Становление китайской цивилизации 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление китайской цивилизации



Об истории Древнего Китая нам известно, что по реке Хуанхэ жили земледельцы. Единый Китай образовался в 221 году до н. э. при династии Цин. В 214 году до н. э. китайцы начали строить Великую Китайскую стену (3000 км.) от набегов кочевников-гунов. Горы и пустыни на многие столетия отделили Китай от других народов, поэтому там образовалась своя цивилизация.

Все в Древнем Китае предписывалось сверху: в каких одеждах ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать. Аристократы – «те, кто ест мясо», а простолюдины должны обходиться без него по ритуалу, а не потому, что мяса не было. Существовал принцип: «Кто знатен – тот богат». Незнатный не мог быть не только богатым, но даже зажиточным.

В деревне действовала круговая порука: за одного наказывали общину. А как община поступала с человеком – государство этого не касается, то есть для государства нет личности, а есть община, коллектив. Человек – не индивидуальность, а один за всех – все за одного. Вся эта система многие столетия обеспечивала стабильность в обществе и формировала достаточно ровные отношения власти и народа.

Один из мудрецов Древнего Китая Лао-Цзы высказал мысль о том, что «люди будут жить в гармонии с окружающим миром и тогда они выполнят свое предназначение». С тех пор идея сохранения гармонии с окружающим миром стала великой идеей сохранения всего человечества.

По теории английского историка Тойнби (1888-1975 гг.) в развитии нации большую роль играет интеллектуальная элита. Таким интеллектуалом в Древнем Китае был Кун Цю (Конфуций – по западному произношению), который родился 27 августа 551 г. до н. э. в городе Цюйфу в период «борющихся царств», когда Китай распался на множество царств. В те годы мудрецы предлагали различные способы регулирования государства и воспитания человека, ибо, по словам Конфуция, «в государстве, где царит хаос, люди не живут, если люди отвлекаются от обработки земли, бросают ремесла или уходят из страны, возникает смута и волнение». Конфуций предложил этическую систему: нужно сначала исправить людей, очистить их и вернуть к нормам поведения и государство войдет в равновесие. В основе поддержания гармонии лежит обычай «ли» – сыновья любовь и почитание старших. Основу его этики составлял «культ предков». Предки были образцами для подражания. Без вспоминания о них не начинали ни одного дня, так как предки жили по правилам и соблюдали этические нормы. За малейшие отступления от этих традиций следовало наказание - «фа» Социальным работникам в наши дни неплохо бы взять на вооружение принцип Конфуций поклонения предкам.

Сохранились некоторые сведения о жизни и взглядах Конфуция. Так, отец Конфуция – видный военачальник Китая имел 9 дочерей и ни одного сына – наследника. Тогда он в 70 лет женится на 16 летней девушке Чжэнцзай из бедной семьи и она в дупле тутового дерева родила Кун Цю. Этот ребенок отличался большим весом, вмятиной на темени. Рос он быстрее сверстников, имел массивный лоб, очень длинные уши, у него была вздернута верхняя губа, его отличали белесые на выкате глаза. Вообще не красавец! В последствии он имел высокий рост и грузное тело. Учеба Конфуция началась с выполнения обычаев, ритуалов, поучений матери, изучения китайского фольклора, Уже с детства он изучал ритуал жертвоприношения, которым позднее овладел в совершенстве.

Конфуций женится в 19 лет, становится смотрителем хлебных амбаров, затем надзирателем царских стад. По своему характеру он не был дипломатом – прямодушен, честен, бесстрашен. Играя на лютне (старинном струнном щипковом музыкальном инструменте), он долго отрабатывал мелодию – приводил в единство внутренний опыт и технические умения.

В 30 лет Конфуцию были характерны следующие качества: «Безупречные манеры, неподдельная скромность и редкостное трудолюбие принесли ему необычную для человека его лет известность и авторитет даже среди высших придворных чинов».

Достигнув определенного положения, он открывает первую в Китае школу воспитания человеческих характеров. За все существование школы он обучил 2000 учеников, а 72 из них «прославились в мире». В школе его «не существует ни установленных часов для занятий, ни программ обучения, ни что-либо подобного экзаменам». Обучал словесности, благонравному поведению, преданности и доверию. Учитель он был мягок, но тверд, повелителен, но не жесток, исполнен достоинства, но располагал к себе. На досуге учитель был радушен и весел. Он ценил отдохновение от трудов, радости от приятельской беседы, музицирование и даже винную чарку. Конфуций считал, что простые жизненные ценности: самообладание, здравый смысл, любознательность, скромность – приводят к вершинам мудрости. Занятия словесностью, каллиграфией, живописью, музыкой с легкой руки Кун Цю стали почетными и приносящими славу. Конфуций определил стиль всей китайской цивилизации. Эта школа и по сей день представляет гармонию своеобразных небольших зданий.

Главная книга о Конфуции «Обсужденные речи». В наследии Конфуция нет темы, а есть вариации, анекдоты, афоризмы. Например, «Говорить нужно ровно столько, чтобы выразить смысл». В его наследии масса полезных советов по социальной работе и по качествам социального работника. Интересно, что он высказывал свои наблюдения по жизни мужчин (8 – летний цикл): в 8 месяцев – молочные зубы, в 8 лет он их теряет, в 16 – зрелость, в 64 – мужская сила оставляет его.

И по жизни женщин (7 – летний цикл): в 7 месяце – молочные зубы, в 7 лет их теряет, в 14 лет – зрелость, в 49 – перестает рожать.

А вот еще несколько советов социальному работнику:

– «оказывай помощь только тому, кто не умеет высказывать свои заветные думы…». В настоящее время у нас социальная помощь оказывается информационным методом выявления нуждающихся (соседи, официальные лица и т.д.), а также заявительным методом (бабушка на свою пенсию поднимает внука – ей стыдно идти за помощью). Таких много и их нужно уметь выявлять;

– «Золотое правило Конфуция»: «Не пренебрегай повседневными делами»;

– «Соблюдай обычаи!», - советовал Конфуций. Но их нужно сначала изучить, создать, а потом воспитывать на этих обычаях других людей. На это уйдет много лет, поэтому с ними нужно ознакомить будущих социальных работников уже в образовательном учреждении;

– «Почтительность к родителям и уважение к старшим братьям – вот основа человечности в этой жизни!» Для китайца истина рождается не споре, а в семье. При этом Конфуций говорил: «Вся Поднебесная – одна семья»;

– на людях Кун Цю держится скромно, а в разговоре как бы с трудом подыскивал слова… «Точность выбора слов, жеста, поступка, действия всегда «ко времени» – вот что, по Конфуцию, делает человека учителем»;

– Учитель сказал: «Попробуйте стать хотя бы немного добрее и вы увидите, что уже не в состоянии будете совершать дурные поступки»;

– Учитель сказал: «Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека… Мудрый не теряет ни слова, ни человека;

– «Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не учит людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот» И еще: «Человек, любящий подмечать недостатки других, рано или поздно попадет в беду; человека, который любит разоблачать промахи других подстерегает опасность»;

– Учитель сказал: «Добродетель никогда не останется в одиночестве. Она обязательно соберет вокруг себя людей»;

– Пожалуй, самой важной заслугой Конфуция была разработка различных ритуалов. Он говорил: «Ритуал – это главное условие человеческого общежития и, следовательно, лучшее средство воспитания в людях человечности». Якобы ритуал существует независимо от человека. Это закон природы, а в Законе главное – человеколюбие, гуманность, долг, преданность, искренность, сыновья почтительность, забота о младших и честность. В ритуале он открыл фундамент всей человеческой деятельности, рецепт правильного поведения на все случаи жизни. Ритуал, закон, правило – защита от глупых поступков;

– Сдержанность, и еще раз сдержанность – вот кредо Кун Цю.

– Конфуций говорил: «…Государство богато богатством его подданных и притом не допускает в народе чрезмерного имущественного неравенства, чреватого общественными потрясениями. Ему же приписывают слова: «Равное материальное положение равно вырождению нации, а разное материальное положение ведет к расцвету нации»;

– Материальные интересы людей способны определять ход истории. Сначала накормить людей, а потом обучить;

– Управлять – значит исправлять!;

Тот, кто причиняет хлопоты старшим, будет терпеть унижения. Тот, кто причиняет хлопоты друзьям, потеряет дружбу.

Эти и множество других высказываний Конфуция могут послужить социальным работникам для успеха в их деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.005 с.)