Институт социально-экономических 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт социально-экономических



КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

(лекция)

Г.Н. Царик

ИнСЭПЗ - 2001

 

 

Печатается по решению Ученого совета Кемеровской государственной медицинской академии.

 

Рецензенты:

Заслуженный

работник здравоохранения

Российской Федерации

д.м.н. проф. Г.И. Чеченин

к.м.н. доц. Г.В. Артамонова

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

План лекции

 

1. Актуальность проблемы повышения качества медицинской помощи.

2. Теория управления процессом повышения качества.

3. Отечественный опыт решения проблемы повышения качества медицинских услуг.

4. Социально-гигиенические и организационно-технологические аспекты управления системой непрерывного повышения качества медицинской помощи.

 

Актуальность проблемы повышения качества

Медицинской помощи

 

Одной из самых актуальных проблем здравоохранения является улучшение качества оказания медицинской помощи.

Определенную сложность в решении данной проблемы представляет отсутствие единого понимания содержания качества медицинской помощи среди подавляющего большинства врачей, населения, руководителей здравоохранения, страховых медицинских организаций, научных работников и т.д..

Так, по мнению А.Л. Линденбратена с соавт. (1992), качество медицинской помощи является характеристикой, отражающей степень адекватности технологий, выбранных для достижения поставленной цели и соблюдения их профессиональных стандартов.

Е.Н. Индейкин с соавт. (1993) считают, что качество медицинской помощи - это соответствие медицинской помощи, оказываемой специалистом или лечебным учреждением, потребностям пациента с учетом современных возможностей медицинской науки и практики и эффективности использования ресурсов.

Институтом медицины США в отчете по программе Medicare (1990) отмечается, что под качеством оказания медицинской помощи следует понимать степень, до которой оказываемые медицинские услуги повышают вероятность достижения желаемых результатов и соответствуют уровню современных профессиональных знаний.

При рассмотрении различных вариантов определения понятия качества медицинской помощи необходимо учитывать классическое определение качества, согласно которому под названным термином следует понимать «наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других» (С.И. Ожегов, 1973).

В таком случае качество медицинской помощи следует рассматривать как совокупность свойств, условий и факторов, ее определяющих.

Заслуживает внимания определение качества медицинской помощи, предложенное Н.Б. Мелянченко (1997), согласно которому качество медицинской помощи - это характеристика соответствия реального результата внешнего целенаправленного воздействия на живой организм, нуждающийся в коррекции физиологического или патологического состояния, типовому стандарту, основанному на статистически достоверном прогнозе результата, ожидаемого в подобных случаях.

Изучение различных подходов к решению проблемы улучшения качества оказания медицинской помощи свидетельствует о их многообразии (А.Л. Линденбратен с соавт., 1992, Е.Н. Индейкин с соавт., 1993, В.А. Алмазов с соавт., 1994 г.).

Подавляющее большинство авторов считает, что обязательным условием повышения качества оказания медицинской помощи является разработка и внедрение системы непрерывного улучшения качества медицинских услуг.

 

Теория управления процессом повышения качества

 

Теория управления системой повышения качества была разработана в середине нашего столетия У.Э. Демингом и представлена в его книге «Выход из кризиса», опубликованной в 1986 году. В ней он указывал на необходимость изучения и использования на практике системы глубоких знаний.

Система глубоких знаний состоит из следующих разделов (частей):

Знания о системах;

Основы знаний о вариациях;

Некоторые знания об изменчивости;

Основы теории знаний;

Основы психологии.

Различные части системы глубоких знаний нельзя разделить. Они взаимосвязаны. Так, например, знания о психологии неполны без знаний об изменчивости. Если психолог понимает важность изменчивости, он даже не станет участвовать в беспрерывных улучшениях методик классификации и ранжирования людей по их деловым и профессиональным качествам.

Теория знаний поможет нам понять, что менеджмент в любой форме есть предсказание; баллы, оценки, даваемые в школе, - предсказание будущей способности к работе, аттестация персонала – тоже предсказание.

Статистическая теория может играть жизненно важную роль в оптимизации системы. Статистическая теория полезна для понимания различия между людьми и взаимодействия между людьми и системой, в которой они работают или обучаются.

Система представляет собой совокупность (последовательность) функций или процедур (далее компонентов), которые действуют вместе в направлении к цели организации. Следовательно, практически в любой системе будет иметь место взаимозависимость ее компонентов.

Отсюда ясно, что цель системы должна быть установлена менеджментом. Без цели нет системы. Для всех компонентов системы необходимо лидерство.

Деятельность любого компонента системы должна оцениваться его вкладом в достижение целей системы, а не индивидуальным производством или прибылью, или какой-либо другой такого же рода оценкой его конкурентоспособности.

Разработка теории управления системой повышения качества осуществлялась У.Э. Демингом с использованием работ Уолтера Шухарта, основателя концепции управляемой и неуправляемой изменчивости, статистического контроля процессов и связанного с ними инженерного метода контрольных карт. Фундаментальные результаты У. Шухарта были опубликованы в его книгах «Экономический контроль качества производственных изделий» (1931), «Статистический метод с точки зрения контроля качества» (1939) и др.

В основе работ У. Шухарта лежит рассмотрение двух типов вариаций (изменений). То есть имеются управляемые (контролируемые) вариации, обусловленные самими процессами, соответствующие тому, как этот процесс был спроектирован, воплощен, построен, обеспечен, как обучены люди, реализующие его и т.д. И существуют неуправляемые (неконтролируемые) вариации из источников, находящихся вне процесса, которые препятствуют такому его функционированию, какое могло бы быть при их отсутствии. У. Э. Деминг ссылается на эти два источника изменчивости, как на «общие» и «особые» (специальные) причины соответственно.

В своей книге «Выход из кризиса» У. Деминг отмечает:

 

Если бы мне пришлось выразить мое

Смертельные болезни

1. Отсутствие постоянства

Большой проблемой в Америке является недостаток постоянства в намерениях сохранить свое дело, планируя предоставление таких товаров и услуг в будущем, которые помогут людям лучше жить материально и поэтому будут пользоваться спросом, а также помогут сохранить работу.

2. Сиюминутная выгода

 

Мышление, ограниченное желание сиюминутной выгоды, несовместимо с целенаправленным ведением дел, исходя из интересов перспектив развития.

 

3. Системы аттестации и ранжирования персонала

 

Система аттестации и ранжирования персонала, оценка личного вклада, ранжирование по значимости, оценка качества функционирования, ежегодная аттестация, премиальные системы, плата по труду – оказывают разрушительный эффект.

 

4. Перескакивание управляющих с места на место

 

Текучесть кадров управляющих вызывает нестабильность, приводит к тому, что решения принимаются людьми, которые не знают дела (т.е. этого конкретного дела) и, таким образом, слепо копируют опыт, полученный ранее в другом месте, который может полностью не соответствовать данным условиям.

 

5. Использование только количественных критериев

 

Никто не может преуспеть, используя только количественные критерии. Конечно, количественные показатели важны: расчетный счет требует постоянного контроля, зарплата персоналу и оплата поставщиков должны производиться. Но тот, кто управляет своей компанией, основываясь только лишь на точных числах, в скором времени останется и без компании, и без чисел.

 

Анализ современных подходов к решению проблем, обусловленных качеством медицинской помощи, позволяет констатировать, что некоторые элементы теории управления системой повышения качества, разработанной У.Э. Демингом, находят широкое применение в отечественном здравоохранении.

Так, многие регионы Российской Федерации имеют разработанные стандарты медицинских технологий (протоколы ведения пациентов), стандарты кадрового потенциала, материально-технического обеспечения, требования, предъявляемые к условиям оказания медицинских услуг и т.п., что соответствует по сути первой стадии управления системой повышения качества по Демингу (разработка спецификаций). При этом хотелось бы заметить, что японцы, взявшие первыми теорию Деминга на вооружение, ссылаются на спецификации. Но в Японии они играют скорее роль начальной точки отсчета, в то время как нашей конечной целью всегда было их достижение.

Чтобы оставаться реалистами, необходим качественно другой подход, который не требует искусственного определения годного-негодного, хорошего-плохого, дефектного-бездефектного, соответствующего - несоответствующего. Такой подход, в свою очередь, взамен предполагает, что существует наилучшее (или «номинальное») значение и что любое отклонение от этого номинального значения вызывает некоторого вида потери или сложности. «Функция потерь Тагути» как раз и предназначена для этого. Она была описана и рассмотрена в работе, которую Генити Тагути представил в Токио в сентябре 1960 г. Графически функция потерь Тагути обычно представляется в форме, подобной представленной на рис. 3.

Значение показателя качества откладывается на горизонтальной оси, а вертикальная ось показывает «потери» или «вред», или «значимость», относящиеся к значениям показателей качества. Эти потери принимаются равными нулю, когда характеристика качества достигает своего номинального значения, во всех других случаях они положительны. Очень малые потери возникают, если характеристика качества достаточно близка к номинальному значению. Но по мере того как значения удаляются от оптимального, потери увеличиваются со все возрастающей скоростью.

 

 


Следующей стадией является обеспечение производства (оказания) услуг. Управление обеспечением оказания медицинской помощи предполагает определение источников финансирования производителей медицинских услуг, организацию их предоставления.

В качестве источников финансирования могут быть бюджетные средства, средства обязательного и добровольного медицинского страхования, личные средства населения и т.д.

В Российской Федерации около 90% расходов на нужды здравоохранения покрывается за счет бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования. В США оплата медицинских услуг осуществляется преимущественно пациентами и лишь около 20% их стоимости финансируется за счет средств различных видов медицинского страхования.

В скандинавских странах источниками финансирования медицинской помощи являются средства, выделяемые центральным правительством, муниципалитетами, предпринимателями, рабочими и служащими. При этом долевое финансирование центрального правительства в таких странах, как Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция составляет 11%-44%. На долю местных органов власти приходится 25%-80%, средства предпринимателей составляют от 9% до 40%, оплата медицинских услуг рабочими и служащими колеблется в пределах от 1% до 17%.

Поставщиками медицинских услуг являются преимущественно врачи и средний медицинский персонал, от уровня профессиональной подготовки которых во многом зависит качество оказания медицинской помощи. Необходимым условием решения этой проблемы является наличие квалификационных стандартов медицинского персонала, объективных критериев оценки знаний, практических навыков специалистов и современных программ обучения.

Важное значение с точки зрения качества медицинской помощи имеет организация предоставления медицинских услуг. Как уже отмечалось, медицинскую помощь населению оказывает весьма обширная и разветвленная сеть лечебно-профилактических учреждений и учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Решение рассматриваемой проблемы предполагает использование определенных эталонных требований (стандартов) и приведение в соответствие с ними имеющегося оснащения и оборудования.

Говоря о приоритетности управления обеспечением качества по отношению к иному подходу, когда обеспечению уделяется первостепенное значение, а управление уходит на второй план Р. Нив (1996) отмечает, что он изумляется количеству книг, посвященных методам обеспечения качества, которые, тем не менее, едва касаются методов построения диаграмм процессов, не говоря уже о том, чтобы рассмотреть эту проблему сколько-нибудь глубоко. А те, кто действительно рассматривают их, как правило, концентрируются на чисто внешних, косметических моментах, а не на реальном назначении этой методики. Как может кто-либо на разумной основе попытаться ввести улучшения или инновации в процессы без глубокого понимания того, что происходит с ними в настоящий момент, и в особенности, как различные компоненты процесса связаны и взаимодействуют друг с другом.

Следующим этапом управления системой повышения качества медицинской помощи является контроль, что также соответствует третьей стадии цикла Деминга (проверка произведенной продукции для оценки ее соответствия спецификации).

Оценка качества оказания медицинской помощи является одним из ведущих факторов, определяющих принятие решений в процессе управления системой повышения качества.

 

Медицинских услуг

На Всероссийской конференции «Пациенты и врачи за качество медицинской помощи», проходившей в Санкт-Петербурге 8-10 июня 1994 г., отмечалось, что в настоящее время имеется 8 альтернативных подходов к оценке качества медицинской помощи, основой которых являются:

· отклонения от нормы;

· результаты многофакторного анализа;

· опросы населения и медицинских работников;

· структура учреждений или их компонентов;

· результаты деятельности медицинских систем;

· цена медицинской помощи;

· данные скрининга в соответствии с критериями;

· процесс медицинской помощи.

Каждый из восьми представленных подходов как у нас в стране, так и за рубежом, подвергается аргументированной критике. В качестве аргументов, обеспечивающих отказ от их применения, приводятся следующие доводы:

· отстаивание корпоративных интересов врачей;

· субъективизм при подборе экспертного корпуса;

· закрытость от понимания и воспроизведения экспертного процесса;

· удаленность процесса оценки качества и его результатов от содержания повседневной деятельности врачей, отражающей суть работы;

· невозможность использования результатов контроля качества для улучшения непосредственной деятельности врачей;

· отсутствие центров по подготовке и отбору экспертов;

· низкая медицинская культура населения, неверное восприятие особенностей труда врачей и переоценка своих знаний в области медицины.

По мнению В.А. Алмазова с соавт. (1994), идеальная методика оценки качества должна отвечать следующим требованиям:

· отражать суть врачебной деятельности;

· не противоречить логике повседневной работы врача;

· быть доступной для широкого круга врачей;

· быть пригодной для использования при любых заболеваниях и на любых этапах медицинской помощи;

· использоваться для оценки преемственности между этапами медицинской помощи;

· оценивать действия врача, направленные на устранение ошибок предшествующей медицинской помощи;

· устанавливать типичные ошибки врачебной деятельности;

· использоваться независимо от изменений элементов технологии медицинской помощи;

· минимизировать субъективизм оценки и регистрации данных экспертизы;

· предоставлять возможность количественной оценки качества медицинской помощи;

· предоставлять возможность формализованного обоснования любой врачебной ошибки;

· устанавливать рациональность использования реально существующих ресурсов медицинским учреждением и /или/ врачом;

· быть доступной для понимания широкого круга потребителей медицинских услуг.

Следует отметить, что ни одна из методик, основанная на оценке качества, полностью не отвечает перечисленным требованиям.

Довольно широкое распространение (Санкт-Петербург, Самара, Чебоксары, Ставрополь, Ижевск и др.) получила методика, основанная на регистрации, описании врачебных ошибок, обосновании экспертных мнений и их сравнении. По мнению авторов (В.А. Алмазов с соавт., 1994), настоящая методика позволяет в привычных для врачей терминах описывать содержание врачебных ошибок и регистрировать экспертное мнение о их негативном влиянии на:

· состояние больного;

· процесс оказания помощи;

· финансовые медицинские и социальные ресурсы;

· ресурсы управления.

При этом специальные программные средства дают возможность применять технологию экспертизы для решения следующих задач:

· регистрация врачебных ошибок, описание их содержания и обоснование экспертного мнения;

· архивирование данных и сравнение содержания экспертиз, выполняемых разными специалистами в разное время;

· корректировка результатов собственной экспертной работы;

· формулировка содержательных и количественных экспертных протоколов;

· освоение технологии экспертизы любым врачом независимо от его специальности и должности;

· самостоятельное или с участием другого специалиста повышение собственной врачебной или экспертной квалификации.

Наряду с описанной методикой оценки качества медицинской помощи на основе врачебных ошибок широкое применение находит методика, основанная на использовании различных вариантов эталонов (стандартов материально-технического оснащения и оборудования, требований, предъявляемых к медицинскому персоналу, технологиям оказания медицинской помощи и т.д.).

Руководствуясь изложенным подходом, А.Л. Линденбратен с соавт. (1992) разработали систему специальных показателей для оценки качества оказания медицинской помощи. К их числу относятся:

· интегральный коэффициент эффективности - обобщенный показатель, представляющий собой производное коэффициентов медицинской результативности, социальной удовлетворенности и соотношения затрат;

· коэффициент медицинской результативности - отношение числа случаев с достигнутым медицинским результатом к общему числу оцениваемых случаев оказания медицинской помощи;

· коэффициент социальной удовлетворенности - отношение числа случаев удовлетворения потребителей к общему числу оцениваемых случаев оказания медицинской помощи;

· коэффициент соотношения затрат - отношение нормативных затрат к фактически произведенным затратам на оцениваемые случаи оказания медицинской помощи;

· коэффициент качества - отношение числа случаев полного соблюдения адекватных технологий к общему числу оцениваемых случаев оказания медицинской помощи;

· частные показатели структуры причин неправильного выбора технологий или их несоблюдения.

Следующей стадией деятельности по обеспечению качества медицинской помощи для многих отечественных контролирующих структур является предъявление различных санкций в адрес производителей медицинских услуг за ненадлежащее качество медицинской помощи, затем снова контроль и снова санкции. Отличительной особенностью цикла Деминга является то обстоятельство, что результаты контроля использовались как стартовая позиция для разработки мероприятий, направленных на улучшение качества.

Управление системой повышения качества медицинской помощи предполагает участие и обязательность взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти, лицензионно-аккредитационных структур, представителей фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций и обществ, страхователей, обществ защиты прав потребителей, антимонопольных структур, центров стандартизации, метрологии, сертификации и контроля качества лекарственных средств, центров госсанэпиднадзора, лечебно-профилактических учреждений и других производителей медицинских услуг, граждан, комиссий по управлению процессом улучшения качества и др.

Управление системой повышения качества медицинской помощи должно строиться на основе четкого определения сферы компетенции всех вышеназванных участников и возможности координации их деятельности. На сегодняшний день около двадцати структур осуществляют контроль за деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Следствием такого контроля, как уже отмечалось выше, является предъявление тех или иных санкций в адрес производителей (лечебно-профилактических учреждений) медицинских услуг.

Решение проблемы повышения качества таким способом напоминает пассажира, бегущего вслед уходящему поезду, или тушение пожара, возникновение которого нужно было предупредить.

Иной подход для решения проблемы рекомендован У.Э. Демингом, который предлагает смещение акцента с разбраковки готовой продукции на выходе из системы, т.е. действия, совершаемого «вдогонку», - на «опережающее» воздействие на процессы, т.е. улучшение эффективности и качества таким образом, что завершающие проверки становятся менее необходимыми (Р.Г. Нив, 1996).

 

Качества медицинской помощи

 

Разработанный в Кемеровской области алгоритм управления системой повышения качества медицинской помощи (Г.Н. Царик, Г.В. Артамонова, Л.А. Седачева, Г.В. Кирилкина, С.Н. Голубев и др.) предполагает плановую ежегодную одномоментную оценку качества медицинских услуг с участием пациентов и всех контролирующих структур. Мнение пациентов изучается методом социологического опроса с последующим определением уровня удовлетворенности качеством оказанных медицинских услуг. Для объективной оценки качества медицинской помощи с учетом уровня удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг используются специальные критерии. На основании такой оценки определяется рейтинг лечебно-профилактического учреждения и разрабатывается перечень мероприятий, способствующих улучшению качества медицинской помощи, назначаются ответственные за их выполнение. Сведения о рейтинговой оценке медицинского учреждения сообщаются органам представительной и исполнительной власти, всем заинтересованным организациям и населению.

Управление системой повышения качества медицинской помощи осуществляется на основе изучения удовлетворенности пациентов качеством оказанных медицинских услуг с использованием скрининговых социологических исследований, а также углубленных объективных методик оценки качества медицинской помощи.

Оценку удовлетворенности пациентов предлагается проводить по следующим позициям:

· доступность амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (организационные аспекты);

· квалификация и профессионализм врачей и среднего медицинского персонала;

· состояние материально-технического обеспечения;

· состояние санитарно-противоэпидемического режима;

· организация питания;

· лекарственное обеспечение;

· соблюдение этических и деонтологических норм медицинским персоналом;

· адекватность медицинской помощи;

· деятельность лечебно-профилактического учреждения.

Для проведения скрининговых социологических обследований разрабатывается специальная анкета, в которой пациент оценивает удовлетворенность качеством медицинской помощи в баллах (от 1 до 5).

Социологические исследования могут проводиться с использованием единовременного или текущего сбора информации сплошным или выборочным способом в зависимости от мощности лечебно-профилактического учреждения и целей исследования.

Чаще всего исследования проводятся с использованием различных видов выборочного сбора информации.

Материалы социологических исследований применяются для обоснования необходимости последующей углубленной экспертной оценки ситуации в целях ее объективизации.

Описанную методику следует рассматривать как начальный этап оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи.

Для интегральной оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи используется нижеприведенная формула, а также пятибалльная шкала оценки применительно к каждой изучаемой позиции.

 

 

где:

ОУП - оценка удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи;

ДМП - доступность медицинской помощи;

УКП - укомплектованность, квалификация, профессионализм медицинского персонала;

МТО - материально-техническое обеспечение;

СПЭР - санитарно-противоэпидемический режим;

ОП - организация питания (оценивается в стационарах);

ЛО - лекарственное обеспечение;

СЭДН - соблюдение этических и деонтологических норм;

АОМП - адекватность оказания медицинской помощи;

ДЛПУ -деятельность лечебно-профилактического учреждения;

SРП - сумма рассматриваемых позиций.

 

Для углубленной объективной оценки качества медицинской помощи предлагается использовать среднюю величину выраженных в баллах соответствующих критериев (К), характеризующих доступность медицинской помощи (Кдмп), укомплектованность, квалификацию, профессионализм медицинского персонала (Кукп), материально-техническое обеспечение (Кмто), санитарно-эпидемиологический режим (Кспэр), организацию питания (Коп), лекарственное обеспечение (Кло), соблюдение этических и деонтологических норм (Ксэдн), адекватность оказания медицинской помощи (Каомп), деятельность лечебно-профилактического учреждения - производителя медицинских услуг на основе достижения результата (Кдр) по модели конечных результатов деятельности, с учетом количества рассматриваемых позиций (РП).

В соответствии с изложенным для объективной оценки качества медицинской помощи (УОК) целесообразно использовать приведенную ниже формулу и шкалу экспертных оценок.

 

 

ШКАЛА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

 

Удельный вес пациентов, медицинская помощь которым была оказана в соответствии с программой государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи Балльная оценка (рейтинг)
85 - 100  
70 - 84  
55 - 69  
40 - 54  
менее 40  

 

Приведенная шкала применяется для всех рассматриваемых позиций оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи.

На основании социологических исследований и последующей коррекции полученных материалов с использованием объективных методов обследования с участием экспертов определяется рейтинг лечебно-профилактического учреждения, что, в свою очередь, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, в том числе обеспечивающих разработку и внедрение мероприятий, направленных на улучшение качества медицинской помощи.

 

Методика оценки доступности

Методика оценки состояния

Литература

 

1. Галанова Г.И. Оценка эффективности управленческой деятельности ЛПУ и оплата за качество оказанных услуг. Методическое пособие.-М., 1997.-30 с.

2. Гарантии качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. (Ред. Галкин Р.А. и Чевлецов В.Ф.).-Тольятти, 1996.-85 с.

3. Гришин В.В. и др. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира.-М., 1995.-62с.

4. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения.-М. «Медицина», 1992.-512 с.

5. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга.-М., 1996.-344 с.

6. Обеспечение качества оказания медицинской помощи (Ред. Герасименко Н.Ф.).-Барнаул, 1996.-95 с.

7. Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации. (Ред. Комаров Ю.М. и др.) Материалы ежегодной 4-ой Российской научно-практической конференции НПО «Медсоцэкономинформ» 29-30 мая 1997.-М., 1997.-380 с.

 

КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ПРОБЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

(лекция)

Г.Н. Царик

ИнСЭПЗ - 2001

 

 

Печатается по решению Ученого совета Кемеровской государственной медицинской академии.

 

Рецензенты:

Заслуженный

работник здравоохранения

Российской Федерации

д.м.н. проф. Г.И. Чеченин

к.м.н. доц. Г.В. Артамонова

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

План лекции

 

1. Актуальность проблемы повышения качества медицинской помощи.

2. Теория управления процессом повышения качества.

3. Отечественный опыт решения проблемы повышения качества медицинских услуг.

4. Социально-гигиенические и организационно-технологические аспекты управления системой непрерывного повышения качества медицинской помощи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.114 с.)