Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия малой группы и коллектива

Поиск

 

Психология и поведение человека существенно зависят от окружающей его социальной среды. Эта среда представляет собой сложно устроенное современное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общ­ности, называемые социальными группами. Среди них можно выде­лить большие, средние и малые социальные группы.

Большие социальные группы представлены государствами, нация­ми, народностями, партиями, классами, другими социальными общнос­тями, выделяемыми по социально-демографическим, профессиональ­ным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. В состав таких групп мо­гут входить десятки и сотни тысяч людей. Через эти группы опосредо­ванно осуществляется воздействие идеологии и политики общества на психологию составляющих их людей. Состав таких групп нестаби­лен, они, как правило, не имеют общей цели, и их члены не проживают в одном месте, не работают в одной организации.

Средней социальной группой называют людей, входящих в состав той или иной сравнительно небольшой социальной организации. Это могут быть учреждения, предприятия, воинские части, спортивные организации, фабрики, заводы и т. п., включающие в себя от несколь­ких сотен до нескольких тысяч человек. Такие группы характеризу­ются тем, что они существуют на более или менее постоянной основе, их участники осознают свою принадлежность к одной и той же группе (организации и т. п.) и отделяют себя и свою группу (организацию) от других подобных групп. Состав таких групп, кроме того, более или менее постоянен, а их члены, как правило, проживают в одном регио­не и работают в одной и той же организации.

Малая группа представляет собой небольшое количество людей, от 2-3 до 20-30 человек, выделяемых по следующим основным, общим для них признакам:

• наличие общего дела (цели, деятельности и т. п.);

• личное знание друг друга;

• непосредственное взаимодействие друг с другом;

• существование установившихся личных и деловых взаимоотно­шений между членами группы;

• наличие внутренней организованности группы, например при­сутствие лидера, распределение ролей, групповых норм и т. п.

Так понимаемая малая группа является непосредственным провод­ником влияния общества, больших и средних социальных групп на индивида. Она представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный те­зис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды точнее было бы сформулировать как идею о непосредственной зависимости личности, ее психологии и поведения от психологии, дей­ствий и отношений людей, принадлежащих к тем же самым малым группам, к которым принадлежит данная личность.

Впервые малая группа стала объектом научного экспериментально­го исследования в начале XX века (эксперименты Г. Оллпорта, В. Мё­де и В. М. Бехтерева, выполненные в течение первых двух десятиле­тий XX века), но особенно она привлекла к себе внимание ученых в середине XX столетия. К этому времени сложились основные на­правления изучения малых групп, которые будут рассмотрены далее.

Влияние малой группы на психологию и поведение человека как личности достаточно существенно и может проявляться в следующем.

1. В малой группе человек осваивает нормы поведения, которые по­зволяют ему стать полноправным членом общества, основанного на этих нормах (например, нормах права и морали).

2. В малой группе человек обнаруживает образцы и формы поведе­ния, подражая которым (осваивая которые) он оказывается спо­собным нормально взаимодействовать с другими людьми.

3. В различных малых группах человек осваивает необходимые ему для жизни знания, умения и навыки, формирует и развивает свои способности.

4. В малой группе человек обеспечивается обратной связью или инфор­мацией о том, как он выглядит со стороны, как воспринимают и оце­нивают его окружающие люди. В результате у человека складывает­ся представление о самом себе (образ «Я», или Я-концепция).

5. В малой группе человек получает моральную, материальную и иную поддержку (например, в своей семье или среди близких друзей).

6. В малой группе человек осваивает социальные роли. Благодаря это­му он оказывается способным брать на себя и выполнять различ­ные общественные роли: групповые и социальные.

7. В малой группе человек с помощью других людей и благодаря об­щению с ними удовлетворяет свои основные, жизненно важные со­циальные интересы и потребности.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общ­ность, которая выделяет и обособляет данную группу, делает ее отно­сительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться в разных вещах — от чисто внешних (например, территориальное объединение людей как соседей по месту жительства или партнеров по работе) до глубоких внутренних (на­пример, члены одной семьи). Мера психологической общности опре­деляет сплоченность малой группы — одну из основных характери­стик уровня ее социально-психологического развития.

Примерами малых групп являются семья, учебный класс, студен­ческие группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей и т. п. Все без исключения люди, живу­щие в современном обществе, являются членами каких-либо малых социальных групп, причем, как правило, не одной, а нескольких.

Не существует единого представления о ключевых признаках, на основе которых то или иное объединение людей можно считать малой группой. К примеру, М. Шоу, один из известных специалистов по групповой динамике, утверждает, что конституирующим признаком малой группы является взаимодействие между ее участниками. Одна­ко в связи с выделением такого признака сразу же возникает вопрос, как быть с так называемой номинальной группой, участники которой не взаимодействуют друг с другом. К примеру, сам Шоу утверждает, что пассажиры самолета не являются группой. Такое утверждение на­ходится в явном противоречии со всеми другими известными опре­делениями малой группы, согласно которым пассажиры любого вида транспорта, безусловно, выступают как реальная малая группа.

Какой бы из признаков мы ни взяли, всегда можно найти исключе­ния из него и показать, что у некоторых групп этот признак отсутству­ет. Отсюда следует, что в определение малой группы необходимо вклю­чать не те признаки, которые имеются у всех без исключения малых групп, а такие признаки, которые встречаются в малых группах чаще всего или с наибольшей вероятностью.

Существуют различные способы классификации малых групп, и в них могут использоваться следующие основные критерии: величина, состав (количественный и качественный), вид деятельности, время существо­вания, организованность, уровень развития и многое другое. Чаще все­го среди малых групп выделяются следующие разновидности: лаборатор­ные и естественные, случайные (временные, непостоянные по составу) и стационарные (постоянные по составу), формальные и неформаль­ные, группы низкого и группы высокого уровня развития, группы член­ства и референтные. В сравнении и в противоположность последним иногда выделяют и отдельно рассматривают индифферентные и анти­референтные малые группы.

Лабораторными называют малые группы, которые создаются с целью проведения какого-либо научного исследования. Это название подчер­кивает, что за пределами научной лаборатории, то есть в реальной жизни, такие группы, как правило, не существуют. Естественными называ­ют малые группы, которые возникают и существуют в обществе. Такие малые группы появляются и изменяются по мере развития общества.

Случайными именуют малые группы, которые собираются из слу­чайно оказавшихся в данном месте людей. Эти группы чаще всего яв­ляются временными, возникают и существуют в течение сравнитель­но короткого времени и создаются ради решения какой-либо частной задачи, а затем распадаются. Такой группой является, например, не­большая очередь, группа людей в автобусе, группа людей, собравших­ся вместе для того, чтобы понаблюдать какое-либо зрелище, группа прохожих, к которой обратились с просьбой оказать какую-либо сию­минутную услугу, и т. п.

Стационарная, или постоянная, — это такая группа, которая созда­на и существует длительное время, не прекращает свое существование и после того, как задача, поставленная в данный момент времени пе­ред ней, уже решена (предполагается, что есть определенная совокуп­ность задач, которые такая группа в течение длительного времени долж­на решать, причем эти задачи могут меняться, а группа как таковая продолжает существовать).

Формальными (официальными) называют малые группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистриро­ванные в нем, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных общественных (социальных) организаций. Таких групп в об­ществе достаточно много, и к ним можно отнести семью, учебные груп­пы, различные трудовые и другие коллективы. Положение, занимае­мое в обществе, функции и состав таких групп обычно определяются какими-либо нормативными актами.

Неформальными, или неофициальными, называют такие малые группы, которые не имеют официального статуса в обществе (не уза­конены соответствующими нормативными актами). К ним, например, относятся небольшие группы людей, случайно образовавшиеся в том или ином месте, группы друзей и т. п.

Малые группы низкого уровня развития — это такие, в которых отсутствуют или сравнительно слабо развиты признаки групповой структуры, в том числе — единая цель (задача), лидерство, распреде­ление ролей, система деловых и личных взаимоотношений. Группа низкого уровня развития, как правило, плохо справляется с возложен­ными на нее обязанностями.

Группами высокого уровня развития называют такие малые груп­пы, которые имеют высокоразвитую групповую структуру и благода­ря ей могут успешно справляться со стоящими перед ними задачами.

В отечественной психологии по сложившейся традиции такие группы принято называть коллективами.

Группа членства — это социальная группа, к которой человек реаль­но принадлежит. Чужими называют группы, к которым человек не при­надлежит, в жизни и деятельности которых он личного участия не при­нимает.

Референтными называют малые группы, которые являются наибо­лее значимыми для человека и оказывают на него наибольшее психо­логическое влияние. К такой группе человек не обязательно реально принадлежит, но может на нее ориентироваться. Члены референтной группы выступают для человека образцом для подражания. Индивид особенно дорожит личным участием в жизни и деятельности такой группы, если он на самом деле входит в ее состав.

Есть немало малых групп, которые никакого или почти никакого влияния на психологию и поведение человека не оказывают. Такие группы, в отличие от референтных, называют индифферентными, или безразличными. Антиреферентными являются малые группы, члены которых имеют взгляды и убеждения, противоположные собственным убеждениям и взглядам данного человека. Индифферентные и анти­референтные малые группы — это, как правило, такие, к которым че­ловек не принадлежит и стать членом которых он не желает.

В свою очередь, референтные группы делятся на следующие разно­видности: аспирационные, негативные и позитивные.

Аспирационная референтная группа — такая, к которой человек не принадлежит, но хотел бы принадлежать. Подобная группа оказывает более сильное влияние на убеждения и ценности человека, чем обыч­ная референтная группа. По отношению к такой группе человек ведет себя более конформно, чем по отношению к любым другим группам.

Негативная референтная группа представляет собой группу людей, которую человек использует в качестве отрицательного примера (не­гативного стандарта) и старается свои взгляды, ценности, интересы и отношения определять прямо противоположным этой группе спосо­бом. Понятие негативной референтной группы близко к определению антиреферентной группы. Позитивной называют такую референтную группу, на которую человек ориентируется как на положительный об­разец, стараясь согласовать с ней свои ценности, взгляды, убеждения, нормы и формы поведения.

Существуют многие другие разновидности малых групп, выделяе­мые и изучаемые в социальной психологии. Это, например, первичные и вторичные, горизонтальные и вертикальные, гетерогенные и гомоген­ные, дискуссионные и исполнительские, интерактивные и коактивные, маргинальные, нормативные, психотерапевтические (психокоррекционные) группы, группы равных и неравных и другие. Дадим и им крат­кие определения.

Первичная группа — это малая группа, состоящая из людей, имею­щих общую систему ценностей, общие цели, стандарты поведения и тес­ные межличностные контакты (хорошие личные взаимоотношения). К таким группам относятся, например, семья, группа друзей, микро­группа влюбленных друг в друга людей, небольшой коллектив, в кото­ром человек давно и с удовольствием работает, и т. д. Первичная группа является наиболее устойчивой малой социальной группой и способна, в отличие от других социальных групп, оказывать более сильное воз­действие на психологию, поведение и развитие человека. Первичная группа играет существенную роль в социализации человека.

Вторичная — это социальная группа, состоящая из людей, которые имеют сравнительно мало общего друг с другом, разделяют лишь некото­рые общие ценности и отдельные, общие для них формы стандартного поведения. Во всем остальном такая группа может существенно отличать­ся от себе подобных, в том числе по влиянию на психологию и поведение входящих в ее состав людей. Кроме того, такая группа намного менее зна­чима для формирования человека как личности, чем первичная группа.

Горизонтальная — это группа, собранная из людей, которые пред­ставляют один и тот же социальный класс или занимают одинаковое положение (имеют одинаковый статус) в обществе. Вертикальная груп­па представляет собой социальную группу, составленную из людей, занимающих в обществе разное положение с точки зрения их власти, влияния, материального положения и т. п., то есть имеющих в соот­ветствующем обществе различные социальные статусы.

Гетерогенная группа состоит из людей, существенно отличающих­ся друг от друга по своей психологии и поведению. Гомогенная группа представляет собой социальную группу, состоящую из похожих друг на друга по психологии и поведению людей.

Дискуссионной называют группу, основная цель которой заключает­ся в обсуждении и принятии решения по какому-либо вопросу. Испол­нительская — это группа, которая сама решения не принимает, но выполняет те решения, которые принимаются кем-либо, например членами другой социальной группы.

Интерактивной называют малую группу, в которой ее участники мо­гут свободно, без каких бы то ни было ограничений общаться и взаимо­действовать друг с другом в процессе совместной работы. Коактивная — это группа, в которой несколько человек в одно и то же время работают над решением какой-либо задачи, но при этом они непосредственно не общаются, не взаимодействуют друг с другом или же их межличност­ное общение во время решения задачи ограниченно.

Маргинальной называют социальную группу, состоящую из людей, которые по своей психологии и поведению находятся как бы между двух или нескольких разных культур, полностью не принадлежат ни к одной из них.

Нормативная — это социальная группа, которая используется для установления стандартов (норм), относительно которых, в свою оче­редь, оцениваются психология и поведение других людей.

Психотерапевтической, или психокорекционной, называют малую социальную группу, которая создается и используется в психотерапев­тических целях, например для лечения неврозов, исправления недо­статков в психологии и поведении людей.

Группа равных — это любая социальная группа, как правило малая, члены которой имеют одинаковый статус, то есть занимают примерно одинаковое положение в группе и обладают одинаковыми правами и обязанностями. Группа неравных — это группа людей, в которой су­ществует четкая иерархия (неравенство, соподчинение и т. д.) между ее членами, то есть такая группа, в которой разные члены занимают различное положение.

Существуют следующие основные направления исследований или подходы к изучению малых групп: социометрическое, интеракционис-тическое, стратометрическое, параметрометрическое, организацион­но-управленческое и тренинговое.

Социометрическое направление связано с изучением межличност­ных отношений в малой группе с помощью социометрии и на основе социометрической теории человеческих отношений, предложенной Я. Морено.

Интеракционистический подход ориентирован на исследование процесса межличностного взаимодействия членов группы при реше­нии ими какой-либо задачи. Этот подход в основном представлен в ра­ботах К. Левина и Р. Бейлза.

Стратометрический подход разработан А. В. Петровским и реализо­ван в стратометрической концепции коллектива. В нем в основном опи­сывается коллектив как группа высокого уровня развития и выделяются страты (слои) взаимоотношений. Таких страт (слоев) в стратометричес­кой концепции коллектива выделено три: отношения к содержанию сов­местной деятельности (первый, глубинный слой), отношения, опосред­ствованные содержанием совместной деятельности (второй, средний слой), и эмоционально непосредственные отношения (третий, или по­верхностный, слой).

Параметрометрический подход к коллективу разработан Л. И. У май­ским и его последователями. Здесь также обсуждаются структура и раз­витие группы как коллектива, выделяются уровни развития группы как коллектива и обращается внимание на динамические процессы, происходящие в группе по мере ее превращения в развитый коллектив. В качестве уровней развития группы называются диффузная группа, группа-кооперация, группа-корпорация и коллектив. Особое внима­ние в характеристике уровня развития группы как коллектива обра­щается на организованность (А. С. Чернышев) и эмоциональное един­ство (А. Н. Лутошкин).

Организационно-управленческий подход отличается тем, что ма­лая группа рассматривается как объект и субъект управления в реаль­но существующих организациях.

Наконец, тренинговый подход к изучению малых групп состоит в том, что в малой группе организуется и проводится социально-психологи­ческий тренинг, и она, с одной стороны, используется в психотерапев­тических или психокоррекционных целях, а с другой — становится объек­том научного изучения как реально существующая м&тая группа.

Группу в социальной психологии изучают также с точки зрения ее структуры и динамики. Под структурой малой группы понимается ее персональный состав и связи (отношения), существующие между чле­нами группы. Динамику малой группы представляют через происхо­дящие в группе социально-психологические процессы, включая те, которые связаны с развитием группы как коллектива или команды (последнее понятие является синонимом коллектива, используемым в зарубежной социальной психологии).

Структуру малой группы можно описывать по-разному: через ин­дивидуальные психологические особенности членов данной группы, через взаимоотношения, роли, исполняемые отдельными членами груп­пы, через систему общения и многое другое. Чаще всего структурные элементы малой группы определяются через такие понятия: величи­на, композиция, каналы коммуникаций, распределение ролей, лидер­ство, статусы и межличностные отношения.

Под величиной малой группы понимается количество людей, вхо­дящих в состав данной группы. Среди всех малых групп отдельно вы­деляют микрогруппы, включающие в свой состав двух-трех человек. В микрогруппах складываются наиболее близкие отношения между людьми. Микрогруппу, включающую двух человек, иногда также на­зывают диадой, а микрогруппу, включающую трех человек, — триадой.

Под композицией группы понимают ее индивидуальный состав, опре­деляемый по психологическим особенностям членов группы. Различают однородные (гомогенные) и разнородные (гетерогенные) по компози­ции группы. Однородные, или гомогенные, состоят из психологически похожих друг на друга людей, разнородные, или гетерогенные, включа­ют в свой состав психологически различных людей.

Каналами межличностных или групповых коммуникаций называ­ют сложившуюся в группе систему общения или обмена информацией между ее членами. Благодаря сложившейся в группе системе каналов коммуникаций члены группы могут обмениваться нужной информаци­ей друг с другом, взаимодействовать друг с другом в совместной дея­тельности.

Существуют разные системы каналов коммуникаций в группе. На рис. 1 представлены два основных вида структур каналов внут-ригрупповых коммуникаций: централизованная (А) и децентрализо­ванная (Б), а также некоторые их варианты, чаще всего встречающие­ся на практике.

Рис. 1. Типы и варианты структур внутригрупповых коммуникаций

 

Централизованные структуры каналов коммуникаций характеризу­ются тем, что в них один из членов группы всегда оказывается как бы на пересечении всех направлений передачи информации или взаимо­действия членов группы, находится в центре внимания всех и играет основную роль в организации групповой деятельности. Через такого человека в группе осуществляются взаимодействия и обмен инфор­мацией между другими членами группы.

На рис. 1, А показаны три варианта централизованной структуры: фронтальная, радиальная и иерархическая.

Фронтальная структура каналов коммуникаций (а) характеризует­ся тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не всту­пая в прямые контакты друг с другом, могут все же видеть друг друга. Это позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности.

Радиальный вариант централизованной структуры коммуникаций (б) отличается от фронтального тем, что участники совместной деятельно­сти в данном случае не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и в состоянии обмениваться информацией или взаимодействовать только через одно лицо, занимающее центральное положение в группе. Это затрудняет членам группы возможность вза­имодействовать друг с другом, оперативно учитывать поведение и реак­ции остальных членов группы. Однако такая система каналов коммуни­каций позволяет участникам группы работать вполне самостоятельно, независимо, выявляя собственную, индивидуальную позицию.

Отличительная особенность централизованной иерархической струк­туры коммуникаций (в) состоит в том, что здесь имеется несколько, как правило не менее двух, уровней соподчинения участников груп­пы, причем часть из них может непосредственно взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, а часть — нет. Межличност­ное общение каждого члена группы при этом ограничено, и коммуника­ции между ними могут осуществляться в основном с располагающими­ся рядом людьми (относящимися к одному уровню соподчиненности). На рис. 1 (в), где показана схема такой структуры коммуникаций, у индивида 1, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчине­ния, есть непосредственный помощник 2, которому, в свою очередь, подчинены три остальных участника. Индивид 1 взаимодействует с ин­дивидом 2, который имеет возможность общаться с теми, кто находит­ся на ступени 3.

Типичные варианты децентрализованных структур каналов комму­никаций, основное отличие которых от централизованных заключает­ся в коммуникативном равенстве всех участников, представлены на ри­сунке под буквой Б. Понятие «коммуникативное равенство» в данном случае означает, что каждый из членов группы внутри этих структур обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перераба­тывать и передавать информацию, вступая в открытое, неограниченное общение с товарищами по группе.

Цепной вариант этой структуры каналов коммуникаций (г) пред­ставляет собой систему общения, в которой межличностное взаимо­действие членов группы осуществляется как бы по цепочке. Каждый из участников, за исключением двух крайних, взаимодействует здесь с двумя соседями, а те, кто занимает крайние позиции, — только с од­ним. Эта структура каналов коммуникаций характерна, например, для конвейерной работы, получившей широкое распространение в про­мышленности.

Круговая структура коммуникаций (д) отличается от цепной. Во-первых, здесь одинаковыми возможностями располагают все без ис­ключения члены группы. Во-вторых, имеющаяся в их распоряжении информация может циркулировать между членами группы, дополнять­ся и уточняться. В-третьих, находясь лицом к лицу, участники такой структуры коммуникаций могут непосредственно наблюдать за реак­циями друг друга, учитывать их в своей работе.

Все обсуждавшиеся нами варианты структур коммуникаций в груп­пе являются в той или иной степени ограниченными. В них каждый из участников располагает или неравными возможностями для вступле­ния в непосредственное общение с остальными, или равными, но тем не менее ограниченными.

Наряду с рассмотренными структурами коммуникаций существует еще одна, которая называется полной, или неограниченной (е). В ней никаких препятствий для свободного межличностного общения и вза­имодействия участников нет и каждый член группы может совершен­но свободно общаться или взаимодействовать с остальными.

Распределением ролей называется совокупность прав и обязаннос­тей, в соответствии с которыми организуется взаимодействие и стро­ятся взаимоотношения членов группы друг с другом. В каждой группе складывается своя ролевая структура. Она представляет собой состав социальных ролей и их индивидуальное распределение между члена­ми соответствующей группы.

Лидерством называются отношения руководства — подчинения. Такие отношения складываются между лидером группы и остальны­ми ее участниками.

Одни и те же члены группы выполняют в ней различные функции и в характерных для нее системах отношений занимают неодинаковое положение. Социальные психологи пользуются понятиями «роль» и «статус» для более точной характеристики этих функций и места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений.

Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одоб­ряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию (выполняющего в ней ту или иную функцию). Роль может устанавливаться должностью, может избирать­ся самим членом группы (скажем, роль лидера или шута). Войдя в опре­деленную роль, человек в группе постепенно привыкает к ней, и другие члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной или избранной им роли. Принятая на себя или отведенная человеку роль во многом определяет восприятие и оценку этого чело­века другими членами группы, отношение к нему.

Статус человека в группе — это социально-психологическая харак­теристика его положения в системе внутригрупповых личных и дело­вых взаимоотношений, степень его авторитетности для остальных участников группы. Существуют различные виды статусов: избран­ный, предписанный, приобретенный, социометрический и социоэкономический.

Избранный статус — это положение, которое человек определил сам для себя, без принуждения или давления со стороны других членов группы. Предписанный статус — это положение человека в группе, определенное за него другими людьми, или статус, полученный им без каких бы то ни было усилий с его стороны, например по должности или по наследству. Приобретенным (заработанным, достигнутым) яв­ляется статус, который человек приобрел за счет собственных усилий, способностей, например за счет победы в соревновании с другими людьми. Социометрический — это статус человека, установленный с помощью социометрической методики.

Структуру малой социальной группы также можно представлять и описывать через взаимоотношения, которые складываются между членами группы. Так, например, ее можно характеризовать через де­ловые и личные взаимоотношения участников данной группы, офи­циальные и неофициальные, координационные и субординационные.

В динамике малой группы психологов прежде всего интересуют процессы, связанные с ее развитием. В данном случае под развитием понимается продвижение группы на пути ее превращения в высоко­развитый коллектив (команду).

Процесс развития группы, в свою очередь, изучается в рамках сле­дующих основных направлений: социометрического, групподинамического, стратометрического, параметрометрического, организацион­ного, нормативного, ролевого и социализационного. Дадим им краткую характеристику.

Социометрический подход акцентирует внимание на становлении и развитии личных взаимоотношений в группе, прежде всего взаим­ных симпатий и антипатий.

Групподинамический подход связан с изучением процессов станов­ления лидерства и деловых взаимоотношений.

Стратометрический подход к развитию малой группы основан на исследовании того, как в группе возникают различные слои (страты) взаимоотношений, описанные выше и характеризующие малую груп­пу как коллектив.

Параметрометрический подход отличается выделением и описанием уровней развития группы как коллектива. Здесь динамика группы рас­сматривается как ее прохождение через представленные выше уровни группового развития.

В организационном подходе к изучению группового развития дина­мика определяется с точки зрения становления ее внутренней структуры (организованности), обеспечивающей эффективную групповую работу.

Суть нормативного подхода состоит в обращении внимания на про­цесс возникновения, изменения и закрепления групповых норм.

Ролевой подход к развитию группы выражается в выделении ролей и их распределении между членами группы.

Специфика социализационного подхода к развитию малой группы заключается в изучении того, какое влияние группа оказывает на пси­хологическое развитие ее членов, на их личностный рост и адаптацию к социальным условиям.

В связи с тем что от уровня развития группы зависит ее работоспо­собность и степень влияния на людей, высокоразвитым группам в соци­альной психологии уделялось повышенное внимание, особенно в на­шей стране. Для того чтобы группа имела право назваться коллективом, она должна соответствовать высоким требованиям. Психологически развитой, как коллектив, считается такая малая группа, в которой сло­жилась система деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать кол­лективистскими. Они определяются через понятия ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффек­тивности и информированности (Р. С. Немов).

Ответственность трактуется как добровольное принятие членами коллектива на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека, независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены данного коллектива свои слова подтверждают делом, требо­вательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и не­удачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчи­няются дисциплине, интересы других людей ставят наравне со своими собственными интересами, по-хозяйски относятся к общему добру.

Под открытостью коллектива понимается способность устанавли­вать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской ос­нове взаимоотношения с другими коллективами или их представите­лями, а также с новичками внутри данного коллектива. Открытость высокоразвитого коллектива проявляется в оказании им разносторон­ней помощи другим коллективам, а также не членам своего коллекти­ва, отсутствие внутригруппового фаворитизма. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить на­стоящий, высокоразвитый коллектив от внешне похожих на него дру­гих социальных групп.

Коллективизм включает в себя постоянную заботу членов коллек­тива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает данный коллектив. Коллективизм — это также добрые тра­диции, уверенность каждого в своем коллективе. Чувство коллекти­визма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если заде­ты интересы всего коллектива. В настоящем коллективе все важные вопросы решаются сообща и по возможности при общем согласии.

Для подлинно коллективистских отношений характерна также кон­тактность. Она представляет собой хорошие личные, эмоционально благоприятные (дружеские, доверительные и другие) взаимоотноше­ния между членами коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и такт (тактичность). Такие взаимоот­ношения создают в коллективе благоприятный психологический кли­мат, спокойную и дружескую обстановку.

Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении между ними обязанно­стей, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность — это также способность членов коллектива самостоятельно обнаруживать и исправ­лять недостатки в работе и других групповых делах, предупреждать кон­фликты и оперативно решать возникающие проблемы. От организован­ности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.

Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание его чле­нами друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточно высокая информированность пред­полагает знание всеми членами коллектива задач, стоящих перед ним, содержания и результатов его работы, положительных и отрицатель­ных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит и хорошее зна­ние членами коллектива друг друга как личностей.

Эффективность понимается как успешность решения коллективом поставленных перед ним задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является так называе­мый сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться более высоких результатов в рабо­те, чем тех, которых могут достичь такое же количество людей, работа­ющих независимо друг от друга и не объединенных друг с другом сис­темой описанных выше коллективистских отношений.

Содержание понятия «коллектив», введенного в научный оборот в отечественной социальной психологии еще в начале XX века, со вре­менем менялось, так как это понятие представляло собой не только психологическое, но и идеологическое явление. Оно несло в себе от­печаток тех социальных условий, в которых зарождалась, жила и раз­вивалась малая группа, называемая коллективом.

Если сравнить между собой те определения коллектива, которые давались учеными в первые годы после Октябрьской революции, когда еще существовал плюрализм политических взглядов и гуманитарные науки еще не находились под прессом единственной, коммунистичес­кой идеологии, с теми определениями коллектива, которые появились позднее, в 30-е годы, то между ними можно обнаружить значительные различия. Например, в определении коллектива, предложенном в свое время В. М. Бехтеревым, не подчеркивался приоритет коллективного начала над индивидуальным, общества над личностью, не содержалось идеи доминирования коллектива над личностью и не было утвержде­ния о необходимости обязательного подчинения личности коллекти­ву. Все это проявилось позднее, в трудах А. С. Макаренко, которые создавались в другое время — в годы советской власти в сталинские времена, под прямым идеологическим давлением возникшей к этому времени в Советском Союзе тоталитарной системы.

В переходный момент истории нашей страны, н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.022 с.)