Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия малой группы и коллективаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психология и поведение человека существенно зависят от окружающей его социальной среды. Эта среда представляет собой сложно устроенное современное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общности, называемые социальными группами. Среди них можно выделить большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по социально-демографическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. В состав таких групп могут входить десятки и сотни тысяч людей. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии и политики общества на психологию составляющих их людей. Состав таких групп нестабилен, они, как правило, не имеют общей цели, и их члены не проживают в одном месте, не работают в одной организации. Средней социальной группой называют людей, входящих в состав той или иной сравнительно небольшой социальной организации. Это могут быть учреждения, предприятия, воинские части, спортивные организации, фабрики, заводы и т. п., включающие в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Такие группы характеризуются тем, что они существуют на более или менее постоянной основе, их участники осознают свою принадлежность к одной и той же группе (организации и т. п.) и отделяют себя и свою группу (организацию) от других подобных групп. Состав таких групп, кроме того, более или менее постоянен, а их члены, как правило, проживают в одном регионе и работают в одной и той же организации. Малая группа представляет собой небольшое количество людей, от 2-3 до 20-30 человек, выделяемых по следующим основным, общим для них признакам: • наличие общего дела (цели, деятельности и т. п.); • личное знание друг друга; • непосредственное взаимодействие друг с другом; • существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы; • наличие внутренней организованности группы, например присутствие лидера, распределение ролей, групповых норм и т. п. Так понимаемая малая группа является непосредственным проводником влияния общества, больших и средних социальных групп на индивида. Она представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды точнее было бы сформулировать как идею о непосредственной зависимости личности, ее психологии и поведения от психологии, действий и отношений людей, принадлежащих к тем же самым малым группам, к которым принадлежит данная личность. Впервые малая группа стала объектом научного экспериментального исследования в начале XX века (эксперименты Г. Оллпорта, В. Мёде и В. М. Бехтерева, выполненные в течение первых двух десятилетий XX века), но особенно она привлекла к себе внимание ученых в середине XX столетия. К этому времени сложились основные направления изучения малых групп, которые будут рассмотрены далее. Влияние малой группы на психологию и поведение человека как личности достаточно существенно и может проявляться в следующем. 1. В малой группе человек осваивает нормы поведения, которые позволяют ему стать полноправным членом общества, основанного на этих нормах (например, нормах права и морали). 2. В малой группе человек обнаруживает образцы и формы поведения, подражая которым (осваивая которые) он оказывается способным нормально взаимодействовать с другими людьми. 3. В различных малых группах человек осваивает необходимые ему для жизни знания, умения и навыки, формирует и развивает свои способности. 4. В малой группе человек обеспечивается обратной связью или информацией о том, как он выглядит со стороны, как воспринимают и оценивают его окружающие люди. В результате у человека складывается представление о самом себе (образ «Я», или Я-концепция). 5. В малой группе человек получает моральную, материальную и иную поддержку (например, в своей семье или среди близких друзей). 6. В малой группе человек осваивает социальные роли. Благодаря этому он оказывается способным брать на себя и выполнять различные общественные роли: групповые и социальные. 7. В малой группе человек с помощью других людей и благодаря общению с ними удовлетворяет свои основные, жизненно важные социальные интересы и потребности. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность, которая выделяет и обособляет данную группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться в разных вещах — от чисто внешних (например, территориальное объединение людей как соседей по месту жительства или партнеров по работе) до глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность малой группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития. Примерами малых групп являются семья, учебный класс, студенческие группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей и т. п. Все без исключения люди, живущие в современном обществе, являются членами каких-либо малых социальных групп, причем, как правило, не одной, а нескольких. Не существует единого представления о ключевых признаках, на основе которых то или иное объединение людей можно считать малой группой. К примеру, М. Шоу, один из известных специалистов по групповой динамике, утверждает, что конституирующим признаком малой группы является взаимодействие между ее участниками. Однако в связи с выделением такого признака сразу же возникает вопрос, как быть с так называемой номинальной группой, участники которой не взаимодействуют друг с другом. К примеру, сам Шоу утверждает, что пассажиры самолета не являются группой. Такое утверждение находится в явном противоречии со всеми другими известными определениями малой группы, согласно которым пассажиры любого вида транспорта, безусловно, выступают как реальная малая группа. Какой бы из признаков мы ни взяли, всегда можно найти исключения из него и показать, что у некоторых групп этот признак отсутствует. Отсюда следует, что в определение малой группы необходимо включать не те признаки, которые имеются у всех без исключения малых групп, а такие признаки, которые встречаются в малых группах чаще всего или с наибольшей вероятностью. Существуют различные способы классификации малых групп, и в них могут использоваться следующие основные критерии: величина, состав (количественный и качественный), вид деятельности, время существования, организованность, уровень развития и многое другое. Чаще всего среди малых групп выделяются следующие разновидности: лабораторные и естественные, случайные (временные, непостоянные по составу) и стационарные (постоянные по составу), формальные и неформальные, группы низкого и группы высокого уровня развития, группы членства и референтные. В сравнении и в противоположность последним иногда выделяют и отдельно рассматривают индифферентные и антиреферентные малые группы. Лабораторными называют малые группы, которые создаются с целью проведения какого-либо научного исследования. Это название подчеркивает, что за пределами научной лаборатории, то есть в реальной жизни, такие группы, как правило, не существуют. Естественными называют малые группы, которые возникают и существуют в обществе. Такие малые группы появляются и изменяются по мере развития общества. Случайными именуют малые группы, которые собираются из случайно оказавшихся в данном месте людей. Эти группы чаще всего являются временными, возникают и существуют в течение сравнительно короткого времени и создаются ради решения какой-либо частной задачи, а затем распадаются. Такой группой является, например, небольшая очередь, группа людей в автобусе, группа людей, собравшихся вместе для того, чтобы понаблюдать какое-либо зрелище, группа прохожих, к которой обратились с просьбой оказать какую-либо сиюминутную услугу, и т. п. Стационарная, или постоянная, — это такая группа, которая создана и существует длительное время, не прекращает свое существование и после того, как задача, поставленная в данный момент времени перед ней, уже решена (предполагается, что есть определенная совокупность задач, которые такая группа в течение длительного времени должна решать, причем эти задачи могут меняться, а группа как таковая продолжает существовать). Формальными (официальными) называют малые группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистрированные в нем, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных общественных (социальных) организаций. Таких групп в обществе достаточно много, и к ним можно отнести семью, учебные группы, различные трудовые и другие коллективы. Положение, занимаемое в обществе, функции и состав таких групп обычно определяются какими-либо нормативными актами. Неформальными, или неофициальными, называют такие малые группы, которые не имеют официального статуса в обществе (не узаконены соответствующими нормативными актами). К ним, например, относятся небольшие группы людей, случайно образовавшиеся в том или ином месте, группы друзей и т. п. Малые группы низкого уровня развития — это такие, в которых отсутствуют или сравнительно слабо развиты признаки групповой структуры, в том числе — единая цель (задача), лидерство, распределение ролей, система деловых и личных взаимоотношений. Группа низкого уровня развития, как правило, плохо справляется с возложенными на нее обязанностями. Группами высокого уровня развития называют такие малые группы, которые имеют высокоразвитую групповую структуру и благодаря ей могут успешно справляться со стоящими перед ними задачами. В отечественной психологии по сложившейся традиции такие группы принято называть коллективами. Группа членства — это социальная группа, к которой человек реально принадлежит. Чужими называют группы, к которым человек не принадлежит, в жизни и деятельности которых он личного участия не принимает. Референтными называют малые группы, которые являются наиболее значимыми для человека и оказывают на него наибольшее психологическое влияние. К такой группе человек не обязательно реально принадлежит, но может на нее ориентироваться. Члены референтной группы выступают для человека образцом для подражания. Индивид особенно дорожит личным участием в жизни и деятельности такой группы, если он на самом деле входит в ее состав. Есть немало малых групп, которые никакого или почти никакого влияния на психологию и поведение человека не оказывают. Такие группы, в отличие от референтных, называют индифферентными, или безразличными. Антиреферентными являются малые группы, члены которых имеют взгляды и убеждения, противоположные собственным убеждениям и взглядам данного человека. Индифферентные и антиреферентные малые группы — это, как правило, такие, к которым человек не принадлежит и стать членом которых он не желает. В свою очередь, референтные группы делятся на следующие разновидности: аспирационные, негативные и позитивные. Аспирационная референтная группа — такая, к которой человек не принадлежит, но хотел бы принадлежать. Подобная группа оказывает более сильное влияние на убеждения и ценности человека, чем обычная референтная группа. По отношению к такой группе человек ведет себя более конформно, чем по отношению к любым другим группам. Негативная референтная группа представляет собой группу людей, которую человек использует в качестве отрицательного примера (негативного стандарта) и старается свои взгляды, ценности, интересы и отношения определять прямо противоположным этой группе способом. Понятие негативной референтной группы близко к определению антиреферентной группы. Позитивной называют такую референтную группу, на которую человек ориентируется как на положительный образец, стараясь согласовать с ней свои ценности, взгляды, убеждения, нормы и формы поведения. Существуют многие другие разновидности малых групп, выделяемые и изучаемые в социальной психологии. Это, например, первичные и вторичные, горизонтальные и вертикальные, гетерогенные и гомогенные, дискуссионные и исполнительские, интерактивные и коактивные, маргинальные, нормативные, психотерапевтические (психокоррекционные) группы, группы равных и неравных и другие. Дадим и им краткие определения. Первичная группа — это малая группа, состоящая из людей, имеющих общую систему ценностей, общие цели, стандарты поведения и тесные межличностные контакты (хорошие личные взаимоотношения). К таким группам относятся, например, семья, группа друзей, микрогруппа влюбленных друг в друга людей, небольшой коллектив, в котором человек давно и с удовольствием работает, и т. д. Первичная группа является наиболее устойчивой малой социальной группой и способна, в отличие от других социальных групп, оказывать более сильное воздействие на психологию, поведение и развитие человека. Первичная группа играет существенную роль в социализации человека. Вторичная — это социальная группа, состоящая из людей, которые имеют сравнительно мало общего друг с другом, разделяют лишь некоторые общие ценности и отдельные, общие для них формы стандартного поведения. Во всем остальном такая группа может существенно отличаться от себе подобных, в том числе по влиянию на психологию и поведение входящих в ее состав людей. Кроме того, такая группа намного менее значима для формирования человека как личности, чем первичная группа. Горизонтальная — это группа, собранная из людей, которые представляют один и тот же социальный класс или занимают одинаковое положение (имеют одинаковый статус) в обществе. Вертикальная группа представляет собой социальную группу, составленную из людей, занимающих в обществе разное положение с точки зрения их власти, влияния, материального положения и т. п., то есть имеющих в соответствующем обществе различные социальные статусы. Гетерогенная группа состоит из людей, существенно отличающихся друг от друга по своей психологии и поведению. Гомогенная группа представляет собой социальную группу, состоящую из похожих друг на друга по психологии и поведению людей. Дискуссионной называют группу, основная цель которой заключается в обсуждении и принятии решения по какому-либо вопросу. Исполнительская — это группа, которая сама решения не принимает, но выполняет те решения, которые принимаются кем-либо, например членами другой социальной группы. Интерактивной называют малую группу, в которой ее участники могут свободно, без каких бы то ни было ограничений общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе совместной работы. Коактивная — это группа, в которой несколько человек в одно и то же время работают над решением какой-либо задачи, но при этом они непосредственно не общаются, не взаимодействуют друг с другом или же их межличностное общение во время решения задачи ограниченно. Маргинальной называют социальную группу, состоящую из людей, которые по своей психологии и поведению находятся как бы между двух или нескольких разных культур, полностью не принадлежат ни к одной из них. Нормативная — это социальная группа, которая используется для установления стандартов (норм), относительно которых, в свою очередь, оцениваются психология и поведение других людей. Психотерапевтической, или психокорекционной, называют малую социальную группу, которая создается и используется в психотерапевтических целях, например для лечения неврозов, исправления недостатков в психологии и поведении людей. Группа равных — это любая социальная группа, как правило малая, члены которой имеют одинаковый статус, то есть занимают примерно одинаковое положение в группе и обладают одинаковыми правами и обязанностями. Группа неравных — это группа людей, в которой существует четкая иерархия (неравенство, соподчинение и т. д.) между ее членами, то есть такая группа, в которой разные члены занимают различное положение. Существуют следующие основные направления исследований или подходы к изучению малых групп: социометрическое, интеракционис-тическое, стратометрическое, параметрометрическое, организационно-управленческое и тренинговое. Социометрическое направление связано с изучением межличностных отношений в малой группе с помощью социометрии и на основе социометрической теории человеческих отношений, предложенной Я. Морено. Интеракционистический подход ориентирован на исследование процесса межличностного взаимодействия членов группы при решении ими какой-либо задачи. Этот подход в основном представлен в работах К. Левина и Р. Бейлза. Стратометрический подход разработан А. В. Петровским и реализован в стратометрической концепции коллектива. В нем в основном описывается коллектив как группа высокого уровня развития и выделяются страты (слои) взаимоотношений. Таких страт (слоев) в стратометрической концепции коллектива выделено три: отношения к содержанию совместной деятельности (первый, глубинный слой), отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности (второй, средний слой), и эмоционально непосредственные отношения (третий, или поверхностный, слой). Параметрометрический подход к коллективу разработан Л. И. У майским и его последователями. Здесь также обсуждаются структура и развитие группы как коллектива, выделяются уровни развития группы как коллектива и обращается внимание на динамические процессы, происходящие в группе по мере ее превращения в развитый коллектив. В качестве уровней развития группы называются диффузная группа, группа-кооперация, группа-корпорация и коллектив. Особое внимание в характеристике уровня развития группы как коллектива обращается на организованность (А. С. Чернышев) и эмоциональное единство (А. Н. Лутошкин). Организационно-управленческий подход отличается тем, что малая группа рассматривается как объект и субъект управления в реально существующих организациях. Наконец, тренинговый подход к изучению малых групп состоит в том, что в малой группе организуется и проводится социально-психологический тренинг, и она, с одной стороны, используется в психотерапевтических или психокоррекционных целях, а с другой — становится объектом научного изучения как реально существующая м&тая группа. Группу в социальной психологии изучают также с точки зрения ее структуры и динамики. Под структурой малой группы понимается ее персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы. Динамику малой группы представляют через происходящие в группе социально-психологические процессы, включая те, которые связаны с развитием группы как коллектива или команды (последнее понятие является синонимом коллектива, используемым в зарубежной социальной психологии). Структуру малой группы можно описывать по-разному: через индивидуальные психологические особенности членов данной группы, через взаимоотношения, роли, исполняемые отдельными членами группы, через систему общения и многое другое. Чаще всего структурные элементы малой группы определяются через такие понятия: величина, композиция, каналы коммуникаций, распределение ролей, лидерство, статусы и межличностные отношения. Под величиной малой группы понимается количество людей, входящих в состав данной группы. Среди всех малых групп отдельно выделяют микрогруппы, включающие в свой состав двух-трех человек. В микрогруппах складываются наиболее близкие отношения между людьми. Микрогруппу, включающую двух человек, иногда также называют диадой, а микрогруппу, включающую трех человек, — триадой. Под композицией группы понимают ее индивидуальный состав, определяемый по психологическим особенностям членов группы. Различают однородные (гомогенные) и разнородные (гетерогенные) по композиции группы. Однородные, или гомогенные, состоят из психологически похожих друг на друга людей, разнородные, или гетерогенные, включают в свой состав психологически различных людей. Каналами межличностных или групповых коммуникаций называют сложившуюся в группе систему общения или обмена информацией между ее членами. Благодаря сложившейся в группе системе каналов коммуникаций члены группы могут обмениваться нужной информацией друг с другом, взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности. Существуют разные системы каналов коммуникаций в группе. На рис. 1 представлены два основных вида структур каналов внут-ригрупповых коммуникаций: централизованная (А) и децентрализованная (Б), а также некоторые их варианты, чаще всего встречающиеся на практике. Рис. 1. Типы и варианты структур внутригрупповых коммуникаций
Централизованные структуры каналов коммуникаций характеризуются тем, что в них один из членов группы всегда оказывается как бы на пересечении всех направлений передачи информации или взаимодействия членов группы, находится в центре внимания всех и играет основную роль в организации групповой деятельности. Через такого человека в группе осуществляются взаимодействия и обмен информацией между другими членами группы. На рис. 1, А показаны три варианта централизованной структуры: фронтальная, радиальная и иерархическая. Фронтальная структура каналов коммуникаций (а) характеризуется тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не вступая в прямые контакты друг с другом, могут все же видеть друг друга. Это позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности. Радиальный вариант централизованной структуры коммуникаций (б) отличается от фронтального тем, что участники совместной деятельности в данном случае не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и в состоянии обмениваться информацией или взаимодействовать только через одно лицо, занимающее центральное положение в группе. Это затрудняет членам группы возможность взаимодействовать друг с другом, оперативно учитывать поведение и реакции остальных членов группы. Однако такая система каналов коммуникаций позволяет участникам группы работать вполне самостоятельно, независимо, выявляя собственную, индивидуальную позицию. Отличительная особенность централизованной иерархической структуры коммуникаций (в) состоит в том, что здесь имеется несколько, как правило не менее двух, уровней соподчинения участников группы, причем часть из них может непосредственно взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, а часть — нет. Межличностное общение каждого члена группы при этом ограничено, и коммуникации между ними могут осуществляться в основном с располагающимися рядом людьми (относящимися к одному уровню соподчиненности). На рис. 1 (в), где показана схема такой структуры коммуникаций, у индивида 1, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник 2, которому, в свою очередь, подчинены три остальных участника. Индивид 1 взаимодействует с индивидом 2, который имеет возможность общаться с теми, кто находится на ступени 3. Типичные варианты децентрализованных структур каналов коммуникаций, основное отличие которых от централизованных заключается в коммуникативном равенстве всех участников, представлены на рисунке под буквой Б. Понятие «коммуникативное равенство» в данном случае означает, что каждый из членов группы внутри этих структур обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию, вступая в открытое, неограниченное общение с товарищами по группе. Цепной вариант этой структуры каналов коммуникаций (г) представляет собой систему общения, в которой межличностное взаимодействие членов группы осуществляется как бы по цепочке. Каждый из участников, за исключением двух крайних, взаимодействует здесь с двумя соседями, а те, кто занимает крайние позиции, — только с одним. Эта структура каналов коммуникаций характерна, например, для конвейерной работы, получившей широкое распространение в промышленности. Круговая структура коммуникаций (д) отличается от цепной. Во-первых, здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Во-вторых, имеющаяся в их распоряжении информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В-третьих, находясь лицом к лицу, участники такой структуры коммуникаций могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе. Все обсуждавшиеся нами варианты структур коммуникаций в группе являются в той или иной степени ограниченными. В них каждый из участников располагает или неравными возможностями для вступления в непосредственное общение с остальными, или равными, но тем не менее ограниченными. Наряду с рассмотренными структурами коммуникаций существует еще одна, которая называется полной, или неограниченной (е). В ней никаких препятствий для свободного межличностного общения и взаимодействия участников нет и каждый член группы может совершенно свободно общаться или взаимодействовать с остальными. Распределением ролей называется совокупность прав и обязанностей, в соответствии с которыми организуется взаимодействие и строятся взаимоотношения членов группы друг с другом. В каждой группе складывается своя ролевая структура. Она представляет собой состав социальных ролей и их индивидуальное распределение между членами соответствующей группы. Лидерством называются отношения руководства — подчинения. Такие отношения складываются между лидером группы и остальными ее участниками. Одни и те же члены группы выполняют в ней различные функции и в характерных для нее системах отношений занимают неодинаковое положение. Социальные психологи пользуются понятиями «роль» и «статус» для более точной характеристики этих функций и места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений. Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию (выполняющего в ней ту или иную функцию). Роль может устанавливаться должностью, может избираться самим членом группы (скажем, роль лидера или шута). Войдя в определенную роль, человек в группе постепенно привыкает к ней, и другие члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной или избранной им роли. Принятая на себя или отведенная человеку роль во многом определяет восприятие и оценку этого человека другими членами группы, отношение к нему. Статус человека в группе — это социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых личных и деловых взаимоотношений, степень его авторитетности для остальных участников группы. Существуют различные виды статусов: избранный, предписанный, приобретенный, социометрический и социоэкономический. Избранный статус — это положение, которое человек определил сам для себя, без принуждения или давления со стороны других членов группы. Предписанный статус — это положение человека в группе, определенное за него другими людьми, или статус, полученный им без каких бы то ни было усилий с его стороны, например по должности или по наследству. Приобретенным (заработанным, достигнутым) является статус, который человек приобрел за счет собственных усилий, способностей, например за счет победы в соревновании с другими людьми. Социометрический — это статус человека, установленный с помощью социометрической методики. Структуру малой социальной группы также можно представлять и описывать через взаимоотношения, которые складываются между членами группы. Так, например, ее можно характеризовать через деловые и личные взаимоотношения участников данной группы, официальные и неофициальные, координационные и субординационные. В динамике малой группы психологов прежде всего интересуют процессы, связанные с ее развитием. В данном случае под развитием понимается продвижение группы на пути ее превращения в высокоразвитый коллектив (команду). Процесс развития группы, в свою очередь, изучается в рамках следующих основных направлений: социометрического, групподинамического, стратометрического, параметрометрического, организационного, нормативного, ролевого и социализационного. Дадим им краткую характеристику. Социометрический подход акцентирует внимание на становлении и развитии личных взаимоотношений в группе, прежде всего взаимных симпатий и антипатий. Групподинамический подход связан с изучением процессов становления лидерства и деловых взаимоотношений. Стратометрический подход к развитию малой группы основан на исследовании того, как в группе возникают различные слои (страты) взаимоотношений, описанные выше и характеризующие малую группу как коллектив. Параметрометрический подход отличается выделением и описанием уровней развития группы как коллектива. Здесь динамика группы рассматривается как ее прохождение через представленные выше уровни группового развития. В организационном подходе к изучению группового развития динамика определяется с точки зрения становления ее внутренней структуры (организованности), обеспечивающей эффективную групповую работу. Суть нормативного подхода состоит в обращении внимания на процесс возникновения, изменения и закрепления групповых норм. Ролевой подход к развитию группы выражается в выделении ролей и их распределении между членами группы. Специфика социализационного подхода к развитию малой группы заключается в изучении того, какое влияние группа оказывает на психологическое развитие ее членов, на их личностный рост и адаптацию к социальным условиям. В связи с тем что от уровня развития группы зависит ее работоспособность и степень влияния на людей, высокоразвитым группам в социальной психологии уделялось повышенное внимание, особенно в нашей стране. Для того чтобы группа имела право назваться коллективом, она должна соответствовать высоким требованиям. Психологически развитой, как коллектив, считается такая малая группа, в которой сложилась система деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Они определяются через понятия ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности (Р. С. Немов). Ответственность трактуется как добровольное принятие членами коллектива на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека, независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены данного коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят наравне со своими собственными интересами, по-хозяйски относятся к общему добру. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками внутри данного коллектива. Открытость высокоразвитого коллектива проявляется в оказании им разносторонней помощи другим коллективам, а также не членам своего коллектива, отсутствие внутригруппового фаворитизма. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить настоящий, высокоразвитый коллектив от внешне похожих на него других социальных групп. Коллективизм включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает данный коллектив. Коллективизм — это также добрые традиции, уверенность каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы всего коллектива. В настоящем коллективе все важные вопросы решаются сообща и по возможности при общем согласии. Для подлинно коллективистских отношений характерна также контактность. Она представляет собой хорошие личные, эмоционально благоприятные (дружеские, доверительные и другие) взаимоотношения между членами коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и такт (тактичность). Такие взаимоотношения создают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружескую обстановку. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении между ними обязанностей, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность — это также способность членов коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки в работе и других групповых делах, предупреждать конфликты и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива. Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание его членами друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточно высокая информированность предполагает знание всеми членами коллектива задач, стоящих перед ним, содержания и результатов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит и хорошее знание членами коллектива друг друга как личностей. Эффективность понимается как успешность решения коллективом поставленных перед ним задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является так называемый сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться более высоких результатов в работе, чем тех, которых могут достичь такое же количество людей, работающих независимо друг от друга и не объединенных друг с другом системой описанных выше коллективистских отношений. Содержание понятия «коллектив», введенного в научный оборот в отечественной социальной психологии еще в начале XX века, со временем менялось, так как это понятие представляло собой не только психологическое, но и идеологическое явление. Оно несло в себе отпечаток тех социальных условий, в которых зарождалась, жила и развивалась малая группа, называемая коллективом. Если сравнить между собой те определения коллектива, которые давались учеными в первые годы после Октябрьской революции, когда еще существовал плюрализм политических взглядов и гуманитарные науки еще не находились под прессом единственной, коммунистической идеологии, с теми определениями коллектива, которые появились позднее, в 30-е годы, то между ними можно обнаружить значительные различия. Например, в определении коллектива, предложенном в свое время В. М. Бехтеревым, не подчеркивался приоритет коллективного начала над индивидуальным, общества над личностью, не содержалось идеи доминирования коллектива над личностью и не было утверждения о необходимости обязательного подчинения личности коллективу. Все это проявилось позднее, в трудах А. С. Макаренко, которые создавались в другое время — в годы советской власти в сталинские времена, под прямым идеологическим давлением возникшей к этому времени в Советском Союзе тоталитарной системы. В переходный момент истории нашей страны, н
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.19 (0.017 с.) |