Социальная характеристика Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная характеристика Средневековья



 

 

 

Период истории с Y и по ХY1 вв. в Центральной и Западной Европе принято называть Средневековьем. Специфической особенностью Средневековья явилось господство религиозной идеологии христианства в культуре, просвещении и в общественной жизни.

После крушения Западной Римской империи в Средневековье возникает новое культурно-социо-историческое явление – Европа. В науке выделяют три периода Средневековья:

1. Раннее Средневековье (V – Х1 вв.) – период становления европейской цивилизации.

Средневековье начиналось с наступления «темных веков» (V – VII вв.), когда во всех областях жизни проявлялся регресс:

- сокращение народонаселения (голод, эпидемии, бесправие и т.д.);

- прекратилось строительство дорог;

- разрушилась система орошения посевов сельскохозяйственных культур;

- пришла в упадок система управления и власти;

- были забыты достижения римского классического права;

- утратились умения обработки камня, прекратилось строение каменных зданий и сооружений;

- было забыто производство стекла;

- к VII веку в Европе исчезли школы античного типа: из-за постоянных войн, отсутствия кадров преподавателей, конкуренции церковных учебных заведений и т.д. Даже в высшем обществе повсеместно царила неграмотность и невежество. В церковных школах образование едва теплилось. Один из современников писал: «Молодые люди не учатся. У преподавателей нет учеников. Наука ослабела и умирает». В полном пренебрежении было физическое воспитание, так как по христианской догме считалось, что «Тело – враг души». В школах царили жестокие наказания: лишение еды, карцер, избиения. Учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине, а позже – по голому телу. В ХIV веке розгу, палку и плеть сменил длинный бич. Секли всех без исключения. Наставники не жаловали даже юных монархов. Каникул в школе не было, но дети могли отдохнуть во время многочисленных церковных праздников, когда разрешались игры, борьба и проводились «дни веселья» и т.д.

Первый после распада Древнего Рима король франкского государства Карл Великий (742-814 гг.) основал дворцовую школу с узким кружком ученых и наставников, хотя сам Карл Великий научился читать только после 40 лет жизни. Король издает свои знаменитые распоряжения о повсеместном развитии школьного обучения при епископствах и монастырях, но эти распоряжения трудно было выполнить.

В произведении «Деяния Карла Великого» средневековый автор Ноткер Заика (840-912 гг.) писал о том, что два ученых из Ирландии начали продавать знания, мудрость. Продавали потому, что охотнее народ приобретает то, что продается, нежели то, что предлагается даром. Вокруг этих мудрецов собирались толпы народа. И Карл Великий призвал их и дал помещения, одежду, питание и учеников. Вернувшись с войны, Карл Великий приказал привести к нему мальчиков-учеников с их сочинениями в стихах. При этом дети среднего и низшего сословия сверх ожидания принесли работы услащенные всеми приправами мудрости, знатные же представили убогие и нелепые. Тогда Карл Великий хороших учеников расположил по правую руку, а плохих – по левую и сказал: «Я очень признателен вам, дети мои, за то, что вы постарались по мере своих сил выполнить мое приказание для вашей же пользы. Старайтесь же теперь достигнуть совершенства, и я дам вам великолепные епископства и монастыри, и вы всегда будете в моих глазах людьми, достойными уважения, обращаясь к хорошим ученикам».

Затем с порицаниями он обратился к ученикам из богатых семей и дал клятву - не обращать внимание на богатство и красивые лица, а ценить образованность.

Карл Великий следил за тем, чтобы ученики умели хорошо читать, соблюдая темп и высоту голоса. Интересно, что наказания он рассматривал как естественное и богоугодное дело. В одном из своих капитуляриев Карл Великий требовал лишать нерадивых учеников пищи. Науку предлагал вбивать кулаками.

При раннем Средневековье к VIII – IХ векам начинается процесс складывания нового феодального порядка, которому было характерно:

1. Установление отношений вассалитета среди феодалов. Среди них сложилась иерархическая структура: король (рекс) – графы (воеводы) – рыцари (дружинники). Король поручал графам участки земли. Графы должны были собирать оброк с местного населения в пользу короля и дружины. Рыцари получали в управление деревни. Вся иерархия держалась на личных клятвах сеньоров (графов) и вассалов (рыцарей) в преданности королю. Графы были вассалами у короля, но король не был сеньором для рыцарей. Бытовала поговорка: «Вассал моего вассала – не мой вассал»).

2. Установление земельных феодов – земельных владений (сеньории у графов и вотчины – у рыцарей). Владение феодами было наследственным и условным, так как владелец должен служить графу и королю.

Средневековое общество имело сословно-корпоративное устройство. В этом обществе было множество субкультур, групповых обычаев, традиций, норм воспитания, способов и методов обучения подрастающих поколений. Всеобщая система образования как бы распалась:

1. На сословную, где выделялись крестьянские, рыцарские, монашеские, городские, женские и другие составляющие;

2. На корпоративную – обучение и воспитание ремесленников, купцов, ученых, представителей военно-монашеских орденов и т.д.

Средневековая деревня жила в аграрном циклическом ритме с чередой сменяющих друг друга поколений, вовлечения детей в процессы жизнедеятельности. Дети являлись частью окружающей природы, всеобщих процессов рождения, взросления, старения и умирания. Воспитывались они на идеалах мифов и легенд, где люди с раннего детства совершают героические поступки.

Идеалы христианского деревенского воспитания стали основой для создания рыцарской культуры. Внутри господствующего класса складывается вассалитет: король – граф – рыцари. Действует правило «круглого стола» – все рыцари делятся по знатности, а король – первый среди равных. Все держится на основе личной клятвы в верности. Лицо, закрытое забралом, скрывало порой простого крестьянина, гордого рыцаря и величественного короля. Правда, у каждого представителя имелись свои взгляды на мораль, разным был уровень подготовленности к военной деятельности. Порой один специально подготовленный рыцарь выходил победителем в схватке с десятком крестьянских мужиков на поле боя. Постепенно складывается кодекс чести рыцаря: он должен вести приличный образ жизни и тратить излишки на милостыню нуждающимся.

3. Произошло закрепощение крестьян, на которых возлагались многие повинности: прямые (оброк и барщина); косвенные (откуп, пошлина за пользование мельницей, рыночные и дорожные пошлины); разные поборы, унижающие личное достоинство крестьян, например, уплата сбора за право жениться, право первой ночи и т.д. Крестьянам приписывалась подлость и моральное уродство. За малейшие провинности они подвергались жестоким карательным наказаниям. В то же время «благородные» должны были отличаться даже внешне: иметь длинные и вьющиеся волосы цвета льна, голубые, «правдивые» глаза.

2. Классическое средневековье (ХI – ХV вв.) – Европа становится центром культуры мира прежде всего за счет темпов социально-экономического и политического развития.

При классическом Средневековье происходит «аграрная революция», в результате которой мотыжная обработка земли была заменена пашенной с использованием плуга, распространилась трехпольная система посевов, начали использовать органические удобрения. Все это привело к росту производства зерна.

Аграрная революция привела к «коммунальной революции», когда города были освобождены из-под власти сеньоров и появилось новое сословие – бюргеры и буржуа. Революция на селе вызвала «энергетическую революцию»- повсюду начали применять водяные и ветряные мельницы.

Развитие ремесел и торговли в ХII-ХIV вв. привели к появлению цеховых школ, в которых дети ремесленников получали начальное образование. Обучение же самому ремеслу осуществлялось либо в семьях ремесленников, либо в процессе цехового ученичества. Гильдейские школы создавались объединениями купцов – гильдиями. В этих платных школах учились дети состоятельных родителей, а обучение несло практическую направленность. Все это можно объяснить тем, что в эти годы появляется новая форма производства – мануфактуры, которые требовали практически подготовленного человека к работе в новых организационных условиях.

Особенностью классического Средневековья является открытие университетов, так как появляется необходимость в людях с основательными и глубокими знаниями. По инициативе ученых в крупных городах Италии, Испании, Франции и Англии открываются университеты, которые имели право на самоуправление. Церковь постепенно подчиняет себе университеты и создает новые. Так, в 1257 г. был основан университет в Латинском квартале Парижа, который получил название «Сорбонна» по имени его создателя духовника французского короля Людовика 1Х Робертом де Сорбонн. Университет имел 4 факультета:

- подготовительный (аристократический) или факультет искусств, где преподавались «семь свободных искусств». Факультет фактически был средней школой, где учились 6-7 лет и выпускники получали степень «магистр искусств».

- далее учились на одном из трех факультетов: богословском, медицинском или юридическом. Учились 5-6 лет и получали звание – «доктор».

Преподаватель читал свои лекции по книгам, которые были недоступны для всех студентов, ввиду их недостатка (книгопечатание еще не было изобретено и книги переписывались вручную) и большой стоимости.

В документе от 1355 г. «Статут Парижского университета о методах чтения лекций» говорится, что лекции нужно читать в быстром темпе, так как это развивает ум, а давать лекции под запись – менее эффективно. В документе указывалось, что кто из профессоров читает лекции под запись, должен быть наказан: при первом случае – по пинте пива (0,5 литра) каждому преподавателю, при втором случае – по две пинты пива, а при третьем случае нарушителя просто выгоняли из университета. При чтении лекций по Библии или «Сентенциям» студенты должны были иметь книги на занятиях, чтобы сравнить речь лектора с текстом. Эти предметы должны читаться людьми старше 25 лет.

В документе «Порядок диспутов в Сорбонне» говорится, что посещении лекций, проповедей студенты должны быть в мантиях или сутанах и сидеть не на стульях, а на полу, чтобы смирить свою гордыню перед учителем.

После лекций организовывались диспуты, перед которыми студенты должны были приготовить и представить тезисы своих докладов. Часто диспуты перерастали в бурные споры, а иногда и в потасовки.

Экзамены у студентов принимали четыре магистра, которые давали клятву, что будут честны, допуская достойных и отвергая недостойных. Кроме магистров на экзаменах могут присутствовать канцлер или вице-канцлер университета. Жили студенты в общежитии университета (коллегиум) или на квартирах (бурса). В университете студенты объединялись по нациям или землячествам.

Теоретическую базу под средневековое образование (теологию - богословие) подвел философ и схоласт Фома (Томас) Аквинский (1225-1274 гг.). В своих трудах («Сумма теологии» и «Сумма против язычников») он сформулировал доказательства бытия и познание Бога: первоначало и первопричина бытия; конечная цель сущего; двойственная природа человека, которая состоит из тела и души, при этом душа - главное и для ее воспитания нужно опираться на христианскую этику. Без религии не существует нравственности, заявляют неотомисты; природа завершается в благодати, разум – в вере, а познание – в сверхъестественном откровении, поэтому религия – высшая ступень познания действительности. Цель образования триединая: знать Бога, воспитать любовь к нему и служение Богу. Одной из задач образования считалось в выработке формально-логического мышления. Этому был подчинен порядок и последовательность обучения: грамматика, логика, диалектика, толкование текстов и теологических понятий Главным предметом преподавания была теология на основе дедуктивной логики, механического заучивания и т.д.

Современные неотомисты говорят о необходимости сочетания научных знаний и религиозной веры в школе. Они выступают за обязательный учебный план, против свободного выбора предметов и воспитания, против ранней профессионализации. Неотомисты проповедуют авторитарный подход в образовании, непререкаемый авторитет учителя.

При классическом Средневековье обострилась борьба между королевской властью и вассалами, что привело к многочисленным войнам и становлению национальных европейских государств: Англии, Франции, Португалии, Наварры, Кастилии и т.д. В это время произошла юридическая фиксация правового состояния сословий: рыцари, духовенство, крестьянство, бюргерство.

Власть королей ограничивалась парламентом в Англии, Генеральными Штатами во Франции, кортесами в Испании, рейхстагом в Германии, сеймом в Польше.

В период классического Средневековья началось противоборство церковной и светской власти. Церковь выступала как стабилизирующий фактор общества, способствуя этим росту и развитию товарно-денежных и рыночных отношений, грамотности и народного просвещения.

С принятием христианства в Западной Европе стала господствующей культурная парадигма – «культура вины». Эта «культура вины» существенно отличается от господствующей парадигмы Древней Греции и Рима – «культуры стыда». Системой внутренней ценности для человека становится суд собственной совести, а не суд толпы. Идея суда собственной совести проходит через библейские каноны и является основой христианского мировоззрения. Согласно этой идеи семья и школа становятся божьим храмом. Постоянное учение, поиск мудрости в Священных книгах и в Боге стали категорическими требованиями. Человек, который не учится, пренебрегает Богом. Отсюда человек иудаизма, а затем и христианства – это «человек учащийся» (homo studiosis).

Объединение библейской религиозности с логико-философской образованностью породило раннехристианскую культуру. Христос воспринимается как Педагог и одновременно как Отец – более значимый, чем физический глава римской фамилии, как ходатай за простых граждан. Христианская идеология обращена во внутрь человека и этим она противоположна античной системе социальных отношений.

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский в книге «Творения» в разделе «Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне» писал: «…Часто многие из отцов делают все и принимают меры, чтобы у сына был прекрасный конь, блестящий дом или многоценное поле, а о том, чтобы у него была прекрасная душа и благочестивое намерение, этому они не оказывают никакого внимания». Далее он писал о том, что, кто не любит Бога, тот не любит и родителей, а поэтому детей надо вразумлять. «…Вразумление состоит в том, что мы не просто советуем, но что наносим удар сильный и резкий (вплоть до плети и изгнания из дома). Недостаточно только сказать или предложить увещевание, но должно оградить многих страхом, чтобы пресечь легкомыслие юности…». В другом месте он писал: «Если бы отцы тщательно воспитывали своих собственных детей, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни мщений и наказаний, ни публичных убийств…».

Христианское духовенство всячески отвергало античную культуру как языческую. Однако для совершения богослужения и выполнения многочисленных религиозных обрядов духовенство использовало латинский язык. В церковных библиотеках сохранилось значительное количество рукописей римских и греческих авторов, многие письменные и материальные памятники той эпохи.

Античное наследие прослеживается не только в христианской идеологии, но и в сохранении латинского языка, права, в прикладных науках и медицине. Язык Древнего Рима стал общеевропейским письменным языком, что обеспечило передачу и усвоение традиций, накопление возникающих новаций. Сложившийся в античности язык нес внутри себя систему понятий, выражений и конструкций. А с момента перевода Библии на латинский язык это вечный документ стал обязательным учебным пособием.

Римское право сохранило рационалистическо-систематическое образование в Средние века, которые были эпохой энциклопедий, правовых, теологических, естественнонаучных, исторических и других сборников. Через классическое Средневековье прослеживается линия восприятия и использования римского права, светского гражданского права для создания национальных европейских правовых систем и правового воспитания, в том числе и церковно-канонического. Из античности в Средневековье перешли научные данные из математики, геометрии, астрономии, медицины и т.д.

Воспитательные теории в Средневековой Европе создавались и реализовывались при школах: в приходах (при церквах), монастырях, на соборных и епископских кафедрах и очень редко при кружках ученых для королевских и знатных особ. Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты, религиозным догмам и пению псалмов и молитв. Раннее средневековье почти не знало чисто педагогической деятельности, она совмещалась с духовной, со светской или военной службой.

Средневековое воспитание было четко направлено на практическое поведение человека. Если сочинения античных авторов наполнены многознанием, искрятся цитатами классиков, именами мифологических, легендарных и исторических персонажей, то мыслители средневековья почти не употребляют цитат и редко называют имена людей. Мудрецы средневековья считали, что многознание – суетное любопытство, а главное состоит в любомудрии, в неспешном и вдумчивом диалоге с божественно устроенном миром, с самим Богом. Отсюда цель воспитания в средневековье была направлена на формирование страха, как начало премудрости. Страх рождался на кончике розги отца, первого учителя. Обучение шло в большой строгости, в уничтожении гордыни и приобретения опыта постижения христианской истины, почитания и следования Господу. Человек должен стремиться к отрешению от страстей, порочных желаний и помыслов.

Сила христианской традиции – во всеобщем ученичестве. Сначала христианство полагало лишним учить детей мирским знаниям и лишь готовило их к таинству крещения (катехуменов), для чего открывались церковные школы. В этих школах использовался катехетический (вопросно-ответный) метод обучения. Кроме того, христианское образование в средневековой культуре не сводилось к овладению суммой знаний, а предполагало построение самого себя по образу Божия. Изучая мир, его мельчайшие детали, ученик удивляется ему как храму Божьего творения. Тот же, кто пытается самостоятельно, жалким своим человеческим разумом изменить природу, тот посягает на божественно устроенную иерархию и законы вселенной.

.Средневековое обучение не сводилось к обучению словом (чтению, письму, грамматике, риторике и т.д.), а преследовало цель формирования умений (ремеслу, искусству, науке, логике, диалектике, философии и т.д.). Интересно, что теоретические тексты Отцов Церкви, писателей Средневековья оказываются чрезвычайно практическими, всякая мысль была направлена на практику. Учит мыслить – это значит воспитывать одухотворенность ежедневного поведения. Никто из живущих не знает, когда его призовет Бог к себе, поэтому воспитание должно начинаться с первых минут жизни ребенка (еще в утробе матери) и продолжаться всю последующую жизнь.

Но как соединить разум, ученость с верой в Бога? Средневековые учителя и ученики руководствовались таким указанием: «Там, где это возможно, соединяй веру с разумом». Подлинное же, высшее знание, считали тогда, не может быть выражено в словах и открывается с помощью благодати, ниспосланной Господом, другими словами, рациональное и иррациональное – это двуликий Янус средневекового обучения.

Когда христианство стало господствующей религией, встал вопрос об изменении системы образования и церковь взяла на вооружение идеи свободных наук (искусств) – artes liberales: грамматику, риторику и диалектику (тривиум или трехпутья) и арифметику, геометрию, музыку, астрономию (квадриум или четырехпутья), а высшим познанием было богословие (теология). Свободные науки имели хождение наряду с семью рыцарскими добродетелями: 1) езда верхом, 2) плавание, 3) владение копьем, мечом и щитом, 4) фехтование, 5) охота, 6) игра в шахматы, 7) слагать и петь стихи. Обучение грамоте рыцарей считалось не обязательным. Для рыцарской системы воспитания было характерно презрение ко всем видам труда, включая даже умственный, ценились только сила и ловкость, а также умение эффектно, но не обязательно эффективно ими распорядиться.

Винсент из Бове (1264г.) – энциклопедист, автор произведений «Великое зерцало» (сведения обо всем) и «О наставлении детей знатных граждан», создатель стройной системы образования Средневековья оставил следующие рекомендации по воспитанию подрастающих поколений: «Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их. Есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица твоего».

С какого времени начинать формирование личности? И Винсент из Бове советует: «Человек тогда должен формироваться, когда притвориться еще не умеет и больше слушается наставлений».

Обучать нужно, замечает Винсент из Бове, через литературную образованность и приводит слова Сенеки: «Больше пользы, чем слова, принесли бы тебе живой голос мудрецов и жизнь рядом с ними. Лучше прийти и видеть все на месте, во-первых, потому, что люди верят больше глазам, чем ушам, во-вторых, потому, что долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров…». Касаясь роли красноречия, Винсент из Бове приводит слова Цицерона: «Мудрость без красноречия мало полезна» и продолжает: «Всякому способу речи (обучающего) должны быть присущи пять (качеств), а именно доступность или ясность сказанного, краткость, польза, приятность, зрелость». Касаясь роли ученика при обучении, Винсент из Бове писал: «от внимания слушателя требуется три вещи, а именно: молчаливость, смирение и различие», то есть он предполагает необходимость в какой-то степени недоверие к словам собеседника. И он же называет препятствия для учения: 1) гордыня, 2) зависть, 3) гневливость, 4) уныние или вялость, 5) жадность, 6) похоть, 7) чревоугодие.

Основным способом обучения было ученичество: ученичество у Бога (монах, священник, послушник и т.д.), ученичество у мастера (ремесленник, ученый, военный и т.д.), ученичество в семье. Даже школы имели ученический характер, так как отсутствовала строгая классная система и ученики перенимали знания и умения от учителя в непосредственном общении.

По инициативе Церкви было организовано восемь «крестовых походов» (с 1096 по 1270 гг.), имевших целью освобождения «Гроба Господня» из-под власти «неверных». Результаты этих походов были плачевны: разрушены многие города, распространение эпидемий и гибель сотен тысяч людей.

Одновременно Церковь всячески пыталась подчинить светскую власть своему духовному авторитету, жестко подавляла свободомыслие и ереси среди населения. Церковь налагала на королей обязанность защищать служителей церкви, вдов, сирот и всех прочих бедных и неимущих. Короли должны быть благочестивыми и справедливыми.

Постепенно Европа становится центром новой цивилизации, растет торговля, развивается мореплавание.

3. Позднее средневековье (ХVI – ХVII вв.) – период кризиса феодализма и наступления эпохи Ренессанса (Возрождения). При позднем Средневековье произошли бурные события:

- Нидерландская буржуазная революция (1566-1609), которая была направлена против феодального строя и господства Испании и проходила под знаменем кальвинизма и при участии передовой части буржуазии.

Идеи кальвинизма проповедовал и жестоко проводил в жизнь Жан Кальвин (1509-1564)- активный деятель Реформации, который на многие годы установил свою власть в богатой торговой Женеве. Там он ввел порядок, отвечающий взглядам промышленно-торговой верхушки: регулярное посещение богослужений, контроль над вывозом, ввозом, изданием книг, регламентирование в одежде, питании, какие имена давать новорожденным и т.д. Под строгим запретом оказались концерты, танцевальные вечера, массовые развлечения. За всем этим наблюдали власти, посещая дома и контролируя образ жизни и мыслей людей. Все это делалось в послушание Богу и для того, чтобы ни один час жизни не прошел без дела. При этом важную роль должен играть личный труд гражданина – это главный лозунг зарождающейся буржуазии;

- большую роль в уничтожении феодализма сыграла Великая Французская революция (1789-1794), которая расчистила почву для развития капитализма. В ходе это революции были уничтожены феодальные привилегии, крестьянам были переданы общинные и конфискованные у эмигрантов земли, что превратило их в свободных мелких земельных собственников.

В период позднего Средневековья в связи с ростом и усилением городов появились городские школы: магистратские, цеховые, гильдейские. Эти школы создавались для удовлетворения потребности в образовании детей торгово-промышленных кругов городского населения. Детей в этих школах впервые начали обучать на родном языке и сообщать им практически полезные знания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.035 с.)