Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия «долженствование» и «должное поведение»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Должное поведение, т. е. поведение, реализуемое в соответствии с деонтологическими принципами и содержанием долга, необходимо различать с поведением, внешне представляющимся должным. Человек может осуществлять поступки, соответствующие внешним объективным интересам, из страха быть наказанным, в расчете на вознаграждение, а также в случаях, если это предписывается обычаем или традицией. Мотивом может стать ориентированность личности на общественное мнение. Например, оказание помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации может быть обусловлено соображениями собственной выгоды (прощение грехов), страха наказания (за жестокосердие), желание поставить его в зависимость, боязь осуждения со стороны общества и т.п. Таким образом, поступки могут быть одинаковыми с точки зрения их содержания, но мотивация их может быть различна. В этом проявляется одна из трудностей деонтологического анализа, поскольку далеко не всегда представляется возможным выявить истинные мотивы выбора личностью поступков или поведения. Должное поведение имеет место лишь в том случае, когда личность, сопоставив собственные субъективные потребности с объективной необходимостью, делает выбор в пользу последних и реализует свою активность для выполнения долга. Поэтому должная регуляция поведения может иметь место не всегда, а тогда лишь, когда человек находится в состоянии сознательного выбора между различными, порой противоречивыми, вариантами поведения, действий, отношений, поступков и руководствуется в первую очередь потребностями сообщества, в которое он включен, и только во вторую — соображениями собственной пользы, удовольствия, безопасности и т.п. Одинаково содержательные и результативные поступки в зависимости от мотивов («я этого хочу для себя» или «это необходимо сделать для людей») могут быть в результате анализа признаны как должными, так и просто соответствующими нормам. Этика долга требует от личности преодоления своих чувственных склонностей посредством волевых усилий и предполагает, что основным мотивом поступка является осознанная объективная необходимость его совершения. Таким образом, должное поведение имеет место при наличии двух основных признаков: противоречия между собственными интересами личности и внешними интересами и наличия морального выбора между ними Страх перед наказанием или опасение негативного общественного мнения, надежды на вознаграждение и т. п. с точки зрения деонтологии не являются мотиваторами должного поведения. Наличие подобных мотивов поведения дает возможность объяснять поведение личности реализацией собственных интересов, которые случайным образом совпали с внешними интересами. Казалось бы, нет ничего негативного в том, что личность, руководствуясь собственными интересами, совершает нормативные поступки — польза обществу от них очевидна. Действительно, с точки зрения конечного результата и содержания разница не видна. Однако такая мотивация чревата тем, что, став предпочтительной, в другой ситуации приведет к тому, что человек пренебрежет своим долгом, реализуя собственные интересы. Негативные последствия его выбора в данном случае будут очевидны. Вследствие этого не только результаты и содержание поступков, действий и деятельности в целом, но и их мотивы с точки зрения деонтологии важны. Должное поведение не следует путать с альтруистическим поведением. Определенное сходство между тем и другим присутствует, однако различия носят существенный характер. В основе и должного, и альтруистического поведения лежит предпочтение человеком внешне детерминированных действий, т.е. приоритет внешних интересов (личности, группы, общества) над внутренними, т.е. собственными. Однако должные поступки и поведение в целом основаны на осознании необходимости реализации объективного рационального, в то время как с позиций альтруизма это не обязательно. Альтруистическое поведение может быть обусловлено потребностью удовлетворить как чьи-то потребности, так и капризы, и эта потребность обусловливает отказ от реализации собственных интересов, иногда сущностных. Должное поведение предусматривает не удовлетворение чьих бы то ни было субъективных рациональных интересов или иррациональных прихотей, но нацелено на достижение общезначимых целей. Долженствование — объективное принуждение поступать определенным образом. В основе человеческой деятельности лежит долженствование, которое является социализированной формой моральности и свободы и выступает в качестве внутреннего добровольного самоопределения субъекта деятельности. А долженствование, в свою очередь, вытекает из потребности людей в единении и основано на таком их качестве, как социальность. Долженствование представляет собой содержание поступка, отношения или действия, которое должно быть реализовано субъектом. Посредством долженствования мораль выражает требования социальных законов, в том числе потребностей общества и человека. Оно принимает различные формы в человеческом поведении, нормах, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале. Долженствование — это вербально сформулированные правила поведения. В силу своей формы они оторваны от конкретного субъекта и применимы к бесконечному множеству субъектов и вариантов обстоятельств. Долженствование может быть применено к любому действию, поступку, отношениям. Оно неразрывно связано с запретом и разрешением: например, долженствование некоторого действия, поступка автоматически означает запрет на противоположное действие или поступок. Разрешение действовать означает отсутствие долженствования. Долженствование человек может применять как к другим людям, так и к самому себе. Например, если применяется формулировка: «Вы должны совершить некое действие», это означает, что противоположный вариант, т.е. бездействие или совершение иных действий, невозможен, но не потому, что требуемое действие в принципе невозможно совершить, а потому, что его невыполнение влечет за собой негативные последствия. В долженствовании одним из определяющих факторов является суждение личности, что должно быть именно так, а не иначе. В отличие от желания того, чтобы «было так, а не иначе», личность осознает долженствование как объективное свойство поступка, действия и т.п. Желание («я хочу») не подразумевает обязательного наличия у предмета желания (т.е. поступка или действия) характеристик, позволяющих определить его как должный. В отличие от желания суждение («я так считаю») претендует на объективность и в действительности может быть объективным. Сам поступок, действия или отношения могут не обладать подобными характеристиками. Вместе с тем считать поступок должным и желать совершить этот поступок — не одно и то же. Определение поступка, действия и т. п. с точки зрения долженствования осуществляется на основе представлений о мотивах. Любое долженствование осмысливается как идея некого поступка или действия («надо») и, в случае принятия этой идеи — само становится решением действовать определенным образом. Это решение личность реализует, выполняя свой долг. Главным фактором долженствования является некий эталон поступка, действия или отношений, который соотносится с реально возможным поступком, действием, отношением. Связь между данным эталоном и реальным поступком отражает уверенность в том, что представление о долженствовании верно. Это означает, что поступок, во-первых, возможен и необходим и, во-вторых, соответствует эталону (в случае разрешения поступка). В случае запрета имеет место обратная связь, т. е. возможность совершения данного поступка исключена; должен быть совершен иной поступок. Направление связи (прямая или обратная) между эталоном и поступком определяет воля личности. Ясно при этом, что эталон поступка (поведения, отношений) и собственно поступок, поведение, отношения существуют раздельно друг от друга и в общем случае могут быть различными. Эталон идеален, в то время как поступок реален. В случае долженствования эталон и реальный поступок содержательно тождественны. Категория долженствования включает следующие моменты: структура отдельного поступка и составляющие ею элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия), общая стратегия поведения личности (в том числе ее моральные привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства); нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности его моральную атмосферу в обществе. На основе сложившихся в обществе эталонов поступков и жизненного или профессионального опыта человек выстраивает некий эталон самого себя.
Понятие «должная мотивация»
Должная мотивация — одно из ключевых понятий деонтологии и одновременно факторов долженствования и должного поведения, отношений и действий. Деонтологическая мотивация представляет собой совокупность мотивов, представляющих собой побуждение личности к должному поступку. Под деонтологической мотивацией понимают также процесс побуждения личности к выбору объективно необходимого, принятию решения и действиям, направленным на достижение определенного результата. Деонтологическая мотивация выступает в качестве основной движущей силы должного поведения личности. Основываясь на осознаваемых личностью потребностях, должная мотивация активизирует нравственное сознание личности, ее иерархию ценностей и совесть, включая их в процесс формирования установок и действий, осуществляемых на их основе. Деонтологическая мотивация, как и мотивация вообще, представляет собой результат собственного выбора специалиста. В процессе формирования должной мотивации происходит осознание и оценка личностью собственных чувств, потребностей, намерений и т.п. и соотнесение их с конкретной ситуацией, требующей реализации активности личности. Абстрактные мысли и чувства личности относительно долга, ответственности, совести и т. п. этических категорий в конкретной ситуации также конкретизируются, приобретают образность, становятся более понятными. Одновременно на этом основании актуализируется потребность поступить в соответствии с требованиями своего чувства долга и совести. Развитая совесть личности является действенным регулятором ее поведения, требуя совершения лишь тех поступков, которые в полной мере соответствуют ее представлениям о позитивных ценностях, представленных в личностной иерархии ценностей. Особое значение при выборе поступка приобретает наличие у личности убеждения в объективной необходимости совершить определенный поступок. В процессе осуществляемого личностью мысленного анализа возможного результата поступка, личность оценивает их с позиций объективных потребностей общества, группы, личности. При выявлении в процессе анализа таких потребностей и сопоставлении с собственным социальным и профессиональным опытом, личность формирует убеждения относительно должных поступков и действий. Наличие такого убеждения может свидетельствовать о развитом социальном мышлении личности, ее социальной зрелости. Значительную роль играет наличие у личности волевых качеств. Сила воли определяет как степень проявления чувства долга, так и степень активности личности в реализации должного поступка. Личность со слабой волей, как правило, интуитивно уклоняется от долженствования, ощущая свою явную неготовность к нему. Для такой личности содержание мотивации представлено в основном ее субъективными склонностями, которые она привычно реализует в деятельности. Слабая сила воли не оставляет возможности для преодоления страха, дискомфорта, неуверенности в собственных силах, сопровождающих процесс выбора поступков, что и обусловливает выбор в пользу чувственных склонностей. Должная мотивация невозможна при отсутствии у личности свободы выбора поступков. В случае если имеет место внешнее принуждение и личность поступает в соответствии с ним, в качестве ведущего мотива может выступать не столько осознанная объективность совершения определенных поступков и действий, сколько объективная и субъективная необходимость подчинения внешнему давлению. В данном случае уместно говорить о выполнении личностью своих обязанностей, нормативном поступке и т. п., но не о должном поступке, поскольку отсутствует деонтологическая мотивация. Для формирования должной мотивации имеет значение моральное вознаграждение специалиста. Оно может быть внешним по форме, выражающимся в одобрении коллег, уважении коллег и клиентов, росте авторитета и т.п. Внутреннее вознаграждение может быть выражено в чувстве комфорта, осознании социальным работником факта совпадения ценностей личных и профессиональных, ощущение успешности, самоуважение. Эта форма вознаграждения имеет большое значение для самомотивации, т.е. процесса побуждения к должному поведению, осуществляемому самой личностью на основе осознания объективной необходимости совершения определенных поступков. Внутренняя должная мотивация (само-мотивация) связана с интересом к деятельности, со значимостью выполняемой работы, со свободой действий, возможностью реализовать себя, развить свои умения и способности. Одним из ключевых моментов формирования должной мотивации является формирование личностью предположений о последствиях своего решения относительно возможного поступка. Предполагаемые моральные и прочие последствия поступка и их значение для личности и общества становятся одним из факторов, определяющих выбор поступка посредством участия в формулировании и постановке цели. Таким образом, деонтологический смысл поступка находится в тесной связи с его мотивацией, определяя содержание сознания индивида, его мыслей и чувств. В процессе формирования деонтологической мотивации личность соотносит содержание предполагаемого поступка, а также собственные мысли и чувства с установившимися в обществе моральными нормами, идеалами, эталонами долженствования. Это может стать основанием для трансформации собственных мыслей и чувств, приведения их в соответствие с социально одобряемыми. Одновременно осуществляется оценка ситуации, которая является объектом долженствования. Должная мотивация зависит от внешних условий. Изменение условий жизнедеятельности человека вызывает изменения в духовной сфере общества, мутации моральных норм. Это, в свою очередь, не может не сказаться на представлениях личности о должном. Различной является мотивация у разных людей и в различные периоды жизни одного и того же человека. Поэтому и результат мотивации — выбор поступка — может быть различным. Формирование должной мотивации существенно зависит от физического и эмоционального состояния личности, ее характера, особенностей мышления и эмоционально чувственной сферы. В немалой степени формирование должной мотивации зависит от воспитания личности и ее личной ситуации на момент выбора поступка. Например, болезнь, плохое настроение и т. п. могут повлиять на качество восприятия личностью окружающей действительности, в связи с чем она окажется неспособной верно оценить объективную необходимость получения определенного результата. В этом случае должная мотивация может не сформироваться. При изучении деонтологической мотивации как совокупности осознанных в той или иной степени моральных побуждений личности к совершению определенного поступка или действия необходимо учитывать ее специфику. Д с о н т о л о г и ч е с к у ю мотивацию следует отличать от мотивации, основанной на желании произвести благоприятное впечатление на окружающих или получить выгоду, страхе наказания, внешнем принуждения и т.п. Таким образом, деонтологическая мотивация представляет собой сконструированный феномен сознания личности. Она выполняет определенные функции, среди которых большое значение имеют когнитивная, оценочно-сравнительная, коммуникативная, ориентирующая, регулятивная, смыслообразующая, побудительная, деятель-ностная. Реализация данных функций способствует формированию не только поступков, отношений и действий личности, но и ее морального сознания в целом. Опосредованно она оказывает влияние на социальный и профессиональный статус личности, ее авторитет, честь и достоинство. Должная мотивация может быть внешней. Внешняя мотивация — это процесс побуждения отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к эффективному выполнению принятого решения или намеченной работы посредством осознания своего долга. Внешняя мотивация формируется под воздействием внешних факторов, таких, как условия деятельности и жизнедеятельности, социальные гарантии, возможность повышения социального или профессионального статуса, похвала или наказание значимых других, уважение окружающих и т. п. Внешняя мотивация может стать одним из основных факторов эффективной деятельности. Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание личностью своего долга; выбор оптимального способа деятельности, направленной на реализацию долга; принятие решения о его реализации деятельности; осуществление деятельности; получение морального вознаграждения. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности. Для управления деятельностью личности на основе ее мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов с учетом ее личностных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в сообществе в целом и для конкретной личности. Важно при этом учитывать цели личности, так как никакие внешние (эктериораль-ные) цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его внутренние (интериоральные) цели и в ее личный план действий. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей члена сообщества и всего сообщества. Для решения этой задачи необходимо создание механизма должной мотивации деятельности. Этот механизм представляет собой совокупность методов и приемов воздействия на личность со стороны общества (сообщества, коллектива и т.д.), побуждающих ее к определенному поведению в процессе деятельности для достижения целей общества, основанной на необходимости удовлетворения общественных и личных потребностей. Деонтология разрешает альтернативу деятельности и ее мотивации в оценке моральной ценности этой деятельности. Моральный поступок личности необходимо оценивать как целостный акт, как единство цели и ее осуществления, замысла и осуществления. Но это возможно только в том случае, если поступок рассматривается в контексте всей социальной и профессиональной деятельности личности. Если применительно к отдельному действию его достоинство проявляется лишь через его социально-полезный или вредный результат, то при анализе всей линии поведения человека (личности, социальной или профессиональной группы) вскрываются и становятся очевидными мотивы действий, преследуемые цели, общее отношение данного субъекта к обществу в целом. Такой подход к проблеме позволяет деонтологии преодолеть традиционное противопоставление внешнего и внутреннего измерений деятельности. Реальная проблема соотношения мотивации и деятельности в оценке приобретает вид связи между общим и частным в поведении, отдельным поступком и совокупной деятельностью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3000; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.012 с.) |