Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции деонтологической регуляции в социальной работе

Поиск

 

Осознание социальным работником своего профессионального долга детерминирует его поведение в повседневной профессиональ­ной практике и, в силу своей специфики, способствует повышению эффективности и качества деятельности. Ценность профессиональ­ного долга и должного поведения, отношений и действий вытекает из функций, которые в социальной работе выполняет деонтологи-ческая регуляция. Она гарантирует:

высокий профессионально-квалификационный уровень как один из основных факторов высокого качества работы, ее конечного результата и удовлетворения потребности общества в конечном ре­зультате социальной работы. Ответственность за порученное дело и стремление выполнить свой долг обусловливают необходимость для специалиста овладевать тонкостями профессионального мастерства, быть в курсе всего нового и прогрессивного;

четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение, поскольку дисциплина является одним из основных условий успешной дея­тельности. Это необходимое условие для получения оптимального результата деятельности;

- профессиональную деятельность строго в рамках норма­тивно-правовой базы, обусловливающей легитимность социальной работы как вида профессиональной деятельности, так как знание и соблюдение законов и иных нормативных актов гарантирует соблю­дение интересов общества;

- формирование глубокой убежденности специалиста в не­обходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента. Осознание специалистом своего долга становится таким образом основным гарантом повышения значимости социальной работы в общественном бытии и общественном сознании;

- сознательное и активное участие в профессиональной дея­тельности с целью достижения блага общества, трудового кол­лектива и клиента. Креативность специалиста может до некоторой степени компенсировать недостаток ресурсов социальной работы, несовершенство законодательства и прочие недостатки;

- заинтересованность специалиста в повышении эффектив­ности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы на основе идентификации им социальной работы как основной сферы деятельности и области жизненно важных интересов;

- высокую организованность и сознательную дисциплину, формирование привычки к должному поведению. Привычка всегда поступать должным образом может не только обеспечить достижение значимых результатов деятельности, но и может содействовать адек­ватному восприятию специалистом целого ряда обязанностей;

- превращение чувства долга в ведущий мотиватор деятель­ности, обеспечивающий преимущественно должное поведение. Должное поведение становится в этой связи одной из главных ха­рактеристик личности специалиста;

- формирование волевых качеств социального работника, необходимых для выполнения своего профессионального долга Сила воли помогает специалисту преодолевать разнообразные пре­пятствия, возникающие в ходе профессиональной деятельности, преодолевать собственные негативные чувства и состояния и вы­полнять свой долг;

- стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятель­ности, что в конечном итоге становится залогом успешной профес­сиональной деятельности специалиста.

Таким образом, убежденность в необходимости выполнения своего долга, о содержании долга и должного поведения, осознание своей ответственности, сформированные специалистом, могут суще­ственным образом повлиять на эффективность и качество социаль­ной работы, на удовлетворение потребностей клиента и общества в результатах социальной работы, а на этом основании — на благопо­лучие общества в целом.

Однако не все суждения о должном и долге, будучи опредме-ченными, дают позитивный результат, поскольку научные знания и суждения, основанные на обыденном опыте, — не одно и то же. Профессиональные научно обоснованные знания, как известно, фор­мируются в процессе профессионального образования и практики, имеют под собой научную основу и верифицируются, уточняются и углубляются в процессе профессиональной практики. Они имеют объективный характер, системны и достаточно глубоки. В отличие от научных обыденные знания могут не быть объективным, могут отра­жать случайный обыденный опыт или вообще не быть основанными на опыте. Они могут быть результатом отражения специалистом не столько объективной реальности, сколько его желаний. Они могут представлять собой и заблуждения. В этом случае это будут уже не знания, а мнения, которые специалист экспонирует как знания. Но, к сожалению, такое явление нередко имеет место и в обыденной, и даже в профессиональной сфере. В этом случае суждения специалиста о должном могут носить профессионально и социально ошибочный и негативный характер.

Поэтому следует различать деонтологию — учение о должном, которое формируется на основе научных философских и социальных знаний, знаний о социальной работе и ее специфике, и деонтиче­ские представления личности или группы, которые формируются ими в процессе профессиональной деятельности и жизнедеятель­ности и могут носить как верный, так и явно ошибочный характер. В отличие от деонтологических деонтические представления могут формироваться случайным образом, быть субъективными и не обос­нованными с точки зрения науки1.

Более того, содержание долга, с точки зрения деонтологии вклю­чающее в себя объективную необходимость совершения определен­ных действий, может в деонтических представлениях подменяться субъективными желаниями личности (группы), формулирующей содержание «долга» для кого-либо и требующей выполнения субъ­ективно желаемых для себя действий как объективно необходимых, а потому декларируемых как должные.

Это не означает, однако, что в общем случае деонтологические и деонтические суждения о содержании долга должны обязательно противоречить друг другу — они могут совпадать, поскольку эври­стически или путем логических размышлений личность может найти верное решение, правильно сформулировать содержание своего (или внешнего по отношению к ней) долга и пределы ответственности и осуществить поступок, безупречный с точки зрения деонтологии.

Но в связи с тем, что деонтологические и деонтические представле­ния все же могут противоречить друг- другу, например в тех случаях, когда речь идет о разрешении деонтологического или ценностного конфликта, необходимо разъяснение специалистам сущности и со­держания профессионального долга перед обществом и государством, перед клиентами, коллегами, профессией и перед самим собой.

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессио­нальным и моральным долгом, социальный работник учитывает и формальные, и неформальные профессиональные требования, установленные для него обществом и профессиональной группой, и вырабатывает на этой основе суждение о содержании своего мораль­ного долга или формирует представление о нем на основе изучения соответствующих изданий. Он предвидит реакцию со стороны обще­ства, профессиональной группы и клиента на выполнение или невы­полнение им своего долга и отчасти ориентируется на нее. Вместе с тем выполняя свой долг, он поступает:

—свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является догматической; она меняется в соответствии с изменением условий жизнедеятельности людей. Из всего многообразия норм, которые функционируют в обществе — от групповых до общественных, специалист может выбирать те, которые в большей степени отвечают его внутренним устремлениям и про­фессиональным знаниям о добре и благе, сформированным на основе знания профессионально-этической системы социальной работы;

—осознанно, так как решение совершить тот или иной посту­пок принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом. Это решение принято в силу обоснованной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из зна­чительного количества вариантов возможных решений, ведущих к объективно позитивному результату деятельности и осмысления, анализа и оценки каждого из них;

—добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и приоритетным и преимущественным мотиватором профессио­нальной деятельности, и именно это обстоятельство побуждает его к активным действиям вне зависимости от наличия или отсутствия субъектного внешнего принуждения.

При этом сознательное начало, регулирующее поведение, требо­вания к профессиональным и личностным качествам социального работника, и привычка к должному поведению не противоречат друг другу — напротив, они дополняют друг друга. Взаимодополнение со­знательного и подсознательного в должном поведении специалиста оправданно, поскольку, наряду с простыми, часто повторяющимися ситуациями, которые в основном не требуют глубоких размышлений и вполне могут быть реализованы с помощью профессиональных стереотипов и деонтологических моделей, в социальной работе встре­чаются нестандартные ситуации, требующие умения осуществлять этико-аксиологический анализ и знания основ профессиональной деонтологии. Таким образом, специалист, достигший высокого уров­ня профессиональной и личностной зрелости, поступает должным образом как сознательно (в нестандартных ситуациях), так и при­вычно, используя деонтологическую модель (в наиболее простых, стандартных ситуациях).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.007 с.)