Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ШАРИН В.И.- доктор экономических наук, профессор.↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ширшов, В.Д. История социальной работы. Учебное пособие. Третье издание, переработанное и дополненное. /В.Д. Ширшов - Издание УрГПУ.- Екатеринбург: 2012.- 415 с.
Учебное пособие по «Истории социальной работы» отражает этапы, формы и модели становления и развития социальной работы в России и за рубежом. Рассмотрены основные концепции, международно-правовые нормы, принципы, тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом и в России. В учебном пособии отражены идеи выдающихся педагогов, психологов и политических деятелей, которые повлияли на становление и развития социальной работы в России и за рубежом. Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов, аспирантов и других лиц, работающих в сфере социальной педагогики и социальной работы.
Ширшов В.Д., 2012
Является авторской собственностью. Защищена законом РФ «Об авторских и смежных правах» № 5351/1 –1 от 09.07.93 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е
ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………….…………….6 ГЛАВА I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ …………………………………………….8 1.1. Сущность социальной педагогики и социальной работы..................8 1.2. Филантропия как явление социальной помощи……………………46 1.3. Основные парадигмы социальной работы….……………………..55 ГЛАВА II АРХАИЧНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ …………….……………66 2.1.Архаичная филантропия за рубежом……………………………...66 2.2. Становление и развитие помощи и взаимопомощи в странах Востока и на Руси….……………………………………………………97 ГЛАВА III. ПЕРИОД ОБЩЕСТВЕННОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ………………………………………..114 3.1. Социальная характеристика Средневековья ……………………114 3.2. Религиозно-общественная система благотворительности в Средние века……………………………………………………………129 3.3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся людей на Руси с Х в. по ХIV в...….………....................146 3.4. Церковно-государственная помощь в России с ХIV в. по вторую половину ХVII в………………………………………………………..164 ГЛАВА IV.ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ХVI– начало ХХ в.)............................................................................................. 181 4.1.Становление социального обеспечения в Западной Европе и Америке…………………………………………………………………181 4.2.Государственная благотворительность в России.............................214 4.3. Развитие благотворительности в России после 1861 года...........251 ГЛАВА V. ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ..280 5.1. Социальная работа в США….…………………………………….280 5.2. Социальная работа в Западной Европе……………….………….300 ГЛАВА VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСЛЕ 1917 ГОДА В РОССИИ................................................................................... 322 6.1. Создание государственного обеспечения и просвещения после 1917 года…………………………………………………………322 6.2. Состояние социальной работы и воспитания с 1950г. по настоящее время.................................................................................................343 ПРОГРАММА по курсу «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»..367 Планы семинарских занятий по курсу «История социальной работы»………………………………………………………………... 387 Вопросы к зачетам и экзаменам по разделу «История социальной работы за рубежом»............................................................................... 397 Вопросы к зачетам и экзаменам по разделу «История социальной работы в России»……………………………………………............... 399 Библиография. …………………………………………………………403 Краткий глоссарий по социальной работе ………………………….409
ПРЕДИСЛОВИЕ
Появление курса «История социальной работы» обусловлено стандартами профессии «Социальный педагог» и «Социальный работник». В курсе разрабатываются проблемы становления и развития социальной работы в России и за рубежом, обобщается международный опыт. В любом государстве и во все времена имеется категория населения, нуждающаяся в социальной (общественной) помощи и защите. Реализация этой помощи и защиты происходит в рамках социально-педагогической деятельности, которую принято называть «социальная работа». В курсе «История социальной работы» раскрываются основные понятия социальной работы, история форм помощи, поддержки и образования нуждающихся, изменения паттернов клиентов и субъектов помощи. В учебном пособии предпринята попытка рассмотреть проблемы социальной работы и социальной педагогики в их взаимосвязи и зависимости, так как в истории социальных явлений трудно, а порой и невозможно разделить эти два феномена. Стоит согласиться с утверждением, что «без педагогической направленности, без ориентации на внутренний мир человека и его совершенствование социальная работа во многом обесценивается и лишается своего гуманистического смысла» [Социальная педагогика. Учебное пособие. Изд. Тюменского государственного университета. – Тюмень: 2003.- с.4]. Кроме того, мы исходим из того, что любое учреждение, предприятие в настоящее время нуждается в деятельности социальных работников и социальных педагогов из-за сложной структуры составляющих коллективов и разностороннего влияния социальной среды. С одной стороны, по своему смыслу социальная педагогика близка к педагогике призрения (благотворительности), а с другой стороны, многие выдающиеся педагоги выполняли функции социальных работников. Например, А.С. Макаренко не только готовил колонистов к практической жизни в социуме, но и проводил громадную воспитательную работу. При написании учебного пособия по «Истории социальной работы» мы использовали различные источники по становлению и развитию социальной педагогики и социальной работы в России и за рубежом, в том числе учебные пособия по методологии, истории, теории и практике социальной работы, исторические сведения из энциклопедий, справочников, из периодической печати, курсовых и дипломных работ студентов, которые были выполнены под нашим руководством в Уральском государственном педагогическом университете. Все сведения и исторические факты мы систематизировали, разместили в хронологическом и логическом порядке, что будет способствовать лучшему усвоению учебного материала учащимися и студентами. При описании исторических фактов по курсу «История социальной работы» мы использовали следующие принципы: хронологический, географический, персонифицированный, категориальный, отраслевой подход, описание по научным школам и направлениям.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Сущность социальной педагогики и социальной работы Вопросы: 1. Задачи курса «История социальной работы» 2. Возникновение и развитие социальной педагогики и социальной работы 3. Сущность и содержание социальной работы
В каждой стране существует сложившаяся система защиты и помощи детям и их образования, помощи различным нуждающимся, действует широкая сеть подготовки социальных педагогов и социальных работников. Для Российской Федерации в настоящее время социальная работа – сравнительно новое явление, хотя и имеет как свою историю, так и специфику ее функционирования. Однако знакомство с зарубежным опытом позволит глубже понять современные тенденции и переосмыслить российский опыт. Учебный курс «История социальной работы» приведен в соответствие с требованиями государственного стандарта дисциплины «Социальная работа». Задачи курса «История социальной работы»: 1. Дать ретроспективный анализ становления и развития социальной работы и на этой основе сформировать ценностные представления у студентов о динамике развития этой работы за рубежом и в России; 2. Способствовать лучшей подготовке будущих социальных работников к работе с населением, родителями и детьми различных категорий; 3. Расширить общекультурный кругозор и воспитать творческий подход к социальной работе, знакомить студентов с идеями, концепциями, теориями выдающихся мыслителей прошлого и настоящего; 4. Формировать у обучаемых представления о закономерностях, формах, методах и приемах оказания социальной помощи взрослым людям, детям и подросткам и в социальном воспитании человека. 5. Формировать у студентов готовность к гуманистическому, личностно-ориентированному стилю деятельности социального работника; 6. Формировать аналитические, оценочные умения, необходимые в профессиональной деятельности. Любая наука имеет свою историю и четко очерченный круг изучаемых ею природных или общественных явлений. Возникновение и развитие социальной педагогики и социальной работы обусловлено потребностями общества в новом человеке как двигателе общественного прогресса. В этом положении отражается одна из главных закономерностей этих наук. Вторая закономерность – зависимость социальной работы и социальной педагогики как науки от суммы знаний по предмету исследований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.007 с.) |