Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система социального обеспечения и воспитания с 1950г.

Поиск

По настоящее время

 

В 1949 г. организуется Министерство социального обеспечения. Начался новый этап социального обеспечения, когда 14 июля 1956 г. принимается Закон о государственных пенсиях. С января 1961 г. Министерство выполняет следующие функции:

- выплата пенсий;

- организация врачебно-трудовой экспертизы;

- трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов;

- обеспечение многодетных семей и одиноких матерей;

- обеспечение протезно-ортопедической помощи.

В середине 1950-х, начале 1960-х годов коммунистическая идея социального воспитания изжила себя. Практика воспитания нового человека показала свою несостоятельность, поскольку многие проблемы, такие как рост преступности, алкоголизм, проституция, одиночество не были решены. И официальная пропаганда больше не могла трактовать их как «пережитки старого, родимые пятна капитализма», так как выросло два поколения людей в новых социальных условиях. Поэтому постепенно акцент стал переноситься с социального воспитания на социальное обеспечение, когда государство оказывало помощь в виде жилья, пенсий, помещения детей в детские сады и т.д. Социальные отношения в большей степени стали регулироваться материальными факторами, а не социетальными.

В 1956 г. по решению правительства для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров стали создаваться школы-интернаты. Позднее все детские дома также были преобразованы в школы-интернаты.

В 1950-е гг. в стране открывались детские дома для одаренных детей-сирот (Москва, Киев, Новосибирск и т.д.). Выпускники этих детских домов поступали в музыкальные, художественные училища, в балетные школы. В них создавались условия для индивидуальных занятий. Выпускники музыкальных училищ чаще всего направлялись в военные оркестры.

В 1960-70-е годы наметился поворот в сторону социальной работы и социальной педагогики. Активно разрабатываются организационные формы этих направлений социальной деятельности. Возобновляются теоретические исследования в области социально-педагогической среды. В эти годы детские дома были двух типов: дошкольные и школьные. В дошкольных детских домах жили дети с 3 до 7 лет, в группах было по 30-40 детей, а содержание и методика воспитательной работы повторяла работу детских садов. Исследования показали, что 37% детей в детском доме, воспитывающихся с 3–х месяцев без матери, несмотря на хорошее питание и уход, погибали в первые два года. Оставшиеся в живых впоследствии страдали разнообразными невротическими нарушениями: они были печальными, их мучила бессонница, отсутствовал аппетит, большинство замыкалось в себе. Психологи связывают это с отсутствием материнского ухода и постоянного общения с взрослыми.

В школьном детском доме содержались ребята с 7 до 18 лет. В этих детских домах были оборудованы различные мастерские, были и подсобные хозяйства. Процесс воспитания проходил под руководством двух воспитателей на группу, а самоуправление осуществлялось детским советом. Дети посещали предметные кружки, кружки эстетического цикла (хор, оркестр, изо и т.д.).

В 1964 г. принимается Закон о пенсиях и пособиях колхозников. Финансирование осуществляется за счет государственных средств, республиканских и местных бюджетов. Социальное страхование идет за счет страховых взносов предприятий и дотаций государства. Колхозники обеспечивались из средств колхозов и дотаций государственного бюджета. В эти годы на всех граждан распространялось бесплатное медицинское обслуживание.

Основными формами социального обеспечения и обслуживания в эти годы выступают пенсионное обеспечение, врачебно-трудовая экспертиза, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, протезирование, содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, государственные пособия многодетным и одиноким матерям. Так, в июне 1967 г. в Свердловске был открыт дом-интернат на 100 мест, в Первоуральске заселен дом-интернат на 310 мест, в Каменск-Уральске – на 300 мест. В 1970-е годы в области введены в эксплуатацию дома-интернаты в городах Реж, Карпинск, Ревда. По состоянию на 1968 г. в Свердловской области насчитывалось 3 138 социальных работников.

К 1970-му году основными принципами социального обеспечения в СССР были: всеобщность социального обеспечения; многообразие видов обслуживания. В начале 1980-х годов социальное обеспечение должно следить за строгим соблюдением государственной дисциплины, за рациональным распределением средств, выполнением государственного плана. В эти годы практически Россия лишается гражданского общества, а общественные организации существуют формально. Многие виды социального патронажа утрачиваются в общественной практике. В этот период выходят руководства и монографии для врачей ВТЭК и ВКК (1955 г.), «О теоретических основах врачебно-трудовой экспертизы»(1963 г.), «Справочник эксперта-хирурга» (1967 г.). Выходят сборники теории и практики социального обеспечения»(1978 г.), «Проблемы развития социального обеспечения на современном этапе»(1980 г). Однако этот процесс длится недолго – наступает период жесткого экономического и политического реформирования российского общества, происходит активизация социальной жизни.

В 1960-70-е гг. наметился интерес к проблемам социальной педагогики и социальной работы в теоретическом плане. Социально-педагогические проблемы решались по нескольким направлениям: взаимодействие школы с окружающей средой, с производством, шефами, с учреждениями культуры, сотрудничество с родителями, помощь детям-сиротам, малоимущим из бюджета школы, сотрудничество с клубами по месту жительства, с органами МВД, детскими комнатами милиции и т.д.

К 1970-м гг. начались поиски интеграции школы со средой, создавались молодежные, социально-педагогические, культурно-спортивные и другие комплексы. Появляются службы социальной защиты детей и подростков, педагогической реабилитации и различные формы интеграции образовательных, медицинских, правоохранительных и культурных учреждений.

В конце 1970-х – начале 80-х гг. в стране стихийно организовываются семейно-педагогические клубы, которые функционировали в основном летом: участники выезжали в заброшенные деревни, занимались огородом, по договоренности с лесхозами охраняли леса, вечером собирались у костра.

В эти годы появился опыт использования лечебной педагогики. В 1975 г. был открыт санаторный комплекс «Жемчужина России». Главным врачом комплекса на 2 тысячи детей от 7 до 14 лет был назначен А.А. Дубровский – автор книги «Лечебная педагогика» и других произведений. В санатории посменно (срок смены зимой – 65 дней, летом – 45 дней) лечились дети с заболеваниями кожи, нервной системы, органов дыхания, страдающие некоторыми формами ревматизма.

Особое внимание при лечении детей придавалось дендропарку. По мнению А.А. Дубровского деревья оказывают лечебное, эмоциональное воздействие на ребенка. Благотворное воздействие на детей с заторможенной психикой имеют деревья с крупными кронами, пирамидальной и конической формы (тополь, ель, пихта). Дубровский заметил, что шаровидная, округлая, овальная форма деревьев всегда успокаивает, а поэтому дети любили собираться под платанами.

При первой встрече с приезжающими детьми проводилась доверительная беседа, где выяснялось «главное желание ребенка». Считалось, что нужно сразу отвлечь ребенка от болезни и возбудить в нем веру в выздоровленье. В санатории была организована полнокровная, яркая, радостная жизнь, наполненная трудом, заботой о других и общением. Была в санатории комната для размышлений, на дверях которой была надпись: «Зайди и призадумайся – выполняешь ли ты 10 нельзя?». Эти «нельзя» были выстроены для налаживания этических отношений с другими людьми. Например, (№1) – нельзя бездельничать, когда все трудятся, позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие не могут позволить себе отдыха; (№2) – нельзя смеяться над старостью и старшими людьми, это величайшее святотатство; (№9) – нельзя ожидать, когда с тобой поздоровается взрослый, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь, пожелать доброго здоровья; (№10) – нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого кроме тебя…

В начале 1980-х гг. на Урале появились МЖК (молодежно-жилищные комплексы) и СПК (социально-педагогические комплексы), в которых реализовались идеи социальной педагогики и социальной работы. Этот опыт потом был распространен по всей стране.

В 1970-80 гг. происходят негативные движения в молодежной среде, создаются антисоциальные группировки, которые завоевывают улицу. Многие из них носят криминальный характер: рэкет, фарцовка, торговля «девочками», драки, поклонение нацистской идеологии, сатанизм и т.д.

В 1985 г. ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах». Реализация этого постановления несколько улучшило положение воспитанников и материальную базу детских учреждений.

В 1988 г. принимается постановление Совета Министров СССР «О создании детских домов семейного типа», что позволило улучшить положение сирот. Сейчас в России функционируют 347 детских домов семейного типа с 3,5 тысячами детей. Эти дома финансируются из госбюджета, с учетом зарплаты родителям-воспитателям, оплаты их отпусков и т.д. В настоящее время в России существуют государственные детские дома, дома ребенка, школы-интернаты, а также опекунские, приемные семьи, семейные детские дома Российского Детского фонда, детские деревни, приюты общественных организаций.

В 1989 г. члены Генеральной Ассамблеи ООН единогласно проголосовали за принятие Конвенции о правах ребенка – «великой хартии вольностей для детей», «мировой конституции прав ребенка». В конвенции ООН зафиксированы четыре основных требования, которые должны обеспечивать права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Там же заложены два основополагающих принципа: первый – ребенок является самостоятельным субъектом права и второй – приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии. Конвенция требует строительства новых взаимоотношений между взрослыми и детьми, основанных на высоких нравственных принципах, исключающих проявления насилия.

Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и таким образом, государство взяло на себя обязанности по решению комплекса социальных, нравственных, юридических, экономических, психологических и педагогических проблем, чтобы выполнить основные права детей.

В 1990-х гг. в России вводятся институты социальной педагогики и социальной работы. Это дало мощный импульс для теоретических и научно-практических исследований в этих областях. После 70-ти летнего перерыва Россия возвращается в мировое социально-образовательное пространство, изучается зарубежный опыт социальной работы, издается переводная литература.

Многолетний разрыв в теории и практике социальной работы сказался на состоянии терминологии. В социальном обеспечении еще недавно употреблялась медицинская терминология, а социально-этическая попросту не учитывалась. Понятийно-терминологический аппарат в настоящее время формируется двумя путями: возрождаются традиционно русские термины (благотворительность, призрение, милосердие и т.д.) и заимствуются термины других стран, где социальная работа хорошо развита. Так, появился термин «социальные службы» из немецкого языка (Sozial Dienst).

Широкое развитие системы социальных служб вызвало необходимость профессиональной подготовки специалистов по социальной педагогике и социальной работе. Одновременно с открытием институтов социальной педагогики и социальной работы были введены новые специальности: социальный педагог (1990 г.), социальный работник (1991 г.). По этим специальностям разработаны квалификационные характеристики и внесены дополнения в квалификационный справочник должностей, руководителей, специалистов и служащих. Тем самым юридически и практически заложены основы типологии и функциональных обязанностей социальных педагогов и социальных работников

В 1990-е гг. происходят глубокие социальные потрясения. С политической арены уходит КПСС, ВЛКСМ, перестают функционировать пионерские организации, обостряется кризис в экономике, культуре, образовании, катастрофически ухудшаются условия жизни населения, а детьми, подростками и молодежью практически никто не занимается.

В детском и молодежном воспитании постепенно затихает активность клубов, центров, движений и секций. Часто отдельные организации работали в подвалах, в домах, подлежащих сносу. Сюда приходили дети и подростки, которые отошли от пионерской и комсомольской работы и оказались никому не нужными.

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашей стране в эти годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают условия жизни россиян. В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и т.д.) стали нуждаться в экстренной социальной помощи и защите.

О серьезной социальной напряженности в России свидетельствую следующие факты:

– после либерализации цен в январе 1992 г. до 70-80% населения (по разным источникам) находятся на грани нищенского существования;

– впервые за многие годы (после войны) смерть превысила рождаемость на большей части Российской Федерации;

– растет число детей, рожденных вне брака, увеличивается количество детей-сирот при живых родителях;

– распадается каждый второй-третий брак, ежегодно остается без одного из родителей около миллиона детей, доля неполной семьи достигает 15% по стране;

– по числу производимых абортов (4 миллиона абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны;

– обострилась проблема детской инвалидности;

– число людей страдающих психическими заболеваниями достигло 4,5 млн. человек;

– растет преступность и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками;

– Россия не только «вышла на передовые рубежи» по количеству алкоголиков, но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов.

Социальное неблагополучие в обществе и семье стало причиной участившего жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50-80 тысяч в год), проституции.

Из-за экономического кризиса снизился уровень жизни населения, появилась безработица. Из-за насилия по национальной принадлежности, вероисповедания и политических убеждений появились беженцы сначала из Узбекистана (турки-месхетинцы в 1989 г), из Закавказья, Средней Азии, Прибалтики (с1992 г.). Становится заметной уменьшение численности населения. Так, в Свердловской области соотношение рожденных (45 069 человек) и умерших (59 704 человека) – показывает возрастание смертности. Снижаются инвестиции в социальную сферу, строится все меньше домов-интернатов, детсадов и школ.

В условиях реформирования общества изменяется и социальная политика государства. В 1990 г. Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, которая вступила в силу для Российской Федерации с 15 сентября 1990 г.

Как результат - растет преступность среди подростков, число беспризорных и безнадзорных детей, появляется детские алкоголизм, наркомания, проституция, возрастает число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, вместо недавней акселерации появляются признаки децелерации - замедление роста и развития детей, среди которых только 14% здоровых и 35% - хронически больных детей.

Учитывая такое положение в начале 1990-х гг. началась реализация трех программ: “Творческое развитие личности”, “Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития” и “Социальные службы помощи детям и молодежи”. В стране реализуются государственные социальные программы “Дети России”, “Дети Чернобыля” и др. В эти годы выдвигаются задачи поддержки наиболее уязвимых слоев населения: детей, пенсионеров, инвалидов, беженцев, малоимущих, военнослужащих и т.д.

В 1990-е годы начинают активно функционировать в социальном плане министерства социальной защиты, труда, здравоохранения, образования и министерства внутренних дел. Открываются центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков, приюты для детей и бомжей, работают телефоны доверия по медицинскому, психологическому, юридическому направлению. Возвращается в наше общество благотворительность в виде фондов милосердия и здоровья, детского фонда и других.

В 1990-е годы развиваются территориальные социальные центры в зависимости от условий, традиций, экономического потенциала. Усиливается тенденция соединения социальной помощи с коммерческой деятельностью, с учебно-образовательными учреждениями.

В декабре 1991г. принимается Президентский Указ «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992г.», где предусматривается введение талонно-карточной системы, целевая денежная компенсация. Выходят законы, Указы Президента об охране материнства и детства (1992 г.), об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске 1979 г.» и другие. Ставятся задачи по содействию занятости населения, предусматриваются льготы и компенсации при сокращении рабочих мест, переквалификация работников, подлежащих сокращению. Социальные работники участвуют в реализации социальных программ по доплатам пенсионерам, по покрытию убытков с регулированием цен на топливо и газ, на важнейшие продукты питания, обеспечение бесплатных услуг здравоохранения.

В 1992 г. принимается Закон Российской Федерации «Об образовании», где дается новая редакция понятия «образование». Под образованием… «понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства…, при котором гражданин достиг определенного государством образовательного ценза». Ценз подтверждается документом.

В Законе формулируются принципы государственной политики в народном образовании: а) гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья, свободного развития личности; б) единство федерального, культурного и образовательного пространства; в) общедоступность образования; г) светский характер образования; д) свобода и плюрализм в образовании; е) демократический, государственно-общественный характер управления. Автономность образовательных учреждений. В ст. 5 говорится, что в народном образовании не допускается работа политических партий, общественно-политических и религиозных организаций. Даются гарантии образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, имущества, убеждений, партийной принадлежности и судимости. Вводятся стандарты образования, общеобразовательные и профессиональные программы.

Образовательные учреждения объявляются юридическими лицами, имеющими свой Устав. Общие требования к содержанию образования: обеспечение самоопределения личности на развитие гражданского общества, на укрепление правового государства; уровень знаний, навыков и умений должен соответствовать современному мировому, чтобы способствовать интеграции личности в мировую культуру. Закон определял следующую структуру образования: дошкольное; начальное – общее; основное – общее; среднее (полное) общее; профессиональное и дополнительное образование. В Законе также определяется система управления и экономика образовательных учреждений.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.08.94 г № 1008 и от 03.11.94 г. № 1237 утверждены Типовые положения об образовательном учреждении и о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, которыми определены следующие их виды: общеобразовательные школы (начальная, основная и средняя), общеобразовательные школы с углубленным изучением предметов, гимназии, лицеи, вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы, центры образования, вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях (ВТК). В рамках этой системы действуют также малокомплектные школы, школы-интернаты, школы с продленным днем, специальные школы для одаренных детей (музыкальные, хореографические, художественные), суворовские и нахимовские училища, санаторные и лесные школы для детей с ослабленным здоровьем и т.д.

В ст.7 Конституции РФ (12 декабря 1993г.) записано положение о том, что в РФ “...обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты”.

Таким образом, в наше общество возвращается благотворительность в виде социальной защиты населения. Социальная защита – это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Тогда как социальное обеспечение представляет собой один из блоков социальной защиты населения и имеет более узкие параметры действия. В этот блок входят следующие жизненные ситуации (риски):

– биологического порядка (болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, смерть);

– производственного характера (трудовое увечье, профессиональные заболевания);

– экономического характера (безработица, инфляция);

– социального характера (наличие детей в семье, многодетность, неполные семьи, одиночество, сиротство).

Социальная политика в этот период начала формироваться с учетом прожиточного минимума, который был определен в России из-за сильной дифференциации социально-экономических, природных и других условий жизни по регионам. Прожиточный минимум стал показателем размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. Для реализации программ в Свердловской области была создана единая информационная аналитическая система социальной поддержки населения, а в 1994 г. был принят областной закон «Об адресной социальной помощи».

В 1994 году утверждается Федеральная программа «Дети России» – многоплановая программа, включающая программу «Дети Чернобыля» и различные программы вплоть до организации летнего отдыха детей. Так, например, плата за содержание в детских яслях и садах дифференцирована в зависимости от благосостояния родителей, а социально незащищенные родители совсем освобождаются от нее. Время пребывания детей в дошкольных учреждениях варьируется от потребностей и возможностей семьи. В 1990-е годы появляются частные детские сады. Это вызвано социальной стратификацией общества. Также в 1994 г. разрабатываются программы по поддержке престарелых, инвалидов и т.д.

Открываются консультативные центры «Доверие», «Клубы общения», «Молодая семья» и т.д. Появляются благотворительные фонды при государственных органах власти, частные фонды (Ярошинской – сбор информации об экологических катастрофах), (Каспарова – помощь пенсионерам), общественные фонды ветеранов Афганистана, благотворительные учреждения типа «Сломанный цветок» – для решения проблем неврозов и депрессии у молодых правонарушителей и т. д.

В систему социальной помощи свой вклад вносят и новые информационные технологии. Так, в «Интернет-проекте» создан сайд для нуждающихся в помощи, где старики, дети, инвалиды и другие нуждающиеся могут получить информацию о бесплатных столовых, о местах раздачи одежды или просто о том, где они могут собраться и попить чайку.

Однако, в это время деятельность социальных педагогов и социальных работников была подчинена различным ведомствам и к этим профессиям нигде не готовили. В социальной сфере не было ни одного специалиста-профессионала, а работали волонтеры, энтузиасты-добровольцы, парапрофессионалы и т.д.

«Социальной работы как профессии у нас до 1989 г. не существовало» [Исторические предпосылки становления и развития социальной педагогики/Социальная педагогика. Монография. Под редакцией профессора В.Г. Бочаровой. ВЛАДОС. - М: 2004 - с. 24]. И, наконец, только в 1994 г. создается институт социальной педагогики и социальной работы, вводятся новые специальности по ним.

В России начинают работать социальные службы. Они объединяются в систему государственных и общественных институтов, частных инициатив, направленных на оказание социальной помощи населению для улучшения его жизни, социальную защиту, гуманизацию социокультурной среды обитания, содействие социальной интеграции, самореализации личности, предотвращение ее социального выпадения.

Вопросами социальной поддержки населения в настоящее время занимаются министерства социальной защиты, труда, здравоохранения и образования. В различных регионах страны создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков, открываются приюты для детей, убегающих из дома, работают телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую и иные виды помощи клиентам.

В период реформирования российского общества появилось такое, казалось бы, нелепое понятие, как «бомж» (человек без определенного места жительства). Сколько таких бомжей в нашей стране – не знает никто. Правоохранительные органы их не учитывают, и никто их не защищает в социальном смысле. Эта новая социальная прослойка, характеризующаяся своим особым жизненным укладом, растеклась по всем городам и весям. В нее входят бывшие заключенные, беженцы из бывших союзных республик, старики, ставшие обузой для своих детей и внуков, пьяницы и наркоманы, которые лишились своего приватизируемого жилья. Эти люди легко узнаваемы по своей грязной, рваной одежде и почерневшим лицам. Но и у них сложилась своя иерархия. Самый низ составляют доходяги – вшивые, больные, заживо загнивающие люди. Есть немало и тех, кто предпочитает трудовой заработок: погрузку-выгрузку, выполнение разовых поручений, сбор стеклотары и т.д. Самый верхний слой – элита состоит из предпринимателей, которые на свалках отыскивают цветные металлы, промышленные отходы, просроченные продукты питания и продают все это, а потом пропивают.

Современные «люди дна» постоянно балансируют на грани закона. Тюрьма таких людей не пугает, а некоторым даже хочется туда попасть. Как говорится, кому тюрьма, а кому мать родна. Сегодня у большинства «людей дна» есть только одна реальная перспектива – преждевременная смерть. Попасть на обочину жизни легко, а выбраться из нее – практически невозможно. Это удается лишь единицам, которые окончательно не лишились воли. Работа с бомжами – самое трудное направление для социальных работников. Для них нужно организовать дома ночного пребывания, санпропускники, сбор поношенной одежды, открытие бесплатных столовых и, конечно, медицинскую помощь. Общество, государство, церковь совместными усилиями должны помочь обездоленным людям вернуться к нормальной жизни и вновь обрести человеческое достоинство.

По результатам современных исследований близко к профессиональному нищенству подходит бродяжничество – как форма антиобщественного существования [Антонян, Ю. Преступность среди женщин. /Ю. Антонян. –М: 1992].

Уровень женского бродяжничества выше мужского в соотношении 6:1. Одной из причин такого положения является то, что ресоциализация женщин-бродяг представляет большую трудность, чем мужчин. Возраст женщин-бродяг превышает 35 лет, они давно утратили семейные, трудовые и общественно-полезные связи, не имеют специальности и навыков к труду. У них низок культурно-образовательный уровень, а постоянное пьянство и хронические болезни серьезно повлияли на их внешний вид. По жизни они «плывут по течению», грубых правонарушений не совершают. Эти люди имеют серьезные психические отклонения и без реабилитации исправление и перевоспитание бродяг невозможно. Многие из них не могут объяснить, чем вызвано их бродяжничество.

Для бродяг и бомжей характерно наличие соматических, венерических и других болезней. Многие из них (70%) на вопрос: «Хотели бы вы иметь постоянное место жительство и работу?» отвечают: «Не знаю, подумаю» или «Нет, не хочу!» В большинстве своем они хотят сохранить свой образ жизни.

Социальную помощь оказывает Русская Православная Церковь в следующих видах: материальная помощь, социальный патронаж (больницы, дома ребенка, хосписы), досуговая деятельность, работа с престарелыми, осужденными, больными алкоголиками и наркоманами. Служители монастырей не только посещают дома-интернаты, но и снабжают их продуктами, молоком. Послушницы помогают больным.

В 1981 г. Всемирная медицинская ассоциация приняла Лиссабонскую декларацию – международный свод прав пациента, среди которых было провозглашено право человека на смерть с достоинством. Эта декларация по-новому раскрывает необходимость хосписов в нашей стране. Первый советский хоспис был создан осенью 1990 г. в стенах Лахтинской больницы № 11 в г. Санкт-Петербурге. В попечительский совет «Хосписа» вошел Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Председателем движения стал тогда академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Он писал: «Я убежден: хосписы необходимы нашему обществу, в котором уровень боли превзошел все мыслимые пределы…». Несколько позже в подмосковном городе Дубна появляется уникальное для нашей страны учреждение – хоспис на дому. Создается оно для медико-социального обслуживания обреченных больных с прогнозируемой продолжительностью жизни до 6 месяцев. Хоспис предлагает симптоматическое лечение, сложные методы контроля боли, что позволяет пациентам жить более наполненной жизнью. При этом отвечает за качество жизни, а не за ее продолжительность. Уход и услуги предоставляются бесплатно персоналом хосписа в составе: врача-директора, лечащего врача, медицинской сестры, санитарки, социального работника, священника и добровольцев.

В хосписах осуществляется право пациента на информацию, что стало универсальной ценностью современной профессиональной этики врачей. Правда нужна умирающему, чтобы вовремя распорядиться наследством, юридически оформить фактически существующий брак, уничтожить документы или письма и т.д.

Каждый сотрудник хосписа должен иметь хорошо развитые коммуникативные качества, чтобы через общение оказывать пациенту хотя бы психологическую поддержку. Кроме того, каждый специалист или доброволец должен обрести некоторый личный опыт философского или религиозного постижения границы между жизнью и смертью.

Указом Президента России № 1177 от 14.08.1996 г. было образовано Министерство труда и социального развития Российской Федерации. В этом же году принимается Закон о благотворительности и начинается новый этап в социальной работе. Для дальнейшего развития социальной работы в России имеются широкие перспективы. Так, слабо разрабатываются проблемы с дифференциацией безработных: молодежь, беженцы, работники обанкротившихся предприятий и т.д. Существуют проблемы оздоровления окружающей среды, экологического воспитания различных групп населения, но, в первую очередь, детей и учащихся. Особой заботой социальных работников остаются проблемы регулирования миграционного движения населения. В последние годы в Россию приехало значительное количество беженцев и переселенцев, которые после официальной регистрации по месту прибытия имеют право обращаться в службы занятости за содействием в трудоустройстве. Численность зарегистрированных и вынужденных переселенцев составляет около 800 000 человек и им нужны гарантии по защите их имущественных и социальных прав.

Имеются факты незащищенности части российских граждан, проживающих в странах ближнего зарубежья. Возникают проблемы гарантированного минимума пенсий, пособий по инвалидности и детским пособиям, в том числе детям-сиротам, с последующей компенсацией расходов государствами по взаимной договоренности и т.д.

С февраля 1997 г. работники управления социальной защиты населения приобрели статус государственных служащих. Для занятия должностей высших, главных, ведущих и старших специалистов по социальной работе требуется высшее профессиональное образование, а для младших государственных должностей – среднее профессиональное образование.

В Свердловской области создано Министерство социальной защиты населения. В этой системе работает 14 415 человек. Из них имеют высшее образование по социальной работе всего 4%, медицинское – 20%, экономическое – 11%, юридическое – 13% и других специалистов – 52%. Как представляется, у выпускников институтов и факультетов, которые готовят социальных работников, имеются широкие возможности для трудоустройства и проявления своих творческих и деловых способностей.

В настоящее время бурно обсуждаются проблемы институционализация социальной работы. В статье: «Историческая реконструкция институционализации социальной работы как целостного процесса» дается такое определение этого феномена: «Институционализация – процесс, а также результат процесса, в котором социальные действия становятся упорядоченными в устойчивые социальные структурные особенности» [Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. Ответственный редактор А.А. Козлов. Международный проект. – М: 2004 – с.24].

С начала 60-х годов прошлого столетия в научных исследованиях обсуждаются вопросы профессиональной компетентности, в том числе и социальных работников. В работах Э.Ф. Зеера указывается, что компетентность имеет интегративную природу и представляет собой знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также соответствующие умения и навыки [Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования/ Э.Ф. Зеер.- Екатеринбург: 2000 – с. 104].

Компетенцией автор называет совокупность прав, обязанностей специалиста, профессиональных задач, которые он уполномочен решать и отражается в должностной инструкции специалиста [Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования/ Э.Ф. Зеер.- Екатеринбург: 2000 – с. 101].

По мнению автора, компетентность предполагает владение технологиями, то есть знанием того, как выполняется деятельность и представляет собой сплав образованности и опыта.

Профессиональная компетентность, по мнению Ханс-Уве Отто представляет собой зависимость от высокого качества работы, т.е. показателя полезности и специфической области профессиональной ответственности, т.е. от статуса профессиональной эксклюзивности профессии. [Ханс-Уве Отто. Новый подход к пониманию профессиональной компетентности социальных служб.//Актуальные проблемы социальной работы. Сборник статей. Санкт-Петербург: 2005 - с.16].

ВЫВОДЫ:

– после Октябрьской Революции были разрушены многочисленные благотворительные общества, составляющие систему социальной помощи в России;

– новая государственность порождает систему социального воспитания;

– политика социального обеспечения носила дифференцированный, централизованный и регламентируемый характер;

– в период экономических и политических реформ социальная помощь начинает приобретать государственно-филантропический характер;

– в 1990-е годы начинается новый этап социальной работы. 23 апреля 1991 г. Государственный комитет по социальным вопросам утвердил новую специальность – специалист по социальной работе. При многих университетах и институтах открываются факультеты и кафедры для подготовки специалистов по профессиональной социальной работе;

– для социальной работы в Российской Федерации имеются широкие перспективы, стоят перед ней многочисленные задачи по социальному обеспечению населения.

 

Вопросы для повторения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.016 с.)