Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие малой группы и ее структураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возникновение и образование малых групп может сильно различаться от типа группы. Образование формальных групп происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в данной группе. В этом случае правильнее говорить о включении индивидов в существующую или формирующуюся группу. Вхождение индивида в ту или иную формальную группу диктуется потребностями, не связанными напрямую с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Образование неформальных групп, напротив, происходит чаще всего на основе потребностей индивидов в общении. Поэтому в образовании неформальных групп большую роль играют эмоциональная привлекательность и психологическая совместимость людей. При этом основными механизмами, способствующими объединению людей в неформальные группы, являются идентификация, эмпатия, рефлексия и аттракция в процессе общения. Результаты исследований показывают (Поздняков, 1992), что отмеченные особенности формирования формальных и неформальных групп могут существенно влиять на специфику складывающихся взаимоотношений в малых группах. Так, в условиях изменения формы собственности на предприятиях эти взаимоотношения сильно зависели от того, формировались ли эти группы добровольно (с учетом желания работников работать вместе) или по формальному признаку. В первом случае совместная деятельность сопровождалась усилением групповой сплоченности, во втором — усилением дезинтегративных тенденций вплоть до распада группы. После образования группы как формальной, так и неформальной, наступает процесс развития малой группы. В современной социальной психологии этот процесс понимается как процесс закономерной смены этапов с различными доминирующими тенденциями во внутригрупповых отношениях (объединения или интеграции и разъединения или дифференциации). В отечественной социальной психологии изучению процессов развития малых групп, начиная с А. С. Макаренко, уделялось большое внимание (А. В. Петровский, Л. И. Уманский, Р. Л. Кричевский, Р. Л. Дубовская и др.). Так, Л. И. Уманский (1980) указал на стадии развития группы по степени интегрированности в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками развития группы являются: • направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей); • организованность (подготовленность к выполнению совместной деятельности); • коммуникативность (интеллектуальная, волевая и эмоциональная); • стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, референтность, психологический климат, формы лидерства, внутри- и межгрупповая активность. Стадии развития группы условно можно фиксировать как положение точки на континууме. Высшей точкой этого континуума является коллектив, характеризующийся единством направленности, организованности и коммуникативности, а низшей — группа-конгломерат (только что сформированная группа людей, у которой отсутствуют все эти признаки). На этом континууме Л. И. Уманский предлагает выделять следующие этапы развития группы: • номинальная группа (формальное объединение людей для решения поставленных социальных задач); • группа-ассоциация (начато межличностного объединения на основе эмоциональных отношений); • группа-кооперация (высокий уровень единства в деловых отношениях); • группа-автономия (высокий уровень единства как в деловых, так и в эмоциональных отношениях); • группа-корпорация (изоляция и концентрация активности ее членов только на узкогрупповых целях). Особенностью коллектива как высшего уровня развития группы является его интеграция с другими группами на основе направленности на более общие и широкие социально значимые цели. Динамика развития коллектива — это сложный процесс, содержащий как периоды быстрою продвижения по соответствующим этапам, так и периоды длительного пребывания на одном уровне и даже его снижение. При этом отношения в группе могут характеризоваться антипатией, конфликтностью и агрессивностью как формами проявления дезинтеграции. В концепции коллектива, разработанной А. В. Петровским, развитие группы оценивается по двум критериям: степени опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности и степени ее социальной значимости. По первому критерию развитие группы определяется на континууме от диффузной группы (случайное объединение людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых подчинены целям совместной деятельности и опосредованы ею. По второму критерию выделяются группы с положительной и отрицательной направленностью. Развитие группы характеризуется изменением ее свойств по обоим параметрам. При этом возможна регрессия отношений (изменение социальной направленности с положительной на отрицательную или узкогрупповую). На основе изменения свойств группы по этим параметрам возможна соответствующая классификация реально существующих групп. В западной социальной психологии также предложены разные модели развития группы. Так, Б. Такмен (цит. по Кричевскому, Дубовской, 1991) предложил модель развития группы на основе разграничения двух сфер групповой активности — деловой и межличностной. В сфере деловой активности выделяются следующие этапы: 1) ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения; 2) эмоциональные реакции и противодействие требованиям, предъявляемым членам группы в связи с решением задачи; 3) открытый обмен информацией для достижения взаимопонимания и поиска способов решения задачи; 4) принятие решения и совместные действия по его реализации. В сфере межличностной активности выделяются: 1) взаимная ориентировка членов группы на действия друг друга и выработка взаимоприемлемого поведения; 2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия; 3) преодоление разногласий и конфликтов и развитие групповой сплоченности; 4) возникновение функционально-ролевой согласованности; соответствующей содержанию групповой задачи. В обеих сферах изменения протекают взаимосвязанно, а возникающие конфликты рассматриваются как механизмы группового развития. Процессы взаимодействия и развития малых групп приводят к различным типам исходов: к формированию групповых структур. Во-первых, члены группы становятся лично знакомы и известны друг другу. Развиваются чувства симпатии и антипатии и формируется более или менее стабильная структура социоэмоциональных отношений и предпочтений. Во-вторых, благодаря групповой композиции члены группы распределяются по позициям большего или меньшего доминирования и по степени вклада в реализацию и выполнение групповых задач и целей. Если ко времени формирования групповой композиции структура влияния, лидерства или структура социальной власти не сформировалась, то часто группа проходит период борьбы за власть. В ряде случаев члены группы «отбирают» друг у друга формальные роли и зачастую формальные роли подкрепляются неформальными, такими, как «болтун», «помощник», «молчун», «насмешник» и другие. В-третьих, в целевых группах наиболее значимым результатом, по определению, является выполнение задачи, достижение групповой цели. Это может быть оценено на основе нескольких качественных или количественных критериев. И, наконец, в-четвертых, формирование групповых структур и достижение групповых целей связано с удовлетворением — неудовлетворением личных потребностей и потребностей, связанных с выполнением задач членов группы, которые, в свою очередь, связаны в большей или меньшей мере со сплоченностью группы. Под структурой малой группы понимается совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, экономических, управленческих), и структуру связей, обусловленных общением и психологическими отношениями (структуру эмоциональных отношений, коммуникативную, ролевую и неформально-статусную структуры). Вслед за Э. Мэйо при исследовании формальных групп и организаций принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Формальная (или официальная) структура группы — это совокупность устойчивых связей и отношений между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов), обеспечивающими группе целостность и самотождественность. Основным элементом формальной структуры являются прежде всего производственные отношения. В определенных границах формальная структура группы остается неизменной, несмотря на то, что ее элементы меняют свои свойства, исчезают и появляются вновь (упразднение должностей, текучесть кадров и т. д.). Неформальная (или неофициальная) структура — это реально складывающиеся в группе или организации устойчивые связи, взаимоотношения, структура общения и взаимного влияния. Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии — количественного измерения эмоциональных отношений в малых группах (симпатии, неприязни, безразличия), предложенный Дж. Морено. Как вид специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) социометрия была разработана в исследованиях по разрешению конфликтов в малых группах. Она получила большое распространение и применение среди социальных психологов и социологов во многих странах. Современные социально-психологические исследования малых групп и коллективов почти всегда включают социометрию в качестве основного или дополнительного метода изучения групп. В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее типичным является выделение социометрической (неформально-статусной), коммуникативной и ролевой структур, а также структуры власти и влияния. Социометрическая структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, межличностной привлекательности — отталкивания, популярности и непопулярности. Основными характеристиками социометрической структуры малой группы, выявляемыми при помощи социометрии, являются: • социометрический статус членов группы, т. е. положение, которое они занимают в системе межличностных предпочтений и отклонений; • характеристики взаимных предпочтений и отклонений; • наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных предпочтений, и характер отношений между ними; • относительное число взаимных предпочтений (так называемая социометрическая сплоченность группы). Графическое отображение структуры межличностных выборов и отвержений в группе называется социограммой, пример которой представлен на рис. 4.1. А. централизованные
Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются: • положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); • частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; • тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»). Примеры типов коммуникативных структур приведены на рис. 4.2. В группах с централизованными коммуникативными структурами прием и передача информации осуществляются через одного индивида, занимающего центральную позицию. Это способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач. В группах с децентрализованными коммуникативными структурами участие индивидов в коммуникационном процессе распределено более равномерно. Такие группы успешнее решают сложные и творческие задачи, в них выше удовлетворенность индивидов членством в группе. Так, в ряде экспериментальных исследований (Фашо, Московиси, Бейвелис, Ливитт и др.) было показано, что централизованные коммуникативные сети способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные — более высокой удовлетворенности членов группы. Было выявлено, что для решения простых задач, имеющих одно верное решение, более предпочтительны централизованные сети, а для решения сложных задач, требующих творческих усилий, — децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач. Ролевая структура малой группы — это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т. е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. С этой точки зрения при анализе группового решения задач часто выделяются различные типы лидеров: «генератор идей», «эксперт», «критик», «организатор», «мотиватор» и другие. В целом при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Одна из возможных классификаций подобных ролей приведена в табл. 4.1 (адаптировано из книги К. Рудестам. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 1997). Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются членами группы в групповом взаимодействии. Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность связей между индивидами, характеризующая направленность и интенсивность их взаимного влияния в групповых взаимодействиях. Власть является необходимым элементом жизнедеятельности любой социальной системы (и малой группы в том числе). Ее содержанием является подчинение воле носителей власти всех субъектов данной системы. Основными слагаемыми структуры социальной власти выступают роли носителей власти и подчиненных. Позиции каждого из этих слагаемых в ролевой структуре власти противоположны и неравнозначны. Роли властвующих выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных. Роли подчиненных по линии субординации зависят от ролей властвующих и по своему содержанию сводятся к актам повиновения воле, декретируемой сверху. Носителями тех или иных ролей во властных отношениях могут быть отдельные индивиды или коллективы. Существуют различные способы реализации властных ролей — физическое и психическое принуждение, приемы убеждения и поошре_ ния (материального или нематериального), использование авторитета (престижа самой роли властвующих, ее символики, конкретно носителей власти) и т. д. Эти методы и приемы на практике применяются все вместе, хотя, смотря по обстоятельствам, может превалировать один из них. Властные отношения — это всегда отношения двухсторонние. Это предполагает, с одной стороны, изъявление воли носителя власти, с другой — непременное повиновение подчиненных этой воле. Следовательно, властные отношения и власть как таковая наличествуют в действительности только тогда, когда «сомкнуты» обе стороны этого отношения (Мамут, 1995). Поэтому в специальной литературе в зависимости от способа осуществления влияния выделяют различные виды социальной власти: легитимной (законной), экспертной, референтной, вознаграждения, принуждения и др. Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в основе руководства группой как официально закрепленного социального влияния, если речь идет о формальной организованной группе, и неофициального (неформального), в основе которого лежит феномен лидерства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.140.232 (0.011 с.) |