Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «долженствование» и «должное поведение»

Поиск

 

Должное поведение, т. е. поведение, реализуемое в соответствии с деонтологическими принципами и содержанием долга, необходи­мо различать с поведением, внешне представляющимся должным. Человек может осуществлять поступки, соответствующие внешним объективным интересам, из страха быть наказанным, в расчете на вознаграждение, а также в случаях, если это предписывается обычаем или традицией. Мотивом может стать ориентированность личности на общественное мнение. Например, оказание помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации может быть обуслов­лено соображениями собственной выгоды (прощение грехов), страха наказания (за жестокосердие), желание поставить его в зависимость, боязь осуждения со стороны общества и т.п. Таким образом, по­ступки могут быть одинаковыми с точки зрения их содержания, но мотивация их может быть различна.

В этом проявляется одна из трудностей деонтологического анали­за, поскольку далеко не всегда представляется возможным выявить истинные мотивы выбора личностью поступков или поведения. Должное поведение имеет место лишь в том случае, когда личность, сопоставив собственные субъективные потребности с объективной необходимостью, делает выбор в пользу последних и реализует свою активность для выполнения долга. Поэтому должная регуляция по­ведения может иметь место не всегда, а тогда лишь, когда человек находится в состоянии сознательного выбора между различными, порой противоречивыми, вариантами поведения, действий, отноше­ний, поступков и руководствуется в первую очередь потребностями сообщества, в которое он включен, и только во вторую — сообра­жениями собственной пользы, удовольствия, безопасности и т.п. Одинаково содержательные и результативные поступки в зависимости от мотивов («я этого хочу для себя» или «это необходимо сделать для людей») могут быть в результате анализа признаны как должными, так и просто соответствующими нормам.

Этика долга требует от личности преодоления своих чувствен­ных склонностей посредством волевых усилий и предполагает, что основным мотивом поступка является осознанная объективная не­обходимость его совершения. Таким образом, должное поведение имеет место при наличии двух основных признаков: противоречия между собственными интересами личности и внешними интересами и наличия морального выбора между ними Страх перед наказани­ем или опасение негативного общественного мнения, надежды на вознаграждение и т. п. с точки зрения деонтологии не являются мотиваторами должного поведения. Наличие подобных мотивов поведения дает возможность объяснять поведение личности реали­зацией собственных интересов, которые случайным образом совпали с внешними интересами.

Казалось бы, нет ничего негативного в том, что личность, руко­водствуясь собственными интересами, совершает нормативные по­ступки — польза обществу от них очевидна. Действительно, с точки зрения конечного результата и содержания разница не видна. Однако такая мотивация чревата тем, что, став предпочтительной, в другой ситуации приведет к тому, что человек пренебрежет своим долгом, реализуя собственные интересы. Негативные последствия его выбора в данном случае будут очевидны. Вследствие этого не только резуль­таты и содержание поступков, действий и деятельности в целом, но и их мотивы с точки зрения деонтологии важны.

Должное поведение не следует путать с альтруистическим по­ведением. Определенное сходство между тем и другим присут­ствует, однако различия носят существенный характер. В основе и должного, и альтруистического поведения лежит предпочтение человеком внешне детерминированных действий, т.е. приоритет внешних интересов (личности, группы, общества) над внутренними, т.е. собственными. Однако должные поступки и поведение в целом основаны на осознании необходимости реализации объективного рационального, в то время как с позиций альтруизма это не обяза­тельно. Альтруистическое поведение может быть обусловлено по­требностью удовлетворить как чьи-то потребности, так и капризы, и эта потребность обусловливает отказ от реализации собственных интересов, иногда сущностных. Должное поведение предусматривает не удовлетворение чьих бы то ни было субъективных рациональных интересов или иррациональных прихотей, но нацелено на достиже­ние общезначимых целей.

Долженствование — объективное принуждение поступать определенным образом. В основе человеческой деятельности лежит долженствование, которое является социализированной формой моральности и свободы и выступает в качестве внутреннего добро­вольного самоопределения субъекта деятельности. А долженствова­ние, в свою очередь, вытекает из потребности людей в единении и основано на таком их качестве, как социальность.

Долженствование представляет собой содержание поступка, от­ношения или действия, которое должно быть реализовано субъектом. Посредством долженствования мораль выражает требования соци­альных законов, в том числе потребностей общества и человека. Оно принимает различные формы в человеческом поведении, нормах, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале.

Долженствование — это вербально сформулированные правила поведения. В силу своей формы они оторваны от конкретного субъ­екта и применимы к бесконечному множеству субъектов и вариантов обстоятельств. Долженствование может быть применено к любому действию, поступку, отношениям. Оно неразрывно связано с запре­том и разрешением: например, долженствование некоторого дей­ствия, поступка автоматически означает запрет на противоположное действие или поступок. Разрешение действовать означает отсутствие долженствования. Долженствование человек может применять как к другим людям, так и к самому себе. Например, если применяется формулировка: «Вы должны совершить некое действие», это означа­ет, что противоположный вариант, т.е. бездействие или совершение иных действий, невозможен, но не потому, что требуемое действие в принципе невозможно совершить, а потому, что его невыполнение влечет за собой негативные последствия.

В долженствовании одним из определяющих факторов является суждение личности, что должно быть именно так, а не иначе. В от­личие от желания того, чтобы «было так, а не иначе», личность осо­знает долженствование как объективное свойство поступка, действия и т.п. Желание («я хочу») не подразумевает обязательного наличия у предмета желания (т.е. поступка или действия) характеристик, позволяющих определить его как должный. В отличие от желания суждение («я так считаю») претендует на объективность и в дей­ствительности может быть объективным. Сам поступок, действия или отношения могут не обладать подобными характеристиками. Вместе с тем считать поступок должным и желать совершить этот поступок — не одно и то же. Определение поступка, действия и т. п. с точки зрения долженствования осуществляется на основе пред­ставлений о мотивах.

Любое долженствование осмысливается как идея некого поступка или действия («надо») и, в случае принятия этой идеи — само стано­вится решением действовать определенным образом. Это решение личность реализует, выполняя свой долг.

Главным фактором долженствования является некий эталон по­ступка, действия или отношений, который соотносится с реально возможным поступком, действием, отношением. Связь между данным эталоном и реальным поступком отражает уверенность в том, что представление о долженствовании верно. Это означает, что поступок, во-первых, возможен и необходим и, во-вторых, соот­ветствует эталону (в случае разрешения поступка). В случае запрета имеет место обратная связь, т. е. возможность совершения данного поступка исключена; должен быть совершен иной поступок. На­правление связи (прямая или обратная) между эталоном и поступком определяет воля личности. Ясно при этом, что эталон поступка (по­ведения, отношений) и собственно поступок, поведение, отношения существуют раздельно друг от друга и в общем случае могут быть различными. Эталон идеален, в то время как поступок реален. В слу­чае долженствования эталон и реальный поступок содержательно тождественны.

Категория долженствования включает следующие моменты: структура отдельного поступка и составляющие ею элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия), общая стратегия поведения личности (в том числе ее моральные привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства); нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности его моральную атмосферу в обществе.

На основе сложившихся в обществе эталонов поступков и жиз­ненного или профессионального опыта человек выстраивает некий эталон самого себя.

 

Понятие «должная мотивация»

 

Должная мотивация — одно из ключевых понятий деонтологии и одновременно факторов долженствования и должного поведения, отношений и действий.

Деонтологическая мотивация представляет собой совокупность мотивов, представляющих собой побуждение личности к долж­ному поступку. Под деонтологической мотивацией понимают также процесс побуждения личности к выбору объективно необходи­мого, принятию решения и действиям, направленным на дости­жение определенного результата.

Деонтологическая мотивация выступает в качестве основной движущей силы должного поведения личности. Основываясь на осознаваемых личностью потребностях, должная мотивация активи­зирует нравственное сознание личности, ее иерархию ценностей и совесть, включая их в процесс формирования установок и действий, осуществляемых на их основе.

Деонтологическая мотивация, как и мотивация вообще, представ­ляет собой результат собственного выбора специалиста. В процессе формирования должной мотивации происходит осознание и оценка личностью собственных чувств, потребностей, намерений и т.п. и соотнесение их с конкретной ситуацией, требующей реализации активности личности. Абстрактные мысли и чувства личности от­носительно долга, ответственности, совести и т. п. этических катего­рий в конкретной ситуации также конкретизируются, приобретают образность, становятся более понятными. Одновременно на этом основании актуализируется потребность поступить в соответствии с требованиями своего чувства долга и совести. Развитая совесть личности является действенным регулятором ее поведения, требуя совершения лишь тех поступков, которые в полной мере соответ­ствуют ее представлениям о позитивных ценностях, представленных в личностной иерархии ценностей.

Особое значение при выборе поступка приобретает наличие у личности убеждения в объективной необходимости совершить определенный поступок. В процессе осуществляемого личностью мысленного анализа возможного результата поступка, личность оце­нивает их с позиций объективных потребностей общества, группы, личности. При выявлении в процессе анализа таких потребностей и сопоставлении с собственным социальным и профессиональным опытом, личность формирует убеждения относительно должных поступков и действий. Наличие такого убеждения может свидетель­ствовать о развитом социальном мышлении личности, ее социальной зрелости.

Значительную роль играет наличие у личности волевых качеств. Сила воли определяет как степень проявления чувства долга, так и степень активности личности в реализации должного поступка. Личность со слабой волей, как правило, интуитивно уклоняется от долженствования, ощущая свою явную неготовность к нему. Для такой личности содержание мотивации представлено в основном ее субъективными склонностями, которые она привычно реализует в деятельности. Слабая сила воли не оставляет возможности для пре­одоления страха, дискомфорта, неуверенности в собственных силах, сопровождающих процесс выбора поступков, что и обусловливает выбор в пользу чувственных склонностей.

Должная мотивация невозможна при отсутствии у личности сво­боды выбора поступков. В случае если имеет место внешнее при­нуждение и личность поступает в соответствии с ним, в качестве ведущего мотива может выступать не столько осознанная объектив­ность совершения определенных поступков и действий, сколько объ­ективная и субъективная необходимость подчинения внешнему дав­лению. В данном случае уместно говорить о выполнении личностью своих обязанностей, нормативном поступке и т. п., но не о должном поступке, поскольку отсутствует деонтологическая мотивация.

Для формирования должной мотивации имеет значение моральное вознаграждение специалиста. Оно может быть внешним по форме, выражающимся в одобрении коллег, уважении коллег и клиентов, росте авторитета и т.п. Внутреннее вознаграждение может быть выражено в чувстве комфорта, осознании социальным работником факта совпадения ценностей личных и профессиональных, ощуще­ние успешности, самоуважение. Эта форма вознаграждения имеет большое значение для самомотивации, т.е. процесса побуждения к должному поведению, осуществляемому самой личностью на основе осознания объективной необходимости совершения определенных поступков. Внутренняя должная мотивация (само-мотивация) связана с интересом к деятельности, со значимостью вы­полняемой работы, со свободой действий, возможностью реализовать себя, развить свои умения и способности.

Одним из ключевых моментов формирования должной мотивации является формирование личностью предположений о последствиях своего решения относительно возможного поступка. Предполагае­мые моральные и прочие последствия поступка и их значение для личности и общества становятся одним из факторов, определяющих выбор поступка посредством участия в формулировании и постановке цели. Таким образом, деонтологический смысл поступка находится в тесной связи с его мотивацией, определяя содержание сознания индивида, его мыслей и чувств.

В процессе формирования деонтологической мотивации личность соотносит содержание предполагаемого поступка, а также собствен­ные мысли и чувства с установившимися в обществе моральными нормами, идеалами, эталонами долженствования. Это может стать основанием для трансформации собственных мыслей и чувств, приведения их в соответствие с социально одобряемыми. Одновре­менно осуществляется оценка ситуации, которая является объектом долженствования.

Должная мотивация зависит от внешних условий. Изменение условий жизнедеятельности человека вызывает изменения в духовной сфере общества, мутации моральных норм. Это, в свою очередь, не может не сказаться на представлениях личности о должном. Раз­личной является мотивация у разных людей и в различные периоды жизни одного и того же человека. Поэтому и результат мотивации — выбор поступка — может быть различным.

Формирование должной мотивации существенно зависит от физического и эмоционального состояния личности, ее характе­ра, особенностей мышления и эмоционально чувственной сферы. В немалой степени формирование должной мотивации зависит от воспитания личности и ее личной ситуации на момент выбора по­ступка. Например, болезнь, плохое настроение и т. п. могут повлиять на качество восприятия личностью окружающей действительности, в связи с чем она окажется неспособной верно оценить объективную необходимость получения определенного результата. В этом случае должная мотивация может не сформироваться.

При изучении деонтологической мотивации как совокупности осознанных в той или иной степени моральных побуждений личности к совершению определенного поступка или действия необходимо учитывать ее специфику. Д с о н т о л о г и ч е с к у ю мотивацию следует отличать от мотивации, основанной на желании произвести благо­приятное впечатление на окружающих или получить выгоду, страхе наказания, внешнем принуждения и т.п.

Таким образом, деонтологическая мотивация представляет собой сконструированный феномен сознания личности. Она выполняет определенные функции, среди которых большое значение имеют когнитивная, оценочно-сравнительная, коммуникативная, ориенти­рующая, регулятивная, смыслообразующая, побудительная, деятель-ностная. Реализация данных функций способствует формированию не только поступков, отношений и действий личности, но и ее мо­рального сознания в целом. Опосредованно она оказывает влияние на социальный и профессиональный статус личности, ее авторитет, честь и достоинство.

Должная мотивация может быть внешней. Внешняя мотива­ция — это процесс побуждения отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к эффективному выполнению принятого решения или намеченной работы посредством осознания своего долга.

Внешняя мотивация формируется под воздействием внешних факторов, таких, как условия деятельности и жизнедеятельности, социальные гарантии, возможность повышения социального или профессионального статуса, похвала или наказание значимых других, уважение окружающих и т. п. Внешняя мотивация может стать одним из основных факторов эффективной деятельности.

Мотивационный процесс может быть представлен в виде следую­щих одна за другой стадий: осознание личностью своего долга; выбор оптимального способа деятельности, направленной на реализацию долга; принятие решения о его реализации деятельности; осущест­вление деятельности; получение морального вознаграждения.

Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.

Для управления деятельностью личности на основе ее мотива­ции необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов с учетом ее личностных и профессиональных способ­ностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в сообществе в целом и для конкретной личности. Важно при этом учитывать цели личности, так как никакие внешние (эктериораль-ные) цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его внутренние (интериоральные) цели и в ее личный план действий. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей члена сообщества и всего сообщества.

Для решения этой задачи необходимо создание механизма долж­ной мотивации деятельности. Этот механизм представляет собой совокупность методов и приемов воздействия на личность со сто­роны общества (сообщества, коллектива и т.д.), побуждающих ее к определенному поведению в процессе деятельности для достижения целей общества, основанной на необходимости удовлетворения общественных и личных потребностей.

Деонтология разрешает альтернативу деятельности и ее мотивации в оценке моральной ценности этой деятельности. Моральный посту­пок личности необходимо оценивать как целостный акт, как единство цели и ее осуществления, замысла и осуществления. Но это возмож­но только в том случае, если поступок рассматривается в контексте всей социальной и профессиональной деятельности личности. Если применительно к отдельному действию его достоинство проявляется лишь через его социально-полезный или вредный результат, то при анализе всей линии поведения человека (личности, социальной или профессиональной группы) вскрываются и становятся очевидными мотивы действий, преследуемые цели, общее отношение данного субъекта к обществу в целом. Такой подход к проблеме позволяет деонтологии преодолеть традиционное противопоставление внеш­него и внутреннего измерений деятельности. Реальная проблема соотношения мотивации и деятельности в оценке приобретает вид связи между общим и частным в поведении, отдельным поступком и совокупной деятельностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3000; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.013 с.)