![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ШАРИН В.И.- доктор экономических наук, профессор.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ширшов, В.Д. История социальной работы. Учебное пособие. Третье издание, переработанное и дополненное. /В.Д. Ширшов - Издание УрГПУ.- Екатеринбург: 2012.- 415 с.
Учебное пособие по «Истории социальной работы» отражает этапы, формы и модели становления и развития социальной работы в России и за рубежом. Рассмотрены основные концепции, международно-правовые нормы, принципы, тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом и в России. В учебном пособии отражены идеи выдающихся педагогов, психологов и политических деятелей, которые повлияли на становление и развития социальной работы в России и за рубежом. Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов, аспирантов и других лиц, работающих в сфере социальной педагогики и социальной работы.
Ширшов В.Д., 2012
Является авторской собственностью. Защищена законом РФ «Об авторских и смежных правах» № 5351/1 –1 от 09.07.93 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е
ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………….…………….6 ГЛАВА I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ …………………………………………….8 1.1. Сущность социальной педагогики и социальной работы..................8 1.2. Филантропия как явление социальной помощи……………………46 1.3. Основные парадигмы социальной работы….……………………..55 ГЛАВА II АРХАИЧНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ …………….……………66 2.1.Архаичная филантропия за рубежом……………………………...66 2.2. Становление и развитие помощи и взаимопомощи в странах Востока и на Руси….……………………………………………………97 ГЛАВА III. ПЕРИОД ОБЩЕСТВЕННОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ………………………………………..114 3.1. Социальная характеристика Средневековья ……………………114 3.2. Религиозно-общественная система благотворительности в Средние века……………………………………………………………129 3.3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся людей на Руси с Х в. по ХIV в...….………....................146 3.4. Церковно-государственная помощь в России с ХIV в. по вторую половину ХVII в………………………………………………………..164 ГЛАВА IV.ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ХVI– начало ХХ в.)............................................................................................. 181 4.1.Становление социального обеспечения в Западной Европе и Америке…………………………………………………………………181
4.2.Государственная благотворительность в России.............................214 4.3. Развитие благотворительности в России после 1861 года...........251 ГЛАВА V. ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ..280 5.1. Социальная работа в США….…………………………………….280 5.2. Социальная работа в Западной Европе……………….………….300 ГЛАВА VI. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСЛЕ 1917 ГОДА В РОССИИ................................................................................... 322 6.1. Создание государственного обеспечения и просвещения после 1917 года…………………………………………………………322 6.2. Состояние социальной работы и воспитания с 1950г. по настоящее время.................................................................................................343 ПРОГРАММА по курсу «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»..367 Планы семинарских занятий по курсу «История социальной работы»………………………………………………………………... 387 Вопросы к зачетам и экзаменам по разделу «История социальной работы за рубежом»............................................................................... 397 Вопросы к зачетам и экзаменам по разделу «История социальной работы в России»……………………………………………............... 399 Библиография. …………………………………………………………403 Краткий глоссарий по социальной работе ………………………….409
ПРЕДИСЛОВИЕ
Появление курса «История социальной работы» обусловлено стандартами профессии «Социальный педагог» и «Социальный работник». В курсе разрабатываются проблемы становления и развития социальной работы в России и за рубежом, обобщается международный опыт. В любом государстве и во все времена имеется категория населения, нуждающаяся в социальной (общественной) помощи и защите. Реализация этой помощи и защиты происходит в рамках социально-педагогической деятельности, которую принято называть «социальная работа». В курсе «История социальной работы» раскрываются основные понятия социальной работы, история форм помощи, поддержки и образования нуждающихся, изменения паттернов клиентов и субъектов помощи. В учебном пособии предпринята попытка рассмотреть проблемы социальной работы и социальной педагогики в их взаимосвязи и зависимости, так как в истории социальных явлений трудно, а порой и невозможно разделить эти два феномена. Стоит согласиться с утверждением, что «без педагогической направленности, без ориентации на внутренний мир человека и его совершенствование социальная работа во многом обесценивается и лишается своего гуманистического смысла» [Социальная педагогика. Учебное пособие. Изд. Тюменского государственного университета. – Тюмень: 2003.- с.4]. Кроме того, мы исходим из того, что любое учреждение, предприятие в настоящее время нуждается в деятельности социальных работников и социальных педагогов из-за сложной структуры составляющих коллективов и разностороннего влияния социальной среды. С одной стороны, по своему смыслу социальная педагогика близка к педагогике призрения (благотворительности), а с другой стороны, многие выдающиеся педагоги выполняли функции социальных работников. Например, А.С. Макаренко не только готовил колонистов к практической жизни в социуме, но и проводил громадную воспитательную работу.
При написании учебного пособия по «Истории социальной работы» мы использовали различные источники по становлению и развитию социальной педагогики и социальной работы в России и за рубежом, в том числе учебные пособия по методологии, истории, теории и практике социальной работы, исторические сведения из энциклопедий, справочников, из периодической печати, курсовых и дипломных работ студентов, которые были выполнены под нашим руководством в Уральском государственном педагогическом университете. Все сведения и исторические факты мы систематизировали, разместили в хронологическом и логическом порядке, что будет способствовать лучшему усвоению учебного материала учащимися и студентами. При описании исторических фактов по курсу «История социальной работы» мы использовали следующие принципы: хронологический, географический, персонифицированный, категориальный, отраслевой подход, описание по научным школам и направлениям.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Сущность социальной педагогики и социальной работы Вопросы: 1. Задачи курса «История социальной работы» 2. Возникновение и развитие социальной педагогики и социальной работы 3. Сущность и содержание социальной работы
В каждой стране существует сложившаяся система защиты и помощи детям и их образования, помощи различным нуждающимся, действует широкая сеть подготовки социальных педагогов и социальных работников. Для Российской Федерации в настоящее время социальная работа – сравнительно новое явление, хотя и имеет как свою историю, так и специфику ее функционирования. Однако знакомство с зарубежным опытом позволит глубже понять современные тенденции и переосмыслить российский опыт. Учебный курс «История социальной работы» приведен в соответствие с требованиями государственного стандарта дисциплины «Социальная работа». Задачи курса «История социальной работы»: 1. Дать ретроспективный анализ становления и развития социальной работы и на этой основе сформировать ценностные представления у студентов о динамике развития этой работы за рубежом и в России; 2. Способствовать лучшей подготовке будущих социальных работников к работе с населением, родителями и детьми различных категорий; 3. Расширить общекультурный кругозор и воспитать творческий подход к социальной работе, знакомить студентов с идеями, концепциями, теориями выдающихся мыслителей прошлого и настоящего;
4. Формировать у обучаемых представления о закономерностях, формах, методах и приемах оказания социальной помощи взрослым людям, детям и подросткам и в социальном воспитании человека. 5. Формировать у студентов готовность к гуманистическому, личностно-ориентированному стилю деятельности социального работника; 6. Формировать аналитические, оценочные умения, необходимые в профессиональной деятельности. Любая наука имеет свою историю и четко очерченный круг изучаемых ею природных или общественных явлений. Возникновение и развитие социальной педагогики и социальной работы обусловлено потребностями общества в новом человеке как двигателе общественного прогресса. В этом положении отражается одна из главных закономерностей этих наук. Вторая закономерность – зависимость социальной работы и социальной педагогики как науки от суммы знаний по предмету исследований.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.21 (0.011 с.) |