с 1917 г. по настоящее время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

с 1917 г. по настоящее время



Вопросы семинара:

1. Создание государственного обеспечения после 1917 г.

2. Социальное обеспечение населения в годы Великой Отечественной войны.

3. Социальная работа в условиях повышенного социального и экологического риска в России.

Темы рефератов:

1. Деятельность А.С. Макаренко в колонии несовершеннолетних преступников.

2. Социальная помощь при дезадаптивных, девиационных и стрессовых ситуациях.

3. Комсомол и пионерия в СССР.

Литература:

1. Бабкин В.А. Советская система социального обеспечения. М., 1971.

2. История социальной работы в России. VI. М., 1998.

3. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. М., 1995.

4. Основы социальной работы. /Отв. Ред. П.Д. Павленок. М., 1997.

5. Социальная работа в условиях перехода России к рыночным отношениям: анализ, прогнозы. М., 1995.

6. Социальное обеспечение в СССР. М., 1964.

7. Новые подходы в социальной работе и возможности непрерывного образования. Материалы международной конференции. – С-Пб: «Семантика - С», 2002 -296 с.

8. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 1998.

9. Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России. М., 1995.

10.Ширшов В.Д. История социальной работы. Екатеринбург, 2012.

Основные понятия: 1. Классовый подход при социальной помощи; 2. Наркомат социального обеспечения; 3. Собес; 4. Социальное страхование; 5. Врачебно-трудовые экспертизы; 6. Социальная реабилитация раненых; 7. Эвакуация; 8. Трудовые интернаты; 9. Суворовские и нахимовские училища; 10. Права человека; 11. Социальные фонды; 12. Социальные центры; 13. Социальные службы; 14. Клубы общения; 15. Социальный патронаж; 16. Министерство социальной защиты.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ

ПО РАЗДЕЛУ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗА РУБЕЖОМ»

1. Сущность социальной работы и основные этапы ее становления.

2. Методы научного познания истории развития социальной работы.

3. Принципы социальной педагогики и социальной работы: природосообразность, культуросообразность, целостность жизнедеятельности и воспитания, гуманизм и оптимизм.

4. Эволюционная теория помощи и природосообразная теория взаимопомощи.

5. Исторические паттерны помогающего субъекта.

6. Архаичная филантропия (Древние Шумеры, Египет, Индия, Китай).

7. Архаичная филантропия (Древняя Греция и Древний Рим).

8. Структурно-антропологический подход к феномену «помощь».

9. Понятие «блага» в этике и философии.

10. Какие расходы по благотворительности брало на себя Афинское государство?

11.Как регламентировались семейно-брачные отношения и проституция в Древней Греции и Древнем Риме?

12. «Культура стыда» и «Культура вины» в парадигме помощи.

13. Деятельность военно-монашеских орденов.

14. Экономические и политические признаки перехода к новой цивилизации – Европе.

15.Религиозно-государственная и общественная системы благотворительности в Средневековье.

16. Достижения и несчастья эпохи Ренессанса.

17. Идеология и причины «охоты на ведьм».

!8. Роль лепрозориев в борьбе с проказой и венерическими болезнями

19. Проблемы изоляции больных и бедных в эпоху Ренессанса.

20. Нравственный и канонический императив милосердия.

21. Милости телесные» и «милости духовные» как части христианского милосердия. Цель и правила подачи милостыни.

22. Возникновение институциональных форм помощи: приюты, госпитали, больницы, первые школы для бедных в Западной Европе.

23. Становление и развитие образования в Средние века.

24. Появление работных домов. Их положительные и отрицательные стороны.

25. Эпоха Ренессанса и становление системы социального обеспечения.

26. Становление проблемы пенитенциарных учреждений в эпоху Просвещения (три модели этих учреждений).

27. Сложившиеся принципы пенитенциарного учреждения в эпоху Просвещения.

28. Организация благотворительности в Англии.

29. «Открытая» и «закрытая» системы благотворительности в Западной Европе.

30. Организация благотворительности во Франции и Германии.

31. Эльберфельдская система социального обеспечения.

32. Индивидуальные, групповые и общинные методы социальной работы в США. Сущность сеттльмента.

33. Жизнь и деятельность Мери Ричмонд.

34. Основные направления социальной помощи в Западной Европе.

35. Профессиональные и непрофессиональные формы социальной работы за рубежом.

36. Благотворительная деятельность «Армии спасения».

37. Исторические модели социальной работы.

38. Социо-культурная анимация и ее виды.

39. Основные школы социальной работы в США.

40. Подготовка кадров для социальной работы за рубежом.

41. Организационные формы социальной работы за рубежом.

42. История становления и развития хосписов.

43. Кейсуорк как организация индивидуальной помощи.

44. Финансирование социальной работы в США и Западной Европе.

45. Проблемы молодежного движения за рубежом.

46. Сущность и эволюция «женского вопроса». Феминистическое движение.

47. Центры досуга за рубежом.

48. Социальные услуги и социальные службы за рубежом.

49. Социальная защита населения в США.

50. Социальная защита населения в ФРГ.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ

ПО РАЗДЕЛУ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ»

1. Раскройте задачи, стоящие перед курсом «История социальной работы».

2. Раскройте соотношение понятий «воспитание» и «социализация» в историческом плане.

3. Назовите и раскройте основные функции социальной работы.

4. Раскройте понятия: «девиантное, деликветное и преступное поведение».

5. Становление и развитие теории социальных выпадений.

6. Покажите взаимосвязь истории социальной работы с другими областями знаний.

7. Особенности архаичной филантропии в Древней Руси.

8. Парадигма помощи и поддержки на Руси в Х–Х11в. (сакральный смысл, аграрно-магические культы и общинные нормы поведения)

9. Призрение стариков, вдов и детей в Древней Руси. Инфатицид.

10. Какое влияние оказало крещение на Руси на развитие благотворительности.

11. Формы и черты безвозмездной помощи княжеских семей на Руси.

12. Требования Устава 996 г. к общественному призрению.

13. «Русская правда» – свод законов о «нищелюбии» и жизни в общинах.

14. Подвижничество, юродство и «калики-перехожие» на Руси.

15. Монастырская система помощи на различных этапах в России (ктиторская и вотчинская системы).

16 Идеи милосердия древнерусских книжников (Максим Грек, Феодосий Печерский, Даниил Заточник).

17. Тема милосердия и суда в работе Владимира Мономаха «Духовная к детям».

18. Основные идеи благотворительности в «Домострое»

19. Основные рекомендации Стоглавого Собора 1551 г.

20. Причины развития нищенства на Руси в середине ХVI века.

22. Становление и развитие государственного призрения.

23. Государственные законодательства против профессионального нищенства, голода и эпидемий в России.

24. Исторические тенденции светской благотворительности.

25. Система государственных благотворительных заведений при Петре Первом.

26. Призрение “зазорных детей”, военных инвалидов в “гошпиталях”

27. Становление приказов общественного призрения в правлении Екатерины II

28. Воспитание “новой породы” людей в закрытых образовательных учреждениях при Екатерине II.

29.«Открытая» и «закрытая» системы благотворительности в России.

30. Благотворительные акции русских меценатов и филантропов.

31.Влияние российских реформ 1860-70-х годов на развитие государственного, общественного и частного призрения.

32. Основные сферы земской благотворительности.

33. Приходская деятельность Русской Православной церкви в селениях и городах в 1880-90-х гг.

34. Земские и городские учреждения общественного призрения.

35.Профессиональной нищенство как явление социальной патологии в дореволюционной России.

36. Коренные изменения в благотворительной деятельности после 1917г.

37. Взгляды и деятельность К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева по организации социальной жизни и воспитанию детей.

38. Социальная и научная деятельность П.Ф. Лесгафта по семейному и физическому воспитанию.

39. Деятельность А. С. Макаренко в колониях для несовершеннолетних правонарушителей.

40. Деятельность С. Т. Шацкого по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков в колонии «Бодрая жизнь».

41. Деятельность В. Н. Сорока-Росинского в «Республике Шкид».

42. Роль педологии и социальной педагогики в 1920-30-е годы.

43. Социальное обеспечение населения в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.

44. Создание системы социального страхования и пенсионного обеспечения в СССР.

45. Проблемы социальной патологии (профессиональное нищенство, «бомжи», проституция, алкоголизм и т.д.).

46. Социальная работа в условиях повышенного социального и экологического риска в России в настоящее время.

47. Проблемы социальной работы с молодежными организациями.

48.Организационно-правовой механизм социальной работы в Российской Федерации.

49. Традиционное и инновационное в современной социальной работе.

50. Министерство социальной защиты как государственный институт поддержки населения.

 

 

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

1. Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. – М: 1987. - с.361

2. Антология педагогической мысли Украинской ССР. - М: 1988. - с. 599

3. Антонян, Ю. Преступность среди женщин. /Ю. Антонян. –М: 1992.

4. Армия спасения. Истоки и традиции. - М: 1992.

5. Бабкин, В.А. Советская система социального обеспечения./В.А. Бабкин - М: 1971.

6. Бадя, Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк./Л.В. Бадя – М: 1993.

7. Бадя, Л.В., Демина Л.И. Егошина В.Н., и др. Исторический опыт социальной работы в России./Л.В. Бадя и др. – М: 1994.

8. Беляков, В.В. Сиротские детские учреждения России./В.В. Беляков – М:1993- с. 10-11.

9. Бехтерев, В. М. Объективная психология. - М: 1991 - с. 184.

10. Боцяновский, В. Исторический очерк деятельности Российского Красного креста /В. Боцяновский // Антология социальной работы.– М: 1994. – Т.1. –с. 171-172.

11. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика. /Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: ACADEMA. 1999.с.440.

12 Всеобщая декларация прав человека от декабря 1948г. /Генеральная Ассамблея ООН//Международная защита прав и свобод человека.- М: 1990.

13. Гуслякова, Л.Г. Теоретико-методологические аспекты практики социальной работы./Л.Г. Гуслякова. - Барнаул: 1996.

14.Данилова, Л.В. Сельская община в средневековой Руси./Л.В. Данилова. – М: 1994.

15. Древнекитайская литература // История всемирной литературы.- М: 1983,- с. 159.

16. Думова, Н.Г. Московские меценаты./Н.Г. Думова. – М: 1992.

17. Егошина, В.Н., Елфимова, Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России./ В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова. – М: 1994.

18. Замалеев, А.Ф., Зоц, В.А. Мыслители Киевской Руси./ А.Ф. Замалеев, В.А. Зоц. – М:1987.

19. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования/ Э.Ф. Зеер.- Екатеринбург: 2000 – 257 с.

20. Зеньковский, Д.С. История русской философии. /Д.С. Зеньковский.-Л: 1991, Т.1.,Ч.1, - с. 42

21.Зубанова, С.Г. Православная церковь в России в Х1Х веке: социальный и духовно- культурный аспекты. / С.Г. Зубанова. – М: 1995.

22. Исторические предпосылки становления и развития социальной педагогики/Социальная педагогика. Монография. Под редакцией профессора В.Г. Бочаровой. ВЛАДОС. - М: 2004 -368 с.

23. Клибанов, А.И. Духовная культура средневековой Руси. /А.И. Клибанов. –М: 1994.

24. Ключевский, В.О. Этнографические следствия колонизации Верхнего Поволжья// Исторические портреты./ В.О. Ключевский.- М: 1990.

25. Козлов, А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы./А.А. Козлов.- М:1998.

26. Крисанова, Е. Н., Перевозчиков, И. В. Антропология./Е.Н. Крисанова, И.В. Перевозчиков.- М: 1991.- с. 90.

27. Крупская, Н.К. Пед. соч., /Н.К. Крупская.- М:1959.- Т.5, с.37,48.

28. Кузьмин, К.В, Сутырин, Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века): Учебное пособие. /К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин – М: Академический Проект; Трикста, (изд, доп. и испр.) 2005. – 624 с.

29. Леви, К. Печальные тропинки. - М: 1984.- с. 172.

30. Литература Древнего Египта//История всемирной литературы.- М: 1983. -Т.1, с. 61

31. Ляшенко, А.И. Организация и управление социальной работой в России./А.И. Ляшенко.- М: 1995.

32. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику./А.В. Мудрик.- Пенза: 1994.

33. Нищеретный, П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. /П.И. Нищеретный.- М: 1993.

34. Новые подходы в социальной работе и возможности непрерывного образования. Материалы международной конференции. – С-Пб: «Семантика - С», 2002 -296 с.

35. Ожегов С.И. Словарь русского языка. /С.И. Южегов.- М: 1991, - с.390.

36. Основы социальной работы./ Отв. Ред. П.Д. Павленюк. - М: ИНФРА-М. 1999.-368 с.

37. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. ХVIII – начало Х1Х в. – М: 1974. – с. 220-221

38. Печников, Б.А. «Рыцари церкви». Кто они?/Б.А. Печников. - М: 1991.

39. Протестантизм. /Словарь атеиста. - М: 1990. - с.7

40. Прыжов Н. Нищие на Святой Руси// Антология социальной работы. - М: Т.2, с. 9

41. Салустович, П., Григорьева, И. Социальная работа и развитие сообщества/П.Салустович, И.Григорьева.//Социальная работа в муниципальном образовании. Сборник текстов. Перевод с английского и немецкого языков. – Санкт-Петербург: 200. – с.219.

42. Семенов, В.Д. Социальная педагогика: проблемы и пути решения. /В.Д. Семенов.- Свердловск: 1991.- 87 с.

43. Советский энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия». - М: 1985, с. -1278.

44. Сорвина, А. С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях/ Проблемы социальной работы в России. / А.С. Сорвина.- М: 1995.

45. Социальная педагогика. Учебное пособие. Изд. Тюменского государственного университета. – Тюмень: 2003.-220 с.

46. Социальная работа /Под общей ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Дону: «Феникс», 1999.-576 с.

47. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие. Ответственный редактор А.А. Козлов. Международный проект. – М: 2004 – с.368.

48. Социальная работа: наука – профессия. – М: 1991.

49. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. М: 1992.

50. Социальная работа и гражданское общество. Коллективная монография. Под редакцией И.А. Григорьевой, А.А. Козлова, В.А. Самойловой. Международный проект. – Санкт-Петербург: 2006.- 312 с.

51. Социальное обеспечение в СССР. - М: 1986.

52. Социальное обеспечение и страхование в СССР. – М:1964.

53. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом /Сост. А.М. Панов. – М: 1994.

54. Суждения и афоризмы Франсуа де Ларошфуко. Максимы и моральные размышления.- М: 1990. - с. 30.

55.Теория и методика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2 Т. / Под ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочаровой/ М. – Тула: 1993.

56. Транквил, Г.С. Жизнь двенадцати Цезарей. /Г.С. Транквил. – М:1990. - с. 31.

57. Фирсов, М.В. История социальной работы в России. /М.В. Фирсов.- М: 1998.

58. Фирсов, М.В. Антология социальной работы в России. /М.В. Фирсов.- М: Т.1-3, 1995.

59. Фирсов, М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. /М.В. Фирсов.- М: 1992.

60. Холостова, Е.И. Генезис социальной работы в России./Е.И. Холостова.- М: 1995.

61. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М: 1980. - с. 59-60

62. Циткилов П.Я. История социальной работы. Учебное пособие для студентов вузов./ П.Я. Циткилов- Ростов н/Д. 2008. «Феникс» - 858с.

63. Чорбинский, С.И. Социальная работа и социальные программы в США. /С.И. Чорбинский.- М: 1992.

64. Ширшов, В.Д. История социальной работы./В.Д. Ширшов. Изд. УрГПУ- Екатеринбург: 2012. -с.284.

65. Школа социальных педагогов и социальных работников: социальная педагогика и социальная работа за рубежом/Ред. В.Г. Бочарова, А.Н. Дашкина. Вып. 2.- М: 1991.

66. Щапов, Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в ХХв./Я.Н. Щапов.- М:1997.

67. Ханс-Уве Отто. Новый подход к пониманию профессиональной компетентности социальных служб.//Актуальные проблемы социальной работы. Сборник статей. Санкт-Петербург: 2005 -320 с.

68. Энциклопедия социальной работы./ Пер. с англ. В 3 Т. - М: 1999.

69. Ярская-Смирнова, Е.Р. Феминистский подход к социальной работе/ Е.Р. Ярская_Смирнова.//Новые подходы в социальной работе и возможности непрерывного образования. Материалы международной конференции. – С-Пб: «Семантика - С», 2002 -296 с.

 

 

КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Агапе – (греч.) – любовь к ближнему. В отличие от эроса, страстной любви, агапе имела значение деятельной, одаряющей любви.

Альтруизм – бескорыстное служение другим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами.

Аморальность – крайняя форма в разложения личности, выражающаяся в сознательном пренебрежении моральными нормами и ценностями.

Безнадзорность – отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей со стороны родителей или лиц их заменяющих.

Беспризорность – отсутствие у детей семейного или государственного попечения, нормальных условий жизни.

Благотворительность – проявление сострадания к ближнему, негосударственная форма помощи нуждающимся.

Бобыль – крестьянин, не имеющий пашни.

Богадельни – социальные учреждения для убогих, увечных и престарелых всех сословий, не имеющих родственников. В них принимали за определенную плату инвалидов, нижних чинов армии, солдатки, вдовы, неизлечимо больные, умалишенные и т.д.

Божедомье – усыпальница, место погребения неизвестных лиц.

Божница – храм, церковь, странноприимница.

Братчина – совместные праздники в складчину: ссыпщина, мирщина. Проводились также с благотворительными целями.

Вервь – волость, округ, община, мера земли в Древней Руси.

Взаимопомощь – взаимовыручка, форма обмена.

Виктимология – отрасль знаний, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Волонтер – добровольный помощник социального работника, участник ликвидации чрезвычайной ситуации и т.д.

Госпитальеры, тамплиеры – средневековые ордена монахов-воинов.

Гошпиталь – дома призрения для больных, увечных, престарелых обоего пола. Иногда выполняли роль пенитенциарных учреждений для увечных бродяг, нищих из разночинцев, исключенных из духовного звания и т.д.

Детские приюты – благотворительные (негосударственные) учреждения различных ведомств для сирот и бездомных детей.

Дома трудолюбия – благотворительные заведения, представляющие нищим приют и работу.

Дьякон – служитель у пресвитеров и епископов. Следил за сосудами, наблюдал за чистотой престола, вел церковную переписку.

Епископ – главный надзиратель за паствой в епархии, управляющий нижними священными чинами.

Игумен – настоятель мужского монастыря.

Изгой – субъект, в силу каких-либо обстоятельств не связанный с обществом.

Инфатицид – разрешенное убийство детей и стариков на ранних этапах цивилизации общества.

Калика – паломник, отправляющийся к святым местам.

Калики перехожие – странники, побывавшие в святых местах, бродячие нищие, живущие подаянием «Христовым».

Кейсуорк – метод индивидуальной работы социального работника с клиентами.

Клиент – человек, семья или группа, обратившиеся за помощью или поручившие социальной службе защищать их права.

Культура стыда – страх оказаться глупым и смешным в обществе. И наоборот, стремление быть лучшим среди других.

Культура вины – предполагает суд собственной совести, грех первородный, страх Божий.

Ктитор – создатель храма или монастыря, вкладчик, попечитель, староста церковный.

Милосердие – одна из христианских добродетелей, оказывающей милости телесные и духовные. Телесные: питать алчущих, напоить жаждущих, одеть нагого, посетить арестантов, больных, странника принять в дом, погребать умерших в убожестве. Духовные дела: обратить грешника от заблуждения, несведующего научить истине и добру, подать ближнему добрый совет, молиться за него Богу, утешать печального, не воздавать за зло, которое сделали другие, от сердца прощать обиды.

Мирское призрен ие – территориальная система помощи.

Нарциссизм – самолюбование, отделение своих от чужих.

Насилие – принудительное воздействие на кого-либо, нарушение личной неприкосновенности; притеснение, беззаконие, произвол (по С.И. Ожегову).

Нищелюбие – добродетель, состоящая в оказание помощи нищим.

Нищие – определенное сословие, не имеющее собственности, навыков трудовой деятельности и промышляющие сбором подаяний.

Общества вспомоществования, вспоможения – частные организации благотворительной помощи.

Общественное призре ние – организованная система помощи со стороны государства или общества нуждающемуся населению.

Общественные работы – государственная форма поддержки нуждающихся. Виды общественных работ: водоснабжение, устройство плотин, водохранилищ, каналов, работы по укреплению почвы, дорожные работы, лесорубные и распиловочные работы, строительные работы и т.д.

Пансионеры приказов – стипендиаты приказов общественного призрения, обучающиеся за казенный счет в гимназиях и университетах.

Патронаж – проведение оздоровительных, профилактических и санитарно-просветительных мероприятий.

Паттерн – устойчивая модель помогающего субъекта, существующая в каком-либо социуме.

Пенитенциарная система – система принудительного ограничения свободы для преступных элементов.

Подьячиечиновники.

Полоняничные ден ьги – сбор средств в патриарший казенный приказ для выкупа пленных.

Помочи – совместная крестьянская работа в помощь кому-либо, за участие в которой работникам предлагалось угощение.

Призрение – видение; благосклонное внимание, отношение, покровительство; присмотр, забота, попечение; удобство.

Приймачество - прием в семейный круг лиц, не имеющих возможности самостоятельно решать вопросы своего жизнеобеспечения.

Приход – земская и церковная единица общественного управления.

Прядильные дома – места, где женщинам в принудительном порядке представляли работу.

Редистрибуция – передача части произведенного общинниками избыточного продукта на различные общественные нужды.

Реципрокация – взаимопомощь, взаимный обмен дарами, услугами.

Сеттльмент – социальная работа в городском квартале.

Скудельницы – могилы массового захоронения, куда во время эпидемий свозили покойников.

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу и получение социального опыта.

Социальная адаптация – приспособление граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.

Социальная защита – система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

Социальная педагогика – наука о воспитательном влиянии социальной среды.

Социальная поддержка – предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, оказавшимся временно в трудных жизненных ситуациях.

Социальное воспитание – процесс единства организованного и стихийного воздействия на личность с целью успешной социализации.

Социальное обеспечение – система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потери кормильца и т.д.

Социальная реабилитация – процесс восстановления социальных функций личности, группы.

Социальные услуги – деятельность социальных служб по удовлетворению потребностей и интересов клиентов.

Социум – социальная среда, широкое человеческое окружение.

Страхование – система мероприятий по созданию денежного фонда для возмещения ущерба причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, на случай потери трудоспособности, при выходе на пенсию и т.д.

Тотем – комплекс верований и обрядов.

Травматизм – совокупность возникших травм в определенных группах населения.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность граждан, которую он не может самостоятельно преодолеть.

Учреждения социального обслуживания – государственные институты помощи и поддержки различным категориям населения: центры, гостиницы, приюты.

Фасилитация – поддержка, оказание моральной и материальной помощи другим людям.

Филантропия – (греч. любовь к людям). Благожелательное отношение к людям, индивидуальная благотворительность.

Хоспис – специальное учреждение для неизлечимо больных граждан.

Эмансипация женщин – предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни.

Эмиретальные кассы – земские пенсионные фонды для государственных служащих.

Юродивый – урод, калека, симулирующий помешательство. Три типа: «пахаб»(непристойный), «блаженный» (тихий, святой), «буй» (буйный).

 

 

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

(Издание третье, переработанное и дополненное)

 

Текст публикуется в авторской редакции

 

 

ЛР № 040330 от …………. Подписано в печать ……………..

Формат 60х90 1//16. Бумага для множ. апп. Гарнитура Таймс.

Печать плоская. Уч.-изд.л. 12. Тираж 500 экз. Заказ...

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.169 (0.104 с.)