ШАРИН В.И.- доктор экономических наук, профессор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ШАРИН В.И.- доктор экономических наук, профессор.



 

Ширшов, В.Д. История социальной работы. Учебное пособие. Третье издание, переработанное и дополненное. /В.Д. Ширшов - Издание УрГПУ.- Екатеринбург: 2012.- 415 с.

 

Учебное пособие по «Истории социальной работы» отражает этапы, формы и модели становления и развития социальной работы в России и за рубежом. Рассмотрены основные концепции, международно-правовые нормы, принципы, тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом и в России. В учебном пособии отражены идеи выдающихся педагогов, психологов и политических деятелей, которые повлияли на становление и развития социальной работы в России и за рубежом.

Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов, аспирантов и других лиц, работающих в сфере социальной педагогики и социальной работы.

 

Ширшов В.Д., 2012

 

Является авторской собственностью. Защищена законом РФ «Об авторских и смежных правах» № 5351/1 –1 от 09.07.93 г.

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………….…………….6

ГЛАВА I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ …………………………………………….8

1.1. Сущность социальной педагогики и социальной работы..................8

1.2. Филантропия как явление социальной помощи……………………46

1.3. Основные парадигмы социальной работы….……………………..55

ГЛАВА II АРХАИЧНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ …………….……………66

2.1.Архаичная филантропия за рубежом……………………………...66

2.2. Становление и развитие помощи и взаимопомощи в странах

Востока и на Руси….……………………………………………………97

ГЛАВА III. ПЕРИОД ОБЩЕСТВЕННОЙ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ………………………………………..114

3.1. Социальная характеристика Средневековья ……………………114

3.2. Религиозно-общественная система благотворительности

в Средние века……………………………………………………………129

3.3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка

нуждающихся людей на Руси с Х в. по ХIV в...….………....................146

3.4. Церковно-государственная помощь в России с ХIV в. по вторую

половину ХVII в………………………………………………………..164

ГЛАВА IV.ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ХVI– начало ХХ в.)............................................................................................. 181

4.1.Становление социального обеспечения в Западной Европе и

Америке…………………………………………………………………181

4.2.Государственная благотворительность в России.............................214

4.3. Развитие благотворительности в России после 1861 года...........251

ГЛАВА V. ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ..280

5.1. Социальная работа в США….…………………………………….280

5.2. Социальная работа в Западной Европе……………….………….300

ГЛАВА VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСЛЕ 1917

ГОДА В РОССИИ................................................................................... 322

6.1. Создание государственного обеспечения и просвещения

после 1917 года…………………………………………………………322

6.2. Состояние социальной работы и воспитания с 1950г. по настоящее

время.................................................................................................343

ПРОГРАММА по курсу «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»..367

Планы семинарских занятий по курсу «История социальной

работы»………………………………………………………………... 387

Вопросы к зачетам и экзаменам по разделу «История социальной

работы за рубежом»............................................................................... 397

Вопросы к зачетам и экзаменам по разделу «История социальной

работы в России»……………………………………………............... 399

Библиография. …………………………………………………………403

Краткий глоссарий по социальной работе ………………………….409

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Появление курса «История социальной работы» обусловлено стандартами профессии «Социальный педагог» и «Социальный работник». В курсе разрабатываются проблемы становления и развития социальной работы в России и за рубежом, обобщается международный опыт.

В любом государстве и во все времена имеется категория населения, нуждающаяся в социальной (общественной) помощи и защите. Реализация этой помощи и защиты происходит в рамках социально-педагогической деятельности, которую принято называть «социальная работа». В курсе «История социальной работы» раскрываются основные понятия социальной работы, история форм помощи, поддержки и образования нуждающихся, изменения паттернов клиентов и субъектов помощи.

В учебном пособии предпринята попытка рассмотреть проблемы социальной работы и социальной педагогики в их взаимосвязи и зависимости, так как в истории социальных явлений трудно, а порой и невозможно разделить эти два феномена. Стоит согласиться с утверждением, что «без педагогической направленности, без ориентации на внутренний мир человека и его совершенствование социальная работа во многом обесценивается и лишается своего гуманистического смысла» [Социальная педагогика. Учебное пособие. Изд. Тюменского государственного университета. – Тюмень: 2003.- с.4]. Кроме того, мы исходим из того, что любое учреждение, предприятие в настоящее время нуждается в деятельности социальных работников и социальных педагогов из-за сложной структуры составляющих коллективов и разностороннего влияния социальной среды. С одной стороны, по своему смыслу социальная педагогика близка к педагогике призрения (благотворительности), а с другой стороны, многие выдающиеся педагоги выполняли функции социальных работников. Например, А.С. Макаренко не только готовил колонистов к практической жизни в социуме, но и проводил громадную воспитательную работу.

При написании учебного пособия по «Истории социальной работы» мы использовали различные источники по становлению и развитию социальной педагогики и социальной работы в России и за рубежом, в том числе учебные пособия по методологии, истории, теории и практике социальной работы, исторические сведения из энциклопедий, справочников, из периодической печати, курсовых и дипломных работ студентов, которые были выполнены под нашим руководством в Уральском государственном педагогическом университете. Все сведения и исторические факты мы систематизировали, разместили в хронологическом и логическом порядке, что будет способствовать лучшему усвоению учебного материала учащимися и студентами.

При описании исторических фактов по курсу «История социальной работы» мы использовали следующие принципы: хронологический, географический, персонифицированный, категориальный, отраслевой подход, описание по научным школам и направлениям.

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Сущность социальной педагогики и социальной работы

Вопросы:

1. Задачи курса «История социальной работы»

2. Возникновение и развитие социальной педагогики и социальной работы

3. Сущность и содержание социальной работы

 

В каждой стране существует сложившаяся система защиты и помощи детям и их образования, помощи различным нуждающимся, действует широкая сеть подготовки социальных педагогов и социальных работников. Для Российской Федерации в настоящее время социальная работа – сравнительно новое явление, хотя и имеет как свою историю, так и специфику ее функционирования. Однако знакомство с зарубежным опытом позволит глубже понять современные тенденции и переосмыслить российский опыт. Учебный курс «История социальной работы» приведен в соответствие с требованиями государственного стандарта дисциплины «Социальная работа».

Задачи курса «История социальной работы»:

1. Дать ретроспективный анализ становления и развития социальной работы и на этой основе сформировать ценностные представления у студентов о динамике развития этой работы за рубежом и в России;

2. Способствовать лучшей подготовке будущих социальных работников к работе с населением, родителями и детьми различных категорий;

3. Расширить общекультурный кругозор и воспитать творческий подход к социальной работе, знакомить студентов с идеями, концепциями, теориями выдающихся мыслителей прошлого и настоящего;

4. Формировать у обучаемых представления о закономерностях, формах, методах и приемах оказания социальной помощи взрослым людям, детям и подросткам и в социальном воспитании человека.

5. Формировать у студентов готовность к гуманистическому, личностно-ориентированному стилю деятельности социального работника;

6. Формировать аналитические, оценочные умения, необходимые в профессиональной деятельности.

Любая наука имеет свою историю и четко очерченный круг изучаемых ею природных или общественных явлений.

Возникновение и развитие социальной педагогики и социальной работы обусловлено потребностями общества в новом человеке как двигателе общественного прогресса. В этом положении отражается одна из главных закономерностей этих наук. Вторая закономерность – зависимость социальной работы и социальной педагогики как науки от суммы знаний по предмету исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.012 с.)