Развития телерадиовещания в россии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития телерадиовещания в россии



Коммуникаций

Российской Федерации

 

ДЕПАРТАМЕНТ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

 

 

Концепция

Развития телерадиовещания в россии

На период 2006-2015 годов

 

Москва - 2005 г.

Оглавление

стр.

 

1. Введение………………………………………………………………………………….…3

 

2. Основные направления государственной политики в сфере телерадиовещания……...5

 

3. Программная концепция развития национального телерадиовещания………………....9

3.1. Основные направления развития……………………………………………..…….…9

3.2. Программная политика телерадиовещания…………………….…………………...10

3.2.1. Государственное телевизионное вещание………………………………………....10

3.2.2. Негосударственное телевизионное вещание……………………………………....11

3.2.3. Международное телерадиовещание……………….…………….…………………12

 

4. Развитие и модернизация государственной сети телерадиовещания…………..………14

4.1.Модернизация сети распространения телевизионных программ…………………..14

4.2.Модернизация и основные направления развития сети эфирного

радиовещания……………………………………………...………………………………15

4.2.1.Модернизация и развитие радиовещательной сети НЧ, СЧ и ВЧ диапазонов…..15

4.2.2.Модернизация и развитие радиовещательной сети ОВЧ диапазона……………..17

4.3. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры для распространения

цифровых телерадиовещательных программ……………………………………………18

4.3.1.Поэтапный перевод спутниковых распределительных сетей на цифровые

технологии…………………………………………………………………………………19

4.3.2. Перевод радиорелейных и проводных линий связи на цифровой метод передачи сигналов радиотелевизионных программ……………….……………………………….20

4.3.3.Развитие сетей кабельного телевидения……………………………….………….20

4.3.4. Развитие систем спутникового непосредственного телевизионного и звукового вещания в России…………………………………………………………………………..21

4.4.Особенности внедрения в России цифрового телевизионного вещания…………22

Внедрение цифровых технологий на базе действующей системы

телевизионного вещания……………………………………………………………......…24

4.6.Обеспечение эффективности использования частотного ресурса………………….26

4.7. Основные мероприятия по внедрению цифрового телевидения…………........…..26

4.8. Стратегия перехода на цифровое вещание……………………………………........27

 

5. Промышленное обеспечение развития телерадиовещания в России…………………..30

5.1. Перечень основного российского оборудования, разработанного для создания систем цифрового телевизионного вещания в России…………………………….........31

5.2. Передающее оборудование для цифрового эфирного телевизионного

вещания……………………………………………………………………………………..33

5.3. Объем рынка профессионального цифрового телевизионного оборудования

для коммерческих операторов…………………………………………………………….35

5.4. Общая потребность в цифровых телевизионных передающих устройствах для

государственных и негосударственных сетей эфирного цифрового телевизионного вещания……………………………………………………………………………………..37

5.5. Модернизация (замена) главных фидеров телевизионных и радиовещательных антенн……………………………………………………………………………………….37

5.6. Замена и модернизация радиовещательных передатчиков ………………...……...38

5.7. Поставка земных станций спутниковой распределительной сети телевизионных

и радиовещательных программ…………………………………………………………...39

 

5.8. Поставка профессионального оборудования DVB и DRM ……………………….40

5.9. Потенциальный объем рынка бытового оборудования для цифрового

телевизионного и радиовещания с 2006 по 2015 г.г……………...……………...……..40

5.10. Направления перспективных разработок в области цифрового

телерадиовещания……………………………………………………………………...…42

5.11. Состояние отечественной элементной базы……………………………………….42

5.12. Технологическая база современной промышленности…………………………...44

5.13. Сотрудничество с зарубежными фирмами………………………………………...44

5.14. Основные стоимостные показатели оборудования, необходимого для модер-

низации системы телерадиовещания России и перехода на цифровые технологии….45

 

6. Ресурсное обеспечение (финансирование), социальные и экономические результаты реализации программы развития радиотелевизионного вещания на период

2006-2015 годов…………………………………………………………………...……….47

6.1. Механизмы реализации Концепции…………………………………………………48

 

7. Заключение …………………………………………………………………………..……...49

 

1. Введение

 

В современном мире телерадиовещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие общества, экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества. Влияние телевидения и радио на политический и социальный климат современной России огромно. Являясь составной частью культуры страны, телевидение и радио влияют на сохранение языка, традиций, формирование шкалы материальных ценностей общества. Сети телевидения и радиовещания выполняют функцию одной из основных систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах.

В России, с ее многонациональным составом, телерадиовещание служит мощным инструментом межнационального общения, диалога культур и религий, приобретая все большее значение в регионах, стимулируя развитие местных институтов культуры и образования, становясь составной частью муниципальных структур.

Кроме социального, культурного и информационного компонента телевидение и радио являются немаловажным фактором экономики страны, причем немалую часть финансовых вложений осуществляет само население путем покупки телевизоров, радиоприемников и абонентской платы за антенну и радиоточку.

В 1970-1990 годах в результате внедрения цветного телевидения, проведения Олимпийских игр в Москве, отечественное телевидение и радиовещание получили мощный импульс развития.

Не только Центральное телевидение, но и местные студии телевидения были оснащены оборудованием для производства цветных программ. Были переоснащены новым телевизионным и радио оборудованием республиканские, краевые и областные теле- и радио студии.

Широкое развитие получило советское радиовещание на зарубежные страны. Программы иновещания транслировались на 78 языках, имели большое воздействие на общественное мнение во многих странах и были важным инструментом внешнеполитического влияния. Появилась мировая служба Московского радио на английском языке. Уделялось большое внимание подготовке и переподготовке профессиональных кадров для телевидения и радиовещания страны.

C распадом Советского Союза система телевидения и радиовещания в стране претерпела большие изменения. Появилось большое количество коммерческих телевизионных и радиовещательных станций (каналов) как в Москве, так и в регионах страны. Даже государственные каналы свой бюджет стали пополнять с помощью рекламы, что привело к изменению содержания программ, вытеснению культурных, образовательных программ и детских передач, падению общего интеллектуального уровня программ.

Радио и телевидение не только стали ориентироваться на самый нетребовательный вкус, но и сами стали навязывать такой вкус населению.

Радийное иновещание сократило объем вещания в 2 раза, а количество языков, на которых осуществляется вещание до тридцати двух.

Состояние телерадиовещания в России отстает от европейского по многим параметрам: правовому, экономическому, количеству программ и техническому качеству.

Новые технологии телерадиовещания позволят России в сравнительно короткий срок преодолеть отставание без повторения тех ошибок, которые совершали зарубежные телевизионные и радио организации внедряя, цифровые технологии.

Правительство России решило принять европейский стандарт вещания Распоряжением от 25.05.04г. № 706-р «О внедрении в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB».

На встрече Президента России Владимира Путина и Президента Франции Жака Ширака в 2005 году было принято решение осуществлять сотрудничество России и Франции во внедрении новых цифровых технологий в телерадиовещании.

Предлагаемая Концепция служит основой для разработки комплекса правовых, организационных и технических мер по созданию современных систем телерадиовещания и массовых коммуникаций. В результате реализации заложенных в Концепции решений, в России будет создана мощная технологическая база для производства современных профессиональных и бытовых устройств в области массовых коммуникаций, создана современная система повсеместного распространения в наземном эфире 40-50 телерадиопрограмм, предоставления сопутствующих и новых услуг, созданы предпосылки вхождения в мировое информационное пространство на равных условиях с передовыми странами.

 

Основные направления государственной политики

В сфере телерадиовещания

В современных условиях развития массовых коммуникаций необходим принципиально новый взгляд на развитие телерадиовещания, отвечающий стратегии социально-экономического развития страны и укрепления государственности. Такой подход определяет первоочередные задачи в данной сфере:

- обеспечение права каждого человека на получение информации;

- формирование и доведение до населения системы духовно-нравственных ценностей, способной объединить различные группы и слои общества в достижении приоритетных целей развития страны;

- создание позитивного образа России и продвижение его в российское и мировое информационное пространство;

- поддержка и развитие национального, этнического, конфессионального телерадиовещания как мощного средства поддержки культурного многообразия;

- разработка новых телерадиопрограмм с привлечением для их реализации творческих, технических и финансовых ресурсов субъектов Российской Федерации, а также коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и др.;

- повышение роли и участия творческих работников в формировании программной политики и стратегии бюджетного финансирования, поиск механизмов привлечения общественности к вопросам определения текущих и стратегических приоритетов телерадиовещательной политики;

- поддержка инновационных проектов и программ, формирование современной системы институтов, позволяющей эффективно реализовывать основные направления государственной политики в сфере телерадиовещания на основе организации партнерского (государственно-частного) взаимодействия государственных структур, с коммерческими и общественными организациями;

- расширение информационного присутствия России на территориях других государств, в первую очередь тех, где существенную часть населения составляют русскоязычные диаспоры;

-активная интеграция в мировой культурный процесс и глобальное информационное пространство;

- разработка новых концептуальных подходов государственного правового регулирования процессов, происходящих в деятельности средств массовой информации, в том числе телевидения и радиовещания, а также формирование и реализация госзаказа на творческую продукцию большой социальной значимости;

- создание, с помощью телерадиовещания, правовых гарантий в обществе на достоверную информацию свободную от влияния отдельных групп;

- разработка публичных и прозрачных механизмов распределения государственных средств на нужды телерадиовещания и дальнейшее развитие системы источников финансирования;

- совершенствование законодательства в сфере телерадиовещания.

 

Свобода массовой информации теснейшим образом связана с правом на информацию. Свободные СМИ позволяют выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей, являются непременным условием формирования гражданского общества и правового государства.

Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Создание прочной правовой базы для телерадиовещания в Российской Федерации является задачей первоочередной важности в области массовых коммуникаций. Отсутствие федерального закона о телевидении и радиовещании создает обстановку правовой неопределенности для вещателей и операторов связи, а также для потенциальных и реальных заявителей на получение лицензий в области телерадиовещания.

Отсутствие законодательной базы для кабельного телевидения приводит к снижению темпов развития сетей кабельного телевидения и, как следствие, ограничению доступа населения к информационным ресурсам.

Актуальной проблемой, требующей всестороннего рассмотрения, является создание национального общественного телевидения и радиовещания в Российской Федерации. Создание общественного телерадиовещания ускорит развитие образовательного и детского телевидения, программ о культуре, программ, отвечающих интересам различных социальных, возрастных, национальных, религиозных, политических и иных общественных групп.

Для решения этих задач необходимо разработать федеральный закон «Об общественном телевидении и радиовещании», что уже предусмотрено проектом среднесрочной программы экономического развития на 2005-2008 годы, внесенным Минэкономразвития России на рассмотрение Правительства РФ.

В интересах расширения возможностей общественного телерадиовещания в России, представляется целесообразным поддержать инициативы органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию закона «Об общественном телерадиовещании» и созданию моделей такого вещания в субъектах Российской Федерации.

Задачей государства является принятие ряда нормативно-правовых и финансово-экономических решений по обеспечению организации перехода на новый технологический уровень вещания, включая замену аналогового телерадиовещания цифровым и распространение цифровой приемной аппаратуры, доступной рядовому потребителю. Технический порядок перехода на цифровое телевизионное вещание должен быть определен в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.05.04, № 706-р, «О внедрении в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB».

Важной проблемой для бесперебойного информирования населения является задача поддержания работоспособности и модернизации технических средств сетей телерадиовещания. Подавляющее большинство радиотелевизионных передатчиков выработало технический ресурс и требует срочной замены. Часть антенных мачт находится в аварийном состоянии. Если не появится возможность увеличить бюджетное финансирование работ по модернизации технической инфраструктуры телевидения и радиовещания, необходимо будет привлечь инвестиционные и кредитные ресурсы для этих целей.

Нерешенной до конца проблемой является вопрос лицензирования телерадиовещания в стране.

Необходимо переработать Постановления Правительства РФ "О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации" от 7 декабря 1994 г., № 1359, и "О проведении конкурсов на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания" от 26 июня 1999 г., № 698.

Следовало бы в законодательном порядке определить обязательное количества часов (времени) информационных программ, программ для детей и юношества, образовательных программ, программ о культуре и т.п. Предусмотреть механизм государственной поддержки таких программ.

Предлагается рассмотреть целесообразность расширения компетенции Федеральной конкурсной комиссии. Регулирующие полномочия могут быть связаны с установлением стандартов качества телерадиовещания. В рамках административных полномочий Комиссия могла бы рассматривать жалобы на нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц, средств массовой информации, а также должностных лиц и государственных органов. Контрольные полномочия применялись бы Комиссией в отношении, главным образом, нарушителей лицензионных условий, а также норм законодательства о средствах массовой информации. К прочим полномочиям Федеральной конкурсной комиссии целесообразно отнести разработку рекомендаций для субъектов деятельности в сфере телерадиовещания, проведение экспертных оценок по поручению высших органов государственной власти, а также судов, обобщение практики применения законодательства по вопросам телерадиовещания и разработку предложений относительно его совершенствования, а также другие вопросы.

Наиболее оптимальным подходом в определении статуса и положения ФКК было бы решение о разработке и принятии специального Федерального закона «О Федеральной комиссии по телерадиовещанию в Российской Федерации».

Одним из приоритетных направлений деятельности государства является развитие регионального вещания. На фоне активного развития телерадиовещания в целом, заметно отставание объема и качества регионального и местного вещания от вещания общероссийских каналов.

Непосредственное спутниковое телевещание должно обеспечить на территории России и стран СНГ бесплатное распространение 3-5 федеральных телепрограмм социального блока в наиболее удобном для телезрителей режиме поясного вещания. Федеральные программы могут быть включены в пакет из 40-50 платных коммерческих телепрограмм. В тех же пакетах могут быть и другие платные услуги: интерактивного телевидения, телевидения высокой четкости, видео по запросу, доступа к сети Интернет, услуг мультимедиа.

Для сети государственного радиовещания, кроме новых цифровых передатчиков и новых частот целесообразно оставить диапазоны метровых волн как наиболее «слушаемые» и доступные массовому радиослушателю с точки зрения имеющихся радиоприемников, так и вещание в ОВЧ диапазоне. Охват эфирным вещанием небольших населенных пунктов на севере и северо-востоке страны также осуществлять в диапазонах длинных и средних волн. Необходимо развивать сети радиовещания вдоль транспортных магистралей федерального значения (автомобильных, железнодорожных, речных, морских).

Целесообразно также сохранить радиовещание в диапазоне коротких волн для охвата территории в отдаленных районах страны, для доведения российского вещания до русскоязычного населения в других странах и для целей иновещания.

Задача полного охвата территории РФ радиовещанием может решаться путем создания системы спутникового непосредственного цифрового радиовещания.

 

Важнейшим условием реализации государственной политики в области телерадиовещания является его развитие как единого комплекса электронных СМИ и массовых коммуникаций. Входящая в его состав сеть распространения телерадиопрограмм России, в отличие от сетей связи общего пользования, специализирована на оказание аудиовизуальных услуг.

Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в этой сфере должны формироваться применительно к поставленным Правительством Российской Федерации социальным задачам.

Решение этих задач в комплексе с вопросами модернизации и «цифровизации» вещательной сети целесообразно вести в рамках Программы, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Правительственная Программа развития телерадиовещания в России на период 2006-2015 годов должна определить порядок, сроки, объемы инвестиций на решение следующих задач:

· разработка программной концепции развития телерадиовещания;

· модернизация передающей сети государственного телерадиовещания в период 2006-2015 годов;

· создание цифровой телекоммуникационной инфраструктуры нового поколения для распространения радиотелевизионных программ;

· внедрение автоматизированных систем мониторинга и управления передающей радиотелевизионной сетью страны;

· развитие отечественной производственной инфраструктуры для производства цифрового профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования;

· размещение государственного заказа на поставки высокотехнологичного профессионального и бытового радиотелевизионного оборудования на российский и зарубежные рынки;

· перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии;

· законодательное и правовое обеспечение развития радиотелевизионного вещания в России;

· частотное обеспечение “Программы развития радиотелевизионного вещания в России на период 2006-2015 годов”;

· развитие рынка услуг связи в области телерадиовещания.

 

Как показывают расчеты, только для модернизации аналоговой передающей сети государственного телерадиовещания (без учета негосударственного вещания) и внедрения цифрового вещания, в период 2006 – 2015 годов требуется около 30, 85 млрд. руб.

При переводе эфирного телевизионного вещания на «цифру» потребуется дооборудовать цифровой приставкой (или заменить) все имеющиеся у населения страны телевизоры, для чего необходимы дополнительные затраты как со стороны государства, так и населения.

 

Телерадиовещания

Телерадиовещания

Эфирного радиовещания

В настоящее время передающая сеть федеральных программ в России в основном оснащена ОВЧ-ЧМ радиостанциями типа «Дождь-2», выполненными из 2-х передатчиков мощностью по 4,0 кВт, работающими на общую антенну через систему сложения.

Действующие радиостанции «Дождь-2» находятся в эксплуатации с 60-х годов, и на настоящий момент морально и физически устарели, обладают низким промышленным КПД, не отвечают современным требованиям.

Значительная часть передатчиков имеет срок службы, превышающий нормативный, амортизация составляет 100%. Радиостанции типа «Дождь» всех модификаций установлены на радиопередающих центрах и составляют подавляющее большинство мощных передатчиков (мощностью выше 1,0 кВт.), действующих на сети.

Радиостанции «Дождь-2» транслируют государственные программы «Радио России», «Маяк» и «Юность». Всего в сети распространения федеральных программ в задействовано: 1758 передатчиков ОВЧ диапазона, из них 1448 работают в полосе 65,9-74,0 МГц и 310 передатчиков в полосе 87,5-108,0 МГц. 568 радиопередатчиков имеют 100% износ и 741 радиопередатчик - 80% износ. На первом этапе требуют замены на современные порядка 500 передатчиков типа «Дождь». Ориентировочные затраты на замену этих передатчиков составляют около 14,0 миллионов дол. США. (Стоимость отечественного ОВЧ-ЧМ передатчика составляет 22,0-23,0 тыс. дол. США).

Для поднятия эффективности государственного вещания (полоса частот 65,9÷74,0 МГц.) необходимы следующие шаги:

· Провести замену устаревших ОВЧ-ЧМ, передатчиков, работающих в полосе 65,9-74,0 МГц, на современные твердотельные передатчики;

· Провести замену устаревших АФУ, работающих в диапазоне ОВЧ.;

· Ускорить процедуру перевода работы технических средств в диапазоне частот 65,9 ÷ 74,0 МГц с полярной модуляцией на работу в режиме пилот - тоном;

· Российской промышленностью расширить выпуск недорогих, бытовых радиоприёмников принимающих сигнал в режиме «стерео» в полосах 65,9-74,0 МГц и 87,5-108,0 МГц.

В качестве альтернативы аналоговому вещанию в диапазоне ОВЧ можно рассматривать систему Т-DAB c цифровым сжатием аудиофайлов в стандарте MPEG-2. Эта система обеспечивает качество звучания сравнимое с качеством CD.

Возможны два типа сетей наземного цифрового звукового радиовещания системы T-DAB:

· сети, в которых на одной и той же частоте возможно передавать различные программы с помощью отдельных территориально разнесенных передатчиков, как это делается в аналоговом радиовещании. Частотное планирование в такой сети осуществляется на основе традиционных принципов;

· одночастотные сети (SFN - Single Frequency Network) с распределенным излучением, в которых требуемая зона вещания обеспечивается путем использования нескольких передатчиков, работающих в соседних зонах обслуживания на одной и той же частоте и передающих одни и те же программы.

 

Необходимо отметить, что качество ОВЧ-ЧМ вещания незначительно уступает качеству Т-DAB. Одно из неоспоримых преимуществ системы Т-DAB заключается в возможности создания одночастотных сетей. Стоимость приемного и передающего оборудования, работающего в системе DAB, значительно превосходит стоимость оборудования вещания в ОВЧ – ЧМ.

Для внедрения системы Т - DAB необходима комплексная реорганизация радиовещания и завершение эксплуатации аналоговых станций. За счёт перехода к цифровому ТВ-вещанию (DVB-T) могут освободиться полосы частот во II и III диапазоне (метровые ТВ каналы), которые можно будет использовать для создания большого числа сетей T-DAB - местных и региональных, государственных и коммерческих, с большим числом разнообразных программ и высоким уровнем сервиса..

Очевидно, что при оптимальном планировании и использовании одночастотных сетей только в свободном от ТВ вещания III диапазоне частот можно получить около ста высококачественных стереофонических программ со сплошной зоной покрытия на территории целого региона. Это позволит реализовать широкий спектр тематических каналов (например, спортивные новости, музыкальные новости, новости науки и техники, экономические новости и т.д. и т.п.), отвечающих самым разнообразным потребностям слушателей.

Дальнейшая унификация цифровых протоколов передачи информации снизит финансовые издержки и повысит гибкость выбора программ радиовещателями, и, в конечном счёте, может сделать возможной интеграцию радиовещания в интерактивную медиасреду. Уже сегодня ряд радиостанций практикуют параллельное вещание и в эфире, и в Интернет. Кроме того, часть пропускной способности цифровых радиоканалов T-DAB может быть выделена для целевых потоков данных (конкретной группе слушателей), дополнительных услуг или “радио по заказу”.

Гибкость и демократичность подобных форм работы позволит радиовещанию занять достойное и подобающее ему место в глобальной информационной инфраструктуре XXI века.

 

Технологии

Для принятого в настоящее время циркулярного способа распределения сигналов радиотелевизионного вещания используются каналы наземных и спутниковых систем передачи.

Спутниковые распределительные системы передачи, при массовом использовании приемных устройств, в условиях больших расстояний от источников программ до пользователей оказываются значительно экономнее наземных систем передачи.

Принимая во внимание необходимость распространения по регионам Российской Федерации все возрастающего количества радиотелевизионных программ, перевод спутниковых распределительных программ на цифровые технологии стал объективной реальностью.

Поэтому в соответствии с Межведомственным решением от июня 2002 года осуществляется поэтапный перевод спутниковых распределительных сетей на цифровые технологии. Аппаратно-студийные комплексы компаний ВГТРК и ОАО «Первый канал» сигналы телевизионных программ («Россия», “Культура”, “Первый канал”) и радиовещательных программ (“Радио России”, “Юность” и “Культура”) в цифровом формате подают на Центр мультиплексирования, созданный на базе Технического центра ФГУП “Космическая связь”.

Сформированные цифровые пакеты через Центры космической связи поднимаются на космические аппараты Экспресс АМ в орбитальных позициях 40 и 96,5 градусов восточной долготы и на КА “Горизонт” в позиции 145 градусов в.д. C указанных КА, цифровые пакеты радиотелевизионных программ распределяются на соответствующие зоны вещания.

В наземной сети согласно Межведомственному решению должно быть установлено 7600 четырех программных (4-е ТВ и 4-е РВ программы) приемных цифровых спутниковых станций (на первом этапе аналогово-цифровых), с которых сигналы подаются на радиотелевизионные ретрансляторы.

После замены в конце 2005 года КА “Горизонт” в позиции 145 градусов в.д. на космический аппарат нового поколения “Экспресс АМ”, планируемый к запуску в орбитальную позицию 140 градусов восточной долготы, спутниковая распределительная сеть будет полностью функционировать в цифровом формате в утвержденной конфигурации.

Дооборудование наземной телерадиовещательной сети четырех программными приемными спутниковыми станциями будет продолжено в переходный период, в том числе с учетом дальнейшего наполнения программного контента, т.е. увеличения числа федеральных и региональных телерадиопрограмм, предназначенных к распространению в регионах Российской Федерации.

Ориентировочная стоимость реализации проекта по модернизации наземной сети спутникового вещания с переводом ее на цифровые технологии оценивается примерно в 42 млн. долларов США.

Перевод спутниковых распределительных сетей на цифровые технологии позволит решить следующие задачи:

  • обеспечить технологическую инфраструктуру реализации многопрограммного контента практически на всей территории Российской Федерации;
  • повысить эффективность использования орбитально - частотного ресурса и в частности обеспечить распространение в одном транспондере КА от 4-х до 6-ти телевизионных программ в цифровом стандарте;
  • реализовать создание спутниковых мультисервисных сетей с возможностью предоставления дополнительных услуг, таких как Интернет, мультимедиа и др.
  • сократить количество задействованных космических аппаратов для распределения радиотелевизионных программ на все регионы Российской Федерации с 10-ти до 3-х ;
  • предоставить операторским компаниям необходимый спутниковый ресурс.

 

Телевизионного вещания

 

Задачи перехода на цифровое вещание должны решаться в комплексе: весь тракт прохождения сигнала должен работать в цифровом формате, и обеспечение этой возможности необходимо сразу предусматривать в Программе

При переходе к цифровым технологиям вещания весьма актуальной становится проблема создания адекватной нормативно-правовой базы, обеспечивающей программные, технологические и юридические основы цифрового телевизионного вещания DVB. Практическое решение этой проблемы состоит в проведении разработки, согласования и утверждения группы национальных стандартов РФ системы цифрового вещания DVB и тем самым - дальнейшей гармонизации национальной нормативной базы с европейской.

Стандарты ETSI/DVB распространяются на любую форму высокоскоростного цифрового вещания, включая программы телевидения и звукового вещания, мультимедиа, данные, потоки с протоколами Интернет (IP). Полная номенклатура стандартов ETSI, охватывающая методы и алгоритмы построения систем и обработки сигналов в таких областях, как передача сигналов цифрового вещания, мультиплексирование цифровых потоков, кодирование источников программ, субтитрирование, интерактивный обмен, мультимедийные платформы, сопряжение систем, применение интернет-протоколов, ограничение доступа и измерения содержит свыше 70 стандартов и руководящих технических материалов.

Причем число европейских стандартов и отчетов ETSI/DVB по мере разработки новых технологий цифрового вещания неуклонно растет, а уже выпущенные стандарты обновляются и расширяются несколько раз в год.

Значительным преимуществом европейской системы DVB, принятой для внедрения в Российской Федерации, перед другими системами цифрового телевизионного вещания является то, что она разрабатывалась в рамках единого проекта и ее параметры были в максимальной степени унифицированы для всех систем. В настоящее время предусмотрено использование нескольких систем цифрового телевидения:

· Наземное цифровое телевидение DVB-T (и его разновидность, предназначенная для приема на переносные приемные средства «handheld», - DVB-H);

· Спутниковое цифровое телевидение DVB-S;

· Кабельное цифровое телевидение DVB-C.

 

В рамках настоящей концепции рассматриваются вопросы внедрения, относящиеся ко всем видам цифрового вещания.

В России в период до 2005 г. уже был разработан ряд национальных стандартов и других нормативных технических документов по цифровому телевизионному вещанию, которые сегодня находятся на этапе утверждения и публикации в Федеральной службе по техническому регулированию и метрологии России. Вместе с тем, многообразие систем под названием DVB и методов обработки и передачи сигналов в этих системах требуют дальнейшей непрерывной работы по их стандартизации в Российской Федерации. .

Для реализации основных положений Концепции предлагается сосредоточить усилия на следующих направлениях:

· разработать генеральную схему развития цифрового телевещания;

· продолжить внедрение цифровых технологий на спутниковых распределительных сетях;

· создать эфирные сети наземного цифрового телевизионного вещания;

· продолжить развитие мультисервисных сетей кабельного телевидения;

· подготовить производство и обеспечить изготовление профессионального и бытового оборудования для цифрового телевидения;

· обеспечить сети цифрового вещания радиочастотным ресурсом;

· разработать и утвердить национальные стандарты системы цифрового телевизионного вещания DVB и продолжить дальнейшую гармонизацию национальной нормативной базы с европейской;

· разработать и принять необходимые нормативно-правовые документы для реализации цифрового телевизионного вещания.

 

В России

 

Техническая основа существующей системы распространения телерадиопрограмм в аналоговом формате как единая технологическая система сформировалась к концу 80-х годов. К тому времени были построены мощные телевизионные и радиовещательные центры, тысячи ретрансляторов с соответствующей инфраструктурой (дороги, линии связи, электрические сети, водопровод и канализация, теплоснабжение), антенно-мачтовые сооружения. Для подачи программ на передатчики были сооружены радиорелейные и кабельные линии связи, задействована группировка отечественных спутников связи.

Однако к настоящему времени эта система морально и физически устарела, что потребовало ее полного обновления.

Вопрос обеспечения возможности дальнейшего развития многопрограммного телевидения и радиовещания напрямую связан с переходом на вещание в цифровом формате.

Переход к цифровому телевизионному вещанию сопряжен с заменой части действующего аналогового оборудования, обеспечивающего доведение телевизионного сигнала до абонента спутниковой, кабельной или эфирной сети.

Для приема цифровых сигналов абонентом также необходима замена аналоговых приемников на цифровые, либо дооснащение аналоговых телевизоров специальными сопрягающими приставками (set-to-box).

Важнейшей особенностью переходного периода является эксплуатационная поддержка и модернизация существующего оборудования для аналогового вещания, выработавшего к настоящему времени допустимые нормативные сроки эксплуатации.

Необходимый объём инвестиций на модернизацию аналогового парка государственного ТВ вещания (передатчики, сопутствующее профессиональное оборудование) составляет 10,0 млрд. рублей. При этом считается, что модернизация и замена эфирных передатчиков IV-V диапазона, начиная с 2006 г. должна осуществляется с применением гибридной технологии, позволяющей работать как в аналоговых, так и в цифровых сетях телевизион



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.107.77 (0.018 с.)