Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы и стадии социализации личности

Поиск

На осуществление процесса социализации оказывает влияние большое количество разнообразных факторов, которые, в самом общем виде, могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики, во вторую — индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые индивидуально-психологическими особенностями личности, своеобразием ее жизненного пути.

К социальным факторам обычно относят макро-, меза- и микрофакторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т. п. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.

Макрофакторы — это те социальные и природные условия развития и социализации личности, которые обусловлены ее проживанием в составе больших социальных общностей, таких, как страна, государство (в обыденном понимании это часто синонимы). Сюда же относится культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации человека, которая охватывает все стороны жизни: биологическую (сон, еда, отдых, сексуальная сфера и т. д.), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения — орудий труда, пищи, одежды, жилья), духовную (язык, речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезафакторы — это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины. В число этих факторов можно включить этнос (нация), который определяется как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности. Еще один мезофактор — это региональные условия, условия, характерные для социализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей своп отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие). Тип поселения (деревня, село, поселок, город, область) в силу определенных причин также придает своеобразие социализации проживающих в нем людей. Огромное влияние на процесс социализации оказывают средства коммуникации (печать, радио, телевидение, театр и кино), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие аудитории (Крысько, 2001).

К микрофакторам, определяющим протекание социализации, можно отнести те институты общества, которые осуществляют сам процесс и для которых человек оказывается прежде всего объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.). Вторые, неформальные институты, имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность и т. д.). Цели и способы воздействий формальных и неформальных институтов социализации часто не совпадают, вследствие чего возникает борьба между ними. Результаты этой борьбы носят различный характер: здесь и «дети улицы» как свидетельство поражения семьи и школы в борьбе с «референтными» группами улицы; правонарушители и бунтовщики (подлинные, по убеждениям или мнимые) объяснение «двойной морали» граждан, отражающей разные системы ценностей, существующие в обществе. Уже упоминалось о том. что в разные отрезки своего жизненного цикла человек по-разному реагирует на социальные воздействия. К этому можно добавить и изменяющуюся роль различных институтов социализации в течение жизни индивида (Социальная психология: Учебное пособие, 2002).

Индивидуально-личностные факторы социализации личности не менее значимы. Эта сторона социализации отражает вклад, который вносит сам человек в свою социализацию в силу собственных индивидуально-психологических особенностей. С точки зрения психологии, социализация, как уже упоминалось ранее, не может рассматриваться как простое механическое отражение личностью непосредственно испытанного пли полученного в результате наблюдения социального опыта. Человек выступает здесь как активный субъект этого процесса, поэтому усвоение этого опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. Соответственно разные личности могут вынести из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. На результаты социализации будет оказывать влияние прежде всею уровень развития интеллектуальной сферы личности, который зависит от способностей адекватно и критично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвергался человек.

По существу социализация представляет собой процесс формирования личности. Она начинается с момента рождения индивида и продолжается в течение всей ею жизни, хотя в старости этот процесс приобретает иногда регрессивный характер. Социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной, образно говоря, она относится по типу к процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. Изучением разных аспектов социализации особенно плотно занимаются возрастная и педагогическая психология, патопсихология и психология личности как раздел общей психологии, а также социальная психология. При этом социальных психологов больше всего интересуют такие проблемы, как:

а) социально-психологические явления, формирующие личность (общение, совместная деятельность, общественное мнение, общественные настроения, мода, социально-психологический климат и т. д.);

б) специальные социально-психологические средства воздействия на человека (пропаганда, агитация, реклама и др.) и механизмы их функционирования (внушение, подражание, заражение);

в) черты личности, возникающие под непосредственным воздействием общественных отношений;

г) социальные институты, непосредственно связанные с воспитанием личности (семья, школа, общественные организации, производственный коллектив и т. д.).

Однако, несмотря на то, что объектом исследований отечественных социальных психологов является весь период социализации индивида, особое внимание они уделяют все-таки тому этапу развития, на котором его личность уже в основном определилась. Отсюда и своеобразное разделение процесса социализации на возрастные периоды, в которых его социально-психологическая сторона имеет явно выраженную специфику. В советский период отечественные психологи делали акцепт на связи этапов социализации с активной деятельностью человека и выделяли дотрудовую социализацию (ранняя социализация — период до поступления ребенка в школу и стадия обучения), трудовую (период активной профессиональной деятельности) и после трудовую (после выхода на пенсию). Психоаналитический подход увязывает стадии социализации с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека и утверждает, что основные личностные характеристики формирует первичная социализация (до 4—5 лет). В современных периодизациях социализацию рассматривают в более широком контексте (Социальная психология: Учебное пособие: 2002). При этом выделяют: первый или ранний период, охватывающий первые 12 лет жизни человека; второй период — между 12 и 18 годами; третий период, занимающий всю оставшуюся жизнь.

С психологической точки зрения, для раннего периода социализации характерна недостаточная развитость интеллектуальной сферы индивида, в результате чего социализирующие воздействия воспринимаются им неосознанно или недостаточно осознанно. Усваивается, прежде всего, оценочное отношение к тем или иным социальным объектам без должных представлений об их сущности и смысле. Психологическими механизмами усвоения соответствующих воздействий являются страх наказания, желание заслужить одобрение, подражание, идентификация с родителями и т. д. Особенность социально-психологической стороны процесса социализации в ранний период заключается в том, что в нормальных условиях сначала единственным, а затем доминирующим институтом социализации является семья. С 3—4 лет начинает оказывать свое влияние на ребенка телевидение, с 6—7 лет в процесс включаются школа и «группы сверстников», друзья.

Второй период социализации отличается в психологическом плане завершенностью формирования мыслительных способностей и быстрым развитием основных сфер личности. В социально-психологическом плане происходит расширение круга социальных связей и отношений, а также изменение роли и авторитета различных институтов социализации.

К третьему периоду основная система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии различных социальных влияний, его основным институтом социализации становится собственный жизненный опыт, включая опыт социальных отношений.

Понятно, что возрастные вехи данных периодов весьма относительны и для каждого человека определяются конкретными условиями его развития и социального окружения. Например, такие критические события в жизни общества и самого индивида, как война, экономический крах, потеря близких людей, всегда влияют на становление его личности, а иногда приводят к радикальным изменениям всей сложившейся системы ценностей и социальных установок. К сказанному следует добавить, что возрастные периоды социализации, ее психологическая и социально-психологическая стороны составляют в жизни единый сложный процесс, различные элементы которого системно связаны, взаимозависимы и оказывают взаимное влияние.

Данное представление о периодах социализации позволяет лучше понять основные социально-психологические проблемы этого процесса. Однако оно оставляет как бы за кадром его непосредственное содержание. В этой связи есть смысл обратиться к попытке периодизации процесса формирования личности, предпринятой известным американским психологом Эриком Эриксоном.

В соответствии с его взглядами молодые люди и взрослые, осознавшие себя как личность, рассматривают себя, прежде всего, как самостоятельных индивидов, отличающихся от других. Понятие «индивидуальность» в данном случае тождественно понятию «личность», оно выражает необходимость и потребность осознавать себя как нечто отличное от окружающих людей, несмотря на определенное сходство с ними. С этим тесно связано желание воспринимать себя как целостную натуру. Когда речь идет о целостности натуры, имеется в виду как наличие индивидуальных особенностей, так и внутреннее единство, правильное сочетание потребностей личности, мотивации и манеры поведения. Чтобы иметь правильное представление о себе, молодому человеку также необходимо ощущать себя во времени. Для того чтобы молодой человек мог понять свою целостность, он должен чувствовать непрерывную последовательность процесса собственного становления за долгие годы детства: того, чем он стал за это время, и того, чем он может стать в процессе будущего развития (Эриксон. Развитие личности ребенка. М.: Прогресс, 1987).

Согласно Эриксону. осознание себя требует психологической взаимности — т. е. соответствия между представлением человека о себе и тем, как его воспринимают окружающие и чего они от него хотят. Это утверждение о связи самовосприятия с социальной реальностью имеет большое значение. Оно подчеркивает, что, если молодой человек не принят обществом или даже каким-либо отдельным лицом, это может сильно помешать ему в утверждении собственного Я.

Эриксон предложил пересмотреть основные положения Фрейда о стадиях развития личности. По его мнению, Фрейд придавал излишне большое значение чисто биологическим, в частности сексуальным факторам развития, и недооценивал роль воспитания, социальных отношений и воздействия культуры на развитие личности. Эриксон также считает, что серьезные изменения развития могут происходить и вне периода детства. Он предложил восемь стадий развития, охватывающих всю жизнь человека. Эта теория имела особенно большое значение для исследований в области психологии юношеского и более позднего возраста.

Каждая из восьми стадий развития определена той проблемой или кризисной ситуацией, которая должна быть разрешена для дальнейшего беспрепятственного течения процесса развития. Основная задача первой стадии — установление доверия к окружающему миру. Эриксон считан, что у детей она возникает тогда, когда их мир оказывается непротиворечивым и предсказуемым, т. е. когда они накормлены, согреты и обласканы.

Для второй стадии характерно противоречие между развивающейся автономией, с одной стороны, и продолжающейся зависимостью — с другой. Дети рано начинают утверждать свою самостоятельность: они говорят «нет», позволяют себе ходить и бегать там, где им хочется, и т. д. Эриксон считал, что ребенку надо дать почувствовать свою самостоятельность, что не следует проявлять излишнюю строгость или тем более грубость по отношению к нему. Если ребенок постоянно сталкивается с неодобрением своего поведения, у него могут зародиться сомнения в самой возможности делать что-либо самостоятельно.

Третья стадия развития начинается с возникновением конфликта между инициативой и чувством вины. Ребенок ставит перед собой новые задачи, планирует новые виды деятельности. Согласно Эриксону, главной опасностью этого периода является возможность возникновения у ребенка чувства вины за совершаемые им действия. Именно на этой стадии родители могут заметить повышенный интерес детей к вопросам пола.

На четвертой стадии в первые школьные годы ребенку приходится искать решение конфликта между трудолюбием и чувством собственной неполноценности. Дети, поступая в школу, начинают выполнять определенные задания и приобретать соответствующие навыки. Важно, чтобы ребенок и этот период почувствовал уверенность в себе. Если же он не все успевает или у него постоянно что-то не получается, эго может привести к возникновению чувства неполноценности.

Основной трудностью пятой стадии — юношеского возраста — является противоречие между формированием чувства идентичности и ролевой неопределенностью. Молодой человек пытается составить из элементов характера, унаследованного от детского возраста, целостную личность и выбрать ту или иную профессию. Результатом неудачного решения может быть неправильное определение своего места в жизни или диффузии личности (т. е. нарушение способности объединять в одно целое собственные личностные черты). Эриксон отмечает, что формирование личности происходи], вероятно, по-разному у юношей и девушек, поскольку в дальнейшем общество предписывает им разные роли. Он считает выбор профессии более важным для формирования личности юноши, тогда как девушка может сконцентрировать свое внимание на роли жены и матери. Изменения, происшедшие за последние годы в представлениях о назначении ц роли женщины, побудили многих психологов пересмотреть это утверждение, включив профессиональную ориентацию в процесс формирования личности девушек.

На шестой стадии, при переходе от юности во взрослый возраст, основным является разрешение противоречия между интимностью, формированием близких отношении и тенденцией человека к изоляции. В этот период должны быть выработаны навыки установления взаимоотношений между людьми на основе терпимости. Кто не сумеет правильно установить такие взаимоотношения, может оказаться в психологической изоляции и иметь только поверхностные отношения с окружающими. Наиболее важным типом отношений, согласно Эриксону, являются отношения между полами на основе взаимной привязанности и преданности. Однако это положение теории было подвергнуто сомнению как неоправданно суженное многими исследователями, считающими, что существует ряд других, не менее важных и имеющих большую моральную ценность отношений.

На седьмой стадии у взрослого человека средних лет может возникнуть конфликт между стремлением к созидательной деятельности и склонностью к стабильности. Способность к созиданию — это не только возможность иметь детей, но и способность творчески относиться к жизни. Без ощущения такой возможности человек, согласно Эриксону, пребывает в состоянии стабильности, он больше не развивается.

На восьмой стадии возникает конфликт между цельностью личности и отчаянием. У целостных натур существует ощущение порядка и значимости жизни, чувство удовлетворения тем, чего они достигли, существует и ощущение причастности к мировой культуре. Отчаяние может возникнуть вследствие страха смерти или недовольства прожитой жизнью.

Процесс формирования личности включает в себя развитие представления о собственном Я как об особой, разнящейся с другими индивидуальности. В свою очередь чувство собственного Я во многом зависит не только от самовосприятия личности, но и от восприятий окружающих ее людей, а также от степени совпадения самооценки и внешних оценок индивида.

Поиски собственного Я делаются особенно напряженными в период юности. Именно тогда происходят бурные процессы изменения психологии, физиологии, полового созревания, меняется процесс познания, возникают новые потребности интеллектуального и общественного характера, когда человек ищет свое призвание. Молодого человека начинает поэтому интересовать, как его воспринимают окружающие, насколько их представления о нем совпадают с его собственным и как можно совместить и использовать в будущем все ранее приобретенное.

В некоторых случаях в процессе формирования личности происходит ранняя фиксация восприятия себя, что мешает развитию потенциальных возможностей самооценки. Молодые люди, остановившиеся преждевременно в ее выработке, как правило, в большей степени полагаются на оценку окружающих, обычно они больше опираются на авторитет, стремятся быть похожими на других и поэтому теряют независимость. Они больше интересуются традиционными ценностями, реже размышляют самостоятельно, более спокойны, лучше вписываются в стереотип, более поверхностны, не имеют глубоких привязанностей как к людям своего, так и противоположного пола. Хотя они и не отличаются от своих сверстников по уровню интеллектуального развития, у них нет гибкости мышления, они не могут адекватно реагировать в стрессовых ситуациях, когда необходимо принять самостоятельное решение. Их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Обычно отношения с родителями у таких людей бывают хорошими, в особенности отношения между сыновьями и отцами, они принимают моральные оценки родителей, однако не без определенного нажима со стороны последних. Основной задачей родителем в подобных случаях может быть стремление привить ребенку единственное желание — быть не хуже других.

Другие люди, наоборот, в юношеском возрасте слишком долго и мучительно ищут свой путь. Иногда им так и не удается окончательно и правильно разобраться в себе, они не могут найти себя, определить свое место в жизни, долго остаются неприкаянными. Такие молодые люди обычно страдают комплексом неполноценности, их моральные опенки неустойчивы. Они не могут is полной мере нести ответственность за свои поступки. Они бывают импульсивны, непоследовательны, проявляют склонность к употреблению наркотиков. Их отношения с людьми хаотичны и поверхностны, они не имеют постоянных привязанностей и не признают что-либо для себя обязательным. Как правило, они отвергают образ жизни родителей, но ничего собственного взамен предложить не в состоянии.

В большинстве случаев, однако, поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста, приводят к полноценному становлению личности. Обычно у молодых людей, прошедших через них, наблюдается большая самостоятельность, более творческое отношение к делу и более совершенное мышление по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности протекал легко. Они в большей степени ощущают свою полоролевую принадлежность, более положительно оценивают себя, имеют крепкие моральные устои. Они сохраняют добрые отношения с родителями, но в основном независимы от своих семей.

Формы становления личности могут значительно отличаться как у отдельных людей, так и у тех или иных групп молодежи. Это зависит от взаимоотношений между детьми и родителями, от воздействия культуры данного общества, от происходящих в общественной жизни изменений. В примитивных обществах, где существует лишь небольшой набор ролей для всего взрослого населения, а изменения в жизни незначительны, процесс формирования личности не бывает особенно сложным. Но в быстро меняющемся обществе, где существует большой набор ролей и назначений человека, поиск своего Я может оказаться трудным и продолжительным.

Здесь уместно упомянуть близкое к социализации понятие психологической (социально-психологической) адаптации, отметив, что эти процессы взаимозависимы, взаимообусловлены, но не тождественны. Социализация личности, как уже говорилось, — это формирование и становление личности через овладение социальным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.135 (0.013 с.)