Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и понятие долга, ответственности и обязанностей социального работникаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Долг является основной категорией деонтологии социальной работы. Введение понятия «профессиональный долг» в социальной работе необходимо, поскольку от деятельности, конкретных решений и поступков специалиста во многом зависит судьба его клиента, благополучие его коллег, профессии, а также опосредованно — судьбы общества и государства. Выполнение специалистом своего долга может обеспечить максимально положительный результат деятельности, в то время как выполнение лишь формальных обязанностей может в ряде случаев обеспечить несомненно положительный, но далеко не самый высокий результат. Смысл и содержание долга и ответственности специалиста, место и роль деонтологии в профессиональной этике социальной работы составляют одно из основных направлений исследований в этой области. Долг социального работника выступает в качестве внутреннего переживания. Он представляет собой фактор самопринуждения специалиста поступать в соответствии с главными этическими ценностями социальной работы и строить свою профессиональную деятельность, отношения, поступки в соответствии с требованиями, вытекающими из этих ценностей. Чувство долга может обеспечить нормативное поведение в любой профессиональной ситуации в отличие от чувственных склонностей, настроения, физического состояния и т.п., которые могут как содействовать, так и противодействовать нормативному и тем более должному поведению. В требованиях профессионального долга в социальной работе находят отражение интересы различных субъектов. В первую очередь это интересы общества и государства, заинтересованных в том, чтобы социальная работа как особый вид профессиональной социальной деятельности выполняла возложенные на нее функции и достигала необходимого конечного результата, имеющего высокую социальную значимость. Конечный результат социальной работы, в свою очередь, также априорно определен обществом и государством в самом общем виде. Совокупная группа клиентов, как и каждый отдельный клиент, также заинтересована в том, чтобы специалист добросовестно выполнял свои обязанности и достигал в каждом конкретном случае положительного результата. Совокупная профессиональная группа и профессия в целом также заинтересованы в эффективной деятельности специалиста, в высоком статусе профессии и ее представителей, в позитивном общественном мнении о профессиональной деятельности. Наконец, в требованиях профессионального морального долга представлены интересы самого специалиста как члена общества и личности. Осознание и переживание специалистом социальных интересов, выделение из них совпадающих с личными интересами приводит к возникновению и осознанию чувства долга, а на этой основе — принятию решений и формированию должного поведения. Долг выступает здесь как форма регуляции поведения специалиста со стороны общества и профессиональной группы, форма моральной оценки его поведения и деятельности обществом, государством, коллегами и клиентами. Выполнение своего долга становится также основой и условием положительной оценки самим специалистом своей деятельности, стимулом к дальнейшему совершенствованию личности. Долг выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой целостную совокупность обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами и перед самим собой, выполнение которых представляется обязательным для специалиста в силу внутренних причин. Однако долг может включать в себя не только скрупулезное выполнение специалистом своих обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией. Долг социального работника требует от него творческого подхода к деятельности, умения решать поставленные задачи в условиях «ресурсного голода», когда, казалось бы, можно ограничиться формальной констатацией невозможности исчерпывающе решить проблему в существующих условиях. Долг требует от специалиста внимательного и чуткого отношения к любым клиентам вне зависимости отличных симпатий или антипатий. Долг обусловливает профессиональную и личностную ответственность перед обществом, государством, профессией, клиентами, коллегами, перед собой. Осознание своего долга определяет общее содержание поведения специалиста, обусловливает рациональный выбор им среди множества определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной профессиональной деятельности, таких, которые в данной ситуации в наибольшей степени соответствуют представлениям о благе и с наибольшей степенью вероятности гарантируют положительный результат деятельности. При этом социальный работник не должен нарушать действующих законов. Соблюдение социального и иного законодательства также является долгом социального работника В отличие от профессиональных обязанностей, в основном отраженных в нормативно-правовых документах (Положении о социальной службе или ее Уставе, Положениях о подразделениях, должностных инструкциях, приказах и распоряжениях и других документах), профессиональный долг воспринимается специалистом-профессионалом уже не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая личная убежденность в необходимости совершения определенных действий. В моральном долге социального работника наиболее ярко отражена его человеческая сущность, тесная взаимосвязь с людьми, зависимость от общества. В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и гуманистический характер профессионально-этической системы социальной работы. «Социальность» социальной работы предполагает, что все возможные результаты деятельности специалиста имеют в первую очередь выраженный социальный характер. Социальная работа как вид профессиональной деятельности в качестве одной из главных целей ставит перед собой решение социальных проблем посредством содействия личности в решении ее индивидуальных проблем. Это значит, что содержание долга в социальной работе предписывает не только моральность поведения и деятельности в целом, но и необходимость достижения высоких позитивных результатов деятельности с точки зрения в первую очередь общественного блага, а во вторую — индивидуального блага человека, обратившегося за помощью. Вне зависимости от того, какие чувства и эмоции у социального работника вызывают те или иные действия или клиенты, он, руководствуясь чувством долга, в каждом случае выбирает оптимальное с точки зрения конечного результата решение и последовательно реализует его. Независимо от субъективного отношения к решаемой задаче, личности клиента, коллегам и т.п., профессиональное отношение к ним формируется на основании чувства долга как позитивное и профессионально необходимое, исключающее влияние эмоций и чувств на процесс и результат деятельности. Гуманистический характер социальной работы проявляется, в частности, в том, что специалист не различает клиентов по полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, политическим убеждениям и другим признакам, видя в них лишь людей, объективно нуждающихся в профессиональной помощи. Тем более он не руководствуется в выборе клиентов и видах и объемах помощи понятиями «нравится» и «не нравится», «хочу» и «не хочу». Главный принцип гуманизма, как известно, требует признания любого человека, независимо от любых его признаков и качеств, высшей ценностью, т.е. детерминирует требование равного отношения ко всем людям. Разнообразные характеристики и качества клиента в социальной работе непременно учитываются, но не как возможное условие дискриминации клиента, а как одно из условий эффективной деятельности, позволяющих осуществить выбор способов и форм помощи, определить степень участия в деятельности самого клиента в соответствии с его возможностями. Поэтому деонтология, способствующая формированию чувства долга, ответственности и должного поведения специалиста, способствует формированию, поддержанию и реализации в деятельности гуманистического характера социальной работы. Специфическое содержание и основные параметры долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической профессиональной социальной деятельностью по разрешению определенной группы проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов. Они вытекают из смысла и основного содержания его профессиональной деятельности. Долженствование в социальной работе представляет собой отражение двойной зависимости: социального работника как представителя профессиональной группы от основных субъектов — общества, профессиональной группы, клиентов и одновременно указывает на зависимость этих же субъектов от социального работника, его решений, поступков, деятельности и отношений. Чувство долга детерминирует необходимость для специалиста в области социальной работы соизмерять все свои решения и осуществленные на их основании поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями профессиональной морали. Долг социального работника как высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам реализации, приумножения тех или иных моральных ценностей, внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности специалиста его долгу с точки зрения его возможностей. Если долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и выполнить в практике деятельности требования профессиональной морали, то ответственность определяется с точки зрения выполнимости долга. Профессиональные возможности специалиста, в свою очередь, определяются не только формально, как производное от его профессиональных функций и обязанностей, а также наличия формальных ресурсов, но и как производное от его личностного потенциала, его знаний, умений и навыков, профессионального и социального опыта, мировоззрения, профессионально значимых личностных качеств. Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности. Правовая ответственность специалиста обусловлена тем, что социальная работа регулируется законодательством, охватывающим все ее основные направления, формы, виды. Ответственность специалиста в отсутствие долга беспредметна. Она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой. Ответственность, как и долженствование, невозможна и в отсутствие определенной свободы специалиста в выборе профессиональных решений и действий. Ответственность специалиста за результаты его деятельности формируется в процессе практики социальной работы, осмысления ее содержания и результатов и выражается в осуществлении формального и неформального контроля процесса деятельности, состояния клиента и его ситуации с целью обеспечения своевременного корригирующего вмешательства. Ответственность за клиента, его будущее, требует от социального работника учитывать возможности клиента и максимально привлекать его к участию в деятельности, обучая анализу и решению проблем. Идентификация социальным работником себя как активного субъекта деятельности, от которого зависит благополучие клиента и общества, приводит к возникновению субъективного чувства решающей зависимости конечного результата деятельности от его индивидуальной активности, что потенцирует творческий подход к деятельности, побуждает специалиста изыскивать дополнительные средства, создавать оптимальные условия для достижения намеченной цели. Понимание того, что благополучие клиента и общества зависит от результатов его профессиональной деятельности, побуждает специалиста к самосовершенствованию, использованию собственного творческого потенциала для повышения эффективности и качества деятельности. Необходимость выполнения долга побуждает специалиста критически оценивать самого себя, свои способности и возможности с точки зрения соответствия профессиональным требованиям, приобретать, расширять и совершенствовать профессионально значимые знания, умения, навыки, личностные качества. Осознание того, что конечный результат деятельности объективно зависит от его активности, компетентности, креативности, усиливает должную мотивацию поведения социального работника. Обязанности специалиста социальной работы в его повседневной профессиональной практике носят субъективно-объективный характер. Они существуют независимо от того, признает их социальный работник или нет, поскольку вытекают из самого факта включенности социального работника в профессиональную группу и профессиональную деятельность. Они не меняются из-за того, что в силу разных причин происходит замена одного специалиста другим, что представляет собой объективную компоненту обязанностей специалиста. Субъективная компонента обязанностей специалиста определяется тем, что они выполняются в рамках профессионального долга, который индивидуален для каждого специалиста. Специалист признает наличие этих обязанностей, идентифицирует их как объективно существующие, глубоко понимает их и добровольно возлагает их на себя, привнося в профессиональную деятельность частицу своего «Я». В конечном итоге значительная часть социальной работы выполняется специалистом уже не как часть содержания профессионального долга, а как часть личного долга специалиста перед клиентом и обществом. Содержание профессионального долга, таким образом, складывается из требований, предъявляемых обществом и профессией к деятельности и поведению специалистов, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере, и требований, которые сам специалист предъявляет к себе. Иными словами, значительную часть содержания долга социального работника можно представить как выполнение его обязательств не только перед обществом, государством, профессией, коллегами и клиентами, но и перед самим собой. Это содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно. В своей деятельности специалист руководствуется нравственными императивами, которые требуют тщательно и квалифицированно обосновывать принимаемые им профессиональные решения и действия. Эти решения и последующие действия должны быть такими, чтобы стало возможным их распространение на профессиональную практику в целом, т.е. творческими, легитимными и эффективными. Одновременно этические императивы требуют рассматривать человека как цель деятельности, а не как средство достижения специалистом своих собственных целей. Максимы социального работника представляют собой принципы профессиональной этики, осмысленные в процессе профессиональной деятельности, подкрепленные опытом повседневной деятельности специалиста и включенные в структуру морального сознания. Как правило, максимы представляют собой принципы профессиональной этики, интериоризированные специалистом в связи с признанием их не только профессионально, но и личностно значимыми и включенные на этом основании в индивидуальную систему морали. Должное поведение специалиста, т.е. поведение, реализуемое в соответствии с деонтологическими принципами и содержанием профессионального долга, содействует повышению эффективности деятельности, обусловливая необходимость вовлечения всех необходимых для получения оптимального конечного результата ресурсов, в том числе неформальных и личностных. Должное поведение формируется на основе осознания специалистом своего профессионального долга. Долженствование специалиста, представляющее собой объективное принуждение поступать определенным образом, лежит в основе его профессиональной деятельности и выступает в качестве внутреннего его добровольного самоопределения как активного и ответственного субъекта деятельности. Долженствование вытекает из потребности общества в результатах социальной работы и потребности самого специалиста в высоких результатах деятельности. Должная мотивация поступков, поведения, отношений и деятельности специалиста предполагает мобилизацию его усилий для решения профессиональных задач на основе чувства долга и совести. Необходимость выполнения своего долга перед обществом и государством, коллегами, клиентами и перед самим собой как мотив профессиональной деятельности в сочетании с высоким профессионализмом становится достаточным условием эффективной деятельности. Дисциплина социальных работников является необходимым условием нормального функционирования и развития профессии, так как благодаря ей поведение специалистов принимает упорядоченный характер. Дисциплина специалистов, и в особенности их самодисциплина, являются одним из факторов, обеспечивающих высокую эффективность работы и удовлетворение интересов общества в конечном результате деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.52 (0.011 с.) |