Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1. Основные категории и понятия социальной работы

Поиск

 

Практическое занятие рекомендуется проводить в виде контрольной работы для выяснения уровня овладения студентами тезаурусом основных категорий и понятий социальной работы.

Порядок проведения занятия:

1. Преподаватель разъясняет, что категории – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности, например, помощь, филантропия, социум и т.д. Понятие – обобщение и выделение предметов по специфическим признакам, например, социальное обеспечение, девиантное поведение и т.д. Под тезаурусом следует понимать словесное выражение понятий и категорий.

2. Преподаватель дает под запись следующие категории и понятия: 1. Помощь и взаимопомощь; 2. Филантропия; 3.Благо и благотворительность; 4. Социальная педагогика; 5. Социальная работа; 6. Андрогогика; 7. Герогогика; 8. Пенитенциарная педагогика; 9. Этнопедагогика; 10. Социум; 11. Социализация; 12.Социальная реабилитация и адаптация; 13. Безнадзорность и беспризорность; 14. Объект и субъект социальной помощи; 15. Менталитет; 16. Жертвы социализации (виктимология); 17. Макро-мезо-микро факторы социализации (перечислить основные характеристики каждого фактора);18. Маргинал; 19. Девиантное поведение; 20. Деликвентное и преступное поведение.

3. Преподаватель рекомендует раскрыть данные понятия в том порядке, в котором они изложены, пользуясь своими конспектами и рекомендованными учебниками по истории социальной работы. При этом нужно подчеркнуть ключевые слова в каждом понятии.

4. После проверки контрольных работ преподаватель делает анализ и оценку их выполнения. Оценка производится в форме: «зачет» – «незачет». Оценка «незачет ставится в том случае, если студент не ответил или ответил неполно на 5 или более вопросов, не выделил ключевые слова. Со студентами, получившими «незачет» проводится индивидуальная работа.

5. В ходе практической работы преподавателю рекомендуется проверить и оценить конспекты лекций у студентов.

 

Общие вопросы по подготовке и проведению семинарских занятий.

За неделю до семинара преподаватель доводит до студентов темы рефератов и вопросы семинара. Темы рефератов и вопросы семинара распределяются по личному желанию студентов, по рекомендации преподавателя или через старосту учебной группы. Рекомендуется обязательная и дополнительная литература к каждому семинару.

Перед началом каждого семинара преподаватель ставит познавательные задачи, акцентирует внимание студентов на ключевые проблемы социальной работы. Затем заслушиваются рефераты, на которые отводиться 10 минут. После рефератов идут доклады по вопросам семинара. Студенты с рефератом и со своими докладами выступают с трибуны, упражняясь в ораторском искусстве. После каждого выступления преподаватель подводит итоги, уточняет отдельные положения, оценивает коммуникативность студентов и просит студентов задавать вопросы докладчику.

Тема № 2. Архаичная филантропия.

Вопросы семинара:

1. Первые законодательные акты по оказанию помощи нуждающимся (Древние Шумеры, Египет).

2. Архаичная филантропия в Древней Греции, Риме, Индии и Китае.

3. Становление и развитие помощи и взаимопомощи в Древней Руси.

Темы рефератов:

1. Становление и развитие идеи блага.

2. Развитие идей помощи и поддержки нуждающихся после принятия христианства на Руси.

Литература:

1. Антология социальной работы: В 5 Т. /Сост. М.В Фирсов/ М.: 1994.

2. Бадя Л.В Благотворительность и меценатство В России: Краткий исторический очерк. М.: 1993.

3. Кузьмин К.В, Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века): Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005, - № изд, доп. И испр. – 624 с.

4. Литература Древнего Египта// История Всемирной литературы. М.: 1983.

5. Новые подходы в социальной работе и возможности непрерывного образования. Материалы международной конференции. – С-Пб: «Семантика - С», 2002 -296 с.]

6. Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. М., 1992.

7. Циткилов П.Я. История социальной работы. Учебное пособие для учащихся вузов/ П.Я. Циткилов.- Ростовн/Дону. 2008. «Феникс» -858с.

8. Ширшов В.Д. История социальной работы. Учебное пособие. Екатеринбург:- 2012 -252с.

 

Основные понятия: 1. Парадигма помощи. 2. Социоинтравертный и социоэкстравертный альтруизм. 3. Паттерн социального работника. 4. Благо. 5. Вервь. 6. Круг, колесо, обереги. 7. Трапезы, игрища, братчины. 8. Родовые почитания предков, тризны скудельницы. 9. Милость, милостыня, нищелюбие. 10. Инфатицид. 11. Реципроктные и редистрибутивные отношения. 12. Калики.

 

Тема № 3. Общественная благотворительность

 

Вопросы семинара:

1. Религиозно-общественная система

благотворительности. «Культура вины».

2. Деятельность военно-монашеских орденов (прошлое и настоящее).

3. Оформление государственных подходов к призрению в России.

 

Темы рефератов:

1. Становление образования в Средние века.

2. Идеи милосердия как источник спасения у Максима Грека.

 

Литература:

1. Антология социальной работы: В 5 Т. /Сост. М.В. Фирсов/. М.:1994.

2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 Т. М.: 1994.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвного большинства. М.: 1980.

4. Данилова Л.В. Сельская община в Средневековой Руси. М.: 1994.

5. Зеньковский В.В. История русской философии. Л.1991.

6. Клибанов А.И. Духовная культура Средневековой Руси. М., 1994.

7. Кузьмин К.В, Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века): Учебное пособие. – М: Академический Проект; Трикста, 2005, - № изд, доп. И испр. – 624 с.

8. Печников Б.А. «Рыцари церкви». Кто они? М., 1991.

9. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.,1998.

10. Циткилов П.Я. История социальной работы. Учебное пособие для учащихся вузов/ П.Я. Циткилов.- Ростовн/Дону. 2008. «Феникс» -858с.

11. Ширшов В.Д. История социальной работы. Учебное пособие. Екатеринбург. 2012. - 252с.

Основные понятия: 1. Полис; 2. «Культура стыда и вины»; 3. «Семь свободных искусств»; 4. «Дом Господа»; 5. Госпитальеры и тамплиеры; 6. Хоспис; 7. Семь рыцарских добродетелей; 8. Ктиторские монастыри; 9. Бельцы; 10. Секуляризация церковной власти.

Тема № 4. Социальное обеспечение

Вопросы семинара:

1.Эпоха Ренессанса и становление системы социального обеспечения.

2.Становление и развитие социального обеспечения в Западной Европе и США

(ХVI начало ХХ в.)

3.Становление государственной благотворительности в России.

Темы рефератов:

1. Методы индивидуальной и общинной социального обеспечения в Западной Европе и США.

2. Роль православия в образовании и воспитании в России.

Литература:

1. Армия спасения. Истоки и традиции, М., 1992.

2. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. М., 1993.

3. Егошина В.Н., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1994.

4. История социальной работы в России. VI. М., 1994.

5. Кузьмин К.В, Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века): Учебное пособие. – М: Академический Проект; Трикста, 2005, - № изд, доп. И испр. – 624 с.

6. Нищеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993.

7. Новые подходы в социальной работе и возможности непрерывного образования. Материалы международной конференции. – С-Пб: «Семантика - С», 2002 -296 с.

8. Циткилов П.Я. История социальной работы. Учебное пособие для учащихся вузов/ П.Я. Циткилов.- Ростовн/Дону. 2008. «Феникс» -858с.

9. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 1998.

10. Ширшов В.Д. История социальной работы. Екатеринбург, 2012 -252с..

Основные понятия: 1.Ренессанс; 2.Протестантизм;3. Профессиональное нищенство; 4. Пауперизм; 5. Феминистическое движение; 6. Зазорные младенцы; 7. Прошаки; 8. Гошпитали; 9. Работные и прядильные дома; 10. Богадельни; 11. Общества призрения.

Тема № 5. Социальная работа

Вопросы семинара:

1. Содержание четырех этапов развития социальной работы в США.

2. Развитие социальной работы в Западной Европе.

3. Общественное и частное призрение в России со второй половины Х1Х в. по 1917 г.

Темы рефератов:

1. Жизнь и деятельность Мери Ричмонд.

2. Международное женское движение.

3. Роль земских учреждений в образовании и здравоохранении в России.

Литература:

1. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. М., 1993.

2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. Монография. Под редакцией В.Г. Бочаровой. М.: Владос. 2004.368с.

3. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. М., 1997.

4. Зубанова С.Г. Православная церковь в России в Х1Х в.: социальный и духовно-культурный аспекты. М., 1995.

5. История социальной работы в России. VI. М., 1994.

6. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1998.

7. Кузьмин К.В, Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века): Учебное пособие. – М: Академический Проект; Трикста, 2005, - изд, доп. и испр. – 624 с.

8. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США.- М., 1992.

9. Исторические формы негосударственной социальной поддержки.//Социальная работа и гражданское общество. Коллективная монография. Под редакцией И.А. Григорьевой, А.А. Козлова, В.А. Самойловой. Международный проект. – Санкт-Петербург: 2006.- с.118-140.

10. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом /Сост. А.М. Панов. М., 1994.

11. Новые подходы в социальной работе и возможности непрерывного образования. Материалы международной конференции. – С-Пб: «Семантика - С», 2002 -296 с.

12. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М., 1998.

13. Ширшов В.Д. История социальной работы. Екатеринбург, 2012.

14. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в ХХ в. Историки мира спорят. М., 1994.

15. Энциклопедия социальной работы./Пер. с англ. М., 1994, в 3 Т.

16. Ярская-Смирнова, Е.Р. Феминистский подход к социальной работе/ Е.Р. Ярская-Смирнова. //Новые подходы в социальной работе и возможности непрерывного образования. Материалы международной конференции. – С-Пб: «Семантика - С», 2002 -296 с.

Основные понятия: 1. Социальная медицина; 2. Модели социальной работы; 3.Сеттльмент; 4. Криминогенность; 5. Кейсуорг; 6. Социальной планирование; 7. «Здоровое общество»; 8. Страхование; 9. Государственное вспомоществование; 10. Травматизм; 11. Жилищные субсидии; 12. Шефская работа; 13. Волонтеры; 14. Группы риска; 15. Эмансипация женщин; 16. Социально-культурная анимация; 17. Социальная инженерия; 18. Комьюните; 19. Супервизия; 20. Бюро приискания работы; 21. Фребелевское общество; 22. Институт сестер милосердия;; 23. Педология; 24. Народные университеты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.007 с.)