Церковно-государственная помощь в России с ХIV В. По вторую половину хvii В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковно-государственная помощь в России с ХIV В. По вторую половину хvii В.



 

Монастырская система помощи и поддержки нуждающихся появляется при объединении земель вокруг монастырей во второй половине ХIV в. Монастыри превращаются в самостоятельную феодальную вотчину. Во главе реформы монастырей стояли Сергей Радонежский и Митрополит Алексий. При крещении на сороковой день после рождения Сергей Радонежский был наречен Варфоломеев («отреченный»), так имя отозвалось и на его судьбе. В 23 года он ушел от общества людей, принял постриг и стал Радонежским – так называлось село. Внешне он выглядел безвольным и слабым, но к концу жизни стал властелином душ людских. Он умел властвовать собой, не отвечал гневом на гнев, обидой на обиду, оскорблением на оскорбление. С 1344 г. Сергий Радонежский в течение 48 лет был духовным наставником иноков, помышлявших о братском служении Богу и людям. Иноческое религиозное служение превращалось в практическую школу благонравия, когда, по словам В.О. Ключевского, «умение отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах» реализовалось в принципе индивидуально-нравственного наставничества на путь общей веры и благого действия.

Подвижник Сергий Радонежский был причислен к лику святых за свое житие и помощь ближнему. «Он учил не столько словом, сколько делом, практически показывая, как надо поступать в сложных ситуациях. Будучи духовным владыкой, он был скромен. На нем из одеяний «все было худостно, все нищетно, все сиротско», но он был трудолюбивый подвижник, «…иже поживе на земле ангельским житием и возсиа въ земли Русьей, акы звезда пресвятлая» – писал про своего учителя Епифаний Премудрый в 1417 г. в произведении «Житие». Сергий Радонежский щедро раздавал свои припасы просящим и обычно первым оставался без хлеба.

На смену ктиторским монастырям приходят монастыри – вотчины. В них доживали свой век вдовицы и постриженные люди из богатых семей. Средства от вотчины шли не только в церкви, но и в казну. Монастыри-вотчины скупали земли и даже города, что делало их богатыми, становились сильнее княжеских вотчин.

Характерной особенностью жизни монастырей того времени были знамения и ритуалы. «Того же Лета (1400 г.) на Похре бысть знамение: от иконы пречистые богородицы кровушка». В 1474 г. с помощью ритуалов в Новгороде и Устюге был прекращен великий мор.

Если раньше князь выполнял функции защиты и помощи вдовам и сиротам, то с XIV в. эти функции переходят к церкви. Монастыри начали выполнять функции защиты и поддержки работного люда, ибо на их вотчинах люди освобождались от пошлин и податей от юрисдикции местных властей, от необходимости подавать подводы и лошадей для проезжих. Некоторые богатые люди дарили монастырям свои земли, чтобы льготно проживать в монастыре. Появляются новые элементы призрения в виде дара натуральными продуктами, собственностью и денежными взносами.

В те далекие годы монастыри стали распространяться на Север. Монастыри строились на погостах, в центре строили церковь, в кельях жили монахи и монахини. Каждый монастырь вел свое хозяйство. После постановления Собора в 1503 г. монастыри стали делиться на мужские и женские.

По решению Митрополита Макария (1528 г.) монастыри перешли от ктиторских принципов жизнедеятельности. Они не только получали пожертвования, но и покупали земли, имели льготные условия хозяйствования для крестьян, имели свободу от суда князя. В то время брали дань и налоги: «Ямские деньги», «За посошные люди», «Казначеевы посильны», «Дъячьи и подъячьи пошлины» и т.д.

Монастыри посадскому человеку или крестьянину были прибежищем на старости лет, играли роль страховых учреждений по старости и смерти. Вклад в монастырь был обязательным условием, чтобы иметь «страховой полис». Так, монастыри превратились в закрытые учреждения призрения. Вскоре все люди церкви стали платить налоги. Согласно писцовым книгам 1637 г. налоги платили даже бобыли, жившие в кельях и питающиеся милостыней.

1454 г. происходит падение Византии и Москва становится правопреемницей Православия. Русские цари продолжают посылать Милостыню на Восток – на гору Афон, так как помогать православным в тех краях они не могут ни военной силой, ни политическими средствами. Подача милостыни на Восток продолжалась в течение двух столетий. Слабый контроль за продвижением этой милостыни не позволяет выяснить ее объемы.

В XIV в. еще случались нападения на Русь со стороны татаро-монгольских ханов, города при этих нападениях уничтожались. В летописях есть записи о пяти скудельницах, братских могилах. Дмитрий Донской в 1382 г. возвращался в Москву и видел тысячи убитых людей, приказал их похоронить и заплатил из своей казны. Этот случай был одним из первых форм общественных работ.

При царе Иване III Васильевиче (1440-1505гг.) было свергнуто монголо-татарское иго и были приняты первые постановления о создании богоугодных заведений. Одним из видов заведений были братские школы на Украине и Белоруссии. Первой школой можно назвать Львовскую (1586 г), которая была создана по образцу школ Я.А. Коменского и имела свой Устав, где были прописаны обязанности родителей и учителей. К этому же времени относится появление первого высшего учебного заведения на Руси (1632 г.), созданного путем слияния братской школы Киевского богоявленского братства и духовной школы Киево-Печерской лавры. Первое название этого заведения было – коллегия, а с 1701 г. – Киево-Могилянская академия. В академию принимались дети зажиточных горожан, казачества и духовенства. Академия имела 8 классов – 4-е младших, 2-х средних и 2-х старших. Продолжительность обучения доходила до 12 лет. В Академии преподавались следующие предметы: славянский, греческий, латинский и польский языки, грамматика, риторика, пиитика (поэзия), философия, арифметика, геометрия, астрономия, музыка и богословие. В младших и средних классах учащиеся назывались спудеями, преподаватели – дидаскалами, в старших – студентами и профессорами. В младших классах применялись домашние задания в виде упражнений (экзерции) и письменных работ (оккупации). В старших классах по субботам проводились диспуты на основе усвоенного материала за неделю, а в конце года – публичные диспуты. Все обучение шло на латинском языке.

В 18 веке в академии количество предметов обучения было увеличено за счет немецкого, еврейского и французского языков, преподавания всеобщей и естественной истории, географии, архитектуры, экономики и медицины. Академия готовила преподавателей для славяно-греко-латинских академий и других учебных заведений. Выпускник этой академии Симеон Полоцкий в 1687 г. создал в Москве первое общеобразовательное высшее учебное заведение, составил для него Учредительную грамоту («Правилию»). Задачей академии была подготовка образованных людей, необходимых государству и церкви (переводчиков, редакторов книг, преподавателей и священников). С 1701 г. академия стала славяно-греко-латинской и в ней преподавались семь свободных искусств, богословие и позже еще и право.

При борьбе с эпидемиями появилась еще одна форма общественной самопомощи – организация специальных застав, чтобы не распространялись болезни. Голод постоянно посещал Русь, чтобы как-то бороться с этим несчастьем, в 1497 г. был составлен Судебник Ивана III о запасах хлеба на житных дворах на случай неурожая.

Все эти формы общественного призрения являлись основой для нормативных актов, которые появились в период правления Ивана Грозного в виде государственного законодательства. Так, Стоглавый собор в 1551 г. постановляет, что должны призреваться все, скитающиеся на Руси по миру, монахи и причетники. В те годы призрение неимущих производилось за счет государственной казны, но практически выполнять его было поручено монастырям. В указе «О милостыне» Иван Грозный в качестве неотложных мер ставилась задача выявлять во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить одеждой. Как мы знаем, в это время в Западной Европе государство взяло на себя заботу и надзор за всеми категориями нуждающихся.

Во времена Ивана IV Васильевича Грозного (1530-1584 гг.) появляются такие формы призрения, которых не было в европейских государствах – заботы о нуждах ближнего были связаны, прежде всего, со свободой для попавших в плен. Грозный приказал денег на это не жалеть, «откуп чинить», а в неверные не отпускать. Он постановляет, чтобы те лица, которые бежали из плена, не были брошены на произвол судьбы. Такое отношение было характерно не только к своим пленным, но и к иноземцам. Пленные-калеки: татары, литовцы, поляки не оставались без призрения, по велению царя их раздавали в монастыри «для обихода». При Иване IV появляются первые ведомства по оказанию помощи и поддержки нуждающихся. Так, появляется Приказ Большого Дворца, который следил за выдачей денег монастырям и церквам. Появляются приказы, а в них чиновники – дьяки, которые заменили княжеское «ручное» «нищепитательство».

В Судебниках 1550 г. впервые ставится вопрос о призрении лиц, не являющихся «клиентами церкви». Церковь должна была заботиться о женщинах, детях, престарелых и рабах, но она, кроме того, брала под свою опеку торговых и городских людей. Вот это и вызвало гнев властей. Бельцы (люди уплатившие деньги монастырям, чтобы там жить) стали изгоняться из монастырей.

Одной из форм помощи и поддержки была выдача охранных грамот потерпевшим от пожаров. Для них вводились отсрочки долгов.

В 1551 г. Иван Грозный на Стоглавом Соборе предложил церкви заводить в городах училища «для наставления детей в грамоте и страхе Божьем», а при церквах – богадельни для сирых и немощных. Эта идея объединения усилий служб церкви и государства в духовно-нравственном и светском образовании детей была передовой для того времени. Она позволила изменить милосердное вспомоществование нищим, создание общего экономического источника управления социально-милосердными образовательными учреждениями.

В деле призрения царь вводил новшества, которые отличались от европейской практики. В России стала осуществляться своеобразная «открытая» и «закрытая» система призрения.

При «закрытой» системе призрение осуществлялось в стенах монастырей, где нищих, больных и престарелых одевали, кормили в богадельнях. За этим присматривали священники и «градские», т.е. государственные люди.

«Открытая» система предназначалась для здоровых людей. Они питались подаяниями, отрабатывали свой хлеб посильным трудом. Именно эта узаконенная система привела в конце концов к росту числа профессиональных нищих, борьбу с которыми масштабно и беспощадно вскоре развернет Петр I.

Однако нужно сказать, что в период правления Ивана Грозного начинает складываться система призрения как форма борьбы с социальными недугами.

В России в ХIV в. стала преобладать общинно-вотчинская форма организации и государство официально легализовало институт нищенства. Если в Западной Европе в эти годы начали бороться против нищих, издали ряд законов, то в России нищенство в виде калик, городских нищих – разрешалось профессиональное нищенство. Причинившим к ним насилие, полагался штраф.

Казалось бы, откуда на Руси появляться нищим, страна богатая, малонаселенная? Но как только отправлялось поминовение по усопшему, как вороны на добычу слетались нищие, которые поднимали нестройный вой и плач. Иные просят милостыню, затягивая самым плачевным напевом: «Побейте меня, но накормите!», «Руки-ноги поломайте, да милостыню подайте!». Женщины заводили всеми родами пискливых дискантов, из которых ничего понять невозможно. Странники и монахи тут же пели нравственные стихи о кратковременности человеческой жизни.

К этому времени изменяются мотивы подачи милостыни: подать милостыню – значит быть благочестивым! Милостыня имела разные формы – от куска хлеба, от копеечки и до крошечных баранок, величиной с копеечку. Смысл благотворительности сводится к тому, чтобы не дать умереть с голоду нищим, а старой девке – хороший повод замолить грехи молодости, купцу – прикрыть нажитое во зле богатство. Другими словами, милостыня превращается в пустую форму помощи, в лицемерие. Исследователь нищенства в России Курбановский писал: «Гибнут целые семейства от неимения средств выйти из случайной беды, а между тем щедрая благотворительность неразборчиво распространяется на зрячих слепых и хромых, способных бегать».

Все нищие разделялись на богадельных, кладбищенских, дворовых, патриарших, соборных, монастырских, церковных, гулящих и леженок. Нищие, имевшие пристанище в избушках, назывались богаделенными. Они жили в малых избах, кельях, клетках около монастырей и церквей. Кладбищенские нищие при похоронах не дадут спокойно зарыть могилу и требуют милостыню. При дворцах, даже в Кремле, жили нищие под видом верховных богомольцев, которые получали пищу и даже жалование и форменную одежду. При хлебных, аптекарских дворах (складах) были свои нищие, были чем-то вроде служащих. При соборах были свои штатные нищие. Эти нищие даже платили дань церкви за свое проживание. В каждом городе были кельи для стариков и старух, бобылей и уродливых. Для их содержания собирались специальные налоги. Иногда нищие селились целыми слободками. Наконец, калеки и леженки пребывали на мостах (Троицком, Никольском, Спасском) и на перекрестках (крестцах). Эти нищие были из разных сословий: удрученные бедностью, слепые, старые, больные. Они заунывными голосами просили подаяния, выставляли гробы для сбора в них милостыни, а из убогих домов выводили детей - подкидышей и уродов.

Первые признаки профессиональной социальной работы появились при Борисе Годунове (1552-1605 гг.). Он укреплял центральную власть, опираясь на дворян. Раздача милостыни стала необходимой частью придворного ритуала. Но вскоре стало ясно, что раздачей милостыни не успокоить народ. Поэтому создаются государственные формы помощи нуждающимся, а не просящим, как это было раньше. При величании он заявил: «Никто в моем царстве не был нищ и беден». Он дает тайный обет не проливать крови в течение 5 лет. Для общественных нужд Б. Годунов накладывает налог на городское население и черносошных крестьян. В тот период крестьяне могли уйти от хозяина только в Юрьев день (26 ноября) – за неделю до этого дня и за неделю после него. В 1601 году Юрьев день был отменен, а крестьяне стали крепостными: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Всю систему призрения Б. Годунов построил на государственной основе, открыл богадельни для нищих и больных. Больных освободил от уплаты налогов.

В периоды массового голода государство вводило твердые цены на хлеб. Так поступил Борис Годунов в 1601 г. Во время неурожая он повелел привести много хлеба из сопредельных государств и окрестностей Волги, все архиереи, монастыри, бояре должны были продать Царю все излишки хлеба за полцены для раздачи бедным. При этом вводились карательные меры в отношении лиц утаивающих или завышающих цены на хлеб. В 1603 г. объявляется Указ, согласно которому во время голода разрешается отпускать «на волю» работные семьи. Соборное уложение 1649 г. дополнило этот Указ тем, что отпущенные «на волю» должны будут потом отработать или откупиться, т. е. появляется кредитная система, которая позволяла выжить в голод работным людям.

Принимались меры против распространения морового поветрия. Появлялись должности подьячих, решеточников, приказчиков и бирючей, которые должны были оповещать население о падеже скота. Мясо таких животных не должно было попасть на рынок, а закапывалось в землю вдалеке от жилья.

Впервые принимаются законы о призрении вдов, мужья которых погибли на государевой службе. Им раздавали «землю на прожиток». В 1634 г. царь Михаил Федорович издал Указ о выделении земель детям и вдовам погибших мужей. Служилым людям, согласно сборнику исторических актов, наряду с «землей на прожиток» выделялись лекари для поправки здоровья от ран.

Во время правления Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) происходит дальнейшее развитие законодательства. В известной «Кормчей книге» содержится свод гражданских законов, где появляются статьи об общественном призрении. Алексей Михайлович заботился о «душевном спасении подданных». Для этого он делал совершенно противоположные вещи. С одной стороны, он запрещал различные увеселительные мероприятия: «картами, шахматами и лодыгами не играть, медведей не водить и с сучками не плясать, на браках песен бесовских не петь и никаких срамных слов не говорить, кулачных боев не делать, на качелях не качаться, на досках не скакать, личин на себя не надевать, кобылок бесовских не наряжать». Мера наказания была одна – бить батогами. Но, с другой стороны, батоги и тюрьма не грозили за порок, против которого слышались «сильные вопли», которому предавались многие – за пьянство.

В годы царствования Федора Алексеевича (1661-1682 гг.) продолжалась деятельность по дальнейшему совершенствованию российской открытой и закрытой систем призрения. Однако теперь прослеживается сознательная ориентация на европейский опыт.

В 1681 г. Указом царя Федора Алексеевича вводится положение об устройстве на казенный счет общей системы церковно-государственных благотворительных заведений для страждущих, беспомощных и хронических больных, нищих и сирот. Этим же Указом вводится принцип государственной благотворительности в виде закрытых заведений для лиц, способных работать в силу своего физического или психического состояния. Происходит четкое разделение в системе призрения. Больные и убогие идут в «шпитальные» дома, здоровым и лентяям дают работу. Как мы знаем, аналогичная ситуация была во Франции, Германии и, особенно, в Англии.

Совершенно новым явлением для общественного призрения стала в этот период светская благотворительность. Существовало ее отличие от западной модели – личное деятельное участие помимо материальных подношений.

Федор Михайлович Ртищев, ближайший советник царя Алексея Михайловича и воспитатель царевича, издает приказ о создании богаделен для нищих и убогих, создает Полоняничный приказ (1668 г.), который занимался вызволением военнопленных и угнанных в неволю свободных людей. На его средства был открыт Амбулаторный приют, где призревались как временные «людишки» по болезни и немощи, так и больные люди преклонных лет, для которых этот приют был последним пристанищем. Федор Ртищев «купил домик, в нем две палаты и там собрал 13-15 человек, кормил, содержал,…снабжал лекарствами». Возникла, так называемая, христианская социальная работа. В нее входила обязанность выкупать пленных, что делалось в массовых масштабах.

Таким образом, благодеяние из частного факта и личного сострадания превращается в организованное человеколюбие, в средство борьбы с человеческим горем и нуждой беспомощного человека за счет бескорыстного использования средств частного капитала для создания заведений общественного призрения для беспомощных.

Вместе с государственной помощью появляются первые ростки светской помощи. Чаще всего эта была помощь голодающим, в устройстве больниц для неимущих. Так, бывший хранитель государственной печати, министр иностранных дел граф Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин (1665-1671 гг.) справедливо считался образованнейшим человеком своего времени, знающим множество языков. Неожиданно для многих он уходит со службы, создает Псковскую обитель для немощных старцев и сирот, постригается в монахи, заводит больницу и сам служит больным. Это была первая попытка использовать местное самоуправление в целях подъема народного богатства, преобразования нравов людей путем их смягчения дельным человеколюбием, проявляемым в мирских заботах и путем вложения средств в учреждения для бедных и немощных. Патриарх Никон кроме раздачи хлеба и денег обратился к новому способу благотворительности – лечению больных. В 1681 г. на Церковном соборе принимается решение об открытии богаделен в провинциальных городах. Выполняя это решение, в 1685 г. на средства местного священника в городе Боровске, создается богадельня и первая публичная школа для бедных детей.

Так было положено начало созданию реальных условий для образования детей из социально и материально несостоятельных групп населения.

К началу XVIII века Москва становится центром России и тогда начинает складываться законодательная основа милосердия. Изменяется доктрина помощи и поддержки. Если раньше основы милосердия раскрывались в трудах Отцов Церкви, то в период царствования Ивана IV они утверждаются в «Судебниках». В этих документах определяются категории клиентов государства и Православной Церкви и отсюда дифференцируется помощь страждущим. Монах выступает субъектом помощи и носителем истины и справедливости. Среди категорий клиентов относят пленных и государевых служащих.

Меняется отношение к институту нищенства. Это уже не только святость, но и ненормальное состояние образа жизни человека. Появляются понятия: «возможности» и «невозможности» быть нищим. Человек в те времена рассматривается как деятель, как представитель определенного слоя и носитель каких-то норм и ценностей. Поэтому в «Судебниках» институт нищенства реформируется, упорядочивается проживание «нуждающихся» в монастырях. Признаками деления людей на категории становится социальный статус, возраст, источник «питания». Законными жителями монастырей становятся: «попы», «дьяконы», «чернецы», «старые вдовицы», «нищие, которые питаются от Церкви Божьей милостью». Начинают дифференцировать вдов, которые живут своим домом и тех, которые не могут себя прокормить. Начинается повсеместная борьба с ростом «ленивых прошаков». Из монастырей выгоняли купцов и горожан, которые жили там за деньги.

Таким образом, в России дела до регламентации нищенства пока не дошли, но все они были разбиты на две группы: в первую попали чернецы и черницы, которых переписали и направили в мужские и отдельно женские монастыри, где они обучались «страху божьему и житию чернецкому», всех здоровых посылали на монастырские службы. Больных и старых оставляли в общих монастырях, в больницах, где их снабжали пищею и одеждою за счет государства. Во вторую группу попали: «на тележках и на санях возящих и не имущие, где головы подклонити». Для таких нищих строились богадельни по городам, к ним были приставлены «бабы стряпчие» и «здоровых строев» (надзиратели), а финансирование осуществлялось за счет «милостыни боголюбцев». Конечно, оставались нищие, которые «по дворам ходячи», но и их нужно было приохотить к труду, научить разным умениям: «исповедывать, причащать перед смертью». Так появляется отечественный проект трудовой помощи.

На «Стоглавом соборе» намечается необходимость переписи клиентов для оказания индивидуальной социальной помощи, которая стала возможной в полном объеме только в ХХ веке. Дальнейшее развитие социального воспитания и милосердия мы находим в «Домострое», доработанный раннего варианта известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного – попом Сильвестром. Поп Сильвестр внес 64 главу под названием «Поучение сыну Анфиму», где описывает, как его сын Анфим расписывал иконы и переписывал книги для продажи, кроме того как он усваивал серебряное мастерство и многия рукоделия. Это была своеобразная домашняя школа, после которой все домашние стали священниками «и в дьяконском чину и в дьяцах и в подьячих и во всех чинах». В «Поучении сыну Анфиму» даются советы по соблюдению христианской морали, по соблюдению обрядов, по верности на «службе государевой». Сильвестр советует сыну трудиться, помогать нищим, учиться грамоте, жить лаской, правдой, с любовью.

«Домострой» отражает сугубо русскую педагогическую мысль, густо окрашенную в православные тона. В первой части «Домостроя» излагаются правила общежития и наставления о сохранении души своей: «В тайны божии веруй, в тело его и в кровь веруй, им причащайся со страхом для очищения и освещения души и тела…».

Особые наставления даны тем, кому Бог детей пошлет – сыновей и дочерей. Нужно «заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать их в добром поучении; учить страху божию и вежливости и всякому порядку…, а вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благославлят: отчее благославление дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит».

В главах 15,16,17 есть указания: «Како детей воспитати во всяком наказании», «Како дети учити и в страхе спасити», «Учить детей в «страхе Божьем» и в «в благоразумном учении всякому разуму и вежеству и промыслу и рукоделию» Учить надо по времени и детям смотря по возрасту. Учить трудиться, причем мать должна «учить рукоделию» дочь, а отец сына – вести хозяйство. В «Домострое» даются многие житейские мудрости, как зажиточному крестьянину жить и вести свое хозяйство: почитать Бога, церковь и царя, быть терпеливым, не мстить за зло, даны рецепты засолки грибов, уборки урожая, но есть и главы: «Как посещать…», «Как врачевать…». В «Домострое» даются советы по оказанию помощи в закрытых монастырях, больницах, «темницах», где нужно «вглядываться» в скорбь и беду и подавать милостыню по силе возможности. Даются также советы по открытой системе помощи: различать человека в скорби, бедности, напоить, накормить, согреть. При этом дело милосердия и социального воспитания нужно творить «с любовью и чистой совестью». Этим советам нужно следовать и современным социальным педагогам.

 

Выводы:

– в период общественного призрения в России развивается законодательство, которое закрепляет виды помощи определенным слоям населения;

– в России появляется «открытая» (вне богаделен) и «закрытая» (в больницах и шпиталях) системы призрения;

– в систему призрения включаются не только нищие и убогие, но и пленные и инвалиды;

– благотворительность принимает светский характер, появляются зачатки закрытых образовательных учреждений.

 

Вопросы для повторения:

1.Развитие монастырской системы помощи и поддержки нуждающихся.

2. Благотворительность как образ жизни.

3. Каким образом оформляются государственные подходы к призрению.

4. Появление светской благотворительности.

5.Основные тенденции становления государственного законодательства.

Рефераты:

1. Идеи милосердия как источник спасения у Максима Грека.

2.Развитие идей милосердия и образования в «Судебниках».

3.Благотворительные акции первых русских меценатов.

 

Основные понятия: ктиторские монастыри; благотворительность; знамения и ритуальные, сакральные действия; бельцы; пошлина; кельи для нуждающихся; институт нищенства; убогий; попы; дьяки; чернец; черница; секуляризация церковной власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.054 с.)