человеку, прохожему может оказываться членами их окружения или индивидами, случайно оказавшимися рядом постоянно или ситуативно, спонтанно, носить спорадический или даже разовый характер. Люди оказывают такую посильную помощь друг другу, реализуя не возможности, представленные законодательством, а свои собственные физические, экономические, духовные и иные возможности и опираясь при этом не на действующее законодательство, а на эмоционально-чувственные связи, чувство сострадания, долга и ответственности. В процессе оказания помощи удовлетворяются некоторые из важнейших социальных потребностей человека — потребность в заботе о другом, потребность в дружбе и любви. Сравнение содержания деятельности, осуществляемой в социальной службе или иных учреждениях, официально реализующих социальную работу на основании законодательно закрепленных полномочий, с деятельностью, осуществляемой вне их, показывает, что оно во многих аспектах идентично, если не принимать в расчет процедуру оформления документов, официально закрепляющих за субъектом обязанность оказания услуг. Каждый индивид при необходимости участвует в оказании психологических и бытовых услуг, реализации педагогической и медицинской помощи в первую очередь в отношении членов своего ближайшего социального окружения — членов семьи, друзей, коллег по работе, соседей. В большем объеме и с более высоким качеством такого рода помощь и услуги оказывают в обыденной жизни членам своего социального окружения представителями соответствующих профессиональных групп — врачи, психологи, педагоги, социальные работники и др. представители профессий, реализуемых в социальной сфере и составляющих ее основу. И, разумеется, оказание таких услуг является основным содержанием деятельности, реализуемой в социальных службах. Профессиональная деятельность представителями так называемых «помогающих» профессий реализуется в социальной сфере и регламентируется как общими требованиями к профессиональной деятельности, так и вполне конкретными должностными инструкциями. Но зачастую специалист в интересах клиента выходит за рамки формального функционала, если располагает возможностью для этого и не нарушает действующих законов. Врач может дать члену своего социального окружения совет правового содержания, юрист может рассказать о лекарстве, которое ему помогло, и т. п. Разумеется, эти советы, не входящие официально в перечень функциональных обязанностей конкретного специалиста, не являются обязательными для исполнения клиентом, однако это не означает, что, будучи реализованными, они обязательно нанесут человеку ущерб. С другой стороны, каждый из представителей этой группы профессий помогает своему клиенту приобрести или восстановить до социально приемлемого уровня, оказывая специфические профессиональные услуги на неофициальной основе. Нельзя в общем случае сделать заключение, что такого рода помощь обязательно вызовет негативные последствия. Напротив, непрофессиональная помощь, оказываемая индивидами друг другу, может оказаться не только целесообразной, но и действенной, а иногда — не только исчерпывающей с точки зрения результата, но и единственно уместной. Одновременно нельзя, к сожалению, утверждать, что помощь, оказанная официальным представителем уполномоченного органа или организации, всегда оказывается профессиональной и успешной. Можно видеть, что принципиальной разницы между деятельностью, реализуемой специалистом по социальной работе, и деятельностью, реализуемой представителями других «помогающих» профессий, не существует. Каждый из представителей этой группы профессий в рамках выполнения своих профессиональных обязанностей помогает человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, в ее разрешении и содействует тем самым его социализации и/или ресо-циализации, а на этом основании — приобщению или возвращению к нормальному образу жизни. Смысл деятельности представителей этих профессий тождествен — содействие достижению человеком и обществом благополучия. Основная разница между этими видами деятельности заключается в системе методов, методик, технологий, используемых в практике. Наиболее широким арсеналом методов и технологий располагает профессиональная социальная работа, которая использует в практике и медицинские, и правовые, и педагогические, и психологические, и др. методы и технологии и может оказывать своим клиентам помощь комплексно. Однако специализированные виды деятельности, несомненно, предпочтительны в сложных случаях, требующих глубоких и системных профессиональных знаний. Можно заключить, что, во-первых, социальная работа реализуется в социальной сфере не только в рамках официальной профессии «социальная работа», но и другими видами профессиональной деятельности, относящихся к группе «помогающих» профессий. И во-вторых, все эти виды деятельности являются специализированными разновидностями социальной работы. Таким образом, социальная работа реализуется в социальной сфере в профессиональной и непрофессиональной форме. Можно заключить, что с точки зрения содержания социальная работа в самом деле имеет всеобщий характер; формальная причастность к профессиональной группе в данном случае может рассматриваться как несущественный, вторичный, признак. Неформальная деятельность граждан, далеко не всегда заметная и не учитываемая государственными органами, не отождествляется в обыденном и научном сознании как социальная работа. Тем не менее она приносит свои плоды. Не только часть проблем граждан решается в ее процессе, что само по себе является положительным результатом. Более важным результатом является то, что в процессе этой деятельности формируются и укрепляются связи между людьми, прочнее становится основа общества — общественные отношения. Выполнение гражданами морального долга друг перед другом в процессе добровольной неформальной социальной работы способствует реализации ими своей социальной сущности, личностному совершенствованию и гуманизации общественных отношений.
Смысл и содержание профессионального долга социального работника
В Конституции Российской Федерации человек провозглашен высшей ценностью (ст. 2), а государство — социальным (ст. 7), т.е. таким, для которого достижение каждым человеком максимального благополучия — главная цель деятельности и развития. Человек в Конституции Российской Федерации наделен всеми основными правами и гарантиями: на жизнь, свободу, защиту чести и достоинства, жилье, охрану здоровья, образование, труд, социальное обеспечение в случае утраты трудоспособности и другими. Из Конституции Российской Федерации следует, что забота о благополучии граждан и реализации ими их прав — естественная и неизменная сфера деятельности государства и его долг перед гражданами. Важнейшая задача современного российского государства — решение наиболее общих проблем населения, порожденных ситуацией, сложившейся в экономике вследствие ее реформирования. В любом государстве, даже в самом благополучном, в любой момент времени имеются граждане, по объективным причинам не имеющие возможности реализовать свои права. Наиболее общей причиной этого является, как правило, недостаточная адаптирован-ность этих граждан из-за физического состояния, а также негативного психологического, социального и экономического положения. Вследствие этого они нуждаются в дополнительных мерах по защите своих прав и интересов государством, оказании им адекватной помощи. Поэтому создание и легитимизация в современном социальном государстве специфического социального института социальной работы, который на профессиональной основе должен оказывать помощь человеку в реализации его прав, есть прямое и естественное следствие конституционных деклараций. Каждое современное государство принимает дополнительные меры зашиты граждан, обладающих ситуативно или стойко сниженными возможностями в реализации их прав. Именно таким образом формулируется государством одна из основных задач практической социальной работы. Эту задачу по поручению государства и от его имени реализует профессиональный социальный работник. Его деятельность по оказанию помощи человеку, обратившемуся в социальную службу за помощью, представляет собой деятельность, направленную на решение специфических проблем общества, возникающих в связи с тем, что отдельные граждане и целые группы населения находятся в трудной жизненной ситуации. Приступая к практической деятельности, социальные работники в основном осознают, что являются своего рода агентами государства, давшего им полномочия по решению определенного круга социальных проблем. Поскольку носителями этих проблем являются отдельные индивиды и семьи, целые социальные группы, деятельность социальных работников заключается в оказании помощи этим гражданам, семьям и группам в решении их проблем и достижении благополучия. В результате социальной работы — достижении благополучия человеком и обществом — заинтересованы не только социальный работник и его клиент, но и все общество, поскольку наличие в составе населения большого количества неблагополучных семей и граждан представляет собой реальную угрозу безопасности и стабильности общественного бытия. Поэтому долг государства перед гражданами заключается в том, чтобы всеми доступными законными способами обеспечить максимально стабильные и безопасные условия для жизнедеятельности человека и общества. Создавая институт социальной работы и принимая меры к ее становлению и развитию как вида профессиональной социальной деятельности, государство выполняет свой долг перед отдельными гражданами, их группами и всем обществом. Поэтому профессиональная социальная работа, рассматриваемая в нашей стране как профессиональный институт помощи человеку в реализации его прав и гарантий, отвечает представлениям о долге современного общества и государства перед гражданами. Более того, создание института социальной работы может рассматриваться как выполнение государством своего долга перед всем обществом, поскольку люди, обладающие сниженными возможностями в реализации своих прав — неотъемлемая составляющая всякого общества. В этой связи социальная работа в деонтологии может быть представлена как вид деятельности, посредством которого осуществляется опредмечивание долга общества и государства перед человеком вообще и в особенности перед человеком, нуждающимся в особой заботе с их стороны по объективным причинам: в связи со сниженными возможностями, недостаточными для реализации их законных прав. Содержание формальной и неформальной социальной работы заключается в основном в содействии человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, в решении его проблем. Однако непосредственные цели формальной и неформальной социальной работы могут ситуативно различаться в зависимости от множества обстоятельств и, прежде всего, в зависимости от того, какой вид социальной работы (формальный или неформальный) осуществляется. Тем не менее в процессе формальной и неформальной социальной работы обществом исполняется долг как перед отдельными гражданами, так и перед самим обществом. Особый характер долженствования, в котором социальная компонента выражена более существенно, формируется в процессе профессиональной социальной работы. Смысл должного поведения, отношений и действий социального работника — содействие достижению благополучия клиентом и обществом. Следовательно, одной из решаемых задач является осуществление высокоэффективной, квалифицированной профессиональной деятельности, гарантирующей положительный конечный результат. Для профессионального социального работника требования профессионального долга не только коррелируют с его профессиональными обязанностями, но и могут соответствовать его личными интересам, в силу чего он осознает свой долг как естественную необходимость и в то же время как внутреннюю потребность, моральный долг. Требования профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим мотивом и одновременно — главным духовным стимулом его деятельности. Требования морального долга заставляют социального работника определять свои обязанности шире, нежели это предусмотрено в должностной инструкции, однако в пределах действующего законодательства. В отличие от профессионального долга, профессиональные обязанности специалиста могут носить более конкретный характер, так как они относятся к выполнению разнообразных требований и задач, возложенных на социального работника в силу его профессионального статуса или статуса социальной работы как социального института, результат функционирования которого необходим обществу и государству. Долженствование и ответственность социального работника в рамках его профессиональной деятельности осуществляются в первую очередь в отношении наиболее значимых субъектов. Среди них общество и государство, профессия, профессиональная группа, клиент и сам социальный работник.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.18 (0.012 с.) |